Министерство общего и профессионального образования российской федерациикемеровский государственный университетдоклад«Сущность и направления охраны окружающей природной среды…»




Скачать 164.7 Kb.
НазваниеМинистерство общего и профессионального образования российской федерациикемеровский государственный университетдоклад«Сущность и направления охраны окружающей природной среды…»
Дата публикации12.11.2013
Размер164.7 Kb.
ТипДоклад
uchebilka.ru > География > Доклад
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Сущность и направления охраны окружающей природной среды

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИКЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТДОКЛАД«Сущность и направления охраны окружающей природной среды…»Выполнил:Ст-т гр. СП-981Павленко П. Ю.Проверила:Белая Татьяна ЮрьевнаКемерово - 99СОДЕРЖАНИЕ:Сущность и направления охраны окружающей природной среды§ 1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны§ 2. Объекты и принципы охраны окружающей природной средыИнженерная охрана окружающей природной среды§ 1. Природоохранная деятельность предприятий§ 2. Виды и принципы работы очистного оборудования и сооруженийНормативно-правовые основы охраны окружающей природной среды§ 1. Система стандартов и нормативов§ 2. Закон на страже природы 1. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ § 1. ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОХРАНЫ Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы вбиосфере можно сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая подними любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения: — ингредиентное (ингредиент — составная часть сложного соединения илисмеси) загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественночуждых естественным биогеоценозам; — параметрическое загрязнение (параметр окружающей среды — одно из еесвойств, например уровень шума, освещенности, радиации и т. д.), связанноес изменением качественных параметров окружающей среды; — биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии на состав иструктуру популяции живых организмов; — стациально-деструкционное загрязнение (стация — место обитанияпопуляции, деструкция — разрушение), представляющее собой изменениеландшафтов и экологических систем в процессе природопользования. До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основномзащита ее животного и растительного мира от истребления. Соответственно иформами этой защиты было главным образом создание особо охраняемыхтерриторий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельныхживотных, и т. п. Ученых и общественность волновали прежде всегобиоценотическое и частично стациально-деструкционные воздействия набиосферу. Ингредиентное и параметрическое загрязнение, конечно,существовало тоже, тем более что об установке очистных сооружений напредприятиях и речи не шло. Но оно не было столь многообразным имассированным, как теперь, практически не содержало искусственно созданныхсоединений, не поддающихся естественному разложению, и природа с нимсправлялась самостоятельно. Так, в реках с ненарушенным биоценозом инормальной скоростью течения, не замедляемой гидротехническимисооружениями, под влиянием процессов перемешивания, окисления, осаждения,поглощения и разложения редуцентами, дезинфекции солнечным излучением и др.загрязненная вода полностью восстанавливала свои свойства на протяжении 30км от источников загрязнения. Конечно же, и раньше наблюдались отдельные очаги деградации природы вокрестностях наиболее загрязняющих производств. Однако к середине XX в.темпы ингредиентного и параметрического загрязнений возросли и качественныйих состав изменился столь резко, что на значительных территорияхспособность природы к самоочищению, т. е. естественному разрушениюзагрязнителя в результате природных физических, химических и биологическихпроцессов, была утрачена. В настоящее время не происходит самоочищения даже таких полноводных ипротяженных рек, как Обь, Енисей, Лена и Амур. Что же говорить омногострадальной Волге, естественная скорость течения которой в несколькораз снижена гидротехническими сооружениями, или реке Томь (ЗападнаяСибирь), всю воду которой промышленные предприятия успевают забрать длясвоих нужд и спустить обратно загрязненной, как минимум, 3 — 4 раза, преждечем она доберется от истока до устья. Способность почвы к самоочищению подрывается резким уменьшением в нейколичества редуцентов, происходящим под влиянием неумеренного примененияпестицидов и минеральных удобрений, выращивания монокультур, полной уборкис полей всех частей выращенных растений и т. д. § 2. ОБЪЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных,государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов,доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителяи обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований,конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этихтребований. Только если все эти составные части соответствуют друг другу посодержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраныокружающей природной среды, можно рассчитывать на успех. Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы ототрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защитычеловека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятияинтегрируются в термине «охрана окружающей (человека) природной среды». Охрана окружающей природной среды складывается из: — правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в видеюридических законов, обязательных для исполнения; — материального стимулирования природоохранной деятельности,стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий; — инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную иресурсосберегающую технологию и технику. В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающейприродной среды» охране подлежат следующие объекты: — естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; — земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух,леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетическийфонд, природные ландшафты. Особо охраняются государственные природные заповедники, природныезаказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие илинаходящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места ихобитания. Основными принципами охраны окружающей природной среды должныявляться: — приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни,труда и отдыха населения; — научно обоснованное сочетание экологических и экономическихинтересов общества; — учет законов природы и возможностей самовосстановления исамоочищения ее ресурсов; — недопущение необратимых последствий для охраны природной среды издоровья человека; — право населения и общественных организаций на своевременную идостоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательномвоздействии на нее и на здоровье людей различных производственных объектов; — неотвратимость ответственности за нарушение требованийприродоохранительного законодательства. 2. ИНЖЕНЕРНАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ § 1. ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ Природоохранной является любая деятельность, направленная насохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивостьбиосферы. К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая наобщегосударственном уровне деятельность по сохранению эталонных образцовнетронутой природы и сохранению разнообразия видов на Земле, организациинаучных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитаниюнаселения, так и деятельность отдельных предприятий по очистке от вредныхвеществ сточных вод и отходящих газов, снижению норм использованияприродных ресурсов и т. д. Такая деятельность осуществляется в основноминженерными методами. Существуют два основных направления природоохранной деятельностипредприятий. Первое — очистка вредных выбросов. Этот путь «в чистом виде»малоэффективен, так как с его помощью далеко не всегда удается полностьюпрекратить поступление вредных веществ в биосферу. К тому же сокращениеуровня загрязнения одного компонента окружающей среды ведет к усилениюзагрязнения другого. И Например, установка влажных фильтров при газоочистке позволяетсократить загрязнение воздуха, но ведет к еще большему загрязнению воды.Уловленные из отходящих газов и сливных вод вещества часто отравляютзначительные земельные площади. Использование очистных сооружений, даже самых эффективных, резкосокращает уровень загрязнения окружающей среды, однако не решает этойпроблемы полностью, поскольку в процессе функционирования этих установоктоже вырабатываются отходы, хотя и в меньшем объеме, но, как правило, сповышенной концентрацией вредных веществ. Наконец, работа большей частиочистных сооружений требует значительных энергетических затрат, что, в своюочередь, тоже небезопасно для окружающей среды. Кроме того, загрязнители, на обезвреживание которых идут огромныесредства, представляют собой вещества, на которые уже затрачен труд икоторые за редким исключением можно было бы использовать в народномхозяйстве. Для достижения высоких эколого-экономических результатов необходимопроцесс очистки вредных выбросов совместить с процессом утилизацииуловленных веществ, что сделает возможным объединение первого направлениясо вторым. Второе направление — устранение самих причин загрязнения, что требуетразработки малоотходных, а в перспективе и безотходных технологийпроизводства, которые позволяли бы комплексно использовать исходное сырье иутилизировать максимум вредных для биосферы веществ. Однако далеко не для всех производств найдены приемлемые технико-экономические решения по резкому сокращению количества образующихся отходови их утилизации, поэтому в настоящее время приходится работать по обоимуказанным направлениям. Заботясь о совершенствовании инженерной охраны окружающей природнойсреды, надо помнить, что никакие очистные сооружения и безотходныетехнологии не смогут восстановить устойчивость биосферы, если будутпревышены допустимые (пороговые) значения сокращения естественных, непреобразованных человеком природных систем, в чем проявляется действиезакона незаменимости биосферы. Таким порогом может оказаться использование более 1% энергетикибиосферы и глубокое преобразование более 10% природных территорий (правилаодного и десяти процентов). Поэтому технические достижения не снимаютнеобходимости решения проблем изменения приоритетов общественного развития,стабилизации народонаселения, создания достаточного числа заповедныхтерриторий и других, рассмотренных ранее. § 2. ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ОЧИСТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И СООРУЖЕНИЙ Многие современные технологические процессы связаны с дроблением иизмельчением веществ, транспортированием сыпучих материалов. При этом частьматериала переходит в пыль, которая вредна для здоровья и наноситзначительный материальный ущерб народному хозяйству вследствие потериценных продуктов. Для очистки применяют различные конструкции аппаратов. По способуулавливания пыли их подразделяют на аппараты механической (сухой и мокрой)и электрической очистки газов. В сухих аппаратах (циклонах, фильтрах)используют гравитационное осаждение под действием силы тяжести, осаждениепод действием центробежной силы, инерционное осаждение, фильтрование. Вмокрых аппаратах (скрубберах) это достигается промывкой запыленного газажидкостью. В электрофильтрах осаждение на электроды происходит в результатесообщения частицам пыли электрического заряда. Выбор аппаратов зависит отразмеров пылевых частиц, влажности, скорости и объема поступающего наочистку газа, необходимой степени очистки. Для очистки газов от вредных газообразных примесей используют двегруппы методов — некаталитические и каталитические. Методы первой группыоснованы на выведении примесей из газообразной смеси с помощью жидких(абсорберов) и твердых (адсорберов) поглотителей. Методы второй группызаключаются в том, что вредные примеси вступают в химическую реакцию ипревращаются в безвредные вещества на поверхности катализаторов. Еще болеесложный и многоступенчатый процесс представляет собой очистка сточных вод(рис.18). Сточными водами называются воды, использованные промышленными икоммунальными предприятиями и населением и подлежащие очистке от различныхпримесей. В зависимости от условий образования сточные воды делят набытовые, атмосферные (ливневые, стекающие после дождей с территорийпредприятий) и промышленные. Все они содержат в той или иной пропорцииминеральные и органические вещества. Сточные воды от примеси очищают механическими, химическими, физико-химическими, биологическими и термическими методами, которые, в своюочередь, подразделяются на рекуперационные и деструктивные.Рекуперационные методы предусматривают извлечение из сточных вод идальнейшую переработку ценных веществ. При деструктивных методах вещества,загрязняющие воду, подвергают разрушению путем окисления иливосстановления. Продукты разрушения удаляют из воды в виде газов илиосадков. Механическую очистку применяют при удалении твердых нерастворимыхпримесей, используя методы отстаивания и фильтрования с помощью решеток,песколовок, отстойников. Химические методы очистки применяют для удалениярастворимых примесей с помощью различных реагентов, вступающих в химическиереакции с вредными примесями, в результате чего образуются малотоксичныевещества. К физико-химическим методам относят флотацию, ионный обмен,адсорбцию, кристаллизацию, дезодорацию и т. д. Биологические методысчитаются основными для обезвреживания сточных вод от органическихпримесей, которые окисляются микроорганизмами, что предполагает достаточноеколичество кислорода в воде. Эти аэробные процессы могут протекать как вестественных условиях — на полях орошения при фильтрации, так и вискусственных сооружениях — аэротенках и биофильтрах. Производственные сточные воды, не поддающиеся очистке перечисленнымиметодами, подвергают термическому обезвреживанию, т. е. сжиганию, илизакачке в глубинные скважины (в результате чего возникает опасностьзагрязнения подземных вод). Указанные методы осуществляются в локальных(цеховых), общезаводских, районных или городских системах очистки. Для обеззараживания сточных вод от микробов, содержащихся в бытовых,особенно в фекальных, стоках, применяется хлорирование в специальныхотстойниках. После того как решетки и прочие приспособления освободили воду отминеральных примесей, микроорганизмы, содержащиеся в так называемомактивном иле, «съедают» органические загрязнения, т. е. процесс очисткиобычно проходит несколько ступеней. Однако и после этого степень очистки непревышает 95%, т. е. полностью устранить загрязнение водных бассейнов неудается. Если к тому же какой-либо завод спустит в городскую канализациюсвои сточные воды, не прошедшие предварительной физической или химическойочистки от каких-либо ядовитых веществ на цеховых или заводскихсооружениях, то микроорганизмы в активном иле вообще погибнут и длявозрождения активного ила может понадобиться несколько месяцев.Следовательно, стоки данного населенного пункта в течение этого временибудут загрязнять водоем органическими соединениями, что может привести кего эвтрофикации. Одной из важнейших проблем охраны окружающей среды является проблемасбора, удаления и ликвидации или утилизации твердых производственныхотходов' и бытового мусора, которого приходится от 300 до 500 кг в год надушу населения. Она решается путем организации свалок, переработки мусорана компосты с последующим использованием в качестве органических удобренийили в биологическое топливо (биогаз), а также сжигания на специальныхзаводах. Специально оборудованные свалки, общее число которых в миредостигает нескольких миллионов, называются полигонами и представляют собойдовольно сложные инженерные сооружения, особенно если речь идет о хранениитоксичных или радиоактивных отходов. Под складирование более 50 млрд. т накопленных в России отходов занято250 тыс. га земельных угодий. 