Общение с природой как один из приемов формирования здорового образа жизни




Скачать 94.53 Kb.
НазваниеОбщение с природой как один из приемов формирования здорового образа жизни
Дата публикации01.04.2013
Размер94.53 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > География > Документы
Министерство образования и науки Украины

Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней №112


Общение с природой как один из приемов формирования здорового образа жизни


Подготовила:

учитель начальных классов

Горбачева Е. А.


Донецк 2012

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Современное образование столкнулось со сложнейшей проблемой – не просто обучением подрастающего поколения, но и сохранением у него устойчивого здоровья. Оказалось, что готовность к интеллектуальным нагрузкам связана не только с умением читать и писать, но и с уровнем здоровья ребенка.

Почему мы обращаемся сегодня к теме здоровьесбережения в школе? Потому что здоровье детей - одно из основных источников счастья, радости и полноценной жизни родителей, учителей, общества в целом. Для Украины главной проблемой, которая связана с будущим государства, является сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи. Беспокойство вызывает резкое ухудшение состояния физического и умственного развития подрастающего поколения, снижение уровня рождаемости и продолжительности жизни, рост смертности, особенно детской, а также отсутствие мотивации к сохранению и укреплению здоровья.
В Законе Украины «Об общем среднем образовании» в ст. 5 отмечено, что задачами общего среднего образования являются: воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других граждан как наивысшей социальной ценности, формирование гигиенических навыков и принципов здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся (воспитанников).

А в ст. 22 говорится о том, что общеобразовательное учебное заведение должно обеспечивать безопасные и безвредные условия учебы, режим работы, условия для физического развития и укрепления здоровья, формировать гигиенические навыки и основы здорового образа жизни учащихся.
Национальная доктрина развития среднего образования Украины в XXI веке предполагает решение следующих проблем: воспитания нравственно и физически здорового человека, формирование у учащихся научного мировоззрения, представления и понимания научной картины мира живой природы на основе осознания понятий и закономерностей взаимосвязи безопасного поведения человека, здорового образа жизни, ценить свою жизнь и других. Приоритетной задачей системы образования: воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к наивысшей индивидуальной и общественной ценности.

Существуют различные определения здоровья. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Физическое здоровье составляет организм человека как биологическую систему: органы и системы жизнеобеспечения, их функции и здоровое состояние, физическая деятельность и биохимические процессы, гигиена тела, двигательная активность, здоровое питание, генетическое и репродуктивное здоровье, профилактика болезней, физическое развитие.

Психическое здоровье образуют положительные эмоции и чувства, воля, самосознание, самовоспитание, мотивация поведения, стрессы, психотравмы, резервы психологических возможностей человека, предотвращения вредных привычек, формированию гигиенических навыков и положительных привычек.

Духовное здоровье - это здоровье в системе общечеловеческих ценностей, идеал здорового человека, сохранение традиций культуры украинского народа, развитие позитивных духовных качеств, духовных ценностей.

Социальное здоровье – это социальные потребности и интересы, этика семейных связей, последствия антисоциального отношения к окружающей среде, социальное обеспечение жизненно важных потребностей, социальная адаптация, здоровье нации, формирование потребности вести здоровый образ жизни.

Интеллектуальное здоровье - это возможность открыть наши умы для новых идей и опыта, которые могут помочь в улучшении личной, групповой и общественного взаимодействия.

Интеллектуальное здоровье - это стимулирование умственного развития; участие в интеллектуальных и культурных мероприятиях; поиск новых идей и развитие интеллекта.

Одним из составляющих здоровья является и творчество. Потому что именно творческий подход к решению любых жизненных проблем, задач делает человека здоровым.

Проблема сохранения здоровья младших школьников стоит слишком серьезно, чтобы откладывать ее решение на завтра. Достаточно вспомнить В.А.Сухомлинского, который писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Учитель должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими внедрять плодотворные педагогические идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить способность к формированию основ здоровья, здорового образа жизни, владение знаниями основ здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе с младшими школьниками.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Сама природа помогает человеку сохранить стопроцентное здоровье. Свежий воздух, солнечная энергия, чистая вода, физическая активность, а главное разум создан природой для нашего грамотного распоряжения. Впрочем, воспитывать стремление ребенка вести здоровый образ жизни необходимо начинать с раннего возраста. Ведь он должен с детства научиться понимать ценность здоровья своего и окружающих. А потому всем окружающим его взрослым необходимо личным примером демонстрировать, как укреплять и беречь здоровье.

Забота о здоровье ребёнка – это, прежде всего, забота о
гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества, труда, общения с природой.

В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Отсюда следует, что укреплять, совершенствовать физическое и психическое развитие ребёнка необходимо путём обогащения его души яркими образами природы.

Основная цель уроков среди природы - научить детей думать. Достичь этого можно, только научив детей наблюдать, удивляться, радоваться познанию, превращать мысль в слово, творить сказку. В. А. Сухомлинский рекомендовал учить детей думать, творить, фантазировать среди чудесной красоты природы, являющихся источником мысли и слова.

Умение видеть прекрасное вокруг делает человека - мудрее, добрее, духовно богаче.

В. А. Сухомлинским были разработаны и внедрены в практику различные формы организации наблюдений. Так в школе под голубым небом проводились уроки любования и как следствие - составление индивидуальных книг - картинок о природе, где ученики отражали самые точные оттенки цветов окружающего мира. Сезонные экскурсии, уроки в «зеленых классах», заочные «путешествия» по земному шару - давали простор для написания творческих работ. Такие наблюдения способствовали пониманию ценностей природы, побудили к формированию навыков его охраны. На всех уроках В. А. Сухомлинский использовал знания о природе, а углублял ее путем исследовательской работы. При ознакомлении учащихся с многогранностью окружающего мира формируется гармонично развитая личность, в которой развивается представление, что природа единое целое, производятся интеллектуальные и практические умения, воспитывается уважительное отношение к природе, формируется научное мировоззрение.

