Урок модуль «Дальний Восток- край контрастов»




Скачать 140.17 Kb.
НазваниеУрок модуль «Дальний Восток- край контрастов»
Дата публикации16.06.2014
Размер140.17 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > География > Урок



Урок – модуль

«Дальний Восток- край контрастов»
Составил: учитель географии

МОУ СОШ №28 Багрецова И Н

Урок – модуль «Дальний Восток- край контрастов»

Оборудование:

  • физическая России,

  • карты Дальнего Востока,

  • картины природы Дальнего Востока

  • Листы – модули на парту.

Ход урока

Учебный элемент

Задание

^ Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0.

Общая цель урока

Сегодня мы будем изучать основные особенности природы Дальнего Востока. Это последний природный район России. Изучать особенности природы мы будем самостоятельно с помощью различных источников: текста учебника, карт атласа, картин и др.

Вы – участники экспедиции на Дальний Восток. Самый удивительный край, загадочный, контрастный: здесь можно увидеть белого, бурого и гималайского медведей, тигров, лишайники, лианы. Только на Дальнем Востоке в нашей стране есть действующие вулканы. На столе у каждого листы-модули. Заполните их.

Цель: Получить представление об особенностях природы Дальнего Востока.

В процессе учебной работы над заданием вы должны:


  • Показывать территорию ПК и его крупные природные объекты

  • Углубить знания о взаимосвязях природных компонентов (тектоническое строение – рельеф).

  • Определить влияние климатообразующих факторов на формирование климата территории.

  • Знать особенности внутренних вод территории.

  • Выделить причины большой контрастности природы территории Дальнего Востока

  • Уметь объяснить уникальность природы Дальнего Востока.

  • Развивать умение работать с различными источниками информации.







Внимательно прочитайте

УЭ-1.

Изучение нового материала

Цель: Показывать территорию ПК и его крупные природные объекты

^ Задание 1. Познакомимся с составом Дальнего Востока. По физической карте найдите следующие объекты:

- Моря: Берингово, Охотское, Японское, Чукотское.

- Заливы: Анадырский, Шелихова, Петра Великого, Пенжинская губа.

- Мысы: Дежнева, Лопатка.

- Острова: Врангеля, Ратманова, Командорские, Курильские, Сахалин, Шантарские.

- Полуострова: Чукотка, Камчатка

- Вулканы: Ключевская Сопка, Корякская Сопка, Шивелуч, Толбачик, Алаид.

- Хребты: Срединный, Джугджур, Буреинский, Сихотэ-Алинь.

- Нагорья: Чукотское, Корякское.

- Равнины: Зейско-Буреинская.

^ Задание 2. Проработайте вместе с соседом по парте, по очереди показывая найденные объекты.



Работайте устно с картами атласа


Работайте устно в парах

УЭ-2. Изучение нового материала


Цель: Углубить знания о взаимосвязях природных компонентов (тектоническое строение – рельеф - полезные ископаемые).
Задание 1. По тектонической карте определи возраст земной коры.

Задание 2. Ответь на вопросы:

- Почему на Дальнем Востоке есть действующие вулканы и бывают сильные землетрясения?

- Почему здесь преобладает горный рельеф?

Ты выяснил, что Дальний Восток относиться к области кайнозойской складчатости. Значит возраст Дальнего Востока - ……. Тектоническая территория - это подвижная территория, т. к. она находится ...

Здесь часты землетрясения и … , в море возникают гигантские волны - …. Вспомни землетрясение 1995 г., стершее с лица земли город ...

^ Задание 3. Найдем полезные ископаемые Дальнего Востока.

На Сахалине - ...

Приморье богато…

На Колыме…

На Чукотке добывают …

Задание 4. Сделайте вывод о взаимосвязи «тектоническое строение – рельеф - полезные ископаемые».


Работайте с атласом.
Выполняйте устно

Делайте записи в листке-модуле


Работайте с учебником §41.
Работайте с атласом. Делайте записи в листке-модуле

Вывод запишите на листке-модуле

УЭ-3. Изучение нового материала

Цель: Определить влияние климатообразующих факторов на формирование климата территории.

Задание 1. Определите влияние климатообразующих факторов

На климат Дальнего Востока большое влияние оказывают:

Большая протяженность с ... на .. .Дальний Восток вытянут от Северного Полярного круга до .... Поэтому климат здесь ...

Тихий океан оказывает влияние на побережье, т. к….

Ветры господствующие здесь - … они определяют главную особенность климата: осадки - ливневые и выпадают … . Снега зимой выпадает ….

