О поддержке регионального развития




Скачать 89.77 Kb.
НазваниеО поддержке регионального развития
Дата публикации29.09.2013
Размер89.77 Kb.
ТипАнализ
uchebilka.ru > География > Анализ



Нехайчук Ю.С.

О поддержке регионального развития


За последние 10 лет произошло усиление дифференциации социально-экономического развития территорий Украины. Обобщающий показатель – ВВП на душу населения колеблется от 1,5 тыс. грн. (300 $ США) в Черновицкой области до 5,8 тыс. грн. в г. Киеве (более 1000 $ США), т.е. разница в 4 раза, 2,5 раза различаются показатели сельскохозяйственного производства.

Значительная вариация среди регионов и по показателям стоимости рабочей силы – в 3,6 раза.

В 22 регионах из 27 прямые иностранные инвестиции на душу населения ниже среднеукраинского показателя.

Коренные преобразования системы хозяйствования в Украине обусловили необходимость формирования принципиально нового механизма управления социально-экономическим развитием страны, её отраслями и регионами.

Особенно важным является региональный аспект государственного регули­рования всех сфер жизнедеятельности украинского общества и государства Реформирование экономики и ее структурная перестройка невозможны без совершенствования региональной политики.

В мае 2001 года Указом Президента Украины (от 25.05.01г №341/2001) «О Концепции государственной региональной политики» были определены основные инструменты по смягчению дифференциации экономического развития территорий Украины.

Одним из инструментов является введение специальных режимов инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и создание свободных экономических зон.

Таким путём органы власти всех уровней пытаются привлечь на отдельные территории дополнительные инвестиционные средства и направить их на поддержку и развитие приоритетных отраслей экономики.

В настоящее время соответствующими актами законодательства создано 11 СЭЗ и введены специальные режимы инвестиционной деятельности на территориях 9 регионов.

Анализ результатов начального этапа функционирования СЭЗ и территорий со специальными режимами инвестиционной деятельности свидетельствует об активизации инвестиционных процессов, что, в свою очередь, способствует улучшению ситуации на рынке труда путём создания новых или сохранения существующих рабочих мест, снижению социальной напряжённости.

Утверждено 227 инвестиционных проектов на общую сумму более 1,3 млрд. $ США, привлечено инвестиций на сумму свыше 300 млн. $ США.

Основными направлениями привлечения инвестиций стали металлургическая, лёгкая, пищевая промышленность и переработка сельхозпродукции, машиностроение, транспорт и связь.

К позитивным результатам введения специального режима инвестиционной деятельности следует отнести:

- заинтересованность субъектов предпринимательской деятельности в декларировании полученных доходов и направление прибыли на дальнейшее инвестирование;

- привлечение инвестиций в виды экономической деятельности, которые определены приоритетными для структурной перестройки экономики как страны, так и регионов;

- привлечение инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса и соответствующим созданием новых рабочих мест;

- возвращение капитала, ранее вывезенного за пределы Украины.

В то же время анализ работы СЭЗ и территорий приоритетного развития показал, что происходит неравномерное привлечение инвестиций по регионам.

Хочу подтвердить это на конкретном примере автономии.

Специальный режим инвестиционной деятельности в АРК был введён с 1 января 2000 года сроком на 30 лет на признанных приоритетными территориях «Большая Ялта», «Алушта», «Феодосия», «Керчь», «Судак», «Сиваш», «Восточный Крым» (Ленинский район).

За 2 года на вышеназванные территории привлечено инвестиций на значительную сумму. Советом по вопросам территорий приоритетного развития и свободной экономической зоны «Порт Крым» в 2001 году утверждено 16 инвестиционных проектов на сумму 67,89 млн. долл. США.

Наибольший объем привлеченных инвестиций в 2001 году ожидается на территории приоритетного развития «Большая Ялта» – 91,85 млн. грн. или 63,3 процента.

На территории приоритетного развития «Алушта» реализовались 4 инвестиционных проекта общей сметной стоимостью 12,92 млн. долл. США.

На территории приоритетного развития «Керчь» в 2001 году привлечены инвестиции на сумму 3,035 млн. долл. США.

Начата реализация двух инвестиционных проектов общей сметной стоимостью 3 млн. долл. США на территории приоритетного развития «Восточный Крым» в сфере развития связи и агропромышленном комплексе.

На территории приоритетного развития «Феодосия» в 2001 году осуществлялась реализация 2 инвестиционных проектов общей сметной стоимостью 4,4 млн. долл. США: производство электроизмерительной аппаратуры и транспортная обработка грузов.

