Феномен «Артека»: событие без границ




Скачать 80.37 Kb.
НазваниеФеномен «Артека»: событие без границ
Дата публикации13.12.2013
Размер80.37 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > География > Документы




Иванова Любовь Анатольевна,

кандидат педагогических наук, начальник научно-методического отдела МДЦ «Артек», отличник образования Украины,

Заслуженный работник образования АР Крым, Украина.



Феномен «Артека»: событие без границ
«Артек» - явление уникальное, заявляют артековцы: дети и взрослые, влюбленные в «Артек». «Артек» – одно из многих детских учреждений, – говорят другие. Лагерь как лагерь. А мы в который раз попытаемся разобраться, в чем феномен «Артека»?

Сегодня «Артек» - признанный лидер в организации детского отдыха среди 100 тысяч лагерей из 60-ти стран мира. Он обладает тем, что не всегда подчиняется описанию, и что ускользает от привычных управленческих директив, но вместе с тем, составляет его сущность – это дух «Артека». Почти необъяснимый наукой, но постижимый каким-то внутренним естеством. Дух «Артека» манит и притягивает артековцев многих поколений на протяжении уже почти целого века.

Этот дух есть что-то быстро сообщающееся педагогу-новичку и ребенку. И выражается, очевидно, в звуках и тембре голоса, блеске глаз, движениях, напряженности соревнований. Это что-то весьма осязательное, необходимое и драгоценное – то, что бесконечно дорого артековцам, то, что не продается и не покупается ни в какие времена, то, что из разряда – вечных.

Богатая история, природно-климатические условия Артека, уникальная воспитательная система и, конечно, многие поколения сотрудников лагеря сделали «Артек» неповторимым.

Во все времена вожатые «Артека» со-дружеством, со-творчеством и со-переживанием определяли ежедневное общение и сотрудничество детей и взрослых. Артековский мир создавался неформально как живой организм, единство жизненных интересов ребенка и взрослого.

Феномен «Артека», наверное, непросто объяснить рациональною наукой, но возможно постичь, соучаствуя в нем самом. Вслед за классиком отечественной педагогики И.П. Ивановым, «Артек» следует идее организации жизнедеятельности в детском лагере не для детей и не за детей.

Хочется верить, что «Артек» – это самоорганизация самих детей, в которой взрослые занимают позицию старшего друга и вместе с ребятами строят коллектив через совместную жизнедеятельность.

Поэтому ребенок и взрослый в лагере – это два значимых друг для друга участника интересной и полезной деятельности. «Взаимодействие, которое превращает ребенка и взрослого в Значимые друг для друга личности и открывает пути подлинного человеческого, глубинного влияния на саморазвитие ребенка.

Для педагогов «Артека» с первых лет его существования взаимодействие, сотрудничество, поддержка, взаимопонимание, взаимодоверие стали нормой построения и обеспечения гуманных, демократических взаимоотношений в лагере.

Жизнедеятельность ребенка в «Артеке» пронизана со-бытийностью. Игра, общение, учеба в школе, занятия в кружках, походы, экскурсии, полезный досуг – все это во взаимодействии со значимыми другими. Для каждого в отдельности и всего отряда в целом организуются педагогами значимые ситуации общения и взаимодействия.

Со-бытие – это возможность полноценного самоосуществления, в котором происходит безграничное утверждение человеческого в человеке, развитие субъектности личности.

Ценностно-смысловые основания жизни событийной общности определяются не формальными связями, а глубокими межличностными отношениями.

В течение последних трех лет научно-методический отдел (Колывушко Л.М., Сауленко Ю.В., Светличная Э.Э., Цюпка М.В.) совместно с детскими лагерями «Артека» проводит ряд исследований по изучению особенностей формирования временного детского объединения (ВДО).

Отметим ряд выявленных фактов.

Во-первых, по результатам исследования четко прослеживается, что традиционная организация смены, состоящая из 3-х периодов, претерпевает изменения относительно временных интервалов. Так, например, организационный период занимает не 3-4 дня, а до 5-6 дней. А основной период смены длится 12-13 дней, в отличие от установленных ранее 16-17 дней. Сокращен во времени и заключительный период.

Во-вторых, выявлена специфика формирования ВДО в современных социально-экономических условиях (сегодня смена длится 21 день). Это проявляется в том, что не только качественно меняется содержание периодов формирования ВДО, но и их темпы. Многие годы в артековской педагогике считалось, что существует основных 6 периодов формирования ВДО, которые находились в линейной хронологии, сменяя друг друга последовательно.


