Урока: Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Цели урока




Скачать 82.19 Kb.
НазваниеУрока: Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Цели урока
Дата публикации29.08.2013
Размер82.19 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Физика > Урок
План-конспект урока по физике, 11 класс, академический уровень.

Учитель: Орлова Л. В. СОШ №1 Кировского городского совета Донецкой области.

Тема урока: Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия.

Цели урока:

Образовательная:
Знать, что представляет собой электрический ток в вакууме.
Создать условия для изучения процессов термоэлектронной эмиссии,
понятия диода и триода, работы и применения электронно-лучевой трубки.
Выделять существенное, импровизировать при ответах на вопросы,
разрешать возникающие в процессе выступления проблемы.

Воспитательная
Создать условия для формирования и развития ответственности,
добросовестности, взаимообучения учащихся, формирования жизненных компетенций

Развивающая:
Создать условия для развития умений анализировать, выделять главное,
сравнивать и объяснять понятия, обобщать и систематизировать материал.

Оборудование : мультимедийный проектор, опыт «Термоэлектронная эмиссия», презентация «Электрический ток в вакууме.»

Тип урока: урок усвоения новых знаний План урока.

  1. Организационный этап (1 мин.)

2. Ориентировочно-мотивационный.( 2 мин)

3 Мотивация учебной деятельности (2 мин.)

4. Изучение нового материала (16 мин.)

5. Применение полученных знаний (13 мин)

  1. Контроль и коррекция полученных знаний (6 мин.)

  2. Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 мин.)

  3. Домашнее задание (2 мин.)



Ход урока.

1 этап. Организационный этап

Приветствие учащихся, замечания по поводу формы одежды, готовности к уроку, настроению.

II этап. Ориентировочно-мотивационный.

Проходит в виде фронтальной беседы:

– Что такое электрический ток?

– Что представляет собой электрический ток в металлах?

- Что представляет собой электрический ток в жидкостях?

– Что представляет собой электрический ток в вакууме?

Учащиеся затрудняются ответить на последний вопрос и учитель спрашивает?

-Так какая же сегодня будет тема урока?

Учащиеся: Так как мы не знаем, что представляет собой электрический ток в вакууме, то тема урока именно такой и будет.

Учитель: Итак, запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока:
«Электрический ток в вакууме». (Записывает тему на доске).

– А сейчас сформулируем цель сегодняшнего урока. Каждый из вас дополнит общую цель своею. (Цель урока записана на доске ).

III этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.
IV этап. Операционно-обучающий. Изучение нового материала

– На какие группы по электропроводности делятся вещества?

Ученик: – Проводники, диэлектрики и полупроводники.

Презентация: «Электрический ток в вакууме»

Вопросы:

1.Вакуум. Явление термоэлектронной эмиссии

2.Вакуумный диод и триод

3.Электронно – лучевая трубка, кинескоп
Вопросы учащимся:

1.Абсолютный вакуум создать невозможно. Почему?

2. Скажите, существует ли относительный вакуум?

3.Почему электрический ток в вакууме невозможен?

Учитель: чтобы ток в вакууме стал возможен, необходим источник свободных заряженных частиц. Вакуум характеризуется «отсутствием» вещества, а, следовательно, и отсутствием электрических зарядов.
Для получения вакуума – состояния газа при давлении меньше атмосферного – следует разряжать газ, уменьшая его концентрацию. Чем меньше концентрация и давление газа в сосуде, тем выше вакуум. Пусть расстояние между стенками сосуда , а длина свободного пробега молекулы, т. е. среднее расстояние, пролетаемое молекулой между двумя последовательными столкновениями, – . В зависимости от соотношения между этими величинами различают низкий (, ), средний (, ) и высокий (, ) вакуум. При  см низкому вакууму соответствуют давления  мм рт. ст., среднему – от  мм рт. ст. до  мм рт. ст. и высокому –  мм. рт. ст.
Поскольку в вакууме нет свободных носителей зарядов, то он является идеальным диэлектриком. Следовательно, для того чтобы в вакууме мог проходить электрический ток, в нем необходимо каким-то образом предварительно «создать» некоторую концентрацию свободных носителей заряда.
Это осуществляется с помощью явления термоэлектронной эмиссии, т. е. испускания веществом электронов при нагревании, открытого американским физиком Томасом Эдисоном в 1883 г. При этом электроны, испускаемые нагретым телом, называют термоэлектронами, а само тело – эмиттером.

^ Демонстрация опыта «Термоэлектронная эмиссия»

Вопрос учащимся: Почему при разогреве катода из него начинают вылетать электроны?
Вакуумные приборы, работа которых основана на явлении термоэлектронной эмиссии, называются электронными лампами. Простейшая из них – вакуумный диод – содержит два электрода. Один – в виде спирали из тугоплавкого материала, например вольфрама или молибдена, накаливаемый током, называетсякатодом. Второй – холодный электрод, собирающий термоэлектроны, называется анодом и чаще всего имеет форму цилиндра, внутри которого расположен накаливаемый катод.

Слайд №

Закономерности воль-амперной характеристики вакауумного диода? слайд № 11

Далее знакомим учащихся в различными видами ламп: слайды №12-13

диод,триод,тетрод,пентод и т.д. и вольтамперной характеристикой диода.

Устройство электронно-лучевой трубки. слайды №14-16

Вопрос учащимся :

1.Объясните принцип действия ЭЛТ и назначение каждого электрода.

