Скачать 72.58 Kb.
|
Тема урока: Металлы в периодической системе элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства металлов.![]() ![]() ![]() ![]() Цель урока: обобщить и углубить знания о металлах, расположенных в периодической системе элементов Д.И.Менделеева, общих свойств металлов. Задачи урока.
^ обобщающий урок по блоку. Методы обучения: Практические, наглядные, проблемно-поисковые, игровые, использование информационных технологий, проектная деятельность, интерактивные технологии. ^ – познавательные игры, дискуссии, проблемные вопросы. Методы контроля – устный, письменный, экспериментальный. Оборудование: 4 набора лотков, содержащих штатив для пробирок, штатив с 4 чистыми пробирками. Реактивы: металлы (магний, алюминий, цинк, медь), соляная кислота. План урока 1. Мотивация. (2 мин.) 2. Повторение в форме разминки. Викторина. (3 мин.) (Фронтальная беседа). 3. Самопроверка. Интеллектуальная атака «Закончить предложение» (4 мин.) 4. Экспериментальная лаборатория. (10 мин.) 5. Работа в группах. Конкурсы (12 мин.) 6. Творческая мастерская. Мини-проект «Элемент XXI века» (10 мин.) 7. Подведение итогов: достигли ли мы поставленной цели; рефлексия – удовлетворены ли вы уроком?» (3 мин.) ^
ІІ. Мотивация. Учитель: Прием «Девиз» В проезде Ученическом Есть дом Периодический – Квартиры там и тут. А в них металлы разные – Хорошие, прекрасные Спокойные, ужасные Давным-давно живут. ІІІ. Определение целей и задач урока. Учитель: мы сегодня на основании периодического закона обобщим и углубим знания по теме металлы. Наш урок будет проходить в форме разминки-викторины, проверки знаний в виде «интеллектуальной атаки, экспериментальной работы и творческой мастерской». ІV. Обобщение отдельных понятий. Викторина – «Знаете ли вы?» (фронтальный опрос) 1) Каких элементов больше в периодической системе элементов Д.И.Менделеева металлов или неметаллов? (Металлов, диагональ) 2) В какой группе расположены самые активные, щелочные металлы? Назовите их. (1 группа главная подгруппа) 3) Какой металл назван в честь России? (Рутений, №44) 4) Из какого металла делают нить лампы накаливания? (Вольфрам №74) 5) Какой металл плавится на ладони рук? (Осмий№76, цезий №55) 6) Металл, обеспечивающий кроветворение? (Железо, №26) 7) Эйфелева башня находится в стране, в честь которой назван металл. (№87, франций) 8) Самый распространенный металл земной коры, который применяется в самолетостроении, производстве линий электропередач, фольги, упаковочного материала и т.д. (№13, алюминий) 9) Металл, усиливающий жесткость воды, входящий в состав гигантских сосулек, свисающих с потолка пещер (сталагмитов и сталактитов), образующий меловые горы, известняки, мрамор, необходимый для строения костей, повышения мозговой деятельности. (№20, кальций) 10) Один из самых широко известных радиоактивных металлов, применяемых на атомных электростанциях. (№92, уран) ^ На партах карточки с вопросами: 1 вариант (период и строение атома) и 2 вариант (главная подгруппа и строение атома). За две минуты дописать на карточке предложения, поменяться карточками и проверить правильность ответов, выставив только знаки «+» или «–». Посчитать количество + и –, выставить оценки. Критерии оценки:
І вар.: В периоде 1. Заряд ядра атома … (увеличивается) 2. Число внешних слоев в атоме … (не изменяется) 3. Число электронов во внешнем электронном слое атома … (увеличивается от 1 до 8) 4. Радиус атома … (уменьшается) 5. Металлические свойства атомов … (уменьшаются) 6. Порядковый номер элемента показывает … (заряд ядра атома) 7. Ядро атома состоит из … (протонов и нейтронов) 8. Электрон – частица заряженная … (отрицательно) ІІ вар.: В главной подгруппе 1. Заряд ядра атома … (увеличивается) 2. Число внешних слоев в атоме … (увеличивается) 3. Число электронов во внешних электронных слоях атомов … (одинаковое) 4. Радиус атома … (увеличивается) 5. Металлические свойства атомов … (увеличивается) 6. Число электронных слоев в атоме равно … (номеру периода) 7. Число электронов на внешнем слое атомов элементов главных подгрупп соответствует … (номеру группы) 8. Протон – частица заряженная … (положительно) V. Обобщение и систематизация знаний. Ассоциативный куст. Прочитать загадку. Отгадать о каком металле идет речь. Составить ассоциативный куст физических свойств. Охарактеризовать, одним словом применение металла. ![]() 1 группа: Он яркой звездой загорится, Белый