Скачать 1.64 Mb.
|
Донецкий национальный медицинский университет им. М.ГорькогоКафедра латинского языка и медицинской терминологии М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я по латинскому языку и основам медицинской терминологии для студентов 1 курса международного медицинского факультета по модулю « Анатомо-гистологическая терминология » Донецк – 2011 Донецкий национальный медицинский университет им. М.ГорькогоКафедра латинского языка и медицинской терминологии М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я по латинскому языку и основам медицинской терминологии для студентов 1 курса международного медицинского факультета по модулю « Анатомо-гистологическая терминология » Печатается по решению Ученого Совета университета Протокол № 6 от 31.08.2009 г. ^ УДК III 146 1-4 ISBN Методические указания по латинскому языку и основам медицинской терминологии для студентов 1 курса международного медицинского факультета по модулю № 1“Анатомо-гистологическая терминология” / Под ред. проф. Васильева В.А. - Донецк, 2011. - 129 с.Предлагаемые методические указания к практическим занятиям предназначены для самостоятельной работы студентов и способствуют лучшему усвоению теоретических знаний и практических навыков при изучении анатомо-гистологической терминологии. Авторы : проф. Васильев В.А., ст. преп. Левенец Н.Г., ст. преп. Парамонова Т.И., преп. Косенкова Е.А., преп. Якобчук А.В. Рецензенты : Заведующий кафедрой иностранных языков доцент Пузик А.А. Заведующая учебно-методическим кабинетом доцент Басий Р.В. С Коллектив авторов, 20011 Модуль № 1. Анатомо-гистологическая терминология Конкретные цели :
Модуль № 1 имеет два содержательных модуля :
Конкретные цели :
Тема № 1 “Введение . Фонетика. Латинский алфавит. Классификация гласных и согласных. Дифтонги. Диграфы. Буквосочетания” Актуальность темы. Язык является важнейшим способом общения людей. Познавательная деятельность человека возможна только на основе языкового материала. Латинский язык – один из языков индоевропейской семьи. Он был ведущим языком могущественной Римской империи. Затем произошло взаимообогащение латинского и греческого языков и культур. На основе западно-греческого алфавита возник латинский алфавит, на базе которого была образована система письма большинства народов Западной Европы. Латинский язык заимствовал большое количество греческих слов. На протяжении столетий он становился языком науки. Как язык международной научной терминологии латинский язык не утратил своего значения и сегодня. Целый ряд наук – математика, физика, химия, ботаника, зоология – и сейчас используют латинский язык как материал для образования научной терминологии. Однако больше всего обслуживается латинским языком медицина. Среди медицинских терминов различают анатомические термины или анатомическую номенклатуру, т.е. наименование органов и анатомических образований, которые приобрели официальное международное признание, представлены латинским языком. Наряду с этим функционирует клиническая номенклатура и фармацевтическая терминология. Латинская и греческая медицинская терминология является единой во всем мире, что помогает учёным разных стран лучше понимать друг друга. Следует также указать на общекультурную функцию латинского языка, который живет не только в романских языках, для которых он является языком-основой, но и русский и украинский языки имеют с ним много общего. Они заимствовали много слов из латинского языка, которые мы часто используем при общении. Таким образом, медицинская терминология составлена на основе латинского языка, его алфавита, фонетики, грамматики и лексики ( латинской и древнегреческой ). Овладеть основами терминологии ( быстро и правильно читать, писать и понимать медицинские термины ), невозможно без усвоения фонетики и орфографии латинского языка. Язык является системой материальных средств: звуков, слов, форм слов, поэтому при изучении