Методические рекомендации для аудиторной работы студентов при подготовке к практическому занятию




НазваниеМетодические рекомендации для аудиторной работы студентов при подготовке к практическому занятию
страница1/14
Дата публикации06.02.2014
Размер1.34 Mb.
ТипМетодические рекомендации
uchebilka.ru > Физика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

Винницкий национальный медицинский университет им. М.И. Пирогова

Методические рекомендации

для аудиторной работы студентов при подготовке к

практическому занятию

Учебная дисциплина

Акушерство и гинекология

Модуль

№ 4

Содержательный модуль

№ 12

Тема занятия

Патологические состояния репродуктивной системы в детском и подростковом возрасте

Курс

6

Факультет

Медицинский



Винница - 2013

  1. Актуальность темы.

Снижение гинекологических заболеваний в детском и подростковом возрасте - основа сохранения репродуктивного потенциала в будущем. Аномалии развития женских половых органов составляют около 4% от всех пороков развития. За последние 20 лет во всем мире отмечен рост числа больных с нарушением полового развития. Под этим термином в детской гинекологии понимают преждевременное половое развитие, задержка полового развития и отсутствие полового развития у девочек. Знание причин возникновения вышеуказанной патологии и методов ее диагностики является основой успешного патогенетическое обоснованного лечения. Из всех гинекологических заболеваний нарушения менструального цикла приходится 20%. Изучение причин, вызывающих эти заболевания у подростков, разработка методов ранней диагностики, лечение и профилактика имеет не только научное, но и практическое значение в снижении гинекологической заболеваемости и акушерской патологии, эндокринной форм бесплодия в будущем, профилактике рака эндометрия. Воспалительные заболевания женских половых органов по частоте распространения занимают одно из первых мест в патологии гениталий у девочек и подростков, является частой причиной бесплодия в будущем, многих осложнений и потери трудоспособности. Знание причин, методов диагностики и особенности лечения данной патологии в детском и подростковом возрасте необходимо врачу-гинекологу детского и подросткового возраста, педиатру. Кроме того, за последние годы заметно увеличение частоты злокачественных новообразований у детей, которые трудно распознать, несвоевременно диагностируются и неудовлетворительные результаты лечения. Основная причина неэффективности лечебных мероприятий - высокий процент запущенности процесса у данного контингента больных к моменту первичного его обнаружения. По данным ученых опухоли гениталий встречаются примерно в 5% общего количества детей с солидными злокачественными новообразованиями и в структуре онкологической заболеваемости детского возраста занимают последнее место. Без знания анатомо-физиологических особенностей в детской и подростковой гинекологии, современных методов исследования в детской и подростковой гинекологии, без умений применять их на практике невозможно установить диагноз, провести дифференциальную диагностику и соответствующее лечение гинекологической больной.

2.Конкретные цели. Для формирования умений студент должен знать:

- систему исследования гинекологической больной, деонтологию общения с гинекологическими больными ювенильного возраста;

- общие и специальные методы обследования в детской и подростковой гинекологии;

- дополнительные методы обследования в детской и подростковой гинекологии;

- анатомо-физиологические особенности развития гениталий половой зрелости;

- анатомо-физиологические особенности развития эндокринных желез половой

зрелости;

- классификацию периодов жизни девушки и уметь клинически оценивать их;

- критические периоды в возникновении аномалий развития внутренних половых органов;

- клиническую классификацию врожденных аномалий развития половых органов и их основную характеристику;

- методы хирургической коррекции аномалий развития женских половых органов;

- специальные методы обследования у девочек с нарушением полового развития показания и противопоказания для применения контрацептивов в подростковом возрасте;

-классификацию нарушений менструального цикла;

- патогенез нарушений менструального цикла;

- показания к физиотерапевтическим и санаторно-курортным методам лечения нарушений менструального цикла;

- клаcификацию маточных кровотечений;

- патогенез маточных кровотечений;

