Дипломная работа по географии на тему: "Топография карт"




Скачать 320.41 Kb.
НазваниеДипломная работа по географии на тему: "Топография карт"
Дата публикации22.03.2014
Размер320.41 Kb.
ТипДиплом
uchebilka.ru > География > Диплом
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Топография карт

Астразанский Госудаорственный Педагогический Университет Дипломная работа по географии на тему: "Топография карт" Выполнил: Студент 5 курса 546 егф группы Постнов Алексей Астрахань 2000 ВВЕДЕНИЕ Карты допускают единовременный обзор пространства в любых пределах –от небольшого участка местности до поверхности Земли в целом. Они создаютзрительный обзор формы, величины и взаимного положения объектов, позволяютнаходить их пространственные размеры: координаты, длины, площади, высоты иобъемы. Карты содержат необходимые количественные и качественныехарактеристики этих объектов и, наконец, показывают существующие между нимисвязи: пространственные и некоторые другие. Эти свойства объясняют значениеи ценность карт для практики. Карты служат надежным путеводителем на суше и в океане, при движениивойск и в туристических походах, для полета на воздушном корабле и дляпешеходного маршрута. В военном деле они являются основным источником информации о местностии обязательным пособием для управления войсками и организации ихвзаимодействия. В промышленном, энергетическом и транспортном строительстве картыиспользуются как основа для изысканий, проектирования и переноса в натуруинженерного проекта. Теперь наивыгоднейшие трассы железных дорог,автомагистралей и трубопроводов изыскиваются не в поле, а намечаются потопографическим картам в кабинетах проектных организаций. Карты широко применяются в сельском хозяйстве при землеустройстве,мелиорации, мероприятиях по повышению плодородия почв, по борьбе с эрозиейи вообще для учета и наиболее правильного, эффективного использования всехземельных фондов. Карты составляют незаменимое пособие для школьного и внешкольногообучения. Они не только хранилище накопленных географических знаний, но идейственное средство для их распространения, подъема общей культуры. Безпреувеличения модно сказать, что карты в той или иной степени используютсяво всех сферах человеческой деятельности. Большое значение карты приобрели как средство научных исследований,особенно географических. Каждое географическое исследование так или иначеисходит из существующих карт, дает материалы для их исполнения исовершенствования. Географические карты, фиксируя положение, состояние и пространственныесвязи конкретных объектов (явлений), позволяют не только экономно ивыразительно излагать знания о размещении явлений, но также находитьзакономерности этого размещения. В некоторых отраслях знаний картыиспользуются как основное средство исследования. Сфера использования карт как средства научного исследования быстрорасширяется по мере общего нарастания темпов научного прогресса. Вчастности, этому расширению содействуют успехи в становлении информатики ив разработке теории моделирования. Исследование информатикой общих проблем сбора, хранения и передачизнаний позволяет еще полнее оценить достоинства географических карт какособой формы обработки, представления и анализа пространственнойинформации. Как отмечалось эти достоинства заключаются в возможностиединовременного, целостного восприятия картографических изображений,, внаглядности территориальных различий и удобстве анализа пространственныхсочетаний, взаимосвязей и закономерностей. Энергичное внедрение в современную науку методов моделирования открылов применении к картографии действительную силу карт как обобщенных иупрощенных пространственных образов реального мира, то есть его моделей,отражающих те стороны, свойства и процессы действительности, которые важныдля целей конкретных исследований. Карты позволяют получать новые знания,изучать процессы развития и прогнозировать многие явления. Разработкаметодов использования карт как средства исследования составляет одну изглавных задач современной картографии. Значение карты в исследованиях Земли очень велико. «Карта есть началои конец географического изучения, описания и выделения ландшафта», - писалЛ.С. Берг. Развивая эту мысль можно наметить три основных путииспользования карты познания территории. Первый путь самый простой (элементарный или пассивный). В этом случаекартография не обогащается какими-либо новыми идеями или методическимиприемами. Географическая карта служит лишь техническим средством иликартографической основой, при помощи которой ученый излагает в графическойформе свои знания о теории. Нанеся их на карту – основу, он затем делаетзаключение о мере правильности своих научных суждений, об изучаемомпредмете. Второй путь применения карты можно назвать научно – отраслевым. В этомслучае конечным результатом для ученого становится тематическая карта, адля картографа возникают определенные, часто очень интересные предпосылкидля научно - методических картографических разработок в соответствующихотраслях тематической картографии. Третий путь применения географической карты в научных исследованияхначал формироваться относительно недавно. Своим возникновением он обязан нетолько практической картографии, но и тем новым задачам, которые всталиперед географией в связи с решением проблем конструктивно –преобразовательного характера. Использование карты в решении этих задачможно назвать комплексным, потому что при этом создаются благоприятныеусловия для возникновения новых направлений в тематической картографии инаучных понятий в развитии картографии. Уже отмечалось, что одно из таких направлений – ресурсно–оценочное.Карта используется здесь для показа природных явлений не как элементовландшафта, а как материальных объектов, необходимых для практическойдеятельности людей. Вышло уже немало карт, характеризующих и оценивающихразличные виды естественных ресурсов. Они получили название природно-экономических. Это, по существу, новый тип карт типологическогорайонирования территории на основе ресурсной оценки изображаемого объекта ипрактические рекомендации по использованию того или иного территориальноговыдела. Подобное огромное значение карт в современной науки и его постепенноерасширение не может не сказываться на ее значении в школьном образовании,знакомящим молодого человека с этим изобретением человеческого гения. Объектом исследования данной работы являются элементы дополнительнойхарактеристики тематических карт. Цель работы заключается в ознакомлении с видовыми особенностямиэлементов дополнительной характеристики всех видов физико – географическихи эконом – географических карт. А также следует определить уровень влиянияэлементов