Усовершенствование учебных курсов «региональная экономика» И«инновационный менеджмент» в процессе международных проектов




НазваниеУсовершенствование учебных курсов «региональная экономика» И«инновационный менеджмент» в процессе международных проектов
Дата публикации13.08.2013
Размер36.9 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > География > Документы











Процай А.Ф.





УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНЫХ КУРСОВ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА» И «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» В ПРОЦЕССЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ

На современном этапе развития высшего образования в Украине недостаточно внимания уделяется вопросам, связанными с охраной окружающей среды, «экологичностью» производственных процессов. Эта проблематика заслуживает большего количества учебных часов и изложения во многих курсах, читаемых студентам менеджерских специальностей.

За время непосредственной работы по совместным проектам автором были усовершенствованы учебные курсы «Региональная экономика» и «Инновационный менеджмент». В рабочую программу курса «Региональная экономика» был введен раздел «Социально-экономические проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды». Данный раздел содержит в себе следующие вопросы: «Особенности организации региональной системы природопользования», »Основные разделы и показатели плана охраны природы и рационального использования природных ресурсов», «Методы оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды». Все эти вопросы неразрывно связанны между собой. Также представляет интерес классификация административно-правовых и экономических механизмов защиты окружающей среды.

Согласно экономической теории, дополнительные издержки, накладываемые на общество в результате загрязнения окружающей среды по причине хозяйственной деятельности, относятся к «внешним издержкам», т.е. эти издержки находятся как бы вне производства, являясь в то же время неотъемлемым следствием функционирования экономики. Поэтому для решения экологических проблем надо сделать так, чтобы эти издержки стали предметом забот каждого хозяйствующего субъекта. Решение этой проблемы является предметом многочисленных дискуссий двух традиционных школ. В связи с этим все механизмы защиты окружающей среды можно разделить на две группы.

Первая группа включает в себя административные механизмы защиты окружающей среды, которые появились в середине 60-х и получили свое развитие в 70-х г. (Россия, США). Эти механизмы основаны на неокейнсианской концепции, которая ратует за прямое вмешательство государства в дела частных производителей в целях ограничения «внешних издержек». Можно выделить следующие административно-правовые механизмы защиты окружающей среды: запреты, лицензии, ограничения (лимиты), административные и уголовные меры.

Вторая группа механизмов окружающей среды – это экономические механизмы, появившиеся в 80-х годах и развитые в 90-х годах (США, Россия, Япония, Франция). Эти механизмы базируются на неоклассической концепции. Данная концепция основана на принципах рыночного регулирования. Неоклассики выступают за создание посредством налогов, платежей и т.д. такого эколого-экономического механизма, который восстанавливал бы при помощи рынка равновесие хозяйственной системы, нарушаемое «внешними издержками», что по существу означает проведение политики «платит тот, кто загрязняет» (Россия, Франция). Существуют следующие эколого-экономические механизмы защиты окружающей среды:

  1. плата за загрязнение окружающей среды (Франция, Норвегия, Швеция, Россия и др.);

  2. плата за пользование природными ресурсами (Россия), субсидии, беспроцентные займы и долгосрочные ссуды на природоохранные мероприятия (Финляндия, Норвегия, США);

  3. налоговые льготы и ускоренная амортизация очистного оборудования (США);

  4. создание экологических фондов (США, Россия, Германия, Швеция, Нидерланды и др.);

  5. экологическое страхование (Россия); рынок экологических услуг (США).

Практика показывает, что административно-правовые и экономические механизмы защиты окружающей среды необходимо использовать в комплексе.

Лекционный материал курса «Региональная экономика» был пополнен наглядными материалами, привезенными из рабочей поездки в университет Генуи (Италия). В них показана деятельность организаций Европейского Сообщества в охране окружающей среды.

Во время этой командировки были собраны материалы для курса «Инновационный менеджмент». После обработки этих материалов был усовершенствован данный курс и написано методическое пособие. Пособие предназначено для студентов 4-5 курсов менеджерских специальностей. Возможно использование на курсах повышения квалификации для рассмотрения теоретического материала.

Современный этап реформ в нашем государстве требует подготовки специалистов-менеджеров, владеющих методами управления научными коллективами и способных работать на рынках нововведений.

Методическое пособие включает в себя разделы, связанные с выбором стратегий инноваций, анализом спроса на инновации, эффективностью инновационной деятельности и методами принятия решений. В каждом разделе пособия затрагивается связь инновационных процессов и экологией.

Студентам при изучении данного курса необходимо иметь четкое представление о том, что всякий инновационный процесс на промышленном производстве требует обязательной экологической экспертизы.

В приложении приведена ситуационная задача, разработанная в рамках международного проекта TACIS EDUK 9801. Фирма, на примере которой написана данная задача, по роду своей инновационной деятельности связанна с окружающей средой, поэтому в процессе рассмотрения данной задачи необходимо большое внимание уделить природоохранной деятельности фирмы.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Усовершенствование учебных курсов «региональная экономика» И«инновационный менеджмент» в процессе международных проектов iconУчебное пособие для подготовки
Учебное пособие предназначено для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080507 менеджмент...

Усовершенствование учебных курсов «региональная экономика» И«инновационный менеджмент» в процессе международных проектов iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
«Инновационный менеджмент» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» / Сост.: Полякова О. В., Басенко К. А., Горшенина...

Усовершенствование учебных курсов «региональная экономика» И«инновационный менеджмент» в процессе международных проектов iconЕксты лекций для студентов 2- 4 курсов специальностей 050201«Менеджмент...
«Менеджмент организаций», 050107 «Экономика предприятий» и 050106 «Бухучет и аудит»

Усовершенствование учебных курсов «региональная экономика» И«инновационный менеджмент» в процессе международных проектов iconФормирование конкурентных преимуществ промышленного предприятия на...
Специальность: 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,...

Усовершенствование учебных курсов «региональная экономика» И«инновационный менеджмент» в процессе международных проектов iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине: «Инновационный...

Усовершенствование учебных курсов «региональная экономика» И«инновационный менеджмент» в процессе международных проектов iconСтратегия формирования сбалансированной системы гостиничных услуг в регионе
Специальность 08. 00. 05. – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)

Усовершенствование учебных курсов «региональная экономика» И«инновационный менеджмент» в процессе международных проектов iconОрганизация хранилища материалов учебных курсов
Каждый преподаватель при разработке учебных курсов сталкивается с необходимостью оценки качества разработанного курса. Один из способов...

Усовершенствование учебных курсов «региональная экономика» И«инновационный менеджмент» в процессе международных проектов iconРегламент услуги
«Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин...

Усовершенствование учебных курсов «региональная экономика» И«инновационный менеджмент» в процессе международных проектов icon«Экономические риски»
Экономические риски” (для студентов 3, 4 курсов заочной формы обучения спец. 050107 „Экономика предприятий”, 050106 „Учёт и аудит”,...

Усовершенствование учебных курсов «региональная экономика» И«инновационный менеджмент» в процессе международных проектов icon«Страхование»
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по курсу „Страхование” (для студентов 3, 4 курсов заочной формы обучения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<