Методические указания для семинарских занятий и лабораторных работ по дисциплине «Экология и охрана окружающей среды»




НазваниеМетодические указания для семинарских занятий и лабораторных работ по дисциплине «Экология и охрана окружающей среды»
страница1/4
Дата публикации13.11.2013
Размер0.7 Mb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Физика > Методические указания
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Украины
АЗОВСКИЙ МОРСКОЙ ИНСТИТУТ

Одесской национальной морской академии
Кафедра эксплуатации судовых энергетических установок

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ С СУДОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для семинарских занятий и лабораторных работ

по дисциплине «Экология и охрана окружающей среды»

Утверждено

Ученым советом АМИ ОНМА

протокол №4 от


Мариуполь 2010
УДК 502 / 504 : 629,12

П 71

ББК 20.1
Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов: методические указания для семинарских занятий и лабораторных работ по дисциплине «Экология и охрана окружающей среды» / Сост. Е.Н.Крючкова – Мариуполь: АМИ ОНМА, 2010. - 40 с.

Изложены методика и порядок выполнения лабораторных работ по загрязнению морской среды и атмосферного воздуха в процессе эксплуатации судовых энергетических установок. Даны варианты исходных данных для выполнения лабораторных работ и примеры выполнения расчетов. Практическую часть предваряют теоретические сведения по предотвращению загрязнений с судов, необходимые для выполнения лабораторных работ и подготовки к семинарским занятиям. Разработаны для студентов 1 курса специальности эксплуатация судовых энергетических установок Азовского морского института Одесской национальной морской академии.

Викладенi методика i порядок виконання лабораторних робот з забруднення морського середовища та атмосферного повiтря в процнссi експлуатацii суднових енергетичних установок. Наданi варiанти вихiдних даних для виконання лабораторних робот та приклади виконання розрахункiв. Практичну частину попереджають теоретичнi знання щодо запобiгання забруднення середовища з суден, необхiднi для виконання лабораторних робот та пiдготовки до семiнарських занять. Розроблено для студентiв 1 курсу спецiальностi експлуатацiя суднових енергетичних установок Азовського морського iнстiтута Одеськоi нацiональноi морськоi академii.

Рассмотрено и одобрено

на заседании кафедры ЭСЭУ

протокол № 4 от 01. 12 .2010
Рецензенты: В.П.Литвиненко,

канд. техн. наук, доц. АМИ ОНМА

М.Т.Степанююк,

ст. преп. АМИ ОНМА

Азовский морской институт ОНМА,
Содержание. Вступление_______________________________________________________4

  1. Предотвращение загрязнения моря нефтью с судов.________________4

    1. Общие положения, определения и пояснения Приложения I МК МАРПОЛ 73/78.5_____________________________________________4

    2. Система очистки нефте– и маслосодержащих вод. Система измерения, регистрации и управления сбросом. _____________________________6

    3. Условия сброса нефтесодержащих вод в Особых районах.___________7

    4. Условия сброса нефтесодержащих вод вне пределов Особых районов_7

    5. Методы очистки нефтесодержащих вод.__________________________8

    6. Судовые установки очистки нефтесодержащих вод, особенности конструкции и принцип работы._________________________________8

    7. Технические требования к нефтеналивному флоту._________________9

    8. Правила подготовки и проведения бункеровочных работ с топливо-масляными материалами._____________________________________ 10

    9. Журнал нефтяных операций (ЖНО).____________________________12

    10. Контрольные вопросы.________________________________________15

  2. Способы ликвидации разливов нефти.__________________________16

    1. Боновые заграждения.________________________________________16

    2. Скиммеры._________________________________________________ 17

    3. Методы ликвидации разливов._________________________________17

    4. Нефтесборные системы.______________________________________ 18

    5. Специализированные суда.____________________________________19

    6. Диспергенты и сорбенты._____________________________________ 19

    7. Биоремедитация. ____________________________________________19

    8. Контрольные вопросы._______________________________________ 20

  3. Требования к оборудованию судов по предотвращению загрязнения моря сточными водами._________________________________________20

    1. Общие положения. Определения и пояснения.____________________20

    2. Методы и способы очистки сточных вод.________________________ 21

    3. Принципиальная схема работы судовой установки очистки сточных вод________________________________________________________22

    4. Эксплуатационные мероприятия по защите водной среды._________ 23

    5. Контрольные вопросы._______________________________________ 24

  4. Предупреждение загрязнения Мирового Океана мусором и воздушной среды.________________________________________________________24

