Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения




Скачать 90.26 Kb.
НазваниеУрока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения
Дата публикации29.04.2013
Размер90.26 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Физика > Урок
Сложноподчиненные предложения



Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения

Задачи урока:

  1. Обучающие задачи:

    • закрепить полученные знания о СПП;

    • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

    • обучать школьников лингвистическому анализу текста.

  2. Развивающие задачи:

    • формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

    • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

    • развивать навыки исследовательской деятельности.

  3. Воспитательные задачи:

    • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

    • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

    • воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

^ Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера).
^ Оборудование урока: компьютер, раздаточный материал, буклеты, презентация в программе «PowerPoint» по теме: «Сложноподчиненные предложения», фрагмент документального фильма «Мне есть, что спеть», аудиозапись песни В.Высоцкого «Песня о друге»

План урока:

  1. Оргмомент

  2. Озвучивание темы и цели урока

  3. Видеофильм о Высоцком

  4. Повторение изученного:
    а) теоретическое;
    б) практическое (работа с буклетом)

    1. Цифровой диктант

    2. Заполнение «слепой» схемы

    3. Конструирование предложений

  5. Решение кроссворда

  6. Исследовательская работа по группам

  7. Комплексный анализ текста

  8. Домашнее задание

  9. Рефлексия

  10. Подведение итогов урока

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Озвучивание темы и цели урока:

Слово учителя: Мы уже познакомился с таким понятием, как сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные). Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Девиз сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков. А поможет нам повторить эту тему творчество В. Высоцкого. Почему именно Высоцкого? Потому что есть люди что звёзды, их свет не гаснет, даже если их нет с нами. Владимир Семёнович из таких людей, ярких, запоминающихся, на его творчестве выросло не одно поколение. И сегодня оно не утратило своей актуальности. 25 января 2012 этому замечательному барду исполнилось бы 74 года. И пусть сегодняшний урок будет данью памяти этому удивительному человеку,

^ 3. Видеофильм о В. Высоцком – 3 минуты

Р. Рождественский писал: «Так кем же он все-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением».

а) Теоретическая часть: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример.
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
Пример: 1. Человек должен быть наделен фантазией, 2. чтобы творить.
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы.

Примеры СПП из домашнего задания ( тексты песен В.Высоцкого)

б) Практическая работа: работа с буклетом.

Задание 1. Цифровой диктант

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

  1. Союзы что, если, где подчинительные?

  2. Определение не отвечает на вопрос чей?

  3. Предложение – это синтаксическая единица?

  4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?

  5. Союз однако – подчинительный?

  6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

  7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

  8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?

  9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101».

^ Задание 2. Заполните "слепую" схему.

определительные

?

обстоятельственные

?

падежные вопросы

?

Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений".

Задание 3.

Соедините стрелками придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных.
Запишите в тетради только СПП с придаточными определительными и составьте их схемы:.
^ Каждая песня Высоцкого-это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем.
Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою.
В песне “ Я не люблю” чувствуется необычайная искренность поэта, его ненависть к лживой лести, непримиримость к бездарности, нечестности, желание быть с людьми, невозможность компромисса со злом, ложью, насилием, которое так глубоко коренится в окружающей действительности.

^ 5. Решение кроссворда.

Давайте назовем основные виды СПП по значению и союзам? Для этого мы с вами отгадаем кроссворд. (Даны примеры предложений для анализа, учащиеся должны определить вид придаточного, а термин записать в кроссворд).

Примеры предложений:

  • 1. Фильмом «Высоцкий» мы были настолько поражены, что, идя домой, даже не разговаривали

  • 2. Я не люблю себя, когда я трушу,
    Я не терплю, когда невинных бьют.
    Я не люблю, когда мне лезут в душу,
    Тем более, когда в нее плюют.


  • 3. За несколько дней до выборов в России нашелся человек, который смог потеснить с экранов Путина с Медведевым.

  • 4. Высоцкий любим, так что его песни знают все.

  • 5. На доме, где жил Высоцкий, установлена мемориальная доска.

  • 6. Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил ...

  • 7. Он пел так, что никто не оставался равнодушным к его творчеству.

  • 8. Мне грустно, потому что я любил Высоцкого.

  • 9. Зал взрывался овациями во время его концертов, словно лавина сползала с гор.

  • 10. Он, возможно, прожил бы намного дольше, когда б прислушался к предсказаниям судьбы.

  • 11. Чтобы жить достойно, ему приходилось очень много работать.


