Відділ освіти Киівської районної у м. Донецьку ради




Скачать 113.83 Kb.
НазваниеВідділ освіти Киівської районної у м. Донецьку ради
Дата публикации18.06.2014
Размер113.83 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > География > Документы


Відділ освіти Киівської районної у м. Донецьку ради

Дошкільний навчальний заклад №404

Тематичне контрольно-ітогове заняття

«Казка, народжена музикою»

Музичний керівник ДНЗ №404

Гавриш В.В.

Донецьк-2013

Программное содержание:

Закрепить знания детьми фрагментов музыки русских и зарубежных композиторов, учить узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты. Учить различать характер, настроение каждого произведения, анализировать средства музыкальной выразительности, создающие образ, форму произведений, сравнивать пьесы с одинаковым названием. Побуждать детей к активному восприятию музыки с применением различных методов уподобления звучанию музыки (темброво-инструментального, моторно-двигательного, цветового), передаче характера сказочных персонажей в движениях. Закрепить знания об инструментах симфонического оркестра, продолжать формировать тембровый слух детей. Развивать творческое воображение детей, умение выразить в слове, рисунке характер музыки. Закрепить знания об основных жанрах музыки, о композиторах.
Репертуар:

  1. Н. Римский-Корсаков «Океан-море синее», «Полёт шмеля»;

  2. А.Хачатурян «Вечерняя сказка»;

  3. А.Лядов «Баба Яга», «Музыкальная табакерка»;

  4. П.Чайковский «Баба Яга», «Подснежник», «Вальс цветов»;

  5. М.Глинка «Марш Черномора»;

  6. К.Сен-Санс «Лебедь», «Королевский марш льва»;

  7. А.Вивальди «Весна».


Оформление зала:

Внизу на центральной стене – макет цветка без лепестков. Вверху на центральной стене портреты композиторов и изображения инструментов симфонического оркестра. На боковой стене – плакат с изображением трёх китов.
Ход занятия:

(дети стоят у входа в музыкальный зал)
Муз.Рук. - Ребята, сегодня я приглашаю вас в волшебное царство, где нас ожидает очень интересная беседа. А о чём, вы сейчас узнаете! Ну как, готовы? Тогда, начинаем!
(под торжественную музыку дети входят в зал и становятся в круг).
М.Р. – Ребята, вы знаете, кто Царица, главная волшебница в нашем зале, в нашем волшебном царстве?

Дети – Музыка!

М.Р. - Конечно же, музыка! Она такая разнообразная, многоликая и удивительная. Только что она увлекала нас своими праздничными и торжественными звуками и вот теперь её не слышно. Давайте, нежно позовём её, пропоем её имя.
Дети – Му-зы-ка!
(звучит «танец феи Драже» П.И.Чайковского)
М.Р. –

Слышите? Теперь она решила показаться нам таинственной и волшебной!

(под муз. Мендельсона «Песня без слов» М.Р. рассказывает стихотворение )

Тихо, тихо сядем рядом,

Входит музыка в наш дом,

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном,

И раздвинутся вдруг стены,

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут лесные тропки,

Тают в дымке голубой, -

Это музыка торопит

И зовёт нас за собой.

(К.Ибряев)
(Муз.Рук. вместе с детьми садятся на стульчики, расставленные полукругом )

М.Р.

Ребята, если Музыка - такая великая волшебница, наверное, она умеет многое! Что же умеет делать музыка?
(дети отвечают: выражать настроения и чувства, характер, рассказывать о животных и птицах, рассказывать о природе, подражать музыкальным инструментам, рассказывать сказки. Для того, чтобы активизировать индивидуальные ответы детей, муз.рук. может давать им какой-нибудь «музыкальный» предмет, которому ни могут отвечать. Это могут быть скрипичный ключ, футляр от кассеты, куда они «кладут» свои ответы и другое).
М.Р. – Правильно, молодцы!

Самое главное, о чём бы ни рассказывала музыка, что бы она ни изображала, она выражает настроение! Она имеет свой собственный язык и рассказывает не словами, а звуками. А вы умеете показывать ваши эмоции и настроения без слов? Я буду называть какую-нибудь эмоцию, а вы попробуйте показать мне её.

(дети мимикой проявляют эмоции, которые назовёт М.Р.)
М.Р.- Ребята, а хотели бы вы попасть в музыкальную сказку?

(далее рассказывает под музыку Ф.Мендельсона «Песня без слов» - аудиозапись).

