Скачать 48.64 Kb.
|
Электроэнергия на выбор Законопроект: украинские потребители смогут свободно выбирать поставщика электроэнергии Законопроект о либерализации рынка электроэнергии обсудили эксперты и представители власти в Киеве на круглом столе "Украина на пути к европейским правилам работы рынка электроэнергии", организованном ЦОИ "Энергобизнес" при поддержке Комитета ВР Украины по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности. Реформа украинского рынка электрической энергии позволит населению свободно выбирать поставщика электроэнергии с января 2016 г., а промышленным предприятиям — уже в текущем году. Это предусмотрено проектом закона "Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины" №10571, который планируется рассмотреть в ближайшее время на заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности. Принятие данного законопроекта станет важным шагом Украины к либерализации энергетического рынка, как это произошло в странах Европы 12-15 лет назад. ^ "Украинцы смогут покупать электроэнергию у компаний с более низкими ценами и лучшими условиями обслуживания — так же, как сегодня это делают при выборе поставщика услуг Интернета или мобильной связи. При этом все потребители электроэнергии станут более защищенными перед энергокомпаниями. Кроме того, любое домохозяйство с помощью солнечных панелей на крышах и ветрогенераторов на земельных участках сможет производить и продавать избыточную электроэнергию, как это сейчас происходит в Нидерландах, Германии, Бельгии, Франции, Испании и других европейских странах. Благодаря повышению конкуренции на энергорынке государству удастся предотвратить монополизм на рынке электроэнергии. Для малых предприятий откроются новые ниши бизнеса по предоставлению услуг по энерготрейдингу, энергоэффективности и энергосбережению", — отметил директор Центра обработки информации в области ТЭК "Энергобизнес" Алексей Чернявский. ^ Промышленные предприятия смогут закупать э/э у энергогенерирующих компаний по прямым договорам без посредников. В случае принятия законопроекта отечественные заводы смогут договариваться с электростанциями о наиболее оптимальных тарифах и графиках потребления э/э. Предприятия уже не будут переплачивать за э/э для дотирования населения и учреждений бюджетной сферы, ухудшая собственную экономику и конкурентоспособность. Эти функции возложены на Фонд распределения стоимостного дисбаланса, который будет перераспределять избыточные доходы производителей э/э. Таким образом, в новой модели энергорынка сохранен механизм специальных тарифов для наименее обеспеченных потребителей. ^ Энергетические предприятия начнут конкурировать на рынке. Это стимулирует их к оптимизации затрат, чтобы предложить более выгодные цены и найти покупателя э/э. Энергокомпании будут зарабатывать на модернизацию и строительство новых энергетических мощностей. Благодаря этому удастся удовлетворить растущий спрос на э/э и усилить энергетическую безопасность государства. "Благодаря либерализации создаются необходимые условия для привлечения инвестиций и появления новых игроков на рынке электроэнергии", — считает А.Чернявский. ^ Реформа энергорынка докажет способность украинских властей выполнять свои международные обязательства в рамках европейской интеграции. Ведь Украина обязалась внедрить рыночные правила торговли электрической энергией при вступлении в Энергетическое сообщество, участником которого она является с февраля 2011 г. "Страна ставит очень амбициозные цели при реформе энергорынка. За три года мы должны пройти путь, на который другим государствам потребовалось десятилетие. Так, Эстония начала реформу в 2004 г., а население сможет выбирать поставщика электроэнергии лишь с января 2013-го. В Нидерландах либерализация рынка произошла 12 лет назад — сегодня это одна из самых энергоэффективных стран. В Германии либерализация началась в 1998 г., что в течение пяти лет привело к снижению энерготарифов на 30%, а сейчас эта страна является лидером по развитию альтернативных источников электроэнергии. Но на украинском энергорынке накопилась настолько критическая масса проблем — от износа основных фондов до перекрестного субсидирования, — что медлить с реформой уже просто не имеем права", — заявил А.