2. О применении кинескопов расскажите сами. слайды 17-18

V этап. Применение полученных знаний ( решение задач)

^ Решение расчетных и качественных задач. (10-13 мин)
Эта часть урока посвящена решению задач на повторение. Используется задачник, дидактический материал. Работу можно проводить как индивидуально, так и со всем классом, она проводится у доски и на месте. Можно использовать следующие задачи:
1. Определить среднюю скорость упорядоченного движения электронов под действием электрического поля в медном проводе площадью поперечного сечения 1 мм кв при силе тока, равной 10 А.
2. Определить скорость электронов, с которой они достигают анода двухэлектродной электронной лампы, если напряжение между катодом и анодом 100 В. 
3. Объясните, почему разряжается электрометр, если к его катоду поднести горящую спичку.(Можно провести опыт)
4. Почему провода линии высокого напряжения не покрыты изолирующей оболочкой?
5. Определить напряженность электрического поля, при которой может произойти ионизация молекул воздуха. Энергия ионизации молекул воздуха W=15эВ, длина равна 0,0005 см.
6. Вычислите электрохимический эквивалент серебра.
7. Какую валентность должна иметь примесь к германиевому полупроводнику, чтобы он обладал электронной проводимостью?
8. Будет ли протекать ток в цепи?

9. Чем диссоциация электролитов отличается от ионизации газов? Почему электролиз не требует высокого напряжения?
10. Что происходит с электрической дугой, если сильно охладить отрицательный электрод; положительный электрод?

^ Работа в парах

Составление таблицы по видам газовых разрядов:





Стационарные разряды

Нестационарные разряды

название

тлеющий

дуговой

коронный

искровой

условия возникновения

разреженный газ, низкое давление


высокая температура электродов

неоднородное мощное электрическое поле

нормальное давление, высокое напряжение

протекание

вылет электронов за счет бомбардировки положительными ионами и фотонами

большая сила тока и маленькое напряжение,

термоэмиссия электронов

светится, образуя корону вокруг острия

свечение газа, звук, теплота

применение

реклама

плавление, сварка, источники света

электрофильтры, громоотвод

свеча в двигателях внутреннего сгорания

проявление в природе

нет

нет

огни св Эльма

молния, электризация трением


VI этап. Контрольно-коррекционный.

- Итак, мы закончили изучение темы, обсудили вопросы, вызвавшие затруднения и сейчас ещё раз повторим изученный материал.

1. Что называют вакуумом?

2 Какими заряженными частицами может создаваться электрический ток в вакууме?

3. Что такое термоэлектронная эмиссия?

3. Какие функции может выполнять вакуумный диод?

4.Каковы закономерности воль-амперной характеристики вакауумного диода?

5.Почему вакуумный диод обладает односторонней проводимостью?
6.Какие функции может выполнять вакуумный диод?
7.Какую роль играет сетка в трехэлектродной электронной лампе?
8.Почему силу тока в анодной цепи электронной лампы при данной температуре нельзя увеличивать больше определенного предела?

9.Каковы свойства электронных пучков?
VII этап. Выставление и комментирование оценок учеников.

VIII этап. Рефлексия.

– Возвратитесь к цели урока и ответьте на вопросы:

–Достигли ли мы целей, поставленных в начале своей работы?

–Что понравилось на уроке?

–Что не понравилось и вы хотели бы изменить?

– Что хотелось бы добавить в урок?

– Как вы оцениваете вою сегодняшнюю работу на уроке? почему?

– Готовы ли вы на следующем уроке работать лучше?

IX этап. Домашнее задание.

выучить § 16; повторить § 15;

Задания обязательные: II уровень: упр.11 № 2 (стр. 74);
Задания по желанию: III уровень: № 4 (стр. 75).




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Цели урока iconРазработка урока физики в 10 классе Тема урока: «Электрический ток в различных средах»
«Технической лаборатории», таблицы: «Электрический ток в различных средах», «Виды самостоятельного разряда в газах»

Урока: Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Цели урока iconУрока по физике в 9 классе Тема. «Электрический ток. Напряжение»
Совершенствовать практические навыки учащихся при сборке электрической цепи и умение пользоваться измерительными приборами

Урока: Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Цели урока iconУрок физики в 9 классе
Тема урока: Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Применение тока в газах в быту, в промышленности,...

Урока: Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Цели урока iconУрока: Урок повторения и обобщения по теме «Электрический ток в различных средах»
Показать практическую значимость знаний по данной теме в промышленности и технике

Урока: Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Цели урока iconУрока: урок изучения нового материала Ход урока
Цели урока: Формирование понятий преобразования подобия, гомотетии, подобных фигур; формирование интереса к математике; развитие...

Урока: Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Цели урока iconУчебник. Ход урока I. Организационный момент
Цели урока: познакомить учащихся с признаками сложноподчинённых предложений с придаточными причины и цели, научить находить в тексте...

Урока: Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Цели урока iconИнтервью в нашей жизни. Цели урока
Цели урока: Раскрыть особенности речевого жанра интервью, показать отличия беседы от интервью

Урока: Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Цели урока iconПочему мы стремимся к вере Цели урока
Цели урока: познакомить учащихся с феноменом веры, с понятиями «духовность», «религиозность», духовными потребностями человека, развивать...

Урока: Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Цели урока iconТема урока: Кисть рябины
Цели урока: содействовать формированию эстетического отношения к действительности

Урока: Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Цели урока iconУрока : Обобщить и систематизировать знания по теме «Электрический ток»
Класс заранее делится на 2 команды, примерно равные по силам, в каждой назначается капитан. Каждая команда получает задание познакомиться...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<