НазваниеДоклад по дисциплине: «Отечественная история» по теме: «Игорь Васильевич Курчатов»
Дата публикации27.03.2014
ТипДоклад
uchebilka.ru > Физика > Доклад
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua

Игорь Васильевич Курчатов

Московский колледж Доклад по дисциплине: «Отечественная история» по теме: «Игорь Васильевич Курчатов» Доклад подготовил Студент группы Рк-104 Карпова М.А. Москва 2004 г. Игорь Васильевич Курчатов (1902-1960) Игорь Васильевич Курчатов — выдающийся физик, первый и многолетнийруководитель советской ядерной программы. За последние годы в печати появилось множество сообщений, что в годы«холодной войны» советская разведка украла американские атомные секреты, асоветские ученые-атомщики лишь повторили их. Это утверждение подобно тому,что обезьяна украла поваренную книгу и по ней приготовила украинский борщ. Американские атомные секреты советская разведка действительнополучила с помощью таких ученых, как английский физик Клаус Фукс,симпатизировавший Советскому Союзу. Это была самая значительнаяразведывательная операция периода «холодной войны». Но эти секреты попали квесьма подготовленным специалистам, физикам-атомщикам, и, прежде всего кИгорю Васильевичу Курчатову, сочетавшему таланты физика и выдающегосяорганизатора. Именно на него пал выбор А. Ф. Иоффе, который рекомендовалсоветскому руководству назначить руководителем атомной программы именно И.В. Курчатова. И это во многом определило быстрый успех разработки нашегоядерного оружия. И. В. Курчатов родился 30 декабря 1902 году в г. Сим на Южном Урале всемье землемера. В1912 году окончил Симферопольскую гимназию, а в 1920 годупоступил на физико-математический факультет Таврического университета.Ректором университета тогда был В. И. Вернадский, а физику преподавалиизвестные теоретики И. Е. Тамм и Я. И. Френкель. Несмотря на тяжелыеусловия Гражданской войны, четырехлетний курс университета Игорь Васильевичпрошел за три года. В 1924-1925 был ассистентом при кафедре физики Азербаржанскогополитехнического института (Баку). В 1925 году он переехал в Ленинград и стал научным сотрудником Физико-технического института. И. В. Курчатов попал в руки директора институтаакадемика А. Ф. Иоффе, которого окружали молодые и энергичные сотрудники —А. П. Александров, Я. И. Френкель, Л. А. Арцимович, Л. Д. Ландау, А. И.Лейпунский, И. К. Кикоин, Н. Н. Семенов, Ю. Б. Харитон. В конце 1920-х годов И. В. Курчатов изучал физику диэлектриков иполупроводников. Он сделал первые работы по сегнетоэлектрикам —электрическим кристаллам. В то же время Игорь Васильевич всегда проявлялталанты создателя и руководителя научных коллективов. В 1932 году во всем мире был сделан целый ряд важнейших открытий вобласти ядерной физики — открыты элементарные частицы нейтрон, позитрон,тяжелый изотоп водорода — дейтерий. В США начал работать первый ускорительэлементарных частиц - циклотрон. Узнав об этих открытиях, И. В. Курчатов уже в конце 1932 годапереключил работу своей лаборатории на физику атомного ядра и с тех порзанимался сам в основном ею. В 1935 г. Курчатов вместе с сотрудниками обнаружил явление ядернойизометрии искусственно-радиоктивныч изотопов. Также, важное значение имеютего работы по резонансному поглощению нейтронов и их взаимодействию сводородом. В 1937 году он участвовал в создании первого советского циклотрона, ав 1939 году начал работать над проблемой деления тяжелых атомных ядер. В 1940 году под непосредственным руководством И. В. Курчатова егосотрудники Г. Н. Флеров и К. А. Петржак открыли спонтанный(самопроизвольный) распад ядер радиоактивного химического элемента урана. Втом же году Курчатов доказал возможность цепной ядерной реакции в системе«уран — тяжелая вода» с выделением энергии. А ведь в конце 1930-х годов А.Ф. Иоффе и его институт жестоко критиковали за то, что они занимаются якобыбесперспективной ядерной тематикой. Весь 1941 год И. В. Курчатов под руководством А. П. Александрова(будущего президента Академии наук СССР) занимался размагничиванием боевыхкораблей с целью защиты их от магнитных мин. Они сначала делали эту работудля Балтийского, а затем и для Черноморского флота. Сначала военные морякиотнеслись к этой работе скептически, но вскоре поняли ее жизненнуюнеобходимость. За все время войны ни один размагниченный корабль неподорвался на магнитной мине! Жизнь тысяч моряков спасла эта работа. Только в ноябре 1941 года И. В. Курчатова вывезли из черноморскогопорта Поти. В эвакуации лаборатория Курчатова занималась проблемамитанковой брони. В декабре 1941г. Г.Н. Флёров приезжает в Казань для встречи сКурчатовым, но его там не было. Тогда Флёров выступил с докладом передИоффе, Капицей и другими физиками. В докладе он привел ряд аргументов вдоказательство того, что для создания ядерного взрыва годятся легкий изотопурана и протактиний. Детально разработал эффекты, которые могут помешатьвзрыву и, считая ядерный взрыв реальным, перечислил важнейшие направленияисследований. В мае 1942г. Флёров пишет в Государственный совет обороны,что «надо, не теряя времени, делать урановую бомбу» и приводит своиаргументы. В это время советское правительство уже располагало информацией отом, что у Германии и США в условиях особой секретности ведутся срочныеработы по созданию нового сверхмощного оружия. После письма в правительство физика Георгия Флерова — ученика исотрудника И. В. Курчатова — Игоря Васильевича вызвали в Москву и порекомендации А. Ф. Иоффе назначили руководителем атомного проекта. А. Ф.