Скачать 80.37 Kb.
|
Феномен «Артека»: событие без границ «Артек» - явление уникальное, заявляют артековцы: дети и взрослые, влюбленные в «Артек». «Артек» – одно из многих детских учреждений, – говорят другие. Лагерь как лагерь. А мы в который раз попытаемся разобраться, в чем феномен «Артека»? Сегодня «Артек» - признанный лидер в организации детского отдыха среди 100 тысяч лагерей из 60-ти стран мира. Он обладает тем, что не всегда подчиняется описанию, и что ускользает от привычных управленческих директив, но вместе с тем, составляет его сущность – это дух «Артека». Почти необъяснимый наукой, но постижимый каким-то внутренним естеством. Дух «Артека» манит и притягивает артековцев многих поколений на протяжении уже почти целого века. Этот дух есть что-то быстро сообщающееся педагогу-новичку и ребенку. И выражается, очевидно, в звуках и тембре голоса, блеске глаз, движениях, напряженности соревнований. Это что-то весьма осязательное, необходимое и драгоценное – то, что бесконечно дорого артековцам, то, что не продается и не покупается ни в какие времена, то, что из разряда – вечных. Богатая история, природно-климатические условия Артека, уникальная воспитательная система и, конечно, многие поколения сотрудников лагеря сделали «Артек» неповторимым. Во все времена вожатые «Артека» со-дружеством, со-творчеством и со-переживанием определяли ежедневное общение и сотрудничество детей и взрослых. Артековский мир создавался неформально как живой организм, единство жизненных интересов ребенка и взрослого. Феномен «Артека», наверное, непросто объяснить рациональною наукой, но возможно постичь, соучаствуя в нем самом. Вслед за классиком отечественной педагогики И.П. Ивановым, «Артек» следует идее организации жизнедеятельности в детском лагере не для детей и не за детей. Хочется верить, что «Артек» – это самоорганизация самих детей, в которой взрослые занимают позицию старшего друга и вместе с ребятами строят коллектив через совместную жизнедеятельность. Поэтому ребенок и взрослый в лагере – это два значимых друг для друга участника интересной и полезной деятельности. «Взаимодействие, которое превращает ребенка и взрослого в Значимые друг для друга личности и открывает пути подлинного человеческого, глубинного влияния на саморазвитие ребенка. Для педагогов «Артека» с первых лет его существования взаимодействие, сотрудничество, поддержка, взаимопонимание, взаимодоверие стали нормой построения и обеспечения гуманных, демократических взаимоотношений в лагере. Жизнедеятельность ребенка в «Артеке» пронизана со-бытийностью. Игра, общение, учеба в школе, занятия в кружках, походы, экскурсии, полезный досуг – все это во взаимодействии со значимыми другими. Для каждого в отдельности и всего отряда в целом организуются педагогами значимые ситуации общения и взаимодействия. Со-бытие – это возможность полноценного самоосуществления, в котором происходит безграничное утверждение человеческого в человеке, развитие субъектности личности. Ценностно-смысловые основания жизни событийной общности определяются не формальными связями, а глубокими межличностными отношениями. В течение последних трех лет научно-методический отдел (Колывушко Л.М., Сауленко Ю.В., Светличная Э.Э., Цюпка М.В.) совместно с детскими лагерями «Артека» проводит ряд исследований по изучению особенностей формирования временного детского объединения (ВДО). Отметим ряд выявленных фактов. Во-первых, по результатам исследования четко прослеживается, что традиционная организация смены, состоящая из 3-х периодов, претерпевает изменения относительно временных интервалов. Так, например, организационный период занимает не 3-4 дня, а до 5-6 дней. А основной период смены длится 12-13 дней, в отличие от установленных ранее 16-17 дней. Сокращен во времени и заключительный период. Во-вторых, выявлена специфика формирования ВДО в современных социально-экономических условиях (сегодня смена длится 21 день). Это проявляется в том, что не только качественно меняется содержание периодов формирования ВДО, но и их темпы. Многие годы в артековской педагогике считалось, что существует основных 6 периодов формирования ВДО, которые находились в линейной хронологии, сменяя друг друга последовательно.
Нами же выявлено, что сегодня детская группа развивается качественно иначе и с неравномерной интенсивностью. Более привычно использовать термины – этапы, стадии, периоды формирования ВДО. Выявленные нами тенденции не в полной мере укладываются в содержание этих понятий. Понимая, что берем на себя смелость ввести в понятийный аппарат артековской педагогики новый, на первый взгляд, малознакомый термин модус, попытаемся обосновать это.
