Урок» Бинарный урок «Литература география» Тема: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…»




Скачать 141.31 Kb.
НазваниеУрок» Бинарный урок «Литература география» Тема: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…»
Дата публикации03.04.2014
Размер141.31 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > География > Урок


Анкетные данные


Номинация: «Авторский развивающий обучающий урок»

Бинарный урок «Литература - география»

Тема: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…»

Фамилия: Шаповалова Елена Николаевна

Дата рождения: 25.02.1969 г.

Место жительства : г. Николаев, ул. Гагарина, 48, тел.42-53-38

Место работы: ООШ № 15

Должность: учитель русского языка и литературы

Стаж работы: 23 года

Контактний телефон (063)40-14-630

Фамилия: Боднарчук Наталия Викторовна

Дата рождения: 04.09. 1975 г.

Место жительства: г. Николаев, ул. Гражданская, 91, кв.6, тел.53-57-41

^ Место работы: ООШ № 15

Должность: учитель географии

Стаж работы:15 лет

Контактний телефон (067)43-74-360

Электронный адрес: Yashnikovabodnarchuk @mall.ru





^ Николаевская общеобразовательная школа I- III ступени №15

Николаевского городского совета Николаевской области

Бинарный урок

«Литература - география»

Тема: «Кавказ седой,

Кавказ мой величавый…»


Разработали:

Шаповалова Е.Н. - учитель русского языка

Боднарчук Н.В. - учитель географии

г. Николаев - 2014



^ Бинарный урок «Литература - география»

Тема: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…»

Цель: обобщить и закрепить знания о лирике М.Ю. Лермонтова; показать яркость и выразительность поэзии поэта; продолжить формирование учебно-познавательных компетенций учащихся об особенностях природы Кавказа; сформировать представления о роли образа Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

^ Актуальность темы обусловлена тем, что именно на Кавказе произошло становление Лермонтова творческой личностью. Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной природы. Эта горная страна навсегда покорила сердце Лермонтова могучей красотой первозданной природы и её величием.

Там были написаны наиболее знаменитые его литературные произведения, и именно там Лермонтов попробовал себя не только в роли поэта, но и в роли художника. На уроке мы изучили природу Кавказа, используя знания, полученные учащимися на уроках литературы. М.Ю. Лермонтов подарил русской литературе вдохновенные произведения, посвященные Кавказу. «Суровому краю свободы» он остался верен до конца дней. Образ поэта, судьба его. Всё это бесконечно привлекает и будет привлекать….

^ Предполагаемые результаты: Связывая географические понятия и художественное разнообразие произведений М. Ю. Лермонтова, создавать образ Кавказа.

Практическая значимость. Лермонтовская тема в русской культуре – неисчерпаема. Даже выход Лермонтовской энциклопедии не развеял всех тайн вокруг его имени. Краеведы открывают новые адреса, связанные с жизнью поэта. С годами не уменьшилось лермонтовское притяжение – одно из самых сильных, быть может, самое пламенное в нашей литературе.



Литература :

Кобернік С.Г. Географія: довідник для абітурієнтів та школярів загальноосвітніх навчальних закладів з текстовими завданнями. - К.: Літера ЛТД, 2011.
Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. – Москва : Правда, 1988.
Пестушко В.Ю. География материков и океанов, 7 кл.: Учебник. – Киев: Генеза, 2007

Сайт музея-заповедника М.Ю.Лермонтова в Тарханах http://www.tarhany.ru/



Бинарный урок «Литература - география»

^ Тема: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…»

Цель урока: обобщить и закрепить знания о лирике М.Ю. Лермонтова; показать яркость и выразительность поэзии поэта; продолжить формирование учебно-познавательных компетенций учащихся об особенностях природы Кавказа; сформировать представления о роли образа Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

^ Задачи урока:

  • Образовательные: создать образ Кавказских гор, используя географические карты, литературные произведения; способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания на практике.

  • Развивающие: продолжить формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с картами, текстами учебника и литературных произведений; учить понимать образный язык литературного произведения и связывать художественный текст с географическими понятиями, развивать творческие способности учащихся.

  • Воспитывающие: воспитывать чувство прекрасного, любовь к поэзии, используя произведения М. Ю. Лермонтова, рассмотреть значение Кавказа в жизни человека, показать красоту природы.

^ Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Оборудование : Географическая карта, атласы, портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин, акварелей и рисунков поэта на кавказские темы.