и легкий металл. В тринадцатой клетке таблицы Почетное место занял. Для легкости в сплавы дается, Мощь самолета создал. Тягуч и пластичен, отлично куется Серебряный этот металл. В составе багровых рубинов, В сапфировой сини огней, В серой обыденной глине, В виде наждачных камней. (Алюминий) 2 группа: Из химической таблицы Элемент я свой возьму. Вы по свойствам угадайте. Я его не назову. Красноватый будто цветом, Ковкий, мягкий он металл. Из кислот же он при этом Водород не вытеснял. Только может окисляться, Коль нагреем в кислоте. Право, можно догадаться Вам теперь уже вполне. (Медь) 3 группа: Ослепительным пламенем ярким, Как звездочка, вспыхнув, горит. Металл тот белый и легкий В двенадцатой клетке стоит. В технике сплавов нашел примененье Как стойкий и легкий металл, И в дни самолетостроенья Он важное место занял. (Магний) 4 группа: На внешность я напоминаю Углеродистую сталь. И поделки из железа Покрываю, словно шаль. (Цинк) ^ Правила Техники безопасности: При работе с кислотами будьте осторожны! На столах карточки-инструкции с заданиями. Время для исследований – ^ Задание
Вывод: (предполагаемый) на основании исследований мы убедились, что выданные металлы по разному реагируют с соляной кислотой, скорость реакции подтверждает активность металлов. Проверка физических свойств дает возможность сделать выводы о том, что металлы – это твердые вещества, блестящие, разной плотности, которая влияет на их свойства. ^ Конкурс «Считалки». Работа в группах. По электронной формуле атома определить элемент, написать для него формулы оксида и гидроксида и указать их характер. 1 группа: 1s22s22p63s1 ^ 3 группа: 1s22s22p63s23p1 4 группа: 1s22s22p63s23p64s1 *Конкурс «Решалки»( при наличии свободного времени) 1 группа: Высший оксид элемента ЭО. Содержит 28,57% кислорода. Определить элемент. ^ 3 группа: Высший оксид элемента Э2О. Содержит 17,03% кислорода. Определить элемент. ^ Творческая мастерская Мини-проект на тему: «Элемент XXI века» Учитель. Значение металлов в жизни человечества огромное, начиная с драгоценных: золота, платины, серебра не менее значительна роль железа, алюминия, олова и других. 7 период периодической системы элементов-металлов незавершен. Периодический закон дает возможность прогнозировать элементы и их свойства. Гете сказал: «Просто знать – еще не все. Знания нужно использовать». Перед вами стоит задача открыть свой элемент, который остро необходим сегодня человечеству. Алгоритм действий: 1) Придумать символ элемента и название. 2) Охарактеризовать физические свойства и применение его соединений. 3) Описать ценность вашего открытия для человека. Защита проектов (5 мин.) ^ доработать мини-проекты и описать химические свойства ваших элементов на основании знаний о химических свойствах металлов. VIII. Подведение итогов. Рефлексия. – Ребята достигли ли мы поставленной цели? (Просит поднять руки) – У вас на партах карточки, фамилию писать не обязательно, обведите только выбранный вами ответ и наклейте стикер. Сегодня на уроке:
Пожелания: Спасибо за урок! Я закончу его словами величайшего русского гения Д.И.Менделеева «Жить – это значит узнавать». Стремитесь к новым знаниям, открытиям, победам. |
![]() | Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Виды придаточных предложений» | ![]() | Закрепление правил правописания безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных |
![]() | Открытый урок в 5 классе "Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Умножение и деление десятичных дробей" | ![]() | Оборудование урока: фотографии и иллюстрации с изображением г. Харькова, вырезанные из картона буквы, «маршрутные листы» для путешествия,... |
![]() | Урок-сочинение. Студенческое практическое исследование. Выполнение упражнений. Выполнение практических работ | ![]() | Урок по теме «Млекопитающие —наиболее высокоорганизованные позвоночные животные» |
![]() | «Производная в физике». Урок проводился в 11 классе учителями физики и математики. Продолжительность урока 45 минут. Это урок систематизации... | ![]() | Показать практическую значимость знаний по данной теме в промышленности и технике |
![]() | Урок соответствует тематическому планированию. Тип урока: урок усвоения новых знаний и их закрепления. Тема рассчитана на 1 урок | ![]() | Цель: Отработка и обговаривание навыков дискуссии в малой группе, усовершенствование умения ребят аргументировать свою мысль |