География ислама в современном мире




Скачать 236.77 Kb.
НазваниеГеография ислама в современном мире
Дата публикации15.11.2013
Размер236.77 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > География > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


География ислама в современном мире

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Среднего (полноГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА №11» Реферат на тему «География ислама в современном мире» Выполнил: Гончуков Л.В. Проверил: Калашникова Г.М. Артем 2000 г. Оглавление| |Стр. ||I. Введение |3 ||II. Ислам в наши дни |4 ||II.1 Мир Ислама |6 ||II.2 Трансформация Ислама |9 ||II.3 Исламский национализм |12 ||II.4 Ислам после Второй Мировой войны |14 ||II.5 Ислам и современность |16 ||III. Заключение |19 ||Список используемой литературы |20 |I.Введение. География ислама весьма разнообразна. В состав исламских государстввходят не только страны ближнего востока, которые являются его родиной, нои многие страны Африки и Юго-Восточной Азии. Почему ислам получил такоеширокое распространение в мире, что подтолкнуло народы этих стран кпринятию ислама? Раскрыв тему этого реферата мы сможем разобраться в этом.Ислам давно привлекает мое внимание кипучестью своей натуры, в отличие отхристианства или буддизма. Исламская дуга нестабильности лишь подтверждаетто, что мир ислама неоднороден и очень интересен для анализа. Так как внашей стране представителями ислама являются в основном жители Кавказа, скоторым Россия долгое время воевала и воюет, то мы имеем предвзятоеотношение к исламской цивилизации, не вспоминая о высокой культуре Арабскихстран, которая дала великих математиков, астрономов, географов. В то времякогда просвещенная Римская империя уходила с мировой арены, доказав своюнежизнеспособность, исламский мир развивался и не угас, а показал своюспособность развиваться и многие страны появившиеся в период арабскихзавоеваний существуют и сейчас. Все эти факты подталкивают изучить самусущность ислама и понять причины его широкого распространения.II. Ислам в наши дни. Несмотря на наличие разных направлений, течений и сект, ислам в целомявляет собой достаточно цельную религиозную систему. Сложившаяся на стыкедревних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себяэлементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права,административной структуры древнеперсидских империй и мистико-метафизических спекуляций индуизма и буддизма, эта система оказаласьсложным итогом многостороннего синтеза. Основой этого синтеза былибедуинская арабская культура, арабский этнос и его очень слабо развитаягосударственность. Как известно, на обширной территории Ближнего Востока арабы из небольшойи не очень развитой группы семитских племен именно в результате исламизациии последовавших за ней процессов превратились в многочисленнуюэтнокультурную общность с мощной политической структурой и высокоразвитойцивилизацией. Быстрыми темпами складывавшаяся арабо-исламская религиозно-культурная традиция подчиняла себе завоеванные страны и народы, большаячасть которых, включая и древние центры мировой цивилизации, была не толькоисламизирована, но и ассимилирована арабами. Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий срок захлестнула огромное количество соседних сАравией и отдаленных от нее стран и практически растворила в себе многиеобитавшие там этносы, подчас имевшие древние собственные традиции.Эта мощная ассимиляционная волна породила не менее заметный ответный вал,результатом которого было обогащение арабо-исламской традиции за счетмногочисленных инокультурных воздействий на нее - в Египте, Месопотамии,Индии, Иране, Средней Азии, Африке, Испании и т. д. Все эти влияния придали развивавшейся быстрыми темпами арабо-исламскойкультуре весьма мощные потенции для дальнейшего развития. Они создалиоснову для того, чтобы средневековая арабо-мусульманская культура стала нанекоторое время во главе мировой цивилизации. Этому способствовало и ещеодно немаловажное обстоятельство. В средние века, начиная с VIII в.,европейская культура вступила в полосу заметного упадка, довольно резкоразделившего ее на древнюю, античную, и более позднюю, ренессансную. И хотяи в это время христианизированная европейская культура, как в католическойЗападной Европе, так и в православной Византии продолжала существовать иразвиваться, блестящий расцвет арабо-исламской цивилизации затмевал ее. Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, вчисле которых были и культурные центры средневековой Европы. Этопроявилось, в частности, в математике (арабскими называются заимствованныеарабами из Индии цифры, которыми мы ныне пользуемся), в химии, в философии.Через мусульманскую Испанию (Кордовскйй халифат), бывшую в VIII-XII вв.