В рубрику «Реализация правовых норм публичного права»




Скачать 74.35 Kb.
НазваниеВ рубрику «Реализация правовых норм публичного права»
Дата публикации04.04.2013
Размер74.35 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > География > Документы
В рубрику «Реализация правовых норм публичного права»
Органы самоорганизации населения

После провозглашения независимости Украины и принятия Конституции Украины начались радикальные процессы демократизации общества и государства. Составной частью процесса демократизации украинского государства является признание и гарантирование местного самоуправления в Украине.

Одним из элементов системы местного самоуправления, играющим немаловажную роль в процессе становления демократии, являются органы самоорганизации населения.

Правовой статус органов самоорганизации населения определяется Конституцией Украины (ст.140), законами Украины: “О местном самоуправлении в Украине” (статьи 5, 14, 16, 80) и “Об органах самоорганизации населения”.

Согласно Закону Украины “Об органах самоорганизации населения” такими органами являются домовые, уличные, квартальные комитеты, комитеты микрорайонов, сельские, поселковые комитеты. Это одна из форм участия членов территориальных громад сёл, посёлков, городов, районов в городах в решении вопросов местного значения.

Органы самоорганизации населения образуются по инициативе самих жителей и с разрешения соответствующего сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его образования) совета на отдельных частях соответствующих административно-территориальных единиц, в частности: сельского, поселкового комитета – в пределах территории села, посёлка, если его границы не совпадают с границами деятельности сельского, поселкового совета; уличного, квартального – в пределах территории квартала, нескольких, одной или части улиц с прилегающими проулками в местах индивидуальной застройки; комитета микрорайона - в пределах территории отдельного микрорайона, жилищно-эксплуатационной организации в городах; домового – в пределах дома (нескольких домов) в государственном и общественном жилищном фонде и фонде жилищно-строительных кооперативов (ст. 7 Закона Украины “Об органах самоорганизации населения”).

Законом детально урегулирован также порядок инициирования вопроса о создании, предоставления согласия, избрание и легализация органов самоорганизации населения.

Установлено, например, что с инициативой о создании органа самоорганизации населения к соответствующему совету может обратиться собрание (конференция) жителей при условии, что в этом собрании (конференции) принимали участие (было представлено) не менее половины жителей соответствующей территории, которые имеют право голоса. На собрании (конференции) большинством голосов их участников избирается инициативная группа, которая подаёт в соответствующий совет заявление об образовании органа самоорганизации населения, протокол собрания (конференции) с указанием основных направлений деятельности этого органа, а также список участников собрания (конференции) жителей с указанием их основных паспортных данных (ст.8 Закона Украины “Об органах самоорганизации населения”).

Вопрос о предоставлении разрешения на создание органа самоорганизации населения должен рассматриваться на ближайшем заседании соответствующего совета при участии членов инициативной группы. Совет может отказать в предоставлении разрешения на создание органа самоорганизации населения, однако его решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

В случае если совет даст разрешение на создание органа самоорганизации населения, то последний избирается собранием (конференцией) жителей дома, улицы, квартала, микрорайона, села, посёлка на основе общего, равного избирательного права путём тайного голосования. Право голоса на выборах имеют жители, которые достигли на день их проведения 18-ти лет. Не имеют права голоса лица, которые признаны судом недееспособными. Организация проведения таких собраний (конференций) возлагается на исполнительный комитет соответствующего совета.

Орган самоорганизации населения избирается на срок полномочий соответствующего совета, если иное не предусмотрено его решением или положением о данном органе (ст. 11 Закона Украины “Об органах самоорганизации населения”).

