Герберт Спенсер




Скачать 152.28 Kb.
НазваниеГерберт Спенсер
Дата публикации19.02.2014
Размер152.28 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > География > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Герберт Спенсер

Реферат на тему «Герберт Спенсер» Введение Герберт Спенсер (родился 27 апреля 1820 года в Дерби, умер 8 декабря1903 года в Брайтоне), английский философ и социолог, один изродоначальников позитивизма. Работал техником, затем инженером на железнойдороге (1837-1841 гг.), затем сотрудничал в журнале «Экономист» (1848-1853гг.). Большую часть жизни провёл как «кабинетный учёный». Плодовитый иразнообразный, он был глубоко знаком с современными ему научнымидостижениями в математике и естествознании. Самостоятельно достиг высшеготехнического образования, смог подняться до уровня учёного-энциклопедиста,оставив значительное наследие в науке. На основе изучения развития органического мира Спенсер на семь летраньше Дарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире исформировал принципы естественного отбора и борьбы за выживание в миреприроды. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества.Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюциина все без исключения явления и процессы в природе и обществе —космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, чтодаже психология и культура естественны по происхождению и поэтому всеестественное и природное развивается по законам природы, а следовательно—эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем жезаконам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной изметодологических основ исследования общества и его процессов. Эти дваначала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции —определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двухнаправлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теорияГерберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в. Творчество Спенсера оказало большое влияние на интеллектуальнуюатмосферу той эпохи. Теоретические взгляды формировались главным образомпод влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идееэволюции. Основной труд, опубликованный в 1862-1864 годах, включал в себя:«Основные начала» (1962), «Основная биология» (1864-1867), «Основанияпсихологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876-1896), «Социология, как предмет изучения» (1903), «Основания этики» (1879-1893). Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход ,получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его кчеловеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместе считал обществоособой реальностью, возникшей в результате возникновения индивидов изависящей от них. Спенсеровское представление об обществе как организме позволилоосмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционированиясоциальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальнымбиологическим организмом, как зачастую утверждали и его противники, и егосторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства,так и различия, рассматривая «сверхорганический» организм, т. е. какспецифическую организацию. 1. Характеристика эволюционного процесса социологии, как науки Эволюция любого объекта характеризуется переходом от бессвязности ксвязности, от однородного к разнородному, от неопределенности копределенности. Спенсер предлагает следующее определение центральногопонятия своей философской системы: «Эволюция есть интеграция вещества,которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой веществопереходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояниеопределенной связной однородности, а сохраненное веществом движениепретерпевает аналогичное превращение». Предел, за который эволюция не можетперейти, - равновесие системы. В случае нарушения равновесия начинается распад, который со временемпереходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит черезэтот цикл развития и распада. Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеиэволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию идифференциацию: > интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи. > дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества. Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов.Также, преобразуя однородное в неоднородное, эволюция обуславливаетвозникновение Солнечной системы, планет, в частности Земли, и затемпоявление человека и общества. Эволюция проходит три фазы: неорганическую,органическую и сверхорганическую. Фазы — это основные этапы эволюции,проходят определенные периоды развития. Неорганическая фаза — этовозникновение и развитие космических систем, органическая фаза —возникновение и развитие растительного и животного мира, сверхорганическая— возникновение и развитие человека и общества. Самые интересные элементыэволюционной теории Спенсера связаны с анализом сверхорганической эволюции. Все они подчиняются общим законам. Однако специфические законы высшихфаз не могут быть сведены к законам низших фаз. Так, в надорганическойэволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом иорганическом мире. Общество - часть природы, и в этом смысле такой жеестественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно, врезультате «общественного договора” или божественной воли. По словам Спенсера , человек в естественном состоянии «взначительной мере антисоциален». Человек становится социальным существом входе длительной эволюции первобытных сообществ, в надорганическиесоциальные системы. Главным фактором социогенеза он считает численный ростпопуляции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальнойорганизации, которая в свою очередь способствовала выработке и развитиюсоциальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть и содержание этойестественной эволюции - социализация человека. Будучи противником теории свободы воли, Спенсер