Методическая разработка по хирургии для студентов IV курса медицинского факультета Тема : «Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона»




Скачать 118.02 Kb.
НазваниеМетодическая разработка по хирургии для студентов IV курса медицинского факультета Тема : «Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона»
Дата публикации15.08.2013
Размер118.02 Kb.
ТипМетодическая разработка
uchebilka.ru > Физика > Методическая разработка
ВИННИЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.И. ПИРОГОВА
           "УТВЕРЖДЕНО"

 на методических сборах

кафедры хирургии № 2
Протокол № __1м от 3.09.2012р.

Зав.кафедрой,

профессор А.И.Годлевський
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по хирургии для студентов IV курса медицинского факультета

Тема: «Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона»

  

Модуль 1. Абдоминальная хирургия.

Тема: Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона.
1. Неспецифический язвенный колит - это хроническое неспецифiчне диффузное язвенное поражение толстой кишки.

2. Болезнь Крона - это хроническое воспалительно-гранулематозное поражение пищеварительного канала, носит сегментарный характер, с преимущественным локализации в тонкие и толстые кишках.
Конечные цели обучения по учебным элементом:

1. Формирование предварительного диагноза

2. Диагностическая программа и анализ полученных данных

3. Дифференциальный диагноз (перечень заболеваний, диф. Диагностические таблицы с анализом)

4. Клинико-статистическая классификация заболевания и клинический диагноз

^ 5. ПРОГРАММА ЛЕЧЕНИЯ

А) Срочность госпитализации

Б) Срочность операции

В) Предоперационная подготовка

Г) Послеоперационное лечение
Цель практического занятия: Установить уровень усвоения теоретических знаний и практических навыков студентами в пределах профессионально ориентированных задач врача общей практики по теме - Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона, которая относится к диарейных-воспалительного синдрома.
^ Формы контроля знаний и умений на практическом занятии

1.Тестовий контроль знаний (компьютерный контроль знаний за 30 тестовыми задачами)

2.Теоретические опрос каждого студента с оценкой по вопросам:

- Обоснование предварительного диагноза

- Определение диагностической программы и анализ полученных данных

- Проведение дифференциальной диагностики

- Формирование клинического диагноза

- Определение программы лечения

3.Оценка выполнения каждым студентом практических навыков:

- Порядок подготовки больного к выполнению фиброколоноскопии и ирригорафии

- Анализ ирригограм (при неспецифическом язвенном колите и болезни Крона, полипах и дивертикулах)
^ Информационная часть методической разработки
Минимальный базовый уровень знаний, необходимый для усвоения темы:

1.Анатомия, топографическая анатомия и оперативная хирургия - топографо-анатомическая характеристика ободочной и прямой кишок, брюшной полости.

2.Физиология - функция ободочной и прямой кишок.

3.Патологична физиология - патогенез развития воспалительного синдрома.

4.Патологична анатомия - морфологические изменения в ободочной и прямой кишках, в брюшной полости, в зависимости от давности заболевания и причин, которые привели к развитию воспалительного синдрома.

5.Микробиология, вирусология и иммунология - место микробного фактора и взлома

      иммунной системы организма в возникновении воспалительных процессов в ободочной и прямой

      кишках.

6.Загальна хирургия, пропедевтика внутренних болезней - методика опроса и фи-

      зикального обследования больного
^ Конкретная цель самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Используя базовый уровень знаний и умений, усвоить теоретические знания и практические навыки, которые обеспечат овладение практически ориентированными задачами в объемах:

1.Обстеження больного для определения клинического течения неспецифического язвенного колита и болезни Крона (опрос больного и физикальное обследование)

2.Обгрунтування и формирования предварительного диагноза заболеваний

3.Складання диагностической программы и анализ результатов дополнительных исследований

4.Формування перечень заболеваний для дифференциальной диагностики и ее проведения

5.Формування клинического диагноза на основании клинико-статистической классификации заболеваний

6.Формування лечебной программы для неспецифического язвенного колита и болезни

      Крона.
Программа самостоятельной подготовки к практическому занятию:

1. Актуальность проблемы диарейных-воспалительного синдрома.

