Разработка урока по предмету «Я и Украина» (природа) 4 класс Тема: «Формы земной поверхности Украины»




НазваниеРазработка урока по предмету «Я и Украина» (природа) 4 класс Тема: «Формы земной поверхности Украины»
Дата публикации03.04.2014
Размер94.3 Kb.
ТипРазработка урока
uchebilka.ru > География > Разработка урока
Отдел образования

Першотравневой ройгосадминистрации

Районный методический кабинет

Разработка урока по предмету

«Я и Украина» (природа)

4 класс

Тема:

«Формы земной поверхности Украины»

Разработала:

Учитель начальных классов

Ялтинской ОШ І-ІІІ ст.№2

Филиппова Е.А.

Декабрь, 2013 г.

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с основными формами земной поверхности; учить различать и узнавать на иллюстрации равнину, холм, овраг, гору, горные хребты; познакомить с частями холма и горы; продолжить формировать представление о физической карте Украины;  

развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать. прививать учащимся бережное отношение к природе ;

воспитание любви к родной земле. Осознание значимости себя в окружающем мире.


ОБОРУДОВАНИЕ :  мультимедийная установка, листы для блиц - опроса, физическая карта Украины каждому ученику, маршрутные листы каждому ученику.

І. ОРГ. МОМЕНТ
ІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 


Вступительное слово учителя с элементами беседы.

- Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам отправится в экспедицию (слайд 1).
- Согласны? 
- Кто знает, что такое экспедиция ?  (экспедиция - это путешествие с определенным заданием )

Путешествие интересное, но опасное, а для того, чтобы путешествие было удачным, следует соблюдать следующие правила(слайд2) : 

1.Быть внимательными и ответственными.
2. Правильно выполнять задания руководителя экспедиции. (А руководителем, с вашего позволения, буду я). 
3. Не допускать ошибок, иначе можно потерпеть крушение.

4. Помогать и уважать друг друга.

От четкого выполнения этих правил зависит успех нашей экспедиции.

ІІІ. ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ 

Но прежде чем мы отправимся в экспедицию, необходимо узнать какая погода нас ожидает в дороге. Я связалась с метеорологической станцией и они сообщили прогноз погоды на сегодня (слайд3).

^ Упражнение “Микрофон” (три ученика с сообщением о погоде ).

1. Народные приметы
(слайд 4):

Декабрь - стужайло. Украинское название грудень. Декабрь зовется в народе воротами зимы. Это месяц лютых морозов, вьюг и веселых зимних праздников. По народной пословице “Декабрь год кончает, зиму начинает .”

^  2 . Народный календарь ( слайд 5 )

Сегодня 11 декабря. По народному календарю - Сойкин день.

День, когда в старину почитали соек из вороньего семейства.

Считалось, если она позовёт в этот день, к окну прилетит или у крыльца станет кричать, — то это предвестие, знак следовать за ней (птица-сойка грядущее приоткрывает и хлопочет о счастье твоём)

Наши предки в этот день судили о предстоящем лете: если сухо и холодно в этот день — быть лету жарким, а если день теплым будет — лето будет холодным.
 ^ 3. Прогноз погоды (слайд 6)

 Сегодня на территории Ялты ожидается облачная с прояснением погода. Солнышко улыбнется всем прохожим . Температура воздуха -9 -7 градусов.
Морозец нежно пощипывает тех , кто появится на улице. Пусть этот день принесет удачу и радость.

^ ІV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания. 

1. Блиц–опрос

- Проверить вашу готовность к экспедиции поможет небольшой блиц – опрос. “ Это должен знать каждый” (слайд 7)


Тесты

1) На каком материке расположена Украина? (слайд 8)

А) Африка;

Б) Евразия;

В) Австралия.
2) Какие моря омывают берега Украины? (слайд 9)

А) Карибское;

Б) Балтийское;

В) Черное;

Г) Азовское.
3) Какие реки протекают по территории Украины? (слайд 10)

А) Днепр;

Б) Днестр;

В)Нева;
г) Дунай.
4) Какой город Украины называют «матерью городов русских»? (слайд 11)

А) Донецк;

Б) Киев;

В) Черкассы;

Г) Харьков.
5)Какие горы расположены на территории Украины? (слайд 12)

А) Анды;

Б) Карпаты;

В) Кавказские;

Г)Крымские.
^ 2. Игра «Дополните предложение» (слайд 13).

