Система контрольно-оценочной деятельности учащихся по географии




Скачать 178.9 Kb.
НазваниеСистема контрольно-оценочной деятельности учащихся по географии
Дата публикации18.10.2013
Размер178.9 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > География > Документы



Система контрольно-оценочной деятельности

учащихся по географии

Учитель географии МЗШ І-ІІІ ступеней №1

Васильева Мария Викентьевна,

специалист высшей категории
Важным элементом уроков географии является проверка знаний и умений, а также актуализация опорных знаний, необходимых для успешного изучения нового материала на уроке. Проверке подлежит основной материал, через его воспроизведение и применение в сходных и новых учебных ситуациях. К нему относятся мировоззренческие идеи, теоретические вопросы (общие понятия, принципы, связи, закономерности) и факты, отраженные в содержании программы, а также приемы учебной работы. Содержание проверки должно соответствовать конечным результатам обучения разделу курса, которые зафиксированы в рубрике программы «Основные требования к знаниям и умениям учащихся» по каждому курсу географии.

Овладение методикой проверки знаний и умение их объективно оценивать – одна из важных и трудных задач, стоящих перед учителем. Она приобретает особое значение, когда обучение должно обеспечивать не только высокий уровень знаний школьников, сознательное и прочное усвоение, умение использовать их для самостоятельного приобретения новых знаний, но и развитие познавательных способностей учащихся.

Бессистемность контроля и субъективизм в оценке знаний и навыков учащихся снижает эффективность и воспитательное значение процесса обучения, отталкивает учеников не только от предмета, но и от учителя. Объективная оценка результатов работы вызывает доверие и уважение к учителю со стороны учеников. Процесс контроля объединяет проверку и оценку знаний и умений, фиксирование результатов, коррекцию ошибок. Нестандартные методы дают возможность разнообразить уроки, сделать их интереснее и непохожими.
^ Функции контроля

Проверка и оценка, т. е. контроль уровня усвоения содержания образования, достигнутого учащимися, являются неотъемлемой составной частью процесса обучения вообще и обучения географии в частности.
*Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными
*Диагностическая функция – получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

*Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей темы учебного материала.

Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
*Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение и мышление школьников, формируются мотивы познавательной деятельности.
*Ориентирующая функция – получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько усвоен и как глубоко усвоен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
*Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
^ Виды контроля знаний учащихся
Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения. В современной педагогике различают следующие виды контроля:
*Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне знаний учащихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты такого контроля должны использоваться для адаптации учебного материала к особенностям контингента учащихся. Желательно осуществлять предварительный контроль перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель его – ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо повторение (объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников.

*Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение – оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебной работы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как ученики усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает учителю наметить рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы учеников, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому.
*Тематический (периодический) контроль – выявление и оценка знаний и умений, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках. Его цель – установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Периодический контроль проводится после изучения логически завершенной части учебного материала – темы, подтемы, раздела. Учащиеся в ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное.
*Рубежный контроль – проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
*Итоговый контроль – проводится в конце изучения большой темы, раздела, курса для систематизации знаний учеников.
*Заключительный контроль – позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. Например, выпускные экзамены в школе.
^ Тип контроля знаний учащихся
В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:
*Внешний контроль – осуществляется учителем над деятельностью учащегося. Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она является характеристикой результатов учебной деятельности учащегося, дает представление о состоянии его знаний и умений и степени их соответствия требованиям контроля, осведомляет учащегося о том, какого мнения о нем преподаватель. Все это корректирует самооценку учащегося.
*Взаимный контроль – осуществляется учащимся над деятельностью товарища. Роль взаимного контроля и эффективности учебной деятельности учеников трудно переоценить. Он содействует выработке таких качеств, как честность и справедливость. Взаимный контроль помогает учителю осуществить проверку знаний учащихся. Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. Входе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учеников, их взаимоотношение с товарищами.
*Самоконтроль – осуществляется учащимся над собственной деятельностью. Способствует формированию критического отношения к результатам своей работы, требовательности к себе. Этот тип контроля так же важен с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Ведь при этом учащиеся фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности.
^ Формы контроля знаний учащихся
В соответствии с формами обучения выделяются три формы контроля:
*Индивидуальный контроль – каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
*Групповой контроль – класс временно делится на несколько групп и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагаются одинаковые задания или дифференцированные. Результатом работы группы может быть выступление или какая-то творческая работа.
*Фронтальный контроль – задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, степень закрепления в памяти.
^ Различные методы контроля знаний учащихся на уроках географии


  1. Устный контроль.

На уроках контроль знаний осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.

