Кутателадзе Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, учитель-методист, учитель математики и физики частной общеобразовательной школы I-III ступеней




Скачать 151.72 Kb.
НазваниеКутателадзе Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, учитель-методист, учитель математики и физики частной общеобразовательной школы I-III ступеней
Дата публикации08.11.2013
Размер151.72 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Физика > Документы
Кутателадзе Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, учитель-методист, учитель математики и физики частной общеобразовательной школы I-III ступеней «Современник» г.Донецка.

Из опыта организации исследовательской деятельности в школе

(рос.)
Анотація

Наданий матеріал є узагальненням досвіду роботи декількох останніх років з організації дослідницької роботи в школі. Містить алгоритм дослідницької роботи, особливості її ведення в школі та результати, які були досягнуті протягом 2010-2013 років. Стаття може бути корисна і початківцям, і учителям з досвідом роботи.
^ Дослідницька работа, алгоритм, планування, системний підхід.

Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи – «отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия, развития их способностей в процессе образования».

Организация исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности. А самое главное в работе над самостоятельным научным исследованием школьники учатся применять полученные в школе знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.

^ Цель исследовательской деятельности в школе – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Организация исследовательской деятельности учащихся способствует формированию самообразовательной компетенции: самостоятельному мышлению учащихся, развитию мыслительных операций (анализ, синтез и т.д.), поиску оптимальных решений проблемных ситуаций, рефлексии.

^ Главная цель учителя – подготовка учеников к творческой деятельности. Учащиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно добывающих знания, использующих разнообразные источники и материалы.

^ Основополагающими принципами педагогической системы являются:

- системный подход в организации исследовательской деятельности школьников; - обучение на высоком уровне трудности; - осознание школьниками процесса обучения; - успешность обучения.

Основными этапами системного подхода в организации исследовательской деятельности школьников, я считаю, следующие:

1.мотивация; 2. обучение элементам мыслительной деятельности ; 3. выбор темы; 4. планирование и организация работы; 5. предполагаемые трудности в работе; 6. формы представления; 7. оформление результатов исследования; 8. оценивание успешности выполнения исследования, уровни представления работ; 9. результативность работы в технологии учебного исследования.

Исследовательский метод обучения преследует двойственную цель — добыть новые знания и сформировать определённые умения и навыки у школьников, но отличается от классического репродуктивного метода обучения новым уровнем взаимоотношений субъектов и последовательностью логических этапов.

С точки зрения педагогического использования исследовательского подхода к обучению, важной теоретической и методической задачей является определение учителем общей последовательности действий ребёнка при проведении им учебного исследования. От того, как будет организованно исследование, от логики действий и наличия определённых этапов научного поиска зависит весь результат исследовательской работы и педагогическая эффективность этого метода.

I. Мотивация. Большую подготовительную работу провожу в начале учебного года. Важно

выявить желающих заняться исследовательской работой. Основные мотивы учащихся заняться исследовательской работой:

  • интерес к предмету;

  • желание углубить свои знания, расширить кругозор;

  • связь с будущей профессией;

  • удовлетворение процессом работы;

  • желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе;

  • поступить в вуз; и другие.

В некоторых случаях исследовательские работы навязывается школьникам. Их «заставляют» делать проектные и исследовательские работы, при этом процесс их творческой деятельности почти не сопровождается. С одной стороны, кто-то может сказать, что пусть хотя бы так, но дети занимаются исследовательской работой, учатся самостоятельности и ответственности, но на самом деле вреда от такой организации намного больше. Навязывание дополнительными трудоёмкими заданиями школьников вызывает обоснованный внутренний протест против данной деятельности, который в свою очередь порождает посредственность их выполнения, формирует отрицательное отношение к самостоятельной работе и, тем более, речи не идёт о достижении целей технологии исследовательской деятельности.

Важно донести до учащихся, что учебное исследование — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Я, как любой организатор учебных исследовательских работ и проектов, сначала сама изучала все особенности этого процесса: цели, принципы, структуру, а также думала над тем, как:


  • заинтересовать школьников проведением исследований,

  • организовывать деятельность своих подопечных и свою собственную,

  • выстраивать особый стиль взаимодействия с учащимися,

  • выявлять особенности личности каждого учащегося и находить индивидуальный подход.

II. Обучение элементам мыслительной деятельности

Исследовательские работы и проекты – довольно сложный вид деятельности, как для школьников, так и для тех, кто руководит ими. В процессе работы над исследованием и вне её нужно формировать следующие элементы исследовательской деятельности:

  • мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

  • презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

  • коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

  • поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

  • информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
    Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (приборов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.


