Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 284.05 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации26.02.2013
Размер284.05 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > География > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Разработка тестов и дидактических материалов по предмету Чрезвычайные ситуации природного характера

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Кафедра безопасности жизнедеятельности Курсовая работа На тему: “РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ (ТЕСТОВ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ) ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА ОТ НИХ”. Исполнитель: Студент группы № 1035 1 курса специальности БЖД Х Х Х. Научный руководитель: кандидат биологических наук доцент кафедры Х Х Х. Томск – 2004 СОДЕРЖАНИЕ Стр.ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….......3 ГЛАВА IФормы, место, цели и методы контроля знаний и умений учащихся………………………..5 1. 1. Основные формы контроля знаний и уменийучащихся………………………...5 1. 2. Место контроля, цели проверки знаний и умений учащихся впроцессе изучения безопасности жизнедеятельности……………………………………………………7 1. 3. Выводы по главе I…………………………………………………………………..8 ГЛАВА IIРазработка контрольных и проверочных заданий, тестов, зачетов…………………………..9 2. 1. Общие параметры тестовых и контрольныхзаданий…………………………....9 2. 2. Геофизические опасные явления…………………………………………………10 2. 3. Геологические опасные явления(экзогенные)………………………………….11 2. 4. Метеорологические и агрометеорологические опасныеявления…….………..13 2. 5. Морские и гидрологические опасныеявления……………………...….……….14 2. 6. Биологические чрезвычайные ситуации – инфекционныезаболевания............16 2. 7. Природныепожары.................................................................................................17ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................20СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................21 ВВЕДЕНИЕ. Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебногопроцесса, от правильной постановки которого во многом зависит успехобучения. В методической литературе принято считать, что контроль являетсятак называемой "обратной связью" между учителем и учеником, тем этапомучебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективностиобучения предмету. Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устныйопрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторныеработы, отчеты по производственной практике. Такие методы контролированияуспеваемости студентов и учеников в настоящее время используют большинствоучебных заведений. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания,методов, времени и места./1/ В литературе встречается следующее определение тестов: Тесты [<англ. test испытание, исследование] - это достаточнократкие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания,позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценитьпреподавателями и студентами результативность познавательной деятельностистудентов, т.е. оценить степень и качество достижения каждым студентомцелей обучения (целей изучения). Тесты предназначены для того, чтобы оценить успешность овладенияконкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, иявляются более объективным показателем обученности, чем оценка. Одним из недостатков тестового метода контроля знаний студентовявляется то, что создание тестов, их унификация и анализ - это большаякропотливая работа./4/ Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимонесколько лет собирать статистические данные. Возможно возникновение идругих трудностей. Довольно часто встречается значительный субъективизм вформировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовыхвопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того,сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных втестовое задание вопросов и т.д. Но, несмотря на указанные недостатки тестирования, как методапедагогического контроля, его положительные качества во многом говорят оцелесообразности использования такой технологии в учебных заведениях. К достоинствам следует отнести: . как было сказано, большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность студента, учащегося; . исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного преподавателя; . ориентированность на современные технические средства на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем; . универсальность, охват всех стадий процесса обучения./4/ Хочу отметить и другие достоинства. Тестированный опросмногофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать сданным студентом, а также помогает лектору скорректировать курс. 1. В итоге следует заметить, что использование с 1 курса тестирования студентов поможет объективно провести аттестацию вуза, которая проводится с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. /http://www.pedlab.ru// При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил,необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценкиуспешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами.Так, необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равнойпредставленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д. Тестне должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталямис акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если втест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него.Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно,чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важнопроследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой дляответа на другое. Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом,чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомонеподходящего ответа. Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания.Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко,желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобнаальтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно изперечисленных решений “да - нет”, “верно - неверно”./1/ Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно илинесколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи немогут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи дляустного счета. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, неменее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболеетипичные ошибки. Меня заинтересовали вопросы: какими критериями руководствуютсяпреподаватели, планируя контрольные этапы, на какие задания надо опираться,чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?Ответ на эти вопросы, а также разработка контрольных мероприятий по теме“Чрезвычайные ситуации природного характера” и составляют цель моей работы. Для достижения этой цели я поставил перед собой следующие задачи: . выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся; . выяснить, какие формы контроля сложились в практике преподавателей безопасности жизнедеятельности, и какие рекомендации по проведению контроля дают учителя и методисты-ученые; . детально изучить такую форму контроля как тест, усовершенствовать этот метод по предмету “Чрезвычайные ситуации природного характера”. ГЛАВА I. ФОРМЫ, МЕСТО, ЦЕЛИ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ. 1. 1. Основные формы контроля знаний и умений учащихся. Формы контроля знаний и умений учащихся - многочисленные,разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольныхзаданий. Форм контроля очень много, так как каждый учитель вправе придуматьи провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания.Государственный стандарт образования в области безопасностижизнедеятельности обозначил обязательные требования к форме и содержаниюконтрольных мероприятий на уроках БЖД. Проверка соответствия учебнойподготовки школьников и студентов требованиям стандарта проводится спомощью специально разработанной системы измерителей достижения стандартаобразования.... Система измерителей должна быть полностью соответствоватьтребованиям стандарта, надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимостьполученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависетьот личности проверяющего)./2/ Система измерителей может быть представлена в форме традиционныхписьменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответаили краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы итого, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равнойзначимости всех требований стандарта. К каждой системе измерителей должны быть представлены критерииоценивания, на основе которых делается вывод о достижении или не достиженииучащимся требований государственного стандарта.… В практике проверкидостижений учащимися обязательного уровня подготовки по безопасностижизнедеятельности используется следующий критерий: если учащийся правильновыполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющейвышеперечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении даннымучеником требований стандарта./3/ Система образцов заданий должна быть открытой, что позволяетпреподавателям, учащимся, а также любому заинтересованному лицу составитьболее детальное представление об обязательных требованиях стандарта,обеспечить студентам более комфортную обстановку при проведении контроля,сняв свойственные в такой ситуации тревожность и нервозность. Особенностью требований к уровню подготовки учащихся в стандартеобразования в области безопасности жизнедеятельности является наличие в нихпрактических умений. Проверка сформированности таких умений должнаосуществляться с помощью экспериментальных заданий, которые могутсоставлять часть общей проверочной работы.В учебной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний иумений учащихся которые я представлю в своей работе: . тестовое задание; . краткая самостоятельная работа; . устный зачет по изученной теме. Ниже я постараюсь ответить на вопрос, какая именно деятельность скрываетсяза тем или иным названием формы контроля знаний и умений учащихся, а такжедам собственную оценку целесообразности использования данных форм наразличных этапах обучения. 1. Тестовые задания. Здесь учащимся предлагается несколько, обычнодва-три, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный.Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна изнаиболее распространенных форм контроля во всей системе образования.Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, чтопозволяет охватить большее количество материала за то же время. 2. Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них - это трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны преподавателем без достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знании, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта. Поэтому преподавателю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без теоретической подготовки. Рассмотрев работы учителей и методистов по созданию тестов по безопасности жизнедеятельности, я сделал вывод, что идеология составления подобных заданий примерно одинакова у разных авторов: "на каждый вопрос приведено от двух до пяти ответов, среди которых один (реже два) являются правильными, а остальные - неполные, неточные или неверные, большая часть неверных ответов - типичные или вероятные ошибки учащихся". /http://www.uchebnayaprog.msu.ru/ Следует, однако, отметить, что тестовые задания дают возможностьпроверить ограниченную область знаний и умений учащихся, оставляя в сторонедеятельность по созданию объектов, воспроизведению конкретных ситуаций,соответствующих научным фактам и экологическим явлениям и т.