Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 156.54 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации27.04.2014
Размер156.54 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > География > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Социальное действие и социальное взаимодействие как базовые понятия в социологии

[pic][pic] ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РЕФЕРАТ по социологии на тему: "СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ В СОЦИОЛОГИИ" Выполнил: Закаблуковский Евгений Викторович группа 009 Нижний Новгород 2001 СОДЕРЖАНИЕВведение I. Признаки социального действия II. Социальное действие как таковое III. Теории социального взаимодействияЗаключениеВ современном обществе важное значение придается оценке тех или иныхдействий индивидов. Каждый из нас ежедневно совершает множество поступков,давая при этом внутреннюю оценку своим действиям. В то же время, любой изнас, volens-nolens сравнивает свои поступки со шкалой моральных ценностейцивилизованного общества. Если критерии отнесения поступков кморальным/аморальным изучаются этикой, то взаимооценка действий и поступковлюдей входит в предмет социологии. Что же такое действие и что такоесоциальное действие? I. Признаки социального действия Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Во-первых,важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл -личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важнасознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожиданиеэтой реакции. У Т.Парсонса проблематика социального действия связана свыделением следующих признаков: . нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм). . волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды) . наличие знаковых механизмов регуляции В концепции Парсонса действие рассматривается как единичный акт и каксистема действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделениемактора (субъекта активного действия) и среды, состоящей из физическихобъектов, культурных образов и др. индивидов. При анализе действия каксистемы действие рассматривается как открытая система (т.е. поддерживающаяобмен с внешней средой), существование которой связано с формированиемсоответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.|Функции |Подсистемы ||адаптивная |биологический организм ||личностная |усвоение ценностей и норм ||социальная |совокупность социальных ролей (образцов поведения) ||культурная |усвоенные цели и идеалы | II. Социальное действие. Представьте себе, что вы читаете учебник по социологии. Как видактивности чтение связано с определенными затратами энергии, нормальнымфункционированием головного мозга, определенными мыслительными операциями,позволяющими воспринимать знаки на бумаге как слова и предложения. Однакоэти психофизические процессы не являются предметной областью социологии,хотя и необходимы для процесса чтения. Каким образом человек, читающийтест, может быть рассмотрен социологически? Прежде всего, внимание должно привлечь побуждение человека копределенной активности, то, что выступает непосредственной побудительнойпричиной действия, его мотивом. Тут можно предположить связь с желанием илиобязанностью подготовки к занятиям или простое любопытство. В любом случае стремление удовлетворить некоторую потребность вызываетк жизни систему побуждений и план определенных действий вместе с образомжелаемого результата. Соответственно побуждениям и целям подбираются средства. Причем еслиречь идет о любознательности как таковой, а результатом будет самополучение положительных оценок, то сама подготовка к занятию, включая ичтение, выступает как средство. Самому чтению в любом случае предшествовал выбор возможных вариантовповедения: готовиться или не готовиться к занятиям, "любопытствовать" илипослушать музыку... Результаты выбора определены были оценкой ситуации:насколько важна подготовка именно к этому занятию? Сколько времени этопотребует? Не попытаться ли выступить на семинаре без подготовки или вообщене ходить на занятия? И, наконец, какие следствия повлечет за собой тот илииной выбор? При этом Вы как человек, проявляющий целенаправленнуюактивность, выступали субъектом действия, а книга в качестве источникаинформации - как объект приложения ваших усилий. Таким образом, чтение книги связано с решением неких жизненных проблеми сознательно сориентировано относительно ответного поведения окружающих,то есть соответствует основным признакам социального действия. Социальноедействие отличается от чисто рефлекторной активности (потирание уставшихглаз) и от тех операций, на которые дробится действие (подготовить рабочееместо, достать книгу и т. п.). Однако читаете ли вы в библиотеке или дома, в одиночестве или вместе скем-то, ситуация свидетельствует, что вы студент или некто, так или иначесвязанный с учебным процессом. Это признак вашего включения в сферудействия социального института