видным центром развития арабо-исламской культуры, европейские университетызнакомились с работами таких крупнейших мыслителей, как Авиценна, Аверроэс,аль-Газали. Например, комментарии Аверроэса в связи с проблемой толкованиянаследия Аристотеля (Стагирита) вызывали живейшие споры среди видныхфилософов и богословов. Европы - таких, как Альберт Великий, СигертБрабантский, Фома Аквинский. Позже, в связи с распадом Кордовского халифата в Испании и общим упадкомарабской государственности и цивилизации, уровень развития арабскойкультуры, ее влияние на другие народы стали падать. Однако то, что вошло вислам, превратилось со временем в фактически неотъемлемый его элемент, ставобязательным религиозно-культурным компонентом во всех, даже самыхотдаленных районах, куда проникал ислам, где читали и изучали написанный наарабском языке Коран, где имели хождение хадисы Сунны. И именно в этомсмысле следует говорить об огромном влиянии арабо-исламской культуры(богословие, фикх, этика, обычаи, нормы семейной жизни и т. п.) на все тестраны и народы, где распространен ислам.II.1 МИР ИСЛАМА Ислам настолько трансформировал социально-культурную структуру этихстран, что при всей их отдаленности от арабов и специфичности ихтрадиционной культуры они восприняли огромное количество элементов арабскойкультуры. Более того, даже свою специфическую форму ислама некоторые изних, как шиитский Иран, опять-таки восприняли у арабов. К этому необходимодобавить, что Коран долгие века существовал только на арабском -перевод егона другие языки воспрещался. Поэтому арабский язык, как латынь вкатолической Европе, был широко распространен во всем исламском мире. Наэтом языке обращались к Аллаху, на нем читались проповеди в мечетях, емуучили учеников в медресе. Любой грамотный и образованный человек вгосударствах ислама обязательно знал арабский, говорил и писал по-арабски. Таким образом, арабский язык, арабская культура и государственностьсыграли существенную роль в формировании того общего, что связывало междусобой все страны ислама. Иными словами, арабо-исламские традициицементировали ту общность, которая нередко характеризуется как мир ислама.Термин этот, в принципе вполне правомочный, адекватно отражает реальнуюобстановку. Как-никак, а ведь именно ислам со всей его культурной традициейна протяжении многих веков был фактическим рубежом, разделявшим Европу иАзию, Европу и Африку не только территориально географически, но также и врелигиозно-культурном плане.Спецификой ислама было слияние духовного и светского начал, политическойадминистрации и религиозной власти. Ни в Халифате, ни в каком-либо другомисламском государстве не существовало организованной церкви, которая к томуже противостояла бы государству. Это не значит, что интересы клерикальногомусульманского духовенства, особенно наиболее реакционных из мулл илишейхов, никогда не входили в противоречие с политикой административногоруководства страны - такое случалось и нередко случается и в наши дни. Ноцеркви, подобной католической или православной, сплоченной иорганизованной, отстаивающей религиозно-церковные интересы и интересыобслуживающего ее сословия, резко отделенного от других, в мусульманскоммире не существовало. В отличие от христианства, ислам формировался вусловиях религиозно-политической слитности, а предводителями его были самиполитические и одновременно религиозные вожди - пророк, халифы, эмиры и ихпомощники на местах. Это слияние светского и духовного начал в единое целое способствовалоабсолютизации религиозного авторитета, с одной стороны, и снижению значенияадминистративно-бюрократической иерархии - с другой. Любой чиновник всегдаи во всем должен был согласовывать свои действия с нормами Корана ишариата, консультироваться с муджтахидами и мутакаллимами, учитывать мнениямулл, кади и других духовных авторитетов, включая даже шейхов суфиев,предводителей сект и орденов. Все это сильно сковывало административно-исполнительную власть, ограничивало ее возможности и тем самым ставило вопределенные рамки ее произвол. На разных уровнях эти ограниченияпроявлялись различно. Никто и никогда не мог помешать разгневанномутурецкому султану или иранскому шаху казнить неугодного подданного безвсяких причин и объяснений. Однако сатрапы на местах (эмиры, хакимы)обладали несколько меньшей властью, а чиновникам местного масштабаприходилось в наибольшей степени считаться с ролью духовенства, с силойрелигии и обычного права, хотя автоматически все это отнюдь негарантировало от злоупотреблений, подчас вопиющих, и от неоправданнойжестокости по отношению к простому народу. Слияние духовного и светского начал при формально высшей значимостирелигии оказало воздействие на многие стороны религиозно-культурнойтрадиции ислама. Так, идея священной войны с неверными (джихад, газават)приобрела в исламе абсолютную ценность, почти божественную святость. Подчасполитика целых стран и народов ставилась на службу этой идее. Различногорода шейхи и ишаны часто и умело разжигали национально-религиозную рознь.Но идея джихада использовалась ив справедливых целях национальногоосвобождения, в антиколониальных войнах и т. п. Важным моментом джихада былего фанатично-исступленный характер: под знаменем священной войныправоверные, не колеблясь, шли вперед и не только с легкостью, но и сготовностью отдавали свои жизни.