Пользуясь картой Украины, найдите Киев и дополните предложение.

Местность, где я живу, находится на... от Киева.

Город Одесса расположен на... от Киева.

Карпаты находятся на... от Киева.

Черное море расположено на... от Киева.

^ V . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сообщение темы урока. 

Из ваших ответов я увидела, что вы знаете в каком государстве мы живём и, что оно расположено на самом большом материке Евразия и называется оно Украина. А на территории Украины находится одно из самых красивых мест - наш родной поселок Ялта.

^ 2.Упражнение “ Мозговой штурм “.

Учитель: - Ребята, сегодня я, добираясь к вам в школу , сначала поднималась на возвышенность, а затем спускалась вниз.
- А как вы добирались? 
Кто-то шел по ровной поверхности, кто-то поднимался , кто-то спускался . Почему так происходило ? ( потому что земля имеет разную поверхность )
Поэтому темой нашей экспедиции будет “ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ УКРАИНЫ. (слайд 14)


Я предлагаю: Мы садимся в вертолет (слайд 15)
Отправляемся в полет!

Нас ждет с вами очень увлекательное путешествие. Пролетая над земной поверхностью нашей страны, мы увидим, что поверхность Украины очень разнообразная.
Итак, полетели.

В экспедиции нам обязательно понадобятся маршрутные листы и карты.

(учитель раздает листы и карты)

^ 3.Рассказ учителя.
Основными формами земной поверхности являются равнины и горы (слайд 16).
Некоторым ребятам, во время подготовки к экспедиции было дано задание
поработать с научными источниками и подготовить нам информацию о равнинах.
^ Выступление детей с информацией «равнины» (слайд 17),

с заключением, что форма земной поверхности, где мы проживаем –это равнина.

Равнины - это территории суши, которые имеют почти ровную поверхность . Равнины имеют свое обозначение на карте . Зеленым цветом обозначены низменности, а желтым цветом возвышенности . С давних времен человек заселял равнины . На них легко строить города , прокладывать дороги , распахивать земли, чтобы выращивать урожай .

Равнины делятся на низменности и возвышенности .

 ^ 4. Самостоятельная работа по учебнику. 

А, сейчас мы с вами сделаем привал. 
И я предлагаю вам поработать с научным источником (учебником) Прочитать с. 107 – 108 и определить, какие низменности и какие возвышенности есть на территории Украины. 

^ 5.Работа в парах. 

Детям предлагается поработать в парах и заполнить маршрутные листы:

« Низменности и возвышенности» (слайд 18)
Учитель зачитывает названия местностей: Полесская (слайд19),

Волынская (слайд 20)

Подольская (слайд21)

Приднепровская (слайд 22)

Донецкая (слайд 23)

Приднепровская (слайд 24)

Причерноморская (слайд 25)

Приазовская (слайд 26)

Обменяйтесь маршрутными листами с соседями и сверьте их.

Низменности - ( Полесская , Приднепровская , Причерноморская )

Возвышенности -( Волынская , Подольская ,Приднепровская ,Донецкая ,Приазовская )


 ^ 6. Демонстрация физической карты Украины. 

Посмотрите на карту Украины (слайд 27).
На севере Украины расположилась Полесская низменность, на северо- востоке ее продолжает Приднепровская низменность, юг Украины занимает Причерноморская низменность.
На территории Украины находятся возвышенности: Волынская, Подольская Приднепровская, Донецкая, Приазовская. 


Учитель показывает на карте, дети отмечают у себя в маршрутных листах.

 ^ 7.Упражнение «Картографы» .

( под диктовку учителя показать на карте низменности и возвышенности- по 1 ученику у доски)

 8. Рассказ учителя с элементами беседы.
На равнинах встречаются холмы . Это возвышения до 500 м . (слайд 28)

- Рассмотрите из чего состоит холм ?

