Методическая разработка для проведения практического занятия по клинической паразитологии и тропической медицине со студентами VІ курса факультета «подготовки иностранных граждан» для преподавателей Тема: «Общая характеристика филяриозов.




Скачать 126.71 Kb.
НазваниеМетодическая разработка для проведения практического занятия по клинической паразитологии и тропической медицине со студентами VІ курса факультета «подготовки иностранных граждан» для преподавателей Тема: «Общая характеристика филяриозов.
Дата публикации31.01.2014
Размер126.71 Kb.
ТипМетодическая разработка
uchebilka.ru > Физика > Методическая разработка

МЗ УКРАИНЫ

Ивано-Франковский национальный медицинский университет

Кафедра детских инфекционных болезней



Утверждено


на методическом совещании

“____” _____________ 2012 г.

Зав. кафедры д.мед.н., профессор Г.Б. Матейко

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения практического занятия по клинической паразитологии и тропической медицине со студентами VІ курса факультета «подготовки иностранных граждан» для преподавателей
Тема: «Общая характеристика филяриозов. Онхоцеркоз, лоаоз, вухерериоз, бругиоз. Принципы диагностики, лечения и профилактики филяриозов».

Ивано-Франковск

2012

^ 1. Актуальность темы.

По данным ВОЗ, в мире насчитывается до 120 млн. больных на филяриозы. Эти гельминтозы представляют серьэзную социальную проблему, потому что изменяют внешность больного и таким образом мешают его социальной адаптации.

Заболевания характеризируются значительной длительностью. Взрослые филярии могут находиться в организме человека в течение 20 и больше лет. В большинстве случаев патологические изменения обусловлены развитием аллергических реакций на присутствие живых или мертвых филярий, а также на продукты их жизнедеятельности или поражением филяриями сосудов лимфатической системы, закупоркой их, значительным разрастанием стенки сосудов и прилегающих соединительно-тканевых элементов. Основные места поражения – пахово-бедренные, клубовые и другие лимфатические узлы. Возникающий при этом лимфостаз приводит к увеличению мошонки, полового члена и крайней плоти. Онхоцеркоз является основной причиной слепоты в странах с тропическим климатом. Специфическая диагностика филяриозов имеет особенности, обусловленные периодичностью циркуляции возбудителя в крови. Лечение филяриозов требует индивидуального подхода. Профилактика является актуальным вопросом для стран, где распространены эти заболевания.

^ 2. Цели занятия:

2.1. Учебные цели:

1-й уровень – ознакомить студентов с особенностями этиологии, эпидемиологии, патогенеза филяриозов у детей;

2-й уровень – усвоить клинические варианты течения филяриозов, методы лабораторной диагностики, принципы профилактики и лечения больных с данными заболеваниями.

3-й уровень – предоставить студентам возможность овладеть навыками проведения дифференциальной диагностики заболеваний с синдромом гипертермии, лимфаденита.

2.2. Воспитательные цели:

Изучение темы способствует формированию у будущих врачей клинического мышления, овладению общими принципами диагностики, лечения и профилактики.

^ 3. Междисциплинарная интеграция.

№ п.п.

Дисциплины

Знать

Уметь

1

2

3

4

Предыдущие дисциплины

1.

Нормальная анатомия
^

Строение глазницы, глазного яблока, лимфатической системы


Указать основные структурные элементы глазного яблока, лимфатической системы

2.

Гистология

Знать гистологические особенности оболочек глазного яблока

Уметь оценивать гистологические изменения в глазу.

3.

Мед.биология

Знание о гельминтах, цикл развития, конечные и промежуточные хозяева.

Интерпретация лабораторных исследований.

4.

Пат.анатомия

Знать патологоанатомические особенности воспалительных процессов лимфатической системы, глаза. Патологоанатомические изменения в органах при данных заболеваниях.

Уметь оценивать морфологические изменения в пораженных органах.

5.

Педиатрия

Раздел пропедевтики детских болезней

Уметь провести объективное исследование ребенка.

Следующие дисциплины

1.

2.

Хирургия

Дерматология

Заболевание с синдромом лимфангоита, лимфаденита, слоновости.

Заболевание с поражением кожы( эритема, узел)

Уметь проводить дифференциальную диагностику.

3.

Внутренне-предметная интеграция.