Начата реализация трех проектов сметной стоимостью 11,47 млн. долл. США на территории приоритетного развития «Судак». Ожидается, что будет привлечено инвестиций на 1,1 млн. грн.

По окончании эксперимента в Северокрымской экспериментальной экономической зоне «Сиваш» на территории приоритетного развития «Сиваш» в 2001 году была продолжена реализация 6 инвестиционных проектов на общую сумму 36,68 млн. долл. США по реконструкции химических заводов, развитию агропромышленного комплекса, переработке сельскохозяйственной продукции и производству охладительных установок. Ожидается привлечение инвестиций на сумму 13,45 млн. грн.

Введение на территориях приоритетного развития в Автономной Республике Крым специального режима инвестиционной деятельности позволит сформировать в ближайшие годы реальный потенциал экономического роста в приоритетных отраслях без существенной нагрузки на государственный бюджет.

Существует тесная связь между общим рейтингом инвестиционной привлекательности областей и объёмами иностранных инвестиций. В регионы с недостаточно развитой экономикой, рыночной, социальной, транспортной, информационной инфраструктурой, высоким уровнем криминалитета, где местные органы власти не уделяют достаточного внимания развитию предпринимательства, инвестиции практически не поступают.

Кроме того, считаю, что сокращение Кабинетом Министров Украины приоритетных видов деятельности также не способствует росту инвестиционной привлекательности регионов.

В некоторых случаях функционирование специального режима инвестиционной деятельности приводит к созданию исключительных условий для отдельных территорий и препятствует развитию конкуренции. На мой взгляд, на государственном уровне поддерживать следует только депрессивные территории.

К сожалению, на Украине затягивается принятие Закона «О мерах по стимулированию развития регионов и депрессивных территорий», который должен способствовать наиболее эффективному использованию наличных финансовых, материальных, трудовых ресурсов, повышению жизненного уровня населения.

В свою очередь создание СЭЗ и территорий приоритетного развития также не является основным инструментом выравнивания дифференциации территорий.

К таким инструментам можно отнести финансовое выравнивание, то есть перераспределение финансовых ресурсов между звеньями системы бюджетов по вертикали и между донорами и дотационными регионами по горизонтали с целью ликвидации существующих дисбалансов.

Финансовому выравниванию должен предшествовать ряд мероприятий. Во-первых, это определение для каждого уровня власти свойственных ему функций и обязательств. Во-вторых, закрепление за каждым уровнем власти стабильных налоговых поступлений на долгосрочный период. В-третьих, обеспечение права органам местного самоуправления устанавливать местные налоги и сборы, кроме предусмотренных законодательством, расширить их перечень.

Достигнуть намеченного в мероприятиях возможно путём разработки и принятия нового закона о местных налогах и сборах, совершенствования налоговой системы, внесения изменений и дополнений в Закон Украины о местном самоуправлении.

Одним из основных инструментов государственного регулирования процессов, протекающих в экономике и социальной сфере Автономной Республики Крым, является разработка программ социально-экономического развития на долгосрочный, среднесрочный и текущий периоды.

С 1998 года на территории автономии реализуется Комплексная долгосрочная программа социально-экономического развития и структурной перестройки экономики Автономной Республики Крым, разработанная с учетом проблем социально-экономического развития республики, природно-климатического и ресурсного потенциала, особенностей специализации региона, его места в общегосударственном и межгосударственном разделении труда. Программой утверждены следующие долгосрочные региональные приоритеты:

  • комплексное развитие и эффективное функционирование курортно-рекреационного комплекса, формирование его как основной отрасли экономики республики;

  • развитие топливно-энергетического и водохозяйственного комплексов до уровня, стабильно обеспечивающего потребности населения и отраслей народного хозяйства;

  • реформирование и развитие агропромышленного комплекса, обеспечивающего потребности местного населения и граждан, приезжающих на отдых и лечение, в экологически чистых продуктах питания, перерабатывающих отраслей промышленности - в сырье и обеспечивающего увеличение экспортного потенциала традиционных видов продукции;

  • ускорение расселения и обустройства депортированных граждан, возвращающихся в Крым;

  • дальнейшее развитие всех видов транспорта, эффективное его использование с целью удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения, расширение объемов международных услуг.

Программа ориентирована, в первую очередь, на реализацию государственных интересов в регионе. Она является практическим инструментом реализации государственной региональной политики в Автономной Республике Крым.