вместе с тем былнепоколебимым сторонником идеи свободы индивида как ценности. С его точкизрения общество существует для блага своих членов, а не наоборот. Условиемуспешного социального развития он считал принципы «равной свободы»индивидов, ограниченной лишь свободой других индивидов; равного влияниявсех индивидов и социальных слоев на принятие политических решений;свободной конкуренции. Спенсер уделяет значительное внимание обоснованию самой возможностисоциологии, как науки, подвергает критике многочисленные аргументы еепротивников. Социология возможна уже потому, что общество - часть природы иподчиняется закону «естественной причинности». Спенсер опровергает нетолько теологические представления об обществе, но и теоретиков «свободнойволи», философов, приписывавших решающую роль в истории «выдающимсямыслителям», «общественному договору», выдвигавших на первый плансубъективные факторы или указывающие на отсутствие повторяемости вобщественной жизни. Сам термин «социология» благодаря Спенсеру был «реабилитирован» иполучил второе рождение. Если раньше он был неразрывно связан с политико-религиозно-утопической доктриной его изобретателя, то, начиная со Спенсера,он стал рассматриваться как обозначающий науку об обществе независимо оттого, каково социальное, политическое, религиозное мировоззрениесоциального ученого. Биология для Спенсера играла роль научно-методологическогопрецедента; из нее он черпал гипотезы, методы доказательства, проверкивыводов и т. д. Биологические аналогии он сравнивал со строительнымилесами, от которых за ненадобностью отказываются по окончаниистроительства. Задача социологии, по Спенсеру, - изучение типичных массовых явлений,социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции,процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, ихиндивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличаетсяот истории, которую интересуют конкретные факты. Отрицание социологии,утверждает Спенсер, часто происходит от смешений двух групп явлений:массовых, типичных, повторяющихся и индивидуальных, случайных, единичных. Размышляя о специфике социологии. Спенсер выделяет объективные исубъективные трудности социального познания. Социологические факты нельзяизмерить с помощью приборов, наблюдать под микроскопом. Их можно установитьлишь опосредованно, путем сравнения множества данных. Социальные факты дляСпенсера – это такие явления, в которых проявляются эволюционные процессы,например дифференциация структуры и функций, усложнение политическойорганизации и т. п. Спенсер не предлагает четких критериев объективности наблюдения всоциологии. Обобщая исследовательскую практику, он тщательно перечисляетвозможные трудности, растянутость социальных явлений во времени, чтозатрудняет установление причинно-следственных связей, мифологизациюисторических событий, трудности отделения фактов от оценок свидетелейисторических событий, влияние стереотипов массового сознания, в том числесословных и классовых предрассудков, чувств, эмоций. 2. Концепция социальных институтов По Спенсеру, социальные институты - это механизмы самоорганизациисовместной жизни людей. Социальные институты обеспечивают превращениеасоциального по природе человека в социальное существо, способное ксовместным коллективным действиям. Институты возникают в ходе эволюциипомимо сознательных намерений или «общественных договоров» как ответ нарост численности популяции; согласно общему закону - прирост массы приводитк усложнению структуры и дифференциации функций. Социальные институты –органы самоорганизации и управления, а так как основное свойство любогоорганизма - взаимодействие его частей, то главная задача социологии состоитв изучении синхронного взаимодействия социальных институтов. Идеясоциальных институтов как структурных элементов общества оформиласьзадолго до Спенсера, но он превратил ее в целостную концепцию, оказавшуюзначительное влияние на развитие проблематики и методов социологии. Спенсер начинает с семьи, брака, проблем воспитания (домашниеинституты), воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношениймежду полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь между типом общества итипом семьи, исследует изменение внутрисемейных отношений, происходящие подвлиянием социального прогресса. Следующий тип социальных институтов Спенсер обозначил как обрядовые,или церемониальные. Последние призваны регулировать повседневное поведениелюдей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т.п. Обрядовые институтывозникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе какнеобходимый элемент социальной организации, особое, и частогипертрофированное, развитие они получают в милитаризованном обществе. Третий тип институтов - политические. Их появление Спенсер связывал спереносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Онбыл убежден в том, что конфликты и войны сыграли решающую роль встановлении политической организации и классовой структуры общества. Классывозникли не в результате завоевания одних народов другими, а как следствиеподчинения внутренней организации общества задачам войны. Война разделилапервобытные труппы на вождей (руководителей) и пассивных исполнителей ихволи, на воинов и крестьян, способствовала росту имущественногонеравенства, потребовала создания политических институтов, т. е.центральных органов власти, армии, полиции, суда и т.п. На основе традицииформировалось право, укрепление института собственности привело к появлениюналоговой системы. Общность функций, которые выполняет любая политическаяорганизация, порождает сходство социального устройства различных обществ.