Исходя из этого, на консультациях стараюсь раскрыть алгоритм научного способа познания, даю отличие учебного исследования от научной работы, а также творческой работы в форме реферата. Знакомлю с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки работы. Школьники учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотации, выступать с докладом и оппонировать. Учащиеся получают справочные материалы: «Типовая структура исследовательской работы», «Как выступить с докладом», «Как написать аннотацию», «Как выступить с рецензией». Эти справочные материалы есть как в распечатанном, так и электронном виде.

Цель этого этапа не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.
^

III. Выбор темы исследования, отбор материала


Ученик должен определить и сформулировать объект и предмет исследования, обосновать стратегическую цель и тактические задачи исследовательской работы.
^

1) Выбор темы

  • Определение сферы учебных интересов:


    1. «от широкого к узкому»,

    2. образовательная область,

    3. предмет,

    4. раздел,

    5. тема,

    6. подтема,

    7. проблема.

  • Определение возможности реализации исследовательской проблемы.

  • Предположение возможных результатов работы.

  • Выдвижение гипотезы.

В течение работы гипотеза может меняться, модифицироваться.
^

2) Обор материала


    1. Определение понятий и терминов.

    2. Изучение теории.

    3. Изучение статистических данных:
      - анализ статистики;
      -
      выход на обобщения уточнение гипотезы.

    4. Полевое исследование:
      - социологические опросы;
      -
      сопоставление данных теории, статистики, эмпирических исследований.

Работа с документами формирует у учащихся умение сравнивать, выявлять главное, умение оценивать объективность информации.

IV. Планирование и организация работы

Мы с учащимися с самого начала определяемся с тем жанром, в котором работаем (проблемно-реферативные, экспериментальные, натуралистические и описательные, исследовательские творческие работы), и строго следуем их требованиям. В работе использую основные принципы обучения:

  1. систематичность и преемственность.

  2. принцип учета индивидуальных способностей и потребностей учащихся.

  3. принцип свободы в определении направления поиска.

  4. принцип сотрудничества учителя и ученика в совместной поисково-творческой деятельности.

Процесс обучения научному исследованию представляет собой поэтапный процесс с учетом возрастных особенностей, целенаправленного формирования всех компонентов исследовательской культуры.

Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Совместно с каждым учащимся, выполняющим работу, составляем план-график выполнения учебного исследования: определяем временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. Как правило, начало работы над исследованием обговариваем в сентябре, а если тема требует того, то и раньше. Например, исследовательской работой «Крещенская вода глазами физика» мы начали заниматься с 15 января 2012 года. В начале декабря в основном работа готова и начинается ее оформление.

Со второй декады декабря проходит защита научно-исследовательских работ Всеукраинского конкурса научных работ учащихся-членов МАН

Украины (I – III этапы), участие в разных конкурсах и конференциях.

V. Предполагаемые трудности в работе

Выявление проблемы исследования: учащиеся обычно не видят проблемы, они воспринимают окружающую действительность как данность, возраст «почемучек» далеко позади, поэтому учитель помогает учащимся:

  • осознать проблему исследования;

  • определить цели и задачи, объект и предмет исследования;

  • отобрать и структурировать тот материал, который «работает» на гипотезу (первоначальную или измененную);

  • работать с источниками информации;

  • определить соответствие собранного материала теме и целям исследования.

VI. Формы представления

Представление исследования имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко. Таких стандартов для учебного исследования несколько: тезисы,

научная статья, устный доклад, медиапрезентация, видеофильм с комментариями, демонстрация действующей модели и т.д. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура, время (для устного представления).

VII. К оформлению результатов исследования учитель предъявляет следующие требования:

наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении четко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. Выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования. Разработка конечного продукта исследования в виде выводов, собственных оценок и доказательств, сравнительных оценок и рецензий, эссе, докладов, рефератов, зачетных работ с постоянной отработкой навыков оформления примечаний, источников и литературы.

VIII. Оценивание успешности выполнения исследования. Уровни представления работ и проектов.

При оценке успешности в исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для учащегося является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Оценивается:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над исследованием;

  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

  • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

  • количество новой информации использованной для выполнения исследования;

  • степень осмысления использованной информации;

  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели исследования;

  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;

  • владение рефлексией;

  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику быть готовым к восприятию новой ситуации, а также самому ставить перед собой новые цели и задачи.