дополнительной характеристики на глубину и разнообразиеполученных по картам выводов. Установить возможность соединениякартографического изображения и элементов дополнительной характеристики вработе с картами. Это и является научной новизной данной работы. Практическое значение работы заключается в том , что в результатепроведенной работы будут выявлены все типы элементов дополнительнойхарактеристики тематических карт и будут предложены варианты их использования в учебном процессе. Задачи работы конкретизируют цель и показывают стадии ее решения: 1) описать основные направления использования тематических карт; 2) описать особенности восприятия знаков и образов элементов дополнительной характеристики; 3) охарактеризовать основные элементы дополнительной характеристики ( диаграммы, графики, статистические таблицы, фотокарты, почвенный монолит, разрез, профиль, половозрастная таблица, надписи на картах); 4) описать методические разработки возможного применения материалов работы в школьном учебном процессе. ГЛАВА I. ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ СОДЕРЖАНИЯ По содержанию карты распределяются на общегеографические итематические. Тематическими называются карты, основное содержание которыхопределяется отображаемой конкретной темой, специально посвящены какому-либо элементу или явлению, например, населенным пунктам, климату, почвам,транспорту, событиям истории и т.п. Они подразделяются на карты природныхявлений (физико-географические) и карты общественных явлений (социально-экономические) и далее делятся на группы карт более узкой областикартографирования, к каждой из которых уже относится ряд карт конкретнойтематики. Например, к группе геологических карт относятсястратиграфические, тектонические, гидрогеологические, металлогенические,инженерно-геологические и другие карты; к группе ботанических картотносятся геоботанические, флористические карты лесов и другие. В рядеслучаев эти карты относятся одновременно к двум различным областямкартографирования, например, агрохимические карты могут быть отнесены кпочвенным и к геохимическим картам, а сейсмические – к геологическим и кгеофизическим картам. Такое «двойное подчинение» встречается и на болеевысоком уровне. Например, вся группа медико-географических карт(нозогеографические, медико-географического прогнозирования и др.) можетбыть отнесено и к картам природных явлений, и к картам общественныхявлений. Тематические карты делятся также и по ширине охвата темы – на общие,отображающие относительно более широкую тему, и частные, или отраслевые,посвященные более узкой теме. Степень широты темы может определяться наразных уровнях, например, карты промышленности по отношению кобщеэкономическим являются отраслевыми, а по отношению к картам текстильнойпромышленности – общими. 1.1. Основные направления использования тематических карт Карты применяются в науках о Земле для решения самых разнообразныхзадач. Сейчас трудно назвать какое-либо изыскание в географии, геологии,планетологии, которое обходилось бы без карт. Поэтому перечислить всенаправления использования карт означало бы дать полный переченьисследовательских задач решаемых в науках о Земле. Впрочем, такой переченьникогда не будет полным. Геологические карты. Это обширная группа, куда входят картытектонические, структурные, стратиграфические, метологические четвертичныхотложений, гидрологические, полезных ископаемых, сейсмические,неотектонические, охраны геологической среды и др. они используются дляпознания глобальных, региональных и локальных особенностей строения земнойкоры, происходящих в ней процессов, поиска полученных ископаемых и т.д. В последние годы отчетливо появилась тенденция совместногоиспользования геологических карт, аэрокосмических снимков,космофотогеологических карт для познания глобальных геологических систем,особенно литосферных плит и рифтовых зон, а также для поиска полезныхископаемых, оценки современных геологических процессов и опасных явлений. Геофизические карты. Карты магнитного, гравитационного, сейсмического,электрического, теплового и других физических полей Земли используются дляизучения геодинамических явлений и процессов, протекающих в оболочкахпланеты и в ее ядре, для поисков и разведки полезных ископаемых. Посейсмическим картам определяют расположение качественных и количественныххарактеристик землетрясений, а также сопутствующие явления. Карты рельефа. Гипсометрические, геоморфологические,палеогеоморфологические карты используют для изучения морфологии, генезиса,возраста и динамики рельефа суши и морского дна. По картам решаютследующие задачи: 1. Изучение выраженности тиктанических, неотектонических структур разного ранга и н геофизических аномалий в рельефе, морфоструктурный анализ рельефа; 2. Изучение экзогенных рельефообразующих факторов, эрозионно- аккумулятивных, дефляционных, карстовых, креагенных и других процессов; 3. Прогноз полезных ископаемых; 4. Инженерно -геоморфологическая оценка рельефа для обеспечения разных видов строительства и освоения территории; 5. Изучение рельефа, как главного компонента окружающей среды, его динамики и связей с другими компонентами для планирования и проведения природоохранных мероприятий; 6. Создание цифровых моделей рельефа, как основы банков тематической информации. По картам рельефа составляется множество производных морфометрическихкарт: глубины и густоты расчленения, овражности, озерности,закарстованности территории, крутизны, длины, экспозиции и освещенностисклонов, кривизны и асимметрии разного порядка, остаточного рельефа,продольных профилей речных долин и их деформаций. Климатические карты используются, прежде всего, для анализа и прогнозаклимата территорий и его элементов по месяцам, сезонам, годам,климатическим периодам, эпохам. По климатическим картам получаюткартолитрические и математико-статические характеристики климатообразующихфакторов, термического режима, увлажнения, ветрового режима, атмосферныхявлений.. Одна из главных областей практического применения – оценочныеисследования: а) условий жизни населения, воздействия климата на здоровье людей ивозможностей адаптации к неблагоприятным погодно климатическим факторам; б) агроклиматических условий и влияния колебаний климата наурожайность сельскохозяйственных культур; в) условий освоения территории для гражданского, промышленного идругих видов строительства; г) рекреационных условий местности. Гидрологические карты применяются для изучения распределения режима,состава и свойств поверхностных вод суши, водного баланса и ресурсовтерриторий. Количественная оценка параметров речной и озерной сетиструктуры речных бассейнов выполняется с помощью хорошо разработанныхприемов