Основные этапы развития временного детского коллектива

(по Полозковой-Васильевой С.А.)

  1. Адаптация. Информационный поиск.

  2. Период делового сотрудничества.

  3. Внутренние скрытые конфликты. Конфликт перспектив.

  4. Морально-волевое напряжение, связанное с общей деятельностью.

  5. Период творческого сотрудничества.

  6. Гуманистические отношения.


Нами же выявлено, что сегодня детская группа развивается качественно иначе и с неравномерной интенсивностью. Более привычно использовать термины – этапы, стадии, периоды формирования ВДО. Выявленные нами тенденции не в полной мере укладываются в содержание этих понятий.

Понимая, что берем на себя смелость ввести в понятийный аппарат артековской педагогики новый, на первый взгляд, малознакомый термин модус, попытаемся обосновать это.


Модус (лат. modus - мера, способ, образ) - термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему только в некоторых состояниях и зависящее от окружения предмета и тех связей, в которых он находится.


Мы определяем модус как качественную характеристику детской группы в конкретный момент времени. При этом, о существовании линейной модели развития ВДО, как прежде, мы говорить не можем. Поскольку, с одной стороны, - заданная кратковременность существования и ориентация на конечный результат деятельности определяют темпы развития коллектива и личности в нем. С другой, – в течение всей смены в процессе рефлексии происходит ситуативное мысленное возвращение к начальным моментам жизни детского объединения и анализ пережитых моментов по принципу соотнесенности.



^ Рис. 1. Модель развития временного детского объединения

В течение смены группа последовательно и логично переходит от одного модуса к другому. Выявленные нами модусы можно охарактеризовать следующим образом (рис.1):

^ 1-й модус - образование коллективного субъекта (идентификация, образование единства). По времени модус совпадает с длительностью организационного периода смены.

^ 2-й модус – самоосуществление коллективного субъекта (стабильное развитие, тенденции коллективного самосознания). По времени модус совпадает с длительностью основного периода смены.

^ 3-й модус – оформление коллективного субъекта через групповую саморефлексию и ответственность каждого участника ВДО. Данный модус сконцентрирован во времени максимум в 2 дня.

Все три модуса образуют завершенную целостность. То есть, логика развития ВДО заключена в единый механизм и характеризуется завершенностью.

Выявлено, что в организационный период приоритет относительной автономности отряда по отношению к общелагерной жизни и деятельности способствует интенсивной динамике развития взаимоотношений в отряде. В результате образовывается структура отряда, которая значительно не изменяется на протяжении всей смены.

По завершении организационного периода отряд представляет собой организационное, деятельностное и структурное единство.

Мы сознательно не говорим о том, что за смену детская группа проходит путь от ВДО к ВДК. Потому что из полученных данных следует, что приобретение основных черт коллектива происходит в отряде уже к концу организационного периода (освоение детьми образцов культуры «Артека», модели детско-взрослых отношений, норм поведения; наличие единой значимой цели и совместной деятельности по ее достижению). Это определяет ряд внешних и внутренних факторов.

Да, с одной стороны, – к отряду с первых дней смены уже выдвигаются требования быть коллективом. С другой, – одновременно внутри отряда происходит целенаправленная концентрация совместных усилий детей и педагогов в процессе образования детского коллектива. Другими словами, - командообразования. Последнее слово – не дань моде. В артековской педагогике активно используется технология коллективно-творческой деятельности (КТД). Отряд получает опыт работы в конкретных кратких во времени проектах. При этом, общность в отряде зарождается не от формальной дисциплины и требований старших.

Практически через несколько дней смены каждый отряд – уже уникален и имеет свое лицо. И эта уникальность проявляется не в формальных реквизитах, а прочитывается в делах, действиях, поступках, то есть, - в отрядном духе.

Примечательно, что с самого начала большинство подростков, представляя образ своего отряда, практически не указывают образ, соответствующий номинальной группе. Они образно представляют свой отряд как коллектив потенциально уже готовый к развитию и росту. На Рис. 2 представлены результаты исследования по методике А.Н. Лутошкина «Образ группы».