анатомо-гистологической терминологии необходимо овладеть произношением букв латинского алфавита, их графическим изображением, чтобы можно было переходить к чтению, написанию и пониманию слов-терминов. Термин ( от лат. terminus – предел, граница ) – это слово или словосочетание, которое точно и однозначно называет определённое понятие данной науки. Терминология – это совокупность терминов, которыми пользуется наука. Знание латинского алфавита, дифтонгов, диграфов, правильного чтения, написания и понимания слов-терминов имеет значение при изучении медико-биологических, клинических и фармацевтических дисциплин. ^ ( общая ). Уметь оценивать информацию об использовании латинского языка в анатомо-гистологической терминологии, а также овладеть правилами написания и произношения букв латинского алфавита и буквенных сочетаний для успешного освоения названий органов, тканей человека, анатомических образований и использование полученных знаний при изучении других дисциплин. Общая цель реализуется на основании конкретных целей. Конкретные цели :
Содержание обучения Информацию, необходимую для усвоения знаний-умений, можно получить в следующих источниках : 1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Учебник. – М.: Медицина, 2000. – 336 с. - С. 6-35, 36-46. 2. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Учебник . – М.: Медицина, 1997. – 336 с. - С. 6-35, 36-46. 3. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Учебник. – Минск: Выш.шк., 1989. – 352 с. - С. 8-18, 19-30. 4. Шульц Ю.Ф. и соавт. Латинский язык и основы терминологии. – М.: Медицина, 1995. – 336 с. - С. 6-16, 17-22. 5. Козовик І.Я., Шипайло Л.Д. Латинська мова. Підручник. – Київ: Вищ. школа, 1993. – 248 с. - С. 4-11. 6. Закалюжний М.М., Янков А.В., Чолач В.В. Латинська мова і основи медичної термінології. – Тернопіль : Укрмедкнига, 1999. – 276 с. - С. 12-26. 7. Латинська мова і основи медичної термінології : підручник / Л.Ю. Смольська, О.Г. Кисельова, О.Р. Власенко та ін. – К.: Медицина, 2008. – 360 с. - С. 5-12. 8. Граф логической структуры темы. 9. Таблицы: “Латинский алфавит”, “Звуко-буквенное соответствие в латинских словах”. 10. Лексический минимум заняти Теоретические вопросы, на основе которых возможно выполнение целевых видов деятельности :
5. Лексический минимум по теме. ![]() Таблица 1. Латинский алфавит.
Таблица. 2. Звуко-буквенное соответствие в латинских словах.
Система обучающих заданий : Задание № 1. Прочтите слова, отметьте произношение буквы і + гласная :
Образец выполнения : via – виа Задание № 2. Транслитерируйте на латинский язык слова, включающие йотированные буквы, напишите их двояко :
Образец выполнения : 1. iecur или jecur Задание № 3. Прочтите, отметьте произношение диграфов :
Образец выполнения : pharynx - фаринкс Задание № 4. Прочтите, укажите, как произносятся дифтонги :
Образец выполнения : aeger - эгер Задание № 5. Прочтите и определите произношение латинской буквы “c” :
Образец выполнения : coccyx - кокцикс Задание № 6. Выпишите в левый столбик те латинские слова, в которых буква “s” произносится как русская буква “з”, а в правый столбик – как буква “с” :
Образец выполнения : [з] [с] vasa sol Задание № 7. Определите, как произносится сочетание ‘ti’ в данных словах:
Образец выполнения : intestinum - интестинум Задание № 8. Отметьте произношение ‘qu’ и ‘ngu’ в словах :
Образец выполнения : quadratus – квадратус Задание № 9. Напишите русскими буквами, как читаются слова :
Образец выполнения : lux - люкс Задание № 10. Допишите словарную форму существительных первого склонения :
Образец выполнения : sutura, ae f Задание № 11. Напишите латинскими буквами слова, данные в русской транскрипции :
Образец выполнения : лингва - lingua Для проверки уровня усвоения даннoй темы выполните следующие задания: Тест №1. Найдите слово, в котором буква “i” произносится как звук “и”:
Тест №2. Найдите слово, в котором буква “i” произносится как звук “й”:
