Урок физики в 9 классе




Скачать 57.66 Kb.
НазваниеУрок физики в 9 классе
Дата публикации18.05.2013
Размер57.66 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Физика > Урок
Урок физики в 9 классе.

Учитель ООШ №24 г. Мелитополя Запорожской области

Куринская Т.С.

Тема урока: Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Применение тока в газах в быту, в промышленности, в технике.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения урока: семинар (желательно проводить в течение двух спаренных уроков).

Цели урока:

Образовательная: сформировать у учащихся представление об электрическом токе в газах, ознакомить их с явлениями в природе, связанными с током в газах; сформировать знания о применении тока в газах в быту, в промышленности, технике.

Развивающая: развивать у учащихся мышление, внимание и умение выделять главное; научить их пользоваться справочной литературой; развивать творческие и литературные способности учащихся; заинтересовать и привить любовь к науке физике и окружающему миру.

Воспитательная: воспитывать у ребят навыки общения и самоорганизации, а также умение работать в малых группах и планировать работу группы.

^ Ход урока

Эпиграф:

Скажи мне лучше, отчего бывает молния?

– От грома,- ответила без остановки Алиса. В чем, в чем, а в этом она была полностью уверена. Несмотря на это она сразу же исправилась:

Нет, нет, наоборот!

Льюис Кэрролл. Алиса в Зазеркалье.

1. Постановка проблемы.

По оценке метеорологов, за секунду в землю ударяют 100 молний, которые высвобождают электрические заряды, накопленные в 200 грозах. Любой удар молнии распространяется со скоростью 80000 миль в секунду, составляющей около половины скорости света, и порождает температуру, достигающую около 50000°С. Любое свечение в природе вызывает удивление и страх.

О природе таких свечений мы узнаем сегодня на уроке.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды».

^ 2. Изучение нового материала.

Изложение теоретического материала сопровождается проведением опыта по ионизации газов и мультимедийной презентацией иллюстративного материала. Учащиеся на протяжении всего семинара делают краткий конспект материала под диктовку учителя (или учащихся, которые будут выступать).







Четыре пары учащихся, заранее подготовив сообщения о видах и применении самостоятельного газового разряда, продолжают рассказ учителя. Пятая пара готовила литературное задание - отыскать в стихах отечественных поэтов упоминание о видах самостоятельного газового разряда. Шестая пара занималась подготовкой исторического материала.

Пара №1. Тлеющий газовый разряд.







Пара №2. Искровой газовый разряд.





Пара №5. Об искровом газовом разряде (молнии) нередко упоминается в стихах русских и украинских поэтов.

^ Життя серед блискавок

Йде гроза з-за верхогір’я …

Справді, тільки помічай:

Чорних птиць імлисте пір’я

Затемнило небокрай.

Прокотився грім з розгоном,

Грають блискавок шаблі.

Пахне морем і озоном

Від притихлої землі.

(М. Рильський).

Стіною сірою іде гроза,

Як постріли гарматні грім гримить.

У зворах вітер виє – скавучить,

Смереки гнуться, як тонка лоза.

Хтось небеса ножами проріза –

Стуляються на небі рани вмить…

Вдихну у груди промінь блискавиць,

Щоб перед ворогом не падать ниць.

(Дм. Павличко)

Ветер воет. Гром грохочет…

Синим пламенем пылают

Стаи туч над бездной моря.

Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

Точно огненные змеи вьются в море, исчезая,

Отраженья этих молний.

(М. Горький)

Вот пробилась из-за тучи синей молнии струя,

Пламень белый и летучий окаймил ее края.

Чаще капли дождевые, вихрем пыль летит с морей,

И раскаты громовые все сердитей и смелей.

(Ф. Тютчев)

Пара№2. Что такое молния с точки зрения науки

Молния - разряд тока мощностью до 3 млрд кВт, движущийся из облака вниз со скоростью 160-1600 км/с (и 140000 км/с - с половинной скоростью света движется иногда обратно с земли в облака) по ионизированному каналу воздуха с температурой плазмы до 30 000 градусов (в 5 раз выше, чем на Солнце), с диаметром канала 1,27 см, окруженной 3-6-метровой короной, длиной от 90 м до 32 км и сопровождающийся звуковой ударной волной (громом), слышимой иногда на расстоянии до 30 км.

Напряжение между облаком и Землей достигает миллиарда вольт, сила тока – до миллиона ампер.





Пара №6.(Историки).

Это случилось 26-го июля 1752 г. С утра в Петербурге было душно , а  к  середине дня сгустились тучи, началась гроза. В это время в Физической лаборатории  Петербургской Академии  наук профессор Г. В. Рихман приступил к эксперименту.  Он  давно дожидался грозы, чтобы понаблюдать, как  она подействует на изобретенное им устройство  для измерения  атмосферного электрического поля. Вместе с Рихманом в лаборатории находился  его друг-гравер Академии наук . Люди , оказавшиеся на улице вблизи  лаборатории видели, как в металлический стержень на крыше попала молния. И тотчас они услыхали громкие крики из лаборатории. Кричал гравер - на нем горела одежда. Что же произошло? Металлический стержень, выходящий на крышу, был соединен  с измерительным устройством Рихмана. И вот, когда в стержень попала молния, от устройства вдруг отделился голубой светящийся шар величиной с кулак. Он ударил стоящего в полушаге от устройства Рихмана прямо лоб. Раздался громкий треск, похожий на выстрел. Рихман упал -он был мгновенно убит. Раскалившаяся проволка от устройства задела гравера, зажгла на нем одежду.

