Скачать 75.99 Kb.
|
Разработка урока физики в 10 классе Тема урока: «Электрический ток в различных средах». Цели урока:
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, урок-презентация ученических проектов на электронных носителях. Оборудование: создание «Технической лаборатории», таблицы: «Электрический ток в различных средах», «Виды самостоятельного разряда в газах», « Применение фотоэлементов», мультимедийный проектор, экран, компьютер. На демонстрационном столе приборы для «Технической лаборатории»: Осциллограф, электронно-лучевая трубка, фото- и термо-резисторы, фотоэлементы, солнечная батарея, вакуумный и полупроводниковый диоды, транзистор, модель р - n –переход, детали, покрытые металлом способом электролиза, термопара, гирлянда. ^ 1. Организация класса. Мотивация: Что находится в «Черном ящике?». Учитель вносит «Черный ящик» со словами: «Устройство современное, Компактное и ценное Преобразователь, энергоизлучатель! Солнцем освещается И в жизни применяется» (Ответ: солнечная батарея). Учитель озвучивает тему и цель урока, который будет проходить под эпиграфом: «Радость видеть, понимать есть самый большой и прекрасный дар природы». А Эйнштейн. В начале изучения темы учащиеся класса по желанию разбились на 5 групп и в течение 2-х недель работали над проектом на тему «Электрический ток в различных средах» по плану: 1. Условия, необходимые для возникновения тока в среде; 2. Носители тока; 3. Явления, сопровождающие получение тока; 4. ВАХ (графики зависимости тока от напряжения); 5. Применение. Все участники рассажены в классе по группам, столы, за которыми размещаются учащиеся, подписаны табличками: «Металлы», «Вакуум», «Электролиты», «Газы», «Полупроводники». В процессе презентации проектов, учащиеся других групп делают пометки в тетрадях для рецензии ответов (1 группа рецензирует 4-ю; 2 -5; 3 -1; 4 -2; 5 -3) по схеме: * раскрытие темы, полнота ответов; * знание и подача теоретического материала; * логичность и научность рассказа; * культура речи; * указание на ошибки и неточности; * подведение итогов, оценка презентации. Каждой группе дается задание: решение и объяснение расчетной задачи, по мере готовности которых, записываются на доске одним из членов группы. II. Повторение и обобщение темы. 1. Презентация проектов членами групп. * Электрический ток в металлах. * Электрический ток в вакууме. * Электрический ток в электролитах. * Электрический ток в газах. * Электрический ток в полупроводниках. ^ * Группа «Металлы» Найти скорость упорядоченного движения электронов в медном проводе сечением 25 мм2 при силе тока 50 А, считая, что на каждый атом приходиться один электрон проводимости. * Группа «Вакуум» Потенциал ионизации ртути 10,4 В. Какую наименьшую скорость должен иметь электрон, чтобы ионизировать атом ртути при ударе? * ^ Определить толщину слоя меди, который образовался во время электролиза на катодной пластине площадью 25 см2 за 10 минут, если сила тока в ванне 0,5 А. * ^ При какой температуре в воздухе будет полностью ионизирована плазма? Энергия ионизации молекул азота равна 2,5×10-18Дж. * Группа «Полупроводники» Концентрация электронов проводимости в германии при комнатной температуре составляет n =3×1019 м -3. Какую часть составляет число электронов проводимости от общего числа атомов? Плотность германия p = 5400 кг/м3 , молярная масса 0,073 кг/моль. Решение задач. ![]()
I = 50 А n = N / Nа = m / M ; N = mNа / М M = 60 ×10-3 кг/ моль n = N / V; V = S h; m = pV p = 8,9×103 кг/м3 n = pVNа / MV = pNа / M ![]() v = ? v = IM /epNа S v = 50 × 64 ×10 / 1,6× 10 -19 8,9 ×103 6× 10-3 25 × 10 -6(м/с) = = 0,15 мм/с Ответ: v = 0.15 мм/с. ![]()
e / m = 1,76×1011 Кл/кг v min =2eU/ m ![]() v min - ? v min = 2×1.76 ×1011×10,4 = 1,9×106 (м/с) Ответ : v min = 1.9×106 м/с
t = 10 мин =600 с pSh = kIt; I = 0,5 А h = kIt/ pS р = 8,9 ×103 кг/м k = 0,33×10-6 кг/Кл ![]() h -? h = 0,33×10-6 × 0,5 ×600/8,9 ×10-3× 25× 10-4 = 4,45×10-6 (м ) Ответ: h = 4,45 мкм ![]()
k = 1,38 ×10-23 Дж/К 3/2 kT = W ![]() Т ==2 ×2,5 ×10-18 / 3×1.38 ×10-23 = 1,2 ×105 (К) Ответ: Т = 1,2 ×105 К
p = 5,4 ×103 кг/м3 n =N /V= Na pV/MV = Na p /M M = 73 ×10-3 кг/моль ne / n = ne M/ Na p ![]() ne /n -? ne/ n = 3 ×1019× 73 ×10-3 / 6× 1023× 5,4 ×103 = 6,76 ×10-10 Ответ: ne / n = 6,76 10-10 ^ Экскурсию проводят технолог и лаборант, обращаясь к присутствующим со словами: «Вашему вниманию предоставлены приборы и устройства, действие которых основано на прохождении электрического тока в различных средах». ^
Лаборант демонстрирует следующие опыты: ● работа прибора по демонстрации последовательного и параллельного соединения лампочек, наблюдение за яркостью их горения. ● работа электронно-лучевой трубки (Эл.ток в вакууме). ● работа солнечной батареи
III. Подведение итога урока.
IY. Домашнее задание.
3. Решить практическую задачу Определить массу иона меди при помощи рычажных весов V. Используемая литература 1. Коршан Е.В., Ляшенко О.И. Учебник «Физика 10 кл.»., Киев, Ирпинь 2004 год. 2. Пометун О., Пироженко Л., «Сучасний урок». Интерактивные технологии. Киев, 2004 год. 3. Программа для профильных классов «Физика». Киев «Педагогическая пресса», 2004 год. 4. Шарко В.А. «Сучасний урок фізики». Киев 2005 год. |
![]() | Тема урока: Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Применение тока в газах в быту, в промышленности,... | ![]() | Показать практическую значимость знаний по данной теме в промышленности и технике |
![]() | Совершенствовать практические навыки учащихся при сборке электрической цепи и умение пользоваться измерительными приборами | ![]() | Оборудование : мультимедийный проектор, опыт «Термоэлектронная эмиссия», презентация «Электрический ток в вакууме.» |
![]() | Технологическая карта урока с использование средств информационных технологий и ресурсов интернет | ![]() | Цель урока: ввести понятие «электрическое сопротивление», пояснить природу его возникновения, научить пользоваться таблицами физических... |
![]() | Разработка урока может использоваться в 6 классе при изучении темы «Олимпийские игры в древности». Ход урока сопровождается презентацией.... | ![]() | Тема урока: Сложение и вычитание многозначных чисел. Сложение и вычитание однозначного числа |
![]() | Цель урока: сформировать представление о многогранности творчества польского композитора Ф. Шопена | ![]() | Разработка урока искусство в 6 классе. Автор – Захарова Юлия Григорьевна, учитель художественно-эстетических дисциплин Артемовской... |