Мультимедийный проектор, экран. Презентация (прил.1); алгоритм деятельности детей на уроке (прил.2); тексты стихотворений М.Ю. Лермонтова (прил.3).

Предлагаемые результаты: Связывая географические понятия и художественное разнообразие произведений М. Ю. Лермонтова, создавать образ Кавказа.



^ Ход урока

1. Организация класса

2. Актуализация опорных знаний
Учитель литературы

Великолепные картины, (Слайд 1)

Престолы вечные снегов,

Очам казались их вершины

Недвижной цепью облаков.

М.Ю. Лермонтов
Прекрасные слова прекрасного поэта, самого яркого певца загадочной горной страны М. Ю. Лермонтова.

Что это за край, который он горячо любил и многократно изображал в своих стихах и рисунках?

^ 3. Мотивация учебной деятельности

Учитель географии

У нас с вами необычный урок. Бинарный. Сегодня мы будем изучать на уроке географии природу Кавказа, используя произведения М.Ю.Лермонтова.

Учитель литературы

Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной природы. Эта горная страна навсегда покорила сердце Лермонтова могучей красотой природы и её величием.

Учитель географии

Поэтому тему сегодняшнего урока мы определим строкой из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…» (Слайд 2)




Деятельность учащихся

Запись темы в тетрадь

^ 4. Изучение нового материала
План (Слайд 3)

1. Географическое положение Кавказа.

2. Рельеф.

3. Климат.

4. Внутренние воды.

5. Особенности природы.

«Ключ к уроку»

Учитель географии

География свидетельствует, что за рубежом не многие горные системы могут быть сопоставлены по красоте и величию с Кавказом. Подтвердите или опровергните эту мысль материалами, которые вы подготовили.

«Цепочка высказываний» (Слайд 4)

Швейцарский альпинист Андреас Фишер, посетивший горную страну, писал: «Кавказ напоминает Западные Альпы, но красотой, богатством ледников, роскошью лесов и растительности превосходит все, что можно видеть а Альпах …»

Деятельность учащихся

Выступление детей (дети получили опережающее задание)

Учитель литературы

Кавказская тема нашла отражение в целом ряде лермонтовских произведений. Назовите их. (Дети перечисляют и записывают в тетрадь произведения, а учитель дополняет: поэмы «Азраил» «Ангел смерти», «Измаил-Бей», «Хаджи Абрек», «Дары Терека», «Демон», «Мцыри»).

(Слайд 5)
Деятельность учащихся

(чтение стихотворения)
Тебе, Кавказ, суровый царь земли (Слайд 6)

Я посвящаю снова стих небрежный…
Еще ребенком робкими шагами
Взбирался я на гордые скалы,
Увитые туманными чалмами, –
Там ветер машет вольными крылами,
А вдалеке, как вечные ступени
С земли на небо, в край моих видений,
Зубчатою тянулись полосой,
Таинственней, синей одна другой,
Всё горы, чуть приметные для глаза,
Сыны и братья грозного Кавказа

М.Ю. Лермонтов

Учитель литературы (Слайд 7)

Какие события в жизни поэта связаны с пребыванием на Кавказе? Чем поразил Кавказ Лермонтова?

Деятельность учащихся. Ответы.

Учитель географии (Слайд 8)

По физической карте определить географическое положение Кавказа, ответив на вопросы:

– В каком полушарии находится Кавказ относительно экватора и нулевого меридиана?

– В каком направлении протянулись Кавказские горы?

– В какую геологическую эпоху образовались горы? (определить, используя карту строения земной коры)

Учитель литературы

А там, в дали грядой нестройной (Слайд 9)

Но вечно гордой и спокойной

Тянулись горы - и Казбек

Сверкал главой остроконечной. М.Ю. Лермонтов




Учитель географии

Кавказ - обширная горная страна, расположенная между Черным, Азовским и Каспийскими морями. Площадь этой территории - 440 тыс. км. Кавказ принято подразделять на две основные природные структуры - Большой Кавказ и Малый Кавказ. (Слайд 10)

Вершины Кавказа – остроконечные. Для Кавказа характерны крутые склоны. Развито современное оледенение.

Особенности гор – наличие потухших вулканов - Эльбрус, Казбек. Лакколитов - Машук, Бештау, характерны частые землетрясения. В 1841 году на склоне горы Машук, вблизи Пятигорска, во время  дуэли был убит М.Ю. Лермонтов.

Учитель географии

Кавказ – это высокие и молодые горы, подтвердите эти факты примерами из произведений поэта.

