Урок изобразительного искусства в 7 классе Тема: Взаимосвязь человека и природы. Фонтан в экстерьере




Скачать 122.9 Kb.
НазваниеУрок изобразительного искусства в 7 классе Тема: Взаимосвязь человека и природы. Фонтан в экстерьере
Дата публикации30.04.2014
Размер122.9 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > География > Урок


Урок изобразительного искусства в 7 классе

Тема: Взаимосвязь человека и природы. Фонтан в экстерьере.

Цель: формировать представление учащихся о взаимосвязи природной и культурной среды.

Задачи:

  1. Обучающая:

- дать понятие фонтана как связующего звена между архитектоникой города и природной

средой;

- учить распознавать основные виды фонтанов, характеризовать главные и второстепенные

элементы их композиции;

- совершенствовать навыки стилизации при создании макетов фонтанов в определенной среде.

2. Развивающая: развитие художественно – творческого потенциала учеников

3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природной и культурной среде, на основе эмоционального восприятия воспитывать любовь к искусству.

^ Тип урока: углубление знаний по архитектуре.
Оборудование:

а) для учеников: бумага для бумагопластики и оригами, клей, ножницы;

б) для учителя: фото фонтанов разных городов мира (Версаля, Петергофа, Рима, , Гурзуфа, Бахчисарая);

в) музыка: О. Респиги «Фонтаны Рима»;

г) видеофильм «Танцующий фонтан Дубаи».
^ Методы и приемы работы:

Рассказ, комментарий, демонстрация наглядности, организация восприятия, познавательной и оценочной деятельности учеников, стимулирование творческой активности детей, сравнительный анализ.

^ Виды деятельности учеников:

Восприятие, анализ, познавательная, оценочная, изобразительная деятельность.
Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Актуализация опорных знаний.

Мы продолжаем изучение архитектуры и проверим свои знания, разгадывая кроссворд.

^ 3.Вступительное слово учителя. Мотивация познавательной деятельности и актуализация опорных знаний. Тема нашего урока – фонтаны. Эпиграф урока:

« Что такое вода? Это главное таинство, главное чудо Планеты, это главный источник, из которого вылилась жизнь» Какие эмоции и мысли вызывают у вас эти строки?

Ответы.

Человек живет и творит в определенной пространственной среде. Но не следует забывать, что человек – это часть природы. С ростом урбанизации и развитием науки и техники нам все больше не хватает общения с природой. Именно поэтому жители городов стремятся быть ближе к природе, совершенствуя среду обитания.

^ Упражнение «Мозговой штурм»

  • Как человек может усовершенствовать городскую среду, приблизить ее к природе? (создавая небольшие оазисы в городе)

  • Какие природные объекты будут радовать глаз и будут уместны в любом городе? (зеленые насаждения, клумбы, озера, фонтаны)

^ 4. Изучение нового материала

Считается, что есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно долго – звезды, огонь и вода. Созерцание воды – или таинственной глубины озера, или прозрачных струй водопада, играющих в солнечных лучах, - и приятно и полезно для здоровья. Возле воды (моря, реки, озера) легче дышать, исчезают усталость и раздражение, приходит умиротворение, появляется бодрость.


Вот почему ещё в давние времена люди стремились создать искусственные водоемы; особенно их привлекала загадка бегущей воды.

Так появились фонтаны – декоративные сооружения, являющиеся основой или обрамлением для струй воды, которые бьют вверх или стекают вниз.

(Слайд 1 )

11.jpg


Сначала фонтаном ( от лат. fontis - источник) называли природный источник, а сейчас этим термином называют искусственные сооружения для перемещения воды и украшения территорий.

Объединение движущейся воды со скульптурой, архитектурой и зелеными насаждениями является одним из способов создания художественно-образных композиций в архитектуре и садово-парковом искусстве.

Фонтан является своеобразным связующим звеном между архитектоникой города и природной средой. Декоративные фонтаны выполняют эстетическую и экологическую функции. Они не только украшают город , но и увлажняют воздух.

Чтобы узнать, когда появились фонтаны, перенесемся в далекое прошлое.

(Слайд 2 )



Л.Ф.Лагорио. Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима. 1857-1859. Государственная Третьяковская галерея.