Тест №3. Найдите слово , в котором букву “i” можно заменить буквой “j”:
Е. Iliacus Тест №4. Найдите слово, в котором буква “c” произносится как звук “ц”:
Тест №5. Найдите слово, в котором буква “c” произносится как звук “к”:
Тест №6. Найдите слово, в котором буква “s” произносится как звук “c”:
Тест №7. Найдите слово, в котором буква “s” произносится как звук “з”:
Тест №8. Найдите слово, в котором буквосочетание “ngu” произносится как “нгв”:
Тест №9. Найдите слово, в котором буквосочетание “ngu” произносится как “нгу”:
Тест №10. Найдите слово, в котором буквосочетание “ti” произносится как “ци”:
Тест №11. Найдите слово, в котором буквосочетание “ti” произносится как “ти”:
Тест №12. Буква “x” в слове “plexus” звучит как:
Тест №13. Буква “x” в слове “exitus” звучит как:
Тест №14. Найдите слово, в котором дифтонг “ae” произносится как один звук:
Е. Hippophaё Тест №15. Найдите слово, в котором дифтонг “оe” произносится как один звук:
Тест №16. Найдите слово, в котором дифтонг “ae” произносится раздельно:
Тест №17. Найдите слово, содержащее диграф, который произносится как “ф”:
Тест №18. Найдите слово, содержащее диграф, который произносится как “х”:
Тест №19. Найдите слово, содержащее диграф, который произносится как “р”:
Тест №20. Найдите слово, содержащее диграф, который произносится как “т”:
С другими тестовыми заданиями можно познакомиться в учебном пособии “Сборник тестовых заданий по латинскому языку и основам медицинской терминологии” Краткие методические указания к практическому занятию. В начале занятия преподаватель проводит вступительную беседу, дает пояснения по изучению нового материала. Акцентирует внимание студентов на знание латинского алфавита и особенностей чтения. Большую часть занятия студенты самостоятельно работают с основами анатомической терминологии. Под руководством преподавателя с помощью учебника, обучающих заданий, графа логической структуры темы, таблиц студенты изучают латинский алфавит, дифтонги, диграфы, буквосочетания и правила произношения. Преподаватель контролирует самостоятельную работу студентов, проводит опрос, осуществляет коррекцию знаний и оценивает практические навыки. Затем проводится тестовый контроль знаний. В завершении занятия осуществляется анализ и обсуждение результатов работы каждого студента на занятии, после чего выставляются оценки. ^ Самоподготовка студентов проходит в учебной комнате кафедры. Используя материал учебника, обучающие задания, граф логической структуры темы, таблицы и тестовые адания по теме, студенты изучают латинский алфавит, классификацию гласных и согласных букв, дифтонги, диграфы, латинские буквенные сочетания и правила их чтения и произношения в латинских словах. Последовательность изучения темы определяется графом логической структуры темы и тестовыми заданиями по теме. Тема № 2 “Фонетика. Долгота и краткость гласных. Правила постановки ударения” ^ Будущий врач должен в своей деятельности грамотно пользоваться латинской медицинской терминологией, а это значит, что нужно научиться в первую очередь правильно произносить слова. При чтении слов один слог произносится с большей силой тона, т.е. на нём ставится ударение. О важности правильной постановки ударения в латинских словах свидетельствует и тот факт, что от ударения нередко зависит смысл слова, например: occ`ido – убиваю; `occido – падаю (сравни русск. `орган - орг`ан ). Каждый человек разговаривает и одновременно дышит. Чтобы разговаривая человек мог дышать, слова произносятся отдельными небольшими частями . Доля речевого потока (часть слова), которую человек произносит одним толчком выдыхаемого воздуха, называется слогом. В слоге может быть один звук и больше. Слоготворным звуком может быть только гласная. Одна согласная буква звук слога не образует. Преимущественно слоги образуются одной гласной в сочетании с согласными. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков. Различаются слоги открытые и закрытые. Каждый слог латинского слова или долгий, или краткий. Долгота и краткость слогов зависит от гласной или дифтонга, который присутствует в данном слоге. Знание правил постановки ударения в латинских словах имеет значение при изучении медико-биологических, клинических и фармацевтических дисциплин. ^ ( общая ). Уметь разделять латинские слова на слоги, определять открытые и закрытые слоги, долгие и краткие гласные, владеть правилами постановки ударения для использования полученных знаний при изучении других предметов. Общая цель реализуется на основании конкретных целей. Конкретные цели. Уметь :
Содержание обучения Информацию, необходимую для усвоения знаний-умений, можно получить в следующих источниках : 1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Учебник. – М.: Медицина, 2000. – 336 с. - С. 47-52. 2. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Учебник . – М.: Медицина, 1997. – 336 с. - С. 47-52. 3. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Учебник. – Минск: Выш.шк., 1989. – 352 с. - С. 30-36. 4. Шульц Ю.Ф. и соавт. Латинский язык и основы терминологии. – М.: Медицина, 1995. – 336 с. С. 22-24. 5. Козовик І.Я., Шипайло Л.Д. Латинська мова. Підручник. – Київ: Вищ.школа, 1993. – 248 с. - С. 14-19. 6. Закалюжний М.М., Янков А.В., Чолач В.В. Латинська мова і основи медичної термінології. – Тернопіль : Укрмедкнига, 1999. – 276 с. - С. 26-31. 7. Латинська мова і основи медичної термінології : підручник / Л.Ю. Смольська, О.Г. Кісельова, О.Р. Власенко та ін. – К.: Медицина, 2008. – 360 с. - С. 13-17. 8. Граф логической структуры темы. 9. Таблица “Долгота и краткость слога. Место ударения в слове”. 10. Лексический минимум занятия. Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности :
![]() ![]() Таблица 1. Долгота и краткость слога. Место ударения в слове.
NB ! Место ударения в латинском слове: 1. Слоги в латинских словах считаются с конца. 2. Ударение никогда не падает на последний слог, например: spína . 3. В многосложных словах ударение ставится : а) на предпоследний (второй) слог, если он долгий ; б) на третий слог с конца, если предпоследний слог краткий, например : me-di-cí-na , mé-di-cus 4 3 2 1 3 2 1 4. Сочетания ch, ph, rh, th считаются одним звуком и не удлинняют гласный второго (предпоследнего) слога : cholédochus . Система обучающих заданий : Задание № 1. Поставьте ударение в двухсложных словах :
Образец выполнения : ápex . Задание № 2. Учитывая долготу и краткость предпоследнего слога, поставьте ударение :
Образец выполнения : lámina . Задание № 3. Разделите слова на слоги, определите и отметьте долготу или краткость предпоследнего слога и поставьте ударение :
Образец выполнения : pró-pri-us 3 2 1 |
![]() | Предлагаемые методические указания к практическим занятиям предназначены для самостоятельной работы студентов и способствуют лучшему... | ![]() | Тема Ознакомление с организацией учебного процесса в курсе «Латинский язык и основы медицинской терминологии» |
![]() | Ознакомление с организацией учебного процесса в курсе “Латинский язык и основы медицинской терминологии” | ![]() | Ознакомление с организацией учебного процесса курса “Латинский язык и основы медицинской терминологии” |
![]() | Знать значения терминов: алфавит, гласный звук, согласный звук, дифтонг, диграф, буквосочетание | ![]() | Перечень теоретических вопросов, которые выносятся на итоговые модули по латинскому языку и основам медицинской терминологии для... |
![]() | «фармация» на занятиях по латинскому языку и основам фармацевтической терминологии | ![]() | Методические указания предназначены для студентов фармацевтических факультетов |
![]() | Знать значения терминов: алфавит, гласный звук, согласный звук, дифтонг, диграф, буквосочетание | ![]() | Методические указания для студентов 3 курса медицинского факультета по подготовке работы на практическом (семинарском) занятии по... |