3 Система торговли квотами на выбросы so2 — прототип будущих действий




Скачать 100.59 Kb.
Название3 Система торговли квотами на выбросы so2 — прототип будущих действий
Дата публикации22.03.2014
Размер100.59 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > География > Документы
3.4. Система торговли квотами на выбросы SO2
прототип будущих действий

США являются «первопроходцами» в реализации рыночных подходов к управ­лению окружающей средой, а именно в создании рынков прав на выбросы. Начи­ная с конца 70-х гг. XX в. экологи в США безуспешно пытались принять законо­дательство об ограничении выбросов диоксида серы, которые приводят к выпаде­нию кислотных дождей. Законодатели северо-восточного региона, где недавно бы­ли построены электростанции с низкими уровнями выбросов, протестовали про­тив обязательного внедрения строгих технологических норм выбросов, как этого требовали экологи. В то же время законодатели Среднего Запада утверждали, что если старые электростанции в их регионе будут вынуждены очищать отходящие газы, то электростанции всех других регионов должны придерживаться такого же стандарта. В конце 80-х гг. XX в. в США начали подготовку общенациональной системы торговли квотами на выбросы в рамках ограничения на суммарный выб­рос, в целях снижения выбросов диоксида серы от тепловых электростанций. Программа состояла из пяти элементов:

1. Юридически обязательное ограничение годового выброса диоксида серы от каждой тепловой электростанции. Это ограничение должно было каждый год ста­новиться все более жестким, чтобы со временем достигнуть цели 50%-го сниже­ния суммарного выброса от всех электростанций. Правительство должно было фактически создать банковский счет для каждой электростанции и положить на этот счет определенное количество разрешений на выбросы диоксида серы. При этом тепловые электростанции должны были «покрыть» свой фактический выб­рос имеющимися у них разрешениями.

2. Требование о непрерывном измерении выбросов каждой электростанции в те­чение всего периода действия программы — 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 52 недели в году.

3. Требование об отчетности каждой электростанции о суммарном выбросе ди­оксида серы каждый день в течение всего года. Закон должен был предусмотреть строгие штрафные санкции за фальсификацию отчетности и за отказ предоста­вить отчетность.

4. Взаимозаменяемость или эквивалентность всех разрешений на выбросы ди­оксида серы. Все разрешения могли свободно продаваться или меняться. Если электростанция выбрасывала меньше диоксида серы, чем имела разрешений, то она могла свободно продавать неиспользованные разрешения другой электростан­ции или сохранить эти разрешения для использования в следующем году.

5. Каждая электростанция должна была отчитываться о снижении выбросов. Если выбросы от электростанции превысили разрешенный уровень и электростан­ция не смогла в течение одного месяца после окончания данного года купить недос­тающие разрешения, то должна была уплатить огромный денежный штраф — гораздо больше, чем стоимость покупки недостающих разрешений у другой электростанции, а также «возместить ущерб атмосфере». Это означает, что из бюд­жета выбросов будущего года вычитался избыточный выброс в текущем году с по­вышающим коэффициентом.

Сочетание строгого ограничения на суммарный выброс, гибкости в выборе ме­тода выполнения обязательств и конкурентного рынка разрешений на выбросы смогло преодолеть политический тупик в Конгрессе. Законодатели поверили, что предлагаемое решение проблемы сможет стимулировать технологическое пере­вооружение с наименьшими затратами. В 1990 г. Президент США и Конгресс приняли поправки к Закону «О чистом воздухе», в том числе программу борьбы с кислотными дождями на всей территории страны. В программе было задейство­вано более 2000 источников. Большие ограничения возлагались на электроэнер­гетику. Закон устанавливал предельную величину суммарного выброса SO2 для всех электростанций континентальной части США и требовал кардинально сок­ратить суммарные выбросы двуокиси серы (на 10 млн. т по сравнению с 1980 г.). Закон разрешал добровольное заключение сделок между электростанциями по торговле выбросами SO2. До этого процедура торговли выбросами ранее нигде не применялась. В 1995 г. в США началось выполнение законодательной программы кислотных дождей, которая по своей новизне и уникальности не знала преце­дентов в мире.