^ Появление исторических персонажей.

Житель Древней Греции:
История развития фонтанов очень интересна и начинается с тех времен, когда люди, любуясь гейзерами и водопадами, пытались создавать их искусственно. Сначала подобные источники украшались просто – их основание покрывалось плиткой или выкладывалось камнями. Но уже в Древней Греции художники и архитекторы, создавая фонтаны, давали волю своей фантазии. Выложенные мрамором, с мозаичным дном, фонтаны объединялись с водяными часами, механическими птицами, колоннами, головами львов. Но в первую очередь они служили источниками питьевой воды, охлаждали и увлажняли воздух.


(Слайд 3 )


Женщина у общественного фонтана на античной краснофигурной гидрии около 490 г. до нэ.







Архитекторы Древнего Рима научились прятать водные струи в трубы из обожженной глины или из бетона, по которым подавалась вода под давлением, что приводило к появлению фонтана. В первом веке нашей эры в Риме благодаря пристрастию населения к фонтанам на одного жителя расходовалось 1300 литров воды в день. С этого времени в доме каждого состоятельного римлянина устраивался небольшой дворик и бассейн, состоящий из главного фонтана по центру и маленьких фонтанов вокруг него. Шум и брызги воды, блеск солнца, миниатюрные радуги весь день украшали двор и были лучшим местом отдыха для проживающих людей в доме. Этот фонтанчик играл роль источника питьевой воды и источника прохлады в жаркие дни.

(Слайд 4)

атриумhome.jpg Вилла Стабия. Атриум. I в. н.э. Италия

Вельможа: Приветствую вас, юные пытливые умы, я прибыл из Версаля, резиденции французского короля и хочу рассказать про грандиозные системы фонтанов во дворцово-парковых комплексах, самыми интересными являются Версаль (Франция) и Петергоф (Россия).

Комплекс Версальского Дворца, его великолепие создавалось под руководством лично Людовика XIV, а воплощал идею в жизнь Андрэ Ле Нотр, закончивший свой проект в 1668 году. Этот французский стиль со временем стал доминировать в Европе. Людовик не считался с затратами – он предвидел, что о его резиденции будут говорить в веках. И оказался прав.

В своей летней резиденции король-солнце не мог не поместить свой символ. Поэтому здесь можно увидеть Аполлона – фонтан, из которого встает солнце, приветствуя монарха.

(Слайд 5)


d:\my doc\фото фонтанов\apollon2.jpg



Фонтан "Аполлон". 1671 г. худ. Ш.Лебрен, ск. Ж.-Б.Тюби.

Посреди огромного бассейна из-под воды выезжает колесница Аполлона, которую сопровождают дельфины и трубящие в рог тритоны. Из-под копыт лошадей и пастей дельфинов вырываются струи воды. Впереди бьет огромный водяной столб-веер. Два более скромных снопа воды расположены по краям композиции.
(Слайд 6)

d:\my doc\фото фонтанов\hs3b.jpg Фонтан «Латона»

1670 г. ск. братья Марси; 1687-1689 гг. арх. Ж. Ардуэн-Мансар.

На вершине четырехступенчатой мраморной пирамиды возвышается статуя Латоны с детьми. Вокруг нее из воды выступают головы и спины шести лягушек. Внизу пирамиду окружают черепахи. Из пастей животных бьют струи воды.

Посетив Версаль, Петр I решил, что мы ни чем не хуже и создал свой фонтанный комплекс – в Петергофе. Фонтаны в этих парках отличаются разнообразием, богатством отделки и множеством украшений.

(Слайд7, 8,9)

d:\my doc\фото фонтанов\34684849_paradnuyy_vid.jpg
d:\my doc\фото фонтанов\34690066_peterhof_grote_cascade.jpg d:\my doc\фото фонтанов\34691166_fontan_samson_petergof.jpg

Большой каскад Петергофа Фонтан "Самсон"