п. Порезультатам выполнения тестов преподаватель не может проверить уменияучащихся решать комбинированные задачи, способности построения логическисвязанного ответа в устной форме.Задания с выбором ответа целесообразно применять в тех случаях, когда этаформа контроля знаний имеет преимущества перед другими, например, ониособенно удобны с применением различного типа контролирующих машин икомпьютеров. Авторы тестовых разработок сходятся во мнении, что тесты немогут заменить других форм контроля, однако что они открывают много новыхвозможностей перед учителем, проводящим контрольный урок, т.к. снимаюттрудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся напоставленный вопрос. Отмечается один из основных недостатков этого метода,тестовый контроль не проверяет умение учащихся строить ответ, грамотно илогично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать своисуждения. В этой связи многие авторы предлагают после проведения тестовогоконтроля проверять, насколько правильно учащиеся могут устно обосноватьответы, которые они дали в тестовых заданиях, причем на это долженотводиться еще один контрольный урок. Я не согласен с таким решениемпроблемы, т.к. при этом теряется основное преимущество такой формыконтроля: возможность проверить большой объем знаний за небольшойпромежуток времени. По-моему, решение этой проблемы может быть только одно:сочетание тестовых заданий с другими формами контроля, которые смогутпроверить области, недоступные тестам, не дублируя их результаты. 2. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь учащимся такжезадается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать своиобоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретическиевопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися конкретные ситуации,сформулированные или показанные с целью проверить умение учащихсяраспознавать природные явления; задания по моделированию (воспроизведению)конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. Всамостоятельной работе могут быть охвачены все виды деятельности кромесоздания понятий, т.к. это требует большего количества времени. При этойформе контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют изаписывают свои мысли и решения. Понятно, что кратковременнаясамостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формыконтроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногдасамостоятельная работа состоит и из одного задания. 3. Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля встаршем звене. Его достоинство заключается в том, что он предполагаеткомплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Учащийся может решатьзадачи, потом делать тестовые задания, а затем беседовать с преподавателем.Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированностьданного предметного мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотретьнепонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Этонаиболее индивидуализированная форма. Преподаватель решает, основываясь нарезультатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знанияи умения целесообразно проверять у какого учащегося: всем даютсяиндивидуальные задания. Зачет требует большого количества времени, ипоэтому многие учителя предпочитают освобождать от него часть успевающихучеников. Я считаю, что зачет ценен тем, что это единственная форма контроля,где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем,идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальнымподходом к каждому ученику. Поэтому, по моему мнению, зачет надо проводитьв его традиционной форме, как беседа учителя и ученика. Однако, несмотря наразные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературесложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета по теме:/3/ . на зачет отводится не более 2 уроков; . подготовка к зачету ведется заблаговременно, учитель уже в начале изучения темы сообщает дату проведения зачета и перечень теоретических вопросов, которые войдут в билеты. 1. 2. Место контроля, цели проверки знаний и умений учащихся в процессе обучения безопасности жизнедеятельности. Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессеобучения, определяется ее целями. Как было установлено, основная цель проверки как для учащихся, так идля учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения поданной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая.Естественно предположить, что контроль нужен на равных этапах обучения и наразном уровне: тематический, зачет, экзамены и так далее./3/ Контроль, проводящийся после изучения небольших “подтем” или цикловобучения, составляющий какой либо раздел, принято называть текущим.Контроль, проводящийся после завершения крупных тем и разделов предметапринято называть итоговым. Итоговый контроль также включает в себяпереводные, выпускные экзамены и зачеты. Преподавателю необходимо установить, какая форма контроля подходитдля текущего контроля, а какая - для итогового. Это можно сделать, учитываявремя, которое занимает та или иная форма, а также количество материала,которое она позволяет проверить. Так, например, кратковременнаясамостоятельная работа с полным правом могут быть отнесены к текущемуконтролю знаний и умений учащихся; они кратковременны и не могут охватитьвесь изученный материал. Тестовые задания, составленные по-разному, сразным количеством вопросов, могут быть как формой текущего, так иитогового контроля, однако чаще задания с выбором ответов используются притекущей проверке. Устный зачет по теме - формы итогового контроля, так какохватывают большое количество материала и занимают много времени./4/ На основании всего сказанного можно составить такую нагляднуютаблицу (табл.1): Таблица 1.