Иоффе ясно понимал, что именно И. В. Курчатов, как наиболее компетентный ввопросах ядерной физики и хороший организатор, больше других подходит дляэтой роли. И дальнейшие события показали, что он не ошибся. Именно И. В.Курчатову страна обязана скорейшим созданием ядерного оружия и прекращениеммонополии США на него. В 1943 году И. В. Курчатов организовал так называемую лабораторию №2, или ЛИПАН (сокращение от лаборатории измерительных приборов Академиинаук), на окраине Москвы, на Ходынском поле. В том же 1943 году ИгорьВасильевич был избран академиком. Местонахождение ЛИПАН было окружено завесой особой секретности — нетолько от немцев, но и от американцев. Тем не менее, бывали и комические случаи. Ближайший помощник И. В.Курчатова А. П. Александров вспоминал о первом посещении ЛИПАН: «В 1944году я как-то приехал к Бороде (прозвище Курчатова, отпустившего окладистуюбороду) в лабораторию измерительных приборов, уже в Покровское-Стрешнево.Адрес никто толком не знал, говорили, что нужно ехать в Серебряный Бор итам по дороге спросить. Я приехал в указанное место, спрашиваю умилиционеров, они смотрят на меня подозрительно и ничего не говорят. Уже я,было, впал в уныние: мог опоздать. На счастье, подвернулись мальчишки. Яспросил, не знают ли они, где тут красный кирпичный дом за большим забором?Один сказал: «Это где атом делают? Пойдете вот сюда, переедете железнуюдорогу, и за ней будут ворота в заборе!» По этому точному указанию я сразунашел ЛИПАН и попал к Бороде». В лабораторию № 2 были вызваны с фронтов и из эвакуации всенеобходимые специалисты. По существу, на атомный проект работала наука ипромышленность всей страны. Курчатов сам ведёл те работы, которые, по его мнению, быстрей приведутк созданию атомной бомбы. Конечно, огромную помощь в создании советской атомной бомбы сыграланаша разведка. Благодаря блестяще проведенной операции удалось получитьподробные данные о принципах действия, конструкции и испытанияхамериканской атомной бомбы. Это значительно упростило задачу и ускорилозавершение нашего атомного проекта. Во избежание утечки информации всеполученные данные сообщались только одному И. В. Курчатову, которыйприезжал в Кремль и знакомился с ними только там. Другие участники атомногопроекта не знали об этом. Это давало возможность избегать тупиковых путей,уже опробованных американскими учеными, и сразу вместо проведения многихлабораторных экспериментов организовывать промышленное производство, преждевсего расщепляющихся материалов (изотопа урана-235 и плутония —искусственного химического элемента) — «начинки» атомной бомбы. Ведь для ихпроизводства необходимо было создать целую новую отрасль промышленности —атомную. Нужно было построить целые комбинаты с ядерными реакторами и целыйряд производств сверхчистых материалов, например графита для реакторов. В США атомное оружие было создано к концу войны, в июле 1945 годапроизведено его испытание. В своих воспоминаниях премьер-министрВеликобритании Черчилль писал, что на Потсдамской конференции по окончаниивойны с Германией новый президент США Трумэн по договоренности с ним сказалСталину, что в США создано сверхмощное атомное оружие. Черчилль должен былнаблюдать за выражением лица Сталина при этом известии. Он написал, чтолицо Сталина совершенно не изменилось, — по-видимому, он не понимал, о чемидет речь. Однако Сталин благодаря работе нашей разведки хорошо понимал, очем идет речь, и напряженность работ у нас еще более возросла. В середине 1945г. поступило сообщение о взрыве чудовищной силы наполигоне в Аламогордо США. Курчатов с товарищами встретили это сообщение сосмешанным чувством досады, удовлетворения и настороженности. Досады –потому, что американцы сделали это раньше. Удовлетворения – потому, чтовозможность взрывной самоподдерживающейся ядерной реакции теперь доказана иусилия учёных приведут к заданной цели. Всего лишь через двадцать днейпосле Аламогордо раздались взрывы в Хиросиме и затем в Нагасаки. Сталин сказал тогда (17 сентября 1946г.) отвечая на вопроскорреспондента: «…атомные бомбы предназначены для устрашения слабонервных,но они не могут решать судьбы войны…» Но видимо он уже тогда думал подругому. Схема атомной бомбы, в сущности, проста. Для осуществления цепнойядерной реакции деления радиоактивных материалов (изотопа урана-235 илиискусственного химического элемента плутония), вызывающей взрыв атомнойбомбы, нужно превзойти критическую массу этих материалов. Для этого нужносблизить два или несколько «кусков» урана или плутония, имеющих массуменьше критической. При возникающей цепной реакции деления выделяется оченьбольшая энергия, вызывающая атомный взрыв. Но, как известно, «дьявол скрывается в подробностях». Во-первых,нужно накопить количество урана-235 или плутония, равное несколькимкилограммам. Для их накопления пришлось создать мощные ядерные реакторы. Во-вторых, для осуществления атомного взрыва сблизить их нужно очень быстро.