Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 193.53 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации10.03.2013
Размер193.53 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > География > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Внешнеэкономические связи России на примере Северо-западного и Дальневосточного регионов

Международная академия бизнеса и банковского дела Факультет управления и финансов Реферат по курсу “Экономическая география” на тему “Внешнеэкономические связи Российской Федерации на примере Северо-Западного и Дальневосточного регионов” студента Темнохуда Федора Анатольевича 1 курса группы УФ72 специальность 604400 Финансы и кредит Тольятти 1997ОглавлениеОглавление 2Введение 2Северо-западный регион 2Общее состояние по региону. 2Внешняя торговля 2Перспективы развития внешнеэкономических отношений 2Дальний Восток 2Общее состояние региона 2Внешняя торговля 2Перспективы развития внешнеэкономических отношений 2Заключение 2Список использованной литературы 2Введение Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. Взависимости от функциональных признаков выделяются следующие основныеформы, внешних экономических связей: внешняя торговля, научно-техническоесотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование. Основнойформой внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля. Именнона этой форме я остановлюсь в своем реферате. Важным фактором, влияющим как на содержание и формы вхождения России вмировые хозяйственные связи, так и на развитие единого рыночногопространства внутри страны, становится расширение непосредственного участиярегионов РФ во внешнеэкономической деятельности. Провозглашение Россией независимости и распад Союза ССР существеннотрансформировали условия внешнеэкономической деятельности субъектовФедерации. Это особенно касается ряда регионов, специализирующихся наперерабатывающих отраслях промышленности и обеспечивавших прежде своипотребности в минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсах за счетзавоза из регионов, которые находятся теперь на территории стран ближнегозарубежья. В нынешних условиях им приходится искать замену прежниммежреспубликанским связям, широко используя приграничную торговлю ибартерные операции. На настоящий момент, наиболее важными остаются экономические связиРоссии со странами запада и странами Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР).Важную роль в налаживании внешнеэкономических отношений играют северо-западный и дальневосточный регионы.Северо-западный регионОбщее состояние по региону. Северо-Западный район (к нему относятся Санкт-Петербург,Ленинградская, Мурманская, Вологодская, Архангельская области и республикаКарелия) отличается высоким уровнем экономического развития. Втерриториальном разделении общественного труда он выступает с продукциейсложного машиностроения, поставляя другим районам и на экспорт современноетехнологическое оборудование для различных отраслей промышленности:электроэнергетики, приборостроения и электроники, морского судостроения.Большое значение приобрели отрасли химической и лесной промышленности,производство товаров народного потребления. Район, например, занимает одноиз первых мест у нас по производству морских судов разного типа (в томчисле мощных атомных ледоколов), уникальных паровых, гидравлических игазовых турбин, оптико-механической продукции, обеспечивающих емуустойчивое положение на нашем рынке и за рубежом. Экономический потенциал района определяется прежде всегопромышленностью Санкт-Петербурга, его высококвалифицированным рабочимклассом, научным и техническим персоналом, создающим 10 % научно-технических разработок бывших республик СССР. Это дает возможностьвозлагать на район функции одного из важнейших флагманов научно-технического прогресса, подготовки квалифицированных кадров для народногохозяйства.[1] Вместе с тем затянувшийся финансово-экономический кризис, хроническийострый недостаток отечественных инвестиционных ресурсов с каждым годомусложняют положение лесозаготовительных, деревообрабатывающих, целлюлозно-бумажных предприятий и машиностроительных заводов, обслуживающих леснойкомплекс, снижают их конкурентоспособность на мировом рынке. В равной мереэто относится к предприятиям металлургии, промышленности строительныхматериалов, рыбному хозяйству, другим отраслям.