Лекция объект, предмет, содержание и структура общественной географии




Скачать 221.13 Kb.
НазваниеЛекция объект, предмет, содержание и структура общественной географии
Дата публикации25.02.2013
Размер221.13 Kb.
ТипЛекция
uchebilka.ru > География > Лекция




ЛЕКЦИЯ 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ГЕОГРАФИИ
География зарождалась в античное время из практических запросов человечества как землеописание, как землеведение. Это одна из самых давних наук, задачей которой было накопление и систематизация знаний о странах и народах, которые их населяют, о природе и хозяйстве таких стран. В это время география была унитарной – целостной, недифференцированной наукой.

В течение 16 – 17 веков география дифференцируется, в ней выделяются несколько отраслевых направлений. На протяжении 19– 20 веков и сейчас система географических наук охватывает десятки, а в детализированном перечне – сотни отраслево-географических дисциплин. Так, следует отметить, что существует экономическая и социальная география, социально-экономическая география, общественная география, антропогеография, география человека. Каждая из этих отраслей имеет свою историю, свои плюсы и минусы. Считается, что всеобъемлющим понятием является "общественная география".

^ Общественная география – один из фундаментальных предметов географического и гуманистического образования. Для отечественной географии это новая дисциплина, которая введена к вузовским учебным планам лишь с середины 1990-х годов и на данное время находится в стадии становления. Но современное содержание общественной географии значительно шире и охватывает все социально-экономические направления географической науки. На данное время общественная география вместе с физической (естественной) географией образует две большие группы, за Енридом Б. Алаєвим (1983), географических наук. Экономическая география (еще ее называют географией хозяйства), за таким делением, представляет собой одно из направлений общественной географии рядом с географией населения (геодемографией), социальной географией, географией природной среды.

В 1970-х годах традиционная для советского времени экономическая география становится экономической и социальной, а затем социально-экономической, и наконец, общественной географией. По вашему мнению о чем это свидетельствует?

Это свидетельствует о принципиальном отказе от упрощенного понимания экономической географии как науки о размещении производства или в широком понимании – размещение производительных сил, и переход к общественной географии как науки о территориальной организации жизнедеятельности общества. Традиционная для советской экономической географии производственная специализация изменилась в течение двух десятилетий на комплексное исследование пространственной организации всех аспектов жизнедеятельности – социальных, демографических, середовищно-ресурсных, производственных (экономических), культурных, политических, экологических. Следует отметить на то, что такой ускоренный пересмотр предметной области общественной географии в полной мере отвечает мировым тенденциям гуманизации, социологизации, экономизации, экологизации, политизации географии.

На данное время в отечественной географии наиболее распространенной является такая дефиниция: общественная география – наука о территориальной (геопространственнойу) организации общества, то есть ее объектом является общество, как один из компонентов географической (ландшафтной) оболочки, а предметом – пространственная (территориальная) организация его жизнедеятельности.

Другое определение (за А.Г. Топчиевым) – общественная география – наука о социально-экономической организация ландшафтной оболочки Земли.

Основной методологической проблемой общественной географии выступает пространственный анализ взаимодействия общества с природой, человека и ее хозяйственной деятельности с природной средой, то есть безусловный приоритет в общественно-географических исследованиях принадлежит комплексным географическим подходам, что имеют целью анализ отношений и взаимодействия "общество – природа" или "население – хозяйство – природная среда"
^ 1.1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕГО ОБЪЕКТА НАУКИ

Каждая наука, в частности и общественная география (ОГ), имеет свои общий и конкретные объекты, а также предмет исследования. Много ученых считают, что объект науки - понятие шире и более фундаментально, чем ее предмет. Однако существует мысль, что предмет науки охватывает ее объект, аспект и даже методы исследования.

