НазваниеРеферат по физикена тему:“Атомное ядро”Москва 1996 Оглавление1 История открытий в области строения атомного ядра 3 1 Модели атома до Бора 3 2 Открытие атомного
Дата публикации12.11.2013
ТипРеферат
uchebilka.ru > Физика > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua

Атомное ядро

Реферат по физикена тему:“Атомное ядро”Москва 1996 Оглавление1 История открытий в области строения атомного ядра 3 1.1 Модели атома до Бора 3 1.2 Открытие атомного ядра 4 1.3 Атом Бора 7 1.4 Расщепление ядра 9 1.5 Протонно-нейтронная модель ядра 11 1.6 Искусственная радиоактивность 122 Строение и важнейшие свойства атомных ядер 13 2.1 Основные свойства и строение ядра 13 2.2 Энергия связи ядер. Дефект массы 15 2.3 Ядерные силы 18 2.4 Радиоактивность, g-излучение, a и b-распад 19Литература 21 1 История открытий в области строения атомного ядра Изучение атомного ядра вынуждает заниматься элементарными частицами.Причина этого ясна: в ядрах атомов частиц так мало, что свойства каждой изних в отдельности не усредняются, а, напротив, играют определяющую роль. 1.1 Модели атома до Бора Развитие исследований радиоактивного излучения, с одной стороны, иквантовой теории - с другой, привели к созданию квантовой модели атомаРезерфорда - Бора. Но созданию этой модели предшествовали попытки построитьмодель атома на основе представлений классической электродинамики имеханики. В 1904 году появились публикации о строении атома, одни изкоторых принадлежали японскому физику Хантаро Нагаока, другие - английскомуфизику Д.Д. Томсону. Нагаока представил строение атома аналогичным строению солнечнойсистемы: роль Солнца играет положительно заряженная центральная частьатома, вокруг которой по установленным кольцеобразным орбитам движутся“планеты” - электроны. При незначительных смещениях электроны возбуждаютэлектромагнитные волны. В атоме Томсона положительное электричество “распределено” по сфере, вкоторую вкраплены электроны. В простейшем атоме водорода электрон находитсяв центре положительно заряженной сферы. В многоэлектронных атомах электронырасполагаются по устойчивым конфигурациям, рассчитанным Томсоном. Томсонсчитал каждую такую конфигурацию определяющей химические свойства атомов.Он предпринял попытку теоретически объяснить периодическую системуэлементов Д.И. Менделеева. Позднее Бор указал, что со времени этой попыткиидея о разделении электронов в атоме на группы сделалась исходным пунктом. Но вскоре оказалось, что новые опытные факты опровергают модельТомсона и, наоборот, свидетельствуют в пользу планетарной модели. Эти фактыбыли открыты Резерфордом. В первую очередь следует отметить открытиеядерного строения атома. 1.2 Открытие атомного ядра Уподобление атома планетной системе делалось еще в начале XX века. Ноэту модель было трудно совместить с моделями электродинамики, и она былаоставлена, уступив место модели Томсона. Однако в 1904 году началисьисследования, приведшие к утверждению планетарной модели. При изучении a-частиц Резерфорд, исходя из модели Томсона, подсчитал,что рассеивание a-частиц не может давать больших углов отклонений даже примногих столкновениях с частицей. И здесь Резерфорд обратился к планетарноймодели. 7 марта 1911 года Резерфорд сделал в философском обществе в Манчестередоклад “Рассеяние a и b-лучей и строение атома”. В докладе он, в частности,говорил: “Рассеяние заряженных частиц может быть объяснено, еслипредположить такой атом, который состоит из центрального электрическогозаряда, сосредоточенного в точке и окруженного однородным сферическимраспределением противоположного электричества равной величины. При такомустройстве a и b-частицы, когда они проходят на близком расстоянии отцентра атома, испытывают большие отклонения, хотя вероятность такогоотклонения мала”. Важным следствием теории Резерфорда было указание на заряд атомногоцентра, который Резерфорд положил равным ±Ne. Заряд оказалсяпропорциональным атомному весу. “Точное значение заряда центрального ядране было определено,- писал Резерфорд, - но для атома золота оноприблизительно равно 100 единицам заряда”. Из последующих исследований и экспериментов Гейгера и Мардсена,предпринявших проверку формул Резерфорда, возникло представление о ядре какустойчивой части атома, несущей в себе почти всю массу атома и обладающейположительным (Резерфорд считал знак заряда неопределенным) зарядом. Приэтом число элементарных зарядов оказалось пропорциональным атомному весу. Заряд ядра оказался важнейшей характеристикой атома. В 1913 году былопоказано, что заряд ядра совпадает с номером элемента в таблице Менделеева.