Другая важная черта религиозно-культурной традиции ислама, сыгравшаянемалую роль в формировании отношенияправоверных к жизни, - это идея предопределения и связанная с неюпассивность. Наибольшее внимание этому догмату уделяли суфии, которыеоткровенно проповедовали уповать на волю Аллаха и не стремиться к активнойжизни, а, напротив, гасить в себе страсти и тем самым добиваться слияния сбожеством. Но, рдея божественного предопределения и помимо суфиев снискаласебе немалую популярность в исламе. Конечно, это не означает, чтоправоверные, уповая во всем на волю Аллаха, переставали к чему-тостремиться. Они делали свое дело, внимали обращенным к ним призывам, апорой даже поднимались на решительные действия, будь то священная война сневерными или крестьянское восстание под лозунгами той или иной из мятежныхсект. Однако индивидуальная энергия, инициатива, предприимчивость, упорствов достижении цели, имевшие немалое значение для быстрого социально-экономического развития, исламом никогда не поощрялись, ибо это несоответствовало размеренной и привычно текущей жизни с ее пятью ежедневными(и отнимающими немалое время) молитвами и прочими обязанностямиправоверного. Сильный акцент на обрядовую сторону жизни с ее ежедневными молитвами,обязательным месячным изнурительным постом, паломничеством и т. п.- такжеодна из характерных для ислама религиозно-культурных традиций. Традициитакого рода воспитывали привычку к повиновению, послушанию, дисциплине, аглавное, резко противостояли любой индивидуальности. Ни талант, нивдохновение мастера, ни взлет мысли гения - ничто не может и не должнослужить препятствием обязательной пятикратной молитве в положенный срок,соблюдению поста и других обрядов. Человек искусственно приземлялся, ему понесколько раз в день на протяжении всей жизни напоминали о том, что он -лишь жалкая песчинка, распростертая ниц перед великим Аллахом. Разумеется, не следует преувеличивать. Пятикратная молитва, превратившисьв привычку, в полуавтоматический ритуал, не слишком-то отягощалаправоверного и уж, во всяком случае, не очень мешала заниматься его делом,как бы далеко от заповедей Аллаха оно ни находилось. К тому же заповедиислама не препятствовали мусульманину заниматься политикой,предпринимательством, отдаваться обуревающим его страстям.Ислам, как и христианство, склонен осуждать социальное неравенство. Однако,если христианство ограничивается при этом лишь словесным осуждением икарами для богатых в будущем то в исламе дело обстоит конкретнее: онпредполагает некоторое, хотя и малоощутимое, но все-таки реальноеперераспределение имуществ и доходов посредством закята. Христиане тожезанимаются благотворительностью, жертвуют на сирот, богоугодные заведения ит.п. Но для них это - дело сугубо личное; в исламе же это долг, освященныйрелигиозными нормами. Гораздо более последовательно, чем христианство,ислам проповедует, что перед Аллахом все равны. Поэтому, хотя намусульманском Востоке сословные привилегии и родство всегда высокоценились, они все же не превратились там, в систему замкнутыхаристократических привилегий, как то случилось в Европе. Во многом этомуспособствовала слитность духовного и светского начал, и, в частности, то,что путь в ряды признанных муджта-хидов и мутакаллимов зависел не отпроисхождения человека и его социальных связей, а от его успехов впостижении мудрости ислама.II.2 ТРАНСФОРМАЦИЯ ИСЛАМА Пережив эпоху внешних вторжений - тюрков, монголов, воинов Тимура, - мирислама на рубеже XV-XVI вв. далеко отошел от первоначального политическогоединства времен Халифата. В XVI в. большая часть его территории оказаласьпод властью Османской империи. Самостоятельным сильным государством сталсефевидский Иран, центр шиитского ислама. Третьей крупной исламскойимперией была Индия Великих Моголов. В каждой из этих империй исламсуществовал как самостоятельная политическая сила, приспосабливающаяся кобстоятельствам. В Индии это был поиск сосуществования с индуизмом, в Иране- процесс дальнейшего становления шиизма как оппозиционного направления висламе. В империи Османов, включившей в себя почти все арабские земли инароды, традиции Халифата были наиболее прочны - только функции халифаперешли к турецкому султану, ставшему повелителем правоверных. Неудивительно, что последующая трансформация ислама в каждом изупомянутых регионов (в XVII-XIX вв. к ним прибавился еще один - ГолландскаяИндия, Индонезия) шла своим путем. Кроме того, важно учесть, что послеэпохи Великихгеографических открытий, Ренессанса и начала буржуазного развития иколониальной экспансии европейских держав общая ситуация в мире резкоизменилась. Под нажимом поднимавшейся Европы с ее капиталистическимипотенциями традиционный Восток начал подвергаться глубокой, коренной ломке,затронувший также и его религии. И хотя религий эта ломка коснулась внаименьшей степени, этого было вполне достаточно для того, что «бы уже вXIX в. весь мир ислама, в лице, прежде всего его духовных вождей,культурных лидеров, остро ощутил, что необходимы изменения - в противномслучае религии и всей связанно с ней культурной традиции грозит катастрофа. Началась эпоха реформ и трансформации ислама, сложная и противоречивая, сразличными поступательными и реверсивными движениями, под знаком которыхислам живет и в наши дни. Первым серьезным реформационным движением висламе был ваххабизм, направивший свой основной удар на рубеже XVIII-XIXвв. против отклонений от чистоты первоначального ислама. Пуританеваххабизма сумели удержать свои позиции, хотя и не без потерь, лишь в томнебольшом и отсталом районе исламского мира, где это движение появилось.