Урок №8 (в теме) Тема. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции




Скачать 61.12 Kb.
НазваниеУрок №8 (в теме) Тема. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции
Дата публикации10.08.2013
Размер61.12 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Физика > Урок
Урок № 8 (в теме)

Тема. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции.

Цели: основываясь на демонстрации опыта Фарадея, подвести учащихся к

выводу о явлении электромагнитной индукции. Рассмотреть условие

существования индукционного тока. Охарактеризовать индукционное

электрическое поле и его свойства. Систематизировать знания

учащихся по различным видам полей. В воспитательных целях

познакомить учащихся с практическим применением явления

электромагнитной индукции и для повышения интереса к изучению

физики. В целях развития научного мировоззрения, раскрыть

причинно – следственные связи в изучаемом материале: переменное

магнитное поле → индукционное электрическое поле →

электродвижущая сила → индукционный ток.

^ Тип урока. Комбинированный

Оборудование: катушка, постоянные магниты, гальванометр, портреты Фарадея, Ампера, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организация класса (2 мин.)

Учитель. Здравствуйте, ребята! Закройте глаза. Представьте себе, что у вас длинный – предлинный нос, совсем как в Буратино. Теперь с закрытыми глазами "напишите" кончиком этого носика в воздухе свое имя. А мы увидим, у кого лучше всего выйдет.

  1. Проверка домашнего задания (4 мин.)

Проводится фронтально по вопросам к параграфу 29:

  1. Опишите устройство и принцип действия приборов магнитоэлектрической системы.

  2. Отличается ли устройство и принцип действия амперметров и вольтметров?

  3. Опишите устройство и принцип действия измерительных приборов электромагнитной системы.

  4. Опишите устройство и принцип действия громкоговорителя.

Критерии выставления оценки:

  • Физическая грамотность при изложении материала;

  • Логическая последовательность в рассказе;

  • Полнота ответа.

(оценки выставляются не только тем учащимся, которые отвечали на вопросы, но и тем, кто дополнял ответы)

Оценить ответы предлагается учащимся с кратким анализом оценки.

  1. ^ Постановка учебной проблемы (3 мин.)

Класс объединяется в группы.

Учитель. А. С. Пушкину принадлежат следующие строки:

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Именно так можно сказать об открытии, которое мы сегодня с вами сделаем. Физики – это очень пытливые люди. Давайте вспомним, что открыл Эрстед и подтвердил Ампер?

^ Ответ. Что вокруг проводника с током существует магнитное поле. Значит, источником магнитного поля являются движущиеся заряды.

Учитель. Совершенно верно. А теперь в течение 30 секунд я прошу обсудить в группах следующий вопрос: какой логически необходимый вопрос задали себе физики?

Ответ. А нельзя ли с помощью магнитного поля получить электрический ток?

  1. ^ Изучение нового материала (15 мин.)

Учитель Я очень рада, что у нас в классе есть настоящие физики. Давайте попробуем сделать открытие, на которое у Фарадея ушло 10 лет. Какие бы приборы и материалы вы предложили взять для опыта?

Ответ Постоянные магниты, так как они являются источником магнитного поля, и катушку, так как силовые линии магнитной индукции замкнуты и необходимо выбрать замкнутый контур.

^ Опыт. Собирается цепь, состоящая из катушки и демонстрационного гальванометра. Внутрь катушки вводится магнит.

Вывод: при внесении и вынесении постоянного магнита в катушку, наблюдается отклонении стрелки гальванометра, то есть в цепи существует электрический ток.

Учитель. Что регистрирует гальванометр?

Ответ. Электрический ток

Учитель. Но в цепи нет источника тока. Что же это за ток?

^ Ответ. Источником этого тока является магнитное поле.

Учитель. Давайте продолжим опыт (поворачивает магниты внутри катушки. Гальванометр не регистрирует наличие тока).

^ Ответ. Магнитное поле должно быть переменным.

Учитель. Совершенно верно. Молодцы. Вы сделали физическое открытие. Ток, возникающий в замкнутой катушке под действием переменного магнитного поля, называется индукционным. Попробуйте построить логическую цепочку появления индукционного электрического тока. На обсуждение дается 2 минуты. Чья группе будет готова, возьмитесь все за руки и поднимите их.

^ Ответ. Переменное магнитное поле → индукционное электрическое поле → электродвижущая сила → индукционный ток.

Учитель. Каковы условия существования электрического тока?

^ Ответ. 1. наличие в среде свободных электрических зарядов
2. создание в среде электрического поля.

Учитель. Поле, которое создает индукционный электрический ток, назвали индукционным. Давайте попробуем охарактеризовать свойства этого поля. Прошу вас открыть таблицу характеристик полей. Я говорила вам оставить последнюю колонку, которую мы заполним позже. Сегодня мы это сделаем.

