Скачать 110.3 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Макеевского городского совета Методическая разработка урока географии по теме «Практическая работа № 3. Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины» Выполнила учитель географии МОШ І-ІІІ ступеней № 18 Лущик Т. В. 2013 Предмет. Физическая география Украины. 8 класс Раздел ІІ. Общая характеристика природных условий и природных ресурсов Украины. Урок №18 Тема урока. Практическая работа № 3 «Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины». ^ : закрепить знания о закономерностях распространения тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых на территории Украины; усовершенствовать умения и навыки сопоставлять различные по содержанию карты, выявлять взаимосвязи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми, делать выводы; углубить понимание путей практического применения полученных знаний; пробудить интерес к творческой деятельности в условиях практической работы. ^ урок применения знаний, умений и навыков Оборудование: физическая карта Украины, тематична карта «Геологическое строение и полезные ископаемые», картина «Геологическое строение платформенного и геосинклинального участков земной коры», учебники географии для 8 класса (В.Ю. Пестушко, А.Ш.Уварова. – К.: Генеза, 2008), географические атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийный проектор, экран, контрольные листы, поощрительные карточки. ^ І. Организационный момент 3 мин ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности 3 мин ІІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся 17 мин ІV. Этап применения знаний, умений и навыков учащихся 15 мин V. Подведение итогов. Рефлексия 5 мин VІ. Домашнее задание 2 мин Ход урока І. Организационный момент. Сообщение темы урока. Постановка цели, задач урока совместно с учащимися. Определение ожидаемого результата. ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности Учитель. Мы изучали материал об образовании поверхности земной коры в пределах территории Украины. Процессы, которые происходят в недрах земной коры и на ее поверхности, вполне логичны и закономерны. Зная эти законы, можно объяснить формирование особенностей любой территории нашей планеты. Это нужно не столько для удовлетворения нашего любопытства, сколько для выполнения практических задач. ^ «Микрофон». Учитель. Приведите примеры практического применения полученных знаний в ходе изучения тем: «Тектонические структуры», «Геологическое строение», «Рельеф. Геоморфологическое строение», «Минерально-сырьевые ресурсы». ^ поиск полезных ископаемых, выявление зон возможных землетрясений, предотвращение неблагоприятных для сельского хозяйства проявлений рельефообразующих процессов, обоснование мест строительства определенных объектов, прокладка путей сообщения и т.д. Учитель. Во время выполнения практической работы мы повторим основные положения изученных тем, систематизируем и обобщим полученные знания, выявим взаимосвязи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины. ^ «Удивляй». Учитель сообщает интересные факты, касающиеся землетрясений на платформах, в Крыму: - по количеству и разнообразию основных тектонических структур, которые сталкиваются на территории Украины, наша страна является лидером среди европейских государств. - с ІV в. до н.э. и до наших дней в Крыму зафиксировано около 80 сильных землетрясений. ^ Несмотря на стабильность фундамента платформы, иногда в его глубинных разломах происходит смещение пластов. Это вызывает местные землетрясения силой до 5 баллов в эпицентре. В частности, в 2002 г. эпицентр такого землетрясения находился в поселке Микулинцы на Тернопольщине, а в 2007 г. - в г. Кривом Роге. ^ В 1927 г. в Крыму произошли два землетрясения, повлекшие разрушения на побережье от Севастополя до Феодосии. В частности разрушилась часть скалы под известным дворцом "Ласточкино гнездо". С тех пор разрушительных землетрясений не было. Однако чувствительные сейсмические приборы ежегодно фиксируют десятки слабых толчков. Большинство их эпицентров находится в Черном море между Ялтой и Гурфузом на глубине от 10 до 40 км под дном - там, где плита Черноморской впадины погружается под континентальную земную кору. III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Определите понятия и запишите на контрольных листах ответы: 1) одна из геологических наук, изучающая строение и движение литосферы … (тектоника); 2) равнинная территория земной поверхности с абсолютными высотами от 200 до 500 м … (возвышенность); 3) относительно устойчивый участок земной коры, который образован кристаллическим фундаментом и осадочным чехлом … (платформа); 4) часть платформы, в пределах которой кристаллический фундамент выходит на поверхность … (щит); 5) часть платформы, которая перекрыта мощным (более 500 м) чехлом осадочных пород (плита); 6) это большие участки земной поверхности, высоко поднятые над прилегающей равнинной территорией, со значительными перепадами высот и расчлененным рельефом … (горы). Проведение самопроверки знаний учащихся.
В ходе фронтального опроса учащимся необходимо не только ответить на вопрос: «Верю или не верю», но и обосновать свой ответ. За полный правильный ответ учащийся получает поощрительную карточку.
Учитель. Большая часть территории Украины расположена в пределах древней Восточно-Европейской платформы, но в ее составе выделяют более мелкие образования, знание размещения которых мы проверим в ходе картографического практикума. Расположите названия тектонических структур в направлении с запада на восток: 1. Волыно – Подольская плита
Ответ: Волыно - Подольская плита, Украинский щит, Днепровско - Донецкая впадина, Донецкое складчатое сооружение. Ответ учащегося сопровождается показом тектонических структур на карте.