Внешняя торговля Северо-Западный регион отличается от других высоким уровнем экспортнойспециализации. Отсюда поставляются на мировой рынок продукция отраслейданного региона - высококачественную и сложную технику,электроэнергетическое оборудование, оборудование для АЭС, продукциюэлектронной промышленности, точной механики, грузовые и легковыеавтомобили; продукцию лесной и целлюлозно-бумажной, химическойпромышленности, в том числе аппатиты. Северо-Западный район, располагая развитым портовым хозяйством,осуществляет важные экспортно-импортные функции на Балтийском море для всейРоссии. Через Санкт-Петербургский морской порт — самый крупный в Балтийскомбассейне — во многие страны следует на экспорт продукция петербургских идругих российских предприятий. Здесь же перерабатываются импортные грузы.Контейнеровозы успешно работают на линиях Санкт-Петербург — Лондон и Санкт-Петербург — Гамбург — Роттердам. Через Северо-Западный осуществляются регион теснные экономическиесвязи с Польшей, Германией, Финляндией. Норвегией, Следует учитывать, что в последние годы лидирующие позиции в областироссийских внешнеэкономических связей сохраняются (и даже упрочиваются) застранами ЕС - около 33-40 процентов всего товарооборота, или, какподчеркнул вице-председатель ЕК Л.Бриттен, выступая 17 июня 1997 года вГосударственной Думе России, 40 процентов российского экспорта и 38процентов импорта. В свою очередь Россия занимает пятое место во внешнейторговле ЕС по импорту и шестое - по экспорту.Важно и то, что в последние годы Россия сохраняет положительное сальдо вторговле с ЕС: 1993 год - 4 млрд. экю, 1994 - 6,2 млрд. экю, 1995 - 5,9млрд. экю, 1996 - 11,4 млрд. экю.[2] Россия экспортирует в эти страны нефть, нефтепродукты, бриллианты,металлы, ферросплавы, химические продукты, удобрения, пиломатериалы. В тоже время доля машинотехнических изделий в поставках незначительна. Это восновном автомобили, электродвигатели, подшипники, контейнеры,холодильники.В российском импорте из стран ЕС основное место занимают продовольственныетовары, химические продукты, пластмассы, кожи, швейные изделия, машины иоборудование для различных отраслей промышленности, например, насосно-компрессорное( холодильное, электрооборудование, аппаратура телефоннойсвязи. Закупаются также овощи, фрукты, алкогольные напитки.Торгово-экономические связи с Норвегией развиваются достаточно устойчиво.Товарооборот по итогам первых девяти месяцев 1996 года составил, по даннымроссийской таможенной статистики, 497,2 млн. долларов. При этом экспортпревысил в стоимостном выражении 335 млн. долларов, а импорт — 160 млн.долларов. Положительное сальдо взаимной торговли в пользу России возросло всвязи с этим до 177 млн. долларов (в 1995 году — 160,6 млн. долларов).Доля сырья и полуфабрикатов в российском экспорте в Норвегию составляетпочти 90 процентов, при этом по итогам ряда последних лет на две основныепозиции — рыба/морепродукты и цветные металлы — приходится свыше двухтретей экспорта. Принципиально важное значение для российского экспортаимеет тот факт, что ставки импортных таможенных пошлин в Норвегии на рядтоваров ниже, чем в ЕС. Вследствие этого на норвежском рынке сохраняетсяблагоприятная для увеличения российского экспорта ситуация. Отличительнойструктурной особенностью поставок из России в Норвегию является крайненезначительная доля в них нефти и газа, традиционно занимающих ведущееместо в российском экспорте во многие страны Европы.Вместе с тем происходит рост импорта норвежских товаров. Это объясняетсяпрежде всего увеличением закупок рыбы и рыбопродуктов, частично —продовольственных товаров. Вместе с тем растут и закупки целого ряда другихтоваров по самой широкой номенклатуре.[3]Близость Норвегии к Северо-Западной России, схожесть климатических ипочвенных условий создают благоприятные предпосылки для развитиясотрудничества в области сельского хозяйства. Предприятия АПК СевернойНорвегии обладают опытом, который может быть весьма полезен для Северо-Западной РоссииПерспективы развития внешнеэкономических отношений В последние годы обоюдный интерес друг к другу России, а также странБалтийского и Баренцева регионов, заметно усилился. Для этого естьдостаточные основания. Высокоразвитые в промышленном отношении страныЗападной и Северной Европы для своего выхода на качественно новую стадиюразвития все острее будут нуждаться в России как потенциально емком рынке икак партнере в промышленной кооперации. Уже сейчас наиболее дальновидныеделовые люди из европейских стран начинают осваивать российский рынок. В условиях быстро усложняющихся мирохозяйственных связей, наиболееперспективные