гидрологической картометрии и морфометрии, топологический анализгидросети осуществляется методами математико – картографическогомоделирования В числе новых направлений использования гидрологических карт следуетотметить изучение малых рек и малых водосборов, динамики водных потоков иводохранилищ. Практические народно – хозяйственные потребности ведут к разработкеметодики применения карт для оценки водных ресурсов, прогноза опасныхгидрологических явлений, исследования руслового режима рек, изучениявлияния стока на интенсивность эрозионных процессов. Океанологические карты. Использование тематических карт для изучениямирового океана – одна из самых актуальных областей применениякартографического метода исследования. Круг научных и практических задач,решаемых с широким привлечением карт, охватывает: 1) изучение состояния идинамики природы океана: структур и рельефа дна, размеров акваторий и ихчастей, объемов водных масс и растворенных веществ, геофизических игеохимических полей, климата, биогеографии и др.; 2) анализ взаимодействияокеана с литосферой, атмосферой и биосферой, процессов массо- иэнергообмена между ними; 3) освоение минеральных и биологических ресурсовморя, прежде всего, в пределах шельфа, обеспечение рыбного промысла; 4)охрану среды океана, особенно наиболее уязвимых прибрежных зон и эстуариев,мониторинг различных видов загрязнения. Специфика исследований океанических геосистем связана с изучениемпространственного распределения всех параметров и процессов не только погоризонтам, но и по вертикали, вглубь, и с большой изменчивостью этихпараметров во времени. Поэтому активно разрабатываются трехмерныекартографические модели (блок диаграммы и метахронные диаграммы), а такжеприемы сопоставления карт разных уровней. Карты почв. Основные направления практического применения карт связаныс кадастровым учетом почвенных ресурсов, экономической оценкой почв,разработкой агрономических мероприятий и мелиорацией, борьбой с почвеннойэрозией. Карты почв непосредственно используются на всех этапахсельскохозяйственного освоения территорий. Широко практикуется изучение почвенных карт совместно с другимикартами природы, населения и хозяйства. Для практических и исследовательских целей очень важны частныепочвенные карты, характеризующие отдельные свойства почв: кислотность,солонцеватость, засоление, ощелачивание и т.п., а также прикладные карты. Карты растительности. Существует 5 главных направлений использованиякарт растительности: 1. Инвентаризация и оценка растительных ресурсов. 2. Выявление связей растительности с главнейшими факторами окружающей среды, определяющими структуру и динамику растительного покрова. 3. Анализ возможностей сельскохозяйственного освоения территории, условий жизни населения, рекреационного потенциала. 4. Контроль за состоянием и динамикой растительного покрова, степенью ее нарушенности; разработка мер по охране растительного мира и всей окружающей среды. 5. Индикация геологических структур, полезных ископаемых, четвертичных отложений и почв, гидрогеологических и мерзлотных условий, полезных ископаемых и геохимических ареалов. Зоогеографические карты применяются для инвентаризации, изученияразмещения, миграции животных, их связей со средой обитания, для разработкимер по охране и воспроизводству животного мира. В практическом плане имеетзначение выявление ареалов и картометрическая оценка ресурсов промысловыхживотных, определение условий промысла. Ландшафтные карты. Ландшафтным картам, так же как и картамрастительного покрова, принадлежит ведущая роль в комплексных исследованияхприроды и взаимодействия человека с окружающей средой. Социально-экономические карты. В эту обширную группу входят картынаселения, экономики и хозяйства, науки, образования и культуры,обслуживания и здравоохранения, истории развития общества. Увеличиваетсяудельный все карт, синтезирующих природную и социально-экономическуютематику, что отражает усиливающее взаимодействие общества с окружающейсредой. Это карты экономической оценки природных ресурсов,агроклиматические, инженерно-географические, оценки условий жизни и отдыханаселения и т.д. Социально-экономические карты используются в науках о Земле и приразработке проектов освоения ресурсов Мирового океана, для экономическойоценки ресурсов, планирования мер по их охране и воспроизводству, развитиюи размещению воспроизводства, добыче полезных ископаемых на шельфе и т.д.также социально-экономические карты привлекаются для реализации крупныхнаучно-исследовательских программ и проектов. Данная таблица показывает роль элементов дополнительной характеристикив учебном процессе.|№№ |Название карты |Значение их для исследователя ||I. Карты природы ||1. |Геологические карты |Используют карты для познания глобальных || | |геологических систем (литосферных плит, || | |рифтовых зон), а также для поиска полезных || | |ископаемых, оценки современных || | |геологических процессов и опасных явлений. ||2. |Геофизические карты |Используют для изучения геодинамических || | |явлений и процессов, для поиска и разведки || | |полезных ископаемых. ||3. |Карты рельефа |Используют для изучения морфологии. || | |Генезиса, возраста и динамики рельефа. ||4. |Климатические |Используют для анализа и прогноза климата || |карты |территорий и его элементов. ||5. |Гидрологические |Используют для изучения распределения, || |карты. |режима, состава и свойств поверхностных || | |вод, суши, водного баланса и ресурсов || | |территории. ||6. |Океанологические |Используют для изучения динамики природы || |карты |океана, структур и рельефа дна, размеров || | |акваторий, объемов водных масс и || | |растворенных веществ, климата, биогеографии|| | |и т.д. ||7. |Карты почв |Используют для изучения карстовых процессов|| | |почв, экономической оценки, агрономии и || | |мелиорации, а также для освоения || | |сельскохозяйственных территорий. ||8. |Карты растительности |Используют для изучения растительных || | |ресурсов и выявления связей растительности || | |с факторами окружающей среды; динамики || | |растительного покрова; || | |сельскохозяйственного освоения. ||9. |Зоогеографические |Используются для изучения размещения, || |карты |миграции животных, их связей со средой || | |обитания, для разработки мер по охране и || | |воспроизводству животного мира. ||10. |Ландшафтные карты |Используются для комплексных исследований || | |природы и взаимодействия человека с || | |окружающей средой. ||II. Социально-экономические карты ||Используются при разработке проектов освоения ресурсов, планирования мер ||по их охране и воспроизводству, добыче полезных ископаемых, для ||реализации крупных научно-исследовательских программ и проектов. | 1.2. Особенности восприятия знаков и образов элементов дополнительной характеристики Исследования по восприятию элементов дополнительной характеристикичаще всего сосредотачиваются на изучении отдельных знаков и способов ихизображения: значков различной геометрической формы, размера и цвета,линейных обозначений, штриховок, серых и цветных шкал, послойной окраски,диаграммных рисунков и т.