2. Определения заболеваний, относящихся к диарейных-воспалительного синдрома.

3.Причины и механизм развития заболеваний, относящихся к диарейных-воспалительного

      синдрома.

4.Клинични проявления (жалобы, анамнез, данные физикального обследования больного) неспецифического язвенного колита и болезни Крона.

5.Принципы диагностики и объем данных, необходимых для формирования предварительного

      диагноза при заболеваниях, относящихся к диарейных-воспалительного синдрома.

6.Принципы составления диагностической программы для уточнения предварительного диагноза и дальнейшего лечения.

7.Перелик заболеваний для проведения дифференциального диагноза, составления дифференциально-диагностических таблиц со сравнительным анализом.

8.Клинико-статистические классификации неспецифического язвенного колита и болезни Крона, и принципы формирования клинического диагноза.

9.Обгрунтування организационно-лечебной программы.
Практические навыки, которые закреплены за учебным элементом:

1. Порядок подготовки больного к выполнению фиброколоноскопии и ирригорафии

 2. Анализ ирригограм (при неспецифическом язвенном колите и болезни Крона, полипах, дивертикулах).
1. Порядок подготовки больного к выполнению фиброколоноскопии и ирригографии:

      Фиброколоноскопия (или видеоколоноскопия) - метод визуального исследования толстой кишки, который выполняется с диагностической и лечебной целью.

      Ирригография (-скопия) - метод контрастного рентгенологического исследования толстой кишки после введения смеси бария через клизму.

      Подготовка больного к этим исследованиям требует очистки толстой кишки от каловых содержания, жидкости и слизи. Для этого используют безшлакову диету, механическая очистка кишки слабительными факторами, клизмами и современными лекарственными препаратами.

      С слабительных используют химические факторы: касторовое масло (60-80 мл), сенну (140 мг), магния сульфат (125-250 мл 25% раствора за сутки до обследования), маннит (до 1500 мл 5% раствора по 4-5 часов до обследования) и солевые растворы.

      У больных без функциональных изменений в 15-17 часах накануне исследования назначают 30-60 мл касторового масла, после акта дефекации пациенту выполняют две очистительные клизмы объемом по 1,0-1,5 литра каждая водой комнатной температуры с интервалом в 1-2 часа, а в день исследования утром выполняют еще две клизмы такого же объема.

      Исследование можно выполнять не ранее чем через 2 часа после последней клизмы. Этот срок необходим для того, чтобы исчезли или уменьшились явления раздражения слизистой оболочки кишечника, и выделились остатки вводимой жидкости.

      При заболеваниях, сопровождающихся запорами необходима многодневная подготовка диетой в сочетании со слабительными факторами, очистными и сифонными клизмами, а у больных с усиленной моторной функцией кишечника и частым стулом слабительные факторы применять не следует и можно ограничиться очистительными клизмами.

      Наиболее эффективной подготовкой к колоноскопии и ирригографии является использование современного препарата Эндофальк по следующей схеме: 6 пакетиков растворяют в 3 литрах воды и выпивают по 1 литру раствора за каждый час с перерывами 15-30-60 минут накануне исследования. Также возможно использование препаратов Флит Фосфо-сода и Фортранс.

      У большинства пациентов нет необходимости в проведении анестезии перианальной области и анального канала перед выполнением исследования, однако, можно применять аппликации обезболивающих препаратов гель Нефлуан и Луан. У больных с нарушением психики, повышенной нервной возбужденностью, проявлениями болевого синдрома при заболеваниях анальной области, спаечного болезнью в анамнезе, колоноскопию выполняют под общим обезболиванием.

2. Анализ ирригограм (при неспецифическом язвенном колите и болезни Крона):

      При анализе ирригограмы надо правильно держать ее в руках или установить в подключенный негатоскоп, ориентируясь на отметки: буквы «П» и «Л».

      Необходимо указать, что перед нами ирригограма, есть результат контрастного рентгенологического исследования толстой кишки после введения смеси бария через клизму.