Время появления первых симптомов, пребывания за рубежом, купание в реке, сезонность.

Патогенез филяриозов, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

На основании этого уметь проводить дифференциальную диагностику заболеваний с синдромом гипертермии, эритемы, лимфаденопатии.

^ 4. План и организационная структура занятия.




Основные этапы занятия, их функции и содержание

Учеб -

ные цели в уровнях усво-ения

Сред-ства учебы и контро-ля

Материалы относительно методического обеспечения наглядности занятия, контроля знаний тех, кто учится

Срок в мин.

1

^ Подготовительный этап:

Объявление темы, определение цели занятия, создание мотивации для изучения темы занятия.

Контроль входного уровня знаний


І




Тесто-

вый конт-роль

Журнал учета посещений и успешности студентов
Тесты

30

2
2.1

2.3

^ Основной етап:
Разбор теоретического материала.
Формирование профессиональных умений и навыков (работа в отделении)

ІІ



Беседа.


Опрос

Журнал учета посещений и успешности студентов

Работа около кровати больного, анализ медицинской карты стационарного больного. Работа с выписными эпикризами и архивными медицинскими картами стационарных больных.

120

170

3

^ Заключительный этап:

Подведение итогов занятия.
Контроль конечного уровня знаний.
Задание на следующее занятие.


ІІІ


Беседа
Ситуа-цион-ные задачи

Журнал учета посе-щений и успешности студентов. Ситуа-ционные задачи

40


^ 5. Содержание занятия.

Филяриоз – группа тропических трансмиссивных гельминтозов, возбудители которых относятся к нематодам отряда Spirurida, семейства Filarudae. Заболевание характерно для жителей стран с тропическим и субтропическим климатом. Развивается в результате попадания в лимфатические сосуды паразитирующих нематод вида Wuchereria bancrofti I Brugiamalayi. Гельминты, которыми человек заражается через укусы разных комаров, вызывают воспаление и дальнейшую закупорку лимфатических сосудов, которые приводят к отечности и припухлости окружающих тканей. Симптомы: лихорадка, кожная сыпь и язвы, воспаление лимфатических сосудов, слоновость рук, ног, мошонки, поражения глаз.

Онхоцеркоз( речная слепота) – гельминтоз из группы филяриозов, что характеризируется образованием подкожных узлов, поражением кожы и глаз. Возбудитель – Onchocercavolvulus. Хозяин – человек, переносчик самки мошек, которые проживают на берегах рек. Взрослые червы поселяются в лимфоузлах человека, где самки выводят личинки, которые мигрируют под эпидермис кожы, откуда могут опять угодить в организм мошек и, таким образом, продолжить цикл развития паразитов. Часть микрофилярий попадает в глаза человека.

Инкубационный период около года. Клиническая картина обусловлена имуноалергическими реакциями на погибших микрофилярий. Общие симптомы: повышение температуры тела, головная боль, вялость, изменение кожи (становится твердой, шелушение, сыпь). Характерный признак онхоцеркоза – наличие под кожей плотных фиброзных узлов до 7 см.

^ Вухерериоз и бругиоз – хронически протекающие трансмиссивные биогельминтозы, что в начальной стадии характеризируются лихорадкой, лимфаденитом, ретроградным лимфангитом конечностей, орхитом, фуникулитом и абсцессами аллергической природы, а в поздней стадии – слоновостью конечностей и грудных желез, хилуриэй (наличие лимфы в моче), илигидроцеле. Возбудитель вухерериоза – WuchereriaBancrofti, бругиоза – Brugiamalayi. Развитие филярий проходит с изменением хозяев. Конечный хозяин Brugiamalayi – человек и некоторые виды обезьян, промежуточные хозяева и специфические переносчики разнообразные виды комаров. Взрослые гельминты паразитируют в лимфатических узлах и сосудах; личинки днем циркулируют в сосудах легких, а ночью продвигаются по периферическим сосудам. Взрослые филярии могут паразитировать в организме человека до 17 лет, личинки – до 1 года.

Источник заражения вухерериоза – человек. Механизм передачи – трансмиссивный. При укусе комара инвазионные формы личинок попадают в кожу, кровеносные сосуды и в органы. Превращение личинок в половозрелые формы проходит через 3-18 мес.

