Функции менеджмента: планирование содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования содержание внитрифирменного планирования как функция управ-ления крупной




Скачать 111.97 Kb.
НазваниеФункции менеджмента: планирование содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования содержание внитрифирменного планирования как функция управ-ления крупной
Дата публикации17.03.2014
Размер111.97 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > География > Документы
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Функции менеджмента: планирование

РЕФЕРАТ ПО ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА на тему: ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА: ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Содержание внитрифирменного планирования как функция управ-ления крупной фирмой состоит в обоснованном определении основныхнаправлений и пропорций развития производства с учетом мате-риальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность пла-нирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы икаждого подразделения в отдельности на установленный период, оп-ределения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков ипсоледоватльности реализации, выявления материальных, трудовых ифинансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Таким образом, назначение планирования как функции менеджме-нта состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможностивсе внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятныеусловия для нормального функционирования и развития предприятий,входящих в фирму. Оно предсматривает разработку комплекса мероп-риятий, определяющих последовательность достижения конкретных це-лей с учетом возможностей наиболее эффективного испольхования ре-сурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэ-тому планировние призвано обеспечить взаимоувязку между отдельны-ми структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологи-ческую цепочку: научные писследования и разработки, производствои сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирова-ние потребительского спроса, аналих и оценку имеющихся ресурсов иперспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекаетнеобходимость увязки пранирования с маркетингом и контролем сцелью постоянной корректировки показателей производства и сбытавслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополиза-ции рынка, тем точнее компании могут определить его размеры ивоздействовать на его развитие. Внутрифирменное планирование в рамках крупных компаний охва-тывает как текущее, так и перспективное планирование, осущес-твляемое в виде прогнозирования и программирования. Если перспективное планирование призвано определить общиестратегические цели и направления развития фирмы, необходимые дляэтого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабаты-ваемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическоедостижение намеченных целей развития. Поэтому текущие планы до-полняют, развивают и корректируют перспективные направления раз-вития с учетом конкретной обтановки. В зависимости от содержания, целей и задач можно выделитьследующие формы планирования и виды планов: Формы планирования в зависимости от длительности плановогопериода: - перспективное планирование(прогнозирование); - среднесрочное планирование; - текущее планирование. Виды планов: 1) в зависимости от содержания хозяйственной деятельности -планы НИОКР, производства, сбыта, материально-технического снаб-жения, финансовый план. 2) в зависимости от организационной структуры фирмы - планыпроизводственного отделения, планы дочерней компании. Уровень и качество планирования определяются следующими важ-нейшими условиями: компетентностью руководства фирмы на всехуровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в фун-кциональных подразделениях; наличием информационной базы и обес-печенностью компьютерной техникой. Можно выделить некоторые характерные особенности планиров-ния в зависимости от целей: в американских компаниях главное - это объединение страте-гий всех подразделений и распределение ресурсов; в английских компаниях - ориентация на распределение ресурсов; в японских компаниях - ориентация на внедрение новшеств иповышение качества решений. Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; опреде-ление политики; разработку мер и мероприятий; методы достиженияцелей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочныхрешений. Планирование заканчивается перед началом действий по реали-зации плана. Планирование - это начальный этап управления, од-нако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, про-должающийся до завершения планирукмого комплекса операций. Планирование направлено на оптимальное использование возмож-ностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ре-сурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести кснижению эффективности деятельности фирмы. Планирование включает в себя определение: конечных и промежуточных целей; задач, решение которых необходимо для достижения целей; средств и способов их решения; требуемых ресурсов, их источников и способа распределения. В зависимости от направленности и зарактера решаемых задачразличают три вида планирования: стратегическое, сруднесрочное,тактическое. Стратегическое планирование заключается в основном в опреде-лении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на опреде-ление намечаемых конечных результатов с учетом средств и спосо-бов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ре-сурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы,напрмер, расширение производственных мощностей путем строи-тельства новых предприятий или приобретения оборудования, измене-ние профиля редприятия или радикальное изменение технологии.Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеетотдаленные последствия, влияет на функционирование всей системыуправления и основывается на огромных ресурсах. Тактическое планирование заключается в опреденеии промежу-точных целей на пути достижения стратегических целей и задач. Приэтом детально разрабатываются средства и способы решения задач,использование ресурсов, внедрение новой технологии. Представляет интерес следующее толкование терминов, связан-ных с планированием: планомерность - это основа управления; плановость - это принцип управления; планирование - важнейшая функция управления; плановые задания - метод управления; разработка и реализация плана - основное содеражание процес-са управления. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ЦЕЛИ Многие крупные компании в современных условиях стали удеятвсе большее внимание развитию стратегического планирования какинструменту централизованного управления. Такое планирование, ох-ватывающее от 10 до 20 лет, предусматривает разработку общихпринципов ориетации фирмы на перспективу; определяет стратегичес-кое направление и программы развития, содержание и последовател-ность осуществления важнейших мероприятий, обеспецивающих дости-жение поставленных целей. Стратегческое планирование помогаетпринимать решения по комплексным проблемам деятельности фирмы вмеждународном масштабе: определение направлений и размеров капиталовложения и источ-ников их финансирования; диверсификация производства и обновления продукции; формы осуществления заграничных инвестцийв условиях приобре-тения новых предприятий; совершенствование организации управления по отдельним под-раздениям и кадровой политике. Поскольку оценка преспектив в условиях стихийного развитиямирового рынка крейне неопределенна, перспективное пранированиене может ориентировать фирму на достижение количественных показа-телей и поэтому обычно ограничивается разработкой лишь важнейшихкачественных характеристик, конкретизируемых в программах илипрогнозах. Через них осуществляется координация перспективныхнаправлений развития всех подразделений фирмы с учетом их потреб-ностей и ресурсов. На основе программы разрабатываются среднес-рочные планы, которые уже содержат не только качественные харак-теристики, но и количественные показатели, детализированные иконкретизированные с точки зрения выбора средств для реализациицелей, намеченных в рамках стратегического планирования. В системе стратегического планирования в зависимости от ме-тодологии и целей обычно различают долгосрочное планирование истратегическое планирование. В системе долгосрочного планирования используется метод эк-страполяции, то есть истользование результатов показателей прош-лоого периода и на основе постановки опримистических целей рас-пространение несколько завышенныех показателей на будущий период.Здесь делатся расчет на то, что будущее будет лучше прошлого. В системе долгосрочного планирования цели претворяются впрограммы действий, тактические планы и бюджеты , планы прибылей,разрабатываемые для каждого из главных подразделений фирмы. За-тем программы, тактические планы и бюджеты выполняются этими под-разделениями и определяются отклонения фактических показателей отзапланированных. Системы долгосрочного планировния применяются в 70-80% круп-нейших японских корпораций, где планирование организуется следую-щим образом: * выбираются 5-10 ключевых стратений и вокруг них формирует-ся политика долгосрочного развития. * одновременно принимаются среднесрочнные планы для объеди-нения стратений в одно целое и увязки с распределением ресурсов. * Вышее руководство определяет цели каждому подразделению, апоследее разрабатывает количественные планы достижения этих це-лей методом "снизу вверх". Стратегическое планирование ставит целью дать комплексноенаучное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма впредстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели раз-вития фирмы на плановый период. В основу при разработке стратегического плана кладется: * аналих перспектив развития фирмы, задачей которого являет-ся выяснене тенденций и факторов, влияющих на развитие соответ-ствующих тенденций; * аналих позиций в конкурентной больбе, задача которого сос-тоит в определении , насколько конкурентноспособна продукция фир-мы на разных рынках и что фирма может сделать для повышения ре-зультатов работы в конкретных напрвлениях, если будет следоватьоптимальным стратегиям во всех видах деятельности; * выбор стратегии на основе анализа перспектив развития фир-мы в разлиных выдах деятельности и определение приоритетов поконкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности иобеспеченности ресурсами; * анализ направлений диверсификации видов деятельности,поиск новых более эффективных видов деятельностии определениеожидаемых результатов. При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новыестратегии как в традиционных отраслях, так и в новых сферах биз-неса должны соответствовать накопленному потенциалу фирмы. СРЕДНЕСРОЧНОЕ И ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Среднесрочне планы чаще всего охватывают пятилетний срок какнаиболее соответствующий периоду обновления произвоственного пап-парата и ассортимента продукции. В них формулируются основные за-дачи на установленный период, например, производственная страте-гия фирмы в целом и каждого подразделения(реконструкция и расши-рение производственных мощностей, освоение новой продукции и рас-ширение ассортимента); стратегия сбыта(структура сбытовой сети иее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новыерынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта);финансовая стратегия(объемы и направления капиталовложений, ис-точники финансироваиня, структура портфеля ценных бумаг); кадро-вая политика( состав и структура кадров, их подготовка и ис-пользование); определение объема и структуры необходимых ресур-сов и форм материально-технического снабжения и учетом внутрифир-менной специалиации и кооперирования производства. Среднесрочныепланы предусматривают разработку ив определенной последова-тельности мероприятий, направленных на достижение целей, намечен-ных долгосрочной программой развития. Среднесрочнй план обычно содержит количественные показатели,в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приволят-ся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капита-ловложениях и источниках финансирования. От разрабатывается впроизводственных отделениях. Текущее планирование осуществляется путем детальной разра-ботки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных под-разделений в международном масштабе, в частности, программ марке-тинга, планов по научным исследованиям, планов по производству,материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущегоплана производства являются календарные планы, которые представ-ляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленныхстратегическим и среднесрочным планами. Календарные планы произ-водства составляются на основе сведений о наличии заказов, обес-печенности их материальными ресурсами, степени загрузки произвос-твенных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сро-ков исполнения каждого заказа. В календарных планах производствапредусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностй,замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабо-чей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг вклю-чаются показатели по экспорту продукции, заграничному лицензиро-ванию, предовсталению технических услуг и обслуживанию. Реализания оперативных планов осущестляется через системыбюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно нагод или на более коротний срок по каждому отдельному подразделе-нию - центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет,или финансовый план фирмы. Бюджет формируется на основе прогнозасбыта, что необходимо для достижения намеченных планов финансо-вых показателей. При его составлении прежде всего учитываются по-казатели, разработанные в стратегических или оперативных планах.Через бюджет осуществляется взаимоувязка между стратегическим,текущим и другими видами планирования. Бюджет фирмы представляет собой выражение оперативного пла-на в денежных единицах, он как бы увязывает оперативный и финан-совый планы, давая возможность предвидеть конечный результат дея-тельности, то есть размеры и норму прибыли. Составление бюджетовзанимаются обычно различные службы или специальные секторы. Осо-бые комитеты, состоящие из высших администраторов, рассматриваютуже готовый бюджет. Глава фримы утверждает бюджет и несет ответ-ственость за эффективность методов по его разработке. Основу люд-жета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производ-ства. На основе прогноза продаж составляются планы произвоства,снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций,финансироания, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает всестороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отде-лений и предприятий фирмы, поэтому он служит также средствомкоординации работы всех звеньев фирмы. ФОРМЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Методологичкой особенностью планирования является широкоеиспользование программно-целевого подхода, который предусматри-вает необходимость точного формулирования целей фирмы и их увяз-ки с ресурсами. Обычно цели разрабатываются на длительную пер-спективу и определяют основные напревления программы развитияфирмы. Одновременно формулируются четкие задачи каждого подразде-ления фирмы и определяются его место и роль в достижении общихцелей. В частности, определяются не только общий объем прибыли иорма рентабельности, но и различные нормативные показатели, свя-занные с осуществлением функций маркетинга, финансирования и др. Таким образом, в разрабатываемых фирмами планах, как страте-гических, так и текущих, формируются основные задачи хозяйствен-ной политики на определенный период и конкретные пути их решения:определяются необходимые для этого материальные и финансовыесредства, а также методы их наиболее эффективного использования сучетом складывающихся условий в международном масштабе. Инымисловами, методология планирования ориетируется на обеспечениеувязки целей с ресурсами, определении последовательности средстви методом наиболее эффективного достижения поставленных целей ивытекающих отсюда задач в рамках каждого хозяйственного подразде-ления всей фирмы. Организационно процесс централизованного пранирования убольшинства крупнейших фирм осуществляется "сверху вниз". Такаяорганизация процесса планирования свидетельствует о централиза-ции важнейших решений в области планирования в высшем звене уп-равления компании и предоставляет определенную самостоятельностьпроизводственным отделениям в разработке календарных планов набазе показателей, единых для всей фирмы. Центральные службы планирования имеются практически во всехкрупных компаниях. Однако организационно и структурно цен-тральная служба может быть построена по-разному и отличаться похарактеру выполняемых функций. В некоторых компаниях функции цен-тральноу службы планирования выполняют отделы планирования, нахо-дящиеся в составе других центральных служб. В производственныхотделениях аппарат планирования представлен отделом пранирования,в функции которого входит составление месячных, квартальных, по-лугодовых и годовых, сводных и текущих производственных планов поотделению в целом. Обычно эти планы обобщают показатели, получен-ные от каждого подразделения. ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ К несчастью, жизнь администрации не всегда проходи гладко.Существуют препятствия. которые нужно выявлять, а затем обходитьили устранять. Наиболее распространены: * стратегия компании не полностью разработана на самом высо-ком уровке, так что цели для подразделений и отделов не совсем ясны; * высшее звено руководства не проедоставляет достточной ин-формации о целях компании, что позволило бы отделам подготовитьсвои собственные конкретные предложения; * менеджеры на более низких уровнях не считают вполнениеплана своей обязанностью, поскольку они не принимали участия в ихразработке; * планы скучны и неинтересны и невызывают у персонала стрем-ления их выполнять; * некоторые из менеджеров обеспокоены тем фактом, что плани-рование делает более легким определение достигнутых результатов.Это может быть опасной перспективой для тех, кто не уверен всвоей работе; * некоторые опасаются очевидной жесткости плановой системы,они чувствуют, что планирование осущствляется специалистами, укоторых нет настоящего понимания реальной жизни отделов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Функции менеджмента: планирование содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования содержание внитрифирменного планирования как функция управ-ления крупной  iconВведение в курс планирования понятие планирования. Субъекты и объекты,...
Предмет и содержание дисциплины планирования. Планирование как функция менеджмента. Понятие системы планирования