Считается, что объектом науки вообще является определенный фрагмент (часть) действительности - предметной или духовной, который она изучает и который опосредствован системой понятий и категорий, а также методами исследования. Он может быть реальным (участок землевладения, населенный пункт, береговая зона и тому подобное) или воображаемым – идеализирующим, абстрактным. (Пример: изучаем систему расселения, которая в реальной жизни никак не выделена и не обозначена). Между учеными пока еще нет общей мысли относительно этого объекта ОГ.

Много наук изучают не только так называемую материальную, но и духовную сферу деятельности (философия, логика, математика и тому подобное). Каждая наука исследует историю своего развития. Появились научные дисциплины, заданием которых является изучение процессов управления, связанных с циркуляцией информации (Информатика, кибернетика и др.). Возникли научные дисциплины и направления на стыке наук и как результат их интеграции (например, социальная экология).

^ Общим объектом для всей системы географических наук выступает земная поверхность, поверхностная оболочка Земли (еще называют географической оболочкой или геосферой, которая более обстоятельно изучается в курсе общего землеведения). В последнее время распространяется еще одно название – ландшафтная оболочка Земли. За таким подходом ландшафт понимают как природно-хозяйственный, а не сугубо природный комплекс. Но существуют значительные разногласия в понимании этого понятия – так некоторые исследователи в советской географии считали ландшафт только природным явлением (А.О. Григоръев, С.В. Колесник, А.Г. Ісаченко и другие). В наше время географы понимают, что общество и созданный ими искусственный материальный мир уже стали полноценными составляющими ландшафтной оболочки, и ландшафты представляют собой природно-хозяйственные комплексы. Но возникает тавтология некоторых словосочетаний – гео-, то есть земная оболочка Земли).

^ Главный аспект географических исследований – анализ пространственной (территориальной, экваториальной) организации земной поверхности – ландшафтной оболочки. Таким образом, объект географии – ландшафтная оболочка, предмет географии – пространственная (территориальная) организация ландшафтной оболочки.

От в общих чертах географического понимания объекта и предмета перейдем к общественной географии. Для этого необходимо рассмотреть общую структуру ландшафтной оболочки как объекта исследований. Ландшафтная оболочка состоит из компонентов, среди которых выделяют поверхность (рельеф), воздух, воду, растительный и животный мир, население, искусственный материальный мир (здания, коммуникации и другое), производственные предприятия и другое. Каждый компонент, который распространен по всей земной поверхности, формирует компонентную оболочку – геосферу: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, антропосфера, техносфера, социосфера. За таким подходом ландшафтная оболочка Земли напоминает за своим строением матрешку: предыдущие геосферы будто "вложены" в следующие; биосфера охватывает лито-, атмо- и гидросферу, социосфера включает био-, антропо- и техносферу. То есть каждая следующая сфера возникает на базе предыдущих, но имеет и собственные, отличные от других свойства.

Между физической и общественной географией существует методологическая делимитация: первая изучает природные компоненты и геосферы, друга – социально-экономические.

^ Вопрос: почему такое разграничение оказывается непростым? (поскольку природа и общество интенсивно взаимодействуют между собой, взаимно проникают и перекрываются). Возникает вопрос: имеются ли в наше время в полной мере "чистые природные компоненты"? (даже в Антарктиде выявили "озоновую дырку", которая вызвана хозяйственной деятельностью человека). Могут ли существовать сугубо социальные или экономические составляющие вне природной среды?

В широком понимании, объектом общественно-географических исследований является вся ландшафтная оболочка. Но в конкретных программах исследований объекты исследований должны детализироваться и быть более конкретными. Возможные следующие ситуации:

  1. объектом исследования выступает отдельный компонент или его составляющая (под компонент); например, при исследовании городское (или сельское) население (составляющая общего компонента – население); предметом исследования в этом случае является территориальная (геопространственная) организация городского населения, его пространственное распределение по земной поверхности (или ее фрагменту), территориальная дифференциация и концентрация (сосредоточение) городского населения и т.д.;

