Теоретические основы формирования стратегии регионального развития приграничных территорий




Скачать 111.5 Kb.
НазваниеТеоретические основы формирования стратегии регионального развития приграничных территорий
Дата публикации02.07.2013
Размер111.5 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > География > Документы


Розділ 2 Регіональна економіка




УДК 502:338.439
Н.В. Андерсон1
Теоретические основы формирования стратегии регионального развития приграничных территорий
В статье рассматриваются принципы разработки стратегий регионального развития приграничных территорий. Определены факторы, которые сдерживают полноценное использование возможностей трансграничного сотрудничества для решения проблем социально-экономического развития приграничных территорий в Украине.

^ Ключевые слова: формирование стратегии, региональное развитие, приграничные территории, устойчивое развитие.
Принципы стратегии регионального развития приграничных территорий тесно взаимосвязаны с экологией (целостность экосистем, ресурсная способность биосферы, биоразнообразие) и охраной окружающей среды, а также с экономическим и социальным развитием общества. Под трансграничным регионом следует понимать определенную территорию, которая характеризуется наличием похожих природно-географических условий и охватывает пограничные регионы двух или нескольких государств, которые имеют общую границу. А трансграничное сотрудничество – совместные действия, направленные на установление и углубление экономических, социальных, научно-технических, экологических, культурных и иных отношений между территориальными громадами, их представительными органами, местными органами исполнительной власти Украины и территориальными громадами, соответствующими органами власти других государств в пределах компетенции, определенной их национальным законодательством. На этом уровне выявляются ожидания всех заинтересованных лиц (государств и организаций), формулируются цели, достижение которых будет соответствовать этим ожиданиям, определяются ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей, и выбирается наиболее подходящая стратегия развития приграничных территорий. Стратегией регионального развития приграничных территорий является устойчивое развитие данных регионов. Идея устойчивости в разных ее модификациях становится все более объединяющей глобальной идеей повседневной жизни и изучения перспектив развития человеческого общества.

Идея устойчивого развития охватывает практически все составные элементы общества – от семейной сердцевины к гигантским промышленным и экономическим системам, их объединениям, комплексам, государствам и союзам. Устойчивость, в том числе в бытовом понимании, – это незыблемость, стабильность вновь созданного, существующего, достигнутого и того, что развивается, дополняясь мыслью, о том, что устойчивость должна сопровождаться непрерывными усилиями по ресурсному обеспечению, а сами ресурсы, особенно природные, не должны исчерпываться.

В подавляющем большинстве научных работ, как заграничных, так и отечественных, прослеживается устойчивая тенденция к рассмотрению трансграничного сотрудничества как разновидности сотрудничества межрегионального. Во многих случаях так оно и есть. Но утверждать, что трансграничное сотрудничество воплощается исключительно на межрегиональном уровне, было бы ошибкой. Поэтому целью работы является исследование теоретических основ формирования стратегии регионального развития приграничных территорий.

Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать проблемы и цели для их решения. Целью устойчивого развития приграничных территорий является развитие взаимоотношений, которое будет способствовать укреплению связей между субъектами и участниками трансграничного сотрудничества на основе следующих принципов: законности и уважения к государственному суверенитету, территориальной целостности и нерушимости границ государств; учета интересов различных государств при заключении социо-эколого-экономических соглашений и договоров; гармонизации общегосударственных, региональных и местных интересов; создания эффективных механизмов обеспечения условий для осуществления трансграничного сотрудничества.

К главным принципам региональной политики относятся: субсидиарность; децентрализация; партнерство; программирование; концентрация; дополнительность.

Субсидиарность – социально-политический принцип, согласно которому высшие социальные и управленческие единицы имеют право и должны решать лишь те проблемы, на исполнение которых низшие структуры не способны. В сферах, которые не входят в отдельную юрисдикцию сообщества, оно, согласно принципу субсидиарности, начинает свою деятельность лишь в случае, когда невозможно достичь цели с помощью определенных мер на уровне отдельных государств-членов, и потому в силу их масштаба могут быть осуществлены более эффективно на уровне сообщества.

Децентрализация – перераспределение властных полномочий, ресурсов, бюджета, предоставление дифференцированных дотаций из общего бюджета и фондов Европейского Союза (ЕС) в пользу менее развитых регионов с целью выравнивания уровня экономического развития и достижение политической стабильности.

