1. Организационный момент. Учитель У




Скачать 100.37 Kb.
Название1. Организационный момент. Учитель У
Дата публикации03.06.2014
Размер100.37 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > География > Документы
Природные зоны Африки

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель (У): Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по Африке: мы обобщим, какие природные зоны находятся на этом материке, дадим им характеристику, узнаем как приспособились организмы к окружающей среде.

Сегодня у нас урок необычный, мы должны обобщить знания, полученные вами на уроках географии и биологии. Основной формой нашей работы будет работа в группах. Каждая группа будет представлять свою природную зону.

Вначале давайте вспомним, что такое природная зона?

^ Природная зона – крупный зональный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий увлажнения, почв, растительности и животного мира.

Какие природные зоны расположены на территории Африки?

Учитель. Чтобы отправиться в наше путешествие , необходимо определить ваши маршруты. Представьте, что вы получили письма из “прекрасного далёка”. Узнайте, о какой природной зоне в нем говорится, этим вы определите маршрут своей экспедиции.

1 письмо. В этих лесах то тут, то там растут деревья-гиганты. Их стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог стать крупным деревом. Многие животные приспособились жить на деревьях, так как идут каждый день ливневые дожди.

(Гилея – влажные экваториальные леса Африки)

2 письмо. Испанцы называют её дикой, первобытной равниной. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди которых встречаются редкие деревья, сбрасывающие листья в сухое время года. Здесь можно встретить огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго...

(Саванны)

3 письмо. Здесь почти не бывает дождей. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи, иногда с заморозками. Камни от этого трескаются и слышатся звуки, похожие на отдалённые взрывы. Жители говорят: “Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни”. Здесь ветер - великий властелин и властный хозяин. Караванщики говорят, что вместе с ним сюда приходит смерть.

(Пустыни)

И сейчас вам предлагается выбрать эмблему той природной зоны, которую вы будете представлять

^ Итак, маршруты определены. А теперь вам задание составить проект своей природной зоны. Вам розданы листики с главными особенностями всех природных зон Африки. Вы должны из всего перечня выбрать только те, которые характерны для вашей природной зоны, оформить свой проект и презентовать его. Одновременно, пока работает вся группа, вы должны отправить по одному представителю для поиска информации из интернета о рекордах и рекордсменах своей природной зоны. На работу вам дано 5 минут.

^ Листики с записями:

расположена по обе стороны от экватора

в бассейне реки Конго, на побережье Гвинейского залива

экваториальный климатический пояс

каждый день идут дожди

там всегда тепло и влажно

почвы красно-жёлтые ферралитные

почвы содержат большое количество железа и алюминия, имеют красный оттенок

богат животный мир

условия способствуют быстрому перегниванию остатков живых организмов, а также – размыву почв

растительный мир очень богат

многоярусность

вечнозелёность

почти отсустввует травяной покров

дисковидные корни-подпорки

ходульные придаточные корни

переплетающиеся друг с другом кроны верхних ярусов

кожистые, толстые, с глянцевитой, блестящей поверхностью верхней стороны листья

круглый год – лето

средняя температура +240С

экваториальные воздушные массы

расположена по обе стороны от экваториального леса

самая большая по площади природная зона Африки

занимает 40% площади материка

субэкваториальный климатический пояс

ярко выражены 2 сезона: сухая зима и влажное лето

в сухой сезон не происходит размыв почвы и идёт накопление гумуса

преобладает травянистый покров с отдельными деревьями или группами деревьев

расположение листовой пластинки ребром к солнцу

накопление в стволе в сезон дождей влаги впрок

листья мелкие и жесткие

своеобразная окраска животных

для маскировки

расположены в тропическом и субтропическом климатических поясах

почвы красно-бурые

воздушные массы сухие и жаркие

резкие колебания суточных температур

почвы песчаные и каменистые

растительность скудная

листья-колючки

очень длинные корни

короткий жизненный цикл

накопление влаги «про запас»

ночной образ жизни животных

растения и животные могут долго обходиться без воды

бедные почвы

растения и животные могут долго обходиться без воды

^ Итак, время истекло, пожалуйта, представьте нам свои проекты.

Проект 1. Гилея. Презентация проекта

Выступление из интернета.

Закрепление.

Найти соответствия:

  1. Лианы А. Травянистое растение

  2. Орхидеи Б. «Обезьяньи лестницы»

  3. Сейба В. Воздушные корни

  4. Фикус Г. Корни-подпорки

  5. Бананы


Итак, мы познакомились с гилеей. Стоя спиной к зловещей, чёрной стене леса, от которой до вас ещё будут доноситься удушливые испарения, вы в первый раз выпрямитесь во весь рост и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух САВАННЫ и жадно вглядываться вдаль.