Орган самоорганизации населения считается действующим только после того, как прошла предусмотренная ст.13 Закона Украины “Об органах самоорганизации населения” его легализация, которая осуществляется путём его регистрации или сообщения об учреждении. При этом только в случае регистрации этот орган приобретает статус юридического лица. Регистрация органа самоорганизации населения исполнительным комитетом соответствующего совета, а также порядок её проведения детально урегулирован ст. 13 Закона Украины “Об органах самоорганизации населения”. Одним из существенных условий регистрации является наличие Положения об органе самоорганизации населения, которое утверждается сборами (конференцией) и должно соответствовать требованиям закона.

Кроме порядка образования и легализации органа самоорганизации населения важным элементом его правового статуса являются функции, полномочия, структура и организационные формы его деятельности.

Частью 3 ст.3 Закона Украины “Об органах самоорганизации населения” установлено, что основными задачами органа самоорганизации населения являются: создание условий для участия жителей в решении вопросов местного значения; удовлетворения их (жителей) социальных, культурных, бытовых и иных потребностей путём содействия в предоставлении им соответствующих услуг, а также участие в реализации социально-экономического, культурного развития соответствующей территории (села, посёлка, города, района в городе), иных местных программ.

Объём данных задач определяется в полномочиях органов самоорганизации населения, которые, согласно ст.2 Закона Украины “Об органах самоорганизации населения”, по своей природе разделяются на собственные (отнесённые Конституцией и законами Украины к ведению данного органа) и делегированные (собственные полномочия сельского, поселкового, городского, районного в городе совета, которыми он согласно ч.6 ст. 140 Конституции Украины наделяет орган самоорганизации населения с передачей соответствующих средств, а также материально-технических и иных ресурсов, необходимых для их осуществления).

Среди собственных полномочий органа самоорганизации наиболее значимыми являются следующие:

- учёт граждан по возрасту, месту работы или учёбы, которые проживают в пределах территории деятельности органа, а также приём этих граждан, рассмотрение их обращений;

- представление вместе с депутатами интересов жителей дома, улицы, микрорайона, села, посёлка, города в соответствующем совете и его органах, местных органах исполнительной власти;

- внесение предложений к проектам местных программ общественно-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц и проектам местных бюджетов;

- осуществление контроля за качеством предоставления гражданам, которые проживают в жилых домах на территории деятельности органа самоорганизации населения, жилищно-коммунальных услуг и за качеством проведения в этих домах ремонтных работ;

- организация на добровольных началах участия населения в осуществлении мероприятий связанных с охраной окружающей природной среды, проведении работ по благоустройству, озеленению, и содержанию в надлежащем состоянии садов, дворов, улиц, парков, кладбищ, братских могил, оборудовании детских и спортивных площадок, комнат детского творчества, клубов по интересам и с этой целью создание временных или постоянных бригад, использование других форм привлечения населения;

- организация помощи гражданам преклонного возраста, инвалидам, семьям погибших воинов, военнослужащих, малообеспеченным и многодетным семьям, а также одиноким гражданам, детям-сиротам и детям, лишённых родительской заботы, внесение предложений по этим вопросам в соответствующий совет и его исполнительные органы.

Кроме этого, к собственным полномочиям органов самоорганизации населения относится ещё ряд полномочий, касающихся содействия и предоставления помощи учебным заведениям, заведениям и организациям культуры, физической культуры и спорта, правоохранительным органам, а также депутатам соответствующих местных советов в организации их встреч с избирателями, приёма граждан и проведения иной работы в избирательных округах (ст. 14 Закона Украины “Об органах самоорганизации населения”).

Что касается делегированных полномочий органов самоорганизации населения, то согласно ст. 15 Закона Украины “Об органах самоорганизации населения” ими может быть часть полномочий сельского, поселкового, городского или районного в городе совета, делегированная данному органу с одновременной передачей ему соответствующих средств, а также материально-технических и иных ресурсов. В данном случае законодатель не детализирует делегированные полномочия. Он полагается на инициативу сельских, поселковых, городских, районных в городах советов, которые должны решать этот вопрос с учётом местных условий.