Партнерство – сотрудничество между субъектами управления разных административно-территориальных уровней (Европейский Союз (ЕС), государство, регион) в процессе формирования и реализации программ и проектов развития регионов. Этот принцип также означает, что ЕС и национальные государства должны определить цели и разработать стратегические планы развития совместно с регионами, прежде всего с привлечением местных общин, экономических и политических субъектов регионов.

Программирование – это разработка на основе партнерства стратегий развития с учетом приоритетных долгосрочных и краткосрочных целей. В региональной политике ЕС принцип партнерства определяет приоритет инвестирования не отдельных проектов, а, прежде всего программ, которые имеют глубинное влияние на развитие всего региона. Стратегия территориального программирования базируется на четко разработанной системе целей, которая учитывает как интересы "снизу" – регионов и общин, так и общенациональные приоритеты "свыше" для содействия развитию национальной экономики.

Концентрация, дополнительность – финансовые ресурсы, которые предоставляет ЕС отдельным государствам-членам или регионам, должны быть дополнены (расширены) за счет местных источников, а также быть как можно более концентрированными на избранные цели финансирования.

Эти два принципа имеют взаимодополняющий характер, так как указывают на потребность кооперирования и эффективного использования средств, поиск и развитие внутренних источников финансирования программ регионального развития. Как правило, 50% того или другого проекта финансирует государство - член ЕС, а взнос депрессивных регионов представляет как минимум 20%. Эффективная реализация принципов концентрации и дополнительности в региональной политике Европейского Союза имеет двойную цель, которая предусматривает усиление и концентрацию имеющихся ресурсов с целью содействия реализации определенных целей регионального развития; выявление таких территориальных единиц, которые имеют одинаковые или подобные проблемы (низкий уровень доходов, большой уровень безработицы и т.п.), что необходимо для регистрации и создания статистической базы о наиболее отсталых регионах, районах, депрессивных территориях.

Приграничные территории, как правило, являются периферийными по отношению к центральной части своего государства и экономически отсталыми. В приграничных регионах всегда присутствует этническое напряжение, связанное с часто непростой историей размежевания единого пространства теми или другими границами и соответствующими ограничениями. Возникают взаимные претензии соседних народов и государств, которые могут послужить причиной региональных конфликтов.

Проблема комплексного, согласованного и скоординированного на межрегиональном уровне экономически эффективного и экологически безопасного использования естественных условий и ресурсов приграничных территорий требует трансграничного сотрудничества. Речь идет, в частности, о более эффективном, сбалансированном использовании ресурсного фактора транспортно-географического положения, водно-ресурсного, биосферно-биоресурсного, рекреационного и агропроизводственного потенциалов.

Среди факторов, которые сдерживают полноценное использование возможностей трансграничного сотрудничества для решения проблем социально-экономического развития приграничных территорий в Украине можно выделить:

• отсутствие целостной концепции государственной политики относительно регионального развития страны;

• отсутствие институционного базиса регионального развития на национальном и региональном уровнях;

• низкий уровень привлечения к продвижению трансграничного сотрудничества учреждений негосударственного (общественного) и бизнес секторов, осуществляющих свою деятельность в приграничных регионах Украины;

• преобладающее восприятие трансграничного сотрудничества на уровне центральных, региональных и местных органов исполнительной власти Украины как области исключительно внешнеэкономической деятельности и недооценка его роли в территориальном социально-экономическом развитии;

• во многих случаях региональные и местные органы власти оказываются не готовыми к восприятию трансграничного сотрудничества как сферы, которая нуждается в их координирующих функциях и функциях надзора за соблюдением требований действующего законодательства, а не просто в применении жесткого контроля и административного регулирования;

• в отличие от стран Центрально-Восточной Европы, с которыми Украина имеет общую границу и в которых в общие органы еврорегионов преимущественно делегируются представители общественного и бизнес секторов, приграничные регионы нашей страны представлены в этих организациях, как правило, государственными служащими, что не содействует привлечению украинских деловых кругов, представителей малого и среднего бизнеса, общественного сектора к продвижению трансграничного сотрудничества.

Несмотря на то, что каждый из двух видов сотрудничества - межрегиональное и трансграничное занимает свое конкретное место в региональном (пространственном) развитии и выполняет свои специфические задачи, они имеют много общего.