|Виды контроля |Формы контроля ||1. Текущий контроль знаний и умений|а) Тестовые задания; || |б) Кратковременная самостоятельная || |работа. ||2. Итоговый контроль знаний и |а) Устный зачет по теме; ||умений |б) Тестовые задания | Итак, при анализе целей проведения контрольных мероприятий,выявляются 2 вида контроля, текущий и итоговый, каждый из них имеет своеместо в процессе обучения безопасности жизнедеятельности и выполняетопределенные задачи обучения./4/ 1. 3. Выводы по главе I. В главе I я рассмотрел сложившееся на сегодняшний день пониманиеконтроля, а также сформулировал некоторые свои замечания по этой проблеме.Тем самым, в этой главе я выполнил первые две цели, поставленные передомной при написании этой работы. Результаты моей работы в главе I можнократко изложить в следующей таблице (табл.2) Таблица 2.|Цели контроля | а) подготовить учащихся, убедившихся в том, что ||знаний и умений |усвоенные ими новые знания в области безопасности ||учащихся |жизнедеятельности и умения отвечают предъявляемым || |требованиям; || |б) получить информацию о том, усвоены или нет каждым|| |учащимся знания, указанные в образовательной цели || |изучения темы (цикла знаний); научились ли учащиеся || |видам деятельности, указанным в цели по разлитию || |изучения темы (цикла знаний). ||Формы контроля |тестовое задание; ||знаний и умений |краткая самостоятельная работа; ||учащихся |устный зачет по изученной теме. | Естественно предположить, что глава II моей работы будет посвященадостижению оставшейся цели, то есть разработки контрольных мероприятийнепосредственно по дисциплине “Чрезвычайные ситуации природного характера изащита от них”. ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ ЗАДАНИЙ, ТЕСТОВ, ЗАЧЁТОВ. 2. 1. Общие параметры тестовых и контрольных заданий. Как уже говорилось ранее, текущий контроль знаний и умений учащихсяпроводится после каждого цикла усвоения знаний. Следовательно, необходимоданный курс “Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них”разбить на логические циклы усвоения знаний и умений учащихся. Я предлагаюсвязать эти циклы совместно с принятой классификацией чрезвычайных ситуацийприродного характера. Предполагается, что все задания прямо или косвенноявляются пройденным материалом. В каждом типе хочу предоставить восемьтестовых заданий, четыре из которых будут соответствовать обязательномууровню знаний (А) и умений, а другие четыре (Б) – рассчитаны на болеевысокий интеллектуальный уровень учащегося. Каждое тестовое заданиезадается по следующим критериям: /1/ 1 задание – Продолжить фразу; 2 задание – Алгоритм поведения в данной чрезвычайной ситуации; 3 задание – Определить какой-либо числовой параметр; 4 задание – Определить верно или неверно приведенное утверждение. Кроме тестовых заданий предоставляется краткая самостоятельнаяработа на проверку знаний и умений учащихся по данному разделу и вопросы кустному зачету. К составленным тестовым заданиям предлагаю следующие критерииоценивания: Менее 4 правильных ответа из п. А или менее 3 ответов из п. Б -“2”. 4 правильных ответа из п. А или более 3 ответов из п. Б - “3”. 4 правильных ответа из п. А + 2 ответа из п. Б - “4”. 4 правильных ответа из п. А + 3 ответа и более из п. Б - “5”. Краткая самостоятельная работа рассчитана всреднем на 15 – 20 минути содержит в себе 4 вопроса, на которые следует дать письменный ответ.Критерии оценивания: Менее 2-х правильных ответов - “2”; От 2-х до 3-х правильных ответов - “3”, “4”; От 3-х до 4-х правильных ответов - “5”. Устный зачет по теме предполагает комплексную проверку всех знаний иумений учащихся. В методической литературе рекомендуется заранее выдаватьвопросы зачета учащимся, причем вопросов не должно быть более 20. Подробноо проведении зачета указано в Гл. 1, п. 1. 1. По принятой классификации опасных природных явлений, хочу выделитьлогические циклы усвоения знаний и умений учащихся: 1. Геофизические опасные явления; 2. Геологические опасные явления (экзогенные); 3. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления; 4. Морские и гидрологические опасные явления; 5. Биологические чрезвычайные ситуации – инфекционные заболевания; 6. Природные пожары;/2/ 2. 2. Геофизические опасные явления. К геофизическим опасным явлениям относят землетрясения и извержениявулканов.В данном логическом цикле усвоения хочу представить следующий тест: Тестовые задания. Блок А. 1. Магнитуда землетрясений – условная величина, характеризующая… а) общую энергию упругих колебаний, вызванных землетрясением; б) время прихода поверхностных сейсмических волн; в) время прихода поперечных сейсмических волн. 2. В какой последовательности вы постараетесь действовать, если,находясь дома, неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекол, посуды,а времени, чтобы выбежать из здания, нет: а) закроете окна и двери и займете безопасное место в шкафу. б) позвоните в аварийную службу, отключите электричество, газ,воду, займете место у окна; в) отключите электричество, газ, воду, отойдете от окон ипредметов мебели, которые могут упасть, займете безопасное место в проемедверей; 3. По принятой в РФ 12-бальной шкале опасными для зданий исооружений считают землетрясения с интенсивностью в… а) 5 баллов; б) 6 баллов; в) 7 баллов. 4. Лава отличается от магмы отсутствием газов./2/ а) неверно, магма отличается от лавы отсутствием газов; б) верно, газы из магмы улетучиваются при извержении; в) неверно, лава и магма имеют идентичный состав. Блок Б. 1. Продольные поперечные волны определяют разрушающее воздействие нарасстоянии от эпицентра землетрясения. Поверхностные волны определяют: а) разрушающее действие землетрясения в ближней зоне отэпицентра; б) разрушающее действие землетрясения в дальней зоне отэпицентра; в) разрушающее действие землетрясения в гипоцентре. 