^ Задание 2. Какой тип климата на Дальнем Востоке?




Работайте с учебником §41.

Делайте записи в листке-модуле

Вывод запишите на листке-модуле

УЭ-4.

Изучение нового материала

Цель: Знать особенности внутренних вод территории.

Задание 1. Используя физическую карту, найди реки: Амур, Зея, Бурея, Селемжа, Уссури, Анадырь.

Озеро ....- самое крупное. Реки напугали первых переселенцев. Особенно пугала стремительность, невиданные обилия воды в Амуре, внезапные паводки, самый сильный из которых бывает не весной, а ... .


Работайте с атласом.

Делайте записи в листке-модуле

УЭ-5.

Изучение нового материала

Задание 1. Заполните пропуски в тексте.

Природные зоны на Дальнем Востоке от тундры на севере, до смешанных лесов на юге - их называют ...

На Дальнем Востоке много эндемиков: женьшень, амурский бархат, маньчжурский орех, амурский виноград, лимонник, корейские кедры, березы - белая, черная, желтая, железная. В лесу - тигры и бурые медведи.

^ Задание 2. В чем особенность растительного и животного мира?

Задание 3. Смешались виды севера и юга. Почему?

Сделайте вывод о причине большой контрастности природы Дальнего Востока.



Используйте текст учебника §41, Энциклопедию Кирилла и Мефодия, картины природы Дальнего Востока

Выполняйте устно

Вывод запишите на листке-модуле

УЭ-6.

Выходной контроль

Цель: закрепить полученные на уроке знания по теме «^ Дальний Восток- край контрастов»».

Проверь себя.

- Я знаю, что такое Ханка, Уссурийская тайга, цунами, муссон, Сихо-тэ-Алинь, женьшень, Ключевская Сопка, гейзер.

- Я могу объяснить. Почему реки Дальнего Востока разливаются летом и весной?

- Почему здесь до сих пор землетрясения и вулканизм?

^ Задания по контурным картам:

1. Обозначить на контурной карте:

а) состав территории Дальнего Востока: Хабаровский край, Приморский край, Амурская обл., Камчатка, Сахалин, Командорские о-ва, Курильские о-ва, остров Врангеля;

б) проливы: Бериигов, Лаперуза, Татарский, Невельского, Кунаширский.

2. Формы рельефа:

а) нагорья Чукотское, Корякское;

б) хребты: Джугджур, Срединный, Сихотэ-Алинь.

3. Указать направление летних муссонов, границу вечной мерзлоты, Долину Гейзеров, озеро Ханка, Уссурийский край, Паужетскую геотермальную электростанцию.


Выполняйте устно

Выполняйте письменно в рабочей тетради на контурной карте

УЭ-7.

Домашнее задание

Цель: закрепить полученные на уроке знания и расширить кругозор.

Прочитать и пересказать §41, знать номенклатуру ПТК Дальнего Востока.

Запишите задание в дневник


^ Урок – проект

«Природные комплексы Дальнего Востока»
Составил: учитель географии

МОУ СОШ №28 Багрецова И Н

Урок – проект «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»

^ Цель: Расширение знаний учащихся об уникальной природе Дальнего Востока. Задачи урока: Рассмотреть особенности отдельных ПТК Дальнего Востока. Активизировать познавательную деятельность учащихся, привлекая их к проектной деятельности. Формировать навыки общения, коллективной работы.

Оборудование: Физическая карта Дальнего Востока, России; гербарии, книги. Энциклопедия Кирилла и Мефодия, Интернет - ресурсы, компьютер. Фломастеры, краски, карандаши, ножницы, листы ватмана.

^ Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Учитель:

Ребята, у нас сегодня необычный урок. Все мы приняты на работу в туристическое агентство Дальнего Востока. Наша задача сделать рекламу отдельным природным территориям Дальнего Востока, ведь это богатейший рекреационными ресурсами регион России. Команды туристического агентства сейчас приступят к составлению рекламного плаката, презентации, и будут готовиться к защите своего проекта. Но прежде, хотелось бы обсудить, какие вопросы обычно интересуют туристов?

^ Школьники предлагают рассмотреть различные вопросы и в результате формируют следующий план:

1) Географическое положение.

2) Кто изучал, открыл территорию?

3) Кто здесь жил раньше?

4) Рельеф (горы, равнины, вулканы, землетрясения).

5) Полезные ископаемые.

6) Климат (тип климата, влажный сезон, благоприятен ли для туристов, когда лучше поехать туристам).

