Доклад на тему: «Природные ресурсы как ресурсы общего пользования»




Скачать 147.08 Kb.
НазваниеДоклад на тему: «Природные ресурсы как ресурсы общего пользования»
Дата публикации16.12.2013
Размер147.08 Kb.
ТипДоклад
uchebilka.ru > География > Доклад
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Природные ресурсы, как ресурсы общего пользования

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ДОКЛАД на тему: «Природные ресурсы как ресурсы общего пользования» Ростов-на-Дону 2002г. Провалы рынка и деградация окружающей среды Хорошо функционирующие рынки – эффективный механизм в экономике пооптимальному распределению ресурсов между пользователями, что максимизируетобщественно благосостояние. Чтобы добиться хорошего функционирования рынковнеобходимо выполнить несколько условий: четко определенные правасобственности на все ресурсы, информация должна свободно распространятьсямежду агентами рынка, и ограниченные ресурсы должны поступать на рынок, гдеим будет установлена цена исходя из соотношения спроса и предложения. Провалы рынка наступают в тех случаях, когда некоторые из этих условийне выполняются. В экономической литературе описывается ряд случаев проваловрынка. Применительно к экологической проблематике наличие внешних эффектов(экстерналий) и ресурсов, находящихся в общественной собственности(«трагедия общин»), два наиболее ярких явления, вызывающих провалы рынка. Права собственности и возобновляемые ресурсы Ресурсы общего пользования - это ресурсы, находящиеся в коллективнойсобственности. Если доступ к данному ресурсу никак не регламентируется, торесурс подвергается истощению. Примерами являются: перевыпас скота наобщинных землях, истощение рыбных запасов. Плохо сформулированные правасобственности на ресурсы определяют характер и использования природногоресурса Экономические проблемы Природные ресурсы разделяются на возобновляемые и невозобновляемые. Невозобновляемые ресурсы конечны, поэтому их чрезмерное использованиесо временем приведет к исчерпанию запасов. Главной экономической задачейявляется регулирование использования запаса этого вида ресурсов во времени.Возобновляемые ресурсы могут восстанавливаться. Примерами возобновляемых ресурсов являются рыбные ресурсы, леса.Следует быть максимально осторожным, однако, употребляя терминвозобновляемость, так как речь в большинстве случаев идет о частичнойвосстанавливаемости. Леса, которые вырубают, а пастбища используют подживотноводство, обычно не восстанавливаются. Количество питательных веществв почве снижается и происходит ее эрозия. При устойчивом режиме управления возможно сохранение самого ресурса, арасходуется только его прирост. Так при вылове рыбы отлавливаются тольковзрослые особи, а молодые сохраняются и размножаются до наступленияследующего сезона. Если регулярно использовать большее количество ресурса,чем обеспечивается устойчивым развитием, то маловероятно, что оставшаясячасть ресурсов сможет регенерироваться. Поэтому основная экономическаяпроблема, связанная с возобновляемыми ресурсами, связана с уровнем итемпами их использования, чтобы сохранить их запас на оптимальном уровне. Режимы собственности Под понятием права собственности на землю и иные природные объектыпонимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный видсобственнических отношений, которые закреплены в ст.ст. 8, 9, 35, 36, 72Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах, т.е.право собственности в объективном смысле. Во-вторых, совокупностьправомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектомсобственности – т.е. право собственности в субъективном смысле. В-третьих,правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами, каксобственниками, так и не являющимися собственниками. На основании всеговышесказанного целесообразно сделать вывод, что право собственности имеетструктуру, сходную со структурой любого другого правоотношениясобственности. Структура любого регулятивного правоотношения включает в себя триосновных элемента: - объект правоотношения; - субъект правоотношения; - содержание правоотношения. Не всякий объект собственности может быть природным объектомсобственности. Природный объект должен обладать внутренним и внешнимпризнаком природного объекта. Внутренним признаком природного объекта является совокупность егосвойств, которую можно условно разделить на три элемента: 1. Свойства природного объекта – типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки. Например, всем землям присуще наличие почвенного плодородного слоя. 2. Состояние природных объектов – изменения, вызванные в нем в результате природной и хозяйственно деятельности, засоренность сельскохозяйственных угодий камнями, санитарное состояние леса и т.п. 3. Природные процессы, происходящие в природном объекте, например, ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачивание почв и т.п. Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей сдругими природными объектами и с экологической системой в целом. Итак, объектами права частной, государственной, муниципальной и другихформ собственности на природные объекты являются: - отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т.п.); - только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия); - при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой (например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. нельзя считать находящимися в экологической связи с природой; они переходят в разряд имущества и становятся объектами гражданского права). Немаловажное значение для характеристики природного объекта имеют егополезные для человеческого общества качества, т.