п. В ряде случаев удается получить результатыинтересные и практически5 с точки зрения использования карт. Говоря о программе экспериментов по изучению восприятия, А. Робинсонподчеркнул особую важность двух аспектов: 1) определение практическогопорога восприятия различий знаков на карте; 2) изучения равномерностипространственного распределения различий восприятия. При этомцелесообразно оценить две характеристики порога восприятия: с однойстороны, наименьшие заметные различия, а с другой – минимальноепрактическое различие знаков читателями. На основе минимальногопрактического различия могут быть, по мнению А. Робинсона, разработаныпринципы и нормативы, обеспечивающие наилучшие условия восприятия ипрактического использования карт. Р.П. Веденеева, экспериментально изучив различные виды воздействияцвета, зрительное пространство при разных цветовых фонах, а такжеассоциации связанные со свойствами картографируемых объектов и воздействияцвета на расстояние, сформировала некоторые рекомендации для оформлениямелкомасштабных общегеографических карт, призванные повысить четкостьвосприятии и скорость чтения карт. Экспериментально доказано, что оценка читателями размеров элементовдополнения характеристики, значков и картограммных знаков (например,кружков) определяется тремя причинами: 1) соотношением данного значка и соседних с ним; 2) наличием или отсутствием на карте внутренних границ; 3) размером самого оцениваемого значка. Заметнее всего оказывается первая причина: значок, находящийся вокружении других более мелких значков, кажется больше (в среднем на 13%) и,наоборот, если он расположен среди более крупных значков, то читательсклонен преуменьшить его величину. Считается, чтопри употреблении в качестве значков множества различных геометрическихфигур, степень их различения выше, если фигуры симметричны. По возрастаниюсложности значков составлен следующий ряд: круг, квадрат, прямоугольник,вытянутый по вертикали, прямоугольник, вытянутый по горизонтали, ромб,треугольник. Отмечено, что высокой информативностью обладает контур знака,поэтому его усиление упрощает зрительное восприятие. Эксперименты, связанные с отдельными знаками и способами ихгеографического оформления – это лишь первая ступень исследованиявосприятия картографического изображения и элементов дополнительнойхарактеристики. На более высоких уровнях изучают: а) восприятие знаковыхкомбинаций; б) восприятие всего картографического изображения; в) способысравнения и сопоставления двух и более картографических изображений. Чтение карты в целом – всегда целенаправленный поиск знаков,конфигураций, восприятие знаковых комбинаций, ради получения необходимойчитателю информации. Процесс чтения карты включает три этапа: 1. Предварительный просмотр изображения и получение начальной информации, то есть «первое чтение»; 2. Уточнение и детализация первичных восприятий знаковых комбинаций и полученной на их основе информации, что сопровождается самообучением читателя; 3. Окончательная фиксация восприятия знаковых комбинаций и содержательная интерпретация полученной информации. При сравнении разных карт читатель решает следующие подзадачи: - выбор начала отсчета; - поиск, прослеживание последовательности топологических отношений, опознавание границ; - подбор и сопоставление сходственных точек и контуров на разных картах. В процессе чтения и распознавания, восприятие знаковых комбинацийчеловек, пользующийся картой, постоянно сортирует и отбрасывает постороннююи избыточную информацию, формирует систему восприятия знаковых комбинаций,отвечающую поставленной цели, дает ей содержательную интерпретацию. ГЛАВА II. ЭЛЕМЕНТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ К элементам дополнительной характеристики территории могут относитьсядополнительные (так называемые «вредные») карты с изображением природныхили социальных элементов, не вошедших в содержание основной карты.Элементами дополнительной характеристики территории могут быть такиепрофили, графики и диаграммы, фотографии или рисунки, а также цифровыеданные и поясняющие тексты. Перечень элементов дополнительной характеристики приведен ниже втаблице, показывающей структуру карт. 2.1. Диаграммы Диаграммы бывают весьма разные. Изложение способов диаграммированияведется по следующей схеме, исходящей из степени сложности подлежащихдиаграммированию рядов: 1. Пространственные ряды, члены которых даны без указания структуры и без «динамики» (т.е. без изменения во времени). 2. Пространственные ряды со структурой, но без динамики. 3. Пространственные ряды с динамикой, но без структуры. 4. Пространственные ряды и со структурой и с динамикой. Самый простой случай тот, когда дело идет об изображении абсолютногоряда без структуры и без динамики, например, абсолютного количества всегонаселения, всего посева, всего числа рабочих на определенный год. Присоставлении диаграмм, не предназначенных для помещения их на карту, лучшевсего для более легкого сопоставления фигур употреблять «полоски» или«столбики», т.е. прямоугольники, высоты которых пропорциональныхарактеризуемым величинам, а основания одинаковы. С той целью, чтобы сделать наглядным сам счет, применяется иногдаспособ изображения не одной фигурой, а несколькими, из которых каждаяпринимается за какое-либо одно условно назначенное круглое число. Вкачестве таких фигур обыкновенно употребляются маленькие квадратики илиточки, которые могут для упрощения счета комбинироваться в группы по пятьили десять. Квадраты на глаз хуже соизмеряются, чем полоски, столбики и вообщефигуры, отличаются лишь по одному измерению, а круги соизмеряются хуже, чемквадраты.Существует несколько правил которых нужно придерживаться при постр оениидиаграмм: 1. Заголовок диаграммы должен быть настолько понятным и ясным, чтобы неправильное его истолкование было невозможным. В примечании следует указать по каким данным и на какой год составлена диаграмма. 2. На самой диаграмме должно быть ясно и четко указано, какой именно показатель подвергнут диаграммированию, если этого не дано в самом заглавии или подзаголовке, то это надо дать в легенде. Обязательно должна быть оговорена и единица измерения. 3. Цифры, которые легли в основу диаграммы, приводятся на самой диаграмме, у соответствующих диаграммных фигур, или внутри их. В процессе составления могут быть выявлены следующие стадии: 1. Изучение, проверка и если требуется, обработка цифрового материала. 