Программа курса по выбору, занятий кружка для учащихся 8-9 классов «Живая природа Джанкойского района»




Скачать 125.98 Kb.
НазваниеПрограмма курса по выбору, занятий кружка для учащихся 8-9 классов «Живая природа Джанкойского района»
Дата публикации02.03.2014
Размер125.98 Kb.
ТипПрограмма курса
uchebilka.ru > География > Программа курса
Программа курса по выбору, занятий кружка

для учащихся 8-9 классов

«Живая природа Джанкойского района»

Одобрена ученым советом КРИППО Протокол №3 от 21.05.2012

Автор: Николаенко Виктория Викторовна, учитель биологии, специалист высшей категории, старший учитель Мартыновской ОШ Джанкойского района АРК; Яненко Ольга Аркадьевна, учитель биологии, специалист высшей категории, учитель-методист Новостепновской ОШ Джанкойского района АРК
Актуальность. Объективная реальность нашего времени - глобальный экологический кризис. Причиной экологического кризиса следует считать духовный кризис, который характеризуется потребительским мировоззрением, неумением людей объективно оценивать свое участие в жизни живой природы. В связи с этим поиски причин и путей преодоления кризиса выдвигают на первый план совершенствования экологического образования при приоритете духовно – нравственных ценностей. Это предопределяет целесообразность создания интегрированного спецкурса, включающего предметно – экологическое образование и духовно – нравственное воспитание, который должен способствовать формированию у учащихся целостной картины мира, т. е. мировоззрения, противоположного доминирующему в настоящее время потребительскому отношению, ориентированному на “покорение” природы. Комплексный подход в изучении природы родного края позволит сформировать глубокие знания учащихся природно-краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных биологических объектов природы района, проблемы экологии и рационального природопользования.

^ Основной целью программы является развитие целостного взгляда школьников на природу и свое место в ней.

Программа предполагает решение следующих задач:

  • общенаучная – усвоение биологического материала, проникновение в суть морфологических и физиологических особенностей живых организмов;

  • экологическая - способствовать формированию правильного взгляда на взаимодействие человека и окружающего мира;

  • нравственная – воспитать любовь и бережное отношение к живой природе своего края, уважительное отношение человека к человеку;

  • эстетическая – способствовать формированию чувства к прекрасному;

  • развивающая – сформировать практические навыки выполнения биологического эксперимента, навыки исследовательской и творческой направленности через проектно-исследовательскую деятельность учащихся;

^ Инновационная и практическая значимость работы. Программа личностно-ориентированная. Личностное познание живой природы своего района идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности живых организмов с помощью организованных наблюдений, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и активно участвуют в создании собственных моделей и проектов рационального природопользования и приумножения биологического разнообразия своего района.

Программа подготовлена на основе учебного пособия « Живая природа Джанкойского района» под общей редакцией Ю.А. Андрющенко, и материалов учебных пособий для средней школы Р.А.Никифорова. Основная часть аспекта курса не изучается в базовых курсах вообще.

Материал данного курса по выбору отобран в соответствии с общими целями образования и помогает учащимся овладеть системой основных общеучебных знаний и умений, способствует формированию мировоззрения, основанного на приоритете духовных ценностей, для раскрытия целостной картины живого мира и является хорошим подспорьем для подготовки учащихся к ВНО.

Для данной программы разработаны планы уроков (занятий кружка), содержащие интерактивные и игровые технологии, необходимый практический материал для проведения практических работ.
Программа
8–й класс (35 часов, 1 час в неделю)

Дата

Кол-во

часов


Содержание учебного материала


Требования к учебным достижениям учащихся




1

Введение. Живая природа вокруг нас. Разнообразие живых организмов.

Ученик:

Называет:

-основные систематические категории классификации органического мира;

- уровни организации живого;

- признаки, отличающие растения от животных, бактерий и других форм жизни;

^ Приводит примеры:

- представителей царств живой природы;

- типов сред существования организмов;

- значения живых организмов в жизни человека;

^ Делает выводы:

- о разнообразии живой природы;

- приспособленности живых организмов к среде обитания и взаимосвязи между ними и компонентами неживой природы.