Бор писал: ”С самого начала было ясно, что благодаря большой массе ядра иего малой протяженности в пространстве сравнительно с размерами всего атомастроение электронной системы должно зависеть почти исключительно от полногоэлектрического заряда ядра. Такие рассуждения сразу наводили на мысль отом, что вся совокупность физических и химических свойств каждого элементаможет определяться одним целым числом...” После знакомства с Резерфордом Бор, отказавшись от изученияэлектронной модели, начал работу в его группе. Обратившись к планетарноймодели, Бор создал на ее основе теорию атома Резерфорда-Бора. Резерфордпонял революционный характер идей Бора и обсудил с ним основы этой теории,высказал критические замечания, после чего статьи Бора были опубликованы. Во время Первой Мировой войны Бор продолжает работать в лабораторииРезерфорда. В 1915 году он опубликовал работы “О сериальном спектреводорода” и “О квантовой теории излучения в структуре атома”. В 1916 годубыла опубликована статья Зоммерфельда, где он рассмотрел движение электронапо эллиптическим орбитам и обобщил правила квантования Бора. Бор свосторгом отозвался об этой статье. Теория атома после открытийЗоммерфельда стала называться теорией Бора - Зоммерфельда. В 1936 году Бор выступил со статьей “Захват нейтрона и строение ядра”,в которой предложил капельную модель ядра и механизм захвата нейтронаядром. Странно, но ни Бор, ни другие не могли сразу предсказать делениеядра, подсказываемое капельной моделью, пока в начале 1939 г. не былооткрыто деление урана. 1.3 Атом Бора Бор, как и Томсон до него, ищет такое расположение электронов в атоме,которое объяснило бы его физические и химические свойства. Бор берет заоснову модель Резерфорда. Ему также известно, что заряд ядра и числоэлектронов в нем, равное числу единиц заряда, определяется местом элементав периодической системе элементов Менделеева. Таким образом, это важный шагв понимании физико-химических свойств элемента. Но остаются непонятными двевещи: необычайная устойчивость атомов, несовместимая с представлением одвижении электронов по замкнутым орбитам, и происхождение их спектров,состоящих из вполне определенных линий. Такая определенность спектра, егоярко выраженная химическая индивидуальность, очевидно, как-то связана соструктурой атома. Все это трудно увязать с универсальностью электрона,заряд и масса которого не зависят от природы атома, в состав которого онивходят. Устойчивость атома в целом противоречит законам электродинамики,согласно которым электроны, совершая периодические движения, должнынепрерывно излучать энергию и, теряя ее, “падать” на ядро. К тому же ихарактер движения электрона, объясняемый законами электродинамики, не можетприводить к таким характерным линейчатым спектрам, которые наблюдаются насамом деле. Линии спектра группируются в серии, они сгущаются вкоротковолновом “хвосте” серии, частоты линий соответствующих серийподчинены странным арифметическим законам. “Основным результатом тщательного анализа видимой серии линейчатыхспектров и их взаимоотношений, - писал Бор, - было установление того факта,что частота u каждой линии спектра данного элемента может быть представленас необыкновенной точностью формулой u = Tґ - Tґґ, где Tґ и Tґґ - какие-тодва члена из множества спектральных элементов Т, характеризующих элемент”. Бору удалось найти объяснение этого основного закона спектроскопии. Нодля этого ему пришлось ввести в физику атома представления о стационарныхсостояниях атомов, находясь в которых электрон не излучает, хотя исовершает периодическое движение по круговой орбите. 1.4 Расщепление ядра В 1919 году Резерфордом было сделано новое сенсационное открытие -расщепление ядра. Резерфорд изучал столкновение a-частиц с легкими атомами. Столкновенияa-частицы с ядрами таких атомов должны их ускорять. Так, при ударе a-частицы о ядро водорода оно увеличивает свою скорость в 1,6 раза, и ядроотбирает у a-частицы 64% ее энергии. Прибор, применявшийся Резерфордом для излучения таких столкновений,представлял собой латунную камеру длиной 18 см, высотой 6 см и шириной 2см. Источником a-частиц служил металлический диск, покрытый активнымвеществом. Диск помещался внутри камеры и мог устанавливаться на разныхрасстояниях от экрана из сернистого цинка. Камера могла