Скачать 61.12 Kb.
|
Урок № 8 (в теме) Тема. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции. Цели: основываясь на демонстрации опыта Фарадея, подвести учащихся к выводу о явлении электромагнитной индукции. Рассмотреть условие существования индукционного тока. Охарактеризовать индукционное электрическое поле и его свойства. Систематизировать знания учащихся по различным видам полей. В воспитательных целях познакомить учащихся с практическим применением явления электромагнитной индукции и для повышения интереса к изучению физики. В целях развития научного мировоззрения, раскрыть причинно – следственные связи в изучаемом материале: переменное магнитное поле → индукционное электрическое поле → электродвижущая сила → индукционный ток. ^ Комбинированный Оборудование: катушка, постоянные магниты, гальванометр, портреты Фарадея, Ампера, мультимедийный проектор. Ход урока
Учитель. Здравствуйте, ребята! Закройте глаза. Представьте себе, что у вас длинный – предлинный нос, совсем как в Буратино. Теперь с закрытыми глазами "напишите" кончиком этого носика в воздухе свое имя. А мы увидим, у кого лучше всего выйдет.
Проводится фронтально по вопросам к параграфу 29:
Критерии выставления оценки:
(оценки выставляются не только тем учащимся, которые отвечали на вопросы, но и тем, кто дополнял ответы) Оценить ответы предлагается учащимся с кратким анализом оценки.
Класс объединяется в группы. Учитель. А. С. Пушкину принадлежат следующие строки: О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель. Именно так можно сказать об открытии, которое мы сегодня с вами сделаем. Физики – это очень пытливые люди. Давайте вспомним, что открыл Эрстед и подтвердил Ампер? ^ Что вокруг проводника с током существует магнитное поле. Значит, источником магнитного поля являются движущиеся заряды. Учитель. Совершенно верно. А теперь в течение 30 секунд я прошу обсудить в группах следующий вопрос: какой логически необходимый вопрос задали себе физики? Ответ. А нельзя ли с помощью магнитного поля получить электрический ток?
Учитель Я очень рада, что у нас в классе есть настоящие физики. Давайте попробуем сделать открытие, на которое у Фарадея ушло 10 лет. Какие бы приборы и материалы вы предложили взять для опыта? Ответ Постоянные магниты, так как они являются источником магнитного поля, и катушку, так как силовые линии магнитной индукции замкнуты и необходимо выбрать замкнутый контур. ^ Собирается цепь, состоящая из катушки и демонстрационного гальванометра. Внутрь катушки вводится магнит. Вывод: при внесении и вынесении постоянного магнита в катушку, наблюдается отклонении стрелки гальванометра, то есть в цепи существует электрический ток. Учитель. Что регистрирует гальванометр? Ответ. Электрический ток Учитель. Но в цепи нет источника тока. Что же это за ток? ^ Источником этого тока является магнитное поле. Учитель. Давайте продолжим опыт (поворачивает магниты внутри катушки. Гальванометр не регистрирует наличие тока). ^ Магнитное поле должно быть переменным. Учитель. Совершенно верно. Молодцы. Вы сделали физическое открытие. Ток, возникающий в замкнутой катушке под действием переменного магнитного поля, называется индукционным. Попробуйте построить логическую цепочку появления индукционного электрического тока. На обсуждение дается 2 минуты. Чья группе будет готова, возьмитесь все за руки и поднимите их. ^ Переменное магнитное поле → индукционное электрическое поле → электродвижущая сила → индукционный ток. Учитель. Каковы условия существования электрического тока? ^ 1. наличие в среде свободных электрических зарядов 2. создание в среде электрического поля. Учитель. Поле, которое создает индукционный электрический ток, назвали индукционным. Давайте попробуем охарактеризовать свойства этого поля. Прошу вас открыть таблицу характеристик полей. Я говорила вам оставить последнюю колонку, которую мы заполним позже. Сегодня мы это сделаем.
Анализ таблицы: в чем сходство и в чем различи индукционного электрического поля с остальными полями? Учитель: от чего будет зависеть величина индукционного тока, исходя из опытов? ^ Величина индукционного тока прямо пропорциональна скорости изменения магнитного поля, в котором находится. Учитель: можно определить и направление индукционного тока. Вот перед вами правило правой руки (проецируется на экран) ![]()
Решение качественных задач: (10 мин.)
Б) одинаковую ли работу против электромагнитных сил совершает сила руки, вдвигая магнит? 2. Почему иногда недалеко от места удара молнии могут расплавиться предохранители в осветительной сети и повредиться чувствительные приборы? 3. на вопрос: «При каких условиях возникает индукционный ток?» - ученик ответил: «Когда магнит движется относительно проводника». Правильно ли это? Решение задач: (6 мин.) ![]()
определить направление индукционного тока.
определить направление движения проводника.
определить полярность магнитных полюсов. ^ Учитель: Дорогие друзья, вы очень плодотворно потрудились сегодня на уроке. Я прошу оценить в группах участие каждого члена группы в уроке. Если кому-то еще невозможно поставить оценку, можно подождать до следующего урока. Предполагаемые баллы прошу передать мне. Учитель: все учащиеся согласны со своими оценками? Тогда перейдем к домашнему заданию
Учитель: мы закончили с вами теоретический материал по теме «Магнитное поле». Два последующих урока мы будем готовиться к контрольной работе. На первом уроке мы фронтально повторим теоретический материал и перейдем к решению задач. А на втором уроке проведем систематизацию и обобщение материала по теме «Магнитное поле», проведем тестирование. Напоминаю, что это будет работа в группах, каждая группа уже знает свое задание. С проектами подойдите ко мне. §30(проч,), §24-29(повт.), с 167 упр. 27 (устно) |
![]() | Эдс индукции, которая по модулю равна скорости изменения потока магнитной индукции: Основным в явлении электромагнитной индукции... | ![]() | Занятие 83. Лабораторная работа №13 «Изучение явления электромагнитной индукции» |
![]() | Магнитные явления были известны ещё в древнем мире. Компас был изобретен более 4500 лет тому назад. В европе он появился приблизительно... | ![]() | В неподвижной проволочной рамке, находящейся в магнитном поле, возникает индукционный ток. Выберите правильное утверждение |
![]() | Щую на рамку с током в однородном магнитном поле, измеряют при помощи датчика силы. Рамки различного размера расположены между двумя... | ![]() | Урок соответствует тематическому планированию. Тип урока: урок усвоения новых знаний и их закрепления. Тема рассчитана на 1 урок |
![]() | Теоретически и экспериментально установлено явление смены (в процессе отражения от диэлектрического зеркала) направления вращения... | ![]() | Цель: показать практическое применение закона электромагнитной индукции; способы передачи электроэнергии; изучить физические основы... |
![]() | Комунальна установа Сєверо-Гундорівської зош №13 І-ІІІ ст. Краснодонської міської ради Луганської області | ![]() | ... |