  2. объектом исследования выступает определенная совокупность (два или больше) компонентов ландшафтной оболочки; в этом случае изучают пространственное распределение каждого из них, но акцентируют их пространственное взаимодействие и взаимозависимость.;

  3. объект исследований – целостный комплекс компонентов ландшафтной оболочки, который называют геокомплексом, территориальным социально-экономическим комплексом, общественно-географическим комплексом, в этом случае предмет исследования – закономерность формирования и функционирования таких комплексов. Их роль в жизнедеятельности общества и др.;

  4. объектом исследования является отдельная геосфера – антропосфера, техносфера, социосфера, природная среда, экономосфера; предмет исследования составляет закономерность формирования и функционирования такой земной оболочки – геосферы, ее взаимодействие с другими геосферами, значение и роль в жизнедеятельности общества;

  5. объектом исследования выступает вся совокупность социально-экономических геосфер ландшафтной оболочки Земли, которая, с одной стороны, сохраняет автономность каждой составной геосферы, а из второй – акцентирует их взаимоувязанность и взаимозависимость, тенденции к интеграции и формированию качтвеннее новой геосферы – социосферы, ноосферы.

^ 1.1. Общество. Формационный и геосферный подходы

Существует три-четыре подхода к пониманию общего объекта ОГ. Соответственно одному из подходов, что являются самым распространенным, таким объектом является общество в целом или его отдельные сферы - демографическая, экономическая, социальная, политическая и др. (рис. 1). Позитивным в этом подходе имеется то, что общество рассматривается из геосферных позиций и в связи с другими сферами (лито-, гидро-, атмо-, биосферой). На этом геосферному подходе построенная теория географической оболочки, которую считают самым общим объектом изучения всей системы географических наук. Географическая оболочка имеет организацию разного пространственного масштаба, начиная от глобального и заканчивая локальным, местным.



Рис. 1. Система геосфер общества и природы
Формационное понимание общества – общественно-экономические формации с определенными только им свойственными экономической базой. В своем развитии формации переходят одну в одно в результате социальных революций, изменяясь от первобытнообщинной к коммунистической. Но этот подход не верен.

Общество следует понимать прежде всего как сложную систему нескольких сфер (см. рис.1): демографической, социальной, хозяйственной (экономической), экологической, политической, духовной, которые находятся между собой во взаимной связи (генетическому и функциональному) и формируют геопространственое единство, начиная от локальных и региональных и заканчивая глобальной.

Такой геосферный подход дает возможность изучать общество в целом синтетически, а каждый компонент общества (население, хозяйство, социальную сферу и др.) - отдельными отраслями географии в контексте связей с другими и природной окружающей средой. В результате этого формируются отраслево-компонентные и пространственно-компонентные подразделы ОГ. Возможно структуризировать общество за такими сферами: социосфера, экономсфера, техносфера, культуросфера. Теперь, когда человечество переходит к информационной цивилизации, можно утверждать о формировании рядом с техносферой также информационной сферы.

1.2. Человек. Цивилизационный и деятельный подходы

Прежде всего человека следует трактовать не как "продукт общественных отношений " (К. Маркс), а как наивысшее проявление развития природы и общества, как социоприродный компонент, самым главным свойством которого является духовность. Фундаментальной целью человеческого существования становится постижение духовных ценностей. Все другое - это лишь средства такого постижения. Человек в ОГ может рассматриваться за двумя главными подходами:

  • как категория жизнедеятельности;

  • как категория культуры и духовности (так называемый цивилизационный подход).

Цивилизационный подход противоположный к формационному. Этот подход –рунтується на тезисе, что главными фрагментами человеческого общества в глобальном масштабе являются цивилизации. По мнению ученых, в мире существовало около 30 цивилизаций. Сегодня их количество уменьшилось до семи-восьми.