      При подозрении у больного диагноза неспецифический язвенный колит на рентгеновское снимках со стороны слизистой оболочки кишки будет иметь: а) много мелких дефектов, напоминать «рядно, что разбитое молью», то есть покрыта так называемыми «пуговичная язвами» б) небольшие выпячивания в сторону просвета - воспалительные псевдополипы в) потерю гаустрацiи - рентгенологический симптом «садового шланга» или «перевернутой табачной трубки».

      При подозрении у больного диагноза болезнь Крона на рентгеновское снимках со стороны слизистой оболочки кишки будет иметь: а) участки нервных, бугристый выпячиваний в сторону просвета - характерный рельеф «мостовая» б) утолщение стенки кишки, асимметричная зморшкуватiсть брижi, сужение просвета кишки - стеноз , с так называемым рентгенологическим симптомом «кокарды», в) сегментарное распространение по кишке двух предыдущих проявлений, между которыми большие отрезки рентгенологически не измененного кишечника - симптом «прыжка кенгуру».
      ^ Особенности обследования больных с неспецифическим язвенным колитом и болезнью Крона:
1. При опросе больного необходимо определить:

Жалобы на:

      А) Боль:

1.локализация боли (в животе по ходу толстой кишки, анальное отверстие, анальный канал, прямая кишка, перианальных область)

2.интенсивнисть боли (слабый, умеренный, сильный)

3.ирадиация боли (в промежность, в предстательную железу у мужчин, в влагалища у женщин, в копчик, в ягодицы)

4.Характер боли (постоянный, схваткообразные), связь с актом дефекации

5.чы были аналогичные приступы боли раньше

      Б) Последовательно выявляются другие жалобы:

1.Изменение стула (понос или задержка, наличие патологических примесей: крови, слизи, гноя, опухолевого детрита)

2.змины температуры тела (в каких пределах повышенная)

3.змины со стороны других органов и систем

      Анамнез заболевания и жизни:

      А) Дата и время начала заболевания

      Б) Когда и куда обратился за медицинской помощью:

1.Как получал лечение до поступления в клинику

2.когда доставлен в больницу (дата, время)

       В) Возможные причины возникновения заболевания: погрешность при приема пищи, прием алкоголя, физическая перегрузка, другое

       Г) Условия жизни и труда, которые могли обусловить возникновение заболевания

       Д) У женщин - акушерско-гинекологический анамнез:

1.Количество беременностей

2.Количество родов

3.Дата последних месячных

4.Можно были последние месячные вовремя
2.Физикальное обследование:

      Описание:

      А) Общий осмотр:

1.ступинь тяжести состояния больного

2.повединка больного: спокойная или беспокойная

3.Температура тела, частота пульса

4.стан языка (сухой, влажный)

5.стан зеву и миндалин

6.стан нижних конечностей

      Б) Описание:

           Грудной клетки

           Живота:

1.втянутий, вздутий

2.симетричний, асимметричный

3.Степень участия передней брюшной стенки в акте дыхания

      Перианальной области: наличие у заднего прохода или на коже ягодиц отверстий свищей, из которых возможно выделение гноя, отека кожи и подкожных клетчатки, изменение ее цвета от красного до темно-красного.

      Пальпация (в том числе гинекологическое и ректальное обследование):

           А) Локализация боли и напряжения мышц брюшной стенки, наличие инфильтрата

           Б) Определение местных проявлений заболевания при пальцевом исследовании прямой кишки: наличие болезненного дефекта слизистой анального отверстия на 12 или 6 «часам» линейной или эллипсовидные формы с плотными краями, наличие болевого плотного

инфильтрата или флюктуации под отеком перианальной кожи и клетчатки, а в прямой кишке - нависание и болезненность ее стенки.