заполнятьсяразличными газами. В частности, ее заполняли азотом. С помощью многочисленных опытов Резерфорд показал, что в результатетаких столкновений получаются частицы с максимальным пробегом, таким же,как у Н-атомов. “Из полученных до сих пор результатов, - писал Резерфорд, -трудно избежать заключения, что атомы с большим пробегом, возникающие пристолкновении a-частиц с азотом, являются не атомами азота, но, по всейвероятности, атомами водорода или атомами с массой 2. Если это так, то мыдолжны заключить, что атом азота распадается вследствие громадных сил,развивающихся при столкновении с быстрой a-частицей, и что освобождающийсяводородный атом образует составную часть атома”. Так было открыто явление расщепления ядер азота при ударах быстрых a-частиц и впервые высказана мысль, что ядра водорода представляют собойсоставную часть ядер атомов. Впоследствии Резерфорд предложил термин“протон” для этой составной части ядра. Резерфорд заканчивал свою статьюсловами: “Результаты в целом указывают на то, что если a-частицы илиподобные им быстро движущиеся частицы со значительно большей энергией моглибы применяться для опытов, то можно было бы обнаружить разрушение ядерныхструктур многих легких атомов”. В 1920 году Резерфорд в лекции “Нуклеарное строение атома” делаетпредположение о том, что существуют ядра с массой 3 и 2 и ядра с массойядра водорода, но с нулевым зарядом. При этом он исходил из гипотезы,высказанной впервые М. Склодовской-Кюри, что в состав ядра входятэлектроны. Резерфорд пишет, что ему “кажется весьма правдоподобным, что одинэлектрон может связать два Н-ядра и, возможно, даже и одно Н-ядро. Еслисправедливо первое предположение, то оно указывает на возможностьсуществования атома с массой около 2 и с одним зарядом. Такое веществонужно рассматривать как изотоп водорода. Второе предположение заключает всебе мысль о возможности существования атома с массой 1 и нуклеарнымзарядом, равным нулю. Подобные образования представляются вполневозможными”. Так была высказана гипотеза о существовании нейтрона итяжелого изотопа водорода. 1.5 Протонно-нейтронная модель ядра В 1932 году Д.Д. Иваненко опубликовал заметку, в которой высказалпредположение, что нейтрон является наряду с протоном структурным элементомядра. Однако протонно-нейтронная модель ядра была встречена большинствомфизиков скептически. Даже Резерфорд полагал, что нейтрон - это лишь сложноеобразование протона и электрона. В 1933 году Иваненко на конференции в Ленинграде сделал доклад омодели ядра, в котором он защищал протонно-нейтронную модель, сформулировавосновной тезис: в ядре имеются только тяжелые частицы. Иваненко отверг идеио сложной структуре нейтрона и протона. По его мнению, обе частицы должныобладать одинаковой степенью элементарности, т.е. и нейтрон, и протон могутпереходить друг в друга. В дальнейшем протон и нейтрон сталирассматриваться как два состояния одной частицы - нуклона, и идея Иваненкостала общепринятой, а в 1932 году в составе космических лучей была открытаеще одна элементарная частица - позитрон. 1.6 Искусственная радиоактивность В 1934 году Фредерик Жолио и Ирен Кюри сообщили о б открытии иминового вида радиоактивности. Им удалось доказать методом камеры Вильсона,что некоторые легкие элементы (бериллий, бор, алюминий) испускаютположительные электроны при бомбардировке их a-частицами полония. Жолио иКюри, исследуя это явление, показали, что в этом случае возникает новыйэтап радиоактивности, сопровождаемый испусканием положительных электронов.Они впервые искусственно вызвали радиоактивность, создав новыерадиоактивные изотопы, не наблюдаемые до этого в природе и были награжденыза это выдающееся открытие Нобелевской премией. На сегодняшний день теория атомного ядра получила дальнейшее развитие,и в следующей главе рассматривается ее актуальное состояние. 2 Строение и важнейшие свойства атомных ядер 2.1 Основные свойства и строение ядра 1. Ядром называется центральная часть атома, в которой сосредоточенапрактически вся масса атома и его положительный электрический заряд. Всеатомные ядра состоят из элементарных частиц: протонов и нейтронов, которыесчитаются двумя зарядовыми состояниями одной частицы - нуклона. Протонимеет положительный электрический заряд, равный по абсолютной величинезаряду электрона. Нейтрон не имеет электрического заряда. 