Во-первых, как мы уже отмечали, многие из исследователей этой проблематики считают трансграничное сотрудничество разновидностью сотрудничества межрегионального, а некоторые из них даже применяют словосочетание "трансграничное региональное (межрегиональное) сотрудничество". Опыт регионального развития большинства стран Центрально-Восточной Европы доказывает целесообразность и эффективность создания такого механизма координации межрегионального и трансграничного сотрудничества, который бы базировался на единой институционной базе. Целью является применение комплексного подхода к вопросам территориального (пространственного) развития с использованием всего набора инструментов, среди которых оба вида сотрудничества занимают далеко не последние места.

Во-вторых, мы еще раз хотели бы акцентировать внимание на том, что состояние трансграничного и межрегионального сотрудничества определенной мерой отображает уровень децентрализации государственного управления в стране и соблюдение принципа субсидиарности. При этом нужно помнить, что они не противоречат унитарному устройства государства. Об этом наглядно свидетельствует как опыт некоторых унитарных стран Западной Европы, так и воплощение региональной политики в странах Центральной и Восточной Европы. Главной задачей региональной политики государства должно быть достижение баланса между ее интересами и интересами развития ее регионов. Устойчивое развитие приграничных территорий послужит толчком к разработке концепции гармоничного менеджмента, которая в задачах управления эколого-экономическими рыночными системами будет использовать принцип гармоничной упорядоченности и согласованности.

В-третьих. Уже много сказано о месте межрегионального и трансграничного сотрудничества в процессе европейской интеграции.

Поэтому в завершение просто процитируем бывшего главу Комитета по вопросам региональной политики Европейского Парламента Роберто Спеціале, который удачно высказал официальную позицию Европарламента относительно обеих видов сотрудничества: "... будучи ключевым фактором экономического, социального и культурного развития, трансграничное и межрегиональное сотрудничество содействуют взаимосвязям и воспитывают мирное сотрудничество между разными странами Европы. Европейскому Союзу нужно установить законодательные рамки, которые распространялись бы на все Содружество, с целью продвижения трансграничного и межрегионального сотрудничества, которое должны основываться на началах регионального планирования Содружества, которое, в свою очередь, приведет к стимулированию европейской интеграции и уверенности, которая политика Содружества находит более эффективное воплощение..." [61].

Как результат, в предыдущие годы стратегическое долгосрочное трансграничное сотрудничество на региональном и местном уровне базировалось на нормах частного права. Существуют лишь три специализированных трансграничных ассоциации, которые занимаются налаживанием сотрудничества в бассейне Рейна, которые действуют согласно нормам публичного права. Эти нормы легче применить на уровне проектов (например, относительно общего снабжения воды, утилизации отходов, налаживание трансграничного национального парка или естественного заповедника), поскольку проекты имеют узкую юридическую сферу применения, а также их выполнение легче контролировать. Вместе с тем, отсутствующей есть практика применения публичного права в сфере межрегионального и межнационального сотрудничества.

Применение норм публичного права для трансграничного сотрудничества будет гарантировать:

  • продолжительность и эффективность сотрудничества, независимо от его временных, географических, лингвистических и организационных характеристик;

  • что сотрудничество не будет зависеть от изменения политической позиции и настроил на правительственному, политическому и/или административному уровнях;

  • что существуют все возможности для долгосрочного стратегического сотрудничества;

  • что региональная и местная власть, представленная в общих трансграничных учреждениях, будет нести ответственность за демократический мониторинг практического внедрения трансграничного сотрудничества;

  • обязательные формы сотрудничества с привлечением социальных партнеров и граждан;

  • общие и обязательные решения, которые принимаются співпрацюючими сторонами, и их дальнейшая реализация;

  • что сотрудничество будет включать также управление программами ЕС;

  • что благодаря использованию норм публичного права региональными и/или местными структурами, а, итак, росту их способности брать на себя юридическую и управленческую ответственность, станет возможной децентрализация программ ЕС;

  • что есть возможным существование единого трансграничного центра юридической ответственности, управление, финансового и человеческого менеджмента;

  • что учреждение трансграничного сотрудничества, которое руководствуется в своей деятельности нормами публичного права, подчиняется тем самым юридическим нормам.

Можно сделать вывод, который в будущем управления программами ЕС будет требовать кардинально нового юридического решения.