Понятие цивилизаций связывается со многими особенностями людей, народов и стран: характером культуры, духовности и менталитета (особенности мировосприятия, морали, этика и этнопсихики). Разные ученые называют разные современные цивилизации. Например, известный американский специалист из проблем цивилизаций Семюель Гантингтон выделяет такие цивилизации: западную (христианскую), конфуцианскую (китайскую), японскую, мусульманскую, индусскую, слов'яно-православную и, возможно, африканскую. В другом труде он объединяет китайскую, японскую и индусскую цивилизации в одну - азиатскую.

Каждая цивилизация характеризуется определенной историческо-духовной целостностью. Большинство из них представлено многими странами и народами, как, например, западная, слов'яно-православная та мусульманская. Временами границы цивилизаций проходят через территории стран, как это было или есть в России или прежней Югославии. Противоречивой является принадлежность Украины к западной или словяно-православной цивилизации.

Целостность цивилизации предусматривает ее стойкость, которая зависит от внутренней культурно-социальной и религиозно-философской сбалансированности. Внутренние изменения в цивилизациях происходят очень медленно. Наименьшее влияние здесь имеют внешние факторы. Недаром восточные цивилизации (мусульманская, индусская, китайская) оказывают надлежащее сопротивление западной (христианской) или тому процессу, что получил название вестернизации.

Отметим, что иногда некоторые ученые выделяют как противоположность общественно-экономическим формациям "технологические цивилизации": аграрную (доиндустриальную), индустриальную, постиндустриальную и информационную.

Следовательно, цивилизации и их геопространственные связки могут быть общим объектом изучения ОГ.

Человека в ОГ теперь очень часто трактуют посредством понятия жизнедеятельности: трудовой, потребительской, социоприродной, воспроизводительной и экистической (расселенческой ).

Трудоваяжизнедеятельность, или труд - физическая та духовная - это процесс, что происходит между человеком и природой, в котором человек как сила природы регулирует, контролирует и опосредствует обмен веществ между собой и природой. Следовательно, в развитии и геопространственной организации общества и его определяющего элемента - человека - необходимы, как минимум, такие взаимодействующие компоненты:

  1. природная окружающая среда (природные условия и ресурсы);

  2. сами люди, наделенные способностью к труду;

  3. средства производства (предметы и средства труда), которые, используя вещество и энергию природы, преумножают физические и умственные силы человека. Поэтому характерные особенности территории в каждом случае зависят как от особенностей ее природной среды, так и от того общества (его экономического, социального, интеллектуального потенциала и тому подобное), которое развилось в этой среде и является результатом долговременной эволюции и взаимодействия.

^ Воспроизводительная жизнедеятельность - это рождение и воспитание детей, функционирования семьи, воссоздания физического и интеллектуального потенциала населения, подготовка физически и духовно здоровых людей и тому подобное. Этот вид деятельности развивается с учетом не только общественных, но и природных законов, что регулируют биоэнергетические процессы. Воспроизводительная деятельность тесно связана с проблемами здравоохранения населения, в частности, матери и ребенка, моральным здоровьем нации, продовольственной проблемой и др.

Социоприродний вид человеческой жизнедеятельности заключается в том, что человек как живое существо взаимодействует с природой непосредственно на популяционном (в границах всего человечества), социумному (в границах отдельных частей цивилизации - держал, наций, населенных пунктов и тому подобное) и организменном (как отдельный человеческий организм) уровнях. Это взаимодействие имеет количественные и качественные характеристики. В частности, все больше значение в природе приобретают биологические факторы, созданные человеком (выращивание сельскохозяйственных культур, развитие биотехнологии и тому подобное), увеличивается общее количество самих людей, в результате чего растут масштабы социоприродной жизнедеятельности.

Экистична, или расселенческая, жизнедеятельность связана с "силовым полем" человека и заключается в связках людей между собой в системе поселений (населенных пунктов). В итоге люди создали сеть поселений, которые коммуникационными линиями автошосейного, железнодорожного, речного, морского, авиационного транспорта, линий электропередач, трубопроводов и связи образуют глобальный экистический континуум (континуум – система, которая имеет черты непрерывности), составными частями которого стали расселенческие системы стран и отдельных регионов.

