Методическая разработка урока географии по теме «Практическая работа № Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины»




Скачать 110.3 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока географии по теме «Практическая работа № Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины»
Дата публикации11.02.2014
Размер110.3 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > География > Урок
Макеевская общеобразовательная школа I – III ступеней № 18

Макеевского городского совета

Методическая разработка урока географии по теме

«Практическая работа № 3. Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины»

Выполнила

учитель географии

МОШ І-ІІІ ступеней № 18

Лущик Т. В.

2013

Предмет. Физическая география Украины.

8 класс

Раздел ІІ. Общая характеристика природных условий и природных ресурсов Украины.

Урок №18

Тема урока. Практическая работа № 3 «Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины».

^ Цель урока: закрепить знания о закономерностях распространения тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых на территории Украины; усовершенствовать умения и навыки сопоставлять различные по содержанию карты, выявлять взаимосвязи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми, делать выводы; углубить понимание путей практического применения полученных знаний; пробудить интерес к творческой деятельности в условиях практической работы.

^ Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков

Оборудование: физическая карта Украины, тематична карта «Геологическое строение и полезные ископаемые», картина «Геологическое строение платформенного и геосинклинального участков земной коры», учебники географии для 8 класса (В.Ю. Пестушко, А.Ш.Уварова. – К.: Генеза, 2008), географические атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийный проектор, экран, контрольные листы, поощрительные карточки.

^ Структура урока.

І. Организационный момент 3 мин

ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности 3 мин

ІІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся 17 мин

ІV. Этап применения знаний, умений и навыков учащихся 15 мин

V. Подведение итогов. Рефлексия 5 мин

VІ. Домашнее задание 2 мин
Ход урока

І. Организационный момент.

Сообщение темы урока. Постановка цели, задач урока совместно с учащимися. Определение ожидаемого результата.
ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Учитель. Мы изучали материал об образовании поверхности земной коры в пределах территории Украины. Процессы, которые происходят в недрах земной коры и на ее поверхности, вполне логичны и закономерны. Зная эти законы, можно объяснить формирование особенностей любой территории нашей планеты. Это нужно не столько для удовлетворения нашего любопытства, сколько для выполнения практических задач.

^ Интерактивный прием «Микрофон».

Учитель. Приведите примеры практического применения полученных знаний в ходе изучения тем: «Тектонические структуры», «Геологическое строение», «Рельеф. Геоморфологическое строение», «Минерально-сырьевые ресурсы».

^ Предполагаемые ответы учащихся: поиск полезных ископаемых, выявление зон возможных землетрясений, предотвращение неблагоприятных для сельского хозяйства проявлений рельефообразующих процессов, обоснование мест строительства определенных объектов, прокладка путей сообщения и т.д.

Учитель. Во время выполнения практической работы мы повторим основные положения изученных тем, систематизируем и обобщим полученные знания, выявим взаимосвязи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины.

^ Интерактивный прием «Удивляй».

Учитель сообщает интересные факты, касающиеся землетрясений на платформах, в Крыму:

- по количеству и разнообразию основных тектонических структур, которые сталкиваются на территории Украины, наша страна является лидером среди европейских государств.

- с ІV в. до н.э. и до наших дней в Крыму зафиксировано около 80 сильных землетрясений.

^ Землетрясения на платформах.

Несмотря на стабильность фундамента платформы, иногда в его глубинных разломах происходит смещение пластов. Это вызывает местные землетрясения силой до 5 баллов в эпицентре. В частности, в 2002 г. эпицентр такого землетрясения находился в поселке Микулинцы на Тернопольщине, а в 2007 г. - в г. Кривом Роге.

^ Землетрясения в Крыму.

В 1927 г. в Крыму произошли два землетрясения, повлекшие разрушения на побережье от Севастополя до Феодосии. В частности разрушилась часть скалы под известным дворцом "Ласточкино гнездо". С тех пор разрушительных землетрясений не было. Однако чувствительные сейсмические приборы ежегодно фиксируют десятки слабых толчков. Большинство их эпицентров находится в Черном море между Ялтой и Гурфузом на глубине от 10 до 40 км под дном - там, где плита Черноморской впадины погружается под континентальную земную кору.
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

  1. ^ Проверка знаний опорных понятий изученных тем.

Определите понятия и запишите на контрольных листах ответы:

1) одна из геологических наук, изучающая строение и движение литосферы …

(тектоника);

2) равнинная территория земной поверхности с абсолютными высотами от 200 до 500 м …

(возвышенность);

3) относительно устойчивый участок земной коры, который образован кристаллическим фундаментом и осадочным чехлом …

(платформа);

4) часть платформы, в пределах которой кристаллический фундамент выходит на поверхность …

(щит);

5) часть платформы, которая перекрыта мощным (более 500 м) чехлом осадочных пород

(плита);

6) это большие участки земной поверхности, высоко поднятые над прилегающей равнинной территорией, со значительными перепадами высот и расчлененным рельефом …

(горы).