    1. Экологические аспекты загрязнения окружающей среды.__________ 24

    2. Требования к оборудованию и устройству судов по предотвращению загрязнения мусором._________________________________________25

    3. Предотвращение загрязнения воздушной среды с судов.___________ 26

    4. Контрольные вопросы._______________________________________ 27

  5. Лабораторные работы._______________________________________ 27

5.1. Лабораторная работа №1. Исследование загрязнения

водоемов при эксплуатации судовой энергетической

установки __________________________________________________27

5.2. Лабораторная работа №2. Заполнение журнала нефтяных

операций.__________________________________________________30

5.3. Лабораторная работа №3. Исследование загрязнения атмосферного

воздуха при эксплуатации судовой энергетической установки._____30

5.4. Лабораторная работа №4. Методика определения убытков от

загрязнения окружающей водной среды._________________________33

6. Литература._________________________________________________36

7. Варианты заданий для выполнения лабораторных работ.__________ 37


Вступление

Курс дисциплины «Экология и охрана окружающей среды» для студентов специальности «Судовая энергетика» включает изучение основ теоретической экологии, прикладных аспектов экологии, экологических проблем Украины и путей выхода из экологического кризиса. Вместе с тем изучение дисциплины требует умений в области предотвращения загрязнения моря нефтью при выполнении операций бункеровки, сброса или сдачи в порту нефтесодержащих балластных и льяльных вод; предотвращения загрязнения моря сточными водами, мусором и воздушной среды в процессе технической эксплуатации судна; умения заполнять журнал нефтяных операций. Курсант должен быть знаком с устройством и работой оборудования по очистке нефтесодержащих льяльных и сточных вод и по переработке мусора. Уметь контролировать показатели качества нефтесодержащих и сточных вод, сбрасываемых за борт.

Необходимые знания и умения курсанты получают на лекциях, семинарских и лабораторных занятиях и во время самостоятельной работы в процессе изучения Приложений к МК МАРПОЛ 73/78.

Обычно студенты первокурсники испытывают трудности в изучении МК МАРПОЛ73/78 и в подготовке к семинарским и лабораторным занятиям. Данное пособие написано для того, чтобы облегчить курсантам задачу подготовки к семинарским занятиям и выполнение лабораторных работ, добиться лучших результатов в усвоении курса «Экологии и охраны окружающей среды».
^ 1. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ НЕФТЬЮ С СУДОВ
1.1.Общие положения, определения и пояснения

С целью регулирования и устранения негативных последствий, вызванных загрязнением окружающей среды с судов, Международной Морской Организацией ИМО, являющейся органом ООН, была принята Международная Конвенция МАРПОЛ 73/78. Конвенцией установлены правовые, организационные, нормативно-технические требования, направленные на предотвращение загрязнения моря с судов.

Приложение 1 к Конвенции принято в 1983 году и посвящено предотвращению загрязнения моря нефтью.

Одним из источников загрязнения морей нефтью являются нефтесодержащие отходы, сбрасываемые с льяльными водами из машинных (машинно-котельных) помещений судов.

Использование нефтепродуктов в качестве жидкого топлива приводит к утечкам из топливных и масляных систем, мелким разливам при ремонтных работах, замене смазки, очистке фильтров. Эти нефтепродукты скапливаются в льялах (подсланевых колодцах) и смешиваются с водой, которая появляется в результате утечек и отпотевания. Льяльные воды могут содержать около 70% нефтепродуктов и механические примеси.

Количество нефтесодержащих вод увеличивается вместе с водоизмещением судна: Таблица 1.

Полное водоизмещение судна, т

Количество нефтесодержащих льяльных вод, м3 /сут

До 1500

1500 – 4000

4000 – 10 000

10000 – 25000

25000 – 100000


0,3 – 8,0

8,0 – 20

20 – 30

30 – 50

50 - 60



Источником загрязнения морской среды нефтью могут служить балластные воды. Балластные воды это некоторый объем воды (до 40 % грузоподъемности танкера), набираемый для увеличения осадки танкера после его разгрузки в порту назначения для восстановления мореходных качеств. Если балластные воды принимают в грузовые танки, то они загрязнены нефтью и нефтепродуктами до концентрации 100 ч/млн и выше - образуется грязный балласт – нефтесодержащая смесь, которая образуется в неочищенных от нефти судовых танках после приема в них водяного балласта. Часто размерность ч/млн представлена английским обозначением ррm (раrt per million) - одна миллионная часть или мг/л. Общее количество нефти в балластных водах может достигать 0,4 % грузоподъемности танкера.