Учитель показывает и объясняет.

На равнинах можно встретить холмы, овраги, балки.


^  VІ. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Чтобы нам хватило сил продолжать нашу экспедицию, мы должны с вами отдохнуть. С нами связался наш мультипликационный герой, давайте сделаем привал(слайд 29).

^ 9. Проблемная ситуация. 
(слайд 30) 
Ребята, а что это происходит? Что это за звуки? Дождь! Экстремальная ситуация прячемся в палатку. 
Вдруг пошел дождь , вода хлынула потоками .  Со временем дождь прекратился, вышло солнышко . Давайте вылезем из палатки и посмотрим что произошло.  Огромные потоки воды стекали, от них на почве образовались небольшая бороздка. С годами она становится более глубокой и превращается в овраг (слайд 31)

Выступление детей с проектной деятельностью по оврагам.
^ 10. Выход из проблемной ситуации.

Овраги разрушают поверхность Земли. Как нужно охранять почву от образования оврагов? (слайд 32)

  • Маленькие рытвины закапывают и на этом месте сеют траву

  • Поперек оврага ставят плетни из ивовых кольев и прутьев

  • По краям оврагов сажают деревья и кустарники 

  • Пахать поперёк склонов.

    Через много лет склоны оврага покрываются растительностью, он перестает расти и превращается в балки (слайд 33).

^ 11. Упражнение Нарушенная последовательность. 


А теперь мы отправляемся в самый опасный и интересный этап экспедиции. А куда мы отправляемся вы узнаете , составив слово из букв : (слайд 34)

Р А О Г


^ 12. Работа с учебником (работа в группах). 


И так мы с вами отправляемся в горы. Горы опасная форма земной поверхности. В одиночку в горы не ходят, поэтому будем работать в группах. Каждая группа получает задание .

1 группа: Что такое гора? Части горы

2 группа: Сравнить гору и холм 

3 группа: Какие бывают горы 

4 группа: Горы Украины 


Мы вновь обращаемся к научным источникам.
Каждая группа предоставляет отчет о проделанной работе .


^ 13.Презентация групп (предоставление отчета групп) сопровождается слайдами. 


1 группа : (слайд 35)
Горы - это участки земной поверхности , высоко поднятые над равниной .
Гора состоит из подножья , крутого склона , пологого склона и вершины

^ 2 группа : ( слайд 36 ) 

Гора и холм похожи тем , что они состоят из подножья , крутого склона , пологого склона и вершины , а различаются высотой : у холма до 500 м, а у горы более 500м.

^  3 группа : (слайд 37)
На земле одиночные горы встречаются редко. Чаще они тянутся рядами. Ряд гор называют горными хребтами(слайд 38) . Между горными хребтами текут горные реки и расположены долины.

Горы в зависимости от высоты бывают: низкие , средние и высокие .
Низкие от 200 до 800 м 
Средние от 800 до 2000 м 
Высокие от 2000 м 

^  По возрасту: молодые и старые


4 группа
В западной части Украины раскинулись Карпатские горы (слайд 39). По высоте они считаются средними горами. 
Только самая высокая вершина Карпат - гора Говерла, имеет высоту 2061 м (слайд 40).
На Крымском полуострове высятся Крымские горы (слайд 41).
Их самая высокая вершина – гора Роман – Кош, ее высота 1545 м (слайд 42).

Мы с вами покорили самую высокую форму земной поверхности. Это горы. 

^ VІІ . ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Наша экспедиция подходит к концу. Мне, как руководителю экспедиции,
интересно знать, как вы потрудились ?

^ 1.Природоведческий диктант “ Узнай меня” (определить форму земной поверхности по описанию ). 

Свои ответы вы будете записывать в маршрутные листы.

- я имею подножье и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку ( гора )

- я - углубление на земной поверхности, у меня пологий склон , меня покрывают трава и кустарник ( балка ) 

- у меня есть тоже подножье, склоны и вершина ( холм )

- я образуюсь с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы, под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У мене крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности» (овраг )

- собой я представляю большое пространство из ровной поверхности (равнина)

Самопроверка. Проверь себя (1 ученик вслух, остальные – в листах):

ГОРА 
БАЛКА
ХОЛМ
ОВРАГ
РАВНИНА

^ 2.Игра “Волшебные стрелочки” (Соединить стрелочками низменности, возвышенности и горы). Работа у доски (слайд 43).