Наконец, пятый вид жизнедеятельности - потребительский. Он заключается в том, что созданные в процессе труда материальные и духовные блага люди используют в своих интересах - потребляют. В процессе потребления возникают дополнительные потребности в энергии и других средствах.

Дияльнисний подход полнее всего отвечает современному общенаучному и философскому пониманию общего объекта СГ. В таком случае имеем почти полное совпадение видов деятельности с соответствующими отраслями общества: трудовой деятельности - с хозяйственной, социоприродной - с социальной и экологической, воспроизводительной - с демографической, экистической - тоже из демографического. Следовательно, действинный подход вносит в общественную географию также функциональный аспект исследования.

^ 1.3. Земная поверхность. Экологический и ноосферный подходы

Человека можно рассматривать как социальный элемент биосферы. А это дает основания трактовать ее как хозяина отдельно или вместе с другими элементами биосферы в большом земном доме.

Биосферу рассматривают ученые как:

- совокупность всех живых организмов (вместе с человеком) и их популяций (сообществ) видовых и пространственных. Это так называемая актуальная биосфера, которая является загальноземною оболочкой рядом с лито-, гидро-, атмо- и антропосферой. Такое понимание биосферы внедрил в географию немецкий ученый Е. Зюсс (1831-1914). Временами ее называют "пленкой жизни". В этой "пленке" функция растительных организмов заключается в нагромождении солнечной энергии путем механизма фотосинтеза в виде углеводов, белков и жиров. Кроме того, они обеспечивают равновесие газового состава атмосферы (поглощение углекислого газа и выделение кислорода), пополняют биохимический состав –рунтів и др. Трофними (пищевыми, продовольственными) связками растительный мир выходит на мир животный. И все это происходит на основе саморегуляции глобальной, региональных и локальных биосистем;

- область живого, то есть, по существу, географическая оболочка. Так понимал биосферу В. Вернадский. В этой области все процессы, состав отдельных геосфер генетическое связаны с "живым веществом". Например, газовый состав атмосферы стабильный благодаря жизнедеятельности живых организмов; породный состав литосферы, в большой мере, генетическое определен, особенно осадочные породы (топливные ресурсы, известняк и тому подобное), прошлыми связками с живыми организмами.

Следовательно, в такой биосфере, особенно в понимании В. Вернадского, происходит жизнедеятельность человека, который находится в ней в роли "хозяина" и стихийно или целеустремленно изменяет свой "природный дом", улучшая его или ухудшая.

Наконец, общий объект "человек" в ОГ может трактовать не только как деятельный элемент общества или окружающий компонент ("хозяин") биосферы, но и как носитель ума в биосфере. Другими словами, человек - это тот элемент биосферы, что превращает ее в ноосферу - сферу ума.

Современная трактовка понятия ноосферы, производным от которой является понятие процесса ноосферизации, принадлежит акад. В. И. Вернадскому. Ноосфера - это часть природы, охваченная человеческим умом. Соответственно, сюда принадлежит не только Земля, но и ближайший космос, который является ареной активной научно-практической деятельности. В функциональном плане ноосфера - это область активного взаимодействия общества и природы, которая охватывает те ее компоненты, свойства и процессы, которые созданы деятельным человеком на предыдущих этапах развития общества.