Чистый балласт – означает балласт в танке, который после последней перевозки в нем нефти был очищен таким образом, что сток из этого танка, сброшенный с неподвижного судна в чистую спокойную воду при ясной погоде, не вызывает появления видимых следов нефти на поверхности воды. Если сброс балласта производился через одобренную Администрацией (Государство флага судна) систему автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти, то показания такой системы о том, что содержание нефти в сбрасываемом стоке не превышает 15 ч/млн , принимается как доказательство чистоты балласта.

Изолированный балласт – означает водяной балласт, принятый в танк, который полностью отделен от нефтяной грузовой и нефтяной топливной систем и предназначен для перевозки только балласта.
1.2. Система очистки нефтемаслосодержащих вод. Система автоматического измерения, регистрации и управления сбросом (САЗРИУС)

В соответствии с требованиями Приложения 1 МК МАРПОЛ 73/78 каждое судно должно быть оборудовано техническими средствами очистки нефтесодержащих вод. Конвенцией предусматриваются следующие технические средства:

- сборные танки для сбора льяльных вод;

- фильтрующее нефтеочистное оборудование с очистной способностью до уровня нефтесодержания в сбросе не более 15 ч/млн;

- сигнализатор на 15 ч/млн;

- устройство автоматического прекращения сброса.

Сепаратор льяльных вод должен иметь прочную конструкцию и быть спроектирован для автоматической работы по меньшей мере в течение 24 часов.

Предупредительный сигнализатор на 15 ч/млн должен быть стойким к коррозии и иметь точность показаний в пределах 5 ч/млн.

Время индикации не должно превышать 5с.

Сигнализатор должен иметь регистрирующее устройство, отображающее дату, время, состояние сигнала и рабочее состояние сепаратора льяльных вод. Информация должна храниться не менее 18 месяцев.

Точность предупредительного сигнализатора проверяется во время освидетельствований для получения (возобновления) свидетельства IOPP (International oil pollution prevention).

Устройство автоматического прекращения сброса, в случае превышения содержания нефти в воде из сливного трубопровода сепаратора льяльных вод более чем 15 ч/млн, должно срабатывать не более чем за 20 с момента обнаружения превышения.

Сброс нефтесодержащих вод из машинных помещений судов разрешается за 12 мильной зоной на ходу ( льяльные воды не смешаны с остатками нефтяного груза, источником льяльных вод не являются льяла отделения грузовых насосов ), очищенных до 15 ч/млн, под контролем сигнализатора с автоматическим управлением контроля сброса.

Правилом 4 Приложения I к МК МАРПОЛ 73/78 установлен порядок освидетельствований и проверок судов на соответствие требованиям Конвенции.

Каждый нефтяной танкер валовой вместимостью 150 регистровых тонн и каждое иное судно валовой вместимостью 400 регистровых тонн и более подлежит первоначальному освидетельствованию на срок, не превышающий пять лет со дня выдачи. Международное Свидетельство подтверждается при ежегодном и возобновляется при очередном освидетельствовании.

Для получения (продления) Международного Свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью (IOPP) все суда должны иметь

- журнал нефтяных операций;

- свидетельство о типовом испытании - СОТИ (или одобрении СОТО) нефтеочистного фильтрующего оборудования и приборов контроля;

- инструкцию по их обслуживанию и эксплуатации;

- чертеж «Схема сбора и удаления льяльных нефтесодержащих вод и нефтеостатков»;

- результаты анализа нефтесодержащих вод после нефтеочистного оборудования;

- «Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью» - SOPEP.
1.3.Условия сброса нефтесодержащих вод в Особых районах

Особый район – морской район, где по признанным причинам, относящимся к его океанографическим и экологическим условиям и специфике судоходства по нему, необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения моря нефтью. К Особым районам относятся Районы Черного, Средиземного, Красного, Балтийского морей, район Антарктики, «Район Заливов», район Аденского залива и Северо-Западные Европейские воды (Правило 10 Приложения I к МК МАРПОЛ73/78).

Условия сброса нефтесодержащих вод в Особых районах:

Для судов вместимостью 400 и более а также из льял машинно-котельных отделений (машинных помещений) танкеров разрешен сброс на ходу судна:

- судно за 12 миль от берега;

- источником льяльных вод не являются льяла отделения грузовых насосов;

- содержание нефти в сбросе до 15 ч/млн ;

- на судне действует фильтрующее оборудование, сигнализатор на 15 ч/млн с автоматическим прекращением сброса.

