Викторина «Юные защитники природы» Загадки Глава Работа с родителями по формированию любви к природе Родительское собрание (игра-путешествие) Беседа «Воспитание любви к природе»




НазваниеВикторина «Юные защитники природы» Загадки Глава Работа с родителями по формированию любви к природе Родительское собрание (игра-путешествие) Беседа «Воспитание любви к природе»
страница1/6
Дата публикации12.03.2013
Размер0.75 Mb.
ТипВикторина
uchebilka.ru > География > Викторина
  1   2   3   4   5   6
----------------------------- ПЕРСПЕКТИВЫ --------------------------------- 3

Введение
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования природоохранной компетентности младших школьников.

1. 1. Сущность экологического воспитания.

1.2. Экологическое воспитание младших школьников в учебно–воспитательном процессе

1.3. Развитие экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Глава 2. Игровые технологии в экологическом воспитании.

2.1. Роль игры в воспитательном процессе

2.2. Экологические игры

2.3. Экологические сказки

2.4. Звёздный час

^ 2.5. Экологическая игра – урок

2.6. Викторина «Юные защитники природы»

2.7. Загадки
Глава 3. Работа с родителями по формированию любви к природе

^ 3.1. Родительское собрание (игра-путешествие)

3.2. Беседа «Воспитание любви к природе».

Выводы. Охранять природу - значит охранять Родину

----------------------------- ПЕРСПЕКТИВЫ --------------------------------- 4
Введение

Актуальность. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
В третьем тысячелетии человечество столкнулось с целым рядом глобальных экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность существования жизни на Земле.

Необходимо научить людей жить и работать в согласии с окружающей средой. Этого можно достичь посредством качественного преобразования сложившейся в стране практики экологического образования и воспитания.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, методистов, практиков. Чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Не вызывает сомнений, что основной ориентир в решении этой проблемы – это цель экологического образования. Интегративная сущность таких понятий, как экологическая ответственность, ответственное отношение к окружающей среде, экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование по своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно раскрывается системой учебных предметов начальной школы.

Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и
----------------------------- ПЕРСПЕКТИВЫ --------------------------------- 5
каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как “непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально- природной среде и здоровью становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики” (Из Концепции общего среднего общеобразовательного образования).

Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного

отношения к природе, охране природных богатств такова актуальность данной работы.

В содержание экологического воспитания входит формирование начал экологической культуры в младшем школьном возрасте - это становление осознанно- правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Эффективность экологического воспитания младших школьников целиком зависит от создания правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. Важно сформировать осознанное правильное отношение к природе, окружающей среде, объектам живой и неживой природы. Исходя из этого, основной целью экологического воспитания детей младшего школьного возраста является формирование начал экологического культуры.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными
----------------------------- ПЕРСПЕКТИВЫ --------------------------------- 6
знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду. В основе построения занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:

* формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

* развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

* обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

* воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали. Целью моего исследования является: исследовать содержание современного экологического образования и его основных компонентов.

Задачами исследования являются:

1. Исследовать содержание экологического образования в Украине и выявить его значение;

2. Рассмотреть основные компоненты экологического образования и выделить их значение;

3. Исследовать технологии использования различных компонентов экологического образования в начальной школе.

4. Исследовать педагогические технологии в экологическом образовании младших школьников.
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования природоохранной компетентности младших школьников



    1. ^ Сущность экологического воспитания.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа
----------------------------- ПЕРСПЕКТИВЫ --------------------------------- 7
нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

  • понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

  • освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

  • проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

----------------------------- ПЕРСПЕКТИВЫ --------------------------------- 8
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через

сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;



----------------------------- ПЕРСПЕКТИВЫ --------------------------------- 9


  • осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за

состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

----------------------------- ПЕРСПЕКТИВЫ --------------------------------- 10
^ 1.2. Экологическое воспитание младших школьников в учебно – воспитательном процессе

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

Природа – великий учитель!

Курс «Я и Украина» – это один из самых сложных и интересных предметов в начальной школе. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек, общество и природа рассматриваются здесь в неразрывном органичном единстве. Интересен этот предмет тем. Что и учитель, и ученик являются наблюдателями, экспертами. Участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира.

