Реферат по произведению Чингиза Айтматова,,Плаха”. Выполнил ученик 11А класса школы №458 Ястребов Павел Санкт Петербург 2004 г. Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке ШекерКировского района Киргизской сср.




Скачать 101.22 Kb.
НазваниеРеферат по произведению Чингиза Айтматова,,Плаха”. Выполнил ученик 11А класса школы №458 Ястребов Павел Санкт Петербург 2004 г. Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке ШекерКировского района Киргизской сср.
Дата публикации20.03.2014
Размер101.22 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > География > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Плаха

Реферат по произведению Чингиза Айтматова ,,Плаха”. Выполнил ученик 11А класса школы №458 Ястребов Павел Санкт – Петербург - 2004 г. Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке ШекерКировского района Киргизской ССР. Трудовая биография будущего писателяначалась в годы Великой Отечественной войны. ,,Самому теперь не верится, —вспоминал Чингиз Айтматов, — в четырнадцать лет от роду я уже работалсекретарём аул совета. В четырнадцать лет я должен был решать вопросы,касающиеся самых различных сторон жизни большого села, да ещё и в военноевремя.” Герой социалистического труда (1978), академик Киргизской ССР, лауреатГосударственной премии (1968, 1977, 1983), лауреат Ленинской премии (1963),кавалер ордена Дружбы (1998), принятого из рук Бориса Николаевича Ельцина,экс-главный редактор журнала ,,Иностранная литература” В 1990 г назначенпослом СССР в Люксембурге, где и проживает в настоящее время в качествепосла республики Киргизия. Своей искренностью и прямотой найденные писателем герои как бы самиподсказывали ему манеру повествования – взволнованную, чуть приподнятую,напряженно – доверительную, и, часто, исповедальную – от первого лица. С первых же произведений Ч. Айтматов заявил себя писателем, поднимающимсложные проблемы бытия, изображающем непростые, драматические ситуации, вкоторых оказываются люди, как сказано, сильные, чистые и честные, носталкивающиеся с не менее сильными противниками – то ли блюстителями старыхнравов, то ли хищниками, властолюбивыми деспотами. Писатель всё шире иглубже захватывает жизнь, пытаясь проникнуть в сокровенные её тайны, необходя острейших вопросов, порожденных двадцатым столетием. ,,Многая мудрость порождает печаль,” – так говорили древние. Не миновалоэто и Чингиза Айтматова. Его творчество потрясает острым драматизмом взятыхжизненных коллизий, ошеломляющими поворотами в судьбах героев, поройтрагических судьбах в самом возвышенном значении этих слов, когда и самагибель служит возвышению человека, пробуждению скрытых в нем ресурсовдобра. Усложняются, естественно, и принципы повествования. Рассказ от авторапорой совмещается посредством несобственно-прямой речи с исповедью героя,нередко переходящей во внутренний монолог. Внутренний монолог героя столь же незаметно переливается в речь автора.Действительность захватывается в единстве её настоящего, её корней и еёбудущего. Писателю удалось убедительно показать богатейший духовный мир простогочеловека, имеющего своё мнение о самых сложных проблемах человеческогобытия. Глазами его главного героя на нас смотрит сама наша эпоха с еёпобедами и поражениями, её горечами и светлыми надеждами. В 1986 году выходит роман ,,Плаха”. Эта книга об отношениях человека иприроды, о поисках смысла жизни, и о назначении религии в её лучшемпроявлении для нас , и о беде нашего времени – наркомании, и о многомдругом. По охвату тем, многоплановости, философскому подходу и глубинесимволики это произведение превзошло всё ранее написанное. Роман основывается на противоречивости человеческой природы. С однойстороны – человек подчиняет себе и использует природу, потребляя её черезплоды своей деятельности, а с другой – разрушает своими преобразованиями.Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий. Между нимидолжны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самом деле — всёнаоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит ктрагедии, приводит род человеческий на плаху! Роман построен сложно. В нём переплетаются две основные сюжетные линии —жизнь волчьего семейства и судьба Авдия Каллистратова. Главный герой романа – Авдий Каллистратов был изгнан из семинарии заересь. Суть ереси была в том, что он был одержим мыслью о ,,Боге –современнике.” Он считал, что бог, как и человек с течением временименяется. Но это не совмещалось с учением церкви, за что он и был изгнан.