Проблемы международного сотрудничества украины в области устойчивого развития




Скачать 83.32 Kb.
НазваниеПроблемы международного сотрудничества украины в области устойчивого развития
Дата публикации07.03.2013
Размер83.32 Kb.
ТипАнализ
uchebilka.ru > География > Анализ
ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА УКРАИНЫ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Ярош О.Б., кандидат экономических наук

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского,

г. Симферополь
Анализ проблем, посвященных вопросам международного сотрудничества Украины в области устойчивого развития, достаточно актуализированная в последнее время тема. Это связано с тем, что наша страна имеет довольно четкую политическую направленность на европейские ориентиры. Они подразумевают гармонизацию экологической, экономической и общественной жизни в соответствии с «Повесткой дня на 21 век». В настоящее время не существует никаких международных согласованных стандартов для оценивания искомой результативности. Данная методологическая проблема имеет прямое отношение к национальной политике Украины в области «устойчивого развития». Рассмотрим эффективность деятельности нашего государства в этой области.

Формально, Украина является весьма активной страной, поддерживающей идеи «устойчивого развития». Это доказывается тем фактом, что институциональный критерий ООН «Стратегическое улучшение устойчивого развития» для Украины является положительным [1,6]. Да, стратегическое соглашение о сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом есть, оно было ратифицировано ещё в 1998 г. В нашей стране теоретически осуществляется национальная поддержка природоохранных соглашений: Базельской конвенции, Монреальского и Киотского протоколов, Венского договора о защите озонового слоя, международного договора по защите морей и др. Кроме того, в 2004 г были приняты законы о ратификации Киотского протокола и присоединения к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, а также Карпатской конвенции; Стратегии экологического партнерства; «Водной инициативы для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии». В 2003 г были подписаны протоколы: «о стратегической экологической оценке», «о регистрах выбросов и перенесения загрязняющий веществ», «о гражданской ответственности и компенсации за вред, причиненный трансграничным влиянием промышленных аварий на трансграничные воды».

На сегодняшний день существуют ратифицированные Украиной 27 ключевые природоохранные конвенции, в 26-ти из которых она является полноправной стороной, а также 70 многосторонних и двусторонних соглашений в области охраны окружающей среды и ядерной безопасности. Были приняты постановления правительства «Об основных направлениях государственной политики Украины в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности». В некоторых источниках они носят название «Национальный план действий в области охраны окружающей среды». До сих пор именно этот документ является основным в вопросах стратегического планирования мер по защите окружающей среды. Однако реально он не содержит четких качественных или количественных целевых показателей для определения состояния экосистем на региональном и национальном уровне. Эта стратегия никогда не подвергалась сколько-нибудь внятной оценке, поэтому эффективность крайне низка и ее наличие еще не свидетельствует о заметном улучшении самого качества природной среды.

Данная законодательная проблема заключается в том, что не разработан пакет документов по экономическому расчету убытков природоресурсного потенциала, признаваемый нормами международного права. Именно они выдвигают требование согласованности национального и международного законодательств. Все, вновь принимаемые проекты нормативных актов, должны проходить проверку министерства охраны окружающей природной среды на предмет их совместимости с правовыми нормами ЕС. Данная процедура формально проходит под юрисдикцией министерства юстиции, но казус заключается в несогласованной работе вышеупомянутых министерств, выраженных в значительных информационных издержках. Необходимые требования Европейского союза и соответствующие предписания имеются в распоряжении министерства юстиции, но в реальности министерство окружающей среды их не выполняет вследствие отсутствия на это людских и финансовых ресурсов. В результате, не работает система экологических штрафов и платежей, которые ничтожно малы и не представляют реальных рычагов и стимулов для экологизации производства, рационального природопользования. Это, в свою очередь, в корне противоречит принципам и подписанным договоренностям по «устойчивому развитию». Безусловно, адаптация законодательства является одной из важнейших задач. В настоящее время наиболее адаптированным под международные требования являются Законы Украины “Об экологической экспертизе” и “Об атмосферном воздухе”, но это единичные примеры.

Итак, основная проблема, с которой сталкивается наша страна - это то, что нет эффективного исполнения принятых обязательств, а именно четкого согласования национальных программ и законодательных норм страны с международными критериями. В результате получается хаос. Принятие законов не обязательно подразумевает их эффективное выполнение, а отсутствие методологии определения этой результативности показывает полную его несостоятельность. Данная проблема проявляет себя на национальном уровне. В качестве примера можно привести следующий факт. Ратификация Украиной Киотского протокола из-за отсутствия законодательного обеспечения приводит к невозможности продавать неиспользованные квоты на выбросы диоксида углерода и получать от этого прибыль, которая могла бы быть направлена на внедрение чистых технологий.