образования, а значит, ваша активностьорганизована и ограничена определенными нормами. Чтение связано с процессом познания, в котором вы реализуетеопределенные способы мышления, демонстрируете способность работы сразличными знаковыми системами как элементами культуры. Кроме того, самавключенность в процессы обучения и познания свидетельствует, что выразделяете определенный набор существующих в обществе ценностей. Таким образом, ваше действие (чтение) возможно лишь в рамках обществас определенным уровнем развития культуры и социальной структуры. С другойстороны, его описание, описание единичного действия возможно потому, чтосуществует достаточно длительная традиция исследований социального действияв социологии и философии. Иными словами, и само действие, и его описаниестановятся возможны только в результате вашей включенности в жизньобщества. Тот факт, что отдельное действие возможно лишь в рамках общества, чтосоциальный субъект всегда находится в физическом или мысленном окружениидругих субъектов и ведет себя сообразно этой ситуации, отражает понятиесоциального взаимодействия. Социальное взаимодействие можно определить каксистематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющиецелью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагаетвозобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является ирезультатом развития общества, и условием его дальнейшего развития. Социология, описывая, объясняя и пытаясь прогнозировать поведениелюдей, - в учебном ли процессе, в экономической ли деятельности илиполитической борьбе, прежде чем обратиться к эмпирическим исследованиямчастных проблем, обращается к созданию теоретической модели этогоповедения. Создание такой модели начинается с разработки понятиясоциального действия, выяснения его структуры, функций и динамики. Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект иобъект действия. Субъект - это носитель целенаправленной активности, тот,кто действует, обладая сознанием и волей. Объект - то, на что направленодействие. В функциональном аспекте выделяются этапы действия: во-первых,связанный с целеполаганием, выработкой целей и, во-вторых, с ихоперационной реализацией. На этих этапах и устанавливаются организационныесвязи между субъектом и объектом действия. Цель - идеальный образ процесса и результата действия. Способность кцелеполаганию, т.е. к идеальному моделированию предстоящих действий,является важнейшим свойством человека как субъекта действия. Реализацияцелей предполагает выбор соответствующих средств и организацию усилий длядостижения результата. В самом широком значении средство - это предмет, рассмотренный с точкизрения способности служить цели, будь то вещь, навык, отношение илиинформация. Достигнутый результат выступает как новое состояние элементов,сложившихся в ходе действия - синтез цели, свойств объекта и усилийсубъекта. При этом условием результативности выступает соответствие целипотребностям субъекта, средств - цели и характеру объекта. В динамическомаспекте действие предстает как момент самовозобновляющейся деятельностисубъекта на основе возрастания потребностей. Механизм реализации действия помогает описать так называемая "всеобщаяфункциональная формула действия": потребности -> их отражение в(коллективном) сознании, выработка идеальных программ действия -> ихоперационная реализация в ходе координируемой определенными средствамиактивности, создающая продукт, способный удовлетворить потребностисубъектов и побуждающий новые потребности. Подобно любой теоретической модели, данное представление о социальномдействии помогает увидеть общую природу бесконечно многообразных действий итаким образом уже выступает теоретическим инструментом социологическогоисследования. Однако для того, чтобы обратиться к анализу частных проблем,необходимо дальнейшее членение элементов этой модели. И, прежде всего вболее детальных характеристиках нуждается субъект действия. Субъект действия может быть рассмотрен как индивидуальный иликоллективный. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности(например, партии). Индивидуальный субъект существует внутри общностей, онможет отождествлять себя с ними или вступать с ними в конфликт. Контакт субъекта со средой своего существования порождает потребности- особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования,объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающееисточником активности субъекта. Существуют различные классификации потребностей. Общими чертами всехклассификаций выступают утверждение многообразия и возрастания потребностейи поэтапный характер их удовлетворения. Так, подобно всякому живомусуществу, человек нуждается в пищи и укрытии - это относится кфизиологическим потребностям. Но столь же необходимы ему признание исамоутверждение - это является уже потребностями социальными. К важным характеристикам субъекта действия относятся также совокупныйжизненный ресурс, уровень притязаний и ценностные ориентации. Совокупныйжизненный ресурс включает ресурсы энергии, времени, природных и социальныхпреимуществ. Люди располагают разными жизненными ресурсами в зависимости от своегосоциального положения. Все виды ресурсов по-разному проявляются иизмеряются для индивидуальных или коллективных субъектов, например,здоровье человека или сплоченность группы. Социальное положение, наряду с индивидуальными качествами субъекта,определяет его уровень притязаний, т.