совместные проекты рождаются и реализуются не в столицахгосударств, а на местах при поддержке муниципальных и территориальныхорганов управления. Например, возникла идея так называемого 'Архангельского коридора",связывающего промышленные центры и порты Скандинавии и Финляндии железнойдорогой через Республику Карелия с Архангельской областью, с РеспубликойКоми и Уралом. После ввода в участка железной дороги длиной 126 км у вКарелии, эта идея, без сомнения, обещает перерасти в реальныйтрансграничный проект. Этот проект — плод усилий руководителей, ученых ипредпринимателей губернии Оулу, Республики Карелия, городов Москвы и Санкт-Петербурга Санкт-Петербурга Второй трансграничный проект — так называемый "Южно-Карельский", или"Атлантический коридор", который призван соединить территории южной частиБалтийского региона через финляндские порты Котка, Ханко, Хельсинки,европейскую автомагистраль №18 и дорогу №6, которая идет вдоль финляндско-российской границы, с глубинными российскими территориями через Карелию,Вологодскую и Кировскую области. И этот проект уже фактически реализуется.Так, в республике Карелия, несмотря на экономический кризис, строятся новыемеждународные пункты пропуска и дороги в направлении Восток-Запад. При этомреспублика вкладывает собственные средства в объекты таможеннойинфраструктуры федерального значения. Только создание этих двух трансграничных коридоров позволит создать пообе стороны границы тысячи новых рабочих мест. Новые оптимальныегрузопотоки с объемом перевозок как минимум 20-30 млн. тонн груза в год изаметно повлиять на повышение конкурентоспособности Балтийского региона вмировом масштабе и российского Северо-Запада — в Европе, а Карелии — внашей стране. Одновременно здесь оживится международный туризм. Миллионыевропейцев, да и американцев, которым прежде не был доступен уникальный покрасоте природы и богатству культуры российский Север, смогут увидеть,знаменитые Валаам, Кижи, Соловецкие острова и многие другие памятникимирового значения. В последнее время правительство Карелии провело консультации сруководителями многих субрегионов Финляндии, Швеции, Норвегии, Германии,Венгрии, Белоруссии, а также с правительствами Литвы, Латвии по вопросамреализации взаимовыгодных проектов. В результате удалось совместноосмыслить и определить наиболее привлекательные сферы взаимодействия, как вэкономике, так и в научных и культурных обменах.[4]Дальний ВостокОбщее состояние региона На территории региона располагаются республика Саха-Якутия.Хабаровский край. Приморский край. Амурская, Сахалинская. Камчатская иМагаданская области. По ряду основных характеристик (экономико-географическому положению, природным ресурсам, условиям их освоения,специализации хозяйства) выделяют два подрайона: Север (Якутия-Саха иМагаданская область) и Юг (Хабаронский и Приморский края. Амурская.Сахалинская и Камчатская области). Дальневосточный Юг гораздо болееблагоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории,составляющей около 30% площади всего региона, проживает 80% его жителей.Север, напротив, отличается суровой природой и малонаселенностью.Разработка ценных полезных ископаемых - главная специализация района,определяющая его место в хозяйстве России. Промышленные очаги, связанные, восновном с добычей полезных ископаемых, значительно удалены друг от друга. Существуют два наиболее важных фактора, которые определяют положениеДальнего Востока в системе российских регионов. Прежде всего – особыеэкономико-географическое положение региона. Для него характерныотдаленность от основных, наиболее обжитых и развитых районов страны, а также окраинность и ограниченность контактов с единственным соседом –Восточной Сибирью. Второй фактор – мощный ресурсный потенциал. Дальний Восток относится кчислу наиболее богатых регионов России. Это дает ему возможность заниматьважное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций. Так регионпроизводит: 98% алмазов, олова – 80%, борного сырья – 90%, золота – 50%,вольфрама – 15%, рыбы и морепродуктов – более 40%, древесины – 13%,целлюлозы – 7%. Эти факторы и обусловили роль Дальнего Востока в составеСССР. Развитие районов Дальнего Востока на протяжении многих лет жесткорегулировалось из центра в целях обеспечения оборонной безопасностигосударства, большинство районов региона были закрытыми зонами, посколькуздесь в течение многих лет создавался значительный потенциал для нужд ВПК.