Реализация долгосрочной программы осуществляется путем разработки текущих программ, с помощью которых производится корректировка основных параметров и направлений развития.

В программах осуществляется анализ состояния отраслей, на основании которого определяются прогнозные показатели развития территории на предстоящий год.

Так, при разработке ежегодной программы на очередной 2002 год был проведен анализ работы экономики региона за 2001 год, который помог вскрыть нерешенные проблемы и определить основные направления работы правительства.

На уровне городов и районов разрабатываются аналогичные программы социально-экономического развития региона, которые являются одним из основных инструментов регулирования процессов, протекающих на отдельно взятых территориях.

На базе двух Бахчисарайского и Белогорского районов разрабатываются программы стратегического развития.

Не менее важной проблемой региональной политики является обеспечение комплексного развития малых монофункциональных городов, к которым относятся города с численностью до 50 тыс. человек и в которых специализацию труда экономически активного населения определяют предприятия одной-двух профилирующих областей экономики, формирующие доходную часть бюджета города и обеспечивающие функционирование социальной инфраструктуры и других объектов жизнеобеспечения населения. В Автономной Республике Крым к таким городам относятся Красноперекопск, Армянск, Саки и Щелкино.

Современное состояние малых монофункциональных городов характеризуется проявлениями кризисных явлений последнего десятилетия, среди которых:

  • узкая специализация производства, которая приводит к зависимости экономики города от работы одного-двух предприятий, которые в условиях отсутствия платежеспособного спроса ставят под угрозу возможность дальнейшего существования малых городов;

  • ограниченность выбора профессий, недостаточное количество рабочих мест, неразвитость сферы обслуживания, которые приводят к осложнению ситуации на рынке труда, заостряют демографические проблемы малых городов.

Основными направлениями стабилизации и развития малых монофункциональных городов определены:

  • усиление взаимодействия местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями по вопросам развития городов;

  • содействие развитию малого бизнеса и предпринимательства с целью создания новых рабочих мест.

Проблемы социально-экономического развития малых городов требуют решения, как на региональном, так и на местном уровнях.
Литература


  1. Указ Президента Украины «О мерах по социально-экономическому развитию Автономной республики Крым и г. Севастополя» от 13. 03. 2000 г. - № 460/2000.

  2. Указ Президента Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и СЭЗ «Порт Крым» в Автономной Республике Крым» от 26. 06. 1999 г. - № 970.

  3. Указ Президента Украины «О концепции региональной политики» от 25. 05. 01г. № 341/2001.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О поддержке регионального развития iconП лан проведения конференций в 2013г
При поддержке: Министерства регионального развития, строительства и жкх украины

О поддержке регионального развития iconП ринципы разраб о тки стратегий регионального развития приграничных территорий
Стратегией регионального развития приграничных территорий является устойчивое развитие данных регионов. Идея устойчивости в разных...

О поддержке регионального развития icon«Производство и перспективы развития в Украине крупнопанельного домостроения...
Организаторы и партнеры: Ассоциация «Всеукраинский союз производителей строительных материалов и изделий», ниисми, «Премьер Экспо»,...

О поддержке регионального развития iconПлан мероприятий на 2013 год по реализации Государственной стратегии...
Обеспечение формирования перечня инвестиционных программ (проектов), предлагаемых к реализации в 2014 году за счет средств государственного...

О поддержке регионального развития iconТеоретические основы формирования стратегии регионального развития приграничных территорий
В статье рассматриваются принципы разработки стратегий регионального развития приграничных территорий. Определены факторы, которые...

О поддержке регионального развития iconПроблемы современной экономики, n 2(30) 2009
В статье показана роль регионов в государственном развитии; рассмотрены предпосылки смены парадигмы регионального развития; отражен...

О поддержке регионального развития icon«Автоклавный газобетон: производство и применение в строительстве» Организаторы
Всеукраинская ассоциация производителей автоклавного газобетона, Ассоциация «Всеукраинский союз производителей строительных материалов...

О поддержке регионального развития iconПрограмма занятости населения
Основные тенденции социально-экономического развития региона и развития регионального рынка труда

О поддержке регионального развития iconV международная научно-практическая конференция, посвященная 80-летию...
Оргкомитет V международной научно-практической конференции «Современные проблемы регионального развития», посвященной 80-летию Еврейской...

О поддержке регионального развития iconСерия семинаров на тему: «Интернет для частного предпринимателя. Новые возможности»
Семинары проводятся при поддержке Донецкого городского совета и Регионального фонда поддержки предпринимательства в г. Донецке

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<