В целом, можно отметить, что на фоне усиления процессов глобализации государством подписываются различные международные соглашения, принимаются соответствующие законы, но на деле на уровне реализации их - общая ситуации является практически неизменной. Обычный гражданин нашей страны за 20 лет вряд ли ощутил на себе сильное изменение в экологическом законодательстве. Проблемы загрязнения воздуха, воды и почвы никуда не исчезают, а наоборот усиливаются. Остановимся на анализе тех причин, которые порождают данную ситуацию.

Несмотря на значительные шаги в области законодательного регулирования, на деле они мало реализуются из-за следующих проблем:

- отраслевые министерства не заинтересованы в предоставлении объективной информации об экологических нарушениях, совершенных под их юрисдикцией, а система контроля, имеющая доступ к независимой экспертизе, не работает;

- выполнению уже достигнутых договоренностей, препятствуют размытые механизмы контроля и ответственности из-за неопределенности с распределением полномочий между органами исполнительной власти и местного самоуправления.

В настоящее время существует государственная программа [5], поддерживающая реализацию Директивы Европейского парламента 2004/35/ЕС от 21 апреля 2004 г, в которой обозначены рамки экологической ответственности за негативные воздействия на окружающую среду. Тем самым начат процесс формирования формального института - экологической ответственности. В Европейской Директиве четко обозначено, что необходима разработка правильной интерпретации для применения ее положений с учетом региональной специфики в каждой из принимающих ее стран. Данная Директива не нивелирует другие национальные законы, поскольку выдвигает идею защиты окружающей среды как публичного акта, позволяющего негосударственным организациям участвовать в эффективном внедрении ее положений. В украинском варианте эти механизмы прописаны слабо. Ведь страна должна учитывать изменение приоритетов в реализации экономических интересов и их смещение в сторону экологизации. В рамках совершенствования законодательства и нормативно-правовых актов необходимо, чтобы заработали уже принятые соглашения, которые пока являются только декларативными. Среди них, ратифицированная в соответствии с общеевропейской стратегией сохранения биологического и ландшафтного многообразия «Общегосударственная программа формирования национальной экологической сети Украины на 2000-2015 гг», которая, несмотря на принятый в 2004 г Закон «О экологической сети Украины», так и не была реализована.

Современное экологическое законодательство находится в перманентном процессе постоянных изменений. В последние годы принят Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины». Начиная с 2000 г., благодаря «Общегосударственной программе обращения с токсичными отходами», началась работа по созданию соответствующего законодательства, отвечающего Базельской Конвенции и в 2002 г. принят Закон Украины «Про отходы», тем не менее, существенных изменения не произошло. Во многом это объясняется слабыми механизмами контроля по выполнению постановлений.

Сейчас в Украине действуют 173 стандарта, которые соответствуют европейским и международным нормам. В 2004 г. был принят Закон Украины “Об экологическом аудите”, изначально предполагалось, что он положительно повлияет на процесс внедрения и перехода к международной системе стандартизации, в частности стандартов серии ISO14000, но по нему сейчас сертифицировано в Украине только 30 предприятий. В реальности, методическое обеспечение и материально-техническая база систем сбора и обработки данных об окружающей среде и природных ресурсов устарела, поскольку создана больше 25 лет назад и слабо увязана с современными требованиями и международными нормативами, в частности ISO14000. Поэтому, несмотря на законодательное закрепление, данный механизм, также является в основном декларативным. В кругу проблем, которые мы очерчиваем в данной работе, отдельно следует остановиться на вопросе состояния в нашей стране коммуникационно-информационной инфраструктуры. Она является одним из важнейших компонентов «устойчивого развития». Неполнота и недостоверность информации именно может создавать неоднородности в самой институциональной среде природопользования. В Украине данная проблема носит очень масштабный характер. В частности:

  1. В Законе Украины «Об информации»[3], были исключены такие важные сферы информации, как: сведения о состоянии здоровья и безопасности условиях жизни людей и т.д.

  2. Национальные доклады о состоянии окружающей среды в Украине с 2006 и 2007 гг. отсутствуют.

  3. Несмотря на принятые ещё в 2005 г. поправки к ст. 10 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды", Закона Украины "О местном самоуправлении" [2] до сих пор не создана общегосударственная информационно-аналитическая система.