Особенно выделяется своей красотой и великолепием «Большой каскад» (арх. Ж.-Б. Леблон, И. Браунштейн, Н. Микетти) - комплекс из большого количества переплетающихся струй, позолоченных скульптур, барельефов. Фонтан «Самсон» (Б.-К. Растрелли) является главным фонтаном большого каскада. Он был установлен в Петергофе в 1735 году в ознаменование 25-летия победы русской армии над шведами под Полтавой. Битва произошла 27 июня, в день святого Самсона Странноприимца. Прощаюсь с вами и удаляюсь, меня ждут государственные дела.
Туристка: Приветствует Вас туристка из Америки. Я большая любительница современных технических чудес и расскажу вам о посещении необыкновенных фонтанов. В современных фонтанах значительную роль играют передовые технологии, новые изобретения. Наиболее поразительными и технически сложными являются светомузыкальные фонтаны. Изменение света и струй программирую под музыкальное сопровождение, создавая зрелище, напоминающее танец. Светомузыкальные фонтаны есть в Барселоне, Праге, Дубаи, Лас-Вегасе.

(Слайд 10)

d:\my doc\фото фонтанов\20080413215924_bellagio_fountains_mg_8876w.jpg

Один из красивейших фонтанов мира - танцующий, поющий и играющий всеми цветами радуги фонтан Белладжио, расположенный в Лас-Вегасе, в Америке. Он состоит из 1175 водяных струй, достигающих 80 метров в высоту. Струи «танцуют» под прекрасную музыку, как в балете: сходятся, расходятся, взлетают вверх и кланяются публике.

(Слайд11, 12,13) Невероятно красив фонтан Дубай(ОАЭ) - музыкальный фонтан, расположенный рядом с небоскребом Бурдж Дубай. Это один из самых больших и высоких фонтанов в мире. Фонтан состоит из 5 кругов разного размера и двух центральных дуг. Струи Дубая бьют на 275 метров — это больше, чем два футбольных поля. Фонтан подсвечен 50 цветными прожекторами и 6000 источниками освещения. Благодаря игре света и водных брызг в воздухе проектируются захватывающие дух картины, и всё это — под спокойное музыкальное сопровождение, под музыку "Time to Say Goodbye" в исполнении Andrea Bocelli и Sarah Brightman.

дубаи7_image00003.jpg dubai-0.jpg

dubaifountain.jpg

Посмотрите мой видеофильм.

Просмотр видеофильма (5 мин) «Танцующий фонтан Дубаи».

А сейчас мне пора, я спешу увидеть новые удивительные чудеса, созданные человеком. А вам успехов в изучении фонтанов.

Учитель: Много интересного мы услышали. Разнообразие фонтанов поражает, но, оказывается, все эти фонтаны четко разделяются на 3 группы, а что это за группы, вам предстоит узнать. Вы объединитесь в три творческие лаборатории, попробуете выяснить, какие разновидности бывают. С вами будут работать консультанты по устройству фонтанов. Итак, вы получаете практический материал для изучения, ознакомитесь с ним, выполните практическую работу – макет фонтана. Придумаете ему название и подготовите его презентацию.

^ 5.Самостоятельное изучение темы урока и практическая работа.

Все фонтаны делятся на 3 группы:

  • Фонтаны, в которых доминирующую роль играет вода.

  • Фонтаны, в которых скульптура и декор имеют главное значение, а вода - второстепенное.

  • Фонтаны, в которых водная композиция и архитектурно- скульптурная составляющая равноценны и взаимно дополняются.


Работа в группах.

^ Ученики объединяются в 3 группы. Руководители групп получают материалы и фотоиллюстрации для подготовки сообщений.
Материал для работы в группе №1

Фонтаны, в которых доминирующую роль играет вода.

В этих фонтанах вода служит природным материалом, который дизайнер превращает в настоящее произведение искусства. Зрителей завораживает движение воды, выполняющее роль и декора, и анимации. Главная черта такого фонтана – танец струй, их освещение и украшение. Фонтаны, в которых акцент только на воду, при выключении теряют свою привлекательность.

Примером фонтана, в котором доминирующую роль играет вода, является один из самых красивых фонтанов Петергофа «Пирамида». Этот фонтан имеет символическое значение. Вначале XVIII ст. в русской армии была традиция – в местах боев устанавливать обелиски из дерева или камня, по форме напоминающие пирамиды. Водяная пирамида Петергофа является своеобразным памятником победе русских войск в Северной войне. Фонтан начали строить в 1721 г. по проекту архитектора Н. Микетти. Фонтан «Пирамида» возвышается на мраморном пьедестале и достигает 8 метров. Падая вниз, масса воды переполняет глубокий квадратный бассейн и стекает четырьмя каскадами в канал. Здесь нет скульптур, цветников. Все внимание привлекает светлый обелиск из движущейся воды.