Расскажу я вам сказку старинную, да не очень короткую и не слишком длинную. А такую как раз, как от меня до вас! Давно это было! Жила тогда Царица Музыка в огромном царстве, в необъятном широком и глубоком океане, где росли диковинные растения и цветы. И был у неё любимый музыкальный цветок, лепестки его были красочны и каждый лепесток звучал по-своему, каждый выражал особенную эмоцию и настроение. Как только в этом море рождалась новая музыка, у цветка вырастали новые прекрасные лепестки-настроения. В океане музыки было много прекрасных растений, но этот цветок Царица любила больше всего, потому что каждый лепесток помогал ей почувствовать любое настроение. Но вот однажды переполнилось море эмоциями и вот послушайте, что было дальше…

(Звучит фрагмент «Океан-море-синее» Н.А. Римского –Корсакова) .
М.Р. – Ребята, знакома ли вам эта музыка?

Дети – Да, это «Океан-море-синее».

М.Р. – Кто же написал это произведение, какой композитор?

Дети – Николай Римский-Корсаков.

М.Р. – Верно! Какое же настроение он выразил в музыке?

Дети – Эта музыка хмурая, суровая, строгая.

М.Р. – Да, вы правильно определили характер этого произведения. Можно ли сказать ещё, что эта музыка ненастная?

Дети – Да. А ещё она могучая и гордая.

М.Р. – Правильно. А всегда ли эта музыка ровная и однообразная?

Дети – Нет. Похоже, что волны в море то накатывают, то отходят назад.

М.Р. – А как вы поняли это?

Дети – Музыка становится то громче, то тише.

М.Р. - А скажите, ребята, если бы вы захотели нарисовать настроение этой музыки, какие цвета вы выбирали бы?

Дети – Тёмные, серые.
М.Р. – Как вы думаете, может ли начаться буря в таком море-океане?

Дети – Да!
М.Р. – Тогда слушайте нашу сказку дальше…

Океан начал волноваться, большие волны сметали всё на своём пути, они сорвали все лепестки с цветка и разнесли по всему морю! Вот они, эти лепестки!

(показывает лепестки, рассыпанные возле одной из стен зала. Лепестки сделаны из бумаги различных цветов и оттенков).
Очень расстроилась тогда Царица и решила: если кому-нибудь удастся вновь правильно подобрать к музыке лепестки волшебного цветка, тогда в душе каждого человека родится новая музыка! Вы хотите помочь Царице? Тогда – в путь! Мы будем плыть по океану музыки, внимательно слушать музыку и определять какие лепестки могут подойти к ней.

Давайте, попробуем подобрать первые лепестки к музыке «Океан-море синее»!
( дети подходят к центральной стене, подбирают лепестки к музыке и вставляют их в макет цветка, затем садятся на стулья возле фортепиано)
2. М.Р. – Итак, наше следующее произведение в путешествии по океану музыки.
(Звучит «Сказочка» А Хачатуряна в фортепианном исполнении муз.руководителя).
М.Р. – Ребята, вы узнали это произведение?

Дети – Это «Сказочка»

М.Р. – Да, это «Сказочка» композитора Арама Ильича Хачатуряна.

Вы знаете, в сказках добро борется со злом. Как вы думаете, что побеждает в этой сказке – добро или зло?

Дети – Добро!

М.Р. – Почему?

Дети – Потому что музыка в конце звучит так же как в начале, она ласковая, добрая и немножечко грустная.

М.Р. – А какая же она в середине?

Дети – Злая, колючая, сердитая.

М.Р. – Значит, музыка была не всегда одинаковая. Если в ней есть начало, окончание и середина с другим характером, значит, можно сказать, она имеет несколько частей. Как вы думаете, сколько частей в «Сказочке»?

Дети – 3 части.
^ М.Р. - Давайте, подберём лепестки к этой музыке!
(дети с М.Р. подходят к центральной стене и вставляют новые лепестки в макет цветка)

3. М.Р. – Вы знаете, ребята, в сказках случаются самые неожиданные встречи и превращения. Самые интересные сказочные персонажи всегда появляются неожиданно. Я снова слышу музыку. Что это?
(звучит «Баба-Яга» А.Лядова. М.Р. проводит короткую беседу с детьми о характере произведения, затем проводится сравнение с «Бабой Ягой» П.Чайковского из «Детского альбома», сопоставление различных иллюстраций о Бабе Яге )
М.Р. – Какое из двух произведений кажется вам страшнее: «Баба Яга Чайковского или «Баба Яга» Лядова?

Дети – «Баба Яга»Лядова.