-виды гемостаза при ЮМК, показания для проведения гормонального и хирургического гемостаза при ЮМК;

- этиологию и патогенез воспалительных заболеваний женских половых органов девочек и подростков;

- клинические симптомы воспалительных заболеваний гениталий;

- особенности течения воспалительных гинекологических заболеваний в детском и подростковом возрасте;

- методы диагностики и особенности лечения воспалительных заболеваний гениталий у девочек и подростков;

- классификацию опухолевидных образований яичников и злокачественных опухолей;

-роль профилактических осмотров в своевременной диагностике и особенности диспансерного наблюдения больных с опухолями;

-возможные осложнения и их профилактику, включая хирургические методы лечения, их необходимый объем в каждом конкретном случае при опухолях половых органов у девочек.

Базовый уровень подготовки

Названия предыдущих дисциплин Полученные навыки

1. Медицинская биология Знать цитогенетический метод исследования (определение полового хроматина, кариотипа) показания к применению данных диагностических методов.

2. Медицинская генетика Знать генетические нарушения, наследственные заболевания, которые сопровождаются нарушением эндокринной функции яичников ( синдром Шершевского-Тернера).

3. Гистология Знать основы эмбрио-и гистогенеза, причины и факторы, влияющие на нарушение половой дифференциации, которая лежит в основе возникновения нарушений полового развития (гермафродитизма, интерсексуализма, бисексуализма)

4. Нормальная физиология Знать периоды жизни и развития девочки, АСО организма девочки, физиологические процессы, происходящие в репродуктивной системе девочек от рождения до периода половой зрелости

5. Патологическая физиология

Знать основные патогенетические механизмы функциональных нарушений физиологических процессов, происходящих в репродуктивной системе девочек от рождения до периода половой зрелости

6. Пропедевтика детских болезней Владеть основными методами объективного обследования девушек и подростков по системам органов, оценить результаты клинико-параклинических методов исследования.

7. Фармакология, клиническая фармакология. Знать препараты лечебного действия, применяемые в практике врача-гинеколога детского и подросткового возраста при различных патологических состояниях. Выписать рецептурные формы на препараты, применяемые конкретно в каждом случае (при ювенильных маточных кровотечениях, воспалительных процессах женских половых органов и др..).

8. Госпитальная педиатрия. Оценить состояние систем органов девочек, подростков, определить возможные факторы риска состояний, которые приводят к нарушениям репродуктивной системы.

4. Задания для самостоятельной работы при подготовке к занятию

4.1. Перечень основных терминов, параметров, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию.

1. 4.2. Теоретические вопросы к занятию:

2) анатомо-физиологические особенности развития гениталий и эндокринных желез;

3) классификация периодов жизни девушки и уметь клинически оценивать их;

4) критические периоды в возникновении аномалий развития внутренних половых органов;

5) клиническая классификация врожденных аномалий развития половых органов и их основная характеристика;

6) методы хирургической аномалий развития женских половых органов;

7) специальные методы обследования у девочек с нарушением полового развития

8) показания и противопоказания для применения контрацептивов в подростковом возрасте;

9) классификацию нарушений менструального цикла;

10) патогенез нарушений менструального цикла;

11) показания к физиотерапевтическим и санаторно-курортным методов лечения нарушений менструального цикла;

12) классификацию маточных кровотечений;

13) патогенез маточных кровотечений;

14) виды гемостаза при ЮМК, показания для проведения гормонального и хирургического гемостаза при ЮМК;

15) этиологию и патогенез воспалительных заболеваний женских половых органов девочек и подростков;

16) клинические симптомы воспалительных заболеваний гениталий;

17) особенности течения воспалительных гинекологических заболеваний в детском и подростковом возрасте;

18) методы диагностики и особенности лечения воспалительных заболеваний гениталий у девочек и подростков;

19) классификацию опухолевидных образований яичников и злокачественных опухолей;

20) роль профилактических осмотров в своевременной диагностике и особенности диспансерного наблюдения больных с опухолями;

21) возможные осложнения и их профилактику, включая хирургические методы лечения, их необходимый объем в каждом конкретном случае при опухолях половых органов у девочек.