^ Фронтальный опрос

При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:

-выяснения готовности класса к изучению нового материала;

-определения сформированности понятий;

-проверки домашних заданий;

-поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке;

-при подготовке к выполнению практических работ.
^ Индивидуальный устный опрос

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимание учеников на сложных понятиях, процессах.

В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами являются:

-обращение с вопросом ко всему классу;

-конструирование ответа;

-рецензирование ответа;

-оценка ответа и ее обоснование;

-постановка вопросов ученику самими учащимися;

-взаимопроверка;

-самопроверка.
2. Письменный контроль

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.
^ Географический диктант

Географические диктанты являются широко распространенным методом контроля знаний учащихся. Однако под этим термином скрывается довольно обширная группа различных методов, наиболее распространенной формой которых является диктант по контурной карте, когда учитель зачитывает список географических объектов под номерами, а ученики должны поставить их в соответствующем месте контурной карты.
Второй тип диктанта – диктант по терминологии. В этом случае ученики в тетрадях пишут несколько географических терминов, а учитель вслух читает их определения под номерами. Ученики должны напротив каждого термина поставить соответствующий номер.

Возможны и другие варианты диктанта, допустимы и комбинированные диктанты.
Зачет

Зачет проводится для определения достижения конечных результатов по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.

Необходимость такого контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.

Зачет может стать одним из основных методов контроля знаний в старших классах.

Зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у каждого ученика: всем даются индивидуальные задания.
^ Самостоятельная работа

Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.

Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного обсуждения новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.
^ Контрольная работа

Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.
^ Практическая работа

Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая на уроках географии может быть связана с работой на контурных картах или с описанием географического объекта по типовому плану.

Тест

Тесты – это достаточно краткие задания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной дятельности.

Существуют различные формы тестовых заданий:

*Тестовые задания закрытой формы.

Эта форма заданий прочно вошла в практику современной школы. Как правило, в таких заданиях дается несколько ответов, из которых хотя бы один правильный.

Преимуществами такой формы тестовых заданий является:

-быстрота тестирования;

-можно охватить большую аудиторию;

-простота подсчетов баллов.
Наряду с достоинствами, задания с выбором обладают и недостатками. Задания закрытой формы подвергаются критике по следующим причинам:

-испытуемому демонстрируются неверные ответы, которые он может запомнить;

-испытуемому предоставляется возможность случайным образом угадать верный ответ.
*Тестовые задания открытой формы.

В заданиях открытой формы готовые ответы не даются: их должен придумать или получить сам ученик. Иногда вместо термина «задания открытой формы» используют термины: «задания на дополнение» или «задания с конструируемым ответом». Для открытой формы принято использовать инструкцию, состоящую из одного слова «Дополните»

Задания на дополнение бывают двух заметно отличающихся видов:

  1. с ограничениями, налагаемыми на ответы;

  2. задания со свободно конструируемым ответом, в котором необходимо составить развернутый ответ (например, виде микросочинения).

В заданиях с ограничениями заранее определяется, что однозначно считать правильным ответом. Обычно он бывает достаточно кратким – одно слово, число, символ и т.д. Иногда – более длинным, но не превышающим двух-трех слов. Естественно, что регламентированная краткость ответов выдвигает определенные требования к сфере применения, поэтому задания первого вида в основном используются для оценки достаточно узкого круга умений. Отличительная особенность заданий с ограничениями на дополняемые ответы заключается в том. Что они должны порождать только один правильный ответ.

Задания второго типа со свободно конструируемым ответом не имеют никаких ограничений на содержание и форму представления ответов. За определенное время учащийся может писать что угодно и как угодно. Однако тщательная формулировка подобных заданий предполагает наличие эталона, в качестве которого обычно выступает наиболее правильный ответ с описывающими его характеристиками и признаками качества.

Главной трудностью при составлении заданий открытого типа является соблюдение основного требования к тестовым заданиям – наличие однозначного ответа.
Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения являются:

  1. краткость и однозначность ответов;

  2. необходимость воспроизведения ответа по памяти;

  3. отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

  4. простота формулировки вопросов;

  5. простота проверки;

  6. невозможность угадать ответ.


Основное преимущество этих заданий – невозможность угадать ответ, а основной недостаток – сложность формализации ответа.
*Тестовые задания на соответствие.

Используется в тех случаях, когда целью задания является выяснить – умеет ли ученик находить связи, ассоциации между явлениями, событиями, структурными единицами и т.д.

К заданиям дается стандартная инструкция: «Установите соответствие».

Элементы для сопоставления записываются в два столбца: слева обычно приводятся элементы задающего множества, содержащие постановку проблемы, а справа - элементы, подлежащие выбору. В самой нижней части задания приводится место для ответов –

«Ответы: 1----, 2----, 3----, 4----,….». Рядом с номером элемента из левой колонки, ученик должен вписать букву соответствующего элемента из правой колонки.

