Урок по математики и физике

НазваниеУрок по математики и физике
Дата публикации24.09.2013
ТипУрок
uchebilka.ru > Физика > Урок
Краматорская

общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 25

с профильным обучением

Тема : «Производная в физике»

Разработка внеклассного мероприятия

бинарный урок по математики и физике.

С применением информационных

компьютерных технологий

Учителей высшей категории

Головановой Е.И., Киляновской И.В.

г. Краматорск
2012

Разработка представляет собой интегрированный урок (или внеклассное мероприятие) по физике и алгебре и началам анализа «Производная в физике». Урок проводился в 11 классе учителями физики и математики. Продолжительность урока 45 минут. Это урок систематизации знаний, на котором расширяются и углубляются знания учащихся, полученные на предыдущих уроках. Защита мини проектов.

^ Реалити-шоу «Производная в физике»

(бинарное внеклассное мероприятие по физике и математике)

Учителя: Голованова Елена Ивановна, учитель физики высшей категории;

Киляновская Ирина Владимировна, учитель математики высшей категории.

^ Краматорская общеобразовательная школа №25 І-ІІІ ступеней с профильным обучением.
Цели:

Учебные:

• Закрепить понятие физического и геометрического смысла производной.

• Показать межпредметную связь на примере математического моделирования.

• Научить применять полученную модель на практике.

Воспитательные:

• Обучение навыкам: планирования деятельности, работы в оптимальном темпе, подведения итогов.

• Развитие умения оценивать свои способности, свое положение в группе, контактировать с товарищами.

• Вызвать чувства ответственности и сопереживания.

Развивающие:

• Обучение навыкам работы с компьютером.

• Развитие умения находить нужную литературу, выполнять и оформлять научно-исследовательскую работу.

• Формирование «ключевых компетенций».

Тип занятия:

-по основной дидактической цели:

совершенствование знаний, умений,

навыков; и частично, контроля знаний.

-по способу проведения:

интегрированное занятие.

Оборудование: экран, проектор, творческие работы учащихся (презентации, буклет, сумка, сшитая по проекту ребят), бейджики, буклет.

За 2 недели до мероприятия класс разделен на 4 группы и назначены консультанты, а также выделена группа экспертов. В группу вошли учащиеся с разными учебными возможностями. Каждая группа получила задание приготовить презентацию «Применение производной для решения задач практического содержания».

I группа - проект «Как попасть в цель?»

II группа - проект «Как стать сильной!»

^ III группа – проект «Максимум удовольствия, оптимизация затрат».

IV группа – проект «Доверяй, но проверяй!»

На подготовительном периоде и в ходе урока консультанты руководят работой группы: распределяют обязанности между учениками, организуют консультации с учителями предметниками.

К началу урока столы в классе расставлены так, чтобы учащиеся могли работать по группам.

^ Организационное начало. Учащиеся занимают свои места в исследовательских группах. Рассаживаются эксперты: юрист, «доктор исторических наук», «доктор физических и математических наук», у каждого бейджик.

I. Вступительное слово учителя.

Презентация «Начало»

Добрый день, дорогие друзья! Наше сегодняшнее заседание физико-математического общества будет последним для учеников 11-го класса, и это будет последнее занятие межшкольного факультатива в этом семестре, которое пройдет в нестандартной форме. Дорогие ребята, пройдет совсем немного времени, и вы проститесь со школой. В жизни вас ждут многие серьёзные испытания. Одно из них – ЗНО и поступление в ВУЗ. Поэтому сегодня мы предлагаем каждому из вас попробовать себя в своей будущей профессии и принять участие в реалити-шоу «Скандалы. Интриги. Расследования». Встречайте ведущую.

II. Слова ведущей.

Здравствуйте, дорогие друзья! Я - Голованова Алина, ведущая реалити- шоу «Скандалы. Интриги. Расследования», рада приветствовать у себя в гостях команду «ОМОН», команду «АТВ», журнал «Контур», туристическое агентство «На порядок выше». Также у меня в гостях будущий доктор исторических наук Храменко Сергей, будущий доктор физмат наук Клименко Антон и юрист нашей программы Бескишкий Сергей. Ребята, у вас такие разные профессии, но расследования показали, что в каждой из команд есть физик, математик, программист и инженер. Вы все подали заявки для участия в нашем проекте, но по правилам нашей программы, чтобы стать участником шоу, вы должны ответить на ряд вопросов. Сегодня вам будут задавать вопросы ученики 8-А класса. Они недавно начали изучать физику, но у них есть успехи. Это победы на городской олимпиаде по физике и областной олимпиаде по математике. Тем не менее, многого ребята еще не знают и хотят выяснить это у вас. Итак, встречайте ребят!