Для этого была придумана так называемая имплозия, то есть взрыв не наружу,а внутрь. Было еще, в-третьих, в-четвертых, и так далее. Американцы были буквально поражены тем, как быстро в СССР былоразработано и испытано атомное оружие. Ведь их технические эксперты былиуверены, что русским не удастся создать атомную бомбу раньше середины 1950-х годов. У американских военных были конкретные планы атомных бомбардировокцелого ряда крупных городов СССР, начиная с Москвы и Ленинграда. А теперь,после прекращения атомной монополии США, пришлось от этих плановотказаться. Наступил самый напряженный момент. Ответственность за испытанияправительство возлагает на Курчатова. Но есть небольшая вероятность, что онне удастся или будет меньшей силы. Поэтому Курчатов торопит с изготовлениевторого экземпляра бомбы. Испытания на рассвете 29 августа 1949г. прошло успешно в присутствииВерховного командования СА, руководителей Партии и Правительства. Еще сильнее изменилась обстановка в мире после разработки водородныхбомб. Первая водородная бомба была разработана и испытана в США в 1952году, причем она представляла собой многотонную нетранспортабельнуюконструкцию размером с двухэтажный дом. В СССР под руководством И. В.Курчатова первая водородная бомба была разработана и испытана уже черезнесколько месяцев после американской, в 1953 году, причем она была ужетранспортабельной и при испытаниях была сброшена с самолета-бомбардировщика. Принцип действия водородной (или термоядерной) бомбы отличается отпринципа действия атомной. Если для атомного взрыва используется цепная реакция делениярадиоактивных элементов, то для взрыва водородной бомбы используетсяреакция синтеза (объединения) легких химических элементов — изотоповводорода дейтерия и трития, при которой происходит выделение гигантскойэнергии. Однако эта реакция синтеза может происходить при очень высокойтемпературе — порядка нескольких миллионов градусов. А такую высокуютемпературу дает взрыв атомной бомбы, применяемой в качестве запала дляводородной бомбы. Поэтому она называется термоядерной. Чем большеиспользуется дейтерия и трития, тем больше мощность взрыва. Таким образом,мощность водородной бомбы ничем не ограничена. В этом ее особая опасность. После разработки и испытаний первых атомных бомб у военных целью ихбоевого применения была победа в войне. Однако практически неограниченная мощность водородного (илитермоядерного) оружия сделала такую победу практически невозможной — приусловии, что противник также обладает подобным оружием и может нанестиответный удар. Если мощность атомных бомб, сброшенных американцами в 1945году на японские города Хиросима и Нагасаки, составляла несколько килотонн,то мощность советской водородной бомбы, сброшенной на Новой Земле в 1962году, составляла уже 50 мегатонн. К тому же и американские, и советские ученые поняли, что в результатемассированного применения водородного оружия произойдет так называемая«ядерная зима». Помимо основных эффектов ядерных взрывов - разрушений иоблучения людей — начнется настолько резкое похолодание на всем земномшаре, жизнь человечества станет невозможной, и род человеческий простопрекратит свое существование. Так парадоксальным образом создание советского ядерного оружия ипрекращение американской монополии на него спасло мир от третьей и, по всейвероятности, последней, мировой войны. Так называемый ядерный паритет (тоесть равновесие сторон) привел к постепенному сокращению запасов ядерногооружия в США и СССР, а теперь и в России. Но не только созданием ядерного оружия занимался И. В. Курчатов. В1954 году под его руководством была построена и пущена в эксплуатациюпервая промышленная атомная электростанция в Обнинске, а в последующие годы— целый ряд крупнейших атомных электростанций. В них применяетсяуправляемая цепная реакция деления радиоактивных материалов. Еще в 1950-х годах под руководством И. В. Курчатова начались работыпо использованию термоядерной энергии в мирных целях. Решение этойгигантской задачи обеспечит человечество энергией на сотни лет вперед. Взрыв водородной бомбы — это неуправляемая реакция синтеза. А вотесли научиться управлять реакцией синтеза, это может дать человечествупрактически неограниченную энергию. Ведь запас воды, в которую входитводород, на планете огромен, очень велик и запас изотопов водорода —дейтерия и лития. Создание управляемого термоядерного реактора являетсяважнейшей задачей человечества в XXI веке. Тогда можно будет получатьэнергию, не тратя ценнейшие материалы — нефть и природный газ. Вспомним ещераз пророческие слова Д. И. Менделеева: «Топить нефтью? Что ж, можно топитьи ассигнациями...» При поездке в Англию в 1956 году И. В. Курчатов в своем знаменитомдокладе в английском атомном исследовательском центре в Харуэлле впервыерассекретил эти работы и предложил проводить их совместно ученым всегомира. В 1957г. стал лауреатом Ленинской премии. Работал И. В. Курчатов в военное и послевоенное время практически безотдыха и с огромным нервным напряжением. Это подорвало его здоровье, онтяжело заболел. Несмотря на болезнь, он продолжал работать, но в февралеI960 года внезапно умер во время разговора с навестившим его в больнице Ю.Б. Харитоном. А было ему всего 58 лет. Похоронен на Красной площади уКремлевской стены Курчатов Игорь Васильевич был награжден 5 орденами Ленина, медалями.