7) Что надеть, что взять с собой?

8) Природные уникумы - что посмотреть.

9) Чем можно заняться - рыбалка, восхождение на вершину, охота, ванны с теплой водой и т. д.

Учитель: Где вы можете найти эту информа­цию?

Учащиеся: посмот­реть в энциклопедии, можно поискать в учебнике, атласе, Интернет-ресурсах.

Учитель: А как мы будем представлять нашу информацию?

Учащиеся: Результа­том нашего проекта будет компьютерная презентация или рекламный буклет.

Учитель: Прекрасно. Выбирайте, что вам бли­же и интереснее. Но на представление итогов работы 3 минуты.

(Школьники ищут информацию раз­ными способами.)

^ III. Решение учебной задачи

Формируются группы. Устанавливаются территории, которые необходимо описать: Чукотка, Камчатка, Командорские острова, Сахалин, Уссурийский край. В течение 5 минут ученики работают над планом – заголовками слайдов буду­щей презентации. Решают, что вначале это может быть какая-то обобщающая мо­дель (включает все пункты плана), а потом несколько слайдов реальной местности подтверждающей об­щие положения.

Учитель: Необходимо убедить туристов посмотреть именно ваш край, поэтому проект будет оцениваться по следующим критериям.

Критерии, по которым будет оцени­ваться ваша деятельность.

1. Четкая, достоверная, интересная наглядность (показ на карте территории)

2. Связность (логичность), доступность и речевая грамотность устного изложения материала, раскрывающего изображение на слайдах.

3. Умение заинтересовать слушателей (живые иллюстративные моменты, обратить внимание на подачу материала, нала­дить контакт с аудиторией, эмоциональ­ность выступления).

4. Осмысленность текста доклада (уме­ние отвечать на вопросы).

До конца урока ребята обсуждают ис­точники информации и способы ее сбора, возможный вариант внешнего вида и на­полнения будущих слайдов и ком­ментарий к ним, распределяют обязаннос­ти между членами команды. Готовят речь по защите проекта.

информативным, богатым материалом, а рассказ эмоциональным. Для наглядности можно показать проспекты туристических фирм.

^ Источники информации для подготовки рекламного проспекта:

- Хрестоматия по физической географии СССР. - М.: Просвещение, 1974.-С. 281-309.

- Хрестоматия. География России. (Дальний Восток) - М.: Аванта-плюс, 2002.

- Словарь по физической географии. / Ю. П. Пармузин. Г. В. Карпов. М.: Просвещение, 1994.

- Атласы для 8 класса, географический атлас России (природа).

- Карты: физическая Дальнего Востока; карты России - тектоническая, геологическая, климатическая, растительности, почвенная.

Физическая карта России;

С. 6-7, рис.

1. Политико-административная карта России;

С. 22, рис. 6. Часовые пояса мира и России;

С. 25, рис. 8. Освоение территории Сибири и Камчатки;

С. 26, рис. 9. Освоение территории Сибири и Дальнего Востока;

С. 42, 43, рис. 16. Полезные ископаемые России;

С. 53. Таблица «Главные действующие вулканы (Камчатка)»;

С. 75, рис. 35. Карта «Типы водного режима рек»;

С. 86. Крупнейшие озера России (Озеро Ханка);

С. 102, рис. 47. Типичные представители растительного мира России;

С. 103, рис. 48. Типичные представители животного мира России;

С. 201. Орографическая схема Восточной Сибири и Дальнего Востока;

С. 230. О Степане Петровиче Крашенинникове;

С. 233. О Николае Михайловиче Пржевальском;

С. 235, рис. 81. Исследование Дальнего Востока (схема);

С. 238. О Витусе Беринге;

С. 240. О Курильских островах

Материалы Энциклопедии Кирилла и Мефодия, Википедии и другие.

ІV. Рефлексия

Учитель: Какой вид работы мы избрали с вами для решения проблемы создания образа территории?

Учащиеся: Проект.

Учитель: Назовите последовательность наших действий при работе над проектом в рам­ках сегодняшнего урока.

Учащиеся: 1. Была сформулирована задача 2. Провели планирование работы: оп­ределили источники и способы сбора и анализа информации, способы пред­ставления результатов (форма отчета), ус­тановили критерии оценки результатов, распределили обязанности между члена­ми команды.

Учитель: Что мы будем делать дома и на следую­щем уроке? Выскажите ваши предложения.

Учащиеся: Дома будем подбирать материал, компоновать его обобщать материал, выби­рать форму представления.