(Слайд14, 15)«Пирамида» Петергоф

d:\my doc\фото фонтанов\s192.jpg 0_68fd7_2fcff59c_xl.jpeg

^ Материал для работы в группе №2

Фонтаны, в которых скульптура и декор имеют главное значение, а вода - второстепенное.

Такие фонтаны, благодаря скульптуре, являющейся зачастую символичной, несут определенную смысловую нагрузку, становятся украшением городских площадей и скверов даже без воды, вода является элементом, дополняющим композицию.


Примером таких фонтанов является фонтан «Ночь», который находится в Гурзуфе, на территории обширного Гурзуфского парка. Это не просто фонтан, а оригинальная скульптурная аллегорическая композиция с фонтанами.

В центре – богиня ночи Никта в виде обнажённой женщины, которая держит факел в руке над головой. Её сопровождают бог сна Гипноз и бог любви Эрос. Снизу эту группу поддерживают атланты и кариатиды, они держат в руках больших рыб, которые символизируют молчание. Из открытых рыбьих ртов низвергаются вверх 60 струй воды, как бы стремящиеся загасить факел в руке у богини ночи Никты. Фонтан «Ночь» служит украшением Гурзуфского парка.


(Слайд 16) Фонтан «Ночь»
d:\my doc\фото фонтанов\1162810643.jpg


d:\my doc\фото фонтанов\532164.jpeg
p-0628.jpg


Материал для работы в группе №3

Фонтаны, в которых водная композиция и архитектуро- скульптурная составляющая равноценны и взаимно дополняются.

Эти фонтаны поражают своим видом. Они прекрасны и без движения воды, когда же «включается» вода, фонтаны получают новую жизнь. Игра солнечного света в брызгах веселых струй, тихое журчание и бурный шум водных потоков в соединении с художественным убранством фонтанов демонстрируют мастерство архитектора и скульптора.

Интересным примером объединения символической скульптуры и неспешного движения жемчужных капель является «Фонтан слез» в Бахчисарае, созданный в память о любимой жене хана Крым-Гирея. По одной из легенд это была польская княжна Мария Потоцкая, которая жила в гареме под именем Диляры и погибла от руки ослепленной ревностью жены хана Заремы. В 1820 году дворец посетил Пушкин, который под впечатлением от фонтана написал в 1824 году поэму «Бахчисарайский фонтан». Строки стихотворения Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца»:
^ Фонтан любви, фонтан живой!


Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

«Фонтан слез» (Сельсебиль) – создан иранским мастером Омером в 1764 г. На мраморной плите, украшенной орнаментом, расположены чаши. Вверху вырезан цветок лотоса, символизирующий лицо человека. Из центра цветка капля за каплей падают «слезы».
(Слайд 17) «Фонтан слез» в Бахчисарае

34688622_bahchisarayskiy_fontan.jpg



Ещё один пример: большой фонтан Рима - «Треви».

(Слайд 18)


треви_2236352.jpg
Этот фонтан находится в центре Рима, выполнен в стиле барокко, был построен в XVII веке. Название фонтан получил из-за итальянского слова, обозначающего перекресток трех улиц. Автором проекта является Николо Сальви. Фонтан поражает динамикой скульптур, завораживает движением водяных каскадов и струй, бьющих вверх. Архитектура, скульптура, вода – все вместе создает великолепный ансамбль.


(Слайд 19) фонтан Рима - «Треви»


trevi1b.jpg

Величественный фасад дворца и фонтан воспринимаются как единое целое, и поэтому фонтан кажется ещё грандиознее. Из центральной ниши дворца как на колеснице выезжает Нептун, сидящий на морской раковине, которую тянут тритоны и морские коньки. Боковые выступы фонтана имитируют естественные утесы и водопады. Взмывающие ввысь струи, стекающая каскадами вода воспроизводят чарующий звук морского прибоя. В нишах по бокам от Нептуна помещены аллегорические фигуры, а над ними — барельефы. На правом барельефе молодая девушка указывает римским солдатам, где находится источник. От этого источника проложили акведук, по которому вода поступала в Рим.