е. когда они служат длявыполнения жизнеобеспечивающих функций, определяющих социально-экономическую ценность объектов природы. Необходимо, чтобы природные объекты были возможными для эксплуатациичеловеком. Нельзя, например, использовать оползни и обвалы в горах. Природные объекты должны находиться в пределах государственных граници континентального шельфа России[1]. Таким образом, можно сказать, что природа – интегрированный идифференцированный объект правовой охраны. Являясь системой экологическихсистем, земная природа внешними границами имеет атмосферу и околоземноепространство. Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных формсобственности на природные ресурсы являются народы России, проживающие насоответствующей территории, где земля и иные природные ресурсы используютсяи охраняются как основа их жизни и деятельности. Однако, следует особо заметить, что в законе народам не предоставленостатуса собственника, и правомочия по владению, пользованию и распоряжениюприродными ресурсами осуществляется соответствующими органамигосударственной и муниципальной власти, а также иными юридическими ифизическими лицами. Управление и использование ресурсов зависят от режима правсобственности. Обычно различают четыре режима прав собственности: частнаясобственность, ресурсы общего пользования, ресурсы открытого доступа иресурсы, принадлежащие государству. При открытом доступе к ресурсам наблюдается тенденция к их чрезмернойэксплуатации, поскольку ни у кого нет стимулов сохранить или ограничитьтемпы нынешнего использования, чтобы обеспечить эффективное потреблениересурса в будущем. Отсутствие прав собственности при открытом доступеозначает отсутствие заинтересованности к инвестициям, поскольку тот, ктоинвестирует средства в сохранение ресурса не имеет никаких гарантий, чтоему достанется отдача от этих инвестиций. В данном случае термин"инвестиции" характеризует как собственно капитальные вложения, так исдерживание темпов использования ресурсов ради интересов получениякраткосрочной прибыли в ущерб долгосрочной продуктивности ресурса. Классическим примером ресурсов открытого доступа до недавнего времениявлялись ресурсы Мирового Океана. Киты пострадали от чрезмерного отстрела,в результате которого на грани исчезновения оказались отдельные виды.Атмосфера также является одним из ресурсов открытого доступа. Свобода вотношении прав на выбросы до введения ограничений приводила к уничтожениюассимиляционного потенциала атмосферы. Частная собственность в принципе обеспечивает стимулы для собственникасохранять долгосрочную продуктивность ресурса. Если у частного собственникасуществует уверенность, что в долгосрочной перспективе он получит выгоду отсвоих инвестиций, направленных на укрепление продуктивности ресурса, то онне будет заинтересован в нанесении вреда самому себе и не станет чрезмерноэксплуатировать ресурс. Чтобы права частной собственности в полной мере создавали стимулы длярационального использования ресурса, они должны быть четко определены, бытьисключительными, безопасными, гарантированными и передаваемыми. Защита инадлежащее соблюдение прав частной собственности тоже являются необходимымиусловиями эффективного функционирования института частной собственности,который без надлежащего выполнения данных условий не создает стимулов крациональному природопользованию. Четкая определенность и исключительность прав собственности означаетясность правого пространства, которое "покрывается" правом собственности(что можно, а что нельзя) и отсутствие конкурирующих альтернативныхпретензий на данный ресурс. Безопасность и гарантии означают государственную защиту отпосягательств на частную собственность в виде экспроприации (без адекватнойкомпенсации), социальных и политических рисков и экономическойнеопределенности. Отсутствие безопасности лишает смысла долговременныеинвестиции. Соблюдение прав частной собственности означает уважение общества кэтому древнему институту. Исключительность и четкость формулировок не будетиметь значения, если общество игнорирует соблюдение прав частнойсобственности. Право, соблюдение которого не обеспечено, перестает бытьправом. Права должны официально (легально) передаваться, например, путемпродажи или аренды. Если это нельзя сделать, то резко падаетпривлекательность инвестиций. Управление ресурсами общего пользования, находится где-то междуресурсами открытого доступа и частной собственностью. Общее пользованиеозначает, что четко определенная группа пользователей обладает ресурсами, ичто они в состоянии исключить доступ не владельцев к данному ресурсу.Примером ресурсов такого типа являются различные формы выпаса скота вАфрике. Где племена владеют и используют поля совместно. Ресурсы общего пользования имеют меньше рисков плохого управления,нежели ресурсы открытого доступа и их не следует смешивать. Имеется ряд примеров эффективного регулирования предельной нагрузки напастбищах, используемых коммунами. Однако, эта форма собственности показаласебя неустойчивой к изменению внешних условий. Государственная собственность на землю и другие природные ресурсыказалось бы на первый взгляд преодолевает возможность повторения "трагедииобщего пользования": собственник един. Однако, чтобы эффективноосуществлять управление своей собственностью, государство должно быть всостоянии осуществлять мониторинг за природопользованием отдельнымигруппами лиц, которым данный ресурс предоставлен во временноеиспользование, а также быть в состоянии обеспечивать установленные правила.На практике в большинстве случаев такого успешного положения дел ненаблюдается. Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных формсобственности на землю и иные природные объекты выражается в трехправомочиях: - праве владения; - праве пользования; - и праве распоряжения. Право владения природными ресурсами предполагает обладание ими,фактическое господство над ними, а также удержание в обладании. Владение землей и природными объектами может быть полным и частичным.