В смысловом аспекте ноосфера характеризуется теми чертами и свойствами, отношениями и процессами, на которых отображается превращающая и производительная "сила ума" и которая приурочена к земной поверхности. Понятно, что в связи с выходом человека в космос, освоением ею глубин земных недр и Мирового океана, проникновением в структуру атомного ядра можно вести речь о законе расширения ноосферы. Следует иметь в виду, что В, І. Вернадський рассматривал ноосферу в тесной связи с биосферой, которую он понимал как сферу живого, что охватывает совокупность как актуально существующих живых организмов ("живое вещество"), так и измененных ими в течение многих геологических эпох тел и их свойств в неживой природе (воздух, вода, земные породы). Геохимическая функция живого вещества настолько существенна, что вследствие этого в корне изменилась и превратилась в динамически уравновешенную вся географическая оболочка (геосфера, ландшафтная оболочка). Биосфера, таким образом, стала сутью геосферы Земли еще к появлению на ней человека.

С развитием человеческого общества в биосфере возникло новое качество: кроме чисто биологической силы, сила ума, связанная с жизнедеятельностью человека, в частности с ее трудом. Именно эта сила в конечном итоге изменяет и биосферу (появление биотехнологии, биоинженерии). На определенном этапе развития биосфера перерастает в ноосферу.

Эта особенность оказывается прежде всего во время научно-технических революций (НТР). Примером может быть последняя НТР. Ускорение процесса онаучивания всего труда, интеллектуализация человеческой деятельности, лавинообразный рост научно-технической информации связаны из компьютеризацией производства, компьютеризацией, внедрением биотехнологий и генной инженерии.

В развитии взаимосвязей между ноосферой и биосферой можно выделить два этапа:

  • первый этап, когда ноосфера как целое развивается стихийно (характерный для всех прежних обществ);

  • второй этап, когда ноосфера осознает себя как единство человека и природы, как наивысший этап освоения природы человеком. Этот этап приходится на период развития постиндустриального, а дальше - информационного общества.

Отметим, что ноосфера как инктелизированная биосфера может развиваться только в условиях научного саморегулирования общества, в том числе регуляция его взаимосвязей (прежде всего вещественных и энергетических) с внешней природой; в связи с законом расширения ноосферы можно вести речь о законе расширения биосферы, поскольку биосфера в это время является материальным носителем. Расширение ноосферы является также расширением биосферы.
^ ЛЕКЦИЯ 2. ПРЕДМЕТ И КОНКРЕТНЫЕ ОБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ГЕОГРАФИИ

2.1. Предмет исследования

В общественной географии, кроме общего, выделяются также конкретные объекты исследования. Общим объектом, как отмечалось, преимущественно считается человеческое общество в целом или его отдельные большие части: население (народонаселение), хозяйство (как единство сфер производства и услуг), социальная, политическая сферы и тому подобное.

Однако не только СГ изучает общество в целом и его составные части. Оно является объектом обществоведения, философии, истории, а отдельные части (например, хозяйство) исследует политэкономия или экономические науки, население - демография, социальную сферу - социология и тому подобное. Поэтому каждая наука исследует определенную сторону объекта - его свойства (черты), отношения, процессы. Та сторона объекта, на исследование которой главное внимание обращения науки, называется ее предметом.

Предмет общественной географии - геопространственная (территориальная) организация общества или его отдельных частей: населения, производственной, социальной, политической, духовной или природно-ресурсной сфер. Что означает геопространственная (территориальная)1 организация?

1 Понятие "геопространственный" несколько шире за объемом, чем "территориальный", ибо оно касается также водной поверхности и воздушной оболочки, а не только суши (территории).






Рис. 2. Три "пласта" геопространственной организации:

а - взаиморасположение объектов в двумерном пространстве земной поверхности;

бы - наличие геопространственных связей между этими объектами;

в - существование геопространственных формирований ^ Но и В

Во-первых: взаиморасположение (взаиморазмещение) объектов в двумерном (вертикальная - третья координата в большинстве случаев к вниманию не берется) пространстве земной поверхности. Оно существует между двумя пороговыми масштабами: а) общеземном (глобальным); б) "точковим'1, выраженным уровнем отдельного предприятия (заведения) или населенного пункта. Все пространственные отношения явлений и процессов между двумя отмеченными масштабами характеризуются географичностью. Размещение над общеземным - это уже космическое расположение. Оно не принадлежит к сфере географии. Так же внутренняя пространственная организация предприятия (взаиморасположение цехов и участков) не является заданием исследования географической науки. Важной чертой геопространственности является общесвязанность объектов с природной окружающей средой земной поверхности. Каждый объект Идентифицируется его координатами долготы и широты, протяжностью, площадью и др.