Одновременно с этим его выселили из квартиры, т.к. квартира предоставляласьтолько служителям церкви, кем Авдий уже не являлся. Не имея другого выхода,Авдий Каллистратов стал неофициальным корреспондентом одной из газет, где иполучил своё задание отправиться в Моюнкумскую саванну за материалом проанашистов, собирающих коноплю. Им движет не только задание газеты, но имысль спасти павших и вновь сделать из них людей. С ,,гонцами” за анашойего свёл племянник друга его отца, больше не занимавшийся этим делом. Уже в саванне произошла его первая встреча с волчицей Акбарой и еёсемейством. Собирая на конопляном поле пыльцу, самое ценное, из чеговпоследствии изготовляется наркотик-пластилин, он увидел троих волчат.Надышавшись пыльцы и охмелев, он не осознавал той опасности, которойгрозила ему эта встреча. Подойдя к волчатам, он не заметил волчицу. Черезмгновение она уже бежала на него с целью перегрызть горло, но, увидев, какон беспомощен, перепрыгнула через него, вызвав у Авдия панику и бегство. Изшквала чувств, налетевших на Акбару при появлении человека, выделяются три– ненависть к врагу, нежная любовь к своему потомству и верностьспасительному союзу с Ташчайнаром. ,,В этой паре лютых Акбара была головой,была умом, а он был верной силой, надёжной, неутомимой, неукоснительноисполняющий её волю.” Власть принадлежит уму, а не силе. Автора интересуютотношения внутри семейного союза, принцип сохранения прочности этойпервоячейки власти. Природа, по мысли автора, учит, что, когда сила выходитиз повиновения, уму надо запастись терпением и не идти на уступки. КакТашчайнар к Акбаре, так и сила вернётся к уму, ибо нуждаётся в нем больше,чем он в ней. Как в мире людей, волкам даются имена. Ташчайнар - Камнедробитель. Сименем волчицы связана поучительная история. ,,Волчица прозывалась средиздешних чабанов Акдалы иначе говоря, Белохолка, но вскоре по законамтрансформации языка превратилась в Акбары, а потом в Акбару – Великую, имежду тем никому невдомёк было, что в этом был знак провидения.” Крометого, у Акбары есть индивидуальный признак - ,,прозрачно-синие глаза,редчайший, а возможно, единственный в своём роде случай.” Духовности Авдия и его идеям утверждения добра только добром противостоит,,идея” Гришана, вожака Анашистов, убежденного в том, что он помогает людямна их дороге к счастью. Авдий называет Гришана ,,маленьким Наполеоном”, нотот считает себя Наполеоном ,,большим”. В свою очередь Гришан ироническивеличает Авдия ,,мессией”, ,,Спасителем”, ,,новым Христом”. “Я – говорит онАвдию, - помогаю людям почувствовать счастье, познать бога в кайфе. Я даюим то, что ты не можешь дать им ни своими проповедями, ни молитвами… У меняк Богу есть свой путь, я вхожу к нему иначе, с чёрного хода. Не так твойБог разборчив и недоступен, как тебе мнится.” Гришан не может понять того, что не в кайфе человек получает наслаждение,теряя контроль над собой настоящую свободу. Противостояние перерастает ввзаимную непринимаемость добра и зла, счастья и свободы человека. При этомвыражается мысль о том, что какой-либо дурман – наркотический, религиозный– зло. Однако выход из этого зла каждый видит по – своему, и каждый идёт насвою плаху: компания Гришана – на лавку подсудимых, а Авдий – не переубедивникого, побитый, летит, выкинутый ими на ходу с поезда, под уткос. В больнице города Жалпак – Саз Авдий знакомится с биологом ИнгойФёдоровной, как и он занимавшейся проблемой борьбы с анашой. У нихвозникают близкие отношения, и по возвращении домой он получил телеграмму спросьбой приехать обратно. В городе ему не удалось написать свои газетныеочерки, ему не удалось переубедить гонцов за анашой бросить их опасныйпромысел и покаяться, так что он с радостью возвращается в Жалпак – Саз. Онне застаёт её в городе и идет на вокзал, где его подбирает для охоты насайгаков Обер – Кандалов. Насмотревшись зверств над животными, Авдий, что называется, ,,сошел скатушек”. Как и в истории с ,,гонцами”, он призывает участников облавыпокаяться. Еще с большей жестокостью, чем гришановцы расправились с Авдиемчлены группы Обер – Кандалова, сколоченной им, чтобы урвать жирные кускиподвернувшегося им калыма. Но в отличие от гришановцев ,,хунта” – так он иего люди называют себя – создана по поручению властей для участия в облавена сайгаков, и в ней нет людей