Деятельность учащихся

(чтение стихотворения)

Я видел горные хребты,

Причудливые как, мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег –

Как будто белый караван

Залётных птиц из далёких стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящий как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ! (Слайд 11)

М.Ю. Лермонтов



Учитель географии

Почему Лермон­тов называет Кавказ седым? Каков возраст Кавказских гор? Докажите, что Кавказские горы молодые.
Деятельность учащихся

(чтение отрывка поэмы «Измаил-бей») Слайд 12

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой…

Прекрасен ты, суровый край свободы

И вы, престолы вечные природы,

Когда, как дым, синея, облака

Под вечер к нам летят из далека ,

Над вами вьются, шепчутся как тени,

Как над главой огромных приведений

Колеблемые перья, - и луна

По синим сводам странствует одна.

М.Ю. Лермонтов

Деятельность учащихся

«Приём докажите!»

а) остроконечные вершины;

б) большая высота; Эльбрус 5642м., Дыхтау – 5203 м., Казбек - 5033 м.

г) частые землетрясения.

«Работа с картой» Определить координаты г. Эльбрус (5642 м) .

Учитель литературы

А вот как описывал Лермонтов двуглавую гору Эльбрус.

И уж в виду зубчаты цепи (Слайд 13)

Кремнистых бесконечных гор.

И Шат подъемлется над ними

С двумя главами снеговыми.

М.Ю. Лермонтов



Учитель географии

Картина М.Ю. Лермонтова «Вид на гору Эльбрус»

Слайд 14

Климат Кавказа

Учитель литературы

Светает – вьется дикой пеленой Слайд 15

Вокруг лесистых гор туман ночной;

Еще у ног Кавказа тишина;

Молчит табун, река журчит одна.

Вот на скале новорожденный луч

Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там и там.

М.Ю. Лермонтов

Учитель географии

Какой прекрасный отрывок. Ребята, свяжите его с климатическими особенностями Кавказа?

Используя климатическую карту, определите тип климата и дайте ему характеристику.

Учитель географии

«Реки – это зеркало климата». Реки Кавказа многочисленны. Наиболее крупные из них – Кубань, Терек, Кура, Риони. Зародившись высоко в горах Кавказа и питаясь водами растаявших снегов и ледников, несут они свои воды вниз, на равнину, к берегам Каспийского моря.

Определите, какие по характеру течения реки Кавказа?

Учитель литературы

Ребята, мы можем ответить на этот вопрос строками из поэзии Лермонтова






Деятельность учащихся

(чтение стихотворения)

Терек воет, дик и злобен (Слайд 16)

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

М.Ю. Лермонтов

В ущелье там бежал поток (Слайд 17)

Он шумен был, но не глубок

К нему на золотой песок,

Играть я в полдень уходил

И взором ласточек следил,

Когда они, перед дождём,

Волны касалися крылом.

М.Ю. Лермонтов

Учитель литературы.

Какие эпитеты подтверждают то, что эти реки имеют горный характер течения?

Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова.

Деятельность учащихся

(чтение отрывка)

Твоих вершин зубчатые хребты (Слайд 18)

Меня носили в царстве урагана,

И принимал меня, лелея, ты

В объятия из синего тумана.

И я глядел в восторге с высоты,

И подо мной, как остов великана,

В степи обросший мохом и травой,

Лежали горы грудой вековой.

М.Ю. Лермонтов



Учитель литературы
Какими выразительными языковыми средствами достигается гармония природы? (продолжайте выписывать эти средства в тетрадь)

Учитель географии

Лермонтов писал: «С тех пор я ничего подобного не видел. Горы кавказские для меня священны…» Слайд 19

Учитель литературы

Какое ещё одно прекрасное стихотворение - признание в любви поэта к Кавказу?

Деятельность учащихся

(чтение стихотворения наизусть)

Хотя я судьбой на заре моих дней, (Слайд 20)

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслись: все тоскую по вас.