Существует и другая модификация заданий на установление соответствия – с многократным выбором. В этих заданиях каждому элементу левого столбца могут соответствовать несколько элементов правого столбца.

При оценивании задания поступают, так же как и в заданиях с выбором нескольких правильных ответов – либо давать 1 балл за полностью выполненное задание и 0 баллов за хотя бы одну ошибку, либо присваивать и снимать баллы за правильно и неправильно установленные соответствия. Можно также использовать метод «частичного балла».
*Тестовые задания на ранжирование (задания на установление правильной последовательности).

Учащемуся необходимо указать порядок действий, процессов или объектов, перечисленных в задании.

Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановление соответствия.

Задания на восстановление последовательности незаслуженно редко используются в тестах. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью и однозначностью ответов.

Основные требования к тестам на ранжирование:

-в качестве условия подбираются задания, имеющие четкий алгоритм действия или строгую последовательность;

-формулировка утверждений должна быть четкой и предельно краткой.
Кроме перечисленных требований, при составлении заданий на упорядочивание элементов следует отметить обязательность инструкции для учащихся – в какой именно последовательности располагать элементы – от большего к меньшему, в алфавитном, хронологическом порядке и т.п.

К минусам данной формы тестирования можно отнести сложность оценивания.
Подводя итог, можно заметить, что удачно составленный тест, как метод контроля, имеет ряд достоинств, а именно:

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.

3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.

5. Активизирует мышление школьников.

6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.
Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.

Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
^ Нетрадиционные виды контроля
«…каков ребенок в игре, таков он во многом будет в работе и в жизни, когда вырастет… . В хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли». А.С. Макаренко.

За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида.
КРОССВОРД

Кроссворд – игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.

К каждому слову дается текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения. Загаданные слова представлены в кроссворде в виде цепочки ячеек, в каждую из которых по порядку вписываются буквы ответа – по одной в каждую ячейку. В классическом кроссворде ячейки имеют вид квадратных клеток, собранных в прямую линию.
Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи – на общую проверку знаний по большому блоку материала, количество вопросов в них -15-25.

Этот метод проверки – только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
ВИКТОРИНА

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5-6 минут.

Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые ученики дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.
ГОЛОВОЛОМКА

Головоломка опирается на широко известные сведения или сведения, до которых можно додуматься в процессе решения.

Обычно в начале урока приходится решать проблему активизации внимания учащихся, быстрого вхождения в рабочий ритм. Для этого можно использовать различные приемы. Один из них – предложить головоломку, которая решается в течение одной минуты. Это заставляет сосредоточиться к дальнейшей работе.
РЕБУС

Ребус – это загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.
Умелое владение учителем различными формами контроля знаний учащихся способствует повышению заинтересованности учеников в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Система контрольно-оценочной деятельности учащихся по географии iconЗакон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной...
Субъект оценочной деятельности: ООО «Гинес Груп», Сертификат №11576/11 субъекта оценочной деятельности выданный Фондом Государственного...

Система контрольно-оценочной деятельности учащихся по географии iconПамятка учителю по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности учителя
Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой "Требования к знаниям и умениям учащихся". Программа определяет...

Система контрольно-оценочной деятельности учащихся по географии iconРаспоряжение Мэра Москвы от 12 июля 1999 г. N 723-рм
Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-фз "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Закона города Москвы от 11 февраля...

Система контрольно-оценочной деятельности учащихся по географии icon3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений...

Система контрольно-оценочной деятельности учащихся по географии iconО конкурсном отборе субъектов оценочной деятельности
Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета (далее Фонд), если он выступает заказчиком независимой оценки имущества,...

Система контрольно-оценочной деятельности учащихся по географии iconО конкурсном отборе субъектов оценочной деятельности
Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета (далее Фонд), если он выступает заказчиком независимой оценки имущества,...

Система контрольно-оценочной деятельности учащихся по географии iconО конкурсном отборе субъектов оценочной деятельности
Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета (далее Фонд), если он выступает заказчиком независимой оценки имущества,...

Система контрольно-оценочной деятельности учащихся по географии iconЗаконодательством Украины
Основной задачей заместителя начальника контрольно-ревизионного отдела является обеспечение деятельности и функций, изложенных в...

Система контрольно-оценочной деятельности учащихся по географии iconРозробили вчителі російської мови та літератури Цюнько Н. В., Білова В. В
Данная комплексная система заданий предназначена для проверки усвоения знаний учащихся по творчеству А. П. Чехова, развитию творческих...

Система контрольно-оценочной деятельности учащихся по географии iconЛекция 4: система методов общественной географии
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<