Во-вторых: наличие пространственных связей между расположенными в границах земной поверхности объектами. Эта связанность выражается наличием линий связи (транспортных и других линий коммуникации); перемещениям вещества, энергии и информации (прежде всего людей - носителей всех этих "субстанций") (рис. 2 б}.

В-третьих: существование территориальных общественных образований (формирований, сочетаний, систем, структур). Чаще всего эти территориальные образования являются конкретными объектами общественно-географических исследований. Примерами могут быть экономический район, хозяйственный узел, территориальный агропромышленный комплекс, территориальная система расселения, політико-географический район и др. (рис. 2 в).

В-четвертых: функционирование территориальных образований, что заключается в регулируемом (также саморегулируемый) изменении их состояний в результате взаимодействия с окружающей средой (природным и общественным) для достижения заблаговременно предусмотренных целей. Например, агрокомплекс комплекс определенной территории имеет главной целью производство продовольственных продуктов (товаров). Взаимодействуя с другими комплексами и природной окружающей средой, он функционирует как регулируемая территориальная система, где каждое звено (отрасли, производства, предприятия, заведения и учреждения) и комплекс в целом изменяют свое состояние на протяжении года. Регуляция происходит путем переработки составными частями комплекса или специальными управленческими органами информации о состоянии комплекса.

^ 2.2. Конкретные объекты исследования

Конкретные объекты исследования - это формы геопространственной (территориальной) организации общества в целом или его составных частей. Классические формы геопространственной организации общества: государство (страна) и экономический район. Существуют разные пространственные уровни и виды форм.

На мировом уровне главной формой в геопространственной организации общества является государство (страна). Она является нулевой точкой отсчета в общей совокупности форм политической организации. Можно говорить и о сверхгосударственных формах - политические, в частности военно-политические блоки и группы государств (пример НАТО, ГУАМ). Предельной то есть глобальной, по форме имеется мировое содружество государств - Организация Объединенных Наций.

Главной формой хозяйственно-экономической организации является национальное хозяйство (национальный комплекс). Существуют и наднаціональне-господарські (экономические блоки стран, например, Европейский Союз) формы. Предельной формой является мировое хозяйство.

^ На общегосударственном (национальному) уровне главными геопространственными формами является зона и район, их можно объединить одним сроком регион. Чаще всего изучают экономические зоны и районы, которые являются подсистемами национального комплекса. Однако выделяются также региональные системы расселения, демогеографические районы, этнографические регионы (в географии населения страны), промышленные зоны и районы (в географии промышленности страны), сельскохозяйственные и агропромышленные зоны и районы (в географии сельского хозяйства и агропромышленного комплекса страны), транспортные районы (в географии транспорта страны), рекреационные зоны и районы (в рекреационной географии страны) и тому подобное.

Наконец, существует большое количество первичных форм геопространственной организации общества и его частей. Предельными среди них, например, в хозяйстве имеется предприятие (заведение), их сочетание (сосредоточение, блок, ассоциация) на сравнительно небольшой территории вызывает возникновение таких первичных форм, как пункты, центры, кусты, узлы. Чаще всего выделяют и исследуют первичные формы в экономической сфере: хозяйственные пункты, центры, узлы и кусты Д/з дать определения этим понятиям.
(Экономическим пунктом считается сосредоточение в определенной точке земной поверхности отдельного предприятия сферы производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт) или заведения сферы услуг (образование, здравоохранение, культура и тому подобное). Экономический центр - это сосредоточение в одном месте (населенный пункт) нескольких предприятий или заведений, независимо от того, связанные они между собой или нет.