(Слайд 20) фонтан Рима - «Треви»

hs5b.jpg

На площади, которая напоминает заполненный зрителями амфитеатр, каждый день собираются туристы, чтобы полюбоваться фонтаном и бросить монетки в бассейн. К концу туристического сезона набирается крупная сумма – около 100 миллионов евро. Деньги отправляются на благотворительные нужды.

^ 6. Выступление творческих лабораторий и презентация макетов.

Учитель:

По образному сравнению выдающегося итальянского композитора Отторино Респиги, городские фонтаны – это мелодичные голоса Рима, а величественный «Треви» - настоящий солист столицы Италии. Непревзойденная красота и волшебное звучание этого чудо-фонтана вдохновила О. Респиги написать произведение «Фонтан Треви в полдень», которое входит в симфоническую поэму «Фонтаны Рима» (1916).

Прослушаем отрывок из произведения О. Респиги «Фонтан Треви в полдень»
7. Подведение итога.

С чем познакомились?

Что нового узнали?

Что удивило?

8. Творческое задание. Собрать материал о фонтанах Крыма.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок изобразительного искусства в 7 классе Тема: Взаимосвязь человека и природы. Фонтан в экстерьере iconКонспект урока в 6 классе Тема: Композиционные закономерности и приемы...
Тема: Композиционные закономерности и приемы в разных жанрах изобразительного искусства. Портрет как жанр искусства. Особенности...

Урок изобразительного искусства в 7 классе Тема: Взаимосвязь человека и природы. Фонтан в экстерьере iconУрок музыки в 5 классе Тема «Взаимосвязь разных видов искусства»
Оборудование: музыкальный инструмент, диски с записями, плакаты по видам искусств

Урок изобразительного искусства в 7 классе Тема: Взаимосвязь человека и природы. Фонтан в экстерьере iconУрок изобразительного искусства в 6 классе по программе «Мистецтво»
Воспитывать интерес к изучению архитектурного наследия мирового значения, уважительное отношение к памятникам архитектуры

Урок изобразительного искусства в 7 классе Тема: Взаимосвязь человека и природы. Фонтан в экстерьере iconУрок изо в 7 классе по теме: "искусство"
Тип урока: Бинарный. Творческий отчет учащихся по итогам изучения курса изобразительного искусства в 5-7 классах общеобразовательной...

Урок изобразительного искусства в 7 классе Тема: Взаимосвязь человека и природы. Фонтан в экстерьере iconУрок в 11 классе по биологии Тема: Влияние деятельности человека на состояние биосферы
Цель проведения: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе

Урок изобразительного искусства в 7 классе Тема: Взаимосвязь человека и природы. Фонтан в экстерьере iconУрок для детей старшей группы (7-9 лет)
«Мир отражается в душе моей». Графика, как вид изобразительного искусства и возможности графических материалов

Урок изобразительного искусства в 7 классе Тема: Взаимосвязь человека и природы. Фонтан в экстерьере iconУрок чтения во втором классе ( на русском языке) Тема: «Г. Скребицкий. На лесной поляне зимой»
Оборудование: иллюстрации с изображением зимней природы; предметные картинки; таблицы «Речевая разминка»; грамзапись, карточки для...

Урок изобразительного искусства в 7 классе Тема: Взаимосвязь человека и природы. Фонтан в экстерьере iconТема 1: Образцы изобразительного искусства Трипольской и скифской культур
Художественная культура Украины от древнейших времен до конца XVI в

Урок изобразительного искусства в 7 классе Тема: Взаимосвязь человека и природы. Фонтан в экстерьере iconУрок № Тема. Разнообразие ракообразных. Роль ракообразных в экосистемах и в жизни человека
...

Урок изобразительного искусства в 7 классе Тема: Взаимосвязь человека и природы. Фонтан в экстерьере iconТема 1: Образцы изобразительного искусства Трипольской и скифской культур
Художественная культура Украины от древнейших времен до конца XVI века

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<