Полное владение бывает во всех случаях, когда природный объект находится натерритории данной республики, иного автономного образования. Если жеприродный объект географически расположен на территории несколькихсубъектов РФ, то порядок владения осуществляется между ними по достигнутомусоглашению, а при необходимости – с участием РФ. Право владения землей и иными природными объектами являетсяабсолютным, т.е. распространяется на все земельные участки и природныеобъекты, находящиеся на территории соответствующих субъектов Федерации. Собственником право владения реализуется через право хозяйственноговедения экологопользователей. Право пользования землей и иными природными объектами выражается вхозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств ииспользовании для иных целей удовлетворения потребностей общества. Право пользования землей и иными природными объектами осуществляется ссоблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которыхвведена Законом РФ “Об охране окружающей природной среды”, и которыеконкретизируются в кодексах субъектов Федерации и законах РФ обиспользовании и охране природных объектов; о животном мире; об охранеатмосферного воздуха. Здесь важно отметить, что право пользования землей и иными природнымиобъектами имеет две основные стороны: - установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением; - взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей. Право распоряжения собственника землей и иными природными объектамисоставляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическомпонимании этот термин предполагает возможность определять юридическуюсудьбу вещи, то в отношении природных объектов это правомочие несколькосужено, и к нему больше подходит термин “определение юридического статусаприродного объекта”, поскольку судьбу природных объектов определяетсостояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек невсегда может оказать решающее влияние. Способность рынка самостоятельно преодолевать провалы рынка Рынок необязательно всегда находит социально оптимальное решение.Экологическая деградация может иметь место в случае наличия экстерналий,или когда эксплуатируются ресурсы общего пользования. Но не бывает случаев без исключений. Есть примеры успешнойинтернализации экстерналий и позитивного опыта управления ресурсами общегопользования, когда участвующие стороны находят взаимовыгодное позволяющеепредотвратить деградацию окружающей среды решение. Тот факт, что рынки внекоторых случаях могут найти решения своих проблем, означает, что органыгосударственного управления не должны автоматически вмешиваться при провалерынка. Во-первых, лучше всего поддерживать ситуации, при которых рынки самимогут решить свои проблемы – если это возможно. Во-вторых, вмешательствогосударство может в ряде случаев лишь усугубить ситуацию. Рассмотрим при каких обстоятельствах рынок сможет самостоятельно найтирешения, а при каких нет. Основные условия могут быть сформулированыследующими образом: - при наличии нормальных условий рынок, по-видимому, сможет самостоятельно разработать системы управления, которые должным образом учтут провал рынка. Главным условием "нормальности" являются низкие трансакционные затраты; - государственные органы не должны спешить автоматически вмешиваться при каждом провале рынка; - эксплуатируются ли ресурсы сверх положенного? - установлена ли общая система управления? - что можно сделать для улучшения системы управления? Экстерналии и рыночные решения Как результат экстерналий, обсужденных выше, природные ресурсыдеградируют, и снижение степени деградации или загрязнения можно добитьсяпутем учета мнения всех или принятия коллективного решения. Коллективноерешение позволяет предохранить снижение запасов и качества природногоресурса ниже желаемого. С этих позиций экстерналии создают почву для новыхуправленческих структур. Стороны, участвующие в эксплуатации определенногоресурса, заинтересованы лучше узнать друг друга, придти к соглашению друг сдругом и контролировать ход его выполнения. Трудности, связанные сорганизацией этого процесса, выражаемые величиной трансакционных затрат, иот значения этих затрат зависит почему в одних случаях провалы рынка немогут разрешиться самими рынком, а в других находятся решения. Пример установления двусторонних отношения для решения проблемывозникновения экстерналий включает в себя ряд следующих принципиальныхмоментов: В пригороде шведского города Гетеборг недалеко отнефтеперерабатывающего предприятия расположен автомобильный завод.Менеджеры завода установили, что при переработке низкокачественныхнефтесодержащих продуктов и соответствующем направлении ветра, происходилакоррозия металла и слезала краска с новых только что выпущенныхавтомобилей. Две стороны сели за стол переговоров и была достигнутадоговоренность, в соответствии с которой антикоррозийные мероприятия сталипроводиться в период изменения направления ветра. Однако в процессепереговоров не были приняты интересы жителей, которые проживают сподветренной стороны. Вопрос состоит в определении обстоятельств, при которых возникают стимулыдля нахождения подобных спонтанных решений, а где политика переговоров ни кчему не приводит. Очевидно, переговоры заканчиваются провалом там, гдеочень трудно или очень дорого становится определить совместные интересы,согласовать их и осуществлять надзор над их надлежащим выполнением. Этитрудности, или издержки с ними связанные называются трансакционнымииздержками и в них заключена фундаментальная причина успеха или проваларынка по саморегулированию. Основные элементы трансакционных расходов более детально рассматриваютсяниже: - выявление. Для того чтобы заключить соглашение между собой стороны сначала найти друг друга. Это представляется довольно простым вопросом, но при