^ V. Домашнее задание

Учитель: Хорошо. Запишите себе домашнее за­дание – работа над проектом.

Консультации можно получить сразу после урока.

Успехов в работе!
Урок 2

Основное содержание урока и организация учебной деятельности учащихся

^ I. Создание учебной ситуации (целеполагание)

Учитель: Сегодня после внеклассного поиска информации по заданной теме вы представляете проект для обсуждения. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

Учащиеся: Хотели бы представить свой проект, заслушать другие группы, получить информацию о природе разных частей Дальнего Востока.

^ II. Постановка учебной задачи

Учитель: Прекрасно. Значит, целью нашего урока явля­ется систематизация и обобщение мате­риала в интересной и познавательной форме. Каков ваш план действия на сегод­няшний урок?

Учащиеся: Кратко представить перед классом результат работы группы.

^ III. Решение учебной задачи

Учитель: Итак, я поздравляю вас! Сегодня вы имеете прекрасную возможность предста­вить всем продукт своего исследования и рассказать о нем.

Напоминаю вам о времени выступле­ния – 3 минут. Ответы на вопросы – 3 минуты. Желаю вам успехов!

Далее каждой группе в течение 2 -3 минут предлагается изложить результаты работы.

III. Представление и защита проекта.

По жребию команды представляют свои проекты.

Оценивание проектов происходит по следующим параметрам:

  • оформление,

  • богатство материала,

  • эмоциональный рассказ

  • безошибочность информации


При описании могут быть допущены ошибки, другие команды могут исправлять и получать дополнительные бонусы.

Учитель акцентирует внимание школьников на итоговую работу (в виде синквейна), которую они выполнят после заслушивания сообщений групп.
^ IV. Закрепление материала. Проводится написания синквейна по отдельным ПТК Дальнего Востока.

Домашнее задание: сравнить два ПТК:

А) ПК Чукотки и Камчатки;

Б) ПК Сахалина и Курил.

Приложение

Правило написания синквейна
Слово происходит от французского слова «пять». Это стихотворение из пяти строк.

1 строка: тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным.

2 строка: описание темы в двух словах, именами прилагательными.

3 строка: описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.

4 строка: фраза из четырёх слов, характеризующая тему или выражающая отношение автора к данной теме.

5 строка: одно слово- синоним к первому, на эмоционально-образном или филосовско-обобщенном уровне повторяющем суть темы.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок модуль «Дальний Восток- край контрастов» iconРеферат по истории. Тема: «дальний восток в великой отечественной войне»

Урок модуль «Дальний Восток- край контрастов» iconБобры Отряд: Rodentia Семейство
Распространение С. Америка, Скандинавия, и В. Европа, Ц. Азия, северо-западный Китай, Дальний Восток

Урок модуль «Дальний Восток- край контрастов» iconЦена холода На протяжении ХХ века Россия развивалась против тренда....
На протяжении ХХ века Россия развивалась против тренда. В большинстве стран население и промышленность концентрировались в местах...

Урок модуль «Дальний Восток- край контрастов» iconА. В. Ремнев (Омский госуниверситет)
Граф С. Р. Воронцов уже в царствование Александра I, обсуждая перспективы российских морских экспедиций на Дальний Восток, прямо...

Урок модуль «Дальний Восток- край контрастов» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Отечества: до недавнего времени прилегающие к Тихому океану земли еще не выделялись отдельным именем. Поразительная глубина пророчества...

Урок модуль «Дальний Восток- край контрастов» iconМаршрут: Причерноморье (Белгород-Днестровский, Одесса, Вилково) Вид тура
...

Урок модуль «Дальний Восток- край контрастов» iconКрасноярский край Общие сведения
Красноярский край вытянулся на 3 тысячи километров вдоль одной из крупнейших сибирских рек – Енисея. Край расположен в самом географическом...

Урок модуль «Дальний Восток- край контрастов» iconЯпония – страна контрастов индивидуальный тур для двоих Токио-Осака-Киото
Посетив несколько японских городов и окунувшись в мир жителей Страны Восходящего Солнца, Вы поймете, почему же Япония, может быть,...

Урок модуль «Дальний Восток- край контрастов» iconУрок усвоения новых знаний
Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры; эстетическое воспитание

Урок модуль «Дальний Восток- край контрастов» iconПрограмма «Восток Восток: партнерство без границ» Международный фонд «Возрождение»
«Развитие качества деятельности общественно-активных школ: насколько мы успешны?»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<