В результате длительное время указанные регионы в экономическом отношениибыли в значительной степени оторваны от стран АТР, от своих ближайшихсоседей. За последние годы на фоне динамично развивающейся экономики многихстран АТР дальневосточный регион России в силу ряда причин оказался вположении отстающего. Итак, не взирая на громкое название – “форпост социализма на БерегахТихого океана” Дальний Восток в составе СССР играл роль сырьевого придаткаи средства решения военно-политических задач. Несмотря на декларированнуюзакономерность социалистического способа производства – «подтягиваниеотстающих территориальных звеньев», в советский период этот регион посоянноотставал по уровню экономического роста от своих соседей – Западной иВосточной Сибири Сейчас ситуация на Дальнем востоке довольно тяжелая. В топливно-эпергетическсом комплексе сложилась критическая ситуация. ПредприятияПриморского края задолжали энергетикам более 180 Млрд. руб., что приводит костановке большинства производств и их финансовому параличу.Останавливаться вынуждены даже крупнейшие предприятия Типа АО "Дальзавод"(Владивосток). Между районами Дальнего Востока идет настоящая необъявленнаявойна за энергоресурсы. Так, нефтепродукты, идущие из Сибири на Камчатку,изымаются в портах Владивосток и Находка. В 1993 г. было конфисковано 76тыс. т. топлива, оплаченного Камчаткой. Подобные истории в регионе нередкость. Так, уголь на Сахалин доставляется под охраной, иначе составы стопливом конфискует Хабаровский Край. Среди традиционных отраслей специализации- рыбная промышленность.Дальний Восток с его 5% российского населения производит более 50% рыбнойпродукции страны. Государственные рыбопромышленные предприятия добывают до75% общего улова рыбы и морепродуктов, они владеют 90% основныхпроизводственных фондов отрасли. Однако состояние флота таково, что 64%добывающих, 95% перерабатывающих и 56% транспортных судов должны быть ужесписаны. Отрасль близка к катастрофе.Внешняя торговля Удельный вес Дальнего Востока в экспорте бывшего Советского союзасоставлял 4,4% , но по отдельным товарным позициям был много больше, этоотносится к экспорту круглого леса (40%), рыбы (26%), рыбных консервов(22%), цемента (более 10%). Сейчас Дальний Восток вывозит на внешний рыноктолько 4,6% своей промышленной продукции, тогда как в целом по России этотпоказатель составляет 7,2%. Итоги внешнеэкономической деятельности за 1995 год в регионах ДальнегоВостока подтвердили рост экспортной активности. В значительной степениэтому способствовали увеличение объемов производства рыбной продукции(основного экспортного товара), усиление экспортной направленности горно-рудной, лесной, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Объемдальневосточного экспорта составил около 950 млн. американских долларов,что на 21 процент больше, чем за соответствующий период прошлого года.Первое место в экспорте устойчиво занимает Приморский край (268.4млн.долл., рост на 20%), второе - Хабаровский край (220.7 млн.долл.рост на25%).[5] В настоящее время основным внешнеэкономическим партнером на ДальнемВостоке является Япония. С этой страной был подписан ряд долгосрочныхсоглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесныхресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производству целлюлозыи бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству,расширению портового хозяйства. Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение вхозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось создать новыеэкспортные базы в этом удаленном от основных развитых районов и центроврегионе, усилить его транспортную оснащенность. При помощи японскихкредитов, например, освоены угольные месторождения Южной Якутии (Нерюнгри),построена железная дорога БАМ — Тында — Беркакит, в порту Ванино сооруженыспециальные причалы по перегрузке угля, леса, контейнеров. В погашениепредоставленных кредитов Япония получает лес, технологическую щепу,якутские угли. Рассматриваются вопросы разработки шельфовых залежей нефти игаза Сахалина с участием иностранных фирм. Одна из таких японских фирм"Содэко" в соответствии с соглашением с бывшим Минвнешторгом СССР уже с1975 г. ведет геолого-поисковые работы на нефть и газ на шельфе Сахалина.