Орган самоорганизации населения имеет коллегиальный характер.
Он избирается в составе руководителя, заместителя (заместителей) руководителя, секретаря, иных членов. Поэтому основной формой его работы является заседания, которые созывают руководители или заместители руководителя по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседание является правомочным, если в нём принимает участие более половины от общего состава. Для обеспечения беспрерывности и эффективности в своей работе органа самоорганизации населения может создавать комиссии, рабочие группы, иные свои органы в порядке, установленном Положением о данном органе.

Члены органа самоорганизации населения исполняют свои обязанности на общественных началах. Но по решению сборов (конференции) руководитель и секретарь данного органа могут работать в нём на постоянной основе с оплатой их труда за счёт средств, переданных органу соответствующим советом.

Члены органа самоорганизации населения имеют право принимать участие в заседаниях соответствующих местных советов и их исполнительных органах, которые касаются их деятельности, а также при рассмотрении вопросов, инициированных органом самоорганизации населения, с правом совещательного голоса.

Орган самоорганизации населения по вопросам, отнесённым к его полномочиям, может принимать решения организационно-распорядительного характера. Но решения данного органа, которые не соответствуют действующему законодательству или приняты по вопросам, которые не относятся к его полномочиям, приостанавливаются соответственно сельским, поселковым, городским, районным в городе советом с одновременным обращением в суд об отмене данного решения
(ст. 20 Закона Украины “Об органах самоорганизации населения”).

В соответствии со ст.25 Закона Украины “Об органах самоорганизации населения” полномочия органов самоорганизации населения могут быть досрочно прекращены: в случае нарушения ими Конституции и законов Украины, иных актов законодательства – по решению суда; в случае неисполнения решений соответствующего совета, его исполнительного комитета – по решению совета; в случае неисполнения решений сборов (конференций) жителей – по решению данных сборов (конференции).

Конституция Украины, Законы Украины “О местном самоуправлении в Украине”, “Об органах самоорганизации населения” прямо относят органы самоорганизации населения к системе местного самоуправления. Поэтому именно в его системе будут действовать данные органы и обобщать свой опыт работы.
Использованная литература:


  1. Конституция Украины от 28.06.96 №254к/96-ВР;

  2. Закон Украины “О местном самоуправлении в Украине” от 21.05.97 №280/97-ВР;

  3. Закон Украины “Об органах самоорганизации населения” от 11.07.01 №2625-III.


Специалист I категории

Феодосийского городского

управления юстиции И.В.Кувшинов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В рубрику «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику «Реализация правовых норм публичного права»
Деловая этика государственного служащего – это система профессиональных моральных ценностей и принципов, норм и стандартов служебной...

В рубрику «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права»
Построение гражданского общества является целью общественного развития, средством всестороннего обеспечения интересов, прав и свобод...

В рубрику «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права»
Особенно это касается усиления регуляторных полномочий по контролю за деятельностью участников процедуры банкротства, совершенствование...

В рубрику «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику:«Реализация правовых норм публичного права» Правовые проблемы информатизации в Украине
В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и телекоммуникационных...

В рубрику «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права»
Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и иные предприятия, созданные в соответствии с настоящим Кодексом, а...

В рубрику «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права» Гражданство Украины Гражданство Украины
Гражданство Украины – это политико-правовая связь между физическим лицом и украинским государством, которая выражается в их взаимных...

В рубрику «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права» Провозглашение независимости Украины
Появление на карте мира нового государства – Украины – является итогом многовековой борьбы ее народа, который из поколения в поколение...

В рубрику «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права»
С совершенствованием общества государство становится демократическим (в нём осуществляется народовластие, экономическая свобода,...

В рубрику «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права»
Закона определяет, что за­бастовка — это временное коллективное добровольное прекраще­ние работы работниками (невыход на работу,...

В рубрику «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права» Ответственность...
В современном мире данное растение считают наркотиком. Наркотические средства – это вещества природного или синтетического происхождения,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<