Первые признаки заболевания появляются в виде аллергических реакций (острая стадия) через 3 мес. после заражения. На коже эритемы, увеличенные лимфоузлы. Через 2-7 лет болезнь переходит в другую стадию – хроническую, которая может проявляться слоновостью конечностей, хилурией, гидроцеле. В период обострения – явления интоксикации, высокая температура и сильная головная боль. Приступ заканчивается потовыделением. Третья (обструктивная) стадия проявляется слоновостью с присоединением дерматита, целлюлита.

Лоаоз – характеризуется отеком мягких тканей, конъюнктивитом, поражением серозных оболочек и половых органов. Возбудитель – Loaloa. Конечный хозяин человек, промежуточным и переносчиком –слепни рода Chrysops. Половозрелые Loaoa паразитируют в подкожной клетчатке, под конъюнктивой глаза и серозными оболочками, личинки в кровеносных сосудах. Источник инфекции – человек инфицированный. Развитие личинок в организме человека заканчивается за 7-20 дней. Высокие показатели заболеваемости регистрируются в Центральной Африке. Инкубационный период несколько лет, иногда сокращается до 4 мес. Заболевания начинается из появления сыпи, высокой температуры, болей в конечностях, дальнейшее перемещение гельминтов в подкожной клетчатке вызывает боль и изжогу. При перемещении под конъюнктиву, возникает конъюнктивит с опущением века и изжогой, резкой болью.

^ 6. Материалы по методического обеспечения занятия.

6.1. Контрольные вопросы по теме:

  1. Особенности возбудителей филяриозов.

  2. Эпидемиология филяриозов (источник инфекции, пути передачи, восприимчивость).

  3. Особенности патогенеза.

  4. Основные периоды болезни, их характеристика, длительность.

  5. Дифференциальный диагноз филяриозов.

  6. Результаты лабораторных исследований.

  7. Особенности хода филяриозов у детей.

  8. Профилактика филяриозов.

  9. Лечение.


^ 6.2.Учебные задания:

Обследование больных филяриозом по общим требованиям: жалобы, анамнез заболевания, эпидемиологический анамнез, объективный статус. Ознакомление с лабораторными данными из медицинской карты стационарного больного.
^


Ориентировочная карта обследования больного


Задание

Указания к выполнению

Записи студента

1. Анамнез

Анамнез заболевания:

-дата заболевания;

-первые признаки;

-дата обращения к врачу;

-последовательность развития симптомов;

-характер обследования и лечения дома;




2. Эпиданамнез

Контакт с больным, пребывание за рубежом, укус комара.




3. Обследования больного

Тяжесть состояния.

Состояние органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, глаз.

Пальпация живота, печени, селезенки (размеры), лимфоузлов.

Диурез и опорожнение.

Выяснить при обзоре:

состояние больного, выраженность катаральных явлений, t тела, кожа (бледность, влажность, мраморность), слизистые оболочки;

-изменения органа зрения;

- обвод нижних конечностей.




4. Лабораторные данные

Проанализировать:

-общий анализ крови;

-общий анализ мочи;

-результаты серологических исследований;





6.3.Подготовка студентов к занятию осуществляется через знакомство с учебной литературой. Полученная информация распределяется в следующем порядке: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, дифференциальный диагноз, лечение, профилактика.
^ 7. Литература для преподавателя.

Основная:

  1. Михайлова A.M., Тришкова Л. О., Крамарєв С. О., Кочеткова О. М. Инфекционные болезни у детей. Учебник для студентов высших медицинских заведений образования 3-4 уровней аккредитации и врачей интернов, К.: Здоровье, 1998. - 418 с.

  2. Детские инфекционные болезни (Клинические лекции). Под. Ред. проф. С. О. Крамарева — Киев, "МОРІОН". — 2003. — 480 с.

  3. Инфекционные болезни у детей: учебник / С. О. Крамарьов, О. Б. Надрага, Л. В. Пипа и др.; за ред. проф. С. О. Крамарьова, О. Б. Надраги. - К.: ВСВ « Медицина». - 2010. - 392 с.

Дополнительная:

1. Инфекционные болезни в детей / под ред. В. В. Ивановой. - М.: МИА, 2002. - 923 с.