2. Выбор наиболее подходящей диаграммы. 3. Вычисление размеров всех диаграммных фигур в соответствии с цифровыми показателями. 4. Подготовка картографической «основы». 5. Карандашный эскиз с легендой и заглавием. 6. Окончательное оформление. Существует несколько видов диаграмм:Столбиковые диаграммы – это наиболее простой вид диаграмм. Их применяют длясравнения количественных данных одного ряда, имеющих общие единицыизмерения. Основные элементы столбиковой диаграммы во многом подобныэлементам графика. Столбики строят на горизонтальной базисной линии. Высотустолбиков отсчитывают по вертикальной шкале. Ее разметка и расчет масштабов вполне аналогичны этим же операциям при составлении графиков. Основнойграфический образ создается соотношением высоты столбиков. Столбикистроятся от нулевой линии, причем нельзя допускать условных сокращений ихвысоты, чтобы не искажать графический образ. Ширина столбиков должна бытьодинаковой, также как и интервал между ними. Особое внимание обращается наштриховку и закраску столбиков. Лучше всего воспринимаются косая ивертикальная штриховка. Различают следующие виды столбиковых диаграмм: 1. Простая столбиковая диаграмма – каждый столбик строят на базисной линии отдельно. Диаграмму применяют при иллюстрировании простого ряда количественных показателей, компоненты которого не связаны между собой. Между столбиками в этих случаях нужны небольшие интервалы. 2. Сплошная столбиковая диаграмма – она аналогична простой, но между столбиками интервалов не делают. По построению и графическому образу сплошная столбиковая диаграмма подобна линейному графику. Ее удобно строить для сравнения показателей, одного ряда, как бы примыкающих один к другому. Примером такой сплошной столбиковой диаграммы могут быть широко применяемые диаграммы распределения осадков по месяцам года в разных местностях. Такие диаграммы широко применены в учебниках географии для 7 и 8 классов. Они обычно сочетаются с графиком годового хода температуры. При это в таких диаграммах строят 2 шкалы слева температур, справа осадков. 3. Групповая столбиковая диаграмма – ее используют для сравнения групп показателей. Она представляет собой группы сплошных столбиковых диаграмм, построенных на общей базисной линии. Групповую столбиковую диаграмму полезно применять при сравнении различных районов, месторождений полезных ископаемых, бассейнов и т. д. 4. Столбиковая диаграмма с подразделениями (компонентная столбиковая диаграмма) – применяется для иллюстрации сложных объектов, указывает не только на изменения в целом, но и каждой из составных частей. Такие диаграммы часто используют для иллюстрации состава населения, структуры топливных ресурсов, а в физической географии – распределение осадков по сезонам и в разные годы и т. д. Иногда для большей доходчивости и наглядности столбиковые диаграммы строят на фоне соответствующих рисунков или с рисунками в столбиках. 5. Ленточные диаграммы – в географии ленточные диаграммы применяют для сравнения длины рек, железных дорог, каналов, нефтепродуктов и др. линейных объектов. В полосовых диаграммах базисную линию строят по вертикали, а масштабную шкалу - по горизонтали. Расчет масштабов и интервалов аналогичен при построении столбиковых диаграмм. 6. Секторные диаграммы – рекомендуются для создания наглядного представления о структуре явления или объекта. Они эффективны при иллюстрировании распределения стока рек материка по океанам, структуры населения, земельных угодий, отраслей промышленности, топливного баланса, посевных площадей и т. д., когда речь идет об изучении частей целого в их относительной значимости. Секторная диаграмма удобна лишь в том случае, если сравниваются не более 6-8 компонентов целого. Если же этих компонентов больше, их надо объединить, чтобы не измельчать секторы. Для построения секторности диаграммы: а) подготавливают необходимый цифровой материал ( лучше всего в табличной форме), как и при вычерчивании графиков или столбиковых диаграмм; б) обрабатывают цифровой материал, так чтобы величины отдельных компонентов были выражены в градусах окружности; в) переводят проценты в градусные меры; г) вычерчивают круг необходимой величины, размеры которого определяются задачами работы; д) размечают по окружности точки, соответствующие величине каждого сектора. Секторные диаграммы удобно применять также для сравнения измененийсамого объекта и его структуры во времени. В обычной секторной диаграмме площадь круга можно выбрать произвольно. В секторных диаграммах сравнения структур площади круговимеют важное значение. Изменения объекта в целом иллюстрируются,соответствующей площадью круга, а изменения в структуре, увеличением илиуменьшением секторов. Выразительным средством для сопоставления ряда удельных весов иличастей по отношению к какой – либо совокупности, рядом совокупностейявляются концентрические круговые диаграммы. Они заменяют ряд простыхкруговых диаграмм, т.к. в них вокруг общего центра наращиваются вопределенных масштабах окружности, создающие ряд концентрических колец. Внутренний круг представляет собой обычную секторную диаграмму, аостальные кольца как бы усеченные секторные диаграммы. Расчеты дляпостроения концентрических круговых диаграмм такие же, как для обычныхсекторных диаграмм. При создании таких диаграмм следует рассчитать радиусыокружностей и размеры секторов. 7.Структурные квадратные и прямоугольные диаграммы – используются дляиллюстрации сравнительных размеров территориальных объектов а такжеструктуры их составных частей. Их можно создавать на основе какотносительных, так и абсолютных отметок. Если диаграмму строят наотносительных данных удобно разбить квадрат на 10 частей (10х10),считаязатем каждую клеточку квадрата за 1%. В некоторых случаях основой структурной диаграммы может служитьпрямоугольник. 7. Передвижные диаграммы – изготовление диаграмм отнимает немало времени поэтому можно применять передвижные диаграммы. Простая и удобная конструкция таких диаграмм предложена в свое время О.Б.Василенко. Для изготовления передвижной диаграммы вырезают круг из тонкого картона диаметром 40-50 см и заклеивают его белой бумагой. По краю этого круга делают ободок, на него наносят 100 делений. Их обводят тушью, надписывают через каждые 5 или 10 делений цифры. Круг разрезают в одном месте по радиусу от центра до ободка. Потом вырезают еще несколько кругов, которые оклеивают цветной бумагой: один круг красной, другой – зеленой, третий – синей. В них тоже делают надрезы по радиусу от края до центра. Диаметр этих цветных кругов должен быть меньше деаметра основного белого круга на ширину ободка с делениями. Хорошо иметь несколько передвижных секторных диаграмм. Это поможетделать нужные сопоставления. Удобно таким секторным карточным диаграммамсделать приспособления для их подвешивания. Прорезы должны быть одинаковыми и поставлены на ровном расстоянии.