Раздел I. Физико-географическая характеристика Джанкойского района






2

Географическое положение и характеристика районов северной части Крымского полуострова. Формирование территории, ее геологическое строение и рельеф. Гидрология. Климат. Почвы. Ландшафты. История освоения человеком.

^ Практическая работа №1 Составление комплексной характеристики природных условий Джанкойского района.

Ученик:

Называет:

- физико-географические сведения о территории района;

- факторы влияющие на формирование природных компонентов ;

- исторические сведения о освоении своего региона.

^ Приводит примеры:

- генетических видов почв и ландшафтов характерных для региона;

Делает выводы:

- о закономерностях природных условий района в зависимости от географического положения местности.


Раздел II. Растительный мир


Тема 1. Флора




12

Флористическое районирование, уникальность региона. Флористические исследования.

Высшие сосудистые растения.

Голосеменные. Покрытосеменные. Охрана растений, сохранение видового состава.

^ Практическая работа №2 Описание высших сосудистых растений северной части Крыма.

Практическая работа №3 Паспортизация дикорастущих растений произрастающих в районе школы.


Ученик:

Называет:

- отряды, классы и основные семейства растений, произрастающих в пределах данного региона;

- Дает определения «флора», «видовой состав», «эндемик»,

- видовой состав флоры района ;

- основные отделы высших сосудистых растений.

^ Приводит примеры:

- эндемичных видов, видов занесенных в красную книгу Украины;

Делает выводы:

- относительно причин, обуславливающих распространение определенных видов голосеменных и покрытосеменных растений в данном районе.

^ Применяет знания:

- о условиях жизни дикорастущих растений для их охраны, интродукции в данной местности.

Тема 2. Растительность.




12

Экосистема, виды экосистем. Биоценоз, его характеристика. Степная растительность.

Галофитная растительность.

Луговая растительность.

Водно-болотная и болотная растительность.

Древесно-кустарниковая растительность. Охрана биоценозов. Экологические проблемы региона и пути их решения.

^ Практическая работа №4 Составление пищевой цепи, схем круговорота веществ и энергии в экосистеме.

Практическая работа №5 Составление сравнительной характеристики различных типов растительности Джанкойского района (Галофитная и степная) и их приспособленности к среде обитания.

Ученик:

Называет:

- основные характеристики экосистемы, экологические факторы;

- приспособление организмов к условиям существования ;

- различные типы взаимосвязей между организмами, пищевые цепи.

^ Приводит примеры:

- различных экосистем;

- типов растительности;

Делает выводы:

- о закономерностях распространения различных видов растений (эфемероидов и эфемеров) в зависимости от климатических условий.

Сравнивает:

- среду обитания растений;

- организмы, которые приспособились к жизни в различных средах;

- природные и искусственные экосистемы.

Тема 3 Организация и проведение научных исследований




6

Алгоритм научно-исследовательского процесса.

Научно-исследовательская работа как зафиксированный результат научного поиска.

^ Практическая работа №6 Составление экологического проекта. Его защита.

Ученик:

Должен знать:

- психофизиологические основы научно-исследовательской работы;

- методы научных исследований;

- классификацию научных документов, электронных носителей информации;

- справочно-библиографический аппарат библиотеки, его составляющие, назначения и функции.

^ Должен уметь:

- усвоить технологию научного познания через работу с различными источниками информации;

- проводить исследовательскую работу и правильно оформлять ее результаты;

- формулировать темы, цели и задачи исследований и выбирать оптимальные варианты их решения.

Экскурсии




2

Приспособление растений к жизни в экосистеме степи. Сбор гербария.







Литература


  1. Андрющенко Ю.А., Арсиевич Н.Г., Демченко В.А., ИвановС.П… Живая природа Джанкойского района. – Мелитополь, 2006 г.