Однако то, что оказалось возможным для населенной бедуинами отсталойпериферии арабского мира, не годилось для других, более развитых районов.Здесь нужны были более радикальные преобразования, которые могли быприспособить традиционный ислам к новым запросам, к новым уровню и ритмужизни. Начало движениям в этом направлении было положено в шиитском Иране.Речь идет о движении последователей Баба, о бабизме и бехаизме. В 1844 г.,ровно через тысячу лет после исчезновения легендарного двенадцатого имама,основатель этого движения объявил, что он - Баб, т. е. врата, открывающиепуть для истины, для Махди. Число почитателей этого Баба и сторонниковожидаемого Махди стало быстро расти, а проповеди самого Баба,перемежавшиеся призывами к свободе, равенству, равноправию женщин и т. п.„пользовались огромным успехом. Вскоре Баб по настоянию ревнителей исламабыл арестован и в 1850 г. убит. Жестокие гонения обрушились и на всех егопоследователей, часть которых бежала в Ирак под защиту турецкого султана.Одним из них был Бехаулла. Сторонники Бехауллы, бехаисты, восприняли многоеиз западных идей, выступали против войн, за всемирную общность людей, затерпимость, любовь, равноправие и даже за передел имуществ. Хотя бехаизм вцелом не достиг больших успехов и не получил широкой поддержки, его влияниев кругах интеллигенции дало результаты. Можно сказать, что идеи бабизма ибехаизма создали в исламском обществе ту среду, которая в дальнейшемпородила многие новые движения, направленные на реформацию и модернизациюислама. Иногда при этом использовалась та же, что и в бабизме и бехаизме, идеямессии-Махди. Под знаком этой идеи среди мусульман Восточного Судана вАфрике в конце XIX в. прокатилось мощное движение махдизма, направленноесвоим острием против европейских колониальных захватов, в защиту местныхинтересов и привычных исламских традиций. Примерно в то же время, на рубеже Х1Х-ХХ вв., аналогичное движениепоявилось в исламских кругах Индии. Глава одной из сект, Ахмад, испытавшийвлияние ряда религиозных течений, объявил своим сторонникам, что Иисус,воскреснув, отправился проповедовать слово божие в Индию и что христианскиймессия и ожидаемый мусульманами Махди - это одно и то же лицо, авоплощением этого лица в его очередном перерождении является именно он,Ахмад. Движение ахмадийцев (ахмади, ахмадие, ахмадия) вскоре приобрелонемалое влияние среди мусульман Индии, причем это свое влияние сектасохраняет в Пакистане и в наши дни. Начатые под знаменем махдизма движенияза реформы стали все заметнее приобретать новую окраску во второй половинеXIX в. Верхи образованных мусульман в сравнительно развитых исламскихстранах постепенно перенимали распространившиеся к тому времени в Европеразличного рода идеи, теории, концепции - от умеренно либеральных дореволюционных, включая социализм различного толка. Не сразу и не везде этиидеи получали распространение, но их влияние в целом становилось все болееощутимым; они явно подстегивали процесс реформации ислама, который давноуже был вызван к жизни потребностями эпохи. Среди движений за реформу видное место занял в это время панисламизм, уистоков которого стоял знаменитый мыслитель и реформатор Джемаль-ад-дин аль-Афгани (1838-1897). УроженецАфганистана, он в тридцатилетнем возрасте покинул родину, жил в Каире иСтамбуле, затем в Индии, написал ряд произведений как общефилософского, таки политического характера. Выступая с идеями модернизации ислама, Джемальаль-Афгани разработал и выдвинул концепцию панисламизма, суть которойсостояло в том, что все сыны ислама должны объединиться в борьбе противиноверцев-колонизаторов, за восстановление первоначальной чистоты ислама.Идеи Джемаля поддержали некоторые другие влиятельные деятели и реформаторы,в их числе -муфтий Египта и профессор мусульманского университета аль-Азхарв Каире Мухаммед Абдо (1849-1905). Высланный из Египта Англичанами заучастие в национально-освободительном движений, Абдо в начале 80-х годовжил в эмиграции в Париже, где в то время находился и аль-Афгани. Обареформатора начали издавать первую в истории исламских народов газету, вкоторой пропагандировали свои взгляды, развивали демократические иосвободительные идеи, звали к реформам. Важное место в идеях панисламистовзанимали призывы к объединению мусульман вне зависимости от политическихрамок исламских государств, к очищению и модернизации ислама.