Война и труд - те силы, которые создают государство, причем на начальныхэтапах роль насилия и военных конфликтов была решающей, так как потребностьобороны или завоевания больше всего сплачивает и дисциплинируют общество. Впоследующем объединяющей силой становятся общественное производство,разделение труда, прямое насилие уступает место внутреннемусамоограничению. Спенсер был сторонником ограничения роли государства всовременном обществе, поскольку сильное государство неизбежно ведет кограничению индивидуальной свободы. Следующий тип – церковные институты, обеспечивающие интеграциюобщества. Речь идет не о религиозных институтах, а именно о церкви. Функциидуховенства восходят к действиям шаманов и колдунов. Появлению касты жрецовспособствовали войны. Постепенно эта каста создает организацию,контролирующую определенные сферы общественной жизни, поддерживая традиции,обычаи, верования. Завершают типологию профессиональные промышленные институты,возникающие на основе разделения труда. Первые (гильдии, цеха,профессиональные союзы) консолидируют группы людей по профессиональнымзанятиям, вторые поддерживают - производственную структуру общества.Значение этих институтов возрастает по мере перехода от военизированныхобществ к индустриальным. Промышленные институты принимают на себя всебольшую часть общественных функций, регулируют трудовые отношения; Спенсербыл воинствующим противником социализма. Попытки глобального планированияон называл «социалистической химерой». Социальный прогресс предполагает, поСпенсеру, постепенное совершенствование человеческой природы, в то времякак социализм требует невозможного и приводит к еще большему социальномунеравенству. Тем не менее, считает Спенсер, европейская цивилизация будетвынуждена пройти через очищающую школу социализма. Теория социальных институтов Спенсера представляла попытку системногоисследования общества. Все институты общества составляют единое целое,функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкогоразделения сфер влияния и ответственности. В любом обществе имеетсяопределенный уровень согласованности в деятельности основных институтов, впротивном случае начинается регресс или распад “социального организма».Каждый социальный институт призван удовлетворять определенную общественнуюпотребность и не подменять другие институты. Расширение полномочийгосударства, по мнению Спенсера, потому и опасно, что подрываетестественное разделение функций между институтами общества, нарушаетсостояние равновесия в «социальном организме». Концепция институтов воспроизводит образ общества по аналогии сбиологическим организмом. Спенсер, по-видимому, осознавал условность такойаналогии, но постоянно пользовался сравнениями типа: «кровяные частицыуподобляются деньгам», «различные части социального организма, подобноразличным частям индивидуального организма, борются между собой за пищу иполучают большее или меньшее количество ее, смотря по большей или меньшейсвоей деятельности». Спенсер подчеркивал не столько материальное сходство, сколькосходство принципов системной организации, стремился соединить организм,растворяющий индивида в обществе, со своим крайним индивидуализмомбуржуазного либерала. Это противоречие было источником всех еготеоретических трудностей и компромиссов. Спенсер склонялся к признаниюобщества как особого бытия, указывал на то, что основные его свойствавоспроизводятся во времени и пространстве, несмотря на смену поколений. III. Общество, как “социальный организм” Спенсер потратил много усилий, определяя специфические черты«социального организма» и выявлял общие системные принципы, делающие егопохожим на биологические системы: 1. Общество, как и биологический организм, наращивает массу(численности населения, материальные ресурсы и др.): 2. Как и в биологической эволюции, рост массы приводит к усложнениюструктуры. 3. Усложнение структуры сопровождается дифференцаицией функций,выполняемых отдельными частями. 4. в обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависимостии взаимодействия частей. 5. Как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво,чем отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций иструктур. Спенсер не только уподоблял общество организму, но и свою биологиюнаполнял социологическими аналогиями. Спенсер в своей теории используеттермин «надорганизм», подчеркивает автономию индивида, Спенсер резкокритикует органицизм, обращая внимание на существенные различия социальногои биологического организма: 1.В отличие от биологического организма, образующего “тело”, имеющегоконкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладаютзначительно большей автономией. 2. Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимойсимволическую коммуникацию. 3. В обществе нет единого органа, концентрирующего способностьчувствовать и мыслить. 4. Общество отличает пространственная мобильность элементов структуры 5.Но главное в том, что в биологическом организме части служат дляцелого, в то время как в обществе целое существует ради частей. Общество,по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его существуютдля блага общества. Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пыталсясохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой. «Этообъединение органицизма с номинализмом составляло наибольшую теоретическуютрудность социологии Спенсера. Спенсер критиковал упрощенные однолинейные схемы развития, но, как идругие эволюционисты, главной задачей считал исследование этапов развитияобщества. Методология Спенсера включает классификацию и типологиюэволюционных процессов. Классификация располагает все общество по шкалесложности структуры и функциональной организации от «малого простогоагрегата» до «большого агрегата». На начальном этапе обществохарактеризуется преобладанием непосредственных связей между индивидами,отсутствием специальных органов управления и т. д. По мере развитияформируется сложная структура, социальная иерархия; включение индивида вобщество опосредовано принадлежностью к меньшим общностям (род, каста идр.). Различая два главных типа общества- воинственный и промышенный –Спенсер видел