Скачать 66.88 Kb.
|
ICU-KIEV. ЛОГИСТИКА. ЛЕКЦИЯ 4. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА. Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Прямые (логистические) цели в закупке: экономия за счет более выгодных цен или уменьшение затрат на поставке в результате эффективного управления. Отдел поставки является источником информации для других отделов (цены, наличие товаров, появление новых товаров и поставщиков, появление новых технологий и процессов производства). Задания закупочной логистики:
Правило Парето в поставках: 20% позиций поставки определяют 80% стоимости готовой продукции. Внимание, соответственно, должно быть распределено больше в сторону поставок, которые формируют большую долю стоимости готовой продукции. Ресурсы классифицируются по важности. (ABC анализ). Не важные (обеспечивают низкую долю прибыли в общей прибыли готовой продукции, доступны, просты в доставке, и пр.), важные, стратегические. Использование последних формирует основную долю прибыли, и поэтому они должны быть обеспечены особым вниманием (например, титан для самолетов; в то время как смазочные материалы – не важный ресурс, доступный из множества источников). ^ По форме, покупки бывают:
Процесс формирования новых закупок.
Момент заказа (МРП система). (См. др. источники).
Используются если имеются точные данные о длительности производственных процессов, текущие потребности в предметах производства, и сроки их поставки. Т.е. поставки планируются из расчета состояния текущего производства. ^ Расчет расхода сырья (и будущих заказов) производится исходя из расчета затрат на «типовой образец». Метод переводных коэфициэнтов. Расчет ведется исходя из затрат на похожие изделия с присвоением коэффициентов сложности.
(Регрессионный анализ, нелинейное моделирование) (См. Marketing Research, Advanced Marketing, др. источники).
^ (= запас + ожидаемые поступления – ожидаемые затраты) Мобилизация внутренних ресурсов (определяются исходя из отношения затрат ресурсов текущих и «стандартных»). Если есть «заделы» – их необходимо использовать. ![]() Коэффициент обеспечения производства показывает степень избыточности обеспечения производства ресурсами. ^ ![]() В более широком плане задача MOB — это обоснование решения вопроса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как по использованию собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию собственных предметов труда, то есть изготовленных своими силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтернативные решения — наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий. Вне зависимости от ситуации во внешней среде, на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если: - потребность в комплектующем изделии невелика; - отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности; - отсутствуют кадры необходимой квалификации. Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда: - потребность в комплектующих изделиях стабильна, и достаточно велика;
^ Основные этапы осуществления выбора поставщика. 1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы: — объявление конкурса; — изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.; — посещение выставок и ярмарок; — переписка и личные контакты с возможными поставщиками. В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется. ^ Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции. К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие: — удаленность поставщика от потребителя; — сроки выполнения текущих и экстренных заказов; — наличие резервных мощностей; — организация управления качеством у поставщика; — психологический климат у поставщика (возможности забастовок); — способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования; — финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др. В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений. 3. Оценка результатов работы с поставщиками. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда. Рейтинг – субъективное оценивание явления или объекта по шкале, которая в состоянии создать классификацию объектов по общим признакам. Рейтинг может служить основой для построения шкал оценок, в частности, при оценке надежности отдельных поставщиков. П ![]() ример формирования рейтинга поставщика. Западные фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках, в том числе и с использованием неформальных каналов. Эти справки могут содержать следующую информацию о финансовом состоянии поставщика: — отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств; — отношение объема продаж к дебиторской задолженности; — отношение чистой прибыли к объему продаж; — движение денежной наличности; — оборачиваемость запасов и др. ^ Представим себе, что имеются две фирмы (А и В), производящие одинаковую продукцию, одинакового качества. Обе фирмы известны и надежны. Недостаток фирмы А заключается в том, что она расположена от потребителя на 200 км дальше, чем фирма В (расстояние до фирмы А — 500 км, до фирмы В — 300 км). С другой стороны, товар, поставляемый фирмой А пакетирован на поддоне и подлежит механизированной разгрузке. Фирма В поставляет товар в коробках, которые необходимо выгружать вручную. Тариф на перевозку груза на расстояние 500 км — 0,5 условных денежных единиц за километр (уде/км). При перевозке груза на расстояние 300 км тарифная ставка выше и составляет 0,7 уде/км. ^
Время выгрузки пакетированного груза — 30 минут, непакетированного — 10 часов. Часовая ставка рабочего на участке разгрузки — 6 уде. Если принять во внимание лишь транспортные расходы, то предпочтение следует отдать фирме В. Однако с учетом стоимости погрузочно-разгрузочных работ этот вариант оказывается менее экономичным, чем поставка с фирмы А (табл. 6). Таким образом, при прочих равных условиях продукцию выгоднее закупать у поставщика А, поскольку это дает экономию в сумме 17 уде в расчете на одну поставку. ^ Законодательство. Тендерный комитет. Заказчик торгов. Пр. условия Оферта (предложения в свободной форме: твердые и свободные). Формы материально-технического обеспечения: складская (через посредников) и транзитная (напрямую от поставщика). Посредники в данном случае обеспечивают бесперебойность поставки плюс предлагают дополнительные услуги. Партнерство (тема для курсовой работы). Интеграция производителей и поставщиков:
МХУ-Киев. ЛОГИСТИКА |
![]() | Пример: в области издательства книг в сша, процент возврата увеличивается (статистика 90-х годов) | ![]() | Распределительная логистика эволюционировала из транспортно-экспедиторской функции в 60-х годах ХХ ст |
![]() | Комбинации оперативных проблем, с которыми сталкиваются глобальные логистические системы разнятся в зависимости от региона, где проводятся... | ![]() | Терминал – место смены транспорта и перегрузки; терминалы используют для перераспределения грузов и достижения 100% загрузки транспортного... |
![]() | Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление... | ![]() | Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может... |
![]() | Альбеков А. У., Федько В. П., Митько О. А. Логистика коммерции. — Ростов на Дону: Феникс, 2001 | ![]() | Производственная логистика. Логистика и интернет: вызовы электронной торговли |
![]() | Альбеков А. У., Федько В. П., Митько О. А. Логистика коммерции. — Ростов на Дону: Феникс, 2001 | ![]() |