Там видел я пару торжественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ

М.Ю. Лермонтов



Учитель литературы
Кавказ стал второй родиной для Лермонтова, «сыном Кавказа» называл он себя. Какой ещё талант раскрылся благодаря такой привязанности к этому удивительному краю? Талант художника.
Деятельность учащихся
«Информационная страничка»

Сообщение «Лермонтов - художник»

Слайд 21,22
Пейзажи с романтическими видами Кавказа занимают в творчестве Лермонтова-художника одно из важнейших мест. В них он прекрасный колорист, добивающийся цветового единства, живописец, который умеет мастерски передать тонкости воздушной перспективы. Гениальность и многогранность натуры Лермонтова поистине поразительна. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 г. Дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Исследователи полагают, что не только в литературе, но и в живописи Лермонтов стоял на пороге замечательных открытий.
Учитель литературы

Ребята, посмотрите на эти репродукции рисунков и картин Лермонтова. Далеко не все, что рисовал поэт, сохранилось. Сейчас известно 13 живописных работ, около 50 акварелей, многочисленные карандашные наброски в альбомах, на отдельных листах, на страницах рукописей. Природа удивляет и восхищает поэта.




Деятельность учащихся :

(отрывок из поэмы «Аул Бастунджи»)
Тебе, Кавказ суровый царь земли, Слайд 23

Я посвящаю снова стих небрежный.

Как сына ты его благослови

И осени вершиной белоснежной;

От юных лет к тебе мечты мои

Прикованы судьбою неизбежной

На севере – в стране тебе чужой

Я сердцем твой – всегда и всюду твой

М.Ю. Лермонтов

Учитель литературы

М.Ю. Лермонтов подарил русской литературе вдохновенные произведения, посвященные Кавказу. «Суровому краю свободы» он остался верен до конца дней.

Свою гибель предсказал в стихотворении «Сон» (Слайд 24)

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая ещё дымилась рана,

По капле кровь точилася моя…

М.Ю. Лермонтов

^ 5. Итог урока

Учитель географии

Помогли ли вам знания по географии лучше понять «мятежную душу» Лермонтова и его стихи?

^ 6. Закрепление материала

Задание 1. Составьте «Сенкан» к слову Кавказ, используя знания и впечатления сегодняшнего урока. (Слайд 25)




Название – Кавказ

Два прилагательных – высокий, седой

Три глагола – возвышается, завораживает, лечит

Фраза – Кавказ – молодое горное сооружение.

^ Существительное – Великан.
Задание 2. По впечатлениям от картин, стихов составьте предложения.

Меня восхитили….

Я удивлён…

Учитель литературы (Слайд 26)

«Юный поэт заплатил полную дать волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии, никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов »

В.Г. Белинский

7. Домашнее задание: используя знания литературы и географии, напишите сочинение – миниатюру «Какие тайны мне поведали Кавказские горы».

(Слайд27,28)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок» Бинарный урок «Литература география» Тема: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…» iconКавказ Вершины, которые мы уже покорили
Давно закончилось лето… Но воспоминания о поездке на Кавказ навсегда останутся в нашей памяти, потому что такие сильные впечатления...

Урок» Бинарный урок «Литература география» Тема: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…» iconЭтот урок посвящен созданию низкополигональной модели вертолета Apache...
Я попытался показать все детали моделирования. Так что это урок пошагового создания модели, подходящий для новичков в моделировании....

Урок» Бинарный урок «Литература география» Тема: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…» iconМихаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Жизнь его была коротка...
Кавказ. После он снова попал на Кавказ за дуэль с сыном французского посланника. В ту пору он уже приобрел известность. Однако, оставить...

Урок» Бинарный урок «Литература география» Тема: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…» iconУрока по теме «Предложения с обращениями»
Урок соответствует тематическому планированию. Тип урока: урок усвоения новых знаний и их закрепления. Тема рассчитана на 1 урок

Урок» Бинарный урок «Литература география» Тема: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…» iconЛитература 9 класс тема: мой пушкин
Тема: " мои пушкин". Итоговый урок по изучению творчества A. C. Пушкина. Цель: Помочь учащимся осознать величие творчества поэта...

Урок» Бинарный урок «Литература география» Тема: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…» iconУрок приключение Тема: Окончания имен прилагательных
Слово учителя: сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок – приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к земле...

Урок» Бинарный урок «Литература география» Тема: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…» iconУрок № Тема: Мой друг, характер моего друга

Урок» Бинарный урок «Литература география» Тема: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…» iconУрок русского языка 2 класс. Тема: Части речи
Сегодня у нас не просто итоговый урок по теме «Части речи». Сегодня у нас необычный урок. Урок — аукцион знаний

Урок» Бинарный урок «Литература география» Тема: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…» iconУрок-математика,информатика Цель урока
...

Урок» Бинарный урок «Литература география» Тема: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…» iconУрок №32 Тема урок
Тема уроку. Захист довкілля від забруднення синтетичними мийними засобами. 11 клас. Рівень стандарту

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<