В Особых районах для танкеров запрещен сброс нефтесодержащего (грязного) и чистого балласта. Разрешен сброс изолированного балласта.

В районах Антарктики запрещен любой сброс нефтесодержащих смесей.

1.4.Условия сброса нефтесодержащих вод вне пределов Особых районов

Вне Особых районов для судов вместимостью 400 и более а также из льял машинно-котельных отделений (машинных помещений) танкеров разрешен сброс на ходу судна:

- судно за 12 миль от берега;

- источником льяльных вод не являются льяла отделения грузовых насосов;

- содержание нефти в сбросе до 15 ч/млн ;

- на судне действует фильтрующее оборудование, сигнализатор на 15 ч/млн с автоматическим прекращением сброса.

Вне Особых районов за 12 миль от берега разрешен сброс чистого балласта и изолированного балласта.

Для нефтяных танкеров разрешен сброс нефти и нефтесодержащей смеси (грязный балласт, промывочные воды и прочие нефтесодержащие смеси) при одновременном соблюдении условий:

- танкер на расстоянии не мене 50 миль от берега;

- судно на ходу;

-мгновенная интенсивность сброса нефти не превышает 30 литров на морскую милю;

- общее кол-во сброшенной нефти не более 1/30000 всего груза;

- действует САЗРИУС (Система автоматического замера, регистрации и управления сбросом) нефтесодержащих балластных и промывочных вод;

- имеется отстойный танк с прибором контроля раздела сред нефть-вода.
1.5. Методы очистки нефтесодержащих вод

Методы очистки нефтесодержащих вод, применяемые в судовых установках очистки могут быть различными.

- физические (гравитационное отстаивание, коалесценция, флотация, адсорбция);

- химические (электрохимическая коагуляция, озонирование).

- биологические.

Физические методы применяются в сепараторах типа «ФРАМ», «ФРАМАРИН», «ПП МАТИК». В этих установках происходит очистка в отстойном сепараторе до 100 ч/млн и доочистка на коалесцирующих фильтрах до 15 ч/млн.

Более прогрессивными методами являются методы биологической очистки нефтесодержащих вод. В этом случае нефтесодержащая вода прокачивается через носитель катализатора, который представляет собой матрицу сотовой конструкции, на которой располагаются бактерии, способные разрушать углеводороды нефти. Содержание нефти на выходе из сепаратора не превышает 5 ч/млн.

Принципы биологической очистки используются в сепараторах типа «ПЕТРОЛАМИНАТОР».
1.6. Судовые установки очистки нефтесодержащих вод, особенности конструкции и принцип работы

В принципиальную схему установки «Фрам» включен отстойный сепаратор, два коалесцирующих фильтра, насос. Установка работает в напорном режиме (насос установлен перед первой ступенью очистки).

При включении установки в работу нефтесодержащая вода из сборной цистерны подается в первый коалесцирующий фильтр. В этом фильтре частицы нефтепродукта укрупняются, что способствует их лучшему отделению при последующем отстое. Из первого коалесцирующего фильтра очищаемая вода поступает в отстойный сепаратор. В отстойнике расположен блок наклонных пластин, между которыми направляется поток воды. Отделяющиеся от воды нефтепродукты поднимаются вверх и собираются в коллекторе и направляются в верхнюю часть сепаратора. При накоплении определенного количества нефтепродуктов они, через трубопровод сброса, сбрасываются в шламовую цистерну. Второй коалесцирующий фильтр обеспечивает окончательную очистку до 15ч/млн.

Сепаратор нефтесодержащих вод «Петроламинатор-360» на первой ступени очистки производит устранение нефти путем отстаивания в сборном танке с последующей очисткой на биологическом фильтре при помощи сотовой конструкции, заселенной бактериями, окисляющими нефть. Третья фаза очистки включает дополнительное отстаивание, перед тем как вода будет удалена за борт. Сепаратор работает в автоматическом режиме и очищает воду до 5ч/млн.
1.7. Технические требования к нефтеналивному флоту

Требования к нефтеналивным судам изложены в Приложении I МАРПОЛ 73/78 посвященом предотвращению загрязнения нефтью с судов.
Каждое нефтеналивное судно для перевозки сырой нефти дедвейтом 20000 т и более и каждый нефтепродуктовоз дедвейтом 30000 т и более должен быть оборудован танком изолированного балласта.

Танки изолированного балласта должны иметь отдельные балластные насосы и трубопроводы, предназначенные исключительно для забора балластной воды из моря и выпуска ее в море.