2. Руководство по инфекционным болезням в детей / В. Ф. Учайкин. - М.: ГЕОТАР Медицина, 1998. - 809 с.

3. Инфекционные болезни в детей / под ред. В. Н. Тимченко, Л. В. Быстряковой. - Спб.: СпецЛит, 2001. - 560 с.

4. Богадельников И. В. Дифференциальный диагноз важнейших инфекционных заболеваний в детей. - Симферополь, 1999. - 528 с.

Методическую разработку сложила ассистент Веприк Т.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка для проведения практического занятия по клинической паразитологии и тропической медицине со студентами VІ курса факультета «подготовки иностранных граждан» для преподавателей Тема: «Общая характеристика филяриозов. iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по клинической...
Тема: «Арбовирусные инфекции. Флеботомная лихорадка. Енцефалиты: калифорнийский, венесуэльский, американские конские, японский, долины...

Методическая разработка для проведения практического занятия по клинической паразитологии и тропической медицине со студентами VІ курса факультета «подготовки иностранных граждан» для преподавателей Тема: «Общая характеристика филяриозов. iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по клинической...
Тема: «Другие протозойныеболезни: бабезиоз, токсоплазмоз, пневмоцистоз, криптоспоридиоз, изоспориоз, акантоамебиозы. Лепра. Обезьянья...

Методическая разработка для проведения практического занятия по клинической паразитологии и тропической медицине со студентами VІ курса факультета «подготовки иностранных граждан» для преподавателей Тема: «Общая характеристика филяриозов. iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по клинической...
Воз, 700 млн людей, имеющих контакт с зараженной паразитами водой при сельскохозяйственной деятельности, домашней работе, купании....

Методическая разработка для проведения практического занятия по клинической паразитологии и тропической медицине со студентами VІ курса факультета «подготовки иностранных граждан» для преподавателей Тема: «Общая характеристика филяриозов. iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по клинической...
Тема: «Другие протозойныеболезни: бабезиоз, токсоплазмоз, пневмоцистоз, криптоспоридиоз, изоспориоз, акантоамебиозы. Лепра. Обезьянья...

Методическая разработка для проведения практического занятия по клинической паразитологии и тропической медицине со студентами VІ курса факультета «подготовки иностранных граждан» для преподавателей Тема: «Общая характеристика филяриозов. iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по клинической...
Тема: «Глистная инвазия тропических и субтропических регионов: анколостомидозы, клонорхоз, фасциолез, парагонимоз, стронгилоидоз,...

Методическая разработка для проведения практического занятия по клинической паразитологии и тропической медицине со студентами VІ курса факультета «подготовки иностранных граждан» для преподавателей Тема: «Общая характеристика филяриозов. iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по клинической...
Р. malariae, особенный вид трехдневной — Р. ovale, тропическую — Р. falciparum. Возбудитель проходит сложный жизненный цикл с изменением...

Методическая разработка для проведения практического занятия по клинической паразитологии и тропической медицине со студентами VІ курса факультета «подготовки иностранных граждан» для преподавателей Тема: «Общая характеристика филяриозов. iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по клинической...
Очаги этого заболевания можно посещать только в случае острой необходимости, при этом следует сурово придерживаться всех мер безопасности...

Методическая разработка для проведения практического занятия по клинической паразитологии и тропической медицине со студентами VІ курса факультета «подготовки иностранных граждан» для преподавателей Тема: «Общая характеристика филяриозов. iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по клинической...
Тема: «Инфекционные заболевания, которые вошли в перечень событий, которые могут повлечь чрезвычайную ситуацию в отрасли здравоохранения...

Методическая разработка для проведения практического занятия по клинической паразитологии и тропической медицине со студентами VІ курса факультета «подготовки иностранных граждан» для преподавателей Тема: «Общая характеристика филяриозов. iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по клинической...
Высокая температура и влажность воздуха содействуют развитию электролитных нарушений в организме, который отображается на течении...

Методическая разработка для проведения практического занятия по клинической паразитологии и тропической медицине со студентами VІ курса факультета «подготовки иностранных граждан» для преподавателей Тема: «Общая характеристика филяриозов. iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по клинической...
Тема: «Особенности течения риккетсиозов: пятнистая лихорадка Скалистых гор, цуцугамуши, эндемический сыпной тиф, клещевой сыпной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<