Армянского городского совета автономной республики крым первый международный слет учителей-ялта-2012




Скачать 67.23 Kb.
НазваниеАрмянского городского совета автономной республики крым первый международный слет учителей-ялта-2012
Дата публикации16.03.2013
Размер67.23 Kb.
ТипЗадача
uchebilka.ru > География > Задача
АРМЯНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ №1

АРМЯНСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛЕТ УЧИТЕЛЕЙ-ЯЛТА-2012

ИСТОРИЯ И ГЕОГРАФИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ





Подготовила:

Рубан Виктория Викторовна заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и географии


Ялта-2012


Задача школьного обучения – формирование цельной гармоничной личности. Большим тормозом в решении ее на современном этапе стал “дробный подход” в практике обучения и воспитания школьников.

Система образования предусматривает дробление на учебные предметы. Разложив на “части” мир, мы учителя, начинаем добиваться знаний по одному конкретному предмету, тем самым направляя ребенка в одно определенное русло. Я не призываю распылять знания ребенка во все стороны, но и не нужно готовить узких специалистов. Нужно, чтобы люди ориентировались в пространстве современной культуры, в ее проблематике… однобокость специализации чревата для человека очень серьезными последствиями.

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но если мы зайдем в разные школы: то их учащиеся по-разному, с интересом и без него, с уважением и с пренебрежением отзываются об одних и тех же школьных предметах. Не открою Америку, если скажу, что все зависит от учителя, от его педагогического мастерства, личного обаяния и демократических подходов в обучении.

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.

Обучая своему предмету, мы сознательно или невольно формируем у учащихся осознанное отношение к этому предмету, и отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом. Как правило, учащиеся выражают свое отношение к предмету четко и кратко: «интересно» - «неинтересно». И такой отзыв может служить для учителя одним из критериев оценки его работы.

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения. Обычно мы учителя испытываем затруднения в реализации на практике принципа взаимосвязи предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного циклов. Мне повезло, я учитель истории, основ правоведения, географии и экономики. С точки зрения практики могу констатировать тот факт, что историю невозможно преподавать без определенных географических знаний, а географию - без исторических.

Проблема межпредметных связей в образовании далеко не нова, однако реальная ситуация далека от идеала. Наверное, каждый учитель отмечал в ходе своей педагогической деятельности отсутствие у школьников целостного представления о мире, неопределённость личных позиций, стремление к пассивному созерцанию. В связи с этим обратимся к опыту взаимодействия двух смежных дисциплин: истории и географии.

Без знания географии на уроках истории невозможно сформировать представление об историческом пространстве, т. к. оно основано на применении различных карт, на сопоставлении географических, экологических, этнических факторов развития человека и общества. Оценить геополитическое положение разные периоды времени также достаточно непросто без данных карты.

Необходимость целенаправленного формирования у школьников картографических знаний и умений обосновать нетрудно. Знания и умения грамотно пользоваться картой делают её ценнейшим средством познания, важным источником получения информации в ходе самостоятельной работы.

Одной из основных целей сотрудничества учителей истории и географии является усвоение учащимися системы карт, используемых в обоих курсах, приёмов их согласованного применение.

В работе с учащимися с первых занятий, связанных с применением карт, обращается внимание на элементарные правила и приёмы работы с картой, прежде всего со стенной (как правильно стоять у карты при объяснении материала, показывать указкой местоположение изучаемых объектов  точечных и линейных, обводить контуры исторических территорий по направлению часовой стрелки по границе контура и т.п.). Грамотное, неукоснительное выполнение подобных правил определяет в большей степени дальнейший успех в овладении картографической культурой в последующем. Данная работа организовывает деятельность школьников, помогает избежать ошибок в восприятии картографического изображения. Учащиеся учатся «читать» карту.

Немаловажным аспектом в формировании картографической культуры имеет знание специфики исторических и географических карт. При сопоставлении карт выделяются сходства (объекты: реки, озёра, города, центры…), однако существуют и различия (разными цветами показаны земли славянских племён, административные единицы, прерывистыми линиями  торговые пути, красные стрелки указывают направления военных походов дружин киевских князей). Продолжая знакомство с картами можно провести сопоставление карт путём элементарного «наложения».

Изучение истории периодически наталкивает на необходимость привлечения географических карт для уточнения природных условий изучаемых исторических территорий. Тем не менее, и по историческим картам могут быть сделаны ценные выводы об отдельных особенностях природных условий и положении изучаемых территорий, причём на основе приёмов из географии. С помощью учителя ученики информацию карты превращают в выводы об экономических возможностях региона (оценивают климатические условия, наличие полезных ископаемых, рельеф). Систематическое применение подобной оценки по картам становится простым и привычным делом для учащихся, особенно если подобный приём практикуется и учителем географии.

В курсе обоих предметов следует акцентировать внимание на том, чтобы учащиеся умели читать легенду карт (условные обозначения).

В курсе истории, как и географии, учащиеся работают с контурными картами.Несмотря на специфические отличия по содержанию работы, учителя истории и географии обязаны придерживаться единых требований в оформлении контурных карт учащимися, в привитии им соответствующих навыков. Важно научить грамотно наносить надписи названий, для вытянутых в каком-то направлении объектов надписи размещаются вдоль этого направления, в остальных случаях  по направлению параллелей. Аналогично по направлению параллелей размещаются надписи для точечных объектов (городов и поселений). Не лишним считаем стремление к качественному графическому оформлению (равномерному фоновому закрашиванию, перенесению контуров по ориентирам).