           В) Определение перитонеальных симптомов и их локализация

           Г) Определение симптомов со стороны других органов и систем

      Перкуссия:

      А) грудной клетки

      Б) Живота

      Аускультация:

      А) грудной клетки

      Б) Живота

На основании полученных данных после опроса больного (жалобы, анамнез заболевания и жизни) и его физикального обследования (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) проводится обоснование предварительного диагноза.
3. Диагностическая программа с анализом данных дополнительных исследований:

      По скорой помощи - подсчет количества лейкоцитов в крови, затем общеклинический анализ крови с выявлением изменений в лейкоцитарной формуле - ее сдвиг влево, увеличение СОЭ, уменьшение количества эритроцитов, уменьшение цветном показателе и уменьшения гемоглобина. Выполнение ректороманоскопии, колоноскопии и ирригорафии (-скопии), взятие биопсийного материала из плоскостных язв, псевдополипы, гранулематозный-рубцовых сужений стенки кишки с последующим гистологическим исследованием.
4. Дифференциальный диагноз:

      При неспецифическом язвенном колите и болезни Крона проводится:

      неспецифического язвенного колита с болезнью Крона, злокачественной опухолью ободочной кишки, дизентерией, брюшным тифом;

      болезни Крона с неспецифическим язвенным колитом, злокачественной опухолью слепой кишки, острой непроходимостью кишечника, острым аппендицитом.
5. Клинический диагноз:

      Указывается нозологическая единица и форма течения заболевания, имеющиеся осложнения - на основании клинико-статистической классификации.
6. Организационно-лечебная тактика:

      Определяется необходимость госпитализации для ургентного или планового оперативного вмешательства (показания к операции, предоперационная подготовка, послеоперационное ведение больного с определением групп лекарственных препаратов и направлений их действия), или возможность консервативного и амбулаторного лечения с определением групп лекарственных препаратов и направлений их действия.

      Возможность применения специальной диеты, лекарственных препаратов Салофальк, Буденофальк, Ремикейд, оперативных вмешательств.

 

                   

 ^ Контрольные вопросы самопроверки подготовки к занятию:

1. Важность изучения течения неспецифического язвенного колита и болезни Крона?

2. Выявляемые при опросе больного с подозрением на неспецифический язвенный колит и болезнь Крона?

3. Почему важно выявить все жалобы, в наличии у больного с подозрением на неспецифический язвенный колит и болезнь Крона?

4. Почему важно знать дату и время начала обострения у больного с подозрением на неспецифический язвенный колит и болезнь Крона?

5. Почему важно знать которое предыдущее лечение проводилось больному с подозрением на неспецифический язвенный колит и болезнь Крона?

6. Как могут условия жизни и труда больного повлиять на возникновение и течение неспецифического язвенного колита и болезни Крона?

7. Почему важна следующая последовательность в опросе больного: сбор жалоб, анамнеза болезни и жизни?

8. Выявляемые при осмотре живота и перианальной области больного с подозрением на неспецифический язвенный колит и болезнь Крона?

9. Почему возможно выявление инфильтрата в правой подвздошной области при пальпации?

10. Какие изменения можно обнаружить при пальпации кожи около заднего прохода больного с подозрением

неспецифическим язвенным колитом и болезнью Крона?

11. Какие изменения можно обнаружить при пальцевом исследовании прямой кишки у больного с подозрением на неспецифический язвенный колит и болезнь Крона?

12. Особенности физикального обследования больного с подозрением на неспецифический язвенный колит?

13. Особенности физикального обследования больного с подозрением на болезнь Крона?

14. Различия физикального обследования больного с подозрением на неспецифический язвенный колит и болезнь Крона?

15. Особенности клинических проявлений заболевания у пациентов с подозрением на неспецифический язвенный колит и болезнь Крона?

16. На чем базируется обоснование предварительного диагноза при неспецифическом язвенном колите и болезни Крона?

17. По каким принципам формируется перечень заболеваний для проведения дифференциального диагноза?

18. Почему в клиническом диагнозе важно отобразить не только нозологическую форму заболевания, но и его течение и осложнения?

19. Почему для формирования клинического диагноза важно использовать клинико-статистическую классификацию болезней?