^ Экономический куст - сосредоточение в нескольких близких поселениях предприятий (заведений) одной или нескольких сфер (чаще всего взаимоувязанных).

Наконец, экономический узел представляет собой сосредоточение на компактной территории большого количества, в частности больших по размерам, предприятий и заведений. Обычно, экономический узел имеет четко выраженное функциональное ядро. Им является наибольший экономический центр узла.)
Первичные формы в геопросторовій организации населения: поселение (хутор, село, городок, город), элементарная система расселения, городская агломерация.

Между первичными и региональными существует ряд переходных форм, их называют локальными. Примером может быть система расселения административного района, внутриобластной (окружной) хозяйственный комплекс, локальный агропромышленный комплекс (завод плюс его компактная сырьевая зона).

Формы геопространственной организации общества могут быть интегральными и компонентными. Интегральная форма охватывает все составные части общества - население, производственную сферу и сферу услуг, экологическую и природно-ресурсную сферы. Взаимодействие и согласованность между ними в процессе развития и функционирования дает возможность трактовать каждую геопространственную форму как территориальный комплекс. Например, областной регион Украины охватывает население территории области (как производитель продукции и услуг, их потребитель), хозяйство области (как взаимоувязанную совокупность производственной сферы и сферы услуг), ее природно-ресурсный потенциал, производственную, социальную и институционную инфраструктуру и тому подобное. Между этими компонентами налаживается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, определенная пропорциональность и взаимоприспособление.

Когда ведем речь о компонентных формах геопространственной организации общества, то имеем в виду разные территориальные формы определенной сферы - хозяйственной, социальной, демографической и др. Например, элементарная или региональная система расселения, промышленный узел или район, сельскохозяйственная зона и тому подобное - все это формы территориальной организации отдельных отраслей общества: соответственно народонаселение, промышленной и аграрной.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция объект, предмет, содержание и структура общественной географии iconЛекция 4: система методов общественной географии
...

Лекция объект, предмет, содержание и структура общественной географии iconКраткий курс «Психология деловых отношений» Лекция № Предмет, основные...
Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе (этических...

Лекция объект, предмет, содержание и структура общественной географии iconКонспект лекций по финансовому анализу Тема теоретические основы...

Лекция объект, предмет, содержание и структура общественной географии iconВопросы к зачету: Глобалистика: предмет, структура и функции
Понятие глобализации. Социокультурная и экономическая структура глобального мира

Лекция объект, предмет, содержание и структура общественной географии iconДемографическое развитие региона как объект исследования социально-экономической географии

Лекция объект, предмет, содержание и структура общественной географии iconПрезентация коллективной монографии «Феномен культуры в российской...
Ассоциация российских географов-обществоведов (арго) информирует, что 29-30 августа 2014 г в Санкт-Петербурге на базе факультета...

Лекция объект, предмет, содержание и структура общественной географии iconЛекция 22. Присваивание объектов
Один объект можно присвоить другому, если оба объекта одинакового типа. По умолчанию, когда объект а присваивается объекту В, то...

Лекция объект, предмет, содержание и структура общественной географии iconСистема контрольно-оценочной деятельности учащихся по географии
Содержание проверки должно соответствовать конечным результатам обучения разделу курса, которые зафиксированы в рубрике программы...

Лекция объект, предмет, содержание и структура общественной географии icon2. Виды экономического анализа и их роль в управлении предприятием....
Предмет, объект и содержание экономического анализа, его цели и задачи. История и перспективы развития экономического анализа. 3

Лекция объект, предмет, содержание и структура общественной географии iconПредмет и задачи курса “Микроэкономика
Безграничные потребности и редкость ресурсов. Предмет и метод курса. Позитивный и нормативный анализ. Основы и принципы рыночной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<