Вид поля

Вопросы

Электро -

статическое

Магнитное

Индукционное электрическое

Источник поля

Электрические заряды

Движущиеся заряды – электрический ток

Переменное магнитное поле

Как можно обнаружить поле?

Электрические заряды

Движущиеся заряды – электрический ток

Электрические заряды

Потенциальное или вихревое

Потенциальное

Вихревое

Вихревое

Силовые линии поля

Не замкнуты: начинаются и заканчиваются на зарядах

Замкнуты

Замкнуты

Анализ таблицы: в чем сходство и в чем различи индукционного электрического поля с остальными полями?

Учитель: от чего будет зависеть величина индукционного тока, исходя из опытов?

^ Ответ. Величина индукционного тока прямо пропорциональна скорости изменения магнитного поля, в котором находится.

Учитель: можно определить и направление индукционного тока. Вот перед вами правило правой руки (проецируется на экран)



  1. Закрепление

Решение качественных задач: (10 мин.)

  1. В короткозамкнутую катушку один раз быстро, а затем медленно вдвигают магнит. А) одинаковый ли заряд переноситься при этом?

Б) одинаковую ли работу против электромагнитных сил совершает сила руки, вдвигая магнит?

2. Почему иногда недалеко от места удара молнии могут расплавиться предохранители в осветительной сети и повредиться чувствительные приборы?

3. на вопрос: «При каких условиях возникает индукционный ток?» - ученик ответил: «Когда магнит движется относительно проводника». Правильно ли это?

Решение задач: (6 мин.)

  1. Используя правило правой руки,

определить направление индукционного

тока.

  1. Используя правило правой руки,

определить направление движения

проводника.

  1. Используя правило правой руки,

определить полярность магнитных

полюсов.

^ 6. Итоги урока (2 мин.)

Учитель: Дорогие друзья, вы очень плодотворно потрудились сегодня на уроке. Я прошу оценить в группах участие каждого члена группы в уроке. Если кому-то еще невозможно поставить оценку, можно подождать до следующего урока. Предполагаемые баллы прошу передать мне.

Учитель: все учащиеся согласны со своими оценками? Тогда перейдем к домашнему заданию

  1. Задание на дом (3 мин.)

Учитель: мы закончили с вами теоретический материал по теме «Магнитное поле». Два последующих урока мы будем готовиться к контрольной работе. На первом уроке мы фронтально повторим теоретический материал и перейдем к решению задач. А на втором уроке проведем систематизацию и обобщение материала по теме «Магнитное поле», проведем тестирование. Напоминаю, что это будет работа в группах, каждая группа уже знает свое задание. С проектами подойдите ко мне.

§30(проч,), §24-29(повт.), с 167 упр. 27 (устно)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №8 (в теме) Тема. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции iconЭлектромагнитная индукция
Эдс индукции, которая по модулю равна скорости изменения потока магнитной индукции: Основным в явлении электромагнитной индукции...

Урок №8 (в теме) Тема. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции iconТема: Электромагнитные явления Занятие 83. Лабораторная работа №13...
Занятие 83. Лабораторная работа №13 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Урок №8 (в теме) Тема. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции iconЯвление электромагнитной индукции. Индукционное электрическое поле
Магнитные явления были известны ещё в древнем мире. Компас был изобретен более 4500 лет тому назад. В европе он появился приблизительно...

Урок №8 (в теме) Тема. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции iconТесты по Физике. Электромагнитная индукция. 11 класс
В неподвижной проволочной рамке, находящейся в магнитном поле, возникает индукционный ток. Выберите правильное утверждение

Урок №8 (в теме) Тема. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции iconТемы для изучения Однородные магнитные поля, магнитная индукция (или...
Щую на рамку с током в однородном магнитном поле, измеряют при помощи датчика силы. Рамки различного размера расположены между двумя...

Урок №8 (в теме) Тема. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции iconУрока по теме «Предложения с обращениями»
Урок соответствует тематическому планированию. Тип урока: урок усвоения новых знаний и их закрепления. Тема рассчитана на 1 урок

Урок №8 (в теме) Тема. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции iconМатрица отражения зеркала для электромагнитной волны с циркулярной поляризацией
Теоретически и экспериментально установлено явление смены (в процессе отражения от диэлектрического зеркала) направления вращения...

Урок №8 (в теме) Тема. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции iconМы рассмотрим следующие вопросы
Цель: показать практическое применение закона электромагнитной индукции; способы передачи электроэнергии; изучить физические основы...

Урок №8 (в теме) Тема. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции iconУрок №33 Тема: Обобщающий урок по теме «Африка»
Комунальна установа Сєверо-Гундорівської зош №13 І-ІІІ ст. Краснодонської міської ради Луганської області

Урок №8 (в теме) Тема. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции iconГосударственный стандарт российской федерации совместимость технических средств электромагнитная
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<