III. Вопросы командам.

1. Вопрос команде «ОМОН»: Ребята, вы все занимаетесь спортом и, наверное, объясните нам, почему во время соревнований некоторые бегуны держатся сзади противника и вырываются вперед лишь у финиша?

2. Вопрос команде «АТВ»: Девчонки, вы все хозяюшки! Помогите нам узнать, почему вареники через некоторое время как их положили в кипящую воду, поднимаются на поверхность?

3. Вопрос команде «Контур»: Ребята мы знаем, что такое вес, мы знаем, что такое невесомость, мы знаем, как измерить массу. Поэтому мы не можем понять, как измеряют космонавты свою массу в невесомости?

4. Вопрос команде «На порядок выше»: Ребята во время путешествий у вас, наверное, бывают случаи, когда нет электричества. Используете вы свечи? Скоро Новый год и во время праздника мы решили использовать плавающие свечи. Но ребята говорят, что вода очень быстро погасит пламя. Правда ли это?

VI.Теоретические сведения

Ведущая: Сенсация! Все команды, подавшие заявки, прошли кастинг! Я вас поздравляю, вы участники реалити-шоу « Производная в физике».

Когда же было введено понятие производная, а самое главное, зачем? На этот вопрос нам ответит будущий доктор исторических наук Храменко Сергей. Здравствуйте, Сергей. Я слышала, что производная-это французское слово, вот интрига, какое же отношение имеет к нему англичанин Ньютон и немец Лейбниц?

Выступление Храменко С. (Презентация_1_История производной)

Ведущая: Тогда возникает вопрос: «Что же такое, производная? Расследованием займется будущий доктор физмат наук Клименко Антон.

Выступление Клименко А. (Презентация_2_Производная , 1 часть)

Ведущая: И вот новая интрига! Какое же отношение физика имеет к производной?

Продолжение выступления Клименко А. (Презентация_2_Производная , 2 часть)

Ведущая: Но это же скандал! Получается, темы изучены, и многие задачи прошли мимо на, а те которые мы решали, возможно, имеют другое решение! Что об этом думают участники нашего шоу. Давайте послушаем их проекты.
V. Защита проектов.

Представление команды ОМОН. (Презентация_3_ОМОН)

Ведущая: Ваш проект называется «Как попасть в цель?» Почему вы выбрали такую тему проекта?

^ Ответ команды: Вы знаете, что наша работа связана со стрельбой, бросанием гранат, а в свободное время мы любим играть в футбол, волейбол, теннис. Поэтому для нас важно всегда попадать в цель. Всем известно, что движение пули, гранаты, снаряда, мяча происходит в поле тяготения земли.

Ведущая: Извините, но это все мы учили в 10 классе

Команда: Да, это так, но мы решили произвести расчеты с использованием производной и установить от чего зависит дальность бросания. Решили начать с самого начала.

Презентация_4_Как_попасть_в_цель.

Ведущая: Наша съемочная провела расследование и выяснила, что эксперимент проводили ученики 7-А класса. Что по этому поводу скажет наш юрист?

^ Юрист: Поскольку это ученики нашей школы, то они имеют право участвовать в проекте, и я не вижу в этом состава преступления.

Ведущая: У нас в гостях виновники скандала - ученики 7-А класса, победители городской олимпиады по физике и математике. Ребята, как вы попали в проект?

^ Ученики 7 класса: Мы тоже любим играть в теннис. Во время игры мы познакомились с ребятами 11-го класса и решили оказать им помощь. Но во время проведения эксперимента у нас возник вопрос. Дело в том, что на зимних каникулах мы собираемся кататься на лыжах и нас заинтересовали прыжки с трамплина. Сможете ли вы рассчитать высоту трамплина, при которой лыжник пролетит наибольшее расстояние по горизонтали?

Ведущая: Что же может сказать по теме нашего реалити-шоу команда АТВ? Представление команды (Презентация_5_Команда_ А Т V)

Ведущая: Владислав, в вашей команде одни девчонки. Вы можете согласиться с афоризмом: «Женский ум лучше всяких дум»?