Следует отметить, что осознанная и согласованная работа учителей истории и географии, начиная с начальной школы, обуславливает успех в обеспечении не только правильного применения исторических карт, но и картографических умений в целом.

В результате, постепенное усложнение заданий приведёт к тому, что ученики 10-11 классов смогут читать любую карту, самостоятельно будут использовать карты, планы, картосхемы как источники знаний, что продемонстрируют на лабораторно-практических занятия.

Конечно же, взаимодействие истории и географии не ограничивается только картографией. Перечислю некоторые приёмы практического осуществления связей в рамках обозначенных предметов:

  • Объяснение нового с опорой на ранее известный учащимся фактический и теоретический материал из предшествующих курсов истории или географии;

  • Постановка вопросов, требующих доказательства, что побуждает школьников припоминать содержание материала из географии, обобщать на основе вновь изученного, в результате происходит интеграция знаний и способов учебной деятельности;

  • Историко-географические понятийные диктанты;

  • Проведение межпредметных школьных конференций, диспутов с докладами и сообщениями учащихся по материалам различных предметов или курсов («Глобальные проблемы человечества», « Урбанизация: положительные и отрицательные последствия»);

  • Участие в Малой Академии Наук «Искатель» («География фашизма», «География религий»);

  • Система записей, заполнение таблиц, способствующих синтезу знаний из разных курсов; и др.

Все вышеперечисленные приёмы могут быть использованы как отдельно на любом из уроков, так и комплексно, что позволяет выйти на более высокую форму обучения  бинарные уроки. Совместные уроки весьма интересно проводить при изучении курса «Страноведение» в данном случае знание с курсов двух предметов соединяются воедино и взрываются мощным фейерверком. Таким образом, учитель располагает достаточно большим спектром возможностей интеграции истории и географии. При этом важно знать, что овладение приёмом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность в решении определённых задач, повышает активность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач.

Интеграция  это естественный способ познания себя и окружающего мира, в силу особенностей психофизического развития, в большей степени свойственное старшеклассникам. Интегрирование создаёт целостную картину мира, учит ребёнка видеть все явления жизни в их глубинной взаимосвязи и одновременно противоречивости. Чем шире круг явлений охватывает та или иная личность, тем ближе она подходит к истинному знанию, хотя одновременно с этим увеличивается область непознанного. В результате взаимодействие, взаимопроникновение наук позволяет воспитать у школьников стремление к целенаправленному преодолению трудностей, побуждает к самостоятельной мыслительной деятельности. А для педагогов  это прекрасная возможность выйти на творческий уровень, способ взглянуть на проблему обучения с другой стороны, стремление преодолеть привычные и малоэффективные стереотипы в преподавании.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Армянского городского совета автономной республики крым первый международный слет учителей-ялта-2012 iconАрмянского городского совета автономной республики крым первый международный...
Рубан Виктория Викторовна заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и географии

Армянского городского совета автономной республики крым первый международный слет учителей-ялта-2012 iconПервый заместитель Председателя Совета министров Автономной Республики Крым П. Бурлаков
Автономная Республика Крым, г. Ялта, за границами населенных пунктов Кореизского поселкового совета, общей площадью 99 033 м2, в...

Армянского городского совета автономной республики крым первый международный слет учителей-ялта-2012 iconПервый заместитель Председателя Совета министров Автономной Республики...
Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Автономной Республике Крым на 2011-2012 годы, утвержденной постановлением...

Армянского городского совета автономной республики крым первый международный слет учителей-ялта-2012 iconПредседатель Совета министров Автономной Республики Крым А. Могилев...
Автономной Республики Крым» внести изменения в распоряжение Совета министров Автономной Республики Крым от 15 мая 2012 года №283-р...

Армянского городского совета автономной республики крым первый международный слет учителей-ялта-2012 iconПредседатель Совета министров Автономной Республики Крым А. Могилев...
Положения о Министерстве аграрной политики и продовольствия Автономной Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров...

Армянского городского совета автономной республики крым первый международный слет учителей-ялта-2012 iconПредседатель Совета министров Автономной Республики Крым А. Могилев...
В соответствии со статьей 52 Закона Украины «о совете министров Автономной Республики Крым», постановлением Верховной Рады Автономной...

Армянского городского совета автономной республики крым первый международный слет учителей-ялта-2012 iconПредседатель Совета министров Автономной Республики Крым А. Могилев...
Верховной Рады Автономной Республики Крым от 28 декабря 2011 года №662-6/11 "О бюджете Автономной Республики Крым на 2012 год", с...

Армянского городского совета автономной республики крым первый международный слет учителей-ялта-2012 iconПредседатель Совета министров Автономной Республики Крым А. Могилев...
В соответствии со статьей 52 Закона Украины «о совете министров Автономной Республики Крым» внести изменения в распоряжение Совета...

Армянского городского совета автономной республики крым первый международный слет учителей-ялта-2012 iconПредседатель Совета министров Автономной Республики Крым А. Могилев...
С целью участия Автономной Республики Крым в Международной профессиональной выставке коммерческой недвижимости mipim 2012, повышения...

Армянского городского совета автономной республики крым первый международный слет учителей-ялта-2012 iconИнформация о состоянии исполнительской дисциплины в органах исполнительной...
Верховной Рады Автономной Республики Крым, актами Совета министров Автономной Республики Крым, Председателя Совета министров Автономной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<