Технико-экономическое обоснование разработки некоторых разведанныхместорождений этой фирмой в настоящее время прорабатывается с учетомэкологических проблем, интересов жителей острова и всей России. Естьпроекты освоения на такой же основе других ресурсов региона. Так, например,для разработки комплексного рудного месторождения Хаканджа (близ Охотска) вХабаровском крае, содержащего золото, серебро, марганец, должно бытьсоздано совместное предприятие с равными российскими и иностранными долямив уставном капитале. В тендере на право освоения Хаканджинскогозолоторудного месторождения, несомненно, примут участие японские фирмы. По многим направлениям ширятся внешнеэкономические связи ДальнегоВостока с Китаем. Интенсивно растет приграничная торговля, совершаютсясделки и соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсоврегиона. Так, например, в товарообороте Приморского края доля КНРсоставляет почти 60 %. В 1992 г. экспорт Приморья в Китай составил 100млн.долл., импорт — более 300 млн. Приморье вывозит в Китай минеральныеудобрения, рыбопродукты, лесоматериалы и т.д., взамен получает товарынародного потребления и продовольствие. Достигнуто соглашение междувластями китайской провинции Хэйлунцзян и Хабаровского края об охране ивоспроизводстве рыбных запасов пограничных рек Уссури и Амура. В настоящеевремя в Китае проявляется известный интерес к российским месторождениямжелезной руды. Это объясняется не только тем, что российская руда покачеству вдвое превосходит китайскую, но и тем, что в ближайшей перспективепотребности черной металлургии не могут быть удовлетворены в результатесобственной добычи. Поэтому весьма вероятно участие китайского капитала вразработке месторождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края иПриморья, находящихся к китайским центрам производства чугуна и сталиближе, чем месторождения сырья в Бразилии и даже в Индии. Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионовРоссии является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но иважнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую ситуацию региона вцелом. За счет внешнеэкономической деятельности удается в значительнойстепени компенсировать отрицательные последствия отдаленности от основныхпромышленных центров страны, создавать дополнительные рабочие места,расширять рынки сбыта продукции, обеспечивать насыщение рынка товарами ибесперебойно снабжать население продуктами питания.Перспективы развития внешнеэкономических отношений ПРИ РАЗРАБОТКЕ внешнеэкономической политики России на ближайшуюперспективу важное внимание следует уделять развитию торгово-экономическихсвязей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Россия, большаячасть территории которой обращена к Азии, с большой заинтересованностьюотмечает, что накануне XXI века Азиатско-Тихоокеанский регион ' становитсяодним из важных мировых центров роста, международным торговым и финансовымцентром. ЗНАЧИМОСТЬ для России стран этого региона определяется рядомфакторов: 1. Становление АТР в качестве наиболее динамично развивающегося центрароста мировой экономики обуславливает необходимость расширения российскогоприсутствия в этом регионе. 2. Сложившаяся исторически ориентация российской экономики на Запад, скоторой связывают возможности получения кредитов, опыта управления, новыхтехнологий и оборудования, а также сбыта энергоносителей и сырья, отнюдь неисключает возможностей экономической активизации России на восточномнаправлении. В АТР мы имеем дело с начальной фазой интеграционных процессовгосударств, находящихся на разных этапах экономического развития, чтосоздает в известном смысле более благоприятные условия для интеграцииРоссии в экономику региона. К тому же продуманная стратегиявнешнеэкономической деятельности на Востоке могла бы позволить Россииполучить определенные преимущества в отношениях с Западом. 3. Расширение взаимовыгодного экономического сотрудничества состранами АТР могло бы способствовать выравниванию уровней социально-экономического развития регионов России, а также ослаблению центробежныхтенденций в Сибири и на Дальнем Востоке. В этом плане взвешенныеобщегосударственные ориентиры призвана наметить разрабатываемая в настоящеевремя Федеральная программа долгосрочного развития Дальнего Востока сучетом необходимости закрепления населения, структурной перестройкиэкономики и вовлечения региона в мировое хозяйство, в том числе черезрасширение сотрудничества со странами АТР. 4. Экономическое сотрудничество со странами АТР открывает возможностидля облагораживания структуры российского экспорта. Структурная перестройкапромышленности большинства стран региона, модернизация сельского хозяйства,расширение и совершенствование систем связи и транспорта, осуществлениекрупных инвестиционных программ предопределяют увеличение спроса на машины,оборудование и технологии, причем не только ультрасовременные. Улучшениеэкономической ситуации в большинстве стран АТР вызвало рост внутреннегопотребления, а следовательно, расширение потенциальных рынков дляроссийских товаров. 