^ Итак, свой проект представляет вторая группа.

Выступление

Сообщение из интернета

Закрепление.

Составить логическую цепочку из следующих звеньев:

  1. Много хищников (6)

  2. В зоне имеется сухой период года (2)

  3. Много крупных травоядных животных (5)

  4. Для произрастания лесов влаги не хватает, наряду с отдельными деревьями

и кустарниками развивается богатая травянистая растительность (3)

  1. Много растительного корма (4)

  2. Расположена в субэкваториальном климатическом поясе.(1)



Ну, а сейчас смотрим проект 3 группы.

Выступление

Сообщение из интернета

Закрепление.
На схеме надите соответствие между причиной и следствием в природном комплексе пустынь.

  1. Животные ведут ночной образ жизни. А. Образуются оазисы.




  1. Мало выпадает осадков Б. Температура воздуха в дневное время суток

может подниматься до + 50 градусов.


  1. Подземные воды близко подходят

к повехности В. Бедный растительный мир
Итак, мы познакомились с тремя природными зонами Африки, а теперь в качестве закрепления материала мы испробуем себя в роли редакторов. Сейчас вы получите текст, в котором заведомо допущены ошибки. Постарайтесь отредактировать текст, исправив все ошибки.
^ Где-то под руками были близко

Капитана Врунгеля записки.

Он себя считает знатоком,

Африканский мир ему знаком.

Постарайтесь-ка найти при чтении,

Что вы подвергаете сомнению.

Вот и сбылась ты, мечта моя!

Ликует команда: ура! Земля!

Мы в Африке. Тихий прощай океан,

Помог воплотить мне блестящий план.

На волнах прибоя доставил корвет.

Большей земли на всем свете нет!

Сентябрьской весной оживает природа,

Снега осталось совсем немного.

Хвоя тихонько летит с эвкалипта.

Пингвины купаются в глине липкой.

Смотрите! Куда-то бежит кенгуру,

Наверное, тигр с ней затеял игру.

Оленей берем, чтоб добраться в Сахару,

Прошу караван, но дают только пару.

В Сахаре нас ждут и покой, и уют,

Может быть, сока березки дадут.

Ну а пока я ловлю в Танганьике

щук и китов,

Но совсем невеликих.

Африка очень понравилась мне,

О чем сообщаю в этом письме.

(Т.Н.Дмитрук)

Итак, молодцы , с заданием справились. А теперь переходим к домашнему заданию.

Вы получили опережающее задание по группам: составить рекламу, антирекламу и памятку, отправляющемуся в путешествие в Африку.

Итак, слово первой туристической фирме Африки

^ 1 группа: реклама

2 группа: антиреклама.

3 группа: памятка отправляющемуся в путешествие в Африку.

Ну а теперь вам образное задание. Перед вами тарелка, но не пустая. Внимательно рассмотрите её содержимое и попробуйте определить, что бы вы сюда добавили и почему? ( бананы, кофе, финики, лук, капуста, свёкла)

Итак, мы завершаем наше путешествие по природным зонам Африки. Давайте оценим свою работу на уроке. Мы работали в группах и сейчас пусть каждая группа оценит работу своего капитана. А капитан оценит работу каждого в группе.
Д/З. Составить характеристику природной зоны вечнозелёных жестколистных лесов и кустарников. Написать мини-сочинение (Эссе) «Один день в …..»

Наш урок подошёл к концу, давайте подведём итог. Мы вам предлагаем закрнчить предложения:

« На уроке я узнал….»

«На уроке мне понравилось….»

« На уроке я научился……»
Если осталось время:

Устно выполняют задание.

  • Влажный экваториальный лес

  • Саванна

  • Пустыня

Распределить особенности, растения и животных по природным зонам: Лианы, вельвичия, жираф, горилла, оазис, пальмы, баобаб, лев, верблюд, колючки, смена сезонов, длинные корни, антилопы, ярусность.
Задание 2: Для каких природных зон характерны:

А) баобаб, антилопа, пальма дум, марабу, гепард

Б) масличная пальма, желтое дерево, фикус, окапи

В) молочай, алоэ, черепаха, гиена, шакал (новая7)

Выдели особенности животного мира своей природной зоны:

  • богатство животного мира

  • животные ведут ночной образ жизни

  • обитают большие стада животных

  • животные приспособились к жизни без воды

  • животные преодолевают большие расстояния в поисках пищи и воды

  • обитают человекообразные обезьяны

  • огромное количество насекомых

  • животные приспособились жить на деревьях

  • много опасных для человека животных и насекомых

  • много ядовитых животных и насекомых

Выдели особенности растительного мира вашей природной зоны:

  • многоярусность

  • преобладание травянистой растительности

  • вечнозеленность

  • разряженность растительного покрова

  • густота леса

  • растения засухоустойчивые

  • огромное количество видов растений

  • встречаются одинокие и небольшие группы деревьев и кустарников

Задание: определите природную зону по описанию.

