Скачать 0.6 Mb.
|
Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 15 июня 2007 г. N 8/16659 ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 мая 2007 г. N 62 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ПРИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ На основании статей 17, 18 и 40 Закона Республики Беларусь от 15 апреля 1997 года "Об охране атмосферного воздуха" и Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. N 962 "Вопросы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь", Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях. 2. Установить, что планы мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий действуют в течение 5 лет со дня согласования Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами проектов нормативов предельно допустимых выбросов и (или) временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в составе которых они содержатся. 3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2007 г. Министр Л.И.ХОРУЖИК ^ Министр здравоохранения Министр внутренних дел Республики Беларусь Республики Беларусь В.И.Жарко В.В.Наумов 05.05.2007 04.05.2007 ^ Председатель Первый заместитель председателя Брестского областного Витебского областного исполнительного комитета исполнительного комитета К.А.Сумар В.Г.Новацкий 24.05.2007 08.05.2007 ^ Исполняющий обязанности Председатель председателя, Гродненского областного первый заместитель председателя исполнительного комитета Гомельского областного В.Е.Савченко исполнительного комитета 14.05.2007 Г.В.Дашкевич 14.05.2007 ^ Председатель Первый заместитель председателя Минского областного Могилевского областного исполнительного комитета исполнительного комитета Н.Ф.Домашкевич И.А.Щербаков 14.05.2007 14.05.2007 УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 14.05.2007 N 62 ИНСТРУКЦИЯ ^ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ПРИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Инструкция по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях (далее - Инструкция) определяет порядок действий и обязанности организаций, участвующих в работах по прогнозированию уровня загрязнения атмосферного воздуха, осуществляющих деятельность по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий и контролю эффективности этих работ, а также определяет общие требования к разработке, оформлению и содержанию плана мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период неблагоприятных метеорологических условий (далее - план мероприятий на период НМУ). 2. Для целей настоящей Инструкции применяются следующие понятия и их определения: газовоздушная смесь - газовоздушный поток, отходящий от источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и содержащий загрязняющие вещества; загрязнение атмосферного воздуха - изменение состава атмосферного воздуха в результате привнесения в него примесей; инверсия температуры - повышение температуры воздуха с высотой в слое атмосферного воздуха; источник выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - источник выделения) - объект, в котором происходит образование загрязняющих веществ (технологическая установка, устройство, аппарат, склад сырья или продукции, площадка для перевалки сырья или продукции, емкости для хранения нефтепродуктов, места хранения отходов и другое); качество атмосферного воздуха - совокупность свойств атмосферного воздуха, определяющая степень воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а также на материалы, конструкции и окружающую среду в целом; механическое транспортное средство - транспортное средство, приводимое в движение двигателем; неблагоприятные метеорологические условия (далее - НМУ) - метеорологические условия, способствующие повышению концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; организованный источник выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - источник выброса) - специальное техническое устройство (труба, аэрационный фонарь, дыхательный патрубок, вентиляционная шахта, вентиляционный патрубок и другое), предназначенное для локализации поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух, задания скорости и направления выхода газовоздушной смеси, отходящей от источника выделения; передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - передвижные источники) - механические транспортные средства, работающие на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном и сжатом газе, бензогазовых и газодизельных смесях и других альтернативных видах топлива; предельно допустимые концентрации загрязнения атмосферного воздуха (далее - ПДК) - максимальные концентрации веществ, не оказывающие ни прямого, ни косвенного вредного воздействия на организм человека, включая отдаленные последствия для настоящего и будущих поколений; приземная инверсия - инверсия температуры, начинающаяся непосредственно от земной поверхности; приподнятая инверсия - инверсия температуры, начинающаяся на некоторой высоте от земной поверхности; режим работы источников выделения и выбросов в период НМУ (далее - режим работы в период НМУ) - система ограничений и условия работы источников выделения и выбросов, применяемых с целью