  2. Багрикова Н.А. Современное состояние растительного покрова Крымского Присивашья и перспективы охраны // Современное состояние Сиваша. Сб. научн. ст. – Киев: Wetland international – АЕМА, 2000. – С.27-37.

  3. Дзен-Литовская Н.Н. Почвы и растительность Присивашья // Изв. Всес. Геогр. об-ва. – 1951. - №5.- С.463-467.

  4. Коваленко И. Достопримечательные деревья Крыма. Симферополь, 2004г.

  5. Костин Ю.В., Дулицкий А.И., Мальцев И.В. Редкие растения Крыма.- Симферополь: Таврия, 1981.-157 с.

  6. Никифоров Р.А. Биология.6 класс – Симферополь. 1995 г.

  7. Редкие и исчезающие растения и животные Украины: Справочник/Чопик В.И., Щербак Н.Н. и др. Отв. ред К.М.Сытник.- Киев: Наук. думка, 1988.-256 с.

  8. Шалыт М.С., Андрющенко Ю.А. и др. // Под общей редакцией В.Д.Сиохина. Бранта: Мелитополь – Киев, 2000. – 473с.

  9. Шмютхаузен И. Общая география растительности / М.: Прогресс, 1986, 310 с.

  10. Библиотека «Шкільного світу» МАН: Подготовка научно-исследовательских проектов. Киев «Редакция общепедагогических газет», 2005 г.



^ 9–й класс (35 часов, 1 час в неделю)

Дата

Кол-во

часов


Содержание учебного материала


Требования к учебным достижениям учащихся

Раздел III. Животный мир




1

Введение. Животный мир Джанкойского района. Разнообразие животных, основные классы и отряды. Приспособленность к среде обитания. Роль животных в экосистеме.

Ученик:

Называет:

- основные систематические категории царства Животные; типы, классы и основные отряды животных, обитающих в пределах данного региона;

^ Приводит примеры:

- животных обитающих в данном регионе;

- приспособленности животных к среде обитания конкретной экосистемы;

Делает выводы:

- о значении животных в жизни человека и всей экосистемы в целом;



Тема 1. Насекомые




5

Общая характеристика класса Насекомые. Приспособленность к среде обитания.

Ученик:

Называет:

- общие признаки класса Насекомые;







Разнообразие насекомых крымской степи. Охрана и значение насекомых в экосистеме.

^ Практическая работа №1. Составление картотеки насекомых района с определением их роли в данной экосистеме.

- общие черты приспособленности насекомых к среде обитания;

Объясняет:

- зависимость строения тела животных от среды обитания;

^ Приводит примеры:

- видов насекомых степного Крыма;

- видов насекомых, находящихся под охраной;

- паразитов, вредителей, опылителей;

Делает выводы:

- о значении насекомых в экосистемах и жизни человека;


Тема 2. Рыбы




3

Водная среда обитания организмов. Экологические ниши водных биоценозов. Современное видовое многообразие рыб Сиваша, Северо-Крымского канала, рек и прудов северного Крыма. Проблемы охраны рыб.

Ученик:

Называет:

-черты приспособленности рыб к среде обитания, заселению определенных ниш водной экосистемы;

- видовое разнообразие рыб водных биомов своего района;












Различает:

- представителей рыб различных водоемов района;

^ Делает выводы:

- о состоянии рыбных ресурсов района и влиянии человека на их разнообразие.

Тема 3. Земноводные




3

Среда обитания земноводных и их приспособленность к жизни на суше. Разнообразие земноводных своего района, их роль в экосистемах и жизни человека.

Ученик:

Называет:

-черты приспособленности амфибий к среде обитания;

- видовое разнообразие земноводных района;

Различает:

- представителей отрядов земноводных;

^ Делает выводы:

- о роли земноводных в экосистемах и жизни человека.

Тема 4. Пресмыкающиеся




5

Общие черты приспособленности пресмыкающихся к жизни на суше. Многообразие рептилий степного Крыма. Гадюка степная – краснокнижное животное. Охрана пресмыкающихся, их роль

Ученик:

Называет:

-черты приспособленности рептилий к среде обитания;

-видовое разнообразие пресмыкающихся района;








в экосистемах. Экология рептилий.