^ 6. Исследовательская работа по группам.

  • Класс делится на 4 группы.

  • Каждая группа анализирует текст на карточке.

  • Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП.

  • (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного стилей).

^ Разговорный стиль

На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.
- Кто это? – спросил я.
- Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович…
- А какой же он с виду? – спросил я.
- Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

^ Научный стиль

Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.
( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

^ Художественный стиль

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…
(Л. Н. Толстой).

^ Публицистический стиль

«Нужны ли современному человеку стихи?»
(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

^ 7. Комплексный анализ текста.

Текст на карточках у каждого учащегося.
(1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:

Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так…

(13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!
Р. Рождественский.
Задания:

  • Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.

  • Составьте схему 8 предложения.

  • Объясните значение слова бард.

  • Выпишите частицы из предложения №12.

  • Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.

  • Составьте словарный диктант по тексту, выбирая слова и словосочетания, правописание которых вы считаете для себя полезным повторить.

^ 8. Домашнее задание.

  • Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».

  • Нарисовать схемы СПП

9. Рефлексия.

«Давайте пошушукаемся».

  • Я сегодня узнал(а), научился(ась)

  • Что понравилось на уроке?

  • Что не понравилось ?

10. Итог урока.

  • В чём же своеобразие СПП?

  • Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

Оценки учащимся за урок.

Дополнительные задания к уроку:

Задание №1
Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы.

  1. Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи)

  2. Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)

  3. Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)

  4. Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играют свирели. (В. Высоцкий, 1970г)

  5. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г)

  6. Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»

  7. Мне не стало хватать его только сейчас, _____________ он не вернулся из боя. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»)

Ответы: ( Чтобы; как; откуда; где; если; кто; когда)

Задание №2



  1. Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.

  2. Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?).

  3. Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.

  4. Отвечают на вопросы где? когда? по какой причине? при каком условии

  5. Придаточные, которые отвечают на вопросы где? куда?

  6. Эти придаточные присоединяются союзными словами едва, когда, с тех пор как...

  7. Придаточные, которые отвечают на вопрос в какой степени?

  8. Придаточные, которые присоединяются союзами словно, будто, точно.

  9. Отвечают на вопрос с какой целью?

  10. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

  11. Присоединяются союзом так что.

  12. Присоединяются союзами потому что, оттого что, благодаря тому что... (отвечают на вопросы почему?) Какие еще виды придаточных вы знаете? На какие вопросы они отвечают?

Литература:

  1. Учебник «Русский язык -9»

  2. Владимир Высоцкий «Я был душой дурного общества», М., «Эксмо», 2006.

  3. А. Б. Малюшкин Тестовые задания по русскому языку, 9 класс, пособие для учителя, М., «Сфера», 1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения iconУрока. Обобщение и систематизация знаний по теме «Односостав- ные и неполные предложения»
Скажите с помощью разной интонации : «Я хорошо знаю односоставные и неполные предложения»

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения iconОбобщение и систематизация знаний по данной теме; развивать вычислительные...
Цели: обобщение и систематизация знаний по данной теме; развивать вычислительные навыки учащихся; формировать эмоционально-личностные...

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения iconУрока: Обобщение и систематизация знаний об основных классах неорганических соединений
Прогнозировать свойства; решать экспериментальные задачи и тренировочные упражнения; развивать логическое мышление, формировать у...

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения iconУрока : Фонетика. Графика. Орфография. Обобщение и систематизация изученного по теме
Цель урока: в игровой форме повторить и закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения iconУрока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цель урока: проверить и закрепить теоретические и практические навыки по теме «Синтаксис и пунктуация»; углубить знания о предложении,...

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения iconДрабовский учебно-воспитательный комплекс
Тип урока: обобщение и систематизация знаний с использованием мультимедийных технологий

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения iconУроку з математики для 5 класу у віршованій формі, мета якого активізації...
Тема урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Натуральные числа и действия с ними»

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения iconУрок. 7 класс. Тема: Обобщение темы «Южная Америка» «Батл-круиз турагенств»
Закрепление изученного материала и систематизация знаний учащихся по теме “Южная Америка”

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения iconУрок-игра «Своя игра». 9 класс Цели
Цели. Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии; обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся об основных...

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения iconУрока: Обобщение и систематизация знаний, по теме: «Нумерация чисел 21 100»
Цель: Повторить устную и письменную нумерацию двузначных чисел; сложение и вычитание, основанные на нумерации, сравнение двузначных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<