Скачать 149.27 Kb.
|
Краматорская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 25 с профильным обучением Тема : «Производная в физике» Разработка внеклассного мероприятия бинарный урок по математики и физике. С применением информационных компьютерных технологий Учителей высшей категории Головановой Е.И., Киляновской И.В. г. Краматорск 2012 Разработка представляет собой интегрированный урок (или внеклассное мероприятие) по физике и алгебре и началам анализа «Производная в физике». Урок проводился в 11 классе учителями физики и математики. Продолжительность урока 45 минут. Это урок систематизации знаний, на котором расширяются и углубляются знания учащихся, полученные на предыдущих уроках. Защита мини проектов. ^ (бинарное внеклассное мероприятие по физике и математике) Учителя: Голованова Елена Ивановна, учитель физики высшей категории; Киляновская Ирина Владимировна, учитель математики высшей категории. ^ Цели: Учебные:
Воспитательные:
Развивающие:
Тип занятия: -по основной дидактической цели: совершенствование знаний, умений, навыков; и частично, контроля знаний. -по способу проведения: интегрированное занятие. Оборудование: экран, проектор, творческие работы учащихся (презентации, буклет, сумка, сшитая по проекту ребят), бейджики, буклет. За 2 недели до мероприятия класс разделен на 4 группы и назначены консультанты, а также выделена группа экспертов. В группу вошли учащиеся с разными учебными возможностями. Каждая группа получила задание приготовить презентацию «Применение производной для решения задач практического содержания». I группа - проект «Как попасть в цель?» II группа - проект «Как стать сильной!» ^ – проект «Максимум удовольствия, оптимизация затрат». IV группа – проект «Доверяй, но проверяй!» На подготовительном периоде и в ходе урока консультанты руководят работой группы: распределяют обязанности между учениками, организуют консультации с учителями предметниками. К началу урока столы в классе расставлены так, чтобы учащиеся могли работать по группам. ^ Учащиеся занимают свои места в исследовательских группах. Рассаживаются эксперты: юрист, «доктор исторических наук», «доктор физических и математических наук», у каждого бейджик. I. Вступительное слово учителя. Презентация «Начало» Добрый день, дорогие друзья! Наше сегодняшнее заседание физико-математического общества будет последним для учеников 11-го класса, и это будет последнее занятие межшкольного факультатива в этом семестре, которое пройдет в нестандартной форме. Дорогие ребята, пройдет совсем немного времени, и вы проститесь со школой. В жизни вас ждут многие серьёзные испытания. Одно из них – ЗНО и поступление в ВУЗ. Поэтому сегодня мы предлагаем каждому из вас попробовать себя в своей будущей профессии и принять участие в реалити-шоу «Скандалы. Интриги. Расследования». Встречайте ведущую. II. Слова ведущей. Здравствуйте, дорогие друзья! Я - Голованова Алина, ведущая реалити- шоу «Скандалы. Интриги. Расследования», рада приветствовать у себя в гостях команду «ОМОН», команду «АТВ», журнал «Контур», туристическое агентство «На порядок выше». Также у меня в гостях будущий доктор исторических наук Храменко Сергей, будущий доктор физмат наук Клименко Антон и юрист нашей программы Бескишкий Сергей. Ребята, у вас такие разные профессии, но расследования показали, что в каждой из команд есть физик, математик, программист и инженер. Вы все подали заявки для участия в нашем проекте, но по правилам нашей программы, чтобы стать участником шоу, вы должны ответить на ряд вопросов. Сегодня вам будут задавать вопросы ученики 8-А класса. Они недавно начали изучать физику, но у них есть успехи. Это победы на городской олимпиаде по физике и областной олимпиаде по математике. Тем не менее, многого ребята еще не знают и хотят выяснить это у вас. Итак, встречайте ребят! III. Вопросы командам.