Мы определяем модус как качественную характеристику детской группы в конкретный момент времени. При этом, о существовании линейной модели развития ВДО, как прежде, мы говорить не можем. Поскольку, с одной стороны, - заданная кратковременность существования и ориентация на конечный результат деятельности определяют темпы развития коллектива и личности в нем. С другой, – в течение всей смены в процессе рефлексии происходит ситуативное мысленное возвращение к начальным моментам жизни детского объединения и анализ пережитых моментов по принципу соотнесенности. ![]() ^ В течение смены группа последовательно и логично переходит от одного модуса к другому. Выявленные нами модусы можно охарактеризовать следующим образом (рис.1): ^ - образование коллективного субъекта (идентификация, образование единства). По времени модус совпадает с длительностью организационного периода смены. ^ – самоосуществление коллективного субъекта (стабильное развитие, тенденции коллективного самосознания). По времени модус совпадает с длительностью основного периода смены. ^ – оформление коллективного субъекта через групповую саморефлексию и ответственность каждого участника ВДО. Данный модус сконцентрирован во времени максимум в 2 дня. Все три модуса образуют завершенную целостность. То есть, логика развития ВДО заключена в единый механизм и характеризуется завершенностью. Выявлено, что в организационный период приоритет относительной автономности отряда по отношению к общелагерной жизни и деятельности способствует интенсивной динамике развития взаимоотношений в отряде. В результате образовывается структура отряда, которая значительно не изменяется на протяжении всей смены. По завершении организационного периода отряд представляет собой организационное, деятельностное и структурное единство. Мы сознательно не говорим о том, что за смену детская группа проходит путь от ВДО к ВДК. Потому что из полученных данных следует, что приобретение основных черт коллектива происходит в отряде уже к концу организационного периода (освоение детьми образцов культуры «Артека», модели детско-взрослых отношений, норм поведения; наличие единой значимой цели и совместной деятельности по ее достижению). Это определяет ряд внешних и внутренних факторов. Да, с одной стороны, – к отряду с первых дней смены уже выдвигаются требования быть коллективом. С другой, – одновременно внутри отряда происходит целенаправленная концентрация совместных усилий детей и педагогов в процессе образования детского коллектива. Другими словами, - командообразования. Последнее слово – не дань моде. В артековской педагогике активно используется технология коллективно-творческой деятельности (КТД). Отряд получает опыт работы в конкретных кратких во времени проектах. При этом, общность в отряде зарождается не от формальной дисциплины и требований старших. Практически через несколько дней смены каждый отряд – уже уникален и имеет свое лицо. И эта уникальность проявляется не в формальных реквизитах, а прочитывается в делах, действиях, поступках, то есть, - в отрядном духе. Примечательно, что с самого начала большинство подростков, представляя образ своего отряда, практически не указывают образ, соответствующий номинальной группе. Они образно представляют свой отряд как коллектив потенциально уже готовый к развитию и росту. На Рис. 2 представлены результаты исследования по методике А.Н. Лутошкина «Образ группы». ![]() ^ В организационный, основной и заключительный периоды смены Общеизвестно, что организационный период смены имеет ведущее значение, поскольку качественно определяет пути развития ВДО в течение последующих периодов. Нами выявлено, что тенденции, определившиеся на этом отрезке времени, получают стабильное развитие в основной период смены и оформляются в завершении смены в самосознание коллектива, ориентацию на самосовершенствование. Дружба, взаимопонимание, сотрудничество – неотъемлемые характеристики взаимоотношений в отряде. К заключительному периоду возрастает степень ответственности каждого не только за себя, но и за весь коллектив (рис. 2). В процессе исследования выявлен еще один существенный факт. Знание и понимание особенностей современных детей позволяет организовать их жизнедеятельность в течение смены таким образом, чтобы получить максимальные эффекты резонанса от соприкосновения ребенка с социокультурным пространством «Артека», погружения его в атмосферу интенсивного межличностного общения, взаимодействия и рефлексии. Конечно, мы можем лишь косвенно проследить запечатленность феномена «Артека» в мировоззрении детей через содержание рефлексии пережитых ими смыслообразующих событий за смену. Так, опосредованное влияние «Артека» прослеживается в сферах межличностных отношений, организации содержания и форм деятельности в лагере, рекреационных ресурсов «Артека» и Крыма, организации и интенсивности использования времени в «Артеке» и т.д. Таким образом, мы можем говорить, что в событийно насыщенном пространстве «Артека» развитие как временного детского коллектива, так и развитие личности ребенка, несомненно, происходит. Понятно, что формирование устойчивых личностных качеств осуществляется далеко не за 21 день смены. Но основы для этого успешно закладываются здесь, в «Артеке». И отсроченное влияние «Артека», или артековское последействие, ярко проявляется спустя несколько лет, а, может быть, и десятилетий. То есть, влияние «Артека» на развитие личности ребенка и взрослого не связано со временем. Это явно событие без границ. Осмысление многолетнего опыта «Артека» побуждает к признанию значения образовательного потенциала артековских событий, событийности и событийной общности в контексте развития личности. А каков все же конечный результат деятельности педагога? - часто спрашиваем мы, педагоги. И вспоминается ответ на этот вопрос Шалвы Александровича Амонашвили. На встрече с педагогами в «Артеке» несколько лет назад он сказал: «Не думайте о всходах. Вы сейте. Сейте разумное, доброе, вечное…». |
![]() | Название игс – Общественная организация «Крымская Республиканская организация «Великое братство без границ» | ![]() | «круглый стол», на котором руководители делегаций рассказали о своих организациях, достижениях и еще имеющихся проблемах по повышению... |
![]() | «Артека» по политвоспитательной части (1935 – 1937 гг.), директор «Артека» (1946-194? гг.) | ![]() | Экскурсии по «Артеку». Посещение выставок и музеев «Артека: истории «Артека», «Космос», краеведческого музея |
![]() | Чтобы правильно понять данный труд, его следует рассматривать не как метафизический и тем более не как геологический трактат, а единственно... | ![]() | Обзорная экскурсия по территории «Артека», посещение Музея истории «Артека», музея «Космос» (по мере прибытия групп). Репетиции творческих... |
![]() | Без рук и ног, он научился подниматься во всех смыслах этого слова. В своей книге Ник сформулировал правила жизни, которые помогли... | ![]() | Все, что я в дальнейшем делала и в педагогике, и как руководитель – все озарено светом Артека. А главное – отношение к жизни, к людям,... |
![]() | ![]() |