М.Р. – Почему?

Дети – Потому что её играет не один инструмент, а целый оркестр!

М.Р. - А на сцене будто праздник, серебро и медь!

Сколько труб и скрипок разных – трудно рассмотреть.

Кто-то вдруг из полумрака вышел медленно на свет.

Дирижёр, он в чёрном фраке, он как ласточка одет.

Всё блестит в сиянье света, не найти свободных мест.

Мы, ребята, знаем, это…
Дети – Симфонический оркестр!

( Дети подходят к стене и рассматривают иллюстрации инструментов симфонического оркестра. Муз.руководитель спрашивает детей, какие инструменты они узнают, дети показывают и рассказывают).


М.Р. - Какой же лепесток из нашего волшебного цветка подойдёт к характеру этой музыки?
(дети выбирают яркие и тёмные лепестки и вставляют в макет цветка)
4. М.Р. - Я знаю, что на этой волне нашего океана мы можем встретить ещё кого-нибудь. Вы готовы к этой встрече? Тогда слушайте внимательно!
(звучит «Марш Черномора» М.Глинки).
Как мощно звучит оркестр в этом произведении! Вы хотели бы участвовать в этом оркестре? (Да!) Тогда давайте выберем инструменты и поможем оркестру
(дети играют на муз. инструментах вместе с аудиозаписью оркестра).



М.Р. - Какие же лепестки мы подберём к этой музыке?
(дети вновь подходят к цветку и вставляют в него новые лепестки)
5. М.Р. – Наш цветок постепенно заполняется новыми лепестками. Однако, готовы ли вы продолжать плавание? Хотите ли вы добраться до новой волшебной музыки? (Дети: Да!) Тогда мы идём к новой волне.
(звучит «Музыкальная табакерка» А.Лядова)
М.Р. - Вы узнали эту музыку, ребята?

Дети – Да, это «Музыкальная табакерка».

М.Р. – Назовите мне, пожалуйста, композитора.

Дети – Анатолий Константинович Лядов.

М.Р. – Правильно. Вы знаете, дети, музыка умеет подражать некоторым музыкальным инструментам. Перед вами лежат музыкальные инструменты и некоторые другие предметы. Давайте, будем импровизировать! Как вы думаете, какие бытовые предметы можно использовать, чтобы подчеркнуть характер этой музыки?
(На маленьком столике стоят бокалы, колокольчики, металлофоны и другие инструменты. Дети выбирают. Вместе с аудиозаписью играют на музыкальных инструментах и бокалах).
М.Р. - Какие же лепестки мы подберем к этой музыке?

(дети снова выбирают лепестки)
6.М.Р. – Вы, наверное, немного устали от нашего путешествия? Тогда, давайте, поиграем! (показывает музыкальную шкатулку)
В этой шкатулке находятся музыкальные рассказы об очень интересных существах. Когда вы услышите музыку, попробуйте угадать и изобразить в движении то, что вы услышите
(звучат фрагменты К.Сен-Санс «Королевский марш льва», «Лебедь», Римский-Корсаков «Полёт шмеля». Дети угадывают, но не говорят, а изображают в движении персонажей музыкальных фрагментов).
6. М.Р. - И снова мы будем любоваться красотой моря музыки!
(звучит «Подснежник» П.И.Чайковского)
М.Р.-

Вы узнали, что это? (ответ детей). Когда вы услышали эту музыку в нашем океане, какое у вас возникло настроение? (ответы детей). Какой характер этой пьесы? (беседа с детьми о настроении и характере «Подснежника»). Мелодия поднимается вверх или спускается вниз, а может быть кружится на одном месте? Всегда ли музыка была одинаковой? (разговор о различии настроения в трёх частях). Ребята, скажите, а можно ли спеть эту музыку?

Дети – Да, можно спеть, потому что в ней есть красивая, плавная мелодия!

Муз. рук. - А вы знаете какую-нибудь песню с мелодией такого же или похожего настроения? (дети называют знакомую песню)
(затем подбираем лепестки к этой музыке)
М.Р. - Ребята, хотели бы вы почувствовать себя прекрасными цветами в нашем океане музыки?). Если уж мы находимся в сказке, мы тоже можем стать её персонажами. Сейчас наши девочки превратятся в цветы и попробуют так же гордо передать характер следующей музыки.
(звучит «Вальс цветов» П.Чайковского. Девочки танцуют постановочный «Вальс цветов»)
М.Р. - Вы узнали музыку, под которую танцевали наши сказочные цветы?