е. сложность задачи и результат, накоторый он ориентируется в своих действиях. Эти ориентации субъектаотносительно какой-либо сферы жизнедеятельности являются и ценностнымиориентациями. Ценностные ориентации - это способ различения социальныхявлений по степени их значимости для субъекта. Они связаны с индивидуальнымотражением в сознании человека ценностей общества. Устоявшиеся ценностныеориентации обеспечивают цельность сознания и поведения субъекта. Для описания источников социального объекта используется также понятиеинтереса. В узком значении интерес подразумевает избирательное,эмоционально окрашенное отношение к действительности (интерес к чему-либо,интересоваться чем-то или кем-то). Широкое значение этого понятия связываетсостояние среды, потребности субъекта, а также условия их удовлетворения.Т.е. интерес может быть охарактеризован как отношение субъекта кнеобходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей.Это отношение объективно и должно быть осознано субъектом. Большая илименьшая ясность осознания влияет на результативность действия. Возможно идействие вопреки своим интересам, т.е. вопреки своему реальному положению.Понятие интерес используется в литературе применительно к индивидуальным иколлективным субъектам. Потребности, интересы и ценностные ориентации выступают факторамимотивации действия, т.е. формирования его мотивов как непосредственныхпобуждений к действию. Мотив - осознанное побуждение к действию,возникающее при осознании потребностей. Как внутреннее побуждение мотивотличается от внешних побуждений - стимулов. Стимулы - дополнительныезвенья между потребностью и мотивом, это материальные и моральные поощренияопределенных действий. Сознательный характер действия не исключает роли эмоциональных иволевых факторов. Соотношение рационального расчета и эмоциональныхимпульсов позволяет говорить о различных типах мотивации. Исследования мотивации широко представлены в социологии в связи сизучением трудовой и учебной деятельности. При этом выделяют уровнимотивации в зависимости от уровня потребностей. 1. Первая группа мотивов связана с социально-экономическим положением индивида. Сюда входят, прежде всего, мотивы обеспечения жизненных благ. Если эти мотивы доминируют в действиях человека, то прослеживается его ориентация, прежде всего, на материальное вознаграждение. Соответственно повышаются возможности материального стимулирования. К этой группе относятся мотивы призвания. Они фиксируют стремление человека к определенному роду занятий. Для человека в этом случае важно содержание его профессиональной деятельности. Соответственно и стимулирование будет связано с материальным вознаграждением самим по себе. Наконец, к этой же группе относят мотивы престижа. Они выражают стремление человека занять достойное, по его мнению, положение в обществе. 2. Вторая группа мотивов связана с реализацией предписанных и усвоенных индивидом социальных норм. Этой группе также соответствует широкий спектр побуждений к действию, от гражданских, патриотических до групповой солидарности или "чести мундира". 3. Третью группу составляют мотивы, связанные с оптимизацией жизненного цикла. Здесь могут сменять друг друга стремления к ускоренной социальной мобильности и преодолению ролевого конфликта. Каждому роду занятий, даже каждому действию, соответствуют не один, амножество мотивов. Даже в частном примере, который мы приводили выше, можнопредположить, что побуждение к чтению не могло сводиться только к желаниюполучить оценку, или только к стремлению избежать неприятностей, или толькок любознательности. Именно множественность мотивов обеспечиваетположительное отношение к действию. Мотивы действия организованы иерархически, какой-то из них являетсядоминирующим. При этом исследователи зафиксировали для процесса обучения,например, обратную связь между силой утилитарных мотивов и успеваемостью ипрямую - между научно-познавательными и профессиональными мотивами. Системамотивации динамична. Она изменяется не только при смене занятий, но ивнутри одного их вида. Например, мотивы обучения изменяются в зависимостиот года обучения. Таким образом, важнейшие характерные черты мотивации действий - этомножественность и иерархичность мотивов, а также их определенная сила иустойчивость. В исследовании мотивации используются различные методы: опросы,эксперименты, анализ статистических данных... Так, результаты лабораторныхэкспериментов