Приготавливают столько двойных полосок, сколько намечено диаграмныхстолбиковых. Полоски вставляют в прорезы, после чего каждую полоскусклеивают в виде вечной ленты, для того чтобы она передвигалась черезпрорезы. Двигая полоску, можно устанавливать цветные столбики на нужнойвысоте. Следует отметить, что передвижные диаграммы очень ценны дляобъяснения принципов диаграммирования, а также при проверке пониманияучащимися диаграммы. 2.2. Графики График – геометрическое изображение функциональной зависимости припомощи линии на плоскости. Например, на рис. 1 изображен график изменения атмосферного давлениясо временем. Графики применяются как для наглядного изображенияфункциональных зависимостей и придания наглядности их исследованию, так идля быстрого фактического нахождения значений функций по значениямаргументов. Виды графиков очень разнообразны и зависят от того, какая системакоординат на плоскости положена в их основу. Графики строят в декартовыхпрямоугольных координатах, также в прямоугольной системе координат,полярной системе координат. Если график является прямой линией или дугойокружности, то его можно строить с помощью линейки или циркуля по двум,соответственно трем точкам. В остальных случаях для вычерчивания графикаприходится наносить на бумагу достаточно большое число принадлежащих емуточек, а затем проводить через эти точки линию графика. Часто дляграфического изображения зависимости между величинами пользуютсядиаграммами. Во многих вопросах целесообразно одновременно рассматриватьграфики нескольких различных функций, изображая их на одном и том жечертеже. 2.3. Фотокарты Фотокарты - полиграфические оттиски с фотопланов, на которые нанесеныкартографические обозначения, горизонтали, надписи. Фотокарты создаются в проекциях и разграфке, принятых длятопографических карт. Наибольшее применение получили фотокарты масштабов от1:5 000 до 1:1 000 000 создаваемые по материалам аэросъемки и космическойсъемки. Выпускаются также обзорные общегеографические тематическиефотокарты. Фотокарты топографического назначения характеризуются большейинформативностью и объективностью, изготавливаются быстрее с меньшимизатратами, чем объектные карты топографические. Топографические фотокартысоздаются для использования как в комплекте с обычными картами, так инезависимо от них. 2.4. Статистические таблицы статистические таблицы – способ оформления статистических данных ввиде систематически расположенных чисел, характеризующих те или иныемассовые явления или процессы. Статистическая таблица состоит изгоризонтальных делений (строк) и вертикальных делений (колонок, столбцовили граф). Строки обычно служат для записи подлежащего таблицы, а графы –для признаков, составляющих сказуемое. Пересечение горизонтальных ивертикальных линий образует клетки таблицы, в которых располагаютсяцифровые данные. Содержание каждой цифры раскрывается заголовкамисоответствующих строк и граф. Статистические таблицы в жатом виде содержат все необходимые сведения;заголовки таблицы точны и кратки. В статистических таблицах указываютсяединицы измерения, а также место и время, к которым относятся сведения. 2.5. Почвенный монолит, разрез, профиль Почвенный монолит – вертикальный образец почвы, отобранный (безнарушения ее строения) из стенки почвенного разреза. Почвенный монолитохватывает всю толщу почвы или ее основные горизонты; используется дляисследования различных (главным образом физических) свойств почвы, а такжев качестве наглядного пособия. Почвенный разрез – вертикальная стенка ямы (шурфа), вскрывающаяпочвенный профиль. Почвенный профиль – вертикальный разрез почвенной толщи от поверхностидо материнской породы. Имеет слоистое строение, образуя совокупностьгенетически взаимосвязанных почвенных горизонтов и подгоризон тов,сформировавшихся в процессе почвообразования и лежащих друг над другом.Мощность почвенного профиля от десятком см до нескольких метров.Исследования почвенных профилей широко применяются также прикартографировании почв. 2.6. Профиль Профиль – это географический разрез в вертикальной плоскости позаданному направлению, показывающий часть географической оболочки Земли. Онимеет две оси и два масштаба. С помощью горизонтального масштаба измеряютрасстояния по горизонтальной оси, а вертикального – расстояние повертикальной линии под или над горизонталью. Почти все профили имеютгоризонтальный масштаб более мелкий по сравнению с вертикальным. Следует отличать (по точности информации и показу) географическийпрофиль от профильного рисунка ( или схемы), который не имеет масштабов(изменений) и показывает обобщенные закономерности. На профилях и схемах показано различное количество элементов природы:орография – рельеф основа для всех профилей; геология и рельеф; рельеф,почвы и растительность; может быть и большее количество элементов вразличном сочетании. Комплексные физико – географические профили,показывающие основные компоненты природы и их взаимосвязь ивзаимообусловленность (рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые,климат, почвы, растительный и животный мир). 2.7. Половозрастная пирамида Географические различия в половом и возрастном составе населенияиллюстрируют половозрастные пирамиды. При построении пирамид по оси ординатиспользуют относительные показатели (но можно использовать и абсолютныепоказатели). Идеальной половозрастной пирамидой будет пирамида с возрастныминтервалом в один год, но для составления таких пирамид требуется большаяграфическая работа. Кроме того, по многим развивающимся странам такиепирамиды составить невозможно из-за искажения данных о численностинаселения отдельных возрастных групп. Поэтому составление половозрастныхпирамид с интервалами в пять, а иногда десять лет для развивающихся странстановится необходимостью. Половозрастная структура населения СССР в 1959-1970 гг. 2.8. Надписи на географических картах. Наряду с географическими знаками – основным языком всякогокартографического изображения – на картах используются слова естественногоязыка для географических названий и некоторых пояснений. Пояснительные надписи указывают вид или род изображенных на картеобъектов, их некоторые характеристики и т.п. к пояснительным подписямотносятся: - географические термины, определяющие род географического объекта (например, море, залив, лиман, колодец, гора вулкан, урочище, местечко, станция, аэродром и т.