Природоведческая деятельность (постановка простейших опытов, наблюдение за жизнью комнатных растений, решение природоведческих проблемных задач, сельскохозяйственный труд на пришкольном участке и на территории школы, работа на экологической тропе и экскурсиях) позволяет успешно решать задачи школы в сфере охраны здоровья учащихся.

Обучение учащихся способами креативного, экологически ориентированного мышления, приёмам саморегуляции, рациональным способам деятельности является одним из требований, предъявляемых к здоровьесберегающим методам обучения.

Великолепным местом отдыха, восстановления и укрепления здоровья, а также учебной базой природы могут быть экологические тропы. Осуществляя природоохранную и просветительскую деятельность (очищение поросли от сорняков и опавших листьев, сбор плодов для питомцев «живого» уголка, развешивание кормушек) учащиеся одновременно наслаждаются красотой и неповторимостью природы и пением пернатых.

На природе под руководством учителя дети могут выполнить общеразвивающие и специальные упражнения для повышения работоспособности, остроты зрения, профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. Обязательны подвижные игры, снимающие напряжение, чувство тревоги, обиды. Дети приобретают знания и умения по укреплению мышц туловища, развивают ловкость и координацию движений. Придя в лес с друзьями и родственниками, они обязательно вспомнят забавные оздоровительные упражнения, которым их учили в школе, и обучат других, осознанно включаясь в процесс здоровьесберегающей деятельности.
Отношение детей к объектам природы известный воспитатель тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. «Меня поражало, - говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности».

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста.

Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

Школьные годы – лучшее время для воспитания у ребёнка любви к сельскохозяйственному труду как прекрасному и благородному делу. Во время работы на пришкольном участке учащиеся овладевают основами трудовой культуры, знаниями и привычками соблюдать правила гигиены труда, проникаются тем, что труд является обязанностью каждого человека. Пребывание детей на свежем воздухе, равномерное чередование физического и умственного труда оказывает положительное влияние на кровообращение, образование условных рефлексов детей, улучшает память.
В.А.Сухомлинский - талантливый воспитатель и человек большой душевной щедрости, посвятивший свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Педагогические идеи Сухомлинского представляются актуальными и в наше время.

Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно.
Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
Литература

1. Ващенко О., Свириденко С. Готовність вчителя до використання здоров'язберігаючих технологій у навчально-виховному процесі // Здоров'я та фізична культура. - 2006. - №8. - С. 1-6.

2. Омельченко Л.П. Здоров’ятворча педагогіка / Л.П. Омельченко, О.В.

Омельченко. – К. : Вид. група «Основа», 2008. - 205 с.

3. Савченко О. Я. Виховний потенціал початкової освіти: посібник для вчителів і методистів початкового навчання /О.Я. Савченко. – 2-ге вид., доп., переробл.-К.: Богданова А. М.,2009.-226с.

4. Сухомлинський В.О. Серце віддаю дітям. - Т.3.

5. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5-ти т./Редкол.: Дзеверин А. Г.(пред.) и др. - К.: Рад. школа,-1979.

6. Волкова,  І.В. Поняття “здоров’язберігаючі технології” та їх

класифікації [Електрон. ресурс] // http://edu-post diploma.kharkov.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=712.-2012.- 26 квітня.

7. Чернишов, О. Педагогічна спадщина В. О. Сухомлинського [Електрон. ресурс] // http://osvita.ua/vnz/reports/pedagog/3637/.-2012.-30 квітня.


Сведения об учителе

Горбачева Елена Александровна. Учитель высшей квалификационной категории. Тел.: 0668015380.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общение с природой как один из приемов формирования здорового образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся мбоу сош №11
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...

Общение с природой как один из приемов формирования здорового образа жизни iconРабочая программа формирования экологической культуры, здорового...
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни...

Общение с природой как один из приемов формирования здорового образа жизни iconФормирование у дошкольников системы валеологичкских знаний : основа здорового образа жизни
В настоящее время перед педагогами стоит задача,о сохранении здорового образа жизни детей уже в детском саду. В связи с этим актуальной...

Общение с природой как один из приемов формирования здорового образа жизни iconОб утверждении Программы патриотического и духовного воспитания молодежи,...
Программы патриотического и духовного воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни, развития культуры населения Ленинского...

Общение с природой как один из приемов формирования здорового образа жизни iconПлан мероприятий по внедрению здорового образа жизни г. Евпатория
Создание межведомственного координационного совета по формированию здорового образа жизни

Общение с природой как один из приемов формирования здорового образа жизни iconУтверждено
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Общение с природой как один из приемов формирования здорового образа жизни iconПоложение о городском открытом конкурсе среди молодых журналистов...
Листов и студентов региональных сми на лучшее освещение  тем здорового образа жизни и саморазвития проводится отделом по делам семьи...

Общение с природой как один из приемов формирования здорового образа жизни iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы здорового образа...
Целью гигиены является профилактика заболеваний,обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности организма, сохранениездоровья и...

Общение с природой как один из приемов формирования здорового образа жизни iconПо формированию здорового образа жизни на 2008-2010 годы
По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения здоровье каждого человека на 50 процентов зависит от образа жизни

Общение с природой как один из приемов формирования здорового образа жизни iconИнтеллектуальная лига шаг за шагом к здоровью
«Здоровый образ жизни», «Профилактика заболеваний», «Безопасность жизнедеятельности» и другие. Вниманию педагогов предлагается один...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<