предотвращения или сокращения загрязнения атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов от таких источников в период НМУ; регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ (далее - регулирование выбросов в период НМУ) - комплекс мероприятий по предотвращению или сокращению в периоды НМУ выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных и стационарных источников, осуществляемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - природопользователь); регулируемые загрязняющие вещества - загрязняющие вещества, наличие которых в атмосферном воздухе обусловлено деятельностью природопользователей населенного пункта, контроль которых осуществляется на стационарных пунктах наблюдений за состоянием атмосферного воздуха данного населенного пункта или наблюдений социально-гигиенического мониторинга и при проведении подфакельных наблюдений в санитарно-защитной зоне природопользователя; регулирующий орган - организации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, осуществляющие мониторинг атмосферного воздуха, Минский городской и областные комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды, городские и районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, участвующие в работах по прогнозированию уровня загрязнения атмосферного воздуха и осуществляющие регулирование, планирование и контроль выполнения мероприятий в период НМУ; стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - источник выбросов) - любой источник с организованным или неорганизованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) природопользователя, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с законодательством Республики Беларусь; стационарный пункт наблюдений за состоянием атмосферного воздуха (далее - стационарный пункт наблюдений) - специально оборудованный и стационарно установленный павильон, оснащенный системами жизнеобеспечения, оборудованием и приборами для проведения отбора проб атмосферного воздуха и проведения измерений метеорологических параметров для целей мониторинга атмосферного воздуха; санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ) - часть территории вокруг источника загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаемая с целью снижения уровней загрязнения до установленных нормативов и уменьшения отрицательного влияния на здоровье человека. 3. Прогнозирование уровня загрязнения атмосферного воздуха осуществляется организациями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, осуществляющими мониторинг атмосферного воздуха (далее - организации, осуществляющие мониторинг), на основании прогнозов метеорологических условий, разрабатываемых в государственном учреждении "Республиканский гидрометеорологический центр", и данных стационарных пунктов наблюдений городов. 4. Подготовка предупреждений о НМУ и доведение их до заинтересованных производятся организациями, осуществляющими мониторинг, в соответствии с главой 2 настоящей Инструкции. 5. Регулирование выбросов в период НМУ на основе предупреждений о НМУ осуществляется: природопользователями в соответствии с планами мероприятий на период НМУ; местными исполнительными органами в соответствии с планами мероприятий на период НМУ в целом по городу. 6. Перечень природопользователей, которым доводятся предупреждения о НМУ (далее - перечень), а также перечень городов, для которых предусматривается регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ, перечень регулируемых загрязняющих веществ и вклад источников выбросов природопользователей и передвижных источников в максимальную концентрацию загрязняющих веществ определяются Минским городским и областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды, городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее - органы Минприроды) совместно с организациями, осуществляющими мониторинг. Перечни формируются на основании: статистических отчетов по форме, утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. N 186 "Об утверждении формы государственной статистической отчетности 2-ос (воздух) "Отчет о выбросах загрязняющих веществ и углерода диоксида в атмосферный воздух от стационарных источников" и указаний по ее заполнению"; результатов расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в составе проектов нормативов допустимых выбросов и (или) временно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух природопользователей; данных стационарных пунктов наблюдений о фоновых концентрациях, создаваемых выбросами передвижных и стационарных источников города; информации, получаемой согласно постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 12 сентября 2005 г. N 41/30/45 "Об утверждении Инструкции об обмене информацией между Национальной системой мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, системой социально-гигиенического мониторинга и системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 155, 8/13151). 