Ища реальную силу для осуществления поставленной цели, идеологипанисламизма вынуждены были апеллировать то к турецкому султану, то киранскому шаху, получая поддержку с их стороны. Но это вело к тому, чтодемократические и освободительные элементы буржуазного развития постепенноисчезли из лозунгов панисламистов, так что уже в первые десятилетия XX в.их движение превратилось в довольно консервативную силу. Лозунгипанисламизма были охотно взяты на вооружение крайней реакцией, которая подих прикрытием нередко держала курс на политическую экспансию (особенно этоотносится к последнему турецкому султану Абдул-Хамиду II). В Индии идеипанисламизма нашли свое выражение в форме движения сторонниковвосстановления Халифата (халифатистов). Но с 20-х годов XX в. позициипанисламистов были сильно ослаблены. Их попытка восстановить Халифат иизбрать халифа после ликвидации султаната в Турции в 1924 г. успеха неимела. И хотя панисламизм как течение продолжал существовать, влияние егошло на убыль. На смену ему в различных странах ислама приходили новыемодернизаторско-реформаторские концепции, главным образомнационалистического толка, ставившие своей целью реформы социально-политической и религиозно-культурной жизни в своей стране.II.3 ИСЛАМСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ В отличие от панисламизма с его ставкой на чистоту ислама исламскийнационализм, хотя и связанный с панисламизмом, а подчас выраставший на егопочве, с самого начала высказывался в пользу последовательной ивсесторонней модернизации. Опираясь порой на двусмысленный текст Корана,апостолы националистического модернизма обычно именно в нем находили точкуопоры для примирения ислама с современностью, с наукой. Начало такойпрактике положил еще панисламист Мухаммед Абдо. В этом же направлениидействовали и другие авторитеты Ислама, например профессор-богослов Ахмад-хан Бахадур в Индии, который в конце XIX в. дал свой перевод Корана,сделанный с неомутазилистских позиций, т. е. с подчеркиванием свободнойволи и другими рационалистическими акцентами. Коран и толкование ислама спозиций Бахадура и его последователей призваны были в первую очередьпримирить ислам с требованиями современности, с достижениями науки Х1Х-ХХвв. Движение за модернизацию ислама с рационалистических позиций постепеннораспространялось, особенно в первой половине XX в. Несмотря на яростноесопротивление со стороны реакционных клерикалов, защитников незыблемостиислама, реформы с начала XX в. следовали повсюду одна за другой. Коран иислам примирялись с жизнью: проповеди-хутбы и реше-ния-фетвы начиналитранслироваться по радио, причем на языке слушателей. Устаревшие нормышариата то здесь, то там решительно пересматривались и отходили на заднийплан под нажимом более современного заимствованного у европейцевсудопроизводства. Пример наиболее радикальных реформ в этом направлении показала Турция,где после кемалистской революции суды шариата потеряли свое былое значение,уступив место санкционированным государством конституционным нормам,основанным на принятых в Европе юридических принципах. Резко изменилосьположение женщины, которая освобождалась от затворничества и включалась вактивную общественную жизнь. В ряде наиболее передовых стран, как,например, в Турции, в законодательном порядке была введена моногамия. Быларезко упрощена обрядность ислама, облегчались условия поста, женщин началидопускать в мечети. Наконец, в отдельных странах (и втой же Турции) мусульманство со всеми его религиозными обрядами и нормамибыло даже отделено от государства, деятельность которого стала иметь сугубосветский характер. Кемалистская революция и преобразовательная деятельность Мустафы КемаляАтатюрка (1881-1938) в Турции заслуживают с точки зрения реформы имодернизации ислама, кардинальной ломки обветшавших традиций наибольшеговнимания. Кемалистская Турция явилась для всех стран ислама если необразцом (в полной мере ни одна другая страна этих реформ не повторила),то, во всяком случае, ориентиром. В других странах ислама процесс шелзначительно медленнее и сопровождался множеством противоборствующих.течений. Так, в Индии он осложнялся крайней запутанностью общейрелигиозной ситуации, резким обострением не только национально-освободительного антиколониального движения, но и индо-мусульманскихконфликтов. В Индонезии, в арабских странах процесс модернизации,сталкиваясь с национальным сопротивлением колонизаторам, неизбежно долженбыл кое в чем уступать опиравшимся в борьбе за национальное освобождение наисламские традиции панисламистским кругам, точнее, наиболее реакционнойчасти этих кругов с их стремлением реставрировать пуританские нормыпервоначального ислама в противовес вестернизаторским тенденциям.II.4 ИСЛАМ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫСитуация резко изменилась лишь с середины XX в., после второй мировой войныи крушения системы колониализма. Эти события послужили толчком, резкоусилившим весь ход общественной жизни, политическую активность масс,культурные и прочие преобразования. Ранее и сильнее всего это сказалось вкрупнейших с точки зрения численности населения исламских странах мира - вИндии и Индонезии. Расколотая на две части Индия дала жизнь новому чистоисламскому государству - Пакистану (в Начале 70-х годов в свою очередьразделившемуся на Пакистан и Бангладеш), у руководства которого стоялаМусульманская лига с ее планами умеренно-буржуазных преобразований.