Согласно новому закону период с 1995 по 1999 г. назывался первой фазой прог­раммы по снижению выбросов SO2. Эта фаза программы предполагала участие в системе торговли только крупных предприятий — источников выбросов SO2, все­го 263 угольные электростанции. Другие предприятия могли добровольно участ­вовать в торговле выбросами, вместо того, чтобы ждать, когда наступит вторая фа­за программы. Закон требовал от каждого источника установки специального обо­рудования для непрерывного мониторинга выбросов и предоставления ежеквар­тального отчета о выбросах в Агентство по охране окружающей среды США (US ЕРА). В свою очередь, US EPA должно было управлять всей системой выдачи раз­решений и мониторинга, отчитываться перед Конгрессом о ходе выполнения программы.

Ключевым условием успешного выполнения программы было ограничение суммарного ежегодного выброса путем выдачи US EPA строго определенного ко­личества единичных разрешений, которое давало право его владельцу на выброс 1 т SO2 в любой год действия программы. Электростанция могла продать свои раз­решения другому предприятию (или брокеру, любому заинтересованному лицу), но с условием, что ее годовой выброс будет покрыт имеющимися разрешениями. В этих условиях каждая электростанция планировала свою деятельность, учиты­вая существующее ограничение на выброс SO2. Такая система «торговли внутри пузыря» давала предприятиям энергетики прямые финансовые стимулы к допол­нительному сокращению выбросов.

Неиспользованные разрешения могли быть сохранены для будущего использо­вания, т. е. «помещены в банк». Дополнительное сокращение означало появление неиспользованных квот, которые можно было оставить на будущее, если компания планировала дальнейшее развитие, или использовать в другом месте, на другом предприятии. Поэтому каждая большая корпорация получала определенную гиб­кость в выборе оптимальной стратегии сокращения выбросов на своих предприяти­ях, могла распоряжаться полученными разрешениями на выбросы по своему ус­мотрению. Дополнительное сокращение выбросов (сверх установленного законода­тельством) было выгодно потому, что позволяло энергетическому сектору расти, в то же время оставляя суммарный выброс в пределах «пузыря». Там, где были по­лучены дополнительные сокращения выбросов, качество окружающей среды улучшалось даже скорее, чем планировали законодатели. Более того, с помощью торговли выбросами компании получали дополнительный стимул к поиску наибо­лее дешевых технологий для снижения выбросов, которые ставили их в более вы­годное положение по сравнению с конкурентами. Каждая компания сама выбира­ла выгодную для нее стратегию, покупать ли ей уголь с низким содержанием серы, инвестировать ли в энергосберегающие технологии, устанавливать ли оборудова­ние для улавливания серы или просто покупать дополнительные разрешения на выбросы у конкурентов. В результате возник новый тип конкуренции на рынке природоохранных технологий, и предельная стоимость снижения выбросов оказа­лась значительно ниже, чем предполагалось перед принятием программы.

На 1995 г. годовой бюджет выбросов SO2 (то есть «пузырь») составил 8,7 млн. т, а к 1999 г. он снизился до 7 млн. т из-за постепенного внедрения но­вых методов контроля за выбросами и природоохранных инвестиций. Эта фаза была успешно выполнена — суммарный выброс SO2 стал значительно ниже, чем этого требовал закон. Более того, благодаря успешно внедренному механизму «торговли внутри пузыря» суммарный выброс стал даже ниже, чем установлен­ный Конгрессом «базовый уровень» выброса (который был ниже законодательно установленного уровня).

Это был самый успешный закон по степени выполнения в практике US EPA. Очевидна важность полученных результатов для лиц, принимающих решения по дальнейшему снижению выбросов SO2 и NOХ в целях решения проблемы кислот­ных дождей и охраны здоровья населения. Основные результаты программы:

• электростанции США не только выполнили все требования Закона 1990 г. о снижении выбросов SO2, но и снизили суммарный выброс на 20% ниже законода­тельно установленного Конгрессом «базового» уровня выбросов (дополнительное сокращение выбросов составило 7,3 млн. т.);

• если учитывать все выданные в ходе первой фазы разрешения на выбросы, в том числе дополнительные разрешения на выбросы для некоторых технологий и разрешения, полученные на аукционах, то реальные выбросы оказались на 30% ниже законодательно установленного уровня (объем неиспользованных квот на выбросы составил 11,6 млн. т.);

• дополнительные сокращения выбросов были зарегистрированы в 22 из 24 штатов, чьи электростанции участвовали в первой фазе программы, в том чис­ле в таких сильно загрязненных штатах, как Огайо, Индиана, Джорджия, Пен­сильвания, Западная Вирджиния и Миссури;