В течение четырёх лет в начальной школе на уроках чтения, русского и украинского языка и «Я и Украина» я включаю беседы по теме “Экологическое воспитание младших школьников”. Убедилась, что эти уроки позволяют организовывать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор моих учеников, но и развивает, воспитывает их. Наблюдаю, как

----------------------------- ПЕРСПЕКТИВЫ --------------------------------- 11
меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас, и это меня очень радует.

В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить три этапа. В качестве основных критериев роста следует, на мой взгляд, назвать приобретённый ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры личности). И следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:

• усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;

• наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;

• потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;

• проявления эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

• проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, и формы их проявления.

Приведу конспект урока природоведения в 4-м классе "Я и Украина" .

----------------------------- ПЕРСПЕКТИВЫ --------------------------------- 12
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Викторина «Юные защитники природы» Загадки Глава Работа с родителями по формированию любви к природе Родительское собрание (игра-путешествие) Беседа «Воспитание любви к природе» iconЗвучат позывные фанфар. Следом появляется глашатай
Цель: создание позитивного настроения у зрителей, закрепление навыков ктд, воспитание любви к природе

Викторина «Юные защитники природы» Загадки Глава Работа с родителями по формированию любви к природе Родительское собрание (игра-путешествие) Беседа «Воспитание любви к природе» iconИгра «поле чудес» деревья крыма классный час для 5 8 кл.
Цель: Расширение кругозора учащихся, знаний о родном крае, привитие любви к природе

Викторина «Юные защитники природы» Загадки Глава Работа с родителями по формированию любви к природе Родительское собрание (игра-путешествие) Беседа «Воспитание любви к природе» iconТема: Осень – лету венец, всей работе венец
Показать необходимость проведения опытнической и исследовательской работы в природе и на участке. Развивать чувства прекрасного,...

Викторина «Юные защитники природы» Загадки Глава Работа с родителями по формированию любви к природе Родительское собрание (игра-путешествие) Беседа «Воспитание любви к природе» iconТема : С. Есенин «Берёза»
Цель: Уточнение знаний уч-ся об особенностях проверочных слов и способах их проверки; формирование умений обосновывать написание...

Викторина «Юные защитники природы» Загадки Глава Работа с родителями по формированию любви к природе Родительское собрание (игра-путешествие) Беседа «Воспитание любви к природе» iconТема: «Воспитание любви к родному краю и природе родного края»
Анкетирование родителей (изучение опыта совместного посещения родителей с детьми различных мест родного края)

Викторина «Юные защитники природы» Загадки Глава Работа с родителями по формированию любви к природе Родительское собрание (игра-путешествие) Беседа «Воспитание любви к природе» icon«Путешествие по карте Украины»
Украины. Развивать интерес к историческому прошлому своего края, окружающему миру и познавательной деятельности. Осуществлять межпредметные...

Викторина «Юные защитники природы» Загадки Глава Работа с родителями по формированию любви к природе Родительское собрание (игра-путешествие) Беседа «Воспитание любви к природе» iconВ энергодарском центре туризма, краеведения и спорта прошла неделя экологии и краеведения
Ания детей о природе; раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; способствовать...

Викторина «Юные защитники природы» Загадки Глава Работа с родителями по формированию любви к природе Родительское собрание (игра-путешествие) Беседа «Воспитание любви к природе» iconУрок добра, красоты, природы
Цель: расширить знания учеников о природе, развивать память, внимание, мышление учеников, умение общаться; воспитывать любовь к природе,...

Викторина «Юные защитники природы» Загадки Глава Работа с родителями по формированию любви к природе Родительское собрание (игра-путешествие) Беседа «Воспитание любви к природе» iconМедицина уже не в состоянии лечить человека. Возврат к Природе в...
Возврат к Природе в проблемах питания сегодня просто необходим. Никогда еще человечество не уходило так далеко от Природы, не нарушало...

Викторина «Юные защитники природы» Загадки Глава Работа с родителями по формированию любви к природе Родительское собрание (игра-путешествие) Беседа «Воспитание любви к природе» icon11 Руководство на основе любви в действии: решение главных проблем, связанных с дисциплиной 160
Она посвящается также любви между родителями и детьми. Это та вселенская сила, которая объединяет всех нас

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<