вне закона. Облава поднята на уровеньострейшего противоречия между властью человека и Природой. Айтматов уподобляет Обер – Кандалова Сталину. Обер – Кандалов предлагаетАвдию отречься от Бога, за что обещает жизнь. Главарь хунты берет пример со Сталина, считая себя продолжателем егодела. Уподобление Сталину опирается на репрессивно – командный стильруководства, на характерное отношение к личности человека и нетерпимость кпроявлению любого инакомыслия. Оно оригинально закрепляется и обыгрываетсяпародийной трансформацией фамилии главаря, одновременно и напоминающей обизменении имени Акбары, и тонко намекающей на схожие моменты в историифамилии обоих вождей – и Хунты, и Советского Союза. Вначале фамилиясталиниста 70 – х годов была Хандалов, потом дважды поменялась на Кандалови Обер – Кандалов, лишившись в результате определённой национальнойокраски, но сохранив восточный колорит и обретя вместе с тем символическийстальной звон кандалов и характерную приставку ,,обер”, которая вызывает впамяти прошедшую войну против фашизма и намекает на тогдашнее привычноетитулование Сталина (Верховный). Оказывается, члены Хунты по – своемуназывают Обер – Кандалова просто ,,обер” - ,,обер” он и есть обер в полномсмысле этого слова. ,,Так будет со всяким – зарубите это на носу! – грозил он, окидываявзглядом прикрученного к саксаулу Авдия. – Я бы каждого, кто не с намивздернул, да так, чтобы сразу язык на бок. Всех бы перевешал, всех, ктопротив нас, и одной вереницей весь земной щар, как обручем, и тогда бы ужникто ни единому нашему слову не воспротивился, и все ходили бы по струнке…” Хождение Авдия по мукам завершено, но не добровольно и не потому, что внашей стране стало возможно ,,жить во Христе и высокой праведности,” невходя в трагический конфликт с властями. Муки кончились, потому что жизнькончилась .. на плахе. Как две тысячи лет назад. И в том же цветущемвозрасте Христа. Есть, конечно, и различие: Иисуса распяли в провинцииРима, Авдия – в СССР. Оно не существенно. Существенны совпадения, которыеговорят: человек не стал лучше, и власть – тоже. Он умер, как и жил, ничегоне доказав ни людям, ни себе. Акбара и Ташчайнар – не просто главные герои ,,Плахи”, но и единственные,кто по невидимому мостику переходит из настоящего в будущее, котороеАйтматов изображает в третьей части ,,Плахи”. Этим персонажам, прежде всегоАкбаре, автор отдал лучшую часть своей души. Художественным символом новой, трагической коллизии в отношениях междуЧеловеком и Природой стала в ,,Плахе”. Охота на сайгаков. От ревущих вертолетов, военных машин, мчащихся со скоростью 100 км в час,автоматной пальбы животные утратили способность ориентироваться впространстве и попали в ловушку, устроенную организаторами облавы. Волки,выдающиеся творения природы, сильные, быстрые, сообразительные, уподобилисьсвоей добыче. Охота превратилась в тотально – смертельный, слепой разгул, но не стихии,а техники, направляемой человеком. Новый лик человека, увиденный Акбаройвблизи, был ужасен - ,,человек,в стеклянных наглазниках”, ,,с синеватымлицом”, ,,черным ртом”, ,,с мощным микрофоном и скорострельной винтовкой,мчащийся, как буря, на военной машине”. В отличие от первой встречи Акбарыс человеком, вторая стала трагедией для её потомства и тяжелейшимиспытанием для нее и Ташчайнара. Акбаре и Ташчайнару пришлось покинутьродные края. По дороге Акбара увидела распятого Авдия. Его путь закончился.Но путь Акбары длиннее, и потому испытание людей на милосердие ивеликодушие продолжается. В изгнании они не видят и не слышат своего врага,а он не видит и не слышит их, но неотвратимые, как потоп, последствиячеловеческой деятельности оборачиваются для них всё новыми ужасами. На этотраз сила власти обрушилась на растительный мир природы. По планупромышленного развития тысячи гектаров приалдашских камышей были выжженыдотла. Все живое попало в огненную ловушку, потому что камыши уничтожалисьспециальной горючей смесью одновременно со всех сторон. Акбара и Ташчайнарспаслись вплавь, разорвав второй круг ада, но все их потомство погибло вгигантском огненном смерче и в воде. Акбара и Ташчайнар символизируюттеперь не только животный мир, но и все, что человек может в природеуничтожить. ,,Инстинкт подсказывал волкам, что горы теперь единственноеместо на земле, где они смогут выжить.” Так судьба привела их вПрииссыккулье, в такое место, что ,,дальше идти было некуда.” Прииссыккульские