• дополнительные снижения выбросов являются капиталом, имеют экономи­ческую стоимость, поскольку федеральный закон разрешает их продавать или сохранять для будущего использования, если это не запрещено законодатель­ством штата;

• по оценкам экспертов US EPA, программа позволила сэкономить до 3,5 млрд. долл. в год по сравнению с традиционным подходом. При этом затраты пра­вительства на управление программой оказались очень невелики, а выгоды от программы, помимо экономии на затратах, весьма внушительны;

• несмотря на быстрое снижение выбросов SO2, экономика США и производ­ство электроэнергии выросли за тот же период. Поэтому удалось доказать, что экономический рост может происходить при одновременном снижении выбросов;

• снижение загрязнения воздуха выбросами SO2 снизило риск для здоровья населения в денежном выражении на 40 млрд. долл. в год;

• на всей территории распространения загрязнения диоксидом серы отмечено уменьшение выпадения кислотных дождей. Сократилось количество кислотных озер и рек, снизился ущерб городской инфраструктуре, зданиям, памятникам и т. д.

Успешное выполнение первой фазы федеральной программы по сокращению выбросов SO2 напрямую связано с использованием торговли выбросами, которая капитализирует достигнутые сокращения выбросов, превращает их в источник дохода предприятия.

Вторая фаза программы, которая началась в январе 2000 г., установила более жесткие ограничения для тех предприятий, которые участвовали в первой фазе. К тому же в программу были вовлечены новые источники выбросов. Теперь почти каждая вторая электростанция в США (мощность которой превышает 25 МВт) полу­чает разрешение на выброс SO2, т. е. в программе теперь участвуют до 2000 источни­ков. Годовой бюджет выбросов для всех источников сейчас составляет 9,2 млн. т. Та­кой бюджет сохранится до 2010 г., после чего он будет снижен до постоянной величины, 8,95 млн. т., что равно примерно 50% от выбросов 1980 г. При разработке сис­темы контроля и верификации сокращений выбросов и сделками по продаже квот были созданы национальный регистр для учета передач квот на выбросы и нацио­нальная система по сбору и верификации данных об объемах выбросов. Предприя­тия-загрязнители разрабатывают свою стратегию по выполнению обязательств (пе­реход на другие виды топлива, внедрение скрубберов, повышение энергоэффектив­ности, использование возобновляемых источников энергии, торговля). Они контро­лируют объемы выбросов ежечасно и включают эти данные в отчеты:

• установка и использование датчиков (уголь, нефть, мазут);

• ежедневное, ежеквартальное и ежегодное проведение тестирования;

• ежеквартальное предоставление в US EPA данных по почасовым объемам выбросов и результатам тестирования.

Правительство отвечает за:

• сбор, верификацию и опубликование данных по выбросам;

• учет передачи квот на выбросы и подведение баланса;

• управление проверкой выполнения обязательств за год (разрешение проти­воречий);

• осуществление штрафных санкций за невыполнение обязательств;

• ведение счетов предприятий в компьютеризированной системе отслежива­ния перемещения квот.

После 31 декабря участники сделок имеют отсрочку (до 30 января) для заверше­ния окончательных торгов. US EPA сравнивает количество квот на выбросы (с по­мощью системы отслеживания перемещения квот) с объемами фактических выбросов (с помощью системы отслеживания объемов выбросов) и определяет та­ким образом, насколько выполнены обязательства. При наложении штрафных санкций за превышение установленных объемов выбросов производится автомати­ческий вычет превышенного объема выбросов из разрешенного объема выбросов на следующий год. При этом автоматически взимается штраф (2500 долл. за тонну) и рассматривается вопрос о дополнительных гражданских и уголовных санкциях.

Два условия, прописанные в Законе, способствовали успеху нового рыночного ме­ханизма управления охраной окружающей среды, который был впервые использо­ван в США в программе по борьбе с кислотными дождями: возможность торговли разрешениями на выбросы и возможность сохранения этих разрешений для будуще­го использования. Партнеры используют торговлю разрешениями на выбросы ПГ, при которой компаниям, снизившим уровень выбросов ниже принятого ограниче­ния, разрешается продавать излишки сокращений другим компаниям. Сохранение разрешений дает мощный стимул к совершенствованию технологии очистки отходя­щих газов, потому что электростанции получают непосредственную экономическую выгоду от использования сохраненных разрешений на выбросы в будущем, когда мо­жет возрасти спрос на электроэнергию. Аналогично торговля разрешениями способ­ствует возникновению конкурентного рынка природоохранных технологий, на кото­ром собственно технологии очистки отходящих газов конкурируют с другими спосо­бами снижения выбросов: сменой топлива, сохранением энергии и т. п. Разрешение на выбросы стало новым товаром на экономическом рынке США, который свободно продается и покупается на биржах Нью-Йорка и Чикаго.