показывают изменение времени реакции в действиях, различныхпо своим мотивам. Аналоги таких экспериментов, хотя и без строгих методик,каждый из нас вероятно, имеет в своем жизненном опыте. Чем отчетливее исильнее необходимость сделать что-то (курсовую работу к последнему сроку),тем выше способность сконцентрировать на этом деле внимание, личныеспособности и организаторские таланты. Если вернуться к экспериментамлабораторным, то нужно отметить, что изменение быстроты реакции - этопсихологическая характеристика. Изучение мотивов, как и действия в целом,становится все более междисциплинарным. Для изучения словесных отчетовлюдей о мотивах собственных действий особенно важен характер задаваемыхвопросов. Например, вряд ли принесет пользу прямой вопрос: "Устойчивы ливаши профессиональные ориентации?" Больше информации можно получить, задаввопрос: "Как вы представляете себе род своих занятий в ближайшие пять лет?"Однако, выяснение подлинных мотивов действий людей чрезвычайно сложно. Теперь обратимся к более детальному рассмотрению целеполагания ицелеосуществления. Цель - это мотивированное, осознанное, выраженное всловах предвосхищение результата действия. Принятие решения о результатедействия рационально, если в рамках наличной информации субъект способен красчету целей, средств и результатов действия и стремится к их максимальнойэффективности. Связь между объективными условиями, мотивацией и целямиустанавливаются таким образом, что из двух определенных состоянийэлементов, обычно условий и мотивов, субъект делает вывод о состояниитретьего, цели. Предполагается ее отчетливость и достижимость, а также наличие усубъекта иерархии целей, выстроенных в порядке предпочтения. Рациональныйвыбор объекта, это выбор с точки зрения его доступности и пригодности длядостижения цели. Средства действия выбираются на основе оценки ихэффективности для достижения цели. Они инструментально подчинены ей, нобольше связаны с ситуацией. Действия такого типа, целерациональные действия, наиболее легкопрогнозируются и управляются. Эффективность таких действий имеет, однако,свою оборотную сторону. Прежде всего, целерациональность лишает смысламногие периоды жизни человека. Все, что рассматривается как средство,теряет самостоятельный смысл, существует лишь как приложение к главному,цели. Получается, что чем целеустремленнее человек, тем уже область смыслаего жизни. Кроме того, огромная роль средств в достижении цели итехническое отношение к ним, оценка их только по эффективности, а не посодержанию, делает возможной подмену целей средствами, утрату изначальныхцелей, а затем и ценностей жизнедеятельности вообще. Однако данный вид целеполагания не является ни универсальным, ниединственным. Существуют механизмы целеполагания, не связанные с расчетомэффективности, не предполагающие иерархии целей и расчленения целей,средств и результатов. Рассмотрим некоторые из них. В результате работы самопознания, постоянного доминированияопределенных мотивов, в которых преобладает эмоциональная составляющая, атакже в связи с четкой внутренней позицией относительно способа жизни, цельможет возникнуть как некоторый замысел, проект, жизненный план - целостный,свернутый и потенциальный. В соответствующих ситуациях он обеспечивает мгновенное принятиерешений. Такой механизм целенаправленности обеспечивает формирование ипроизводство целостной, неповторимой личности. Цель может выступать как долженствование, как закон действий,выведенный человеком из своих представлений о должном и связанный с высшимидля него ценностями. Следование долгу выступает как самоцель. Онобезотносительно к последствиям и независимо от ситуации. Такой механизмцеленаправленности предполагает волевое саморегулирование действий. Онможет ориентировать человека в ситуациях максимальной неопределенности,создавать стратегии поведения, которые выходят далеко за рамки наличной,рационально осмысливаемой ситуации. Целенаправленность может быть определена системой норм как внешнихориентиров, задающих границы дозволенного. Такой механизм оптимизируетповедение с помощью стереотипных решений. Это позволяет экономитьинтеллектуальные и другие ресурсы. Однако во всех случаях целеполаганиесвязано со стратегическим для субъекта выбором и всегда сохраняет значениесистемообразующего элемента действия. Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступаетпрограммой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов,ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается всодержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательномотношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердитьсебя в мире и изменить его, т.е. "овладеть миром". Инструментом такого овладения может стать и время, если человек умелораспорядится этим ограниченным ресурсом. Человек всегда соотносит своидействия со временем. В критические моменты целостная ситуация дробится начасы, минуты, секунды. Но время можно и использовать. Это предполагает активное отношение к нему, отказ от восприятиявремени как самостоятельной силы, принудительно разрешающей проблемы.