Функции менеджмента: планирование содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования содержание внитрифирменного планирования как функция управ-ления крупной  iconПланирование потребности предприятия в персонале Содержание
Цели, задачи, функции и место планирования потребности в персонале в системе внутрифирменного планирования предприятия 5

Функции менеджмента: планирование содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования содержание внитрифирменного планирования как функция управ-ления крупной  iconМетодические основы планирования потребности предприятия в персонале...
Факторы, влияющие на потребность в персонале, задачи и основы ее выявления, планируемые показатели 9

Функции менеджмента: планирование содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования содержание внитрифирменного планирования как функция управ-ления крупной  iconВопросы к модульной работе №1 по дисциплине
Планирование процессов: уровни планирования, цели планирования, свойства алгоритмов планирования

Функции менеджмента: планирование содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования содержание внитрифирменного планирования как функция управ-ления крупной  iconПланирование как функция менеджмента понятие планирования
Понятие планирования. Планирование пред­ставляет собой заблаговременное принятие решений о том, что следует делать и что для этого...

Функции менеджмента: планирование содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования содержание внитрифирменного планирования как функция управ-ления крупной  iconЗадачи и функции стратегического планирования Стратегическое планирование
Современное стратеги­ческое планирование является инструментом управления, помога­ющим высшему управленческому персоналу предприятия...

Функции менеджмента: планирование содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования содержание внитрифирменного планирования как функция управ-ления крупной  iconКурсовая работа исследование организации стратегического планирования в российских организациях
Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя...

Функции менеджмента: планирование содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования содержание внитрифирменного планирования как функция управ-ления крупной  iconФинансовое планирование и разработка бюджета предприятия Общие принципы финансового планирования
Разумеется, эта система должна базироваться на подходах и технологиях, используемых на западных предприятиях, имеющих многолетний...

Функции менеджмента: планирование содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования содержание внитрифирменного планирования как функция управ-ления крупной  icon1. Теоретико-методические| основы|основание| планирования деятельности...
Тема Теоретико-методические| основы|основание| планирования деятельности предприятия

Функции менеджмента: планирование содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования содержание внитрифирменного планирования как функция управ-ления крупной  iconПланирование прибыли и факторы ее роста 10 1 Планирование прибыли...
Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<