5. Наблюдающиеся в регионе в последние годы процессы либерализацииторговли, не говоря уже о реализации принятых деклараций и соглашений,создают более благоприятные условия для российских экспортеровмашинотехнической продукции, проката, химических товаров, нефтепродуктов.Растущий интерес странами региона проявляется и к закупкам российскойвоенно-технической продукции. 6. Расширение участия России в перспективных многостороннихэкономических проектах в регионе может позволить более успешно решать ипроблемы национальной экономики. 7. Прямые торгово-экономические связи со странами АТР позволят взначительной степени повысить эффективность российского импорта. Качествоазиатских товаров вполне соответствует мировым стандартам при зачастуюболее низких по сравнению с Западной Европой ценах. Немаловажно и то, чтомногие азиатские страны обладают собственными или адаптированными западнымитехнологиями, соответствующими мировым стандартам. Такие технологии моглибы быть с успехом использованы в России. НАИБОЛЕЕ перспективным российским регионом в деле развитиясотрудничества со странами АТР является огромный по площади, богатыйресурсами Дальний Восток, который является географическим продолжениемдинамично развивающегося "тихоокеанского кольца", естественным выходомРоссии в АТР.[6] Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей России с АТР должноспособствовать созданию эффективной, высокотехнологичной и мобильнойэкономики, в первую очередь на российском Дальнем Востоке, с использованиемпреимуществ территориального и мирового разделения труда. В настоящее времяв российском экспорте наибольший удельный вес (до 80 процентов) имеюттопливно-энергетические и сырьевые товары, в то время как на экспорт машини оборудования в последние годы приходилось менее 10 процентов. Та жетенденция в развитии и использовании экспортного потенциала присуща ирегионам Дальнего Востока. Необходимо отметить, что наши партнеры из АТР в настоящее времяпроявляют заинтересованность прежде всего в создании совместных предприятийв области разработок топливно-энергетических и лесных ресурсов. В этойситуации доступ инвесторов к нашим природным ресурсам должен обеспечиватьсяна приоритетной основе тем из них, которые ввозят капитал и технологию нетолько для расширения мощностей добывающих отраслей, но и для глубокойкомплексной переработки. Проекты международного экономического сотрудничества со странами АТР взависимости от масштабности и значимости для экономики можно условноразделить на: — наиболее крупные межрегиональные и межотраслевые проекты, такие, какпроект освоения Сахалинского шельфа, строительство автодорожного мостачерез Амур, возле г. Благовещенска-на-Амуре, развитие СЭЗ "Находка","Благовещенск-на-Амуре"; — крупномасштабные инвестиционные проекты, реализация которых требуетпривлечения значительных зарубежных инвестиций, а также помощи государствав предоставлении гарантий и получении кредитов от международных финансовыхорганизаций: — инвестиционные проекты регионального значения, требующие поддержкисо стороны местных администраций. Так, например, освоение Сахалинского шельфа является наиболее крупнымпроектом межрегионального значения для всего Дальнего Востока. С вводом вэксплуатацию новых месторождений предполагается довести к 2005 году объемдобычи нефти до 20 млн.т, газа — до 18,9 млрд.куб.м. Реализация проектасвязана не только с развитием нефтегазодобычи, но и предполагает широкийкомплекс работ по развитию социальной и промышленной инфраструктуры, чтопотребует привлечения дополнительных финансовых средств, строительныхресурсов и т.