Скачать 90.26 Kb.
|
Сложноподчиненные предложения ![]() Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения Задачи урока:
^ комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний). Форма проведения урока: урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера). ^ компьютер, раздаточный материал, буклеты, презентация в программе «PowerPoint» по теме: «Сложноподчиненные предложения», фрагмент документального фильма «Мне есть, что спеть», аудиозапись песни В.Высоцкого «Песня о друге» План урока:
Ход урока 1. Оргмомент. 2. Озвучивание темы и цели урока: Слово учителя: Мы уже познакомился с таким понятием, как сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные). Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Девиз сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков. А поможет нам повторить эту тему творчество В. Высоцкого. Почему именно Высоцкого? Потому что есть люди что звёзды, их свет не гаснет, даже если их нет с нами. Владимир Семёнович из таких людей, ярких, запоминающихся, на его творчестве выросло не одно поколение. И сегодня оно не утратило своей актуальности. 25 января 2012 этому замечательному барду исполнилось бы 74 года. И пусть сегодняшний урок будет данью памяти этому удивительному человеку, ^ Р. Рождественский писал: «Так кем же он все-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением». а) Теоретическая часть: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример. Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия. Пример: 1. Человек должен быть наделен фантазией, 2. чтобы творить. Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы. Примеры СПП из домашнего задания ( тексты песен В.Высоцкого) б) Практическая работа: работа с буклетом. Задание 1. Цифровой диктант Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках". Верно ли утверждение, что:
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101». ^
Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений". Задание 3. Соедините стрелками придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных. Запишите в тетради только СПП с придаточными определительными и составьте их схемы:. ^ Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою. В песне “ Я не люблю” чувствуется необычайная искренность поэта, его ненависть к лживой лести, непримиримость к бездарности, нечестности, желание быть с людьми, невозможность компромисса со злом, ложью, насилием, которое так глубоко коренится в окружающей действительности. ^ Давайте назовем основные виды СПП по значению и союзам? Для этого мы с вами отгадаем кроссворд. (Даны примеры предложений для анализа, учащиеся должны определить вид придаточного, а термин записать в кроссворд). Примеры предложений:
^
^ На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю. - Кто это? – спросил я. - Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович… - А какой же он с виду? – спросил я. - Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»). ^ Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований. ( Б. Б. Буховцев и др. Физика.). ^ Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его… (Л. Н. Толстой). ^ «Нужны ли современному человеку стихи?» (1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой. ^ Текст на карточках у каждого учащегося. (1)Так кем же он все-таки был? (2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю. (8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением. (10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось: Если друг оказался вдруг И не друг и не враг, а так… (13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение! Р. Рождественский. Задания:
^
9. Рефлексия. «Давайте пошушукаемся».
10. Итог урока.
Оценки учащимся за урок. Дополнительные задания к уроку: Задание №1 Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы.
Ответы: ( Чтобы; как; откуда; где; если; кто; когда) Задание №2 ![]()
Литература:
|
![]() | Скажите с помощью разной интонации : «Я хорошо знаю односоставные и неполные предложения» | ![]() | Цели: обобщение и систематизация знаний по данной теме; развивать вычислительные навыки учащихся; формировать эмоционально-личностные... |
![]() | Прогнозировать свойства; решать экспериментальные задачи и тренировочные упражнения; развивать логическое мышление, формировать у... | ![]() | Цель урока: в игровой форме повторить и закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка |
![]() | Цель урока: проверить и закрепить теоретические и практические навыки по теме «Синтаксис и пунктуация»; углубить знания о предложении,... | ![]() | Тип урока: обобщение и систематизация знаний с использованием мультимедийных технологий |
![]() | Тема урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Натуральные числа и действия с ними» | ![]() | Закрепление изученного материала и систематизация знаний учащихся по теме “Южная Америка” |
![]() | Цели. Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии; обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся об основных... | ![]() | Цель: Повторить устную и письменную нумерацию двузначных чисел; сложение и вычитание, основанные на нумерации, сравнение двузначных... |