  4. Искаженность информации носит комплексный характер: некоторые нормативные акты Министерства охраны окружающей природной среды Украины, включающие обширные разделы экологической информации, отнесены к конфиденциальным, Среди них:

- информация о регулировании экологических вопросов на трансграничных реках Украины;

- регулирование экологических вопросов, касающихся биологически активных (отравляющих, инфекционных) веществ, генетически измененных организмов, которые могут использоваться как биологическое оружие;

- отдельных выводов государственной экологической экспертизы;

- информация о технических характеристиках гидротехнических сооружений;

- информация по вопросам функционирования Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины.

Указанные приказы Минприроды противоречат Конституции Украины, Орхусской конвенции, законам "Об охране окружающей природной среды" и "Об информации", Гражданскому кодексу Украины [4], которые гарантируют каждому право свободного доступа к экологической информации. Все это привело к тому, что вторым Совещанием Сторон Орхусской конвенции в 2005 г Украина была признано страной, которая не соблюдает конвенцию. Вместе с тем, критические выводы ЕЭК ООН и совещания Сторон относительно Украины не были обнародованы ни в одном официальном средстве массовой информации нашего государства.

В результате Национальный отчет Украины по выполнению Орхусской конвенции в 2007 г был признан ЕЭК ООН как неудовлетворительный и поставлен вопрос о том, что из-за многолетнего невыполнения положений этой конвенции, ставятся под вопрос политические декларации относительно становления правового государства, демократического и европейского выбора Украины.

Варианты выхода из данной ситуации видятся нами в налаживании, как минимум, следующих механизмов:

- обеспечение оперативного учета и комплексного научного анализа показателей состояния окружающей среды с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций;

- возможность свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды широким слоям населения;

- формирование системы беспрерывного информирования профильных комитетов Верховной Рады, органов исполнительной власти и местного самоуправления о состоянии дел в области природопользования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Indicators of Sustainable Development: Guidelines and Methodologies: 3 ed.-New York: United Nation publications, 2007.-93 p.

  2. Закон України "Про місцеве самоврядування в Україні" // Відомості Верховної Ради України.- 1997.- N 24, ст. 170.

  3. Закон України „Про інформацію”.- Відомості Верховної Ради.- 1992.- N 48.- ст.650.

  4. Про внесення змін до Цивільного кодексу України щодо права на інформацію // Відомості Верховної Ради України.- 2006.- N 15.- ст.127.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемы международного сотрудничества украины в области устойчивого развития iconУрок устойчивого развития «Моя счастливая планета»
Земле как общечеловеческом доме, показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

Проблемы международного сотрудничества украины в области устойчивого развития iconРозділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми
Рассмотрены проблемы устойчивого развития, как движителя цивилизационного самотворчества, законы синергетики, как регуляторы социоприродного...

Проблемы международного сотрудничества украины в области устойчивого развития iconИнформационно-аналитическое обеспечение мирового устойчивого развития
Однако с каждой новой резолюцией в области мирового развития в среде общественного мнения растет потребность в оценке устойчивого...

Проблемы международного сотрудничества украины в области устойчивого развития iconРозділ 5 Сталий розвиток та економіка природокористування
В статье рассмотрены основные проблемы формирования стратегии устойчивого развития региона, выявлены причины указанных трудностей...

Проблемы международного сотрудничества украины в области устойчивого развития iconИнститут международного сотрудничества
Впервые за 20 лет существования независимой Украины в начале 2011 года была учреждена государственная премия Украины в области образования...

Проблемы международного сотрудничества украины в области устойчивого развития iconСовременные проблемы техносферы и
Целью конференции является обмен научно-технической информацией, определение перспективных путей создания и развития новой техники...

Проблемы международного сотрудничества украины в области устойчивого развития iconСовременные проблемы техносферы и
Целью семинара является обмен научно-технической информацией, определение перспективных путей создания и развития новой техники и...

Проблемы международного сотрудничества украины в области устойчивого развития iconУчастие представителей пачэс в международных мероприятиях
Балтийской Парламентской Конференции 29-31 августа 2004 г в Бергене (Норвегия). Участники, избранные представители из балтийских...

Проблемы международного сотрудничества украины в области устойчивого развития icon2008 рік стратегический подход к международному научно-техническому...
Эти переговоры представляют стратегическую европейскую сеть международного сотрудничества в области науки и техники (H&T). Они также...

Проблемы международного сотрудничества украины в области устойчивого развития iconРешение проблемы энергообеспеченности области тесно связано с развитием...
Харьковщины и других регионов Украины. Определены проблемы и перспективы развития газовой и газоперерабатывающей промышленности Харьковской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<