Скачать 71.77 Kb.
|
УРОК ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ДИСПЕРСИЯ СВЕТА» Цель: закрепить и углубить знания учащихся о свойствах света, развивать умение видеть новое и узнавать известное в новом, учить наблюдать, сравнивать, изучить явление дисперсии света, знать примеры его проявления, продолжить обучение работе в группах, формирование умения слушать, толерантности. Оборудование: оптическая скамья, призма, белый лист, фотография спектра, диск с цветными сегментами, электродвигатель, штатив для закрепления диска, табличка «Спектр», магнитная доска, разноцветные полоски на магнитах, заранее изготовленные учениками мини- плакаты, задания для работы в группах (карточки), цветные стекла, картинки, цветные карандаши, проектор (для показа нескольких слайдов с видами природы в ярких красках) или рисунки детей. (Возможно создание и использование презентации к уроку, вместо детских плакатов – по желанию учителя) ^ : комбинированный Ход урока:
Сделать рисунки «Оптические явления» (или фотографии) Творческое задание: Составить попурри из «Разноцветных песен» («Оранжевая песенка», «Кузнечик», «Синий платочек», и др.) Приготовить сообщение – презентацию «Как видят животные»
Что такое преломление света? Как можно увидеть это явление? Где? Что называют углом падения? Какой угол называют углом преломления? Почему свет преломляется? (из-за изменения скорости света в среде) Что такое показатель преломления света? Сформулируйте законы преломления света. Как ведут себя световые лучи при переходе в другую среду? (если вторая среда оптически более плотная? менее плотная?) Начертите дальнейший ход лучей (на доске закреплены рисунки): ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() α ![]() Вода, n=1,3 ![]() ![]() ![]() α ![]() ![]() ![]() Сравните рисунки. Вывод: стекло отклоняет лучи сильнее, чем вода. В стекле скорость света меньше, чем в воде. Н ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Стекло Вывод по призме: призма отклоняет лучи к основанию.
Мы не всегда обращаем внимание на красоту вокруг нас. ( Показ красочных слайдов о природе) Красиво! А попробуйте представить себе наш мир черно-белым. Насколько он был бы беднее! Что же такое цвет, почему разные тела отличаются по цвету, как вы думаете? Почему листья растений зеленые, небо голубое, а роза красная? Много лет люди пытались пояснить природу цвета (красного, синего, зеленого,…) Сегодня и мы попытаемся найти ответ на эти вопросы. О белом цвете вопросов не было – белый казался самым простым. Но так только казалось. В семнадцатом веке Исаак Ньютон провел интересный опыт, который в 21 веке мы повторим. ( затемнение) Возьмем источник света – мощную лампу, свет от неё пройдет через щель. На экране (белый лист на доске) увидим белое пятно от щели. А если на пути света (тонкого луча) поставить призму, то на экране увидим полосу с радужным окрашиваем. Посчитайте цвета. 7 цветов. Кто может их назвать по порядку. (снимаем затемнение) На доске вывешивается фотография спектра, сделанная предварительно. Какой вывод можно сделать из опыта Ньютона? (На доске добавляется мини – плакат) ^ Спектр – радужная полоса. К такому же выводу пришел и Ньютон. Ребята, а где еще можно увидеть спектр? (на скосе стекла, в мыльных пузырях, в масляной пленке на воде) Почему же цветные лучи разделились после прохождения призмы? Опишите, как преломляются лучи в призме, начального направления. Как преломляются разные цветные лучи? Они преломляются по-разному. А почему свет преломляется, то есть меняет направление? Из-за разной скорости в воздухе и в стекле. Если цветные лучи в стекле преломляются по-разному, значит у них разные скорости. Добавит на доску новый мини-плакат: ^ Какие лучи мало отклоняются? Красные. Какие лучи сильнее всего отклоняются? Фиолетовые. Поэтому-то лучи разного цвета попадают на разные участки экрана, то есть разделяются. На доске появляется рисунок: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Красный Фиолетовый От чего же зависит отклонение луча? От его цвета. А еще отклонение зависит от его скорости. Значит, скорость и цвет связаны. Плакаты: ^ Дисперсия – зависимость скорости распространения света в определенной среде от цвета светового луча. V ~ от цвета (скорость зависит от цвета) Если белый свет мы разделили, разложили на составные - цветные лучи, то что будет, если разноцветные лучи опять собрать в один? Ньютон при помощи линзы собрал все цветные лучи в один и на экране увидел… белый цвет (схема опыта Ньютона) Проверим и мы. Опыт со сложением 7 цветов с вращением круга с секторами. Почему при одинаковом солнечном свете мы видим листья растений зелеными, экран белым, шарф – синим…? Экран белый - отражает почти все солнечные лучи. Листья растений зеленые, потому что они отражают свет избирательно: хорошо отражает зеленую часть белого света и очень слабо - все остальные части спектра. В ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
1.Выберите, на каком рисунке показано явление дисперсии ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 2. Какое природное явление поясняется дисперсией света? А) молния; Б) солнечное затмение; В) радуга;, Г) лунное затмение; Д) тень от дерева; 3.В радуге выделяют 7 цветов. Восстановите последовательность цветов, начиная с красного (на магнитной доске надо установить цветные полоски) 4.Задания для работы в группах, три варианта. (группы по 2-3 человека) I группа. 1.Какая информация зашифрована в стихотворении: Как однажды Жак звонарь Голубой стащил фонарь 2.Экспериментально определите, какие цвета получатся, если сложить синий и желтый цвета. Какие лучи пропускает синее стекло? 3. В какое стеклышко на картинке нельзя увидеть тюльпаны? ![]() Нельзя прочесть слово «спектр»? (слово написано красной ручкой) II группа
![]() III группа
![]() ![]() ![]() красный
![]() Пока группы работают, класс получает задание и вместе с учителем отвечает на вопросы:
воспринимается как более яркий, темный.)
Команды рассказывают о своей работе над карточками. Игра «ДА ИЛИ НЕТ» (Ученики на маленьком листке бумаги пишут только номер задания и цифры: 1 - «ДА» или 2 – «НЕТ».)
Код правильных ответов: 11, 22, 32, 41, 52, 62, 71, 81, 91, 102. Ответы легко и быстро проверяются взаимопроверкой после обмена работами.
Что для вас было самым интересным? Что показалось трудным для понимания? Понравился ли вам урок? Чем? Учитель - Хочу отметить хорошую работу на уроке следующих учащихся… Эти ученики к оценке за игру «да – нет» получат дополнительные баллы, как и те, кто работал в группах. Спасибо всем за работу. |
![]() | «Историки». Члены этой команды изучают историю открытия и изучения явления дифракции света | ![]() | Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме "Действия с обыкновенными дробями" |
![]() | «Производная в физике». Урок проводился в 11 классе учителями физики и математики. Продолжительность урока 45 минут. Это урок систематизации... | ![]() | |
![]() | Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала с практической работой | ![]() | Оптические явления в природе. Источники света. Луч света. Прямолинейное распространение света. Солнечное и лунное затмения |
![]() | Урок по теме «Телевидение в нашей жизни: плюсы и минусы» проводится в 9 классе со средним уровнем обученности. На уроке используются... | ![]() | Образовательные: отработать навыки построения и чтения графиков функций и проверить знания по данной теме |
![]() | Тип урока: урок по информатике с применением интерактивных и информационных технологий; урок применения знаний и навыков | ![]() | Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Применение производной функции»; развивать логическое мышление,... |