Выполненные работы рецензируются учителем и представляются на различных уровнях, заслушивается:

- на кафедрах и методических объединениях, где ученик может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы;
- на разных уроках, классных часах, общешкольных предметных неделях; - конференциях, конкурсах, заседаниях секций МАН разного уровня (школьный, городской, вузовский, областной и т.д.), летних школах, сборах и др.

Со своими учащимися я занимаюсь исследовательской работой, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Это и проектная деятельность, и участие в защите научно-исследовательских работ Всеукраинского конкурса научных работ учащихся-членов МАН Украины (I – III этапы).

В ноябре 2010 года с учащимися 7 класса проведен первый мой учебный проект «Физика в шоколаде». Учащиеся проводили опыты по исследованию зависимости физических свойств шоколада (внешнего вида, массы, объема, плотности, температуры плавления и кристаллизации) от его вида (черный, белый, молочный), состава (процентного соотношения белков, жиров и углеводов), условий хранения и т.д. Поскольку каждый ученик исследовал три вида разных торговых марок и производителей, то «списывание» исключалось автоматически, а обобщенные результаты дали возможность сделать верные выводы. Цели проекта были достигнуты.

Хотелось попробовать применить исследовательский метод не только в учебной, но и в воспитательной работе. Так в 2011 году родилась идея учебно-воспитательного проекта «Путешествие по империи чая» (8класс). Учащиеся не только познакомились с историей чая, но и со всеми существующими видами чая (черным, зеленым, белым, красным, желтым).Подготовили и провели китайскую чайную церемонию, английскую, среднеазиатскую и, конечно же, русскую. Презентовали с помощью ИКТ коллекцию репродукций «Чай в картинах великих художников», выполнили серию опытов «Физика и чай», связав тему проекта с учебной темой по физике «Теплообмен».

В 2012-2013 учебном году после двух предыдущих захотелось усложнить задания, объединив несколько предметов. И так как я преподаю математику и физику, то первоначальная идея касалась этих двух предметов. Все дальнейшее подсказали вопросы, которые возникли у детей при знакомстве с темой проекта «Ах, эти пчелы!». В результате получился интегрированный проект с применением компьютерных технологий, объединяющий семь учебных предметов: математику, физику, химию, биологию, историю, информатику и основы здоровья. В работе над проектом объединились учащиеся 6-11 классов.

Учащиеся частной школы «Современник» принимают участие в различных конкурсах школьных исследовательских работ, добиваясь высоких результатов.

В 2009-2010 учебном году победителями I (городского) этапа научно-исследовательских работ Всеукраинского конкурса научных работ учащихся-членов МАН стали: Омельяненко И. (9 класс) - работа «Лазеры в медицине» (физика) и Замараев А. (9 класс) – работа «» (астрономия), Омельяненко И.стал призером II (областного) этапа - (III место).

В 2010-2011 учебном году победителями I этапа научно-исследовательских работ Всеукраинского конкурса научных работ учащихся-членов МАН стали: Глазков И.(11 кл.) «Нанотехнологии в медицине» и Савельева К. «Физика мыльных пузырей», а Винницкий А (11 кл.) с работой «Геометрия Парфенона» занял почетное IV место в II этапе.

В 2012-2013 учебном году на суд строгого жюри было подано две неординарных работы.

Короткова Я. (9 кл.) представила работу «Развитие общества по спирали»(секция «Математическое моделирование»), в которой связаны, казалась бы, несовместимые вещи: математика и история. Предпринята попытка создать геометрическую модель развития общества. Работа содержит интересные философские мысли, полученные в ходе исследования.

Гапонов А. (11 класс) стал победителем II этапа научно-исследовательских работ Всеукраинского конкурса научных работ учащихся-членов МАН с работой «Крещенская вода глазами физика» (секция экспериментальной физики). Опыты с крещенской водой 2006 г., 2009 г., 2011 г. позволили сравнить ее физические и химические свойства с обычной питьевой водой, а так же ответить на вопрос «Существует ли феномен крещенской воды и если да, то чем он обусловлен? »

IX. Результативность работы в технологии учебного исследования

Анализируя результативность работы учащихся в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

  • значительно расширяется учащихся в предметных областях;

  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;
    формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, определяя

  • свой профессиональный путь, опираются на тот социальный опыт,

  • что приобретен во время исследовательской работы в школе.

В заключение хочу отметить, что нетрадиционные методы преподавания с использованием исследовательской деятельности учащихся приводят к желаемому результату, то есть развивают творческое мышление учащихся, являются условием формирования высокого уровня знаний учащихся по предметам.