Каждое нефтеналивное судно валовой вместимостью 150 регистровых тонн и более должно быть оборудовано отстойным танком или системой отстойных танков. Вместимость отстойного танка или системы должна быть не менее 3 % грузовместимости нефтеналивного судна по нефти (правило имеет исключения).

На каждом нефтеналивном судне размеры и расположение грузовых танков должны удовлетворять требованию: бортовые танки или отсеки, не являющиеся нефтяными танками, должны простираться по всей длине бортовых танков на всю высоту борта; предполагаемый вылив нефти не должен превышать 40000 м3 .

Каждое нефтеналивное судно для перевозки сырой нефти дедвейтом 20000 т и более должно быть оборудовано системой мойки сырой нефтью.

Любой грузовой или отстойный танк, оснащенный системой мойки сырой нефтью, должен быть оборудован системой инертных газов в соответствие с правилами Противопожарной защиты.

Диаметр моечного трубопровода должен быть рассчитан из условия обеспечения одновременной работы при номинальном рабочем давлении и пропускной способности наибольшего числа моечных машинок.

Машинки для мойки танков сырой нефтью должны быть стационарными и иметь конструкцию, одобренную Регистром.

В качестве подающих сырую нефть к моечным машинкам грузовых танков должны использоваться грузовые насосы или насосы, специально предусмотренные для этой цели.

При постройке нефтеналивных судов должны соблюдаться требования по предотвращению загрязнения нефтью в случае столкновения или посадки на мель.

Нефтеналивные суда валовой вместимостью 150 и более т должны быть оборудованы одобренными системами автоматического замера, регистрации и управления сбросом балластных и промывочных вод.

Эти системы должны производить непрерывную регистрацию:

- сброса нефти в литрах на морскую милю;

- общее количество сброшенной нефти;

или содержание нефти в стоке и интенсивность сброса.

Запись должна быть идентифицируемой по времени и дате и храниться три года.

Система автоматического замера, регистрации и управления сбросом (САЗРИУС) должна приводиться в действие при любом сбросе нефтесодержащих вод и выполняться таким образом, чтобы обеспечивалось автоматическое прекращение сброса, когда мгновенная интенсивность превышает 30 л на морскую милю.

Система САЗРИУС должна включать в себя следующее оборудование:

- прибор для измерения нефтесодержания в стоке ч/млн - систему измерения расхода для определения интенсивности сброса;

- прибор регистрации скорости судна в узлах;

- прибор регистрации координат судна (широта, долгота);

- систему пробоотбора;

- устройство управления сброса за борт, прекращающее сброс за борт.

Каждый отстойный танк должен быть оборудован стационарным прибором «нефть-вода», или используется переносной прибор «нефть-вода».

На каждом нефтеналивном судне, а также на любом судне, не являющемся нефтеналивным, валовой вместимость 400 и более, имеющем грузовые помещения для перевозки нефти суммарной вместимостью 200 м и более, на открытой палубе по обоим бортам должны быть расположены сливные трубопроводы и патрубки с клапанами, предназначенные для сдачи нефтесодержащих смесей (балласта, загрязненного нефтью, промывочных вод и т. п.).

Все суда, включая нефтеналивные, должны быть оборудованы автономной системой трубопроводов для сдачи льяльных вод машинных помещений в приемные сооружения. Трубопровод должен быть выведен на оба борта.
1.8. Правила подготовки и проведения бункеровочных работ с топливо-масляными материалами

Старший механик отвечает за проведение бункеровочных операций, проводит инструктаж 2-го и 3-го механика. Вахтенный помощник отвечает за организацию проведения бункеровки. Второй и третий механик отвечают за прием масла и топлива, за проведение инструктажа исполнителей операции. Исполнители, не менее двух человек, определяются старшим механиком и оперативно подчиняются ответственному за выполнение бункеровочной операции.

Ответственные лица и исполнители должны быть знакомы с: - технологической картой работ, выполняемых при бункеровке судна;

- процедурой МКУБ (Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения) по предотвращению загрязнения;

- судовым планом чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью.

Для предотвращения разливов и загрязнения моря нефтью при бункеровочных операциях (при операциях с льяльными водами, нефтеостатками) должны быть приняты меры предосторожности.