2. Зарядом ядра называется величина Ze, где е - величина зарядапротона, Z - порядковый номер химического элемента в периодической системеМенделеева, равный числу протонов в ядре. В настоящее время известны ядра сZ от Z=1 до Z=107. Для всех ядер, кроме [pic]и некоторых другихнейтронодефицитных ядер NіZ, где N - число нейтронов в ядре. Для легкихядер N/Z»1; для ядер химических элементов, расположенных в концепериодической системы, N/Z»1,6. 3. Число нуклонов в ядре A=N+Z называется массовым числом. Нуклонам(протону и нейтрону) приписывается массовое число, равное единице,электрону - нулевое значение А. Ядра с одинаковыми Z, но различными А называются изотопами. Ядра,которые при одинаковом А имеют различные Z, называются изобарами. Ядрохимического элемента X обозначается [pic], где Х - символ химическогоэлемента. Всего известно около 300 устойчивых изотопов химических элементов иболее 2000 естественных и искусственно полученных радиоактивных изотопов. 4. Размер ядра характеризуется радиусом ядра, имеющим условный смыслввиду размытости границы ядра. Эмпирическая формула для радиуса ядра[pic]м, может быть истолкована как пропорциональность объема ядра числунуклонов в нем. Плотность ядерного вещества составляет по порядку величины 1017 кг/м3и постоянна для всех ядер. Она значительно превосходит плотности самыхплотных обычных веществ. 5. Ядерные частицы имеют собственные магнитные моменты, которымиопределяется магнитный момент ядра Рmяд в целом. Единицей измерениямагнитных моментов ядер служит ядерный магнетон mяд: [pic] (в СИ) [pic] (в СГС). Здесь е - абсолютная величина заряда электрона, mp - масса протона, с- электродинамическая постоянная. Ядерный магнетон в [pic] раз меньшемагнетона Бора, откуда следует, что магнитные свойства атомов определяютсямагнитными свойствами его электронов. 6. Распределение электрического заряда протонов по ядру в общем случаенесимметрично. Мерой отклонения этого распределения от сферическисимметричного является квадрупольный электрический момент ядра Q. Еслиплотность заряда считается везде одинаковой, то Q определяется толькоформой ядра. 2.2 Энергия связи ядер. Дефект массы 1. Нуклоны в ядрах находятся в состояниях, существенно отличающихся отих свободных состояний. За исключением ядра обычного водорода во всех ядрахимеется не менее двух нуклонов, между которыми существует особое ядерноесильное взаимодействие - притяжение - обеспечивающее устойчивость ядер,несмотря на отталкивание одноименно заряженных протонов. 2. Энергией связи нуклона в ядре называется физическая величина,равная той работе, которую нужно совершить для удаления нуклона из ядра безсообщения ему кинетической энергии. Энергия связи ядра определяется величиной той работы, которую нужносовершить, чтобы расщепить ядро на составляющие его нуклоны без придания имкинетической энергии. Из закона сохранения энергии следует, что приобразовании ядра должна выделяться такая же энергия, какую нужно затратитьпри расщеплении ядра на составляющие его нуклоны. Энергия связи ядраявляется разностью между энергией всех свободных нуклонов, составляющихядро, и их энергией в ядре. 3. При образовании ядра происходит уменьшение его массы: масса ядраменьше, чем сумма масс составляющих его нуклонов. Уменьшение массы ядра приего образовании объясняется выделением энергии связи. Если Wсв - величинаэнергии, выделяющейся при образовании ядра, то соответствующая ей масса Dm,равная [pic]называется дефектом массы и характеризует уменьшение суммарной массы приобразовании ядра из составляющих его нуклонов. Если ядро с массой Mядобразовано из Z протонов с массой mp и из (A-Z) нейтронов с массой mn, то Dm=Zmp+(A-Z)mn-Mяд.Вместо массы ядра Мяд величину Dm можно выразить через атомную массу Мат: Dm=ZmН+(A-Z)mn-Mат,где mH - масса водородного атома. При практическом вычислении Dm массы всех частиц и атомов выражаются ватомных единицах массы. Дефект массы служит мерой энергии связи ядра: Wсв=Dmс2=[Zmp+(A-Z)mn-Mяд]с2 Одной атомной единице массы соответствует атомная единица энергии(а.е.э.): а.е.э.=931,5016 МэВ. 4. Удельной энергией связи ядра wсв называется энергия связи,приходящаяся на один нуклон: wсв=[pic]. Величина wсв составляет в среднем 8МэВ/нуклон. По мере увеличения числа нуклонов в ядре удельная энергия связиубывает. 5. Критерием устойчивости атомных ядер является соотношение междучислом протонов и нейтронов в устойчивом ядре для данных изобаров.(А=const). 