7. Условием включения природопользователей в перечень являются: валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников природопользователя, составляющий более 7% от выбросов загрязняющих веществ в целом по городу; концентрации загрязняющих веществ или групп загрязняющих веществ, обладающих эффектом суммирования вредного воздействия на качество атмосферного воздуха (далее - группа суммации), на границе СЗЗ природопользователя или в жилой зоне, составляющие более 0,6 долей ПДК максимально разовых (далее - ПДК м.р.) с учетом фона, определенные на основании данных расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферный воздух; фактические приземные концентрации, определенные по данным социально-гигиенического мониторинга и подфакельных наблюдений, составляющие в зоне влияния источников выбросов природопользователя более 0,8 ПДК м.р.; наличие во владении природопользователя более 500 передвижных источников; наличие источников выбросов и (или) загрязняющих веществ, которым установлен норматив временно допустимых выбросов по регулируемым загрязняющим веществам. Источники выбросов природопользователей, включенных в перечень, в зависимости от влияния НМУ на эти источники подразделяются на группы: Г - источники выбросов высотой 30 м и более с температурой отходящей газовоздушной смеси 50 град. C и более (далее - высокие с горячими выбросами); Х - источники выбросов высотой 30 м и более с температурой отходящей газовоздушной смеси менее 50 град. C (далее - высокие с холодными выбросами); Н - источники выбросов высотой менее 30 м и нерегламентируемой температурой газовоздушной смеси (далее - низкие) и передвижные источники. 8. Схема доведения предупреждений до природопользователей по форме согласно приложению 1 разрабатывается регулирующими органами и утверждается их руководителями. 9. В перечень городов, для которых предусматривается регулирование выбросов в период НМУ, включаются города, где: валовой выброс загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников составляет более 50 тыс. тонн в год; повторяемость проб с концентрациями регулируемых загрязняющих веществ выше максимально разовых ПДК составляет более 5%; превышены значения показателей загрязнения атмосферного воздуха, указанные в приложении 2; вклад передвижных источников в валовой выброс загрязняющих веществ в целом по городу составляет более 50%. Глава 2 ^ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА 10. Методическое руководство по организации и проведению работ по прогнозированию уровней загрязнения воздуха осуществляет государственное учреждение "Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды" (далее - ГУ РЦРКМ). ГУ РЦРКМ разрабатывает рекомендации по прогнозу загрязнения атмосферного воздуха при НМУ для каждого города с учетом специфики производств, климатических и физико-географических условий местности, наличия и взаиморасположения участков промышленной и жилой застройки, зон отдыха, больниц, школ, детских дошкольных учреждений, спортивных сооружений, других зон, к которым предъявляются повышенные требования по качеству атмосферного воздуха. 11. Предупреждения составляются: в случае возникновения комплексов неблагоприятных метеорологических условий (далее - комплекс НМУ) таких, как: неблагоприятное направление ветра и опасная скорость; штиль или слабый ветер (до 2 м/с) независимо от направления; штиль и приземная инверсия; туман и штиль; туман и слабый ветер; приподнятая инверсия над источником выбросов и слабый ветер у земли; опасная скорость на уровне выбросов и штиль у земли; с учетом возможного наступления НМУ трех степеней опасности в соответствии с пунктом 12 настоящей Инструкции, которым должны соответствовать определенные режимы работы в период НМУ; для отдельного источника или группы источников выбросов природопользователей согласно перечню в соответствии с частью второй пункта 7 настоящей Инструкции; в целом по городу для всех природопользователей города, включенных в перечень, в соответствии с частью первой пункта 7 настоящей Инструкции. 12. Для отдельных природопользователей, в выбросах которых содержатся специфические загрязняющие вещества, предупреждения об ожидаемом повышении уровня загрязнения атмосферного воздуха составляются организациями, осуществляющими мониторинг, в тех случаях, когда ожидаются НМУ, при которых в приземном слое атмосферного воздуха максимальные концентрации загрязняющих веществ, характерных для источника выбросов или группы таких источников природопользователя, могут превысить ПДК м.р. Предупреждения о НМУ составляются независимо от того, расположены ли источник выбросов или группа таких источников природопользователя изолированно или в окружении других источников выбросов. 13. Для природопользователей, указанных в пункте 12 настоящей Инструкции, предупреждение о НМУ: первой степени опасности составляется в случае, если ожидается один из комплексов НМУ и (или) по данным стационарных пунктов наблюдений максимальные концентрации регулируемых загрязняющих веществ, характерных для выбросов природопользователей, превышают 1 ПДК м.р. (0,8 ПДК м.р. для зон с повышенными требованиями к качеству атмосферного воздуха); второй степени опасности составляется в случае, если ожидается один из комплексов НМУ и (или) если по данным стационарных пунктов наблюдений максимальные концентрации регулируемых загрязняющих веществ, характерных для выбросов природопользователей, составляют от 1,5 до 3 ПДК м.