2. При извержении вулкана, находясь в непосредственной близости отнего, необходимо: а) убегать перпендикулярно направлению движения потоков лавы; б) защищать органы дыхания, следовать в укрытие; в) убегать под углом 180° направлению движения потоков лавы. 3. Определить силу землетрясения: Землетрясение данной силысоответствует энергии одной атомной бомбы. Ощущается всеми: потеряравновесия идущими людьми, разбиваются стекла, растрескивается штукатурка,звонят колокола. а) 3.5 балла; б) 4 балла; в) 5 баллов. 4. Энергия землетрясения силой 8.5 баллов превышает энергию взрываодной атомной бомбы в 1000000 раз./2/ а) Неверно, этому соответствует сила землетрясения в 11.5баллов; б) Это верное утверждение; в) Неверно, этому соответствует сила землетрясения в 5 баллов.Ключ: Блок А: 1)а; 2)в; 3)в; 4)б. Блок Б: 1)б; 2)а; 3)в; 4)б. Вопросы к краткой самостоятельной работе. 1. Дать характеристику типам вулканов и типам извержений – эффузивным, смешанным и экструзивным; 2. Определение: землетрясение, форшоки, афтершоки, магнитуда землетрясения; 3. Шкала Рихтера, карта сейсмического районирования; 4. Определение эпицентра и гипоцентра. Вопросы к зачету. 1. Поражающие факторы землетрясения; 2. Методы прогнозирования землетрясений и извержений вулканов; 3. Определение вулкана, его типы и характеристика; 4. Механизм протекания землетрясения; продольные и поперечные волны; 5. Алгоритм поведения при землетрясении; 6. Признаки землетрясения, форшоки и афтершоки; 7. Алгоритм поведения при извержении вулкана; 8. Определение и характеристика вулкана, лава, магма, палящая туча; 9. Шкала Рихтера, магнитуда землетрясения; 10. Карта сейсмического районирования. Требования к объектам, строящихся в сейсмоопасных районах; 11. Поражающие факторы при извержении вулканов; 12. Примеры катастрофических землетрясений; 13. Сила, интенсивность землетрясения; 14. Проблема защиты от землетрясений, две группы антисейсмических мероприятий; 15. Последствия землетрясения; 16. Профилактические мероприятия, направленные против извержений вулканов; 17. Эпицентр, гипоцентр, очаг землетрясения, определение значения магнитуды; 18. Правила оповещения при землетрясении 19. Правила поведения человека, попавшего под завал;/2/ 20. Проведение спасательных и других неотложных работ в случае землетрясения. 2. 3. Геологические опасные явления (экзогенные). К геологическим опасным природным явлениям экзогенного типаотносятся такие явления как оползни, сели, обвалы, осыпи, эрозия, абразия,лавины, склоновый смыв почв, провалы земной поверхности и эрозия почв. Тестовые задания. Блок А. 1. Оползень – скользящее вниз по уклону под действием сил тяжести… а) масс снега, скапливающихся на склонах холмов, гор. б) масс грунта, формирующих склоны холмов, гор, речные, озерныеи морские террасы; в) масс грунта, формирующих склоны холмов, гор. 2. Находясь дома в селеопасном районе, вы услышали по радиосообщение об угрозе схода селя. У вас в запасе 30 минут. Ваши действия: а) соберете все ценное имущество во дворе и укроете его впомещении, сами укроетесь в погребе; б) плотно закроете вентиляционные и другие отверстия, все дверии окна, будете выходить на склон горы через ущелье или небольшую долину; в) выйдете из здания и направитесь в безопасное место,предупредите соседей об угрозе селя, будете выходить на склон горы,находящийся на селебезопасном направлении. 3. Лавины образуются на безлесных склонах крутизной начиная от: а) 5 - 7°; б) 7 - 10°; в) от 15° и более. 4. Факторами появления оползней являются: обводненность грунта,изменение вида насаждений, уничтожение растительного покрова, выветривания,сотрясения. а) Выветривание не является фактором оползневого процесса; б) Все факторы перечислены правильно; в) Изменение вида насаждений не является фактором оползневогопроцесса. Блок Б. 1. Пассивные профилактические мероприятия по борьбе со сходом лавин- … а) использование опорных сооружений, дамб, лавинорезов,надолбов, снегоудерживающих щитов, восстановлении леса; б) искусственное провоцирование схода лавины в заранеевыбранное время, организуют взрывы направленного действия, сильныеисточники звука; в) разработка правил поведения и алгоритмов действия присходе лавины. 2. Во время прохождения лавиноопасного участка в горах вы с группойтуристов увидели внезапный сход снежной лавины. Опасность попадания влавину велика. Ваши действия: а) быстро начнете организованный выход из лавиноопасногоучастка; б) при помощи веревок закрепитесь за большие камни; в) укроетесь за скалой или её выступом, ляжете и прижмётесь кземле, закрыв голову руками. 3. Слой лавины начинается при слое свежевыпавшего снега в 30 см., астарого - а) 10 – 40 см.; б) 40 – 70 см.; в) более 70 см. 4. По механизму оползни бывают следующих типов: оползни сдвига,выдавливания, гидродинамического выноса внезапного разжижения. а) Существуют только оползни сдвига и выдавливания; б) Существуют все перечисленные типы оползней; в) Ни одного из этих типов оползней не существует.Ключ: Блок А: 1)б; 2)в; 3)в; 4)б. Блок Б: 1)а; 2)в; 3)в; 4)б. Вопросы к краткой самостоятельной работе. 1. Дать определение терминам: сели, оползни, обвалы, лавины, провалы земной поверхности; 2. Факторы, механизм образования оползневого процесса; 3. Профилактические противоселевые мероприятия, распределение селевых потоков по мощности; 4. Правила поведения при сходе лавины. Вопросы к зачёту. 1. Определение эрозии почв, абразии, сели, обвалы, лавины; 2. Причины возникновения оползней, селей; 3. Профилактические противоселевые мероприятия; 4. Противолавинные профилактические мероприятия; 5. Правила поведения при сходе лавины; 6. Правила поведения при возникновении селя; 7. Механизм образования лавины, скорость, причины схода. 