п.); - указание качественных особенностей объектов, не отражаемых условными знаками (например, обозначения подписями господствующих пород леса, качества воды в озерах и колодцах, производственной специализации сельского хозяйства, состава грузопотоков и т.д.); - количественные характеристики объектов (например, обозначения цифрами высоты падения воды в водопаде, средней высоты и толщины деревьев и средних расстояний между ними в лесу, число домов в населенном пункте, ширины дороги и т.д.); - обозначения хронологических рамок или дат, событий (например, времени оккупации страны, даты открытия острова, присвоения территории, положения линии фронта и т.д.) и периодов сезонных явлений (например, наибольшего распространения айсбергов); - пояснения к линиям движения и знакам перемещения; - собственные имена и названия, не относящиеся к географическим объектам (например, фамилии начальников и названия кораблей; пояснения к линиям картографической сетки. ГЛАВА III. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМАТИЧЕСКИХ КАРТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Изучая учебно-методическую литературу мы не нашли вариантовиспользования элементов дополнительной характеристики совместно скартографическим изображением, поэтому мы предлагаем фрагменты уроков сиспользованием графиков, диаграмм и т. д. в учебном процессе в видепрактических работ по их составлению. Основной целью присутствия элементовдополнительной характеристики на географических картах, является расширениевозможностей получения выводов по географическим картам и дополнительногосодержания их картографического изображения, а также и формированияпрактических навыков при построении элементов дополнительной характеристикибез использования картографического изображения у учащихся; закрепление илиформирование самостоятельным образом, необходимого учебного содержания впроцессе этого построения; формирование у учеников умственных процедурработы с материалом, его преобразования в наиболее наглядную форму. Нами были выявлены подходящие для этого элементы учебного содержанияпри помощи следующих методов: 1) анализ литературы; 2) изучение современного состояния картографической передачи различной тематики на школьных картах; 3) изучение вариантов элементов дополнительной характеристики на картах с целью их адаптации в учебном процессе; 4) беседы с учителем и изучение школьной документации ( тематические, поурочные планы) с целью выявления влияния выбранных элементов дополнительной характеристики на учебный процесс. Возможные типы школьной программы в которой используются подобныеметодические разработки. 9 и 10 класс – Половозрастная характеристика населения: России,отдельных экономических районов, субъектов федерации, городов: мира,регионов, стран (половозрастная пирамида). 8 класс – Почвы России, отдельных регионов (почвенный разрез). 7 и 8 класс – Климат, тектоника, рельеф, растительность, почвы.Обобщенные темы по природе материков, России, отдельных регионов (комплексные и специализированные профили). 7 и 8 класс – Климат материков, России, отдельных регионов (графики). Этот список нельзя считать полным, элементы дополнительнойхарактеристики, при соответствующей подготовке, можно использовать напрактических работах по очень широкому кругу вопросов, это значениеособенно касается курса экономической и социальной географии, как в силу ееспецифики, так и из-за большей подготовленности к такому типу работ самихучащихся. Предлагаемые нами методики являются помощником при построении тех илииных графических форм, которые применяются на практических уроках. Методикираздаются учащимся непосредственно перед практической работой длясамостоятельного разбора или разбираются всем классом, отдельно отпрактической работы, при руководстве учителя для знакомства с ними кактаковыми и усвоения. 3.1. Методическая рекомендация по построению профиля. 1. Для построения профиля необходим лист бумаги с нанесенной на него сеткой, самостоятельно изготовленная сетка должна быть тонкой и учитывать последующий размер шага на линии профиля и на осях координат, то есть не должна быть не слишком частой, не слишком редкой. Чем изломаннее должна быть линия профиля и меньше шаг на осях ( что определяется плотностью показателей и уровнем их перепада относительно друг друга) тем чаще должна быть сетка. 2. Размер листа должен быть таким, чтобы весь профиль, название, легенда ( условные обозначения) поместились на его одной стороне или на одном развороте, соединенных вместе нескольких листов. 3. Последовательность действий при выполнении профиля должна быть таковой: название, расчет и запись масштаба, построение оси ординат, построение линий профиля, оформление линий (если таковое требуется, к нему относится: цветовой фон, надписи, сноски, графические знаки), оформление легенды профиля. 4. Расчет и запись масштаба производится с учетом конкретных показателей по которым будет строиться профиль. У профиля должно быть два масштаба горизонтальный и вертикальный. На первый рассчитывается исходная величина (расстояние), на второй производная (высота). Чем более равнинна профилируемая территория, тем меньше шаг вертикального ландшафта, горизонтальный масштаб, ограничивается размерами листа и необходимой четкостью профиля, то есть, чем больше в нем элементов, тем горизонтальный масштаб должен быть меньше. Оба масштаба записываются под названием профиля. 5. Расчет длины оси ординат (ОХ) берется от максимальной высоты (глубины) местности на линии профиля, оси абсцисс (ОУ) от выше перечисленных условий. 6. Построение профиля идет через нанесение на межосевое пространство (координатная плоскость) точек и последующее их соединение плавной, без острых углов линией. Количество точек определяются изменчивостью профилируемого показателя, точки ставятся в тех местах где показатель меняет свою величину. 7. Легенда размещается под профилем, в крайнем случае справа от него. Условные знаки различных объектов и разных типов не должны смешиваться. 3.2. Методическая рекомендация по построению графика 1. График должен состоять из координатной сетки, осей координат с нанесенными на них длинами с указанием измеряемой величины и линии графика. 2. Для построения графика нужны два ряда взаимосвязанных цифр (чаще всего год и связанный с ним показатель). 