^ Практическая работа №2 Составление картотеки земноводных и пресмыкающихся своего района.


Различает:

- представителей пресмыкающихся;

^ Делает выводы:

- о роли рептилий в экосистемах и жизни человека.

Тема 5 Птицы




10

Приспособительные черты птиц связанные с полетом. Зависимость внешнего строения птиц в зависимости от среды обитания. Разнообразие птиц степного Крыма. Охраняемые виды птиц. Забота о птицах. Экологические проблемы сохранения видового разнообразия района.

^ Практическая работа №3 Составление картотеки птиц своего района.

Практическая работа №4 Изготовление кормушек, скворечников, искусственных гнезд для птиц.


Ученик:

Называет:

- общие признаки класса Птицы;

- черты приспособленности птиц к полету и среде обитания;

Объясняет:

- зависимость строения тела животных от среды обитания;

^ Приводит примеры:

-основные отряды и виды птиц крымских степей

- птиц, находящихся под охраной, занесенных в Красную Книгу;

Делает выводы:

- о значении птиц в экосистемах и жизни человека;

- влиянии хозяйственной деятельности человека на состоянии орнитофауны.











^ Применяет знания:

- особенностей биологии птиц для осуществления природоохранных работ по сохранению численности и видового разнообразия орнитофауны.



Тема 6. Млекопитающие




4

Основные отряды млекопитающих крымских степей. Сезонные явления в жизни млекопитающих, их поведение, приспособление к условиям обитания. Охрана. Экологические проблемы сохранности видового разнообразия.

Ученик:

Называет:

-черты приспособленности млекопитающих к среде обитания;

- видовое разнообразие млекопитающих района;

Различает:

- представителей млекопитающих;

^ Делает выводы:

- о роли животных в экосистемах и жизни человека.

Тема 7 Научно-исследовательская работа учащихся




4

Метод проектирования, его методологические основы. Научный эксперимент.

Обработка и анализ информации. Научно-исследовательская работа,

Ученик:

^ Должен знать:

- психофизиологические основы научно-исследовательской работы;





4

как зафиксированный результат научного поиска.

^ Практическая работа №5 Научно-практическая конференция «Мой край родной, моя земля!»

Ученик:

Должен знать:

- психофизиологические основы научно-исследовательской работы;

- методы научных исследований;

- классификацию научных документов, электронных носителей информации;

- справочно-библиографический аппарат библиотеки, его составляющие, функции.

^ Должен уметь:

- усвоить технологию научного познания через работу с различными источниками;

-проводить исследовательскую работу и правильно оформлять ее результаты;

- формулировать темы, цели и задачи исследований и выбирать оптимальные варианты их решения.

- выступать с результатами своих экспериментов, аргументировано делать выводы.


Литература


  1. Андрющенко Ю.А., Арсиевич Н.Г., Демченко В.А., ИвановС.П… Живая природа Джанкойского района. – Мелитополь, 2006 г.

  2. Багров Н.В. Региональная геополитика устойчивого развития.: Киев. – 2002 г.

  3. Котенко Т.И. Новые данные о распространении степной гадюки в Крымском Присивашье // Природничий альманах. Биол.наки. – Херсон, 2000.-Вып.1 –с. 21-38.

  4. Костин Ю.В., Дулицкий А.И., Мальцев И.В. Редкие животные Крыма. – Симферополь, Таврия, 1978. – 110 с.

  5. Кравчук П.А. Рекорды природы. – Любешов, Эрудит. 1993 г.

  6. Никифоров Р.А. Биология. 7 класс – Симферополь. 1996 г.

  7. Пресноводные рыбы: (Справочник). – М.: ООО Изд-во Астрель, 2001 г. – 288 с.

  8. Размещение околоводных птиц на Сиваше в летнее-осенний период /Андрющенко Ю.А., Винден Я., Винокурова С.В. и др. /Под ред. Черничко И.И. – Бранта: Мелитополь – Сонат: Симферополь, 1999. – 90 с.