Владислав: Да, я думаю, что и вы все согласитесь, когда посмотрите наш проект «Как стать сильной!» Ведущая: Девчонки, что все это значит? Зачем красивой девушке быть сильной?

^ Ответ команды: Во время съемок и переездов приходится передвигать различные тяжести

Ведущая: Разве эту работу выполняет не Владик?

Ответ команды: Да, но мы решили ему помочь и выяснить, под каким углом к горизонту нужно приложить нашу маленькую силу, чтобы сдвинуть шкаф.

Ведущая: А при чем здесь угол? Насколько мне известно, мешает сдвинуть шкаф сила трения покоя или вы с этим не согласны

Команда: Да, но сила трения пропорциональна силе реакции опоры, поэтому рассмотрим все силы, действующие на шкаф.

Презентация_6_Как_стать_сильной

Команда: Если коэффициент трения равен нулю, тогда угол равен нулю и силу нужно прикладывать горизонтально.

Ведущая: Как же этого добиться?

Команда: Разлить масло, ведь не зря в народе говорят: «Пойдет все как по маслу».

Ведущая: Вы думаете, за это ваши одноклассники и Ирина Владимировна скажут спасибо?

Команда: А мы и не собирались так делать. Коэффициент трения в коридоре 0,33 , тогда силу нужно прикладывать под углом 200

Ведущая: Слово эксперту

Доктор физмат наук: Как подтверждается это на практике?

Команда: Мы решили помочь Валентине Павловне и передвинули шкаф в коридоре.

Ведущая: А вот теперь настоящий скандал! Внимание на экран. Кто же на самом деле сдвинул шкаф? Посмотрите это ученики даже не нашей школы! Слово юристу.

Юрист: Я не вижу в этом слайде криминала, поскольку эти парни посещают межшкольный факультатив по подготовке к ЗНО. Они не могли допустить, чтобы такие красивые девчонки передвигали тяжести. Но шкаф сдвинут, следовательно, теоретическое исследование доказано.

Ведущая: Вы понимаете, что наш канал коммерческий. Время нашего эфира выкупила корпорация 10 класса. На нашем канале реклама. Не переключайтесь!

Реклама (Команда АТВ):

1 ученик: Девчонки, вы хотите стать успешными?

1 ученик: Богатыми?

1 ученик: Знаменитыми?

Все: Да

2 Ученица: Что же для этого нужно сделать?

3 ученица: Пойти на шоу Х-фактор?

4 ученица: Стать участницей проекта « Танцюють всі»?

5 ученица: Выиграть в программе «Куб» 250 тыс. гривен?

6 ученица: Выйти замуж за Холостяка?

1 ученик: Девчонки, я знаю вас с первого класса! Вы достойны большего! Вы должны быстро реагировать на изменение ситуации , а в этом вам поможет наш «Теометр-прибор, позволяющий определить время реакции.

2 Ученица: А кто производитель?

3 ученица: Компания faberlic?

4 ученица: Samsung?

5 ученица:Ferrari?

1 ученик: Девчонки, нужно поддерживать отечественного производителя. Прибор сконструирован и апробирован учениками 10-го класса. А вот и их представители.

1 ученик: Алексей, как работает ваш прибор?

Алексей (ученик 10-А класса): Прибор представляет собой ученическую линейку, на задней стороне которой нанесена шкала. Линейку нужно выпустить из рук и поймать. Она совершает свободное падение. Зная перемещение линейки из формулы h= gt2/2 , найдем время реакции. Это время отмечено на шкале.

( Ученик демонстрирует действие прибора)

Алексей: Если прибор вас заинтересовал, то обратитесь к нашему финансовому директору.

1 ученик: Девчонки, не бойтесь, в тестировании прибора принимала участие наш директор. А вы знаете, какое у нее время реакции

^ Все: НЕТ!

1 ученик: Оно стремится к нулю.

Все: ОГО!

1 ученик: А вы помните, кто она по образованию?

Все: Математик!

1 ученик: Так вот: изучайте математику, и вы станете успешными!

Все: (песня на мотив «Убегает лето»)

По ночному городу, по ночным проспектам

Мы уйдем из школы, мы уйдем из детства

Станем знаменитыми, все мы выйдем в люди

Только нашу школу мы не позабудем!
Ведущая: Итак, мы снова в эфире. Встречайте команду «На порядок выше»

Ведущая: странное название.

Ученица №1: производная первого порядка скорость.