^ Рис. 2. Образ группы

В организационный, основной и заключительный периоды смены
Общеизвестно, что организационный период смены имеет ведущее значение, поскольку качественно определяет пути развития ВДО в течение последующих периодов. Нами выявлено, что тенденции, определившиеся на этом отрезке времени, получают стабильное развитие в основной период смены и оформляются в завершении смены в самосознание коллектива, ориентацию на самосовершенствование. Дружба, взаимопонимание, сотрудничество – неотъемлемые характеристики взаимоотношений в отряде. К заключительному периоду возрастает степень ответственности каждого не только за себя, но и за весь коллектив (рис. 2).

В процессе исследования выявлен еще один существенный факт. Знание и понимание особенностей современных детей позволяет организовать их жизнедеятельность в течение смены таким образом, чтобы получить максимальные эффекты резонанса от соприкосновения ребенка с социокультурным пространством «Артека», погружения его в атмосферу интенсивного межличностного общения, взаимодействия и рефлексии.

Конечно, мы можем лишь косвенно проследить запечатленность феномена «Артека» в мировоззрении детей через содержание рефлексии пережитых ими смыслообразующих событий за смену. Так, опосредованное влияние «Артека» прослеживается в сферах межличностных отношений, организации содержания и форм деятельности в лагере, рекреационных ресурсов «Артека» и Крыма, организации и интенсивности использования времени в «Артеке» и т.д.

Таким образом, мы можем говорить, что в событийно насыщенном пространстве «Артека» развитие как временного детского коллектива, так и развитие личности ребенка, несомненно, происходит.

Понятно, что формирование устойчивых личностных качеств осуществляется далеко не за 21 день смены. Но основы для этого успешно закладываются здесь, в «Артеке». И отсроченное влияние «Артека», или артековское последействие, ярко проявляется спустя несколько лет, а, может быть, и десятилетий. То есть, влияние «Артека» на развитие личности ребенка и взрослого не связано со временем. Это явно событие без границ.

Осмысление многолетнего опыта «Артека» побуждает к признанию значения образовательного потенциала артековских событий, событийности и событийной общности в контексте развития личности.

А каков все же конечный результат деятельности педагога? - часто спрашиваем мы, педагоги. И вспоминается ответ на этот вопрос Шалвы Александровича Амонашвили. На встрече с педагогами в «Артеке» несколько лет назад он сказал: «Не думайте о всходах. Вы сейте. Сейте разумное, доброе, вечное…».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Феномен «Артека»: событие без границ iconИнформация о деятельности Общественной организации «Крымская Республиканская...
Название игс – Общественная организация «Крымская Республиканская организация «Великое братство без границ»

Феномен «Артека»: событие без границ iconИнформационный бюллетень №24(430) За профсоюз без границ Донецк,...
«круглый стол», на котором руководители делегаций рассказали о своих организациях, достижениях и еще имеющихся проблемах по повышению...

Феномен «Артека»: событие без границ iconОвчуков-Суворов Борис Яковлевич
«Артека» по политвоспитательной части (1935 – 1937 гг.), директор «Артека» (1946-194? гг.)

Феномен «Артека»: событие без границ iconИгро-тренинг «Твой шанс стать успешным»
Экскурсии по «Артеку». Посещение выставок и музеев «Артека: истории «Артека», «Космос», краеведческого музея

Феномен «Артека»: событие без границ iconФеномен человека
Чтобы правильно понять данный труд, его следует рассматривать не как метафизический и тем более не как геологический трактат, а единственно...

Феномен «Артека»: событие без границ iconПрограмма международного форума организаторов детского отдыха
Обзорная экскурсия по территории «Артека», посещение Музея истории «Артека», музея «Космос» (по мере прибытия групп). Репетиции творческих...

Феномен «Артека»: событие без границ iconЖизнь без границ
Без рук и ног, он научился подниматься во всех смыслах этого слова. В своей книге Ник сформулировал правила жизни, которые помогли...

Феномен «Артека»: событие без границ iconКандидат педагогических наук
Все, что я в дальнейшем делала и в педагогике, и как руководитель – все озарено светом Артека. А главное – отношение к жизни, к людям,...

Феномен «Артека»: событие без границ iconДоклад подготовлен международной медицинской гуманитарной организацией «Врачи без границ»

Феномен «Артека»: событие без границ iconВладимир Жикаренцев Жизнь без границ Книга 5 Нравственный закон Благодарности

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<