3. Размеры осей координат (их шаг) определяется размером листа и крайним значением зависимого показателя, который показывается на вертикальной оси, а на горизонтальной показывается основной показатель (год). Все шаги величины на осях должны быть одинаковыми как в отношении длины, так и в отношении масштаба. Каждое деление на осях подписывается возле штриха, тип величины указывается над окончанием оси. 4. Построение графика идет следующим образом : берется первый зависимый показатель и находится на линии оси, затем из этой точки в сторону координатной сетки (вправо) восстанавливается перпендикуляр до тех пор пока он не пересечется с перпендикуляром восстановленным с другой оси по второму показателю пары. Место пересечения и будет искомой точкой. Затем процедура повторяется со следующей парой цифр. Образуется ряд точек, который соединяется линией без углов. 5. При совмещении нескольких линий графиков они должны быть особым образом ( цветом) выделены. 6. Название профиля пишется или над профилем или под ним. Условные обозначения пишутся под профилем или справа от него. 3.3. Методическая рекомендация по построению половозрастной пирамиды. 1.Половозрастная пирамида (ПВП) состоит из координатной сетки, координатных осей: абсцисс (в обе стороны от нуля – зеркальная), ординат (только над нулем) и собственно пирамиды (нескольких рядов положенных друг на друга четырехугольников. 2. Для построения ПВП три ряда показателей: промежутки возрастных групп, количество (в тыс. чел. или % от общего числа населения данной возрастной группы ) населения мужского и женского пола соответственно по каждой группе. 3. На вертикальной оси, которая имеет вид столбца, отмечают последовательно возрастные группы (обычно через каждые 5 или 10 лет), толщина оси для каждой группы произвольна (обычно 5мм ). На горизонтальной оси справа и слева от нуля зеркально отмечают тыс. чел. или % ориентируясь на масштабный показатель в одной из групп одного из полов. 4. Построение ПВП осуществляется следующим образом: берутся показатели обоих полов самого младшего возраста и на осях (для мужчин на правой для женщин на левой) находятся соответствующие отметки, затем от них восстанавливается перпендикуляр в толщину доли вертикального столба отведенного для этой возрастной группы, после проводится линия параллельная горизонтальной оси, в результате получается вытянутый прямоугольник. После строятся прямоугольники для всех последующих возрастных групп, лежащие на более низком ряду. 5. Название половозрастной пирамиды подписывается обычно под самой пирамидой. выводы Исследования в области изучения карты и ее элементов многосторонни иимеют большие перспективы. Изучение элементов дополнительной характеристикиотносится к небольшой их части, но это не снижает их важности. В результатенашего исследования были получены следующие выводы: 1.Широта тематических мелкомасштабных карт позволяет использоватьразличные элементы дополнительной характеристики ( графики, диаграммы и т.д.) 2. Различные элементы дополнительной характеристики способствуютполучению качественных и количественных картируемых явлений. 3. Элементы дополнительной характеристики способствуют характеристикиявлений во времени. 4. Наличие элементов дополнительной характеристики делают карту болееинформативно емкой и позволяют получать по ней более глубокие иразнообразные выводы. 5.Вшкольном курсе не выявлено возможности использования элементовдополнительной характеристики с картографическим изображением. 6. Имеются методические разработки для практических работ посоставлению элементов дополнительной характеристики на уроках. ЛИТЕРАТУРА 1. Салищев К.А. Картография. – М., 1982. 2. Вахрамеева Л.А. Картография. – М. 1981. 3. Звонарев К.А. Картография. – М.- Л. 1951. 4. Рехтзамер Г.Р. Основы картографии. – Л., 1974. 5. Поспелов Е.М. Топонимика и картография. – М.,1971. 6. Салищев К.А. Картоведение. – М., 1976. 7. Итоги науки и техники. Серия «Картография». – Т.2. – М.,1986. 8. Математические методы в географии / Ю.Р. Архипов, Н.И. Блажко, С.В. Григорьев. – Казань: Изд-во КПУ, 1976. 9. Атлас СССР. – М.: ГУГК, 1983. 10. Граур А.М. Математическая картография. – Л.,1956. 11. Рехтзамер Г.Р. Основы картографии. – Л. 1974. 12. Берлянт А.М. Образ пространства: Карта и информация. – М.: Мысль,1986. 13. Трешников А.Ф. Географический энциклопедический словарь. – М., 1989. 14. Советская энциклопедия. – М., 1988. 15. География в школе. – М., 1999. 16. Герасимов Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. География. М.: Просвещение, 1994. 17. Давыдова М.И. Самостоятельные работы учащихся по физической географии СССР. М.: Просвещение, 1982. 18. Крылова О.В. Рабочая тетрадь по географии. 8класс. М.: Просвещение, 1996. ----------------------- Общегеографические карты Дополнительные данные Вспомогательное оснащениеЛегендаКартометрические графикиСправочные данные Дополнительные карты и профили Текстовые и цифровые данные Диаграммы, графики, профили Картографическое изображениеВодыРельефРастительность и грунтыНаселенные пунктыПути сообщения и средства связиПолитико-административное делениеЭлементы экономики и культуры

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дипломная работа по географии на тему: \"Топография карт\" iconДодаток 3 Использование ментальных карт на уроках географии
Ментальная карта – это инструмент визуального представления и записи информации, метод, альтернативный привычному линейному способу....

Дипломная работа по географии на тему: \"Топография карт\" iconДипломная работа на тему: Бухгалтерский
На тему: Бухгалтерский учет и анализ расчетов по оплате труда (на примере филиала гу уфпс «Россошанский почтамт»)

Дипломная работа по географии на тему: \"Топография карт\" iconДипломная работа состоит из введения, 3-х глав, введения, заключения и библиографического списка
...

Дипломная работа по географии на тему: \"Топография карт\" iconДипломной работы
Дипломная работа является обязательной на заключительном этапе обучения студентов для присвоения квалификации "специалист". Дипломная...

Дипломная работа по географии на тему: \"Топография карт\" iconДипломная квалификационная работа на тему: «Лидерство в профсоюзных...

Дипломная работа по географии на тему: \"Топография карт\" iconДипломная работа на тему: Управление оборотными активами
Понятие, виды и источники финансирования оборотных активов

Дипломная работа по географии на тему: \"Топография карт\" iconНаучная работа по географии на тему: (((((((((( ((((((((( (Юго-Запад Карелии) Работу (

Дипломная работа по географии на тему: \"Топография карт\" iconДипломная работа на тему: Управление кредитными рисками в России и зарубежный опыт
Источники и способы анализа финансового состояния заемщика

Дипломная работа по географии на тему: \"Топография карт\" iconДипломная работа по уголовному праву на тему:«Спорные вопросы квалификации...

Дипломная работа по географии на тему: \"Топография карт\" iconКурсовая работа по экономической географии на тему:«География морского...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<