существенное различие в двух типах борьбы за существование; впервом случае речь идет о военных конфликтах и истреблении или порабощениипобежденного победителем. Военное общество подчиняет внутреннюю организацию целям борьбы завыживание или агрессии. Классическим примером такого общества Спенсерсчитал Спарту. Для военного общества характерны доминирование коллективныхцелей над индивидуальными, жесткая организация и система принуждения,иерархическая структура управления, господство военной касты, наследованиевласти, высокий уровень сплоченности, дисциплины, религиозность сознания идр. Военные институты распространяют влияние на все сферы общественнойжизни, поощряют воспитание патриотизма, лояльности, конформизма, готовностик самопожертвованию. Военизированные общества создают эффективнофункционирующую систему, которая, однако, мало приспособлена к социальнымизменениям. Такие общества консервативны, и в этом главная причина гибелимогущественных милитаристских государств и империй. Промышленное общество характеризуется противоположными признаками.Реально такие общества только начинают формироваться (Англия и др.), номногие их черты можно предсказать. Спенсер рисует картины будущегопромышленного общества, впечатляющую глубиной научного предвидения. В новомобществе управление децентрализовано и строится на принципахсамоорганизации и самоуправления, широкое распространение получаютразличные неформальные объединения, подчинение индивида государствузаменяется охраной прав человека, позитивное управление уступает местонегативному (по принципу «Все, что не запрещено, разрешено»), единствоидеологии сменится плюрализмом, вознаграждаться будет не должность, а труд,общества станут открытыми для международного сотрудничества, восприимчивымк инновациям, сословное право сменится гражданским, сфера общественногоконтроля будет ограничена, а область частной жизни станет шире и др. Здесь борьба за существование представляется главным образом какпромышленная конкуренция, где побеждает “сильнейший” в отношениях усердия,способностей и т. п., т. е. в области интеллектуальных и моральных качеств.Такого рода борьба является благом для всего общества, а не только дляпобедителя, так как в результате растет интеллектуальный и моральныйуровень общества в целом, объем общественного богатства. И наоборот,альтернативой такого естественного отбора является выживание и процветание«слабейших», т. е. людей с низшими интеллектуально-моральными качествами,что ведет к деградации всего общества. Спенсер был противником «обязательной благотворительности», т. е.государственного принудительного перераспределения социальных благ. Но онбыл сторонником благотворительности, как частного дела, задача которого —«смягчать, поскольку это совместимо с другими целями, несправедливостьприроды». Он был критиком социализма, представляющем собой «поощрениехудших за счет лучших» и ведущего к росту бюрократического аппарата,ведающего распределением и перераспределением. Всякое вмешательство вестественный ход событий, тем более социальное планирование, по мнениюСпенсера, приводит лишь к биологическому вырождению. Критиковал он иколониальную экспансию, поскольку она ведет к усилению государственнойбюрократии. В то же время он был сторонноком равенства, понимаемого какравная свобода индивидов и равенство перед законом. Он был противникомвмешательства государства в экономическую и частную жизнь, считаяправительство неизбежным злом». Но вместе с тем он доказывал усилениезначения управленческих функций в современном обществе и первостепеннуюроль государства в защите прав его граждан. Совокупность факторов эволюции Спенсер делит на «первичные» и«вторичные». К первым относит факторы географической среды, биологическую ипсихическую конституцию индивида. Ко вторым – то, что Гегель назвал «второйприродой». Хотя действие привычных факторов сохраняется на протяжении всейэволюции общества, в ходе ее продвижения возрастает и становится решающейроль «второй природы», т.е. культуры. К первичным (природным) свойствамчеловека добавляются качества, связанные с участием в общественной жизни.Однако эта плодотворная идея не получила развития, так как противоречилаантиисторическим установкам эволюционизма, в соответствии с которымиистории как таковой не существует вообще, а есть лишь логика вечных законовэволюции, не допускающих волевого вмешательства. Таким образом, Спенсер является основоположником органической школы всоциологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках отдельныхадминистративных органов Спенсер понимал по аналогии с разделением функциймежду органами живого тела. Основным законом социального развития Спенсерсчитал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своейконцепции эволюции выводил преимущества, наибольшую приспособленность“дифференцированного”, то есть разделённого на классы общества. Спенсер –противник социализма, считавший революцию “болезнью” общественногоорганизма. В этике Спенсер стоял на позициях утилитаризма и гедонизма;нравственность, по Спенсеру, связана с пользой, которая и есть источникнаслаждения. Психология Спенсера явилась одним из источниковпсихофизического параллелизма и генетической психологии. Педагогическиеидеи Спенсера были связаны с пропагандой естественнонаучного образования.Спенсер внёс значительный вклад в изучение первобытной культуры, был однимиз представителей эволюционной школы в этнографии, разработал теориюпроисхождения и развития религиозных верований. Философия Спенсера была квинтэссенцией буржуазно-либеральных иллюзийвикторианской эпохи в истории Англии и резюмировала принципы и достиженияестествознания середины 19 века.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Герберт Спенсер iconГерберт Спенсер принципы социологии
Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Пер с англ., нем., фр. Сост и общ ред. А. Н. Красникова....