горы – прародина тюркских народов, которые согласнодревнему мифу произошли от волчицы и человека. Вот почему местное населениеназывает Акбару ,,анабаши”, то есть ,,мать – прародительница”. В третьей часть, кроме Акбарв и Ташчайнара, новые. Главные персонажитретьей части, кроме волков – чабаны Базарбай и Бостон. Они выделяются избезликой массы совхозных жителей как лидеры противоборствующих групп и каквсадники: только они ездят на конях. Масть коня Базарбая – пегая, коняБостона - ,,золотистая” (возможно, это намек на путеводное солнце). Базарбай, как человеческий тип – родной брат Обер – Кандалова. Сорватьлегкий калым и гульнуть с пьяными дружками – вот к чему тянется его душа ичему с легкостьб приносятся в жертву чабанские и семейные обязанности. Онубежденный консерватор и яростно воюет против предлагаемых Бостоном переменв жизни, опасаясь, что они помешают его развесёлой жизни. В отношениях слюдьми и природой он признает только личную выгоду. Его жена – бесправнаярабыня. От постоянных побоев Базарбая она всегда ходит в синяках, за что ейи дали прозвище ,,Кок Турсун”, то есть сизая Турсун. О детях Базарбайсовсем не заботится и не думает – они словно не существуют для него.Базарбай похищает волчат Акбары. Акбаоа хочет сохранить свое будущее впотомстве, но, когда Базарбай похищает из логова волчат, она ожесточается иначинает нападать на каждого, чтобы заглушить тоску и отчаяние, доводившеееё до безумия. Волчица карает не того, кто действительно причинил ей зло, асовершенно невиновного человека – Бостона, в чьем доме скрылся отпреследовавших его волков Базарбай. Акбара каждую ночь стала выть,невдалеке от дома Бостона, изводя его. Образ Бостона подобен образу Авдия –по душе и идеалам. Бостон верит в лучшее завтра и мечтает о нем. Хотя и непроповедует Бога, но ведь у него хозяйственная, а не идеологическая сферадеятельности. Бостон истово, не жалея себя, работает во имя осуществлениясвоей мечты. И словом, и делом. Он человечен в любви, и сын его Кенджешолицетворяет мечту. Бостону очень близка Акбара. Даже его имя переводитсякак ,,серая шуба”. Путь Бостона в жизни решительно расходится сбазарбаевским. Бостон предложил реформу, чтобы лично заинтересоватьтруженика в результатах труда и чтобы целесообразно использовать природныебогатства. Все попытки её осуществления максимально осложнены базарбайцами.И тогда базарбайцы при активной поддержке партийного руководства оклеветалиБостона, чтобы доказать ,,вредность” всякого нового пути к лучшей жизни.Путь Бостона был отвергнут, Базарбай восторжествовал. Базарбайцы беззаботно пропивают будущее, в то время как истерзанная имиживая природа ,,мстит” за себя нарастающей лавиной бедствий. Бостон яснопонимает, что необходимо устранить причину смертельного конфликта сприродой. Но базарбайцы уступают только силе, а силы, достаточной, чтобы ихпринудить, у Бостона нет. И Базарбай отрезает ему все мирные путиразрешения ,,волчьего” конфликта. С этого момента конфликт неотвратимоустремляется к трагической развязке. Но внешне жизнь течет по прежнему:Бостон самоотверженно работает, а Базарбай пропивает народные и природныебогатства. Бостон, подчиняясь обстоятельствам и изменяя самому себе становится напуть силовой борьбы. Он убивает Ташчайнара, силу природы, но ее ум, Акбару,Бостон уничтожить не смог. После этого конфликт с природой приобретаетнепредсказуемый характер. Акбара в отчаянии и тоске по своим детям,загубленным Базарбаем, крадет единственного сына Бостона и пытается убежатьв горы. Бостон хватает винтовку и готовится стрелять в нее. Бостон стреляетвоздух – Акбара продолжает убегать, стреляет ей в ноги – мимо! И в третийраз он стреляет прямо в нее. Убита Акбара ,,великая матерь всего живого”,убит и Кенджеш, сын Бостона. После гибели природы неотвратимо погибают люди. В потрясении Бостонубивает Базарбая, осознав, что тот, отняв у Акбары волчат, нажал наспусковой крючок ружья Бостона. Роман заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по произведению Чингиза Айтматова,,Плаха”. Выполнил ученик 11А класса школы №458 Ястребов Павел Санкт Петербург 2004 г. Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке ШекерКировского района Киргизской сср. iconТема урока: Чингиз Айтматов «Плаха» Цели и задачи
Образовательные: Дать основные сведения из жизни и творчества Чингиза Айтматова; раскрыть идейный замысел романа «Плаха»: Обогатить...