3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ § 1. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ И НОРМАТИВОВ Одной из важнейших составных частей природоохранительногозаконодательства является система экологических стандартов. Еесвоевременная научно обоснованная разработка является необходимым условиемпрактической реализации принимаемых законов, так как именно на этистандарты должны ориентироваться предприятия-загрязнители в своейприродоохранной деятельности. Несоблюдение стандартов влечет за собойюридическую ответственность. Под стандартизацией понимается установление единого и обязательногодля всех объектов данного уровня системы управления норм и требований.Стандарты могут быть государственными (ГОСТы), отраслевыми (ОСТы) изаводскими. Системе стандартов по охране природы присвоен общий номер 17,который включает несколько групп в соответствии с охраняемыми объектами.Например, 17.1 означает «Охрана природы. Гидросфера», а группа 17.2 —«Охрана природы. Атмосфера» и т. д. Этот стандарт регулирует различныестороны деятельности предприятий по защите водных и воздушных ресурсов,вплоть до требований к аппаратуре для наблюдения за качеством воздуха иводы. Важнейшими экологическими стандартами являются нормативы качестваокружающей среды — предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществв природных средах. ПДК утверждается для каждого из наиболее опасных веществ в отдельностии действует на территории всей страны. В В последнее время ученые утверждают, что и соблюдение ПДК негарантирует сохранения качества среды на достаточно высоком уровне хотя быпотому, что влияние многих веществ в перспективе и при взаимодействии другс другом еще слабо изучено. На основе ПДК разрабатываются научно-технические нормативы предельнодопустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу и сбросов (ПДС) вводный бассейн. Эти нормативы устанавливаются индивидуально для каждогоисточника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное воздействие наокружающую среду всех источников в данном районе не приводило к превышениюПДК. Из-за того что количество и мощность источников загрязнения меняются сразвитием производительных сил района, приходится периодическипересматривать нормативы ПДВ и ПДС. Выбор наиболее эффективных вариантовприродоохранной деятельности на предприятиях должен осуществляться с учетомнеобходимости соблюдения этих нормативов. К сожалению, в настоящее время многие предприятия в силу технических иэкономических причин не способны сразу уложиться в эти нормативы. Закрытиетакого предприятия или резкое ослабление его экономического положения врезультате штрафных санкций тоже не всегда возможно по экономико-социальнымпричинам. • Кроме чистой окружающей среды, человеку для нормальной жизни нужноесть, одеваться, слушать магнитофон и смотреть кино и телепередачи,производство пленок и электроэнергии для которых является весьма «грязным».Наконец, нужно иметь работу по специальности рядом с жильем. Лучше всегореконструировать отсталые в экологическом смысле предприятия так, чтобы ониперестали наносить вред окружающей среде, но сразу в полном объеме выделитьсредства на это может далеко не каждое предприятие, так как природоохранноеоборудование, да и сам процесс реконструкции стоят очень дорого. Поэтому таким предприятиям могут быть установлены временные нормативы,так называемые ВСВ (временно согласованные выбросы), допускающие повышенноесверх нормы загрязнение окружающей среды в течение строго определенногосрока, достаточного для проведения необходимых для снижения выбросовприродоохранных мероприятий. От того, укладывается или нет предприятие в установленные емунормативы и в какие именно — ПДВ, ПДС или только в ВСВ,— зависят размер иисточники платы за загрязнение окружающей среды. § 2. ЗАКОН НА СТРАЖЕ ПРИРОДЫ Ранее уже отмечалось, что государство обеспечивает рационализациюприродопользования, включая охрану окружающей природной среды, путемсоздания природоохранительного законодательства и контроля за егособлюдением. Природоохранительное законодательство — это система законов и другихюридических актов (постановлений, указов, инструкций), которая регулируетприродоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природныхбогатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения. Для обеспечения возможности практической реализации принятых законовочень важно, чтобы они были вовремя подкреплены принятыми на их основеподзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии сконкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кеми в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правилпридерживаться и т. д. Я Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливаетсяобщая схема достижения совпадения интересов общества и отдельныхприродопользователей через лимиты, платежи, налоговые льготы, а конкретныепараметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежейконкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях и т.д. Объектами природоохранительного законодательства являются какприродная среда в целом, так и ее отдельные естественные системы (например,озеро Байкал) и элементы (вода, воздух и т. д.), а также международноеправо. В нашей стране впервые в мировой практике требование охраны ирационального использования природных богатств включено в Конституцию.