8. Поражающие факторы селевых потоков 9. Организационные, технические профилактические мероприятия при возникновении селя, при угрозе схода лавины; 10. Прогнозирование экзогенных геологических опасных явлений; 11. Мероприятия по борьбе с эрозиями почв; 12. Привлечение населения к противооползневым мероприятиям; 13. Признаки оползневых подвижек; 14. Проведение спасательных и других неотложных работ в случае схода снежной лавины и селя; 15. Просадка земной поверхности в результате карста. 2. 4. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления. К метеорологическим и агрометеорологическим опасным явлениям относятбури (с силой 9 – 11 баллов), ураганы (12 – 15 баллов), смерчи, торнадо,пыльные бури, шквалы, вертикальные вихри в атмосфере, крупный град, сильныйдождь, снегопад, гололед, морозы, засухи, заморозки и т. д./2/ Тестовые задания. Блок А. 1. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности,скорость которого превышает 21 м/с.: а) шторм; б) вьюга; в) торнадо. 2. При заблаговременном оповещении об угрозе бурь, ураганов, смерчейнеобходимо: а) включить телевизор, радио и выслушать рекомендации; б) закрыть все окна и двери; в) выйти из дома и укрыться под ближайшим большим деревом. 3. Чрезвычайная ситуация метеорологического характера, связанная ссильными метелями может быть вызвана: а) при скорости ветра от 6 – 8 м/с.; б) при скорости ветра от 8 – 15 м/с.; в) при скорости ветра более 15 м/с. 4. Вихревые бури бывают только пыльными и снежными. а) бывают только снежными; б) данное утверждение является правильным; в) Кроме этого бывают еще и шквальные. Блок Б. 1. Высота смерча может достигать… а) 400 – 800 м.; б) 800 – 1500 м.; в) более 1500 м. 2. При внезапном возникновении урагана, бури, смерча вы должны: а) закрыть двери и встать у оконных проемов, чтобы можно былоувидеть окончание урагана, бури, смерча; б) отойти от окон, перейти в наиболее безопасное место,дождаться снижения порыва ветра, перебраться в наиболее надежное укрытие; в) подняться на чердак, закрыть окна, переждать стихийноебедствие. 3. Чрезвычайная ситуация метеорологического характера, связанная скрупным градом может быть вызвана выпадением града размером: а) при диаметре градин 5 мм; б) при диаметре градин 9 мм; в) при диаметре градин более 10 мм. 4. При сильном шторме наблюдается значительное разрушение строений,деревья вырываются с корнем, но на суше бывает редко. а) Верное утверждение; б) Подобные явления можно наблюдать только при жестком шторме; в) Подобные явления можно наблюдать только при урагане.Ключ: Блок А: 1)а; 2)а; 3)в; 4)в. Блок Б: 1)б; 2)б; 3)в; 4)а. Вопросы к краткой самостоятельной работе. 1. Выделить основные чрезвычайные ситуации метеорологического характера; 2. Определение смерча, пыльных бурь, ураганов. Циклон и антициклон; 3. Шкала Бофорта; 4. Последствия бурь, ураганов и смерчей. Вопросы к зачету. 1. Алгоритм поведения при возникновении урагана; 2. Алгоритм поведения на местности при возникновении смерча; 3. Причины чрезвычайных ситуаций метеорологического характера; 4. Определение и характеристика циклонов и антициклонов; 5. Определение урагана, бури, шквала; 6. Пыльные бури: дать определение и характеристику; 7. Смерч. Определение, механизм возникновения, прогнозирование; 8. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций метеорологического характера; 9. Шкала Бофорта, дать характеристику; 10. Дать характеристику сильной жары и сильного мороза; 11. Дать характеристику сильного снегопада и сильного дождя, крупного града; 12. Перечислить и дать характеристику поражающих факторов тайфуна и урагана; 13. Механизм образования циклона и антициклона; 14. Прогноз, профилактические мероприятия, методы оповещения; 15. Районирование опасных метеорологических явлений; 16. Биологическое значение смерча; 17. Действие населения при бурях, ураганах, смерчах; 18. Последствия бурь, ураганов и смерчей; 19. Происхождение и оценка бурь, ураганов, смерчей; 20. Определение и характеристика суховея. 2. 5. Морские и гидрологические опасные явления. К морским и гидрологическим опасным явлениям относят: тропическиециклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (от 5 баллов и более), раннийледяной покров и припай, обрыв прибрежных льдов, обледенение судов иприбрежных сооружений, наводнения, половодья, паводки, заторы, зажоры,ранний ледостав и другие./5/ Тестовые задания. Блок А. 1. Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть(при сообщении канализации с рекой), по канавам и траншеям, а также из-зазначительного подпора грунтовых вод – это: а) подтопление; б) затопление; в) затор. 2. При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо: а) включить телевизор, радио, выслушать сообщения ирекомендации; б) открыть окна и двери нижних этажей; в) перенести на нижние этажи ценные вещи. 3. С какой периодичностью возникают выдающиеся наводнения? а) 20 – 25 лет; б) 50 – 100 лет; в) 100 – 200 лет. 4. Одним из последствий наводнения является нарушениесельскохозяйственной деятельности и гибель урожая. а) Основное последствие – взрывы на промышленных объектах врезультате действия волны; б) Данное утверждение является верным; в) Кроме этого возникновение пожаров и изменение климата. Блок Б. 1. Действие цунами не опасно:/5/ а) в открытом океане; б) на равнинных побережьях; в) на побережьях с пологим берегом; 2. Если вы оказались в волне цунами, то вашим первоочереднымдействием будет: а) набрать в грудь как можно больше воздуха, сгруппироватьсяи закрыть голову руками; б) сбросить одежду и обувь; в) воспользоваться плавающими и возвышающимися предметами,чтобы приготовиться к возвратному движению волны. 3. При объявлении о возможности цунами жители должны подняться навысоту не менее:/5/ а) не менее 8 метров; б) не менее 15 метров; в) не менее 30 метров. 