Реферат по произведению Чингиза Айтматова,,Плаха”. Выполнил ученик 11А класса школы №458 Ястребов Павел Санкт Петербург 2004 г. Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке ШекерКировского района Киргизской сср. iconЧингиз Торекулович Айтматов. Материнское поле
Имя киргизского прозаика Чингиза Айтматова широко известно советскому читателю. Его произведения переведены на многие языки мира

Реферат по произведению Чингиза Айтматова,,Плаха”. Выполнил ученик 11А класса школы №458 Ястребов Павел Санкт Петербург 2004 г. Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке ШекерКировского района Киргизской сср. iconСочинение о Н. Рушевой и выступление при защите его сочинения. Здравствуйте!...
Здравствуйте! Меня зовут Павел Потехин. Я ученик 8 -а класса, школы №135 г. Нижний Новгород. Тема моего сочинения-исследования называется:...

Реферат по произведению Чингиза Айтматова,,Плаха”. Выполнил ученик 11А класса школы №458 Ястребов Павел Санкт Петербург 2004 г. Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке ШекерКировского района Киргизской сср. iconТуапсе в годы великой отечественной войны. Работу выполнил Преподаватель:...

Реферат по произведению Чингиза Айтматова,,Плаха”. Выполнил ученик 11А класса школы №458 Ястребов Павел Санкт Петербург 2004 г. Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке ШекерКировского района Киргизской сср. iconРеферат по литературе ученика 11а класса. Средней школы номер 371....

Реферат по произведению Чингиза Айтматова,,Плаха”. Выполнил ученик 11А класса школы №458 Ястребов Павел Санкт Петербург 2004 г. Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке ШекерКировского района Киргизской сср. iconВыполнил ученик 10 «В» класса Школы-лицея №48 Дудко Виктор. Проверила:...

Реферат по произведению Чингиза Айтматова,,Плаха”. Выполнил ученик 11А класса школы №458 Ястребов Павел Санкт Петербург 2004 г. Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке ШекерКировского района Киргизской сср. iconРебята, давайте вспомним, как зарождались в России первые школы....
Действие повести происходит в 1924 году. В те времена такие слова, как “ школа”, “ учёба”, были в новинку, и люди не очень-то в них...

Реферат по произведению Чингиза Айтматова,,Плаха”. Выполнил ученик 11А класса школы №458 Ястребов Павел Санкт Петербург 2004 г. Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке ШекерКировского района Киргизской сср. iconВыполнил ученик 10«К» класса школы-лицея №43 ехилевский александр...

Реферат по произведению Чингиза Айтматова,,Плаха”. Выполнил ученик 11А класса школы №458 Ястребов Павел Санкт Петербург 2004 г. Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке ШекерКировского района Киргизской сср. iconМоу «Средняя общеобразовательная школа №23» реферат по истории Аграрная...

Реферат по произведению Чингиза Айтматова,,Плаха”. Выполнил ученик 11А класса школы №458 Ястребов Павел Санкт Петербург 2004 г. Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке ШекерКировского района Киргизской сср. iconА втор: волобуев александр, староста кружка «Юный астроном», ученик...
Автор: волобуев александр, староста кружка «Юный астроном», ученик 8 класса Кондратовской специализированной школы І-ІІІ ступеней...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<