Дети – Да, это «Вальс цветов» Петра Ильича Чайковского.

(затем выбираются новые лепестки к музыкальному цветку)
7.М.Р.- Я вижу, ребята, вы очень любите встречи со сказочными персонажами. Тогда, давайте, заглянем в гости к нашим трём трём жанрам-китам!(предварительно у детей было занятие о жанрах в музыке) Хотите? Каждый кит очень любит свою музыку и будет рад новому подарку! Сейчас мы будем слушать музыкальные фрагменты и дарить их китам.
^ ИГРА «ТРИ КИТА»


(звучат фрагменты произведений, дети определяют жанр произведений, затем подходят к плакату с изображением трёх китов и кладут открытку в «кармашек» соответствующему жанру-киту).
8.М.Р. – Ну что же, ребята, как вы думаете, получился у нас волшебный цветок? Понравится он царице Музыке? (Да!) Правильно ли мы подобрали лепестки, услышим ли мы новую, волшебную музыку, которая должна возродить всё вокруг? Прежде, чем узнать это, давайте вспомним, кто же является главными создателями замечательных произведений этого необъятного океана?
(Дети подходят к портретам композиторов, рассматривают, называют фамилии).


9.М.Р. – Вам понравилось наше путешествие в сказку?

Дети: - Да! Очень!

М.Р. - А теперь, давайте, присядем на ковёр, закроем глаза и прислушаемся. Я тоже думаю, что мы правильно подобрали волшебные лепестки, и каждый из нас сможет услышать новую прекрасную музыку!
(Дети садятся на ковёр. Звучит «Весна» А. Вивальди)
М.Р. – Эта прекрасная музыка имеет такое же прекрасное название. Это - «Весна». О её характере и настроении мы поговорим с вами на следующих занятиях. А за вашу помощь Царица Музыка прислала вам подарки – эти миниатюрные копии волшебного музыкального цветка, который в любую минуту грусти или радости будет помогать вам услышать прекрасную музыку. Нужно только внимательно прислушаться!
(М.Р. раздаёт детям маленькие копии «музыкального цветка»)
А теперь, вы можете пойти в группу и нарисовать наше путешествие и новую волшебную музыку.
(Под музыку А. Вивальди дети возвращаются в группу)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Відділ освіти Киівської районної у м. Донецьку ради iconМіністерство освіти І науки України Відділ освіти Ленінської районної...
Пресс-конференция с участием редакторов известных журналов и членов Клуба юных знатоков славянской письменности и культуры

Відділ освіти Киівської районної у м. Донецьку ради iconУправління праці та соціального захисту населення петровської районної у місті донецьку ради

Відділ освіти Киівської районної у м. Донецьку ради icon№08/ 47 Петровский сайт «Петровские новости»
Управління праці та соціального захисту населення петровської районної у місті донецьку ради

Відділ освіти Киівської районної у м. Донецьку ради iconПрограма факультативного курсу «Вчись думати» (основи практичної...
Куйбишевської районної у м. Донецьку ради, психолог вищої категорії, психолог-методист

Відділ освіти Киівської районної у м. Донецьку ради iconДодаток №7 до розпорядження
Відділ з питань благоустрою, санітарії та екології виконавчого комітету Першотравневої районної у місті Чернівці ради

Відділ освіти Киівської районної у м. Донецьку ради iconПлан роботи наркопосту Комунального закладу освіти «Солонянська середня...
«Солонянська середня загальноосвітня школа №1 Солонянської районної ради Дніпропетровської області»

Відділ освіти Киівської районної у м. Донецьку ради iconНа уроках початкової школи
Схвалено методичною радою районного методичного кабінету відділу освіти виконкому Довгинцівської районної в місті ради

Відділ освіти Киівської районної у м. Донецьку ради iconКоломацька районна державна адміністрація харківської області відділ освіти
Відділ освіти Коломацької рда повідомляє про те, що 3-5 червня 2013 року квнз «Харківська академія неперервної освіти» проводить...

Відділ освіти Киівської районної у м. Донецьку ради iconЛенінська районна у м. Донецьку рада відділ освіти І етап Всеукраїнської олімпіади з географії
Объясните происхождение поясов низкого атмосферного давления на экваторе и в умеренных широтах, поясов высокого давления на поясах...

Відділ освіти Киівської районної у м. Донецьку ради iconУправління освіти Фрунзенської районної у м. Харкові ради Харківська...
Использование информационно-комуникативных технологий (икт) в работе учителя литературы – одна из актуальных проблем современного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<