 3.Беседа о формах земной поверхности п. Ялта (слайд 44)
Вот мы и вернулись в наш родной поселок. Давайте с вами подумаем, а где же расположен наш поселок. 
Ялта расположена на холмистой равнине. Донецкая область на Донецкой возвышенности.


І Х. ИТОГ УРОКА И ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ


В такой трудной экспедиции вы показали самые лучшие качества, ум, смекалку, преодолели большие расстояния.

Побывали в самых различных уголках нашей страны. Исследовали поверхность земной поверхности Украины. Как вы считаете, мы справились с заданием экспедиции?

Пожалуйста, каждый оцените свою работу в данной экспедиции и поставьте себе оценки в своих маршрутных листах.


Х. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С.107-110 проработать статьи учебника.

Творческая работа: составить мини-сочинение «Как человек использует равнины в своей хоз. деятельности?» (слайд 46)

Урок окончен. Спасибо за урок! (слайд 47)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по предмету «Я и Украина» (природа) 4 класс Тема: «Формы земной поверхности Украины» iconТема : Формы земной поверхности
Цели : Познакомить учащихся с основными формами земной поверхности; учить различать и узнавать на иллюстрации равнину, холм, овраг,...

Разработка урока по предмету «Я и Украина» (природа) 4 класс Тема: «Формы земной поверхности Украины» iconРазработка урока по предмету «Художественная культура» 9 класс Тема...
Оно всегда правдиво показывало мировые приоритеты жизни нации, ее духовное богатство, уровень культуры, творческие силы и способности,...

Разработка урока по предмету «Я и Украина» (природа) 4 класс Тема: «Формы земной поверхности Украины» iconИсследование особенностей распределения стохастических отклонений оседаний земной поверхности
Тельность очистных работ постоянно повышается. Однако в результате выемки угольных пластов образуются мульды сдвижения на земной...

Разработка урока по предмету «Я и Украина» (природа) 4 класс Тема: «Формы земной поверхности Украины» iconРазработка урока музыки 7 класс Тема урока: "Музыкальные образы в творчестве Фридерика Шопена"
Цель урока: сформировать представление о многогранности творчества польского композитора Ф. Шопена

Разработка урока по предмету «Я и Украина» (природа) 4 класс Тема: «Формы земной поверхности Украины» icon1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Рельеф это...
Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности. Основные формы рельефа – горы и равнины. В россии две трети территории...

Разработка урока по предмету «Я и Украина» (природа) 4 класс Тема: «Формы земной поверхности Украины» iconЛищенко Елена Владимировна
Жилые и промышленные здания более всего страдают от наклонов, кривизны и горизонтальных деформаций земной поверхности. Горизонтальные...

Разработка урока по предмету «Я и Украина» (природа) 4 класс Тема: «Формы земной поверхности Украины» iconРазработка урока по алгебре 9 класс. Тема. Повторение. Функции
«читать» свойства функций по графику, решать с помощью графиков уравнения и неравенства

Разработка урока по предмету «Я и Украина» (природа) 4 класс Тема: «Формы земной поверхности Украины» iconМетодическая разработка урока по предмету «История Украины»
Образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Украинская государственность в 1917-1920 г»

Разработка урока по предмету «Я и Украина» (природа) 4 класс Тема: «Формы земной поверхности Украины» iconРазработка урока. Математика-информатика. 8 класс. Тема: «Динамическая...
«видению» проблемы, оценочным действиям, быстрому переключению, самостоятельность, гибкость

Разработка урока по предмету «Я и Украина» (природа) 4 класс Тема: «Формы земной поверхности Украины» iconРазработка урока по основам здоровья Тема урока. Безопасность в быту (4 класс) Разработку
Сегодня мы с вами начинаем изучать новую тему. Во всех ваших компьютерных играх, чтобы попасть на новый уровень необходимо выполнить...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<