  9. Редкие растения и животные Крыма. Справочник /Крюкова И.В., Лукс Ю.А., Привалова А.А., и др. – Симферополь: Таврия, 1978. – 176 с.

  10. Библиотека «Шкільного світу» МАН: Подготовка научно-исследовательских проектов. Киев «Редакция общепедагогических газет», 2005 г.

^ Итогом обучения будет считаться участие школьников с проектной деятельностью на школьной конференции, их активное участие в предметных конкурсах, природоохранных акциях и работе в МАН.

Предполагаемые результаты заключаются в том, что данные занятия будут способствовать:

- углубленному усвоению биологического материала;

- более внимательному отношению детей к окружающему миру, к своей малой родине, к месту, где они живут и друг к другу;

- умению применять алгоритм исследования и проектирования во всех учебных дисциплинах и практической внешкольной деятельности.

- подготовке учащихся к сдаче ГИА по биологии и географии в 9 классе.

- подготовка к осмысленному выбору профиля обучения в 10 – 11-х классах.

- успешной подготовке учащихся к ВНО.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса по выбору, занятий кружка для учащихся 8-9 классов «Живая природа Джанкойского района» iconТематическое планирование занятий кружка «Пешеходный туризм» 1 год обучения (6ч в неделю)
Организационная беседа с кружковцами о деятельности кружка. Знакомство кружковцев с планом работы кружка. Подготовка кабинета для...

Программа курса по выбору, занятий кружка для учащихся 8-9 классов «Живая природа Джанкойского района» icon«Живая классика-2014»
В этом году впервые в нашей школе с 1 ноября 2013 по 31 января 2014 г проходил конкурс юных чтецов в рамках ІІ всеукраинского конкурса...

Программа курса по выбору, занятий кружка для учащихся 8-9 классов «Живая природа Джанкойского района» iconСценарий общешкольного мероприятия для 8 – 11 классов «Осенний бал»
Внеклассное мероприятие для учащихся 8 – 11 классов, их родителей, классных руководителей. «Осенний бал» является отчётным мероприятием...

Программа курса по выбору, занятий кружка для учащихся 8-9 классов «Живая природа Джанкойского района» iconПрограмма профильного спецкурса для учащихся 10,11 классов
Авторы программы: учителя информатики общеобразовательной школы №12 Шевченковского района г. Запорожья Савенко Т. И., Краснокутская Л....

Программа курса по выбору, занятий кружка для учащихся 8-9 классов «Живая природа Джанкойского района» iconИсторическая справка джанкойского района
«Об изменении административных границ» был образован Джанкойский район в составе Джанкойского уезда

Программа курса по выбору, занятий кружка для учащихся 8-9 классов «Живая природа Джанкойского района» iconРабочая программа педагога Мартышовой Людмилы Иосифовны, учителя...
Образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Юный художник» составлена на основе письма Минобразования России...

Программа курса по выбору, занятий кружка для учащихся 8-9 классов «Живая природа Джанкойского района» iconРабочая программа курса для учащихся 8-9 классов «Слагаемые выбора профиля обучения»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа

Программа курса по выбору, занятий кружка для учащихся 8-9 классов «Живая природа Джанкойского района» iconПояснительная записка Обоснование необходимости данного курса
Программа предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче экзамена по русскому языку в форме егэ. Материал, содержащийся...

Программа курса по выбору, занятий кружка для учащихся 8-9 классов «Живая природа Джанкойского района» iconПрограмма факультативного профильного курса по информатике «Компьютерное...
Автор программы Розум Людмила Николаевна, учитель информатики высшей категории технического лицея «Выбор»

Программа курса по выбору, занятий кружка для учащихся 8-9 классов «Живая природа Джанкойского района» iconПояснительная записка Необходимость создания адаптированной программы...
Поскольку в 5-7 классах этот предмет изучался как курс по выбору, то чтобы закончить изучение курса в 9-ом классе, необходимо адаптировать...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<