Проведение самопроверки знаний учащихся.

  1. Игра «Верю – не верю».

В ходе фронтального опроса учащимся необходимо не только ответить на вопрос: «Верю или не верю», но и обосновать свой ответ. За полный правильный ответ учащийся получает поощрительную карточку.


  1. Верите ли вы, что в пределах платформы происходят интенсивные тектонические движения?


  2. Верите ли вы, что часть территории Украины принадлежит к Альпийскому складчатому поясу?


  3. Верите ли вы, что фундамент Украинского щита перекрыт мощным чехлом осадочных пород?


  4. Верите ли вы, что территория Украины расположена в пределах одной платформы?


  5. Верите ли вы, что в Крымских горах могут возникать землетрясения?


  6. Верите ли вы, что расположение основных форм рельефа в значительной мере зависят от тектонического строения территории?




  1. ^ Интерактивный прием «Картографический практикум».

Учитель. Большая часть территории Украины расположена в пределах древней Восточно-Европейской платформы, но в ее составе выделяют более мелкие образования, знание размещения которых мы проверим в ходе картографического практикума.

Расположите названия тектонических структур в направлении с запада на восток:

1. Волыно – Подольская плита

  1. Донецкое складчатое сооружение

  2. Украинский щит

  3. Днепровско – Донецкая впадина

Ответ: Волыно - Подольская плита, Украинский щит, Днепровско - Донецкая впадина, Донецкое складчатое сооружение. Ответ учащегося сопровождается показом тектонических структур на карте.


  1. ^ Интерактивный прием «Географический практикум».

Учитель. Поверхность Украины формировалась в течение многих геологических эпох. На ее развитие повлияли эндогенные и экзогенные процессы, хозяйственная деятельность человека. Поэтому рельеф Украины достаточно разнообразен. Давайте вспомним из каких основных форм он состоит.

Задание: необходимо заполнить общую схему рельефа.
Рельеф Украины

? 95% ? 5%
? (?%) ? (?%) ? (?%) ? (?%)
Ответ: 95% - равнины: 70% - низменности, 25% - возвышенности;

5% - гори: 4% - Карпаты, 1% - Крымские горы.

  1. ^ Интерактивный прием «Отгадай меня».

Учитель по краткому описанию определенной низменности или возвышенности предлагает установить их названия и показать на карте.
1. Я нахожусь на севере Украины, а называют меня … (Полесская низменность)

2. А мы расположены между Днестром и Днепром, а зовут нас …
(Подольская и Приднепровская возвышенности)

3. Найди меня в Черновицкой области, здесь находится высшая точка равнинной части Украины - гора Берда, а зовут меня … (Хотинская возвышенность)

4. Я простираюсь на Левобережье, в среднем и нижнем течении Днепра, а зовут меня … (Приднепровская низменность)
5. А я расположена на юге, мои берега омывает Черное море, а имя мое ... (Причерноморская низменность)

6. Южный берег Крыма отделяет нас от моря, а зовут нас …
(Крымские горы)


  1. Интерактивный прием «Ошибка картографа».

Учащимся предлагаются индивидуальные картосхемы, выполненные на контурних картах, на которых правильно и неправильно обозначены бассейны и основные районы распространения полезных ископаемых.

Задание заключается в том, чтобы исправить ошибки. После чего учащиеся в парах обмениваются контурными картами, подписывают названия месторождений полезных ископаемых, отмеченных правильно. Затем опять обмениваются контурными картами и проводять взаимопроверку работ.


  1. ^ Географическая физкультминутка.

Учитель просит учащихся встать, занять исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.

  1. Проверка знаний размещения тектонических структур на территории Украины.

Учитель называет тектоническую структуру, учащиеся выполняют повороты вправо или влево в зависимости от того, где расположена данная тектоническая структура по отношению к реке Днепр: к востоку или к западу от нее.

- Волыно-Подольская плита;

- Днепровско-Донецкая впадина;

- Воронежский кристаллический массив;

- Украинский щит;

2. Проверка знаний форм рельефа.

Учитель говорит название формы рельефа, учащиеся поднимают руки вверх, если это возвышенность или приседают, если названа низменность.

- Полесская;

- Донецкая;

- Волынская;

- Приднепровская.

3. Проверка знаний условных знаков полезных ископаемых.

Учитель предлагает выполнить зарядку для глаз, «рисуя глазами» условные знаки полезных ископаемых:

- известняк;

- железная руда.

Учитель также предлагает «нарисовать носом» условные знаки полезных ископаемых:

- природный газ;

- ртутные руды.
IV. Этап применения знаний, умений и навыков учащихся

  1. ^ Интерактивный приём «Три предложения».

Учащиеся работают по группам рядами, используя карты атласа, материал учебника, составляют выводы. Представитель каждой группы тремя предложениями характеризует особенности:

учащийся І ряда — тектонического строения территории Украины;

учащийся II ряда — рельефа Украины;

учащийся IIІ ряда — размещения основных районов полезных ископаемых.