4. Главная причина образования затора – задержка процесса вскрытияльда на тех реках, где кромка ледяного покрова весной смещается сверху внизпо течению. а) …кромка ледяного покрова весной смещается сверху вниз противтечения реки; б) …кромка смещается снизу вверх против течения реки; в) данное утверждение правильное.Ключ: Блок А: 1)а; 2)а; 3)б; 4)б. Блок Б: 1)а; 2)а; 3)б; 4)в. Вопросы к краткой самостоятельной работе. 1. Дать определение терминам: паводок, половодье, заторы, зажоры, ранний ледостав; 2. Классификация заторов и зажоров;/5/ 3. Определение и характеристика цунами, причины возникновения; 4. Эвакуация при наводнениях и паводках. Вопросы к зачету. 1. Определение и характеристика наводнения, паводка, половодья; 2. Определение и характеристика нагонов, условия возникновения; 3. Определение и характеристика цунами; 4. Механизм образования и география цунами; 5. Алгоритмы поведения при цунами; 6. Заторы и зажоры, - определение и характеристика; 7. Правила поведения при возникновении наводнения; 8. Эвакуация при наводнениях и паводках; 9. Основные группы чрезвычайных ситуаций гидрологического характера; 10. Низкие, высокие, выдающиеся, катастрофические наводнения; 11. Причины возникновения и география заторов на крупных реках; 12. Поражающие факторы цунами и наводнения; 13. Определение силы цунами по величине магнитуды; 14. Продолжительность затопления на малых, средних и крупных реках; 15. Негативные факторы наводнений;16. Эффективность профилактических мероприятий, направленных на борьбу с наводнениями;17. Определение припая и раннего ледостава;18. Прогноз и профилактические мероприятия, направленные на борьбу с цунами;19. Классификация наводнений в зависимости от причин возникновения;20. Наименование наводнений их продолжительность и география. 2. 6. Биологические чрезвычайные ситуации – инфекционные заболевания. К биологическим чрезвычайным ситуациям относят: I. Инфекционные заболевания человека – экзотические заболевания, групповые случаи опасных инфекционных заболеваний, эпидемическая вспышка инфекционных заболеваний, эпидемии, пандемии, заболевания невыявленной этиологии. II. Инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных – единичные случаи, экзотические и особо опасные инфекционные заболевания, энзоотии, эпизоотии, панзоотии, инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных невыявленной этиологии. III. Инфекционные заболевания сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями – прогрессирующая эпифитотия, панфитотия, болезни сельскохозяйственных растений невыявленной этиологии, массовое распространение вредителей растений./5/ Тестовые задания. Блок А. 1. Эпидемия – широкое распространение инфекционной болезни,значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровеньзаболеваемости… а) среди животных; б) среди людей; в) растений. 2. Возбудитель каких инфекций передается через укусы кровососущихнасекомых: а) инфекции наружных покровов; б) кишечные инфекции; в) кровяные инфекции. 3. Укажите температурную норму жизни микроскопическихмикроорганизмов: а) от - 20° до +70°С; б) от - 10° до +80°С; в) от 0° до +90°С. 4. По широте распространения эпизоотический процесс встречается втрех формах: спорадическая заболеваемость, эпизоотия, панзоотия./5/ а) Данное утверждение верно; б) Спорадическая заболеваемость не является формойэпизоотического процесса; в) Панзоотия не является формой эпизоотического процесса. Блок Б. 1. Группа инфекций, передающихся через наружные покровы, называется: а) контактные; б) аэрозольные; в) трансмиссивные. 2. Бактерицидами называется: а) Специальное оборудование для пробы воздуха с цельюопределения степени и характера бактериального загрязнения; б) Химические вещества, которые убивают бактерии; в) Явление остановки развития и размножения бактерий. 3. Благоприятным pH для обитания и размножения бактерий является: а) 3.0 – 4.5; б) 4.5 – 7.0; в) 7.0 – 7,5. 4. Опасной для здоровья считается вода, где содержание бактерий в 1мл. воды превышает 100 различных тел. а) Данное утверждение является верным; б) Содержание бактерий должно быть более 1 тысячи тел; в) Содержание бактерий должно быть более 1 миллиона тел.Ключ: Блок А: 1)б; 2)в; 3)в; 4)а. Блок Б: 1)а; 2)б; 3)в; 4)а. Вопросы к краткой самостоятельной работе. 1. Дать определение и охарактеризовать эпизоотии, эпидемии, эпифитотии; 2. Классификация инфекционных заболеваний; 3. Карантин, дезинфекция, дезинсекция, дератизация; 4. Правила проведения дезинфекции. Вопросы к зачету.1. Классификация инфекционных заболеваний;2. Определение и характеристика эпизоотий, эпифитотий, эпидемий;3. Определение и характеристика панзоотий, панфитотий, пандемий;4. Классификация инфекционных болезней по виду возбудителя;5. Противоэпидемиологические и санитарно-гигиенические мероприятия;6. Карантин и обсервация при эпидемии;7. Определение и характеристика дезинфекции, дератизации;8. Меры проведения профилактической дезинфекции;9. Бактериологическое нормирование;/5/10. Носители биологической опасности;11. Определение и характеристика бактерицидов;12. Примеры панфитотий;13. Примеры панзоотий;14. Примеры эпидемий;15. Правила поведения при воздействии на население биологического оружия;16. Охарактеризовать респираторные инфекции;17. Охарактеризовать трансмиссивные инфекции;18. Инфекции с невыясненными путями заражения, то есть неклассифицированная группа;19. Иммунитет человека и животных к инфекционным заболеваниям;20. История открытия микроорганизмов. 2. 7. Природные пожары. В понятие природные пожары входят лесные пожары, пожары степных ихлебных массивов, торфяные и подземные пожары горючих ископаемых и др. Тестовые задания. Блок А. 1. Неконтролируемое горение растительности, стихийнораспространяющееся по лесной территории, - это: а) лесной пожар; б) стихийный пожар; в) природный пожар. 