р.; третьей степени опасности составляется в случае, если ожидается один из комплексов НМУ и по данным стационарных пунктов наблюдений максимальные концентрации регулируемых загрязняющих веществ, характерных для выбросов природопользователей, составляют более 3 ПДК м.р. или когда после передачи предупреждения о НМУ второй степени опасности данные наблюдений на стационарных пунктах наблюдений показывают, что при сохраняющихся НМУ максимальные концентрации загрязняющих веществ, характерных для выбросов природопользователей, не снижаются. 14. Основанием для передачи предупреждений о НМУ по городу в целом являются ожидаемые комплексы НМУ и значение параметра загрязнения Р, рассчитанного как отношение количества наблюдений с концентрациями загрязняющего вещества, превышающими среднесезонные в 1,5 раза, к общему числу наблюдений в течение суток. При расчете параметра Р используются данные, полученные на всех стационарных пунктах наблюдений. При этом предупреждение о НМУ: первой степени опасности составляется, если параметр Р больше или равен 0,35, но меньше 0,50; второй степени опасности составляется, если параметр Р больше или равен 0,5; третьей степени опасности составляется, если после передачи предупреждения о НМУ второй степени опасности параметр Р больше 0,5 и ожидается сохранение комплекса НМУ. 15. В период НМУ и (или) значительного повышения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (3 ПДК м.р. и более) организациями, осуществляющими мониторинг, проводятся наблюдения за концентрациями загрязняющих веществ в атмосферном воздухе каждые 3 часа на стационарных пунктах наблюдений, расположенных вблизи основных источников выбросов, автомобильных дорог с интенсивным движением передвижных источников, в местах с наибольшей плотностью населения. 16. Организации, осуществляющие мониторинг, передают предупреждения о НМУ в соответствии со схемой, выполненной согласно пункту 8 настоящей Инструкции, по факсу, телефону или электронной почте: природопользователям и контролирующим органам; в местные исполнительные и распорядительные органы при прогнозе НМУ второй и третьей степени опасности. Организации, осуществляющие мониторинг, передают предупреждения следующего содержания: "С ___ часов _______ объявляется предупреждение о НМУ (1, 2, 3) (дата) степени опасности. Источники, включенные в группу (Г, Х, Н) работают по (1, 2, 3) режиму работы в период НМУ. С ___ часов ______ прогнозируются неблагоприятные метеоусловия, (дата) способствующие повышению концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от передвижных источников выбросов". 17. Основанием для отмены предупреждения о НМУ являются прекращение НМУ и данные наблюдений на стационарных пунктах наблюдений, подтверждающие, что концентрации загрязняющих веществ не превышают ПДК м.р. или значение параметра Р ниже 0,35. Организации, осуществляющие мониторинг, передают отмену предупреждения о НМУ в соответствии со схемой, выполненной согласно пункту 8 настоящей Инструкции, по факсу, телефону или электронной почте: природопользователям и контролирующим органам; в местные исполнительные и распорядительные органы при отмене НМУ второй и третьей степени опасности. Организации, осуществляющие мониторинг, передают отмену предупреждения следующего содержания: "С _____ часов _______ объявляется отмена предупреждения о НМУ. (дата) Источники, включенные в группу (Г, Х, Н), переходят на обычный режим работы. С _____ часов ________ предупреждение о возможном повышении (дата) концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от передвижных источников выбросов отменяется". 18. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предупреждение о возможном повышении уровня загрязнения атмосферного воздуха передается природопользователям вне зависимости от ожидаемых комплексов НМУ. |
![]() | С целью обеспечения единого подхода к расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Приказываю | ![]() | С целью обеспечения единого подхода к расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Приказываю |
![]() | Методика разработана с целью создания единой методологической основы по определению выбросов загрязняющих веществ от стационарных... | ![]() | Инвентаризация включает в себя характеристику технологий, газоочистительных установок с точки зрения образования и отведения загрязняющих... |
![]() | Методика расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от предприятий по производству строительных материалов (далее Методика)... | ![]() | Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. N 962 "Вопросы Министерства... |
![]() | Утвердить "Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров" | ![]() | Рд рб 0212. 15-99 "Методика расчёта выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при неконтролируемом горении нефти и нефтепродуктов",... |
![]() | Включен в "Перечень Методических документов по расчёту выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу" | ![]() | Пдв, определении уровня воздействия отдельных источников выбросов на состояние воздушной среды, прогнозирование величины выбросов... |