Ведущая: а на порядок выше?

Ученица№2: производная второго порядка ускорение. Наконец вы решили отдохнуть с комфортом.

Ученица №1: к месту отдыха решили добраться максимально быстро.

Ученица №2: конечно в любой тур агентство вам предложит полет на самолете.

Ученица №1: но наше агентство «на порядок выше» доставит вас на порядок быстрее.

Ученица №2: максимум комфорта, что может предложить тур агентство – это 5 звезд.

Ученица №1: наш отель на порядок выше.

Ведущая: что же особого в ваших номерах?

Ученица №1: Окна наших отелей имеют такую форму, что при минимальных затратах на материалы для их изготовление, они пропускают наибольшее количество света. (Презентация_7_ На порядок выше)

Ученик№2: задача про окна (презентация_7)

Ведущая: скоро новый год, а какие туры вы можете предложить в канун этого праздника.

Ученица №2: конечно тур на северный полюс к деду морозу.

Ученица №1: или в Лапландию.

Ведущая: но там же нет отелей!

Ученица №2: а мы построим.

Юрист: это же заповедная зона, там строить запрещено, и даже временные сооружения не должны нарушать покой малочисленных народов севера.

Ученица №3: задача о конусах (Презентация_7)

^ Ведущая: там же есть дикие звери, как же вы будете защищать своих клиентов?

Ученица №4: задача (Презентация_7)

Ведущая: вы сегодня рекламировали своё агентство детскому учреждению, какие же вы подарки приготовили для них??

Ученик №2: мы представляем вам сумку, но не совсем обычную. Мы спроектировали ее так, что при заданном параметре ее объем будет наибольшим, и поэтому в нее можно будет поместить: и спортивную форму, и сменную обувь. Вот на этой этикетке вы можете познакомиться с нашими расчетами, материалом, из которого она изготовлена и, конечно же, с производителем!

Ведущая: давайте посмотрим, как это все происходило на самом деле. (Просмотр фильма)
Ученица из команды «ОМОН» показывает на доске решение задачи для семиклассников Ведущая: Но вот очередь дошла и до нашей прессы. Приветствуем команду «Контур»

(Презентация_8_Журналисты!)

Ведущая: Погоня за сенсациями стала целью вашей жизни. Каким же расследованием занимались вы?

Ученица №1: Наш проект называется: «Доверяй, но проверяй!»

Ведущая: Ну и что же вы решили проверить

Ученик№1: Вот предмет нашего исследования.

Ведущая: Пружина? Зачем ее исследовать?

Ученик№2: Ну, начнем с того, что она закрывает за тобой дверь, благодаря пружине работают механические часы, они стоят на рессорах всех движущихся средств, с ее помощью можно определить массу космонавта в космосе!

Ведущая: Но это я помню. Мы делали практическую работу в прошлом году.

Ученик№3: Вот в этом то и дело! Мы измеряли период, и из формулы периода колебаний тела на пружине находили массу.

Ведущая: Ну а что же здесь проверять?

Ученик№2: Дело в том, что эта формула получена для горизонтально расположенной пружины.

Ведущая: Да, а у нас пружина располагалась вертикально. И на груз кроме силы упругости действовала сила тяжести! Тогда формула неправильная! Это скандал! Учительница об этом умолчала!

Ученик№1:Мы решили провести самостоятельное расследование. И вот тут мы столько накопали. Нам есть о чем рассказать. (Презентация_8)

Ведущая: Ну, вы даете! На этом ваша работа закончилась?

Ученица: Нет, мы продолжили расследование. Мы нашли задачи, для решения которых нужна производная в других разделах физики.

• В термодинамике - использование производной позволяет решать задачи на нахождение экстремальных значений параметров в циклах идеального газа.

• Электромагнитная индукция: производная от магнитного потока позволяет определить ЭДС индукции.

• Постоянный ток позволяет определить величину внешнего сопротивления в цепи постоянного тока, при которой полезная мощность принимает максимальное значение.

• Цепи переменного тока: производная позволяет установить разность фаз между колебаниями заряда на обкладках конденсатора и силы тока в цепи с емкостным сопротивлением.

• Электромагнитные колебания: метод производной позволяет вывести дифференциальное уравнение второго порядка и получить формулу Томсона.

• Геометрическая оптика: используя принцип Ферма можно вывести закон преломления света

Как результат получился «Сборник задач», в котором эти задачи решены.

Ведущая: А вот тут- то возникает скандал! Внимание на экран. На этих фотографиях мы видим, что работой над сборником занимается ни одна команда, а весь класс!

( Презентация_8). Слово юристу.

Юрист: На фотографиях мы видим, что ученики 11-А класса решают задачи, которые раскопали наши журналисты. В этом нет состава преступления, потому что благодаря этому проекту мы узнали очень много и научились решать задачи, которые были нам непонятны.

Ведущая: Безусловно, благодаря этому проекту каждый из нас открыл для себя, что то новое, поэтому мы хотим сказать спасибо авторам проекта: нашим учителям физики и математики.
Песня (на мотив Belle)

Рай обещают математики занятия,

Дайте мне задачу, чтоб могла молчать я.

Да, уроков ваших я не буду пропускать.

Безумства прежние мешало мне понять.

Распад нейтрона, как он нам необходим,

А замыкания мы теперь предотвратим.

Жаль, что смысл физики я поздно поняла,

Наукой этой я теперь покорена.

И после школы нам не обрести покой.

Спасибо Вам, что стала физика родной.

Свет озарил мою больную душу,

Нет, я законов Ома не нарушу.

Груз, сорвался он и покатился камнем вниз,

Без Вас не знаем, как его остановить.

Святая Дева нам не в силах здесь помочь,

Ваших познаний даже ей не превозмочь.

Да, в других уроках мы не очень-то сильны,

Зато мы физике останемся верны.

И после школы нам не обрести покой.

Мы очень любим Вас, учитель дорогой!
Учитель 1: (Презентация_Окончание) Обсуждая успехи своего ученика, учитель математики так отозвался о нем: “Он очень мало знает, но у него положительная производная”. Учитель хотел сказать, что скорость приращения знаний у ученика положительная, а это есть залог того, что знания возрастут.

Кривые роста знаний.

Да, повесть о детстве подходит к развязке,

Дописаны главы, досмотрены сны.

Уже не надеясь на чьи-то подсказки,

Вы сами решать все задачи должны

Не каждая тропка окажется гладкой,

Не все испытания будут легки,

И жизнь перед вами лежит как тетрадка,

В которой пока еще нет ни строки...

Учитель 2:

Ребята, посмотрите на пламя свечи. Я хочу пожелать вам, что бы этот огонь горел в сердце каждого из вас. Пусть он вас согревает, вдохновляет и освещает дорогу в ваше будущее.

Ведущая: Тут мне подсказывают наши режиссеры, что время нашего ток-шоу подходит к концу. К сожалению, к концу подходит и время учебы в любимой школе №25. А что же будет дальше?
Песня (музика из песни С. Никитина «Разговор у новогодней елки»)
Старый учебник к тебе обращусь я не раз

Ты мне расскажешь про тренье и про ускоренье

В тебя заглянув рассчитаю я солнца затменье

Так будет в жизни моей не единственный раз

-я буду врачом

-я мечтаю филологом быть.

-Я буду шить сарафаны и платья из ситца.

-Вы полагаете с физматом надо проститься??
(поют все)

Мы полагаем с науками надо дружить

Будим дружить, ибо кем бы мы в жизни не стал

Пальцы в розетку совать мы не станем

Звезды на небе считать никогда не устанем

Мы полагаем, что с ними нам надо дружить!
Учитель: Для установления рейтинга нашего проекта напишите о своих впечатлениях от этой программы.

Урок по математики и физике iconУрок математики в 1 классе Тема «Обобщение и закрепление знаний по теме «Нумерация чисел 1-10»
...

Урок по математики и физике iconУрок математики в школе
«Современный урок математики в школе» проблема, над которой я работаю. Эта тема актуальна. Потому что учитель должен все время совершенствовать...

Урок по математики и физике iconУрок физики и математики по теме
Хорошо, если учитель математики будет принимать активное участие в обсуждении решения физических задач (в том числе и при численных...

Урок по математики и физике iconУроках математики
Например, урок математики. Решение задач позволяет изучение математики связать с жизнью, с окружающей действительностью, дает возможность...

Урок по математики и физике iconУрок математики, основ информатики и природоведения «Путешествие...
Интегрированный урок математики, основ информатики и природоведения «Путешествие в космос»

Урок по математики и физике icon«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
В роботі подається сценарій позакласного заходу з математики для учнів 5-6 класів загальноосвітніх навчальних закладів, який пропонується...