рассмотрении природоохранных проблем не всегда ясно, кто является загрязнителем, а кто пострадавшей стороной; - переговоры и заключение соглашения, После выявления сторон им необходимо провести переговоры с целью нахождения решения, что само по себе представляет дорогостоящий процесс; - контроль. Стороны должны осуществлять мониторинг и контроль того, что другая сторона реально соблюдает соглашение – этот вид деятельности также требует значительных затрат; - обеспечение выполнения. Если невозможно обеспечить выполнение и соблюдение соглашения или это обеспечение потребует значительных затрат, тогда такое соглашение немногого стоит; - если упомянутые выше трансакционные издержки сравнительно ниже, чем выигрыш от заключения соглашения, то весьма вероятно, что рынок самостоятельно справится с провалом. Эта идея о том, что действующие на рынке агенты смогут справиться с внешними затратами, если трансакционные издержки незначительны, а права собственности сформулированы четко, была отражена в теореме Коуза. Теорема Коуза является важным вкладом в решение проблемы экстерналий. Ее не следует, однако, интерпретировать так, будто бы правительству совсем не следует вмешиваться в процесс охраны окружающей среды. В большинстве случаев, когда имеет место загрязнение окружающей среды, теорема Коуза неприменима по некоторым причинам. Важнейшим препятствием для саморегулирования рынка является вовлечениебольшого количества сторон в решение экологической проблемы. Если проблемаограничивается только двусторонними контактами, например, два рыболова водном пруду, то переговоры по нахождению взаимоприемлемого решения идутуспешно, Однако, если проблема касается загрязнения воздушного бассейнакрупного города, издержки определения участников, проведения переговоров иправоприменения становятся очень большими. Большое количество участников - это не только проблема размерности.При большом количестве участников решения проблемы обязательно найдутся"бесплатные ездоки/зайцы", то есть категория лиц, получающих эффект отборьбы с экстерналиямн бесплатно. Эффекты от улучшения состояния воздуха немогут быть распределены только между теми, кто сократил уровень выбросовили компенсировал нанесенный экологический ущерб. Индивид, не имеющийотношения к решаемой экологической проблеме автоматически воспользуетсявыгодой от ее решения другими сторонами. Таким образом, проблема "зайца" означает отсутствие стимулов уиндивида (группы лиц) внести вклад в решение, пользу от которого и беззатрат с его (их ) стороны можно будет использовать. Наличие "зайцев"предполагает, что общество не может исключить их из поля экологическихрешений. Другой случай, когда рынку трудно найти решение самостоятельно,проблема с определением вовлекаемых сторон. Многие экологические проблемыпроистекают из "размывания" форм взаимодействия сторон, когда трудноопределить кто вызывает и насколько деградацию природного ресурса.Например, загрязнение грунтовых вод. Этот тип загрязнения может возникнутьво многих местах (реки, озера, почва) и по многим причинам, и оказатьвоздействие на многих пользователей. Более того, может быть временной лагмежду сбросами загрязнителей и отравлением подземных вод. Есть близкая проблема, когда возможно очертить круг вовлекаемыхсторон, но невозможно провести с ними переговоры. Это случай, когдаэкстерналии затрагивают интересы будущих поколений. Эти люди не имеютвозможности голосовать по принятию решений сейчас, но в будущем онистолкнутся с проблемой обеспеченности ресурсами, доставшимися им отпредыдущих поколений. Поэтому с учетом вышеизложенного провал рынка можетрассматриваться как неспособность институтов управления адекватнореагировать на деградацию окружающей среды. Это неспособность экономическойсистемы решать свои собственные проблемы. Ресурсы общего пользования и рыночные решения Как и в случае с экстерналиями, провалы рынка, связанные с ресурсамиобщего пользования, могут быть решены самими вовлеченными сторонами. Мырассмотрели ситуацию, при которой неболыпая группа пользователей может приопределенных условиях управлять этими ресурсами в устойчивом режиме. Вданном случае благоприятным фактором для рынка (или действующих на немагентов) является возможность разработки схем устойчивого развития ресурсовобщего пользования. Однако, это также требует незначительных трансакционныхиздержек. Как и следовало ожидать, мониторинг, обеспечение выполнения,информация и другие трансакционные издержки играют важную роль вотносительной эффективности различных механизмов, которые, в принципе,могут быть различных механизмов, которые, в принципе, могут бытьиспользованы для контроля за эксплуатацией ресурсов общего пользования.Например: - Важное значение имеет как собственность на ресурс общего пользования ограничивается географически (сопоставьте пруд в деревне и открытое море). В первом случае затраты на выявление проведение переговоров (заключение соглашений) будут незначительными. - Значение имеет и такой фактор, что пользователи знакомы друг с другом (сравните выпас деревенского скота на пастбище и ловлю тунца в море). Это облегчает весь процесс подготовки соглашения и его последующий контроль и обеспечение его соблюдения. - Значение имеет и такой фактор, что легко можно осуществлять мониторинг деятельности одного лицу (сравните использование деревней колодца с замусориванием улиц в крупном городе; или выпас скота на пастбище общины со сбором дров в лесу). Это делает, среди прочего, проблему "зайца" более решаемой.-----------------------[1] См. Федеральный закон РФ “О континентальном шельфе” от 25 октября 1995г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на тему: «Природные ресурсы как ресурсы общего пользования» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Природные ресурсы как экономический...