  1. ^ Андерсон Н.В. Проблеми сталого регіонального розвитку в умовах транскордонної конкуренції: досвід єврорегіону «Нижній Дунай» // Економічні інновації. Випуск 37: Організаційно-управлінські інновації у природокористуванні та ресурсозбереженні. Збірник наукових праць. – Одеса : Інститут проблем ринку та економіко-екологічних досліджень НАН України, 2009. – С. 21-29.

  2. Андерсон Н.В. Проблеми сталого розвитку в контексті транскордонного співробітництва: досвід єврорегіону «Нижній Дунай» // Економічні інновації. Випуск 31: Інноваційні технології моніторингу та регулювання поведінкою економічних систем. Збірник наукових робіт. – Одеса : Інститут проблем ринку та економіко-екологічних досліджень НАН України, 2007.– С. 177–184.

  3. Anderson N.V. Ukraine-EU Trans-Border Cooperation: Developing Euroregions on the Border (The Case Study of Lower Danube) // In: Democracy vs. Authoritarianism. Abstracts. Warsaw East European Conference 2007. – Warsaw, 2007. – PP. 11-12.

  4. Business Infrastructures in Odessa Oblast, Lower Danube Euroregion. TACIS Cross-Border Cooperation project: [Електроний ресурс] – Режим доступу : http://www.businessinodessa.com.

  5. Gateways to the Global Economy / A.E. Andersson, D.E. Andersson (Eds.), Edward Elgar, 2000.

  6. Kotler P., Asplund C., Rein I., Haider D. Marketing Places Europe. – Pearson Education Limited, 1999.


Н.В. Андерсон

Теоретичні основи формування стратегії регіонального розвитку прикордонних територій

У статті розглядаються принципи розробки стратегій регіонального розвитку прикордонних територій. Визначені фактори, які стримують повноцінне використання можливостей транскордонного співробітництва для вирішення проблем соціально-економічного розвитку прикордонних територій в Україні

Ключові слова: формування стратегії, регіональний розвиток, прикордонні території, сталий розвиток.

1Андерсон Нина Владимировна, аспирант Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины.
©Н.В. Андерсон, 2010



Механізм регулювання економіки, 2010, № 3, Т. 2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теоретические основы формирования стратегии регионального развития приграничных территорий iconП ринципы разраб о тки стратегий регионального развития приграничных территорий
Стратегией регионального развития приграничных территорий является устойчивое развитие данных регионов. Идея устойчивости в разных...

Теоретические основы формирования стратегии регионального развития приграничных территорий iconПроблемы формирования стратегии развития приграничных территорий
Несмотря на все политические усилия, сегодня не существует единого правового инструмента на территории ес, который бы непосредственно...

Теоретические основы формирования стратегии регионального развития приграничных территорий iconПлан мероприятий на 2013 год по реализации Государственной стратегии...
Обеспечение формирования перечня инвестиционных программ (проектов), предлагаемых к реализации в 2014 году за счет средств государственного...

Теоретические основы формирования стратегии регионального развития приграничных территорий iconТеоретические основы формирования мировоз-зренческой устойчивости...
Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе

Теоретические основы формирования стратегии регионального развития приграничных территорий iconРуководство коммерческих организаций вынуждено решать возникающие...
Вместе с тем, теоретические основы анализа показателей платежеспособности и ликвидности, в том числе в части научного обоснования...

Теоретические основы формирования стратегии регионального развития приграничных территорий iconФинансовые резервы, их динамика и проблемы развития в современной России
Теоретические основы формирования и использования финансовых резервов на макроуровне 5

Теоретические основы формирования стратегии регионального развития приграничных территорий iconИнформационное сообщение Уважаемые коллеги!
Роль наук о Земле в разработке стратегии оптимального развития приграничных регионов

Теоретические основы формирования стратегии регионального развития приграничных территорий icon1. Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия
Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии,...

Теоретические основы формирования стратегии регионального развития приграничных территорий iconПрограмма регионального семинара Донецк, 10. 10. 2011
Основы построения коммуникационной стратегии бренда: обзор современных подходов

Теоретические основы формирования стратегии регионального развития приграничных территорий icon07 февраля 2012 года              №2306                       г....
О внесении изменений и дополнений в решение городского Совета от 10. 04. 2007 №1781 «о стратегии регионального развития города Севастополя...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<