д. не только зарубежных, но и российских, прежде всегодальневосточных, фирм и компаний. Уже сейчас просматривается возможностьсотрудничества с Хабаровским краем, в частности по обеспечению данногопроекта продукцией машиностроения, что позволит оживить машиностроительнуюбазу края, находящуюся в критическом состоянии из-за потери рынков сбытавнутри страны. Для преодоления упомянутых выше негативных явлений и проблем насреднесрочную перспективу необходимо решение следующих основных задач: — принятие мер к стабилизации, а в дальнейшем — к расширению экспортатрадиционных товаров; — привлечение необходимых иностранных кредитных ресурсов в целяхрешения острых социально-экономических проблем региона, реализацииэффективных проектов инвестиционного сотрудничества; — диверсификация экспортной базы, развитие экспортно-ориентированныхпроизводств и импортозамещения, в том числе на базе конверсии оборонныхпредприятий; — развитие рыночных принципов осуществления хозяйственныхвзаимоотношений во внешнеэкономической области в целях ослаблениямонополизма отечественных производителей, содействие переходу к экономикеоткрытого типа, постепенное и обоснованное сближение структуры внутренних имировых цен, поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российскойпродукции, изменение структуры внешней торговли и повышение ееэффективности; — повышение степени облагораживания сырья и поставок на экспортпродукции более высокой степени переработки при условии совершенствованияее технологии. В числе возможных приоритетных направлений сотрудничества и торговыхобменов со странами АТР можно отметить космическую, авиационную,судостроительную промышленность, связь и коммуникации, освоение ресурсовокеана и экологию, новые технологии и материалы, сотрудничество в созданиитранспортных средств нового типа, электроэнергетику, электронику, военно-техническое сотрудничество. Интеграция России в систему экономических отношений с АТР потребуетизвестного времени и решения многих политических и экономических проблем,внедрения в практику торговли и взаимоотношений с другими государстваминорм и правил, принятых в мировом сообществе, адаптации внутреннегозаконодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, итребованиям многосторонних договоров и соглашений.ЗаключениеВ условиях перехода к открытой экономике полномочия регионов вовнешнеэкономической сфере существенно расширяются. Сейчас внешнеторговаядеятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных отэпохи государственного монополизма, принципах.Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей.Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активнозанимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатываютсвою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышаютэкспортный потенциал.Однако спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мировогорынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики,непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру идинамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост долитопливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в немдоли изделий машиностроения а следовательно возрастания роли сырьевыхрегионов во внешнеэкономических связях и убывания тех, которыеспециализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии.Ужесточение таможенной и налоговой политики, задолженность государстваиностранным партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования итехнологий в импорте.Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были быопределены полномочия регионов, возможность их участия вовнешнеэкономических связях, разграничение собственности отдельныхсубъектов, определения статуса природных ресурсов в регионах, распределениедоходов от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами.Все это является сильным тормозом в развитии внешнеэкономических связей, азначит, развития экономики страны в целом. Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот Россиис внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономическойситуации в стране, а так же о развитии и укреплении внешнеэкономическихсвязей России.Список использованной литературы1. И.Бусыгина Российский Дальний Восток. // Мировая экономика и международные отношения.-1995.-№5.2. В.Шлямин Заботы российского Северо-Запада. // Международная жизнь.-1996.- №33. Расположение производительных сил. -М.: «Экономика» 19944. С. А. Ситарян. Некоторые проблемы участия субъектов РФ во внешнеэкономической деятельности// Проблемы прогнозирования. -1996. -№6.5. О. Давыдов. Емкий российский рынок перспективен для Норвегии.//Международная жизнь. -1997 -№46. А. Грандберг. Экономическая интернационализация Северного морского пути.//Международная жизнь 1997 №7-----------------------[1] Расположение производительных сил. -М. -1994 -«Экономика»[2] Международная жизнь №8 1997[3] Международная жизнь №4 1997[4] Международная жизнь №3 1996[5] Мировая экономика и международные отношения №7 1995[6] Проблемы прогнозирования №6 1996

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<