Практические задания.

1.Уметь собрать правильно анамнез заболевания;

2. Провести специальное гинекологическое и дополнительное обследование девочек и подростков, правильно оценить результаты этих обследований.

3. Интерпретировать данные клинико-лабораторного и инструментального обследования девочек и подростков с гинекологической патологией.

4. Составить дальнейшего обследования, лечения и профилактических мер относительно возникновения рецидивов заболевания.

5. Провести внешнее обследование наружных половых органов.

6. Провести бимануальное исследование с помощью преподавателя.

7. Осмотреть, провести пальпацию и перкуссию живота.

8. Провести обследование больной нарушением полового развития.

9. Назначить необходимый объем диагностических мероприятий и лечения.

10.Уметь назначить контрацептивные препараты подросткам, которые ведут половую жизнь.

11. Уметь назначить схему негормонального, гормонального гемостаза при нарушениях менструального цикла у подростков.

12. Выписать рецепты на лекарственные средства при той или иной гинекологической патологии;

13. Назначить лечение в зависимости от возраста больного, определить меры профилактики рецидива заболевания;

14.Проводить дифференциальный диагноз между гинекологической патологией и другими смежными патологическими состояниями у девушек и подростков.

Содержание темы:

Объективное обследование девочки с гинекологическими заболеваниями необходимо начинать с определения основных показателей его физического развития с учетом возраста.

Общее обследование девочек проводится по методике, принятой в педиатрии. Обследование начинается с разбора, включающий в себя жалобы, анамнез жизни и заболевания. Необходимо обратить внимание на возраст, здоровье родителей, течение беременности и родов у мамы, что имеет отношение к девочке, которая обследуется, тщательно выяснить перенесенные ребенком заболевания в период новорожденности, в раннем и более позднем возрасте. Обращают внимание на общее состояние организма девочки (температура, сон, аппетит, поведение и др.), на ранее перенесенные заболевания. Это может дать некоторое представление о реактивность организма больной девочки. Нужно определить также условия быта, питания, распорядок дня, поведение в коллективе и взаимоотношения со сверстниками. Особое внимание следует обратить на период полового созревания. Необходимо детально остановиться на периоде становления менструальной функции девочки, узнать характер выделений из влагалища, которые не связаны с менструациями.

Объективное обследование девочки, страдающей гинекологическим заболеванием, следует начинать с определения основных показателей его физического развития с учетом возраста (рост, вес, окружность грудной клетки, размеры таза), затем выполняется общий обзор по органам и системам. Для оценки физического развития девочек используются морфограммы, которые строятся на основе антропометрических данных: рост стоя (р), окружность грудной клетки при измерениях выше и ниже молочных желез (г), размеры таза (т), в том числе "ширина таза", и сумма его 4 размеров. Для учета возрастных изменений пропорции тела введена шкала календарного возраста (в).

Различают 3 типа морфограм:1)нормальная, 2)при конституционных отклонениях и 3)гормональных нарушениях.

1. При размерах и пропорциях тела, соответствующие средневековой норме, морфограмма представляет собой горизонтальную прямую линию, уровень которой определяется возрастом.

2.На морфограмме девочек, развитие пропорционально, но с конституционными отклонениями от размеров тела представляет собой практически прямую линию, степень наклона которой к горизонтали определяется конституционным отклонением размеров средней возрастной нормы.

3. При изменениях пропорции тела, характерные для гормональных нарушений, морфограмма в любом возрасте представляет собой ломаную линию и сохраняет конфигурацию, типичную для каждого вида гормональных нарушений.