Герберт Спенсер iconГерберт Апач был удачлив на бирже. Он имел серебристый автомобиль,...
Другой бы спятил, да и сам герой был близок к этому. Однако скоро ему стало известно, что он вовсе не Герберт Апач

Герберт Спенсер iconГерберт Кларк Гувер

Герберт Спенсер iconБелоруский государственный университет факультет прикладной математики...

Герберт Спенсер iconГерберт Маркузе "Эрос и цивилизация"
Изучал философию и национальную экономику в Берлине и Фрейбурге. Будучи студентом Фрейбургского университета

Герберт Спенсер icon§ жизнь, сочинения и духовный облик
Аристотеля, с другой — имело следствием то, что Спенсер с трудом отказывался от самостоятельно усвоенных (часто из вторых рук) устарелых...

Герберт Спенсер iconДР. Спенсер джонсон
С радостью сообщаю вам, дорогой читатель, что книга об истории «Кто забрал мой сыр?» закончена и стала доступной, мы можем с ней...

Герберт Спенсер iconСпенсер Джонсон "Кто украл мой сыр?"
Моему лучшему другу, др. Кэннету Бланшару, который так воодушевляется этой историей, что заставил меня написать книгу, и она стала,...

Герберт Спенсер iconДР. Спенсер джонсон
С радостью сообщаю вам, дорогой читатель, что книга об истории «Кто забрал мой сыр?» закончена и стала доступной, мы можем с ней...

Герберт Спенсер iconГерберт Уэллс. Машина времени изобретатель
Его серые глаза искрились и сияли, лицо, обычно бледное, покраснело и оживилось. В камине ярко пылал огонь, и мягкий свет электрических...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<