     Сохранилось специальное описание этого прискорбного происшествия. Его составил М.В. Ломоносов, который сразу же посетил лабораторию и подробно  исследовал на месте последствия происшедшего. Имеется также гравюра, сделанная очевидцем трагической смерти Рихмана. Все это позволяет сделать вывод, что Рихман был убит шаровой молнией, возникшей сразу после удара линейной молнии. Шаровая молния... Так издавна называли  светящиеся шаровидные образования, время от времени наблюдаемые во время грозы в воздухе, как правило, вблизи поверхности. Шаровая молния абсолютно не похожа на обычную молнию ни по своему виду, ни по тому, как она себя ведет. Обычная молния кратковременна; Шаровая молния живет десятки секунд, минуты. Обычная молния сопровождается громом, шаровая совсем или почти бесшумна. В поведении шаровой молнии много непредсказуемого: неизвестно куда именно направится светящийся шар в следующее мгновение, как он прекратит свое существование (тихо или же со взрывом).



Рихман Георг-Вильгельм

Просмотр ролика «Шаровая молния».

Пара №3. Коронный газовый разряд.



Пара №6. (Историки). Электрические явления загадочны, поэтому они всегда интересовали людей и привлекали их внимание. Еще египтяне и греки описывали разряды молнии и свечение металлических заостренных предметов. Свечения на остриях металлических предметов получили название в средние века «огней святого Эльма», поскольку они очень часто наблюдались на крестах и шпилях церкви Святого Эльма во Франции. Этому загадочному явлению даже посвящали стихи:

… Там волны с блесками и всплесками

Не прекращаемого танца,

И там летит скачками резкими

Корабль летучего Голландца,

Ни риф, ни мель ему не встретятся,

Но – знак печали и несчастий:

Огни святого Эльма светятся,

Усеяв борт его и снасти.

М. Гумилев. Таинственные огни.

Пара №3.






Просмотр ролика «Электрофильтр».

Пара №4. Дуговой газовый разряд.







3. Закрепление материала.

Учащимся предлагается тест на закрепление полученных знаний. Тест желательно выполнить на компьютерах (при наличии последних). Сделан он в программе Excel (тест прилагается).

4. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия.

5. Домашнее задание. Всем - соответствующие теме параграфы учебника.

Достаточный и высокий уровень – дополнительно: краткие сообщения по темам: «Природа шаровой молнии», «Принцип работы сварочного аппарата».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок физики в 9 классе iconУрок по математики и физике
«Производная в физике». Урок проводился в 11 классе учителями физики и математики. Продолжительность урока 45 минут. Это урок систематизации...

Урок физики в 9 классе iconУрок математики в 1 классе
Представленный урок экскурсия по математике в 1 классе одно из таких методических средств

Урок физики в 9 классе iconУрок физики в 7 классе Тема
Добро пожаловать в нил! Вы думаете, что нил – это река Африки, но это не так! нил – это научно-исследовательская лаборатория

Урок физики в 9 классе iconУрок русского языка в 10 классе Тема. Особенности языковых средств...
Пархоменко Л. В. Учитель русского языка и литературы оош №18, г. Сумы, Сумской области. Урок русского языка в 10 классе

Урок физики в 9 классе iconУрок «Я и Украина» и«Обучение грамоте» в 1 классе. Тема: «Семья, родня, род»
Интегрированный мультимедийный урок «Я и Украина» и «Обучение грамоте» в 1 классе

Урок физики в 9 классе iconУрок физики в 9 классе Тема урока. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли
Цель: познакомить учащихся с понятием магнита, с историей его исследований, с магнитными явлениями и свойствами магнитного поля,...

Урок физики в 9 классе iconУрок-сказка «Путешествие в страну Физики» (город Динамика) Театрализованное представление
Этот урок готовится учащимися 10-11 класса и демонстрируется для учащихся 7-9 классов

Урок физики в 9 классе iconСказка или-были две неразлучные подружки Перпендикулярные Прямые....
Сказку можно использовать как урок обобщения знаний в 8 классе, урок-повторение в 9 классе, как представление во время проведения...

Урок физики в 9 классе iconУрок физики в 7 классе по теме «дисперсия света»
Цель: закрепить и углубить знания учащихся о свойствах света, развивать умение видеть новое и узнавать известное в новом, учить наблюдать,...

Урок физики в 9 классе iconУрок по информационным технологиям по теме "Наглядные формы представления...
Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала с практической работой

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<