Итак, ключевым элементом программы «кислотных дождей» была система тор­говли квотами, которая стимулировала развитие и внедрение технологических инноваций и конкуренцию, в результате чего значительно снизились издержки.

Подобная картина наблюдалась и в ряде стран ЕС, которые осуществляли прог­раммы по снижению выбросов диоксида серы в 1990-х гг., используя упрощенные системы торговли квотами внутри ограничения на суммарные выбросы. Сравни­вая природоохранные ограничения и экономический рост в этих странах, можно увидеть, что введение обязательного ограничения на выбросы SO2 никак не повли­яло на рост ВВП. Более того, значительный рост ВВП сопровождался резким сок­ращением выбросов двуокиси серы.

Уроки программы по торговле выбросами диоксида серы важны и для выработ­ки оптимальной стратегии по контролю за выбросами ПГ. Результаты программы кислотных дождей наглядно показали, что таким же образом можно сэкономить затраты на снижение выбросов и ПГ. Чтобы создать законодательную ос­нову для этого, американские экологические организации добились включения термина «углекислый газ» в Дополнения к Закону о «чистом воздухе» 1990 г. В соответствующем разделе Закона было зафиксировано требование ко всем элект­ростанциям измерять выбросы углекислого газа и отчитываться о них также, как они отчитываются о выбросах диоксида серы.

Среди наиболее сложных проблем по применению американского опыта регист­рации выбросов диоксида серы к выбросам ПГ необходимо отметить следующие:

• во много раз возрастает объем работ по подсчету объема выбросов ПГ (шесть газов, многочисленность секторов и источников выбросов);

• при разработке системы регистрации выбросов ПГ требуется учет индивиду­альной инфраструктуры каждой страны.
    





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3 Система торговли квотами на выбросы so2 — прототип будущих действий iconЕ. К. Сафонова Донецкий национальный технический университет
В условиях чрезвычайно жестких экологических требований для тэц ОАО «акхз» необходимо снизить выбросы nox и so2 до уровня отечественных...

3 Система торговли квотами на выбросы so2 — прототип будущих действий iconПостановление Правительства Республики Казахстан от 6 февраля 2008 года №107
Об утверждении Правил торговли квотами и обязательствами на сокращение эмиссий в окружающую среду

3 Система торговли квотами на выбросы so2 — прототип будущих действий iconСистема мобильной торговли EasySale специализированная система автоматизации прямых продаж
Истема мобильной торговли EasySale («удобная» или «лёгкая» продажа) предназначена для автоматизации процесса сбора заказов у клиентов...

3 Система торговли квотами на выбросы so2 — прототип будущих действий iconСтатистика предприятия торговли
Предмет, методы, задачи и система показателей статистики предприятия торговли 6

3 Система торговли квотами на выбросы so2 — прототип будущих действий iconМетодическая система формированиЯ эргономической подготовки будущих...
Етодическая система формированиЯ эргономической подготовки будущих инженеров – педагогов компьютерного профиля

3 Система торговли квотами на выбросы so2 — прототип будущих действий iconНомера
Напомним, что гражданская защита — система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,...

3 Система торговли квотами на выбросы so2 — прототип будущих действий iconСистема управления мотивацией профессиональной подготовки будущих...

3 Система торговли квотами на выбросы so2 — прототип будущих действий iconУмные бизнес- показатели Система измерений эффективности как важный...
Пример из практики: сбалансированная система показателей эффективности для сотрудников сети розничной торговли

3 Система торговли квотами на выбросы so2 — прототип будущих действий iconИсследования социальных стереотипов как факторов формирования профессионального...
И влияет на формирование профессионального сознания будущих психологов. Она имеет проявление в форме нравственно-оценочных суждений...

3 Система торговли квотами на выбросы so2 — прототип будущих действий iconВ. А. Яковлева Донецкий национальный технический университет
Донецк. Авдеевка в статистике учёта экологов не выделена. Но это не значит, что такой проблемы не существует. Третью часть всех выбросов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<