Учитель. Поверхность Украины формировалась в течение многих геологических эпох. На ее развитие повлияли эндогенные и экзогенные процессы, хозяйственная деятельность человека. Поэтому рельеф Украины достаточно разнообразен. Давайте вспомним из каких основных форм он состоит. Задание: необходимо заполнить общую схему рельефа. Рельеф Украины ? 95% ? 5% ? (?%) ? (?%) ? (?%) ? (?%) Ответ: 95% - равнины: 70% - низменности, 25% - возвышенности; 5% - гори: 4% - Карпаты, 1% - Крымские горы.
Учитель по краткому описанию определенной низменности или возвышенности предлагает установить их названия и показать на карте. 1. Я нахожусь на севере Украины, а называют меня … (Полесская низменность) 2. А мы расположены между Днестром и Днепром, а зовут нас … (Подольская и Приднепровская возвышенности) 3. Найди меня в Черновицкой области, здесь находится высшая точка равнинной части Украины - гора Берда, а зовут меня … (Хотинская возвышенность) 4. Я простираюсь на Левобережье, в среднем и нижнем течении Днепра, а зовут меня … (Приднепровская низменность) 5. А я расположена на юге, мои берега омывает Черное море, а имя мое ... (Причерноморская низменность) 6. Южный берег Крыма отделяет нас от моря, а зовут нас … (Крымские горы)
Учащимся предлагаются индивидуальные картосхемы, выполненные на контурних картах, на которых правильно и неправильно обозначены бассейны и основные районы распространения полезных ископаемых. Задание заключается в том, чтобы исправить ошибки. После чего учащиеся в парах обмениваются контурными картами, подписывают названия месторождений полезных ископаемых, отмеченных правильно. Затем опять обмениваются контурными картами и проводять взаимопроверку работ.
Учитель просит учащихся встать, занять исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.
Учитель называет тектоническую структуру, учащиеся выполняют повороты вправо или влево в зависимости от того, где расположена данная тектоническая структура по отношению к реке Днепр: к востоку или к западу от нее. - Волыно-Подольская плита; - Днепровско-Донецкая впадина; - Воронежский кристаллический массив; - Украинский щит; 2. Проверка знаний форм рельефа. Учитель говорит название формы рельефа, учащиеся поднимают руки вверх, если это возвышенность или приседают, если названа низменность. - Полесская; - Донецкая; - Волынская; - Приднепровская. 3. Проверка знаний условных знаков полезных ископаемых. Учитель предлагает выполнить зарядку для глаз, «рисуя глазами» условные знаки полезных ископаемых: - известняк; - железная руда. Учитель также предлагает «нарисовать носом» условные знаки полезных ископаемых: - природный газ; - ртутные руды. IV. Этап применения знаний, умений и навыков учащихся
Учащиеся работают по группам рядами, используя карты атласа, материал учебника, составляют выводы. Представитель каждой группы тремя предложениями характеризует особенности: учащийся І ряда — тектонического строения территории Украины; учащийся II ряда — рельефа Украины; учащийся IIІ ряда — размещения основных районов полезных ископаемых.
Учитель. Установите соответствие между названиями тектонических структур и формами рельефа.
Проведение самопроверки знаний учащихся. Ответ: а-4, б-3, в-2, г-1, д-6, е-7, ж-5
Учитель. Сопоставьте тектоническую карту с физической и картой полезных ископаемых. Заполните таблицу. Определите: а) какие формы рельефа преобладают в пределах основных тектонических структур; б) к каким тектоническим структурам приурочены месторождения основных полезных ископаемых.
^ Устойчивые участки земной коры > платформы > преобладание в формировании рельефа внешних процессов > …………………….. Подвижные участки земной коры > складчатые области > преобладание в формировании рельефа внутренних процессов > …………………………... Топливные полезные ископаемые > чаще осадочного происхождения > ……………………………………….. Рудные полезные ископаемые > чаще метаморфического и магматического происхождения > …………………………… Нерудные полезные ископаемые > осадочного и магматического происхождения > …………………………… V. Подведение итогов. Рефлексия. Учитель обращает внимание учащихся на достижение цели урока, дает оценку работы класса и отдельных учащихся. Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке, посчитав количество поощрительных карточек и ответив на вопросы: - мое настроение на уроке: (учащиеся выбирают вариант смайлика) - я понял (а): - я научился: - затруднения вызвало: - я буду использовать: - я оцениваю свою работу на уроке: VI. Домашнее задание
Домашнее задание по выбору:
|
![]() | Разработка урока на конкурс «Учитель года -2012» учителя информатики Донецкой гимназии имени В. Стуса | ![]() | Образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Украинская государственность в 1917-1920 г» |
![]() | Цель: 1/ Познакомить со специфическими особенностями ведения сельского хозяйства | ![]() | ... |
![]() | Аннотация: Данный урок рассчинан на профильный уровень изучения права. При проведении урока используется технология опережающего... | ![]() | Значение крахмала для жизнедеятельности организма и лечебные свойства продуктов питания, содержащих его |
![]() | Методическая проблема: эффективность использования компьютерной техники и электронных средств обучения в учебном процессе | ![]() | Презентацию, созданную в программе Microsoft Office PowerPoint 2007, содержащую иллюстративный материал и основные положения, касающиеся... |
![]() | Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития | ![]() | Разработала: Приходько Елена Николаевна, учитель географии Рубежанской общеобразовательной школы I – III ступеней №8 |