2. Если вы оказались в зоне лесного пожара, то прежде всегонеобходимо: а) накрыть голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой иокунуться в ближайший водоем; б) не обгонять лесной пожар, а двигаться под прямым углом кнаправлению распространения огня; в) для преодоления недостатка кислорода пригнуться к земле идышать через мокрый платок (одежду). 3. Площадь, охваченная огнем при катастрофическом лесном пожареможет достигать: а) 21 – 200 Га; б) 201 – 2000 Га; в) Более 2000 Га. 4. Лесные пожары характеризуется по характеру возгорания, скоростираспространения и размеру площади, охваченной огнем. а) Данное утверждение является верным; б) Характер возгорания не является характеристикой лесногопожара; в) Скорость распространения не является характеристикой лесногопожара. Блок Б. 1. Беглые низовые пожары характеризуются быстрым продвижением кромкиогня, когда горит:/5/ а) сухая трава и опавшая листва; б) только верхний ярус леса; в) верхний и нижний ярусы одновременно. 2. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо: а) определить направление ветра и распространение огня и быстровыходить из леса в наветренную сторону; б) оставаться на месте до приезда пожарных; в) определить направление ветра и распространение огня и быстровыходить из леса в подветренную сторону. 3. Сильный верховой пожар может иметь скорость распространения: а) 3 м/мин.; б) 3 – 100 м/мин.; в) Более 100 м/мин. 4. Средняя продолжительность крупных лесных пожаров колеблется от 10до 15 суток, выгоревшая площадь в среднем составляет 450 – 500 Га./5/ а) Выгоревшая площадь составляет в среднем 100 – 150 Га; б) Выгоревшая площадь составляет 500 – 1000 Га,продолжительность от 5 до 7 суток; в) Данное утверждение является верным.Ключ: Блок А: 1)а; 2)б; 3)в; 4)а. Блок Б: 1)а; 2)а; 3)в; 4)в. Вопросы к краткой самостоятельной работе. 1. Определение и характеристика природного пожара; 2. Классификация лесных пожаров по площади, охваченной огнем; 3. Определение и характеристика подземных пожаров; 4. Скорость распространения лесных пожаров. Вопросы к зачету. 1. По каким признакам классифицируются природные пожары? 2. Определение и характеристика природного пожара; 3. Характеристика верховых и низовых лесных пожаров; 4. Классификация лесных пожаров; 5. Структура и характеристика функционирования систем охраны лесов; 6. Характеристика почвенных пожаров, пожаров степных и хлебных массивов; 7. Продолжительность лесных пожаров; 8. Правила поведения человека, оказавшегося в зоне лесного пожара; 9. Последствия лесных пожаров; 10. Эвакуация населения при возникновении лесного пожара; 11. Основные причины возникновения лесных пожаров; 12. Характеристика и прочие параметры торфяного пожара; 13. Скорость распространения различных по интенсивности лесных пожаров; 14. Какие методы защиты лесов от пожаров предусмотрены в законодательных и нормативных актах РФ?/5/ 15. Силы и средства, привлекаемые на тушение природных пожаров; 16. География лесных пожаров; 17. Скорость распространения лесного пожара при различных погодных условиях; 18. Последствия верховых и низовых пожаров; 19. Поражающие факторы лесного пожара; 20. Классификация лесных пожаров по площади, охваченной огнем. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как видно из всей моей работы, тест является логическим завершениемконтроля знаний учащихся. Именно тест дает сведения преподавателю о том,что усвоено и что не усвоено учениками. И, наконец, многие педагоги считаюттест универсальным и в тоже время быстрым способом контроля за качествомзнаний. Исходя из этого, я счел необходимым изучить подробнее этот способпроверки знаний, в чем и заключалась суть моей работы./1/ Исходя из вышесказанного, детально изучив данный вопрос, яразработал свою систему контроля, и, таким образом, постарался найтирешения существующих проблем. В данной работе я опирался на труды ученых-методистов, учителей-новаторов таких как Ю. К. Бабанский, С. Д. Смирнов, И.М. Суслов, Е. В. Ильин, Ш. А. Амонашвили, Э. А. Арустамов. Изучая трудыэтих поистине талантливых людей, я понял, что совершенствованиеконтроля знаний, умений и навыков следует осуществлять на фоне оптимальногопсихологического контакта в системе «учитель-ученик», в направленииактивизации познавательной деятельности учащихся на данном этапе обучения. Решения были найдены разные, а, следовательно, результаты иэффективность контроля также получились различными./2/ Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощьюсоставленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет школам ивысшим учебным заведениям формировать подготовленных специалистов вразличных областях знаний, готовых применять накопленный багаж знаний влюбую минуту. Именно в таких выпускниках и в настоящее время, и в будущемнуждается наша страна, чтобы с их помощью провести быстрое оздоровлениеэкономики. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.1. Айнштейн В.Г., Гольцова И.Г. “Об адекватности экзаменационных оценок”//Высшее образование в России. №3, М. - 1993. (40-42 с.) /1/2. Арустамов Э. А. “Безопасность жизнедеятельности”. Учебник. М. – 2003. (271-302с.) /2/3. Аллахвердиева Д.Т. “Опыт применения тестов для дидактической экспертизы обучения”//Высшее образование в России. №2, 1993. (102-104с.) /3/4. Смирнов С.Д. “Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности”. Учебное пособие. М. – 1995. (271 с.) /4/5. Ципилева Т. А. “Безопасность жизнедеятельности”//Учебное пособие Томского Государственного Университета Систем Управления и Радиоэлектроники. (Кафедра автоматизации обработки информации). Томск – 2000. (208-229 с.)/5/ Ресурсы Интернета. 3. http://www.pedlab.ru/ 4. http://www.uchebnayaprog.msu.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<