Чернявский. СПРАВКА Проект Закона "Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины" № 10571 зарегистрирован в Верховной Раде 6 июня 2012 г. Основной целью Закона является либерализация оптового рынка электроэнергии и создание эффективной конкурентной среды на энергорынке. При этом учтены требования законодательства ЕС, в частности, Директивы №2003/54/ЕС об общих правилах функционирования внутреннего рынка электроэнергии. Рынок электрической энергии будет функционировать на основе свободного выбора потребителем энергопоставщика; равенства прав на продажу и покупку электрической энергии; равной возможности доступа к магистральным, межгосударственным и местным электрическим сетям. Предусмотрено внедрение конкурентных рынков двусторонних договоров, "на сутки вперед", вспомогательных услуг, балансирующего и розничного рынков электрической энергии. Гарантируется полное и своевременное финансирование расчетов за э/э по льготам и субсидиям определенным категориям населения для оплаты потребленной э/э и за э/э, потребленную бюджетными учреждениями и организациями, а также казенными и угледобывающими предприятиями. Положениями проекта Закона устанавливаются гарантии независимости энергоснабжающих предприятий путем юридического отделения функций распределения и поставки электроэнергии. Необходимость реформирования действующего в Украине оптового рынка электрической энергии впервые была задекларирована постановлением Кабинета Министров Украины от 16 ноября 2002 г. №1789 "Об одобрении Концепции функционирования и развития оптового рынка электрической энергии Украины". Предполагается, что новая модель энергорынка позволит энергетическим компаниям аккумулировать средства для проведения модернизации и нового строительства. На сегодня 84% блоков тепловых электростанций превысили границу физического износа в 200 тыс. часов наработки и требуют модернизации или замены. Более 70% атомных блоков будут нуждаться в продлении срока эксплуатации в ближайшие 10 лет. В ближайшие три года необходимо принимать решение о закрытии или продлении срока эксплуатации в связи с исчерпанием ресурса четырех из 15 энергоблоков АЭС. Баланс мощности энергосистемы Украины характеризуется дефицитом как маневренных, так и регулирующих мощностей. 35% воздушных линий электропередачи напряжением 220-330 кВ эксплуатируются более 40 лет, 55% основного оборудования трансформаторных подстанций выработали свой расчетный технический ресурс. 31% распределительных электрических сетей и 32% трансформаторных подстанций требуют реконструкции или замены. Без реализации программ модернизации имеющихся и строительства новых мощностей дефицит пиковой мощности будет наблюдаться уже в 2017-2020 гг. Потребность в инвестициях в модернизацию и строительство генерирующих мощностей и объектов электросетей на период 2011-2030 гг. по базовому сценарию развития спроса на электроэнергию превышает 1 трлн грн. |
![]() | Национальной комиссии регулирования электроэнергетики в интервью «ВД» объяснил, почему украинские потребители, в отличие от европейских,... | ![]() | В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно... |
![]() | Компания умс объявляет озп на выбор поставщика услуг для поддержки нового брендированного wap-портала. В ходе процедуры проводится... | ![]() | Ак «Харьковоблэнерго» с 01. 03. 13 по 28. 03. 13 с 9 до 16 часов будут отключаться потребители согласно графика |
![]() | «законопроект №8711». Мы выражаем свою глубокую озабоченность этой инициативой. По нашему мнению, этот законопроект должен быть отклонен... | ![]() | Во-вторых, потребители, работающие со светодиодами, давно поняли, что их надежность, в особенности в части скорости деградации, часто... |
![]() | Электроэнергия является одной из наиболее существенных составляющих эксплуатационных затрат трамвайных и троллейбусных предприятий.... | ![]() | Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» (относительно особенностей осуществления экспорта объектов государственного... |
![]() | По результатам будет произведен выбор поставщика вывески для дилерского эксклюзивного пункта продаж. 9 | ![]() | По результатам будет произведен выбор поставщика вывески для дилерского эксклюзивного пункта продаж. 9 |