Основное свойство времени - быть последовательностью событий - человекиспользует, располагая свои действия в некотором произвольно не нарушаемомпорядке, разводя "сначала - потом" в своих действиях и переживаниях.Используется и основная структура времени: "прошлое - настоящее - будущее".Так, настоящее, "теперь" для субъекта не мгновение, а период, когда выбореще не сделан. Ориентация в прошлое, будущее или настоящее меняет ключевоезвено в этой структуре. Итак, мы рассмотрели социальное действие как частный пример и кактеоретическую модель. Причем в этой модели было возможно и предельноеудаление от всех "частностей", и постепенное приближение к ним. Такая модель будет "рабочей" в исследовании различных видовдеятельности, будь то промышленное производство или научное творчество; врешении задач управления, касаются ли они стимулирования работников илиорганизации рабочего времени руководителя... Это возможно потому, что индивидуальные, уникальные действия состоятиз повторяющихся стандартных элементов, которые мы рассмотрели в этойглаве. Их набор составляет своего рода формулу. В зависимости от значений,которые принимают ее элементы, своеобразные переменные, может быть описанобесконечное многообразие социальных действий. III. Теории социального взаимодействия Микросоциологических концепций существует много. Вообще, концепциисоциального взаимодействия - это проявление многообразия социологическогознания. В свою очередь - это частный случай действия системного принципамножественности описания сложных систем.|Концепция |Автор |Основная идея, характеризующая || | |социальное взаимодействие как: ||1. Социального обмена |Дж. Хоманс |Обмен материальными и || | |нематериальными ценностями ||2. Символический |Дж. Мид, |Диалог, в котором люди придают ||интеракционизм |Г. Блумер |значение окружающему миру, стремятся|| | |истолковать действия других людей ||3. Управление |Э. Гофман |Спектакль, где люди исполняют свои ||впечатлениями | |"партии", создают тот или иной ||(социодраматический | |образ. ||подход) | | | Концепция социального обмена Основные идеи концепции социального обмена: . В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам. . Социальное взаимодействие - постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки - элементарные акты общественной жизни (схема "стимул - реакция") Концепция символического интеракционизма С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит изиндивидов, обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют значения;индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение. Оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкованияситуации. Личностное я означает, что человек может служить объектом длясвоих действий. Формирование значений - это набор действий, в ходе которых индивидзамечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему значениеи решает действовать на основе данного значения. В то же время истолкование действий другого - это определение для себязначений тех или иных действий окружающих. С т.з. интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, чточеловек выделяет из окружающего мира, придавая этому определенные значения. Концепция управления впечатлениями С т.з. Э.Гофмана человек предстает как художник, творец образов. Егожизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями иконтролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контрольосуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения.Типичный пример - создание имиджа, реклама, PR. Заключение Таким образом, социальное взаимодействие можно охарактеризовать какпроцесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг надруга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающихте или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом,вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов,составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов.Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М. 1990. 2. Белдикс Р. Современное общество //Американская социология. М., 1992 3. Вебер М. Избранные произведения, // М, Прогресс, 1990 4. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. "Западная социология" Санкт Петербург. 1997. 5. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. 6. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. История и технология. Ростов-на- Дону, 1996. 7. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. Электронная версия на сайте библиотеки кафедры философии и методологии науки Киевского нацуниверситета им. Т.Шевченко. http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/par1.html 8. Радугин А.А., Радугин К.А.. Социология. - М., Центр, 2001. 9. Смелзер Н. Социология М., 1994. 10. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<