20. Что важно определить при формировании лечебной тактики у больных с неспецифическим язвенным колитом и болезнью Крона?
                                                        
Литература

Базовая:

      1.Хирургия. Том II. Учебник под ред. Я.С. Березницкого, М.П. Захараша, В.Г.

   Мишалова. - Днепропетровск, Днепр-VAL, 2007.

2.Материалы лекции.

Дополнительная:

1.Адлер Г. Болезнь Крона и язвенный колит. М.: Медицина, 2001.

2.Балалыкин А.С. Эндоскопия. М.: Медицина, 1987.

3.Ивашкин В.Т., Шептулин А.А. Синдром диареи. М.: Медицина, 2000.

4.Методы исследования и манипуляции в клинической медицине. Под ред. Г.В. Дзяк и Я.С. Березницкий. - М.: Здоровье, 1998.

5.Методика курации и схема написания учебной истории болезни (истории болезни). Симптомы и синдромы при хирургических заболеваниях. Учебно-методическое пособие. Березницкий Я.С., Кабак Г.Г., Сулима В.П. - Днепропетровск, Антиколостома, 2004.

6.Унификовани клинико-статистические классификации болезней органов пищеварения. Ведомственная инструкция. Дзяк Г.В., Березницкий Я.С., Филиппов Ю.А. с соавт. - Киев, Днепр-VAL, 2004.

Составил: к.м.н., ас.В.А.Кацал

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка по хирургии для студентов IV курса медицинского факультета Тема : «Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона» iconНеспецифический язвенный колит. Болезнь Крона. Неспецифический язвенный...

Методическая разработка по хирургии для студентов IV курса медицинского факультета Тема : «Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона» iconЯвляются ли язвенный колит и болезнь Крона двумя самостоятельными...
Болезнь Крона — хроническое рецидивирующее заболевание желудочно-кишечного тракта неясной этиологии, характеризующееся трансмуральным...

Методическая разработка по хирургии для студентов IV курса медицинского факультета Тема : «Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона» iconМинистерство здравоохранения украины івано-франківський национальный медицинский университет
Классификация хирургических заболеваний тонкого и толстого кишечника. Неспецифический язвенный колит. Болезнь Крона толстой кишки....

Методическая разработка по хирургии для студентов IV курса медицинского факультета Тема : «Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона» iconМетодическая разработка по хирургии для студентов IV курса медицинского...
Тема: желчнокаменная болезнь. Острый холецистит. Хронический холецистит. 4 Часа

Методическая разработка по хирургии для студентов IV курса медицинского факультета Тема : «Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона» iconНеспецифический язвенный колит
Крона), этиология которых остается неизвестной и которые по этому признаку отличаются от заболеваний кишечника, имеющих четко определенную...

Методическая разработка по хирургии для студентов IV курса медицинского факультета Тема : «Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона» iconЗанятия №15
Наиболее распространенные заболевания кишечника у детей (синдром раздраженного кишечника, неспецифический язвенный колит, болезнь...

Методическая разработка по хирургии для студентов IV курса медицинского факультета Тема : «Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона» iconМетодическая разработка по хирургии для студентов IV курса медицинского...
Цель (общая): Уметь обследовать больных паховой, бедренной грыжей, проводить диагностику и дифференциальную диагностику, выбрать...

Методическая разработка по хирургии для студентов IV курса медицинского факультета Тема : «Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона» iconМетодическая разработка по хирургии для студентов IV курса медицинского...
Цель (общая): Знать этиологию, патогенез, классификацию, клинику, диагностику, дифференциальную диагностику острого и хронического...

Методическая разработка по хирургии для студентов IV курса медицинского факультета Тема : «Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона» iconМетодическая разработка по хирургии для студентов IV курса медицинского...
Цель (общая): Знать этиологию, патогенез, классификацию, клинику, диагностику, дифференциальную диагностику механической кишечной...

Методическая разработка по хирургии для студентов IV курса медицинского факультета Тема : «Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона» iconМетодическая разработка по хирургии для студентов IV курса медицинского...
Знать этиологию, патогенез, классификацию, клинику острого перитонита. Уметь своевременно диагностировать развитие перитонита, его...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<