  1. ^ Интерактивный прием «Подбери пару».

Учитель. Установите соответствие между названиями тектонических структур и формами рельефа.


А. Украинский щит


1. Среднерусская возвышенность


Б. Скифская плита


2. Полесская низменность


В. Львовская впадина


3. Северокрымская низменность


Г. Воронежский кристаллический массив


4. Приднепровская возвышенность


Д. Донецкое складчатое сооружение


5. Карпаты


Е. Причерноморская впадина


6. Донецкий кряж


Ж. Альпийская складчатая область


7. Причерноморская низменность

Проведение самопроверки знаний учащихся.
Ответ: а-4, б-3, в-2, г-1, д-6, е-7, ж-5

  1. Прием «Географическая лаборатория».

Учитель. Сопоставьте тектоническую карту с физической и картой полезных ископаемых. Заполните таблицу. Определите:

а) какие формы рельефа преобладают в пределах основных тектонических структур;

б) к каким тектоническим структурам приурочены месторождения основных полезных ископаемых.


^ Тектоническая структура

Форма рельефа

Полезные ископаемые




Приднепровская и Приазовская возвышенность





Днепровско-Донецкая впадина














Донецкий каменноугольный бассейн


Волыно - Подольская плита











Крымские горы





^ Закончите цепочки причинно-следственных связей:

Устойчивые участки земной коры > платформы > преобладание в формировании рельефа внешних процессов > ……………………..

Подвижные участки земной коры > складчатые области > преобладание в формировании рельефа внутренних процессов > …………………………...

Топливные полезные ископаемые > чаще осадочного происхождения > ………………………………………..

Рудные полезные ископаемые > чаще метаморфического и магматического происхождения > ……………………………

Нерудные полезные ископаемые > осадочного и магматического происхождения > ……………………………

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель обращает внимание учащихся на достижение цели урока, дает оценку работы класса и отдельных учащихся. Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке, посчитав количество поощрительных карточек и ответив на вопросы:

- мое настроение на уроке:
(учащиеся выбирают вариант смайлика)
- я понял (а):
- я научился:

- затруднения вызвало:

- я буду использовать:

- я оцениваю свою работу на уроке:

VI. Домашнее задание

  1. Повторить основные понятия и географическую номенклатуру изученных тем.

  2. Определить тектонические структуры, формы рельефа и районы распространения полезных ископаемых, которые пересекает линия городов: Ужгород – Черновцы – Полтава – Сумы. Сделать вывод.

Домашнее задание по выбору:

  1. Составить словарь географических терминов и понятий по темам: «Тектонические структуры», «Формы рельефа», «Полезные ископаемые».

  2. Подготовить вопросы к тексту параграфов 12-19 учебника, презентации тем.

  3. Составить разноуровневые тестовые задания, тексты с ошибками, незаконченные предложения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока географии по теме «Практическая работа № Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины» iconПрактическая работа по теме: «Работа с таблицами. Вычисления в таблицах. Построение диаграмм.»
Разработка урока на конкурс «Учитель года -2012» учителя информатики Донецкой гимназии имени В. Стуса

Методическая разработка урока географии по теме «Практическая работа № Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины» iconМетодическая разработка урока по предмету «История Украины»
Образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Украинская государственность в 1917-1920 г»

Методическая разработка урока географии по теме «Практическая работа № Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины» iconМетодическая разработка урока географии в 10 классе на тему: «Сельское хозяйство мира»
Цель: 1/ Познакомить со специфическими особенностями ведения сельского хозяйства

Методическая разработка урока географии по теме «Практическая работа № Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины» iconМетодическая разработка урока производственного обучения по теме:...
...

Методическая разработка урока географии по теме «Практическая работа № Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины» iconМетодическая разработка урока права для 10 класса по теме "Формы права"
Аннотация: Данный урок рассчинан на профильный уровень изучения права. При проведении урока используется технология опережающего...

Методическая разработка урока географии по теме «Практическая работа № Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины» iconМетодическая разработка урока по теме «Крахмал»
Значение крахмала для жизнедеятельности организма и лечебные свойства продуктов питания, содержащих его

Методическая разработка урока географии по теме «Практическая работа № Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины» iconМетодическая разработка урока информатики Тема: Методическая проблема
Методическая проблема: эффективность использования компьютерной техники и электронных средств обучения в учебном процессе

Методическая разработка урока географии по теме «Практическая работа № Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины» iconМетодическая разработка урока по теме «Целлюлоза»
Презентацию, созданную в программе Microsoft Office PowerPoint 2007, содержащую иллюстративный материал и основные положения, касающиеся...

Методическая разработка урока географии по теме «Практическая работа № Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины» iconМетодическая разработка урока английского языка в 4 классе с использованием...
Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития

Методическая разработка урока географии по теме «Практическая работа № Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Украины» iconРазработка урока географии для участия в Форуме педагогичных идей «Урок»
Разработала: Приходько Елена Николаевна, учитель географии Рубежанской общеобразовательной школы I – III ступеней №8

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<