Доклад по дисциплине: «Отечественная история» по теме: «Игорь Васильевич Курчатов» iconКурсовая работа по учебной дисциплине «Менеджмент» На тему: «История...

Доклад по дисциплине: «Отечественная история» по теме: «Игорь Васильевич Курчатов» iconРеферат по дисциплине «Отечественная история»

Доклад по дисциплине: «Отечественная история» по теме: «Игорь Васильевич Курчатов» iconКонтрольная работа по дисциплине «Отечественная история» на тему...

Доклад по дисциплине: «Отечественная история» по теме: «Игорь Васильевич Курчатов» iconЖизнь и творчество Игоря Северянина Ученика 11 класса пэл, Мишакова...

Доклад по дисциплине: «Отечественная история» по теме: «Игорь Васильевич Курчатов» iconДоклад по дисциплине «История политических и правовых учений» На...

Доклад по дисциплине: «Отечественная история» по теме: «Игорь Васильевич Курчатов» iconРефератов по дисциплине «История Украины»
Методические указания по дисциплине «История Украины» / Сост. Фиров П. Т. Севастополь: Изд-во Севнту, 2002. 46 с

Доклад по дисциплине: «Отечественная история» по теме: «Игорь Васильевич Курчатов» iconПрограмма для подготовки к вступительному испытанию по дисциплине «История рф»
Стандарт основного общего образования по дисциплине «История рф» предполагает, что абитуриент овладел обязательным минимумом содержания...

Доклад по дисциплине: «Отечественная история» по теме: «Игорь Васильевич Курчатов» iconВеликая Отечественная: когда мы избавимся от ложных мифов?
Автор: Игорь чубайс (доктор философских наук, директор Центра по изучению России Российского университета дружбы народов) // Зеркало...