Перед началом бункеровочных операций необходимо :

- закрыть палубные шпигаты, через которые топливо может попасть за борт;

- установить поддоны под фланец приемного трубопровода, под воздушные трубы цистерн, в которые будет приниматься топливо;

- проверить мерительные и воздушные трубы – они должны быть свободны;

- освободить переливные цистерны;

- проверить закрытие секущих клапанов на приемном трубопроводе с обоих бортов;

- проверить наличие заглушки с прокладкой на фланце приемного трубопровода и поддона под фланцем с борта противоположного тому, с которого ведется подготовка к присоединению шлангов;

- проверить работоспособность систем сигнализации о переливах;

- подготовить у приемного трубопровода ветошь, опилки, песок, ведра, совки;

- проверить связь с бункеровщиком и портом;

- подготовить номера телефонов согласно SOPEP;

- осмотреть поверхность воды на наличие нефтяных пятен;

- проверить состояние шлангов, их целостность;

- сделать записи в журналах Судовом и Машинном о готовности судна к бункеровочным операциям;

- оформить с бункеровщиком акт бункеровки.

Во время бункеровочных операций необходимо:

- прием топлива и масла начинать при минимальной интенсивности подачи;

- постоянно контролировать давление на входе в трубопровод и заполнение цистерн;

- удерживать натяжение шлангов в надлежащем положении;

- перед окончанием заполнения цистерны открывать клапан в другие цистерны для снижения интенсивности заполнения;

- производить отсоединение шлангов после окончания работ после их полного осушения.

В случае обнаружения в море нефтяного пятна или при разливе (сбросе) нефти необходимо руководствоваться документами:

- судовым планом чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью (SOPEP);

- инструкцией о порядке передачи сообщений о загрязнении моря;

- инструкцией по действиям в случае нарушения природоохранного законодательства;

- МК МАРПОЛ73/78, Приложение I

1.9. Журнал нефтяных операций (ЖНО)

Регистрация операций с нефтью и нефтесодержащими водами производится в Журнале нефтяных операций. Необходимость ведения такого журнала определена МК МАРПОЛ73/78, Правило 20. Журнал состоит из двух частей.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для семинарских занятий и лабораторных работ по дисциплине «Экология и охрана окружающей среды» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «прикладная гидроэкология»
Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Прикладная гидроэкология» (для студентов 3 курса дневной формы...

Методические указания для семинарских занятий и лабораторных работ по дисциплине «Экология и охрана окружающей среды» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине...
«Информационные технологии в охране окружающей среды» (часть 1) (для студентов 2 курса дневной формы обучения спец. 070800 «Экология...

Методические указания для семинарских занятий и лабораторных работ по дисциплине «Экология и охрана окружающей среды» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине...
«Информационные технологии в охране окружающей среды» (часть 2) (для студентов 2 курса дневной формы обучения спец. 070800 «Экология...

Методические указания для семинарских занятий и лабораторных работ по дисциплине «Экология и охрана окружающей среды» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Информатика и системология»
«Информатика и системология» Модуль 2 «Научно-техническое программное обеспечение» (для студентов 1 курса дневной формы обучения...

Методические указания для семинарских занятий и лабораторных работ по дисциплине «Экология и охрана окружающей среды» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Информатика и системология»
«Информатика и системология» Модуль 1 «Основы информатики и вычислительной техники» (для студентов 1 курса дневной формы обучения...

Методические указания для семинарских занятий и лабораторных работ по дисциплине «Экология и охрана окружающей среды» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине 
Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине Водоснабжение (для студентов 4 курса всех форм обучения специальности...

Методические указания для семинарских занятий и лабораторных работ по дисциплине «Экология и охрана окружающей среды» iconКвота приёма граждан Российской Федерации в высшие учебные заведения Украины в 2013 году
Экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование (Экология и охрана окружающей среды )

Методические указания для семинарских занятий и лабораторных работ по дисциплине «Экология и охрана окружающей среды» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «электромагнитная техника»
Методические указания к выполнению лабораторных работ и контрольных заданий по дисциплине "Электромагнитная техника". Раздел "Электромагнитные...

Методические указания для семинарских занятий и лабораторных работ по дисциплине «Экология и охрана окружающей среды» iconПрограмма и методические указания к выполнению курсовой работы и контрольных работ
Основы санитарии городов (для студентов 3 курса дневной и студентов 3 курса заочной форм обучения специальности «Экология и охрана...

Методические указания для семинарских занятий и лабораторных работ по дисциплине «Экология и охрана окружающей среды» iconМетодические указания к выполнению самостоятельной работы по дисциплине...
«Информатика и системология» (для студентов 1 курса дневной формы обучения направления 040106 «Экология, охрана окружающей среды...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<