Материал к уроку




Скачать 43.58 Kb.
НазваниеМатериал к уроку
Дата публикации11.03.2013
Размер43.58 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Физика > Урок
МАТЕРИАЛ К УРОКУ

История вещей – это связь времён и поколений.

Более 2000 лет тому назад, как только человек начал стирать одежду возникла необходимость ее глажения.

Первым "устройством" для глажения скорее всего был плоский, тяжелый... камень. На ровной поверхности расстилали одежду, сверху придавливали камнем и оставляли так на некоторое время.

И по сию пору кое-кто использует этот древний способ. Укладывает брюки на ночь под матрас, а наутро — готово, на них даже "стрелки" появились. Кстати, эта самая "стрелка" на брюках как раз и родилась первоначально в обстоятельствах очень похожих.

В конце прошлого века партию брюк, отправляемых из Европы в Америку, упаковали и сложили в трюм океанского парохода. Пока судно пересекало Атлантику, брюки так слежались, что появились знаменитые "стрелки". Американцы с восторгом восприняли новую, как они думали моду. А затем она распространилась и по всему миру.

Второй способ глажки, дошедший к нам из глубины веков — при помощи рубеля и валька. На Руси, например, таким способом пользовались еще семь-восемь веков назад. На ровно обструганную палку наматывали просушенное белье и прокатывали его по столешнице при помощи рифленой доски. Ныне

такой способ применяется в некоторых гладильных машинах. Там белье

наматывается на вал и отглаживается специальными роликами.

Древние римляне гладили свои туники и тоги при помощи металлического молотка: морщины из одежды просто выбивались многократными ударами. На Руси довольно долго использовали глажку при помощи двух инструментов: небольшой палки с ровным круглым сечением, называвшейся "вальком", "качалкой" или просто "скалкой", и рифленой доски, имевшей множество названий - "рубель", "ребрак", "пральник".

О том, что белье легче разгладить, если использовать теплый металл, человечество узнало почти так же давно, как и о механических способах глажки. Так, еще в IV в. до н. э. в Греции изобрели способ глажки хитонов и туник с помощью нагретого металлического прута. В средневековье стали использовать иное приспособление. Выглядело оно практически так же, как обычная сковородка: внутрь чугунной жаровни с ручкой закладывались горячие угли и "сковородой" начинали водить по одежде. Ясное дело, что этот "утюг" не отличался удобством и безопасностью: работать с его помощью было неловко, искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки.

В России такие утюги известны с XVII века, а на Западе, скорее всего, еще раньше. Первое письменное свидетельство наличия в российском обиходе

утюгов датировано 10 февраля 1636 года. В книге расходов царского двора отмечено: "Кузнецу Ивашке Трофимову выдано 5 алтын, а он за те деньги заделал в царицыну палату утюг железный". В XVIII веке уже было налажено

промышленное производство "духовых" утюгов: их производили Демидовский и другие литейные заводы.

Тем не менее, до открытия спасительных свойств электричества ждать было еще долго, поэтому оставалось только совершенствовать все тот же принцип: разогрев металла посредством углей внутри или огня снаружи.

Но все-таки распространенный способ глажения — с помощью утюга. Наиболее близкий его предшественник — сковородка, а точнее — жаровня. Не оттуда ли пришла поговорка: "Федул, чего губы надул? Кафтан прожег..." Видно неосторожно двинул сковородку, выскочила головешка — вот в кафтане и дырка.

Потом на смену жаровне пришел утюг паровой. В нем угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. А сверху для лучшей тяги, добавляли даже трубу. Чтобы угли лучше горели, делали специальные отверстия по бокам. Даже усиливали вентиляцию, размахивая утюгом взад-вперед. "Ух-ух, ух-ух, разгорелся наш утюг!.." Работа с таким утюгом могла заменить физзарядку.

Конечно, такое упражнение развивало мускулы, но замедляло процесс глажения. Поэтому гораздо практичнее оказался сплошной утюг- болванка с

прикрепленной или съемной ручкой. Обычно хозяйка пользовалась сразу двумя. Пока один нагревался на плите, другим гладили. По мере остывания их меняли местами. Возможно, с такими утюгами и работал знаменитый американский

писатель Джек Лондон, в молодости служивший в прачечной. Вот как он описал это занятие в романе "Мартен Иден": "...Утюги нагревались гораздо сильнее, чем их обычно нагревают домашние хозяйки. Утюг, который пробуют, послюнив палец, показался бы Мартину и Джо холодным. Они определяли степень нагретости утюга, просто поднося его к щеке, и угадывали температуру каким-то особым чутьем, которое казалось Мартину совершенно необъяснимым".