Специальное обследование девочки проводят в следующей последовательности: 1) осмотр и оценка степени развития вторичных половых признаков; 2) осмотр, пальпация и перкуссия живота, при подозрении на беременность - аускультация, 3) осмотр наружных половых органов, девственной плевы с учетом возрастных изменений и заднепроходного отверстия, 4) вагиноскопия, 5) ректо-абдоминальное исследование. При подозрении на наличие у девочки инородного тела во влагалище необходимо сначала выполнить ректо-абдоминальное исследование, а затем вагиноскопию.

Непосредственно перед обследованием девочки должны быть освобождены нижние отделы кишечника (очистительная клизма) и мочевой пузырь. Обзор девочек младшего возраста (до 3-х лет) проводится на пеленальном столике, девушек старшего возраста - на детском гинекологическом кресле. Последнее отличается от кресла для взрослых наличием специального устройства, с помощью которого можно изменять его глубину; имеется также подставка - лестница, с помощью которой больной самостоятельно ложится на кресло.

Степень полового развития определяется формулой Ма, Ах, Р, Me, где Mа - молочные железы, Aх-акселярное оволосение, P- лобковое оволосение, Me - возраст менархе.

Специальное обследование девочки производится в следующей последовательности:

1. Обзор и оценка степени развития вторичных половых органов;

2. Осмотр, пальпация и перкуссия живота;

3. Осмотр наружных половых органов (НПО), девичьей перепонки с учетом возрастных изменений и анального отверстия;

4. Ректо-абдоминальное исследование.

При обследовании девочек в поликлинических условиях, а также при первичном осмотре в стационаре необходимо, чтобы присутствовала мать или кто-то из близких родственников.

При осмотре НПО оценивают характер оволосения (по женскому типу-горизонтальная линия роста волос, по мужскому - в виде треугольника с переходом на белую линию живота и внутреннюю поверхность бедра, анатомическое строение клитора, больших и малых половых губ, гимен, цвет слизистой входа во влагалище, выделения из половых путей).Кроме того, используются, в зависимости от характера заболевания, следующие дополнительные методы исследования.Эндоскопические методы исследования включают гистероскопию и лапароскопию.Ультразвуковое исследование (УЗИ) в связи с его безопасностью, безболезненным проведением и возможностью динамического наблюдения. УЗИ позволяет диагностировать пороки развития гениталий, опухоли яичников и другие гинекологические заболевания.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для аудиторной работы студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические рекомендации для аудиторной работы студентов при подготовке к практическому занятию
Женские урогенитальные воспалительные заболевания. Диагностика, лечение и профилактика

Методические рекомендации для аудиторной работы студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические рекомендации для аудиторной работы студентов при подготовке к практическому занятию
Женские урогенитальные воспалительные заболевания. Диагностика, лечение и профилактика

Методические рекомендации для аудиторной работы студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические рекомендации для самостоятельной аудиторной работы студентов...
Медико-социальное значение проблемы бесплодия в браке. Етиопатогенетические причины развития бесплодия. Обследования супружеской...

Методические рекомендации для аудиторной работы студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов при...
Женские урогенитальные воспалительные заболевания. Диагностика, лечение и профилактика

Методические рекомендации для аудиторной работы студентов при подготовке к практическому занятию iconПатологические состояния репродуктивной системы в детском и подростковом возрасте
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Методические рекомендации для аудиторной работы студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов при...
Нарушение менструальной функции в разные возрастные периоды. Нейроэндокринные синдромы в гинекологии

Методические рекомендации для аудиторной работы студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов при...
А знание алгоритма действий врача при остром дистресса плода в родах сохраняет жизнь ребенку

Методические рекомендации для аудиторной работы студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов при...
Акушерские кровотечения. Геморагический шок. Двс-синдром. Интенсивная терапия кровотечений в акушерстве

Методические рекомендации для аудиторной работы студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов при...
Физиология беременности. Перинатальная охрана плода. Методы обследования беременные. Акушерская терминология

Методические рекомендации для аудиторной работы студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов при...
Доброкачественные опухоли женских половых органов. Диагностика, лечение и профилактика. Гинекологические аспекты заболеваний молочной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<