Существует около двух сотен юридических документов, касающихсяприродопользования. Одним из важнейших является комплексный закон «Обохране окружающей природной среды», принятый в 1991 г. Он гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья отнеблагоприятного воздействия загрязненной окружающей природной среды, научастие в экологических объединениях и общественных движениях и получениесвоевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах поее защите. Вместе с тем каждый гражданин обязан принимать участие в охранеокружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе,экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительногозаконодательства и установленные нормативы качества окружающей природнойсреды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, котораяподразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную иматериальную. В случаях наиболее тяжелых нарушений, например при поджоге леса,виновный может быть подвергнут уголовно-м у наказанию в виде лишениясвободы, наложения крупных денежных штрафов, конфискации имущества. Однако чаще применяется административная ответственность в виденаложения штрафов как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом. Онанаступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязненияприродной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающейсреды, браконьерства и т. д. Должностные лица могут также подвергаться дисциплинарнойответственности в виде полного или частичного лишения премий, понижения вдолжности, выговора или увольнения за невыполнение природоохранныхмероприятий и несоблюдение экологических нормативов. Кроме того, выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-правовой ответственности, т. е. необходимости возмещения причиненногозагрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вредаокружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству. Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установленияответственности за экологические правонарушения, вышеназванный законформулирует экологические требования при строительстве и эксплуатацииразличных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающейсреды, провозглашает принципы международного сотрудничества в этой областии т. д. Необходимо отметить, что Природоохранительное законодательство, хотя иявляется довольно обширным и разносторонним, на практике действует ещенедостаточно эффективно. Причин этому много, но одной из важнейших являетсянесоответствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низкиеставки взимаемых штрафов. Например, для должностного лица он равен оттрехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда(не путайте с фактической зарплатой, получаемой работником, которая всегдазначительно выше). Однако двадцать минимальных зарплат часто не превышаютодного-двух реальных месячных окладов этих должностных лиц, так как речьидет обычно о руководителях предприятий и подразделений. Для рядовыхграждан штраф не превышает десятикратного размера минимальной оплаты труда. Уголовная ответственность и возмещение нанесенного ущерба применяютсязначительно реже, чем надо бы. Да и невозможно его полностью возместить,так как он часто достигает многих миллионов рублей или вообще не поддаетсяденежному измерению. И Обычно за год по всей стране рассматривается не более двух десятковдел по ответственности за загрязнение воздуха и воды, повлекшее тяжелыепоследствия, да и самые многочисленные дела, связанные с браконьерством, непревышают полутора тысяч в год, что несравнимо меньше реального количестваправонарушений. Правда, в последнее время наметилась тенденция роста этихцифр. Другими причинами слабого регулирующего действия природоохранительногозаконодательства является недостаточная обеспеченность предприятийтехническими средствами для эффективной очистки сточных вод и загрязненныхгазов, а проверяющих организаций — приборами для контроля за загрязнениемокружающей среды. Наконец, большое значение имеет низкая экологическая культуранаселения, незнание им основных природоохранных требований, снисходительноеотношение к губителям природы, а также отсутствие знаний и навыков,необходимых для эффективного отстаивания своего права на здоровуюокружающую среду, провозглашенного в законе. Сейчас необходимо разработатьправовой механизм защиты экологических прав человека, т. е.конкретизирующие эту часть закона подзаконные акты, и превратить потокжалоб в прессу и вышестоящие управленческие инстанции в поток исков всудебные органы. Когда каждый житель, здоровье которого пострадало отвредных выбросов какого-либо предприятия, подаст иск с требованиемматериально возместить нанесенный ущерб, оценив свое здоровье в достаточнокрупную сумму, предприятие просто экономически будет вынуждено срочнопринять меры к снижению загрязнения. Литература: Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды:Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. – М.:Аспект Пресс, 1998. – 143 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство общего и профессионального образования российской федерациикемеровский государственный университетдоклад«Сущность и направления охраны окружающей природной среды…» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Охрана окружающей среды...