2.3 Ядерные силы 1. Ядерное взаимодействие свидетельствует о том, что в ядрахсуществуют особые ядерные силы, не сводящиеся ни к одному из типов сил,известных в классической физике (гравитационных и электромагнитных). 2. Ядерные силы являются короткодействующими силами. Они проявляютсялишь на весьма малых расстояниях между нуклонами в ядре порядка 10-15 м.Длина (1,5ј2,2)10-15 м называется радиусом действия ядерных сил. 3. Ядерные силы обнаруживают зарядовую независимость: притяжение междудвумя нуклонами одинаково независимо от зарядового состояния нуклонов -протонного или нуклонного. Зарядовая независимость ядерных сил видна изсравнения энергий связи в зеркальных ядрах. Так называются ядра, в которыходинаково общее число нуклонов, но число протонов в одном равно числунейтронов в другом. Например, ядра гелия [pic] тяжелого водорода трития -[pic]. 4. Ядерные силы обладают свойством насыщения, которое проявляется втом, что нуклон в ядре взаимодействует лишь с ограниченным числом ближайшихк нему соседних нуклонов. Именно поэтому наблюдается линейная зависимостьэнергий связи ядер от их массовых чисел А. Практически полное насыщениеядерных сил достигается у a-частицы, которая является очень устойчивымобразованием. 2.4 Радиоактивность, g-излучение, a и b-распад 1. Радиоактивностью называется превращение неустойчивых изотоповодного химического элемента в изотопы другого элемента, сопровождающеесяиспусканием некоторых частиц. Естественной радиоактивностью называется радиоактивность,наблюдающаяся у существующих в природе неустойчивых изотопов. Искусственной радиоактивностью называется радиоактивность изотопов,полученных в результате ядерных реакций. 2. Обычно все типы радиоактивности сопровождаются испусканием гамма-излучения - жесткого, коротковолнового электроволнового излучения. Гамма-излучение является основной формой уменьшения энергии возбужденныхпродуктов радиоактивных превращений. Ядро, испытывающее радиоактивныйраспад, называется материнским; возникающее дочернее ядро, как правило,оказывается возбужденным, и его переход в основное состояние сопровождаетсяиспусканием g-фотона. 3. Альфа-распадом называется испускание ядрами некоторых химическихэлементов a-частиц. Альфа-распад является свойством тяжелых ядер смассовыми числами А>200 и зарядами ядер Ze>82. Внутри таких ядер происходитобразование обособленных a-частиц, состоящих каждая из двух протонов и двухнейтронов. 4. Термином бета-распад обозначают три типа ядерных превращений:электронный (b-) и позитронный (b+) распады, а также электронный захват.Первые два типа превращения состоят в том, что ядро испускает электрон(позитрон) и электронное антинейтрино (электронное нейтрино). Эти процессыпроисходят путем превращения одного вида нуклона в ядре в другой: нейтронав протон или протона в нейтрон. В случае электронного захвата превращениезаключается в том, что исчезает один из электронов в ближайшем к ядру слое.Протон, превращаясь в нейтрон, как бы “захватывает” электрон; отсюдапроизошел термин ”электронный захват”. Электронный захват в отличие от b±-захвата сопровождается характеристическим рентгеновским излучением. 5. b--распад происходит у естественно-радиоактивных, а такжеискусственно-радиоактивных ядер; b+-распад характерен только для явленияискусственной радиоактивности. Литература1. Григорьев В.И., Мякишев Г.Я. Силы в природе. // М., Наука, 1983 г.2. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. // М., Просвещение, 1982 г.3. Яворский Б.М., Детлаф А.А. Справочник по физике. // М., Наука, 1990 г.

Реферат по физикена тему:“Атомное ядро”Москва 1996 Оглавление1 История открытий в области строения атомного ядра 3 1 Модели атома до Бора 3 2 Открытие атомного  iconУрок №9 Тема: «Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель атомного...
Цель урока: ознакомить учащихся с моделью ядра атома и новым видом взаимодействия между частицами, составляющими ядро атома, ядерными...

Реферат по физикена тему:“Атомное ядро”Москва 1996 Оглавление1 История открытий в области строения атомного ядра 3 1 Модели атома до Бора 3 2 Открытие атомного  iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Модели Атомного Ядра Министерство...

Реферат по физикена тему:“Атомное ядро”Москва 1996 Оглавление1 История открытий в области строения атомного ядра 3 1 Модели атома до Бора 3 2 Открытие атомного  iconWas ist ein Metall (что такое металл)?
«+» Zeichen auf der Nase (атомное ядро натрия это большой мальчик, сидящий в центре атома со знаком + на носу). Atomkerne sind übrigens...