Сложный, полный внутренних противоречий и кризисов путь развития Пакистанаи Бангладеш привел в конечном счете к некоторым преобразованиям. Однакосуть их не выходит за рамки буржуазных реформ. Ислам по-прежнему являетсязнаменем этих стран, а борьба группировок внутри исламских течений и сектподчас выливается в бурные конфликты. В дебатах учитывается необходимостьобновления традиционных духовных ценностей, делается ставка на возрождениеисламской этики с ее культом религиозной формы морали. Исламские теологимного и охотно рассуждают на темы о свободе мысли, равенстве, подчеркиваютмиролюбие ислама (джихад толкуется лишь как отражение агрессии). Словом,развиваемые духовными лидерами этих стран идеи исламской этики и исламскойдемократии ставят своей целью, с одной стороны, приспособить ислам кпотребностям сегодняшнего дня, дать с его помощью ответ на волнующиевопросы современности, а с другой - подтвердить идею, будто только одинислам способен стать фундаментом новой жизни. В Индонезии исламские националисты стали у руля государства сразу послевойны. Новые законы молодой республики резко ограничили засилье шариата итем расчистили путь для модернизаторских теорий не только исламскойдемократии, но и исламского социализма, точнее, «индонезийскогосоциализма», активно разрабатывавшегося усилиями президента Сукарно и егосторонников. Однако попытки направить развитие страны по социалистическомупути при сохранении фактического господства традиционной восточнойструктуры не привели Индонезию к успеху. Ставка на этику в ее исламскомпонимании, на эгалитарные традиции ислама с ограничением крупной частнойсобственности себя не оправдала. Наступил кризис, нашедший свое выражение вактивности выступления против левых сил страны, возглавляемых коммунистами.Ныне лозунг исламского социализма в Индонезии фактически снят. Ислам по-прежнему является ведущей духовной силой страны, а его лидеры стремятся ктому, чтобы наилучшим образом приспособить нормы ислама к потребностямсовременного развития. С 50-х годов процесс модернизации ислама сталпроявлять себя в наиболее развитых арабских странах - в Египте, Сирии,Ираке. В этих государствах, и прежде всего в Египте времен Насера,социальные преобразования в сочетании с активной националистическойреакцией на колониализм привели к резким радикальным переменам. Всталвопрос о реформах, направленных на ограничение собственности,национализацию .крупных предприятий, предоставление всем, включая и женщин,широких прав и свобод. Позиции ислама, особенно консервативныхего лидеров, были в этих странах ослаблены, но ислам продолжает бытьофициальной идеологией. Все теории об «исламском социализме» обычновписываются в нормы ислама, а в некоторых арабских странах - даже взаповеди «чистого» первозданного ислама с его реакционно-шариатскиминормами, будь то система наказаний или положение женщины. Попытки согласовать нормы ислама с радикальными преобразованиями ещеболее усилились в 70-е годы XX в., чему способствовал ряд важныхобстоятельств, и в первую очередь резкое усиление экономических иполитических позиций некоторых ведущих исламских стран в связи с проблемойнефти. Превращение этих стран во влиятельную силу в современном мире по-новому поставило и вопрос об исламе.II.5 ИСЛАМ И СОВРЕМЕННОСТЬ Если сначала, в XIX в., колониальное унижение и остро ощущавшаясяотсталость исламских стран вызвали к жизни энергичное движение модернизацииислама, если после второй мировой войны крушение колониальной системыповлекло за собой эпоху радикальных социальных преобразований и породилолозунги «исламского социализма», то с 70-х годов усиление экономической (засчет обильного потока нефтедолларов) и политической мощи стран ислама сталовести к росту националистических амбиций правящих слоев многих из этихстран и соответственно к увеличению роли ислама в качестве мощнойнациональной традиции, на которую удобнее всего опереться в борьбе синоземными влияниями. Здесь, разумеется, все далеко не однозначно. Под знаменем исламаподнимаются силы, борющиеся за национальную независимость, за освобождениетой или иной страны от давления иностранных держав, как то случилось,например, в ходе революции в Иране. Однако нельзя забывать о том, что входе этой справедливой борьбы порой - как в том же Иране - проявляются едвали не самые консервативные стороны ислама с его призывами ограничить праваженщин, ориентироваться на жесткие нормы шариата. Нельзя забывать и о том,что националистический уклон с опорой на первозданную силу ислама ведет кусилению позиций наиболее реакционных слоев духовенства и соответственно -к ослаблению позиций прогрессивных реформаторов.Правда, в ряде современных стран ислама по-прежнему идут энергичныепреобразования, в том числе и под лозунгами исламского социализма.