Министерство общего и профессионального образования российской федерациикемеровский государственный университетдоклад«Сущность и направления охраны окружающей природной среды…» iconРоль государства и граждан в охране окружающей природной среды. Экологические...
Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» определяет правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей...

Министерство общего и профессионального образования российской федерациикемеровский государственный университетдоклад«Сущность и направления охраны окружающей природной среды…» iconМинистерство общего и профессионального образования Российской Федерации...

Министерство общего и профессионального образования российской федерациикемеровский государственный университетдоклад«Сущность и направления охраны окружающей природной среды…» iconНа церемонии присутствовал первый заместитель начальника государственного...
В украине получило благодарность за подписью начальника государственного управления охраны природной окружающей среды в Днепропетровской...

Министерство общего и профессионального образования российской федерациикемеровский государственный университетдоклад«Сущность и направления охраны окружающей природной среды…» iconРезультаты работы Государственного управления охраны окружающей природной...
На протяжении 2009 года Управлением была проведена значительная работа в сфере охраны окружающей природной среды, которая имела системную...

Министерство общего и профессионального образования российской федерациикемеровский государственный университетдоклад«Сущность и направления охраны окружающей природной среды…» iconОхрана окружающей природной среды. Состояние нормативной экологической...
Одной из задач данного совещания является рассмотрение вопросов охраны окружающей природной среды

Министерство общего и профессионального образования российской федерациикемеровский государственный университетдоклад«Сущность и направления охраны окружающей природной среды…» iconМинистерство природных ресурсов и охраны окружающей среды республики беларусь
Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной...

Министерство общего и профессионального образования российской федерациикемеровский государственный университетдоклад«Сущность и направления охраны окружающей природной среды…» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Кругооборот капитала Министерство...

Министерство общего и профессионального образования российской федерациикемеровский государственный университетдоклад«Сущность и направления охраны окружающей природной среды…» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Производство бетона Министерство...

Министерство общего и профессионального образования российской федерациикемеровский государственный университетдоклад«Сущность и направления охраны окружающей природной среды…» iconРешение городского совета от 19 апреля 2013 №6/36 1299 «Об утверждении...
Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", в соответствии с Положением о городском фонде охраны окружающей природной среды,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<