Доклад на тему: «Природные ресурсы как ресурсы общего пользования» iconВ работе рассматривается вопрос о субъектах собственности на природные...
Следует учесть, что собственник кроме прав на ресурсы имеет и обязанности (в первую очередь охранять и использовать по назначению)....

Доклад на тему: «Природные ресурсы как ресурсы общего пользования» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Природные ресурсы это пространственно-временная категория, а тело и явления природы выступают в качестве определенного ресурса только...

Доклад на тему: «Природные ресурсы как ресурсы общего пользования» iconОценка экологических активов с целью отражения их в системе комплексного...
Актив – это ресурс, использование которого, как ожидается, приведет к получению экономических выгод его собственником в будущем....

Доклад на тему: «Природные ресурсы как ресурсы общего пользования» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Право собственности на природные...

Доклад на тему: «Природные ресурсы как ресурсы общего пользования» iconПлан. Спрос на ресурсы. Изменения в спросе на ресурсы
При этом подчеркнём важный момент, состоящий в том, что спрос на ресурсы является производным спросом, то есть производным от готовых...

Доклад на тему: «Природные ресурсы как ресурсы общего пользования» iconНа природные ресурсы
При всей одиозности такого представления о собственности его нельзя назвать необос

Доклад на тему: «Природные ресурсы как ресурсы общего пользования» iconЭкономические ресурсы предприятия в современных условиях хозяйствования 5
Экономические ресурсы зао агрофирма «Сармат» и эффективность их использования 24

Доклад на тему: «Природные ресурсы как ресурсы общего пользования» iconМетодические указания к самостоятельному изучению дисциплины 
Водные ресурсы” 060103 «Гидротехника (Водные ресурсы)») специальности “Водоснабжение и водоотведение”)

Доклад на тему: «Природные ресурсы как ресурсы общего пользования» iconКонспект лекций по дисциплине «теплогазоснабжение и вентиляция»
«Водные ресурсы», 060103 «Гидротехника (Водные ресурсы)», специальности 092600 – «Водоснабжение и водоотведение»)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<