В конце XIX века стали производить газовые утюги. Принцип их работы был тот же, что и у газовых плит: утюг разогревался от горящего газа. В корпус такого утюга была вставлена металлическая трубка, подсоединенная другим концом к газовому баллону, а на крышке утюга располагался насос. С помощью насоса газ загонялся в нутро утюга, где, сгорая, нагревал гладильную подошву. Легко представить, насколько опасными были такие утюги: по их вине нередко происходили утечки газа - со всеми вытекающими отсюда последствиями: взрывами, пожарами и жертвами.

В начале XX века всё большей популярностью стал пользоваться более безопасный, нежели газовый, спиртовой утюг. Его рекламу можно было встретить в журналах 1913 года. Устроен он был по принципу керосиновой ламы: поверхность утюга нагревалась спиртом, который наливался внутрь и поджигался. Достоинство такого утюга было в том, что разогревался он быстро, весил не очень много, его можно было использовать как дорожный вариант. Вот только стоил такой утюг, что называется "как чугунный мост", а если быть точным, как небольшое стадо овец или хорошая корова…

Спиртовой утюг многим был не по карману. Он стоил целое состояние

С распространением электричества нагревателем стала электрическая спираль, компактно размещенная внутри. Так на свет появились привычные утюги электрические.

И все-таки иногда становится жаль, что старые утюги, как говорится, ушли со сцены. Ведь многие из них представляли собой не только предметы бытового обихода, но и произведения искусства. Художник- оформитель из Макеевки Павел Федосеевич Гринев вот уже 30 лет собирает их вместе с другими предметами старого быта. В его коллекции свыше 60 утюгов, и не найти даже двух одинаковых.

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\p9080041.jpg c:\documents and settings\admin\рабочий стол\p9080044.jpg

e:\укр рушники\dcim\100olymp\p9240024.jpg e:\укр рушники\dcim\100olymp\p9230022.jpg

e:\укр рушники\p9080032.jpge:\укр рушники\p9080034.jpg

Работы учащихся 11 класса

Музей украинского рушника в кабинете обслуживающего труда

e:\укр рушники\p9080030.jpgh:\фотографии\изображение 002.jpg

e:\укр рушники\p1000015.jpg e:\укр рушники\p1000017.jpg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материал к уроку iconЗадания к итоговому уроку по творчеству Булгакова
Данный материал составлялся с целью проверить знания учащихся сведений о жизни и творчестве М. Булгакова, текста романа «Мастер и...

Материал к уроку iconДидактический материал к уроку «Сложноподчиненные предложения с придаточными...

Материал к уроку iconУроку Тема уроку
Д. Білоус “Буває, що слово відоме давно”, “Привчайтесь працювати із словниками!”

Материал к уроку iconТема уроку
Шикування, привітання, рапорт, повідомлення завдань уроку. Техніка безпеки на уроці

Материал к уроку iconТема уроку
Мета уроку: пропаганду вати фізичну культуру І спорт, як найдійовіших факторах зміцнення здоров’я

Материал к уроку iconУроку з математики в початкових класах
Місце проведення уроку (школа, клас, прізвище та ініціали вчителя, студента-практиканта)

Материал к уроку iconВнеклассное мероприятие или как материал к уроку по теме «Английские традиции»
Расширение кругозора учащихся через знакомство с историей и особенностями традиций Великобритании, ее культурой. Совершенствование...

Материал к уроку iconДополнительный материал к уроку Техника безопасности при выполнении влажно–тепловых работ
Рабочее место утюжильщика предназначено для влажно – тепловой обработки различных изделий и деталей из ткани и трикотажного полотна...

Материал к уроку iconТема урока: Физика и спорт (10 класс)
Цель: показать учащимся на примерах, что спорт без Физики бессилен, развивать у учащихся творческое мышление, умение самостоятельно...

Материал к уроку iconУроку Дидактические требования к современному уроку
Охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение—это лишь первый этап контроля, второй—разбор уроков, всесторонний его анализ,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<