^ Список используемых источников


  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 64-68.

  2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся /Исследовательская работа школьников. – 2002. №1. – С. 24-33.

  3. Афиногенов А.М., Сахарова О.П. Научно-исследовательская и проектная работа московских школьников / Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.

  4. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся /Исследовательская работа школьников. – 2006. № 3. – С. 68-74.

  5. Волкова Ю.Л. Исследовательская деятельность - средство формирования ценностного отношения к природе у школьников /Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.180-184.

  6. Корженкова А.А. Развитие исследовательской позиции учащихся для сохранения целостности и индивидуальности личности /Исследовательская работа школьников. – 2006. № 3. – С. 58-69.

  7. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности/ Школ.технол.-2006.-№3. - с.85-91.

  8. Савенков А.И. Виды исследований школьников/ Одаренный ребенок.-2005.-№2. - с.84-106 .

  9. Соловьев И.Б. Исходная исследовательская мотивация учеников, или Откуда могут "расти уши" исследовательских проектов /Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - С.85-90.

  10. Тюменова С.И. Исследовательская деятельность как условие и средство развития детской одаренности /Методист (библиотека журнала)-2006.-№5. - С.29-33.

  11. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе / Завуч для администрации школ.-2005.-№5. - С.82-88 .

  12. Шумакова Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности/ Начальная школа + до и после.-2006. - №10. - С.3-10.

  13. Шумунова Т.В. Исследовательская деятельность как средство управления качеством педагогических ресурсов / Исследовательская работа школьников. – 2004. №2. – С. 196-201.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кутателадзе Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, учитель-методист, учитель математики и физики частной общеобразовательной школы I-III ступеней iconТема. Объемы геометрических тел
Авторы учебного проекта: Т. В. Синиченко, учитель математики, И. В. Лисовец, учитель информатики, специалисты I квалификационной...

Кутателадзе Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, учитель-методист, учитель математики и физики частной общеобразовательной школы I-III ступеней iconУчитель английского языка, учитель высшей категории, учитель методист,...
Психолого-педагогическая поддержка – это сложный процесс, когда учитель выделяет позитивные явления и преимущества учащегося

Кутателадзе Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, учитель-методист, учитель математики и физики частной общеобразовательной школы I-III ступеней iconОда теореме Пифагора
Руководитель кружка -учитель математики высшей категории, учитель-методист Барановская Светлана Александровна

Кутателадзе Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, учитель-методист, учитель математики и физики частной общеобразовательной школы I-III ступеней iconЗаседание математического кружка «Суммари» в 8 классе
Руководитель кружка учитель математики высшей категории, учитель-методист Барановская Светлана Александровна

Кутателадзе Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, учитель-методист, учитель математики и физики частной общеобразовательной школы I-III ступеней iconО. В. Рожнова, учитель математики, специалист высшей категории, педагогическое...
О. В. Рожнова, учитель математики, специалист высшей категории, педагогическое звание «Старший учитель», Константиновская общеобразовательная...

Кутателадзе Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, учитель-методист, учитель математики и физики частной общеобразовательной школы I-III ступеней iconНастоящее –ступенька к будущему. Директор увк «Школа-лицей» №1 пгт...
...

Кутателадзе Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, учитель-методист, учитель математики и физики частной общеобразовательной школы I-III ступеней iconПрограмма курса по выбору, занятий кружка для учащихся 8-9 классов...
Автор: Николаенко Виктория Викторовна, учитель биологии, специалист высшей категории, старший учитель Мартыновской ош джанкойского...

Кутателадзе Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, учитель-методист, учитель математики и физики частной общеобразовательной школы I-III ступеней icon2011 содержание
Полищук Ирина Валериевна, учитель математики и информатики Макеевской общеобразовательной школы I – III ступеней №11

Кутателадзе Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, учитель-методист, учитель математики и физики частной общеобразовательной школы I-III ступеней iconИ. А. Каракулова директор ош №4 г. Краматорска Автор пособия учитель...
Автор пособия – учитель истории и правоведения общеобразовательной школы №4 города Краматорска, учитель-методист Корытко А. Б. Использованы...

Кутателадзе Елена Вячеславовна, учитель высшей категории, учитель-методист, учитель математики и физики частной общеобразовательной школы I-III ступеней iconПрограмма начального курса информатики для 1-4 класса
Авторы программы: к м н., преподаватель математики Бердянского пединститута Вержиковский В. П., учитель информатики учебного комплекса...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<