Вот перед нами лесной биом,
Растений и животных очень много в нем.
Он многоярусный, лианой оплетен,
И «легкими Земли» зовется он.
В нем много «драгоценностей» растет,
Их в медицине использует народ.
На карте вдоль экватора найдешь
И мне ты эту  зону назовешь.

«Она протянулась от берегов Красного моря до побережья Атлантического океана, а на севере может достигать берегов Средиземного моря. Здесь зарегистрирована самая высокая температура на Земле +58°С… (новая)»,(новая6)

«цвет африканских сезонов круглый год один и тот же – зеленый. Только в один период зеленый цвет чист, ярок, а в другой – блеклый, словно выцветший… В сухой сезон земля превращается в камень, трава – в мочалу, деревья трещат от недостатка сока. И вот первый же ливень возвращает природу к жизни. Жадно напившись водой, земля разбухает от влаги, щедро отдает её деревьям, травам, цветам. Они пьют, пьют и напиться не могут… почти каждый день дождь то хлещет мощной струей, то сыплет мелкой водяной пылью. Температура воздуха падает, и местные жители зябко поводят плечами, жалуются: «Холодно!». Когда термометр показывает 18-20 градусов, некоторые африканцы считают, что наступили «морозы». Натягивают на себя все, что имеют из одежды, повязывают головы платками, разжигают на улицах костры, лишь бы унять дрожь». (Л. Почивалов (новая7

^ О какой природной зоне сказано:

Занимает около трети материка, особенно в северной части

Расположена вдоль побережья Гвинейского залива и у экватора

Занимает почти 40% площади материка

Иногда дожди не выпадают годами

Почвы красно-желтые ферралитные

Находится на западе материка в экваториальном поясе

Лесная растительность расположена ярусами

Преобладают травы и редко стоящие деревья

Места обитания верблюда, вельвичии

Деревья – баобаб, зонтичная акация

Климат субэкваториальный

Климат тропический сухой

Растительность очень скудная, не образует сплошного покрова

В зимний период деревья сбрасывают листву, травы выгорают, а летом растительность буйно развивается она опоясывает влажные экваториальные леса с севера, востока и юга

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Организационный момент. Учитель У iconУрока Организационный момент
Представить в виде обыкновенной дроби (учащиеся выходят и записывают ответы на доске)

1. Организационный момент. Учитель У iconУрок по теме «Вечер в семье»
Организационный момент. Good morning, boys and girls. My name is N. A. I am your English teacher today

1. Организационный момент. Учитель У iconУрока: I организационный момент
Цель: закреплять знания таблиц сложения и вычитания, состав числа, совершенствовать вычислительные навыки

1. Организационный момент. Учитель У iconУчитель английского языка, учитель высшей категории, учитель методист,...
Психолого-педагогическая поддержка – это сложный процесс, когда учитель выделяет позитивные явления и преимущества учащегося

1. Организационный момент. Учитель У iconОрганизационный момент. Создание эмоционального настроения. Приветствие
Логопед. – А сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма о том, как начинается дождь

1. Организационный момент. Учитель У iconУрок-игра Ход урока. Организационный момент. Методика «Настроение»
...

1. Организационный момент. Учитель У iconУрока I. Организационный момент. Контроль, коррекция и закрепление знаний
Род,число, падеж имени прилагательного определяется по роду, числу и падежу имени существительного, к которому оно относится

1. Организационный момент. Учитель У iconВоспроизводящий момент Книга седьмая
Земля, воплощается в свой момент. Для каждого из вас также должен наступить свой высвеченный вами момент. Но момент собирается только...

1. Организационный момент. Учитель У iconУрока: Организационный момент
Цели урока: продолжать формировать представление о птицях и зверях, устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой природе,...

1. Организационный момент. Учитель У iconПринцип Момент инерции определяется из углового ускорения. Оборудование
Угловая скорость, вращательное движение, момент инерции диска, момент инерции стержня, момент инерции материальной точки

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<