Некоторые страны ислама, как известно, отдало даже дань так называемомупути «социалистической ориентации». Но все такого рода социалистическиеэксперименты в конце нашего века, как известно, с треском провалились. Иэто создало в исламском мире принципиально новую ситуацию, как бы широкораскрывшую двери для рискованных экспериментов фундамен-талистов, т. е.активных сторонников возвращения к средневековой чистоте ислама содновременным решительным отрицанием духовного влияния со стороны«развращенного» Запада. Иными словами, за последние десятилетия в мире создались определенныеобъективные условия для оживления ислама в его наиболее жесткой форме. Иэти условия стали активно реализовываться усилиями уже упомянутыхфундаменталистов, число которых с каждым годом растет, а действия которых-по меньшей мере в ряде стран, как. например, в Алжире, - принимают всеболее откровенный экстремистский характер. В том же Алжире регулярновырезаются бандами целые деревни. Кровь десятков тысяч невинных льется воимя того, чтобы устрашить остальных и заставить их стать на сторонуэкстремистски настроенных фундаменталистов. Если прибавить к этому тефундаменталистские установки, с которыми идут к власти в современномАфганистане талибы, то общая картина станет еще более тревожной. И далеконе случайно некоторые современные политологи, смотря в недалекое будущее,видят едва ли не основные конфликты следующего века в войне цивилизаций, аболее конкретно - в столкновении Запада с миром ислама. И для таких мрачныхпрогнозов есть достаточно весомые основания. Ислам, пожалуй, наиболее сильная из религий мира. Это объясняется, вчастности, тем, что как религиозная доктрина и форма социальной организациион всегда играл на мусульманском Востоке несколько иную роль, нежели,скажем, христианство в Европе. Никогда, даже в пору своего полногогосподства над людьми, в периоды самых жестоких гонений и разгулаинквизиции, христианство не вытесняло полностью светской власти. Ислам жезаполонил собой все поры мусульманского общества, определил характерэкономических отношений и формы политической администрации, социальнуюструктуру, культуру и бытправоверных. Духовная жизнь в исламских странах не только всегда была подконтролем ислама - она просто протекала в рамках ислама, была исламской какпо сути, так и по форме. И хотя мусульманские мыслители свободнооперировали философскими категориями, не имевшими ничего общего с ним, -все равно ислам был тем фундаментом, на котором стояли и от которогоотталкивались правоверные. Можно было спорить по поводу неясных местКорана, оспаривать те или иные суры или хадисы, становиться на точку зрениятого или иного мазхаба, той или иной секты, но нельзя было выступить противислама ни прямо, ни даже косвенно (например, в манере Рабле или Вольте-ра).Нельзя было не потому, что это кем-то категорически воспрещалось, что заэто сжигали на кострах - как раз костров-то в исламе никогда и не было.Невозможно было потому, что в условиях абсолютного господства ислама, еговсеобщности, интегральности выступить против него означало бы выступитьпротив всего того, что есть в жизни и обществе мусульман, т. е.противопоставить себя этому обществу, оказаться как бы вне его, вне закона. Все это стократ усиливало позиции ислама, придавало силу и прочность егокультурной традиции, его влиянию на население, причем даже тогда, когдаобстановка в мире резко изменялась, жизнь теряла свои привычные устои иновое решительно требовало считаться с собой. Вышесказанное объясняет теформы, в которых протекала трансформация ислама в мусульманском мире.Только в Турции, где антиклерикальные силы возглавили кемалистскуюреволюцию и привели страну к радикальным преобразованиям, оказалосьвозможным решительным рывком вырваться из объятий ислама - хотя и неполностью. Во всем остальном мусульманском мире, в том числе и в техстранах, где еще недавно охотно говорили об исламском социализме и гдедействительно осуществляются порой радикальные социальные преобразования,ислам, не будучи решительно отброшен, сумел видоизмениться,трансформироваться, адаптироваться, даже укрепиться. Вписавшись всовременную структуру, даже в меру признав авторитет науки, ислампродолжает давить на поступательное развитие общества своими тысячелетнимитрадициями, подчас искусственно ныне реставрируемыми, как это можно видетьна примере некоторых стран, где радикальные и даже революционные переменычаще всего несут на себе заметный оттенок фундаментализма. Конечно,современные мусульманские улемы - не чета мутакаллимам тысячелетнейдавности. Они хорошо образованны, живут в ногу с современностью, не говоряуже о том, что многие из них пользуются всеми благами современнойцивилизации, вплоть до телевизоров и автомобилей. Но они по-прежнему влияютна духовную жизнь страны и играют активную роль в политике. Более того, запоследние годы это влияние заметно усилилось, а роль авторитетов ислама вопределении политического курса стала еще более активной, как это видно напримере Ирана, Алжира или Афганистана.III. Заключение Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в средеразрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчокразвитию арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватилиогромные территории, где главной религией стал Ислам. В другие страны Ислампришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культураинтегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Она такжеявлялась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку.Главное отличие Ислама от других религий есть то, что в нем полностьюслилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиознойорганизации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизничеловека, он направлял его действия, не давал опуститься. Но никакаярелигия не может существовать такой же, как и была создана. Началтрансформироваться и Ислам. Начали появляться новые пророки, говорившие,что они заново пришедшие Мухаммеды. В некоторых регионах такие «пророки»получали поддержку (бабисты, бехаисты). Эти движения помогли осознатьнеобходимость модернизации Ислама. Многие мыслители призывали к объединениювсех исламских государств и сохранению закрытости от стран Европы, другиепризывали к сотрудничеству с европейскими странами. Наиболее ярким примеромреформы исламского государства служит Кемалистская реформа в Турции. Послепадения колониализма на политической карте появилось много новых исламскихгосударств. В основном это страны Северной Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, и, хотя, эти страны часто враждуют между собой (Ирак –Кувейт), Ислам по-прежнему является знамением этих стран. За последниедесятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее. Но по-прежнему большое влияние имеют духовные наставники, Ислам продолжает давитьна поступательное движение общества. Словом, из всех религиозных системсовременного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Силаислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в миревполне сопоставимо с числом мусульман), но прежде всего в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины(уммы), основы которой были заложены еще Мухаммедом. Для ислама внаибольшей степени характерна интегрирующая функция религии, котораяпредстает здесь в своей наиболее наглядной и действенной форме. Исламсегодня - в условиях изменившейся политической картины мира с нередковедущей ролью исламских стран в определении политики и тактики всехразвивающихся стран имеет объективные условия не только для сохранения вкачестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторогоусиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движенийв значительной части земного шара. Список используемой литературы: 1. Энциклопедия «Мировые Религии» М: «Аванта+». 1996 2. Настольная книга атеиста М: Политиздат. 1985 3. Л.С. Васильев. История религий Востока. Ростов-на-Дону: «Феникс». 1998

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

География ислама в современном мире iconКатастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века
I. Страх перед будущим в современном мире: теоретические аспекты (В. Шляпентох, С. Матвеева)

География ислама в современном мире iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Теневая экономика в современном...

География ислама в современном мире iconПрограмма Миссия Церкви в современном мире (60 – 62 кред.)
Актуальность программы связана с тем, что для выполнения своей миссии в современном мире Церковь нуждается в лидерах нового типа,...

География ислама в современном мире iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Демографическая ситуация...

География ислама в современном мире iconПлан подходы к структуризации науки
Составные части (научные подсистемы): общая общественная география, география населения, экономическая, социальная, политическая...

География ислама в современном мире iconГеография класс, уроки, билеты, ответы, тесты, экономическая
География класс, уроки, билеты, ответы, тесты, экономическая география, страны, тестирование по географии, география мира, география...

География ислама в современном мире iconВ этой речи, приуроченной ко дню явления Шрилы Бхактивиноды Тхакура,...
Кришны в современном мире, Шрила Прабхупада говорите «Превратить свой дом в духовный мир, Вайкунтху, совсем не трудно. Вам нужно...

География ислама в современном мире iconИстория ислама
Ислам (по-арабски «покорность»), возникший в VII веке, сыграл и играет выдающуюся роль в истории человечества. Со­брав несколько...

География ислама в современном мире iconКто и как поддерживает развитие интеллекта в мире
Для поддержания государственной системы образования в США тратится 6%, в Скандинавских странах около 7%, а на Кубе 13% годового бюджет...

География ислама в современном мире iconПлан введение Глава Теоретические основы мусульманского права
По выражению Бергштрассера, это "квинтэссенция настоящего мусульманского духа, наиболее ясное выражение мусульманской идеологии,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<