VI.Теоретические сведения Ведущая: Сенсация! Все команды, подавшие заявки, прошли кастинг! Я вас поздравляю, вы участники реалити-шоу « Производная в физике». Когда же было введено понятие производная, а самое главное, зачем? На этот вопрос нам ответит будущий доктор исторических наук Храменко Сергей. Здравствуйте, Сергей. Я слышала, что производная-это французское слово, вот интрига, какое же отношение имеет к нему англичанин Ньютон и немец Лейбниц? Выступление Храменко С. (Презентация_1_История производной) Ведущая: Тогда возникает вопрос: «Что же такое, производная? Расследованием займется будущий доктор физмат наук Клименко Антон. Выступление Клименко А. (Презентация_2_Производная , 1 часть) Ведущая: И вот новая интрига! Какое же отношение физика имеет к производной? Продолжение выступления Клименко А. (Презентация_2_Производная , 2 часть) Ведущая: Но это же скандал! Получается, темы изучены, и многие задачи прошли мимо на, а те которые мы решали, возможно, имеют другое решение! Что об этом думают участники нашего шоу. Давайте послушаем их проекты. V. Защита проектов. Представление команды ОМОН. (Презентация_3_ОМОН) Ведущая: Ваш проект называется «Как попасть в цель?» Почему вы выбрали такую тему проекта? ^ Вы знаете, что наша работа связана со стрельбой, бросанием гранат, а в свободное время мы любим играть в футбол, волейбол, теннис. Поэтому для нас важно всегда попадать в цель. Всем известно, что движение пули, гранаты, снаряда, мяча происходит в поле тяготения земли. Ведущая: Извините, но это все мы учили в 10 классе Команда: Да, это так, но мы решили произвести расчеты с использованием производной и установить от чего зависит дальность бросания. Решили начать с самого начала. Презентация_4_Как_попасть_в_цель. Ведущая: Наша съемочная провела расследование и выяснила, что эксперимент проводили ученики 7-А класса. Что по этому поводу скажет наш юрист? ^ Поскольку это ученики нашей школы, то они имеют право участвовать в проекте, и я не вижу в этом состава преступления. Ведущая: У нас в гостях виновники скандала - ученики 7-А класса, победители городской олимпиады по физике и математике. Ребята, как вы попали в проект? ^ Мы тоже любим играть в теннис. Во время игры мы познакомились с ребятами 11-го класса и решили оказать им помощь. Но во время проведения эксперимента у нас возник вопрос. Дело в том, что на зимних каникулах мы собираемся кататься на лыжах и нас заинтересовали прыжки с трамплина. Сможете ли вы рассчитать высоту трамплина, при которой лыжник пролетит наибольшее расстояние по горизонтали? Ведущая: Что же может сказать по теме нашего реалити-шоу команда АТВ? Представление команды (Презентация_5_Команда_ А Т V) Ведущая: Владислав, в вашей команде одни девчонки. Вы можете согласиться с афоризмом: «Женский ум лучше всяких дум»? Владислав: Да, я думаю, что и вы все согласитесь, когда посмотрите наш проект «Как стать сильной!» Ведущая: Девчонки, что все это значит? Зачем красивой девушке быть сильной? ^ Во время съемок и переездов приходится передвигать различные тяжести Ведущая: Разве эту работу выполняет не Владик? Ответ команды: Да, но мы решили ему помочь и выяснить, под каким углом к горизонту нужно приложить нашу маленькую силу, чтобы сдвинуть шкаф. Ведущая: А при чем здесь угол? Насколько мне известно, мешает сдвинуть шкаф сила трения покоя или вы с этим не согласны Команда: Да, но сила трения пропорциональна силе реакции опоры, поэтому рассмотрим все силы, действующие на шкаф. Презентация_6_Как_стать_сильной Команда: Если коэффициент трения равен нулю, тогда угол равен нулю и силу нужно прикладывать горизонтально. Ведущая: Как же этого добиться? Команда: Разлить масло, ведь не зря в народе говорят: «Пойдет все как по маслу». Ведущая: Вы думаете, за это ваши одноклассники и Ирина Владимировна скажут спасибо? Команда: А мы и не собирались так делать. Коэффициент трения в коридоре 0,33 , тогда силу нужно прикладывать под углом 200 Ведущая: Слово эксперту Доктор физмат наук: Как подтверждается это на практике? Команда: Мы решили помочь Валентине Павловне и передвинули шкаф в коридоре. Ведущая: А вот теперь настоящий скандал! Внимание на экран. Кто же на самом деле сдвинул шкаф? Посмотрите это ученики даже не нашей школы! Слово юристу. Юрист: Я не вижу в этом слайде криминала, поскольку эти парни посещают межшкольный факультатив по подготовке к ЗНО. Они не могли допустить, чтобы такие красивые девчонки передвигали тяжести. Но шкаф сдвинут, следовательно, теоретическое исследование доказано. Ведущая: Вы понимаете, что наш канал коммерческий. Время нашего эфира выкупила корпорация 10 класса. На нашем канале реклама. Не переключайтесь! Реклама (Команда АТВ): 1 ученик: Девчонки, вы хотите стать успешными? Все: Да 1 ученик: Богатыми? Все: Да 1 ученик: Знаменитыми? Все: Да 2 Ученица: Что же для этого нужно сделать? 3 ученица: Пойти на шоу Х-фактор? 4 ученица: Стать участницей проекта « Танцюють всі»? 5 ученица: Выиграть в программе «Куб» 250 тыс. гривен? 6 ученица: Выйти замуж за Холостяка? 1 ученик: Девчонки, я знаю вас с первого класса! Вы достойны большего! Вы должны быстро реагировать на изменение ситуации , а в этом вам поможет наш «Теометр-прибор, позволяющий определить время реакции. 2 Ученица: А кто производитель? 3 ученица: Компания faberlic? 4 ученица: Samsung? 5 ученица:Ferrari? 1 ученик: Девчонки, нужно поддерживать отечественного производителя. Прибор сконструирован и апробирован учениками 10-го класса. А вот и их представители. 1 ученик: Алексей, как работает ваш прибор? Алексей (ученик 10-А класса): Прибор представляет собой ученическую линейку, на задней стороне которой нанесена шкала. Линейку нужно выпустить из рук и поймать. Она совершает свободное падение. Зная перемещение линейки из формулы h= gt2/2 , найдем время реакции. Это время отмечено на шкале. ( Ученик демонстрирует действие прибора) Алексей: Если прибор вас заинтересовал, то обратитесь к нашему финансовому директору. 1 ученик: Девчонки, не бойтесь, в тестировании прибора принимала участие наш директор. А вы знаете, какое у нее время реакции ^ НЕТ! 1 ученик: Оно стремится к нулю. Все: ОГО! 1 ученик: А вы помните, кто она по образованию? Все: Математик! 1 ученик: Так вот: изучайте математику, и вы станете успешными! Все: (песня на мотив «Убегает лето») По ночному городу, по ночным проспектам Мы уйдем из школы, мы уйдем из детства Станем знаменитыми, все мы выйдем в люди Только нашу школу мы не позабудем! Ведущая: Итак, мы снова в эфире. Встречайте команду «На порядок выше» Ведущая: странное название. Ученица №1: производная первого порядка скорость. Ведущая: а на порядок выше? Ученица№2: производная второго порядка ускорение. Наконец вы решили отдохнуть с комфортом. Ученица №1: к месту отдыха решили добраться максимально быстро. Ученица №2: конечно в любой тур агентство вам предложит полет на самолете. Ученица №1: но наше агентство «на порядок выше» доставит вас на порядок быстрее. Ученица №2: максимум комфорта, что может предложить тур агентство – это 5 звезд. Ученица №1: наш отель на порядок выше. Ведущая: что же особого в ваших номерах? Ученица №1: Окна наших отелей имеют такую форму, что при минимальных затратах на материалы для их изготовление, они пропускают наибольшее количество света. (Презентация_7_ На порядок выше) Ученик№2: задача про окна (презентация_7) Ведущая: скоро новый год, а какие туры вы можете предложить в канун этого праздника. Ученица №2: конечно тур на северный полюс к деду морозу. Ученица №1: или в Лапландию. Ведущая: но там же нет отелей! Ученица №2: а мы построим. Юрист: это же заповедная зона, там строить запрещено, и даже временные сооружения не должны нарушать покой малочисленных народов севера. Ученица №3: задача о конусах (Презентация_7) ^ : там же есть дикие звери, как же вы будете защищать своих клиентов? Ученица №4: задача (Презентация_7) Ведущая: вы сегодня рекламировали своё агентство детскому учреждению, какие же вы подарки приготовили для них?? Ученик №2: мы представляем вам сумку, но не совсем обычную. Мы спроектировали ее так, что при заданном параметре ее объем будет наибольшим, и поэтому в нее можно будет поместить: и спортивную форму, и сменную обувь. Вот на этой этикетке вы можете познакомиться с нашими расчетами, материалом, из которого она изготовлена и, конечно же, с производителем! Ведущая: давайте посмотрим, как это все происходило на самом деле. (Просмотр фильма) Ученица из команды «ОМОН» показывает на доске решение задачи для семиклассников Ведущая: Но вот очередь дошла и до нашей прессы. Приветствуем команду «Контур» (Презентация_8_Журналисты!) Ведущая: Погоня за сенсациями стала целью вашей жизни. Каким же расследованием занимались вы? Ученица №1: Наш проект называется: «Доверяй, но проверяй!» Ведущая: Ну и что же вы решили проверить Ученик№1: Вот предмет нашего исследования. Ведущая: Пружина? Зачем ее исследовать? Ученик№2: Ну, начнем с того, что она закрывает за тобой дверь, благодаря пружине работают механические часы, они стоят на рессорах всех движущихся средств, с ее помощью можно определить массу космонавта в космосе! Ведущая: Но это я помню. Мы делали практическую работу в прошлом году. Ученик№3: Вот в этом то и дело! Мы измеряли период, и из формулы периода колебаний тела на пружине находили массу. Ведущая: Ну а что же здесь проверять? Ученик№2: Дело в том, что эта формула получена для горизонтально расположенной пружины. Ведущая: Да, а у нас пружина располагалась вертикально. И на груз кроме силы упругости действовала сила тяжести! Тогда формула неправильная! Это скандал! Учительница об этом умолчала! Ученик№1:Мы решили провести самостоятельное расследование. И вот тут мы столько накопали. Нам есть о чем рассказать. (Презентация_8) Ведущая: Ну, вы даете! На этом ваша работа закончилась? Ученица: Нет, мы продолжили расследование. Мы нашли задачи, для решения которых нужна производная в других разделах физики.
Как результат получился «Сборник задач», в котором эти задачи решены. Ведущая: А вот тут- то возникает скандал! Внимание на экран. На этих фотографиях мы видим, что работой над сборником занимается ни одна команда, а весь класс! ( Презентация_8). Слово юристу. Юрист: На фотографиях мы видим, что ученики 11-А класса решают задачи, которые раскопали наши журналисты. В этом нет состава преступления, потому что благодаря этому проекту мы узнали очень много и научились решать задачи, которые были нам непонятны. Ведущая: Безусловно, благодаря этому проекту каждый из нас открыл для себя, что то новое, поэтому мы хотим сказать спасибо авторам проекта: нашим учителям физики и математики. Песня (на мотив Belle) Рай обещают математики занятия, Дайте мне задачу, чтоб могла молчать я. Да, уроков ваших я не буду пропускать. Безумства прежние мешало мне понять. Распад нейтрона, как он нам необходим, А замыкания мы теперь предотвратим. Жаль, что смысл физики я поздно поняла, Наукой этой я теперь покорена. И после школы нам не обрести покой. Спасибо Вам, что стала физика родной. Свет озарил мою больную душу, Нет, я законов Ома не нарушу. Груз, сорвался он и покатился камнем вниз, Без Вас не знаем, как его остановить. Святая Дева нам не в силах здесь помочь, Ваших познаний даже ей не превозмочь. Да, в других уроках мы не очень-то сильны, Зато мы физике останемся верны. И после школы нам не обрести покой. Мы очень любим Вас, учитель дорогой! Учитель 1: (Презентация_Окончание) Обсуждая успехи своего ученика, учитель математики так отозвался о нем: “Он очень мало знает, но у него положительная производная”. Учитель хотел сказать, что скорость приращения знаний у ученика положительная, а это есть залог того, что знания возрастут. Кривые роста знаний. Да, повесть о детстве подходит к развязке, Дописаны главы, досмотрены сны. Уже не надеясь на чьи-то подсказки, Вы сами решать все задачи должны Не каждая тропка окажется гладкой, Не все испытания будут легки, И жизнь перед вами лежит как тетрадка, В которой пока еще нет ни строки... Учитель 2: Ребята, посмотрите на пламя свечи. Я хочу пожелать вам, что бы этот огонь горел в сердце каждого из вас. Пусть он вас согревает, вдохновляет и освещает дорогу в ваше будущее. Ведущая: Тут мне подсказывают наши режиссеры, что время нашего ток-шоу подходит к концу. К сожалению, к концу подходит и время учебы в любимой школе №25. А что же будет дальше? Песня (музика из песни С. Никитина «Разговор у новогодней елки») Старый учебник к тебе обращусь я не раз Ты мне расскажешь про тренье и про ускоренье В тебя заглянув рассчитаю я солнца затменье Так будет в жизни моей не единственный раз -я буду врачом -я мечтаю филологом быть. -Я буду шить сарафаны и платья из ситца. -Вы полагаете с физматом надо проститься?? (поют все) Мы полагаем с науками надо дружить Будим дружить, ибо кем бы мы в жизни не стал Пальцы в розетку совать мы не станем Звезды на небе считать никогда не устанем Мы полагаем, что с ними нам надо дружить! Учитель: Для установления рейтинга нашего проекта напишите о своих впечатлениях от этой программы. |
![]() | ... | ![]() | «Современный урок математики в школе» проблема, над которой я работаю. Эта тема актуальна. Потому что учитель должен все время совершенствовать... |
![]() | Хорошо, если учитель математики будет принимать активное участие в обсуждении решения физических задач (в том числе и при численных... | ![]() | Например, урок математики. Решение задач позволяет изучение математики связать с жизнью, с окружающей действительностью, дает возможность... |
![]() | Интегрированный урок математики, основ информатики и природоведения «Путешествие в космос» | ![]() | В роботі подається сценарій позакласного заходу з математики для учнів 5-6 класів загальноосвітніх навчальних закладів, який пропонується... |
![]() | Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы соединяем урок математики с основами потребительских знаний, потому что каждый человек... | ![]() | Повторить свойства линейной и квадратичной функций, сформировать у учащихся умение применять математический аппарат к решению графических... |
![]() | Представленный урок экскурсия по математике в